Безработицы в России

Проблема безработицы РФ

Федеральное агентство по образованию

федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирская академия государственной службы»

Институт переподготовки специалистов

Управление персоналом

_________________________________________

(кафедра)

Управление трудовыми ресурсами

_________________________________________________________________

(дисциплина)

Письменное контрольное задание

для студентов дистанционного обучения

Тема: «Проблема безработицы РФ»

Чуркина Анастасия Сергеевна

Студент

Группа

Дата

Константинова Н.И.

Преподаватель

Новосибирск 2011

Протокол проверки:

Дата проверки

Оценка

преподавателя

Оглавление

Ведение………………………………………………………………………….4

1 Безработица как социально-экономическое явление………………………5

1.1 Формы безработицы и причины их возникновения………………………5

1.2 Государственная политика борьбы с безработицей………………………8

2 Проблема безработицы и пути ее преодоления……………………………10

2.1 Проблема безработицы в России. Динамика, структура и особенности российской безработицы……………………………………………………….10

2.2 Государственная защита населения в условиях безработицы…………16

Заключение…………………………………………………………………….19

Список использованной литературы………………………………………….21

Приложения…………………………………………………………………………………22

Ведение

Социально-экономических проблем современного этапа развития российского общества является проблема безработицы.

Безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах главной производительной силы общества — рабочей силы, существенное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны. Очевидно, что при неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей. Таким образом, показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки его эффективности. В силу этого проблема безработицы в Российской Федерации приобретает исключительную актуальность.

Эта проблема нуждается в глубоком научном исследовании, всестороннем теоретическом анализе и выработке на этой основе практических рекомендаций по обеспечению занятости трудоспособного населения страны, снижение безработицы до минимального, социально допустимого уровня.

Поэтому именно изучение и анализ проблемы безработицы и путей ее преодоления, выявление возможностей повышения уровня занятости на рынке труда России и является целью данной работы.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач: раскрытие сущности понятия безработицы и ее роли в России, рассмотрение основных тенденций на российском рынке труда и обозначение наиболее актуальных направлений борьбы с безработицей, изучение российского опыта борьбы с безработицей и выявление на его основе новейших возможностей обеспечения занятости в нашей стране.

1 Безработица как социально-экономическое явление

1.1 Формы безработицы и причины их возникновения

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека.

Безработица — это часть населения страны, состоящая из лиц, достигших трудоспособного возраста, не имеющих работы и нахо­дящихся в поиске работы в течение определенного по законодательству периода времени .

По российскому законодательству, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Критерии признания человека безработным обычно устанавливаются законом или правительственными документами и могут немного различаться по странам. Но, как правило, несколько признаков присутствуют во всех определениях. Это:

— трудоспособный возраст (16 — 55 лет для женщин и 16 — 60 лет для мужчин;

— отсутствие у человека постоянного источника зара­ботка в течение некоторого времени (например, месяца);

— доказанное стремление человека найти работу (на­пример, обращение его в службу занятости и посещение тех работодателей, к которым его направляют на собесе­дование сотрудники этой службы) .

Для количественной оценки безработицы используется 2 показателя:

показатель численности безработных (U); показатель фактического уровня безработицы (u), который определяется следующим образом.

При этом безработных подсчитывают на основе тех данных, которые предоставляют соответствующие органы и ин­ституты, а рабочая сила определяется как разница обще­го показателя численности населения страны и отдельных групп населения, которые составляют:

1) лица, не достигшие трудоспособного возраста;

2) лица, находящиеся в специальных учреждениях (местах заключения, психиатрических клиниках и т.п.);

3) лица, выбывшие из состава рабочей силы:

— добровольно нежелающие работать;

— отчаявшиеся найти работу, и прекратившие ее поиски.

Современные экономисты рассматривают безработицу как естественную и неотъемлемую часть рыночного хозяйства. Критерием разграничения видов безработицы, как правило, служат причина ее возникновения.

Фрикционная безработица (от слова «фрикция» — трение) связана с процессом смены работы. К фрикционным безработным относятся:

1) уволенные с работы по приказу администрации;

2) уволившиеся по собственному желанию;

3) ожидающие восстановления на прежней работе;

4) нашедшие работу, но еще не приступившие к ней;

5) сезонные рабочие (не в сезон);

6) люди, впервые появившиеся на рынке труда и имеющие требующийся в экономике уровень профессиональной подготовки и квалификации .

Фрикционная безработица представляет собой явление не только неизбежное, но и желательное, так как способствует более рациональному размещению рабочей силы и более высокой производительности. Уровень фрикционной безработицы равен выраженному в процентах отношению количества фрикционных безработных к общей численности рабочей силы.

Структурная безработица обусловлена структурными изменениями в экономике, которые связаны:

а) с изменением структуры спроса на продукцию разных отраслей;

б) с изменением отраслевой структуры экономики, причиной которого является научно-технический прогресс.

Причина структурной безработицы — несоответствие структуры рабочей силы структуре рабочих мест. Это означает, что люди, имеющие профессии и уровень квалификации, не соответствующие современным требованиям и современной отраслевой структуре, будучи уволенными, не могут найти себе работу. К структурным безработным относятся также люди, потерявшие работу в связи с изменением структуры спроса на продукцию разных отраслей.

Уровень структурной безработицы рассчитывается как отношение количества структурных безработных к общей численности рабочей силы, выраженное в процентах.

Сумма фрикционной и структурной безработицы образуют естественную безработицу, что совместимо с состоянием полной занятости, а фактический объем выпуска в этом случае равен потенциальному.

Циклическая — это безработица, которая возникает в период спада и существует до тех пор, пока фактический ВВП остается ниже потенциального.

Таким образом, причиной циклической безработицы являются кризисы, вызывающие спад экономической активности.

Все три перечисленных типа безработицы входят в состав фактической безработицы.

Исходя из необходимости учета безработных и принятия соответствующих государственных мер по обеспечению работой всех желающих, различают:

— зарегистрированную безработицу (явная), которая отражает количество незанятых граждан, ищущих работу, готовых приступить к ней и взятых на учет в государственной службе занятости;

— скрытую безработицу, которая отражает количество незанятых граждан, ищущих работу не прибегая при этом к помощи биржи труда .

1.2 Государственная политика борьбы с безработицей

Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры .

Общими для всех типов безработицы являются такие меры как:

— выплата пособий по безработице;

— создание служб занятости (бюро по трудоустройству).

Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:

1) усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах);

2) создание специальных служб для этих целей .

Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры как:

1) создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации;

2) помощь частным службам такого типа.

Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:

1) проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;

2) создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.

Пути решения проблемы безработицы подразделяются на прямой и косвенный.

Прямой путь — это возрож­дение отечественного производства, организация новых рабочих мест во всех сферах хозяйственной деятельности.

Косвенный — это административное или законодательное регу­лирование занятости. Это означает:

1. Обеспечение правовой защищенности наемных работников.

2. Использование альтернативных форм занятости.

Помимо гибких и нетрадиционных форм занятости, предусматривающих возможность выбора оптимального режима работы самими работниками, нуж­но использовать и мировой опыт работы «дележа рабочих мест» (job-sharing) и «дележа работы» (work-sharing) во времени и пространстве. Сегодня ты работаешь, а завтра — я; ты — там, а я — здесь.

3. Развитие системы страхования от безработицы:

— повышение доли отчислений в фонд занятости, что позволит
стимулировать структурную перестройку предприятий;

— использование страховых принципов, когда наряду с работо­дателем в формировании фонда участвует и сам работник;

— адаптация безработных к изменившимся требованиям рынка
через систему профессиональной подготовки при максимальном
учете имеющейся базовой квалификации;

— упрощение процедуры регистрации безработных в службах занятости.

4. Усиление гарантий в сфере оплаты труда и решение проблемы неплатежей заработной платы.

5. Создание действенной системы защиты наемных работников через механизм социального партнерства, важнейшей задачей которого является устране­ние конфликтных ситуаций. Система социального партнерства на федеральном уровне призвана обеспечить ведение переговоров по определению минимальной заработной платы, а в ряде случаев — выработку критериев для повышения заработной платы на уровне отрасли или предприятия в рамках общегосудар­ственной политики доходов и занятости. Важнейшей задачей социального партнерства является устране­ние конфликтных ситуаций .

Перечисленные мероприятия не смогут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране. Поэтому проводимая в стране политика по борьбе с безработицей должна ориентироваться на долгосрочный период, обеспечивая не только занятость населения, но и стабильный экономический рост.

Сегодня безработица в России — обычное явление. Любому ясно, в чем ее суть и кто такие безработные. Уже из самого названия понятно, что это лица, не имеющие работы, при этом желающие трудиться, активно ищущие работу и готовые приступить к ней.

Статус безработного определяет ФЗ «О занятости населения в РФ». Он служит основным законодательным актом, регулирующим вопросы, касающиеся занятости и безработицы. Время от времени в трудовое законодательство вносятся изменения, но неизменным остается главное — статус этот присваивается только специальными учреждениями служб занятости после регистрации и при условии, что обратившийся соответствует определенным критериям:

  • достиг 16 лет;
  • не старше 72-х летнего возраста;
  • не является инвалидом, не способным заниматься трудовой деятельностью;
  • не числится официально где-либо на работе (даже если таковой нет);
  • не отказался дважды от предоставленной вакансии либо от переобучения, не явился на перерегистрацию или получал доход, будучи зарегистрированным в Службе занятости.

Безработица в Стране Советов

Еще на заре Советской власти регистрацией безработных занимались биржи труда молодой республики. Они называли несколько источников роста безработицы в период 1927-29 годов:

  • Работники неквалифицированного труда. Эту причину считали главной прежде всего потому, что было установлено ограничение на регистрацию лиц, ранее по найму не работавших, но в городах оседало слишком много «пришлого деревенского элемента».
  • Подростки. Они слабо вовлекались в производство.
  • Строители. Сезон 1929 открылся поздно.

Молодое правительство чрезвычайно гордилось тем, что в «исторически короткие сроки» полностью ликвидировало безработицу, отмечая, что подобного мировая история еще не знала. К 1930 году была обеспечена полная занятость трудоспособного населения. Об этот говорят цифры официальной статистики того времени.

Таб. 1. Ликвидация безработицы в Советском Союзе, тысяч человек

Безработные,
состоящие на учете
бирж труда

На 31 декабря

На 1 июля 1924

На 31 декабря 1924

На 1 апреля 1927 г.

На 1 апреля 1928 г.

На 1 октября 1928 г.

На 1 апреля 1929 г.

На 1 октября 1929 г.

На 1 апреля 1930 г.

На 1 октября 1930 г.

Источники: сборники ЦСУ СССР

Это демонстрируют и официальные издания тех лет, содержащие международные сравнения.

Рис. 1. Страница из изостатического альбома «СССР и капиталистические страны». 1939 год

Безработные в Новой России

Административные и экономические реформы, перестройка, развал Союза и институциональные преобразования, которые буквально сотрясали страну в начале 1990-х, вернули к жизни явление, которого за последующие после 1930-го 60 лет не знал Советский Союз, безработицу. Новая Россия в полной мере ощутила проблему загнивающего капитализма. Службы занятости заработали в полную мощь.

На 1 января 1992 года статус безработного имели уже 61876 человек. За первые полгода их число возросло в 3,2 раза, за год – в 9,3 раза, а за полтора – в 1,6.

Таб. 2. Численность безработных в 1992-1993, зарегистрированных в Службе занятости

Всего

Из них получали пособие

Источник: Росстат

Рост числа безработных интенсивно продолжался до 1998 года, пока не достиг своего пика. На конец 1998 года был зарегистрированный рекордный уровень безработицы в 13,3%.

Рис. 2. Изменение числа безработных и уровня безработицы в 1992-2010 гг.

Основанием для получения этих данных о безработных являются обследования рабочей силы, цель которых в сборе сведений о численности и составе занятых и безработных, уровне участия в рабочей силе, уровне безработицы, а также их динамике по Российской Федерации и ее субъектам.

Краткая характеристика обследования

В России они стали проводиться с 1992 года. Обследования осуществлялись раз в год (как это было в 1992–94, 1997 и 1998 на последнюю неделю октября, в 1996 — марта), дважды (как в 1995 — в марте и октябре тоже на последнюю неделю), ежеквартально (1999 – август 2009), а с сентября 2009 оно проводится ежемесячно на вторую неделю месяца.

Применяется выборочный метод, а впоследствии итоги его распространяются на все население обследуемого возраста.

Обследованием охвачены частные домашние хозяйства всех российских регионов, а в них лица 15–72 лет. При определении возрастных границ учтены:

  • 15 лет — принципы и рекомендации ООН;
  • 72 года — факт наличия лиц этой возрастной группы в составе рабочей силы.

Как правило, опрашивается до 70000 человек, в каждом субъекте Федерации доля отбора может отличаться от средней по России (это 0,06% численности населения 17–72 лет). Основой для выборки служат материалы Всероссийских переписей населения о тех, кто постоянно проживает на территории конкретного города, района, населенного пункта.

Обследованию не полежат те, кто проживает в коллективных жилых помещениях:

  • школы-интернаты;
  • дома для престарелых;
  • общежитиях;
  • монастырях и пр.

Каждой отдельной единице наблюдения присваивается индивидуальный вес на уровне субъекта Федерации. Распространение заключается в сопоставлении численности обследуемых граждан с общей численностью населения обследуемого возраста. При этом обе категории стратифицированы по полу, пятилетним возрастным группам и типу поселения.

Лица, участвующие в обследовании, опрашиваются по бланку формы №1‑З «Анкета выборочного обследования рабочей силы». В ней есть сведения о:

  • респондентах;
  • наличии у них оплачиваемой работы или доходного занятия;
  • признаках, характеризующих основную работу;
  • второй работе;
  • поиске работы;
  • прошлой деятельности лиц, не занятых в обследуемую неделю;
  • лицах, не входящих в состав рабочей силы;
  • участии населения в других формах трудовой деятельности

, на сайте Росстата, или , на ГАРАНТ.ру, вы можете скачать анкету.

Информация, содержащаяся в анкете, позволяет классифицировать каждого опрашиваемого в качестве занятого, безработного или лица, не входящего в состав рабочей силы. Если у респондента наличествует двойной статус, приоритет отдается:

  • занятости перед безработицей;
  • безработице перед отсутствием в составе рабочей силы.

Безработные в соответствии с определениями МОТ – лица в возрасте 15–72 лет, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно следующим критериям: не имели работы (доходного занятия); занимались поиском работы в течение четырех недель, предшествующих обследуемой неделе, используя при этом любые способы; были готовы приступить к работе в течение обследуемой недели.
К безработным относятся также лица, которые в рассматриваемый период не имели работы, но договорились о сроке начала работы (в течение 2 недель после обследуемой недели) и не продолжали дальнейшего ее поиска; не имели работы, были готовы приступить, но не искали работу, так как ожидали ответа от администрации или работодателя на сделанное ранее обращение. При этом период ожидания ответа не должен превышать один месяц.

Безработица сегодня

По данным обследования рабочей силы, в России на конец года — 4243 тыс. человек, не занятых в экономике, но активно ищущих работу.

Рис. 3. Динамика безработных в 2011–2016 годах, млн человек

Средний возраст безработных колеблется в пределах 35–36 лет.

Рис. 4. Изменение среднего возраста безработных в 2011–2016 годах, лет

При этом в общем их количестве наибольшая доля приходится на молодежь: 20–24 и 25–29 лет (19,1 и 16,6%, соответственно), — а наименьшая — на старшее поколение 60–72 лет (3,1%).

Рис. 5. Структура безработных по возрастным группам в 2016 году, в процентах

Как показало обследование, более половины безработных последние годы – это лица со средним образованием, профессиональным и общим.

Рис. 6. Структура безработных по уровню образования в 2011–2016 гг.

На долю лиц со средним профессиональным образованием в 2016 году приходилось 40,4%, со средним общим – 29,8%.

Рис. 7. Структура безработных по уровню образования в 2016 году, в % к общему числу безработных

В ходе опроса респондента называют и основные способы поиска работы, которые ими используются. Более половины из них обращаются к знакомым, родственникам и друзьям. К концу 2016 года их доля возросла с 57,5 до 68%. Увеличилась популярность СМИ и Интернета в этом деле. В 2011 на их долю приходилось 23,9%, сегодня практически каждый второй безработный пользуется возможностями, предоставляемыми глобальной сетью и печатью. Следует отметить, что поиски осуществляются в нескольких направлениях одновременно.

Таб. 3. Распределение безработных по способу поиска работы в 2011–2016 гг., в процентах к общему числу безработных

Обращение в государственную службу занятости

Подача объявлений в СМИ, Интернет, отклик на объявления

Обращение к друзьям, родственникам, знакомым

Непосредственное обращение к администрации / работодателю

Обращение в коммерческую службу занятости

34,7

23,9

57,5

25,5

3,0

30,1

29,2

60,8

28,5

3,0

29,5

33,1

59,4

28,0

3,4

28,0

39,1

62,9

29,1

4,2

28,3

45,3

65,5

31,3

4,4

28,0

48,2

68,0

33,6

4,4

Источник: Росстат

Гендерный аспект безработицы

Активными поисками работы в России занимаются и мужчины, и женщины. На конец 2016 года из 4243 человек безработных 2268 – мужчины, а 1975 – женщины.

Таб. 4. Изменение количества безработных по полу

Всего

В том числе:

мужчин

женщин

Источник: Росстат

Причем соотношение сохраняется почти неизменным на протяжении последних шести лет. Доля мужской половины колеблется между 53,5–54,5%, а женской сохраняется в пределах 45,5–46,5%.

Рис. 8. Изменение структуры безработных по полу в 2011–2016 годах, в % к общему числу безработных

Подобным же остается соотношение и среди разных возрастных групп. И лишь одна из них — 55–59 лет — выбивается из общего ряда. Среди безработных 55–59 лет женщин 34,1%, а мужчин — 66,3.

Рис. 9. Изменение структуры безработных по полу в разных возрастных группах в 2016 году, в % к общему числу безработных

Средний возраст безработных меняется мало — от 35 до 36 лет. Обследование показало, что безработный мужчина чуть постарше женщины, ему 36. Хотя в 2011 году они были практически ровесниками.

Рис. 10. Изменение среднего возраста безработных мужчин и женщин, в сравнении с общероссийскими показателями за 2011–2016 гг., лет

Если говорить об образовании ищущих работу мужчин и женщин, то чаще находятся в поиске те, у кого среднее образование: с профессиональным это 41,5% мужчин и 39,1% женщин, а с общим – 30,2% мужчин и 29,4% женщин.

Рис. 11. Структура безработных по полу и образованию в 2016 году, в % к общему числу безработных

Как менялись эти соотношения, покажет график.

Рис. 12. Структура безработных мужчин по уровню образования в 2011–2016 гг.

Рис. 13. Структура безработных женщин по уровню образования в 2011–2016 гг.

Уровень безработицы

Уровень безработицы — это отношение численности безработных определенной возрастной группы (15–72 лет) к численности рабочей силы (экономически активного населения) соответствующей возрастной группы, рассчитанное в процентах.

Учет безработных в России организован двумя разными ведомствами: Росстатом – в виде обследования рабочей силы (населения по проблемам занятости) и Министерством труда и занятости – путем регистрации обращений граждан в Службу занятости. По данным Росстата, безработных граждан в России за 2016 год было 4243 тыс. человек, это в 4,7 раз больше, чем зарегистрировали учреждения Службы занятости. А министр труда и занятости РФ М. Топилин о безработице говорит следующее:

Таб. 5. Сравнительная характеристика безработных, тыс. человек

По материалам обследования рабочей силы

Зарегистрировано в учреждениях Службы занятости (на конец года)

Отношение данных Росстата к данным Службы занятости, раз

3,9

3,9

4,5

4,4

3,9

4,7

Источники: Росстат, Федеральная служба труда и занятости

Различие в способах определения числа безработных влияет и на показатель уровня безработицы.

Рис. 14. Изменение уровня общей и зарегистрированной безработицы, в % к численности рабочей силы

Безработица в мире. Международные сравнения

Среди других важнейших экономических показателей России и отдельных зарубежных стран Росстат публикует сведения об уровне безработицы.

Таб. 6. Сравнительная характеристика уровня безработицы отдельных стран за 2013–2016 гг., в % численности рабочей силы

Россия

5,5

5,2

5,6

5,5

Германия

5,2

5,0

4,6

4,1

Италия

12,1

12,7

11,9

11,7

Канада

7,1

6,9

6,9

7,0

Соединенное Королевство (Великобритания)

7,6

6,1

5,3

4,8

США

7,4

6,2

5,3

4,9

Франция

10,3

10,3

10,4

10,1

Япония

4,0

3,6

3,4

3,1

Источник: Росстат

Картографический материал International Labor Organization позволяет заключить, что самый высокий уровень безработицы регистрируется в странах Африканского континента.

При расчете уровня безработицы в Европейских странах учитывается и скрытая безработица, в отличие от России и США

Рис. 15. Уровень безработицы в 2016 году в странах мира, в % к численности рабочей силы

По данным Евростата, самый высокий уровень безработицы среди стран-членов Европейского Союза на конец 2016 года был отмечен в регионах Греции, Испании, Франции и Италии. Он превысил средний показатель по ЕС (8,6%) более чем в два раза. Причем в Греции и Испании 20% достиг средний по стране, а в отдельных их регионах он зафиксирован на отметке в 30%.

Есть регионы, где этот показатель вдвое ниже среднеевропейского. Это Германия и Чешская Республика.

Рис. 16. Региональная безработица в странах-членах ЕС, в % к численности рабочей силы

Последствия безработицы

Даже с учетом того, что явление безработицы само по себе – фактор негативный, последствия ее и социальные, и экономические могут носить позитивный характер.

Социальные

Их легко спрогнозировать:

  • Растет напряженность в обществе.
  • Увеличивается число заболеваний, причем не только душевных.
  • Растет преступность.
  • Уменьшается рабочая активность.
  • Отмечается увеличение психологических проблем.

При этом высвобождается много времени для полезных дел (семья, учеба, хобби). Те, кто длительное время не может найти работу, начинают ценить ее.

Экономические

Человек теряет квалификацию, снижается уровень его жизни. А для государства это означает рост расходов на выплаты по безработице, обесценивание образования, увеличение количества нарушений закона в финансовой сфере, уменьшение ВВП.

Экономика имеет от этого явления некоторые преимущества. Формируется запас рабочей силы для дальнейшего развития экономики. Человек, осознавая, что может потерять работу, начинает лучше трудиться. А значит, растет производительность труда и здоровая конкуренция.

Мы рассмотрели два основных типа учитываемой безработицы: общую и зарегистрированную. Но она не всегда может быть ясно фиксируемой.

Есть скрытая безработица, когда работа организована не в полную силу (неполный день или неделя, вынужденные неоплачиваемые отпуска), когда нет регистрации в качестве безработного. Ее практически невозможно учесть.

Нельзя точно оценить и фактическую безработицу. Выявить и учесть каждого нетрудоустроенного, если он сам того не желает, не представляется возможным. Тем более существует категория лиц без постоянного места жительства, мигрирующих из одного региона в другой.