Борьба с теневой экономикой

Плюсы и минусы теневой экономики

О том, что нелегальная и скрытая от государства деятельность негативно влияет на уровень жизни человека и на общее положение самой страны, знают многие, но при этом мало кто понимает, что теневая экономика, как социально-экономический феномен имеет собственные преимущества. Если сравнить плюсы и минусы подобной деятельности, то недостатки существенно перевешивают чашу весов.

Минусы теневой экономики

Многие страны ведут активную борьбу с этой проблемой, поскольку она негативно влияет на многие процессы и развитие общества.

  1. Замедляет рост экономического развития государства, например, снижается ВВП, растет безработица и так далее.
  2. Уменьшаются государственные доходы, поскольку предприятия, занимающие нелегальной деятельностью, не платят налоги.
  3. Сокращаются расходы бюджета и страдают от этого работники бюджетного сектора, пенсионеры и другие группы людей, получающие социальные выплаты.
  4. Ловушка теневой экономики связана с тем, что она способствует росту коррупции, но и сама коррупция стимулирует развитие нелегальной деятельности.

Плюсы теневой экономики

Как уже говорилось, положительных сторон у незаконной деятельности немного, но они есть:

  1. Положительные последствия теневой экономики обусловлены тем, что такая деятельность приносит инвестиции в легальный сектор.
  2. Она является неким сглаживающим механизмом существующих скачков в экономической конъюнктуре. Это возможно благодаря перераспределению ресурсов между разрешенным и запрещенным сектором.
  3. Теневая экономика положительно влияет на последствия финансовых кризисов, когда происходят массовые увольнения работников, которые могут найти место в неформальном секторе.

Негативные последствия теневой экономики

Незаконный бизнес является разрушительным явлением, которое негативно влияет на всю экономическую систему государства. Чтобы понять, почему теневая экономика это плохо, нужно взглянуть на перечень негативных последствий.

  1. Происходит сокращение государственного бюджета, поскольку не происходят налоговые отчисления.
  2. Из-за влияния на кредитно-финансовую сферу происходят негативные изменения в структуре платежного оборота и стимулировании инфляции.
  3. Последствия теневой экономики касаются и внешнеэкономической деятельности, поскольку возникает недоверие со стороны иностранных инвесторов.
  4. Существенно растет коррупция и злоупотребление властью. В результате этого происходит замедление процесса развития экономики страны и страдает все общество.
  5. Многие подпольные организации для сокращения расходов и при отсутствии финансирования не соблюдают экологические нормы, что негативно влияет на состояние окружающей среды.
  6. Из-за теневой экономики ухудшаются рабочие условия, поскольку предприятия игнорируют трудовое законодательство.

Глава3. Методы борьбы с теневой экономикой в России

Глава3. Методы борьбы с теневой экономикой в России
3.1 Социально-правовой контроль за экономической преступностью и проблемы в сфере контроля за теневой экономикой в
России
Сущность теневой экономики заключается в ее «невидимости». В России теневая экономика достигла чрезвычайных размеров.

По оценкам экспертов, она достигает от 25% до 40% ВВП. Специалисты МВД России оценивают ее в 45%-50%. Анализ зарубежного опыта показывает, что величина 45-50% является критической, за ней стираются грани между официальной и теневой экономикой, и последняя подчиняет себе все сферы жизни общества.

С.М. Меньшиков на основе анализа скрытых источников предпринимательских доходов выводит общую оценку удельного веса теневой экономики — около одной трети ВВП, причем до 40% скрытых доходов уходит на оплату «услуг» организованной преступности.

По данным МВД России, организованные преступные формирования в той или иной степени контролирует более 40 тыс. хозяйствующих субъектов различных форм собственности, в том числе около 1,5 тыс. крупных государственных предприятий, свыше 500 совместных предприятий, 550 банков.

Создание экономических отношений, позволяющих значительно снизить теневую составляющую предпринимательства, связано с серьезными политическими усилиями и радикальными изменениями всех уровней структуры власти. Необходимо повысить ответственность исполнительной власти, укрепить политическую систему и правоохранительные органы, усилить борьбу с коррупцией в государственном аппарате. Это направление сопряжено со значительным сопротивлением криминальных группировок, теневых структур, чиновников, заинтересованных в сохранении существующего порядка.

Создана исходная нормативная база, регулирующая функционирование предпринимательства в России. Произошел раздел зон влияния интересов. Конфликты возникают в основном на границах этих зон. Значительно снизилось число сфер деятельности, сделки в которых опосредуются наличными средствами. Заканчивается эпоха быстрых денег, притягивающих криминальные структуры. Происходит формальное и неформальное сращивание криминального и легального капитала, что предполагает более цивилизованные формы взаимодействия.

Сформирован достаточно развитый рынок структур, предоставляющих защитные услуги. В их качестве выступают:

— Государственные охранные структуры под патронажем силовых ведомств, прежде всего МВД России, ФСБ России;

— Охранные агентства, имеющие государственную регистрацию и лицензированные на выполнение охранных функций;

— Охранные агентства аналогичные предыдущим, но образованные криминальными группировками с периодическим выполнением нелегальных, незаконных операций;

— Нелегальные охранные формирования, которые, в свою очередь, могут быть представлены служащими силовых министерств, пополняющими свой бюджет в силу неудовлетворительного денежного содержания (около 59% сотрудников желали бы дополнительно работать в охранных структурах, но лишь 20% имеют эту возможность) или криминальными элементами, играющими роль «крыши».

В целях предотвращения произвола контролирующих органов представляется важным ограничить максимальное число проверок, а так же разработать и утвердить обязательную форму книги регистрации инспекторских проверок субъектов малого предпринимательства, являющуюся официальным документом для регистрации всех проверок и их итогов. Ведение книги должно быть обязательным в течении всего периода существования предприятия. Сверхлимитные проверки могут проводится лишь в присутствии представителей структур поддержки и развития малого предпринимательства.

Совокупность этих мер должна побудить и, если необходимо, заставить «теневиков» от малого бизнеса и «коррупционеров» от власти перейти в сектор контролируемой, легальной экономики.

Обеспечение безопасности малого предпринимательства невозможно без непосредственного участия в этом процессе правоохранительных органов. Сложность решения этой проблемы косвенно обусловлена тем, что в существующей напряженной криминальной обстановке предприниматели не всегда находят достаточную защиту в правоохранительных органах, что объективно усиливает рост правового нигилизма в их среде.

Что касается проблем в сфере контроля, то Правоохранительные органы постоянно испытывают трудности в проведении ревизий. Имеющийся ведомственный контрольно — ревизионный аппарат перегружен и мало укомплектован.

Недостаточность средств финансирования правоохранительных органов не позволяет привлекать на платной основе квалифицированных специалистов-бухгалтеров и аудиторов для проверки финансовой деятельности предприятий, попавших в сферу интересов в связи с подозрением в противоправной деятельности. Это приводит к тому, что на момент возбуждения уголовного дела проверка по материалам не проводиться либо проводиться неоправданно долго, что также отрицательно сказывается на качестве расследования дела, выявлении обстоятельств и сроках.

Исходя из анализа обстановки, складывающейся в секторе малого предпринимательства, можно с уверенностью утверждать, что нейтрализация противоправных посягательств в этой области не может быт осуществлена с использованием только традиционно сложившихся методах (усиление контроля правоохранительных органов, ужесточение законодательства и т.д.) без кардинальных сдвигов в приоритетных направлениях развития экономики.

Преодолеть негативные тенденции в экономике позволит лишь целостная и обоснованная система мер, реализуемая в ходе продуманной экономической политики государства. Развитие и поддержка разнообразных форм собственности, предпринимательства представляются наиболее существенными методами ослабления теневых процессов и легализации предпринимательской деятельности.

1. В общем комплексе проблем обеспечения безопасности малого предпринимательства можно выделить две основные составляющие: обеспечение физической безопасности и предотвращение преступных посягательств со стороны криминальных элементов;

2. борьба с криминализацией отношений «чиновник-предприниматель», коррумпированностью властных структур и обеспечение экономической безопасности малого предпринимательства от криминальных посягательств.

Кроме названных основных факторов появление теневой экономики в России было обусловлено следующими причинами:

экономические:

— катастрофическое разрушение всей системы народного хозяйства в связи с ликвидацией СССР (разрыв кооперационных связей, затоваривание и дефицит, неплатежи, бартер, массовые хищения);

— развал финансовой системы (запредельный дефицит бюджета, гиперинфляция, пирамида государственных заимствований, переход в расчетах на наличные деньги, в том числе в иностранной валюте, и денежные суррогаты);

— обнищание большинства населения на фоне баснословного неправедного обогащения группы лиц из окружения Президента РФ Б. Ельцина;

правовые:

— возникновение правового вакуума (ошибочное введение в правоприменительную практику принципа «разрешено все, что не запрещено законом» в условиях, когда старые законы уже не работали, а новых еще не было);

— разрушение правоохранительной системы постоянными реорганизациями;

— формирование в экономике значительного криминального сектора (масштабные хищения собственности всегда объективно порождают криминальную систему ее перераспределения);

— коррупционное использование законодательных, исполнительных и правоохранительных органов в интересах теневой экономики;

— формирование у граждан правового нигилизма (нарушение законов, в том числе открытое, стало повсеместной практикой, прежде всего со стороны представителей власти и крупного бизнеса);

общественно-политические:

— разрушение идеологических основ общественной жизни;

— формирование мировоззрения вседозволенности и продажности;

— исповедование власть имущими двойных моральных стандартов;

Глава1. определение и сущность теневой экономики
Глава2. теневая экономика в россии
Список используемой литературы
Поделитесь с Вашими друзьями: