Бюджетные фонды

Государственный внебюджетный фонд

Государственный внебюджетный фонд – это денежный фонд, образованный помимо госбюджета. В России их существует свыше тридцати с концентрацией более 60% доходов государства. Многообразные государственные внебюджетные фонды классифицированы, главной степенью согласно целевой направленности, уровневой структуры управления.

Классификация государственных внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды целевого назначения и делятся на:

  • социальные (для гарантированного обеспечения пенсий, соцстрахования и обязательного медицинского страхования);
  • экономические (для поддержания дорожных служб; борьбы с преступностью; обеспечения пограничной службы; атомной энергетики и т.п.).

Уровневое управление, определяемое государственным законодательством, в свою очередь обуславливает деление внебюджетных фондов на:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

Вышеперечисленные фонды включают:

  • бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ;
  • бюджеты внебюджетных территориальных фондов.

Ответственность за формирование государственных внебюджетных фондов возлагается на органы власти государства: центральные, республиканские, местные. Источники фондов главным образом обусловлены особенностью и значением задач, поставленных перед ними, в тоже время финансово-экономическим положением страны.

Существуют два пути формирования фондов: отчисление из бюджета госрасходов, либо создание внебюджетного целевого фонда, основанного на собственных источниках доходов. Целевое назначение создания фонда, как правило, имеет отражение в названии.

Источники финансирования внебюджетных фондов

На сегодня доходы государственных внебюджетных фондов организуются за счет определенных доходов. Первым источником для основной части внебюджетных фондов остается национальный доход, а именно:

  • сборы и налоги, узаконенные властью;
  • госбюджетные средства типа субсидий;
  • отчисления из прибыли организаций;
  • доход от фондов, связанных с коммерческой деятельностью и отдельных лиц;
  • займы коммерческих банков или Центробанка России;
  • другие виды доходов, установленные законодательством.

Органы федерального казначейства выполняют все действия по исполнению расходной и доходной частей внебюджетных доходов. Контроль осуществляется специальными органами уровневой бюджетной системы РФ.

Социальное страхование

Через государственные внебюджетные фонды РФ проводится обязательное соцстрахование – составная часть государственной соцзащиты населения, реализующая в виде страхования работников от ухудшения материального или социального положения по каким-либо обстоятельствам.

Цели построения государственных внебюджетных страховых фондов защита от социальных рисков в виде выплат:

  • в период декретного отпуска;
  • при профессиональном заболевании,
  • по потере кормильца;
  • при получении трудового увечья, инвалидности, болезни;
  • для получения медпомощи, санаторно-курортной профилактики.

При одновременном наступлении страховых случаев определяется порядок выплаты согласно федеральным законам.

Денежные средства в бюджеты обязательного соцстрахования поступают:

  • со страховых взносов;
  • дотаций, а также средств иных бюджетов в конкретных случаях, согласно законодательству РФ;
  • со штрафных санкций и пени;
  • с возмещаемых страховщикам средств в особых случаях, связанных с нанесением вреда застрахованным лицам;
  • с доходов от размещения средств обязательного соцстрахования, временно свободных;
  • с других поступлений, согласно законодательству РФ.

В России государственные внебюджетные страховые фонды выступают в роли инструментов, реализующих важнейшие общественные задачи — защиту народонаселения от социальных рисков.

Страховое обеспечение обусловлено соответствующими социальными страховыми рисками, это:

  • оплата медучреждению затрат, связанных с оказанием застрахованным лицам необходимой медпомощи;
  • пенсии по потере кормильца, старости, инвалидности;
  • пособия вследствие временной нетрудоспособности, травмы, профессионального заболевания;
  • пособие по беременности, безработице;
  • оплата санаторно-курортной профилактики;
  • пособие по уходу за ребенком;
  • пособие для женщин с ранними сроками беременности, вставших на медицинский учет, при рождении ребенка;
  • социальные пособия на погребение;
  • оплата санаторно-курортной профилактики;
  • оплата затрат на поддержание здоровья работающих и членов их семей.

Управление средствами государственных внебюджетных фондов выполняют финансовые учреждения, деятельность, задачи и функции которых регулируются утвержденными положениями.

Будучи федеральной собственностью средства внебюджетных фондов в тоже время не входят в состав ни одного из бюджетов РФ и изыманию не подлежат.

Внебюджетные фонды — результат функционирования финансовых отношений, формирующих и использующих целевые централизованные денежные фонды, необходимые для финансирования государством социальных расходов.

Система государственных внебюджетных фондов включает в себя фонды выплаты пенсий, соцстрахования и обязательного медицинского страхования.

Социальное страхование — важнейшее звено в системе соцзащиты в рыночной экономике современности. Новая модель социальной защиты должна обеспечивать принципы солидарности и социальной справедливости.

Основные задачи социального страхования

  • формировать денежные фонды, благодаря которым бы покрывались расходы на содержание нетрудоспособных лиц, не принимающих участие в трудовом процессе;
  • сокращать разрыв в уровнях обеспечения неработающих и трудящихся членов общества.
  • обеспечивать гарантированные государством пособия вследствие временной нетрудоспособности;
  • обеспечивать санаторно-курортную профилактику работников и их детей;
  • обеспечивать пособия по беременности, рождению и уходу за ребенком;
  • обеспечивать возмещение стоимости ритуальных услуг;
  • разрабатывать, реализует, совершенствует государственные программы по охране здоровья работников;
  • осуществлять меры, обеспечивающие финансовую устойчивость Фонда;
  • разрабатывать совместно с Министерствами труда и финансов предложения о тарифных размерах страховых взносов на государственное соцстрахование;
  • организовывать повышение квалификации своих специалистов, проводит разъясняющую работу среди страхователей;
  • сотрудничать с аналогичными службами других государств.

Деятельностью Фонда соцстрахования руководит председатель.

Пенсионный фонд

Самая крупная и эффективная система по оказанию социальных услуг в Российской Федерации. Результатом деятельности фонда является своевременная выплата пенсии гражданам России в соответствии с пенсионными правами.

Для реализации своих полномочий выплачивает и обеспечивает:

  • государственные пенсии, включая граждан, выезжающих за пределы РФ;
  • пособия по уходу за детьми, старших 1,5 лет;
  • оказывает материальную помощь нетрудоспособным гражданам;
  • финансовую и материально-техническую текущую деятельность ПФР и его органов.

Пенсии бывают следующих видов:

  • трудовая пенсия, начисляемая при выполнении определенных условий, по достижении возраста м/ж (60/55 лет), наличии стажа м/ж(25/20 лет). За работу свыше этих пределов начисляется по 1% в год, но не более 20%;
  • социальная пенсия, выплачиваемая при достижении пенсионного возраста в размере, равном минимальной пенсии.

В нашей стране государственные внебюджетные фонды российской федерации управляются независимо от бюджета. Руководит пенсионным фондом Правление и его исполнительная дирекция, в подчинении которой находятся республиканские отделения. В городах и районах находятся фондовые отделения.

В связи с переходом на полное пенсионное страхование, проводится четкая политика по усовершенствованию системы защиты пенсионеров, включая знание динамики численности работающих, демографической ситуации и других необходимых данных. А также намечается выстраивание оптимальной схемы с возможной системой дополнительного, профессионального пенсионного страхования, формирование общественного мнения, убеждение людей в необходимости реформ, разъяснение предпринимаемых шагов.

Фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонд

Деятельность фонда подотчетна Правительству РФ. Главным назначением фонда является обеспечение системы медицинского страхования, а именно:

  • проведение в жизнь закона о медицинском страховании;
  • соблюдение прав граждан, согласно законодательству РФ;
  • обеспечение всеобщего медицинского страхования;
  • достижение справедливости и равенства граждан в обязательном медицинском обслуживании;
  • обеспечение устойчивости системы.

Фонд надежно и планомерно:

  • финансово обеспечивает установленные законодательством РФ гражданские права на медицинскую помощь;
  • обеспечивает финансовую устойчивость системы медицинского страхования;
  • аккумулирует финансовые средства для обеспечения стабильности системы.

В рамках своих полномочий Территориальный фонд занимается обеспечением обязательного медицинского страхования:

  • аккумулированием средств фонда;
  • финансированием, согласно заключенным договорам со страховщиками;
  • осуществлением финансово-кредитной деятельности;
  • выравниванием финансовых городских и районных ресурсов;
  • предоставлением кредитных средств, если полагается, то на льготных условиях;
  • накапливанием резервов для гарантии устойчивости системы;
  • разработкой правил;
  • контролированием за рациональным использованием средств;
  • согласованием совместно с исполнительной властью стоимости медицинской помощи;
  • внесением предложений о страховых тарифах взносов;
  • согласованием тарифов на медицинские и иные услуги;
  • осуществлением взаимодействия с фондами страхования;
  • предоставлением информации о ресурсах системы;
  • проведением разъяснительной работы;
  • осуществлением других мероприятий.

Дорожный фонд

На территории Российско Федерации устойчивое обеспечение расходов на содержание, ремонт, реконструкцию и строительство общественных автомобильных дорог, выполняется за счет дорожных фондов субъектов РФ. Средства дорожного фонда имеют характер специального назначения: не подлежат расходованию на посторонние нужды.

Дорожный фонд — это наиболее крупный целевой фонд. Его средства намного превышают всех остальных фондов. Целевые средства государственных внебюджетных фондов для обеспечения дорог образуются за счет:

  • налогов на пользование автомобильными дорогами;
  • налогов на реализацию ГСМ;
  • налогов с владения транспортных средств;
  • акцизов с продаж легковых автомобилей гражданам;
  • доходы от эксплуатации платных дорог, проезда нерезидентов, крупногабаритных грузов.

Источниками фондов являются средства от проводимых займов, лотерей, продаж акций, штрафов, добровольных взносов, и из других источников.

Автомобильные средства, купленные для дальнейшей перепродажи, налогом на приобретение автотранспорта не облагаются при наличии, у организации, лицензии на торговлю автомашинами.