Эластичность цены

Ценовая эластичность спроса: определение, факторы, виды

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 10

Оценка спроса и предложения важна не только в теоретическом плане. Она имеет также практический смысл. В этом можно убедиться на примере анализа их эластичности. Термин ≪эластичность≫, пришедший в экономику из физики, используется здесь для измерения степени влияния ценовой политики на объем продаж товаров и торговую выручку.

Унифицированной единицей измерения эластичности выступает процент. Процентное исчисление способно показать степень изменения любой экономической переменной, независимо от того, какими были исходные единицы измерения — в тоннах, метрах, штуках и т.д. В предпринимательской практике чаще всего используют изменение в процентах одной переменной в результате однопроцентного изменения другой. Так, показатель ценовой эластичности спроса применяют для того, чтобы выяснить, на сколько процентов изменился объем продаж вследствие 1% -ного изменения цены за единицу товара. Методика такого измерения проста и представляет собой определение частного от деления процентного изменения величины спроса на 1% изменения цены.

В практике могут иметь место по меньшей мере три различных варианта ценовой эластичности спроса: — спрос эластичный, когда при незначительных понижениях цены объем продаж существенно возрастает;

— спрос имеет единичную эластичность, когда 1%-ное изменение цены вызывает 1% -ное изменение продаж;

— спрос неэластичный, если при весьма существенных снижениях цены объем продаж изменяется незначительно;

— спрос бесконечно эластичен, когда имеется только одна цена, по которой потребители покупают товар (например инсулин для больных диабетом);

— спрос совершенно неэластичен, когда потребители приобретают фиксированное количество товаров независимо от их цены.

Эластичность спроса относительно цены (price elasticity of demand) показываетотносительное изменение объема спроса под влиянием измененияцены на один процент. Практическое значение при этом имеют неабсолютные величины, а относительные. И это понятно. Когда мыговорим, что цена на «Сникерс» поднялась на 10 рублей — это слишкомсущественное для «Сникерса» изменение цены, его нельзя не


заметить. Оно вызывает значительное изменение величины спроса. Рост цен автомобиля «Вольво» на 10 рублей практически не ощутим для покупателей этой автомашины, поэтому изменение цены и величины спроса дается в формуле эластичности не абсолютно, а относительно.

Спрос называют эластичным, когда Е»>1 (это означает, что спрос растет или падает быстрее цены), и неэластичным (жестким),

когда Ер<1, то есть спрос растет (падает) медленнее, чем изменяются цены.

Если изменение цены не вызывает никакого изменения спроса, то Ер = 0 (б), если бесконечно малое изменение цены вызывает бесконечное расширение спроса, то Е = °° (а)

Существует два крайних случая. Первый случай — существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться покупателями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена повысится)., либо к неограниченному увеличению спроса (если цена снизится). При этом спрос является абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен. Графически этот случай можно изобразить в виде прямой, параллельной горизонтальной оси (рис. а). Например, спрос на помидоры, сдаваемые отдельным торговцем на городском рынке, абсолютно эластичен. Однако рыночный спрос на помидоры не является эластичным.

Другой крайний случай — изменение цены не отражается на величине спроса. График абсолютно неэластичного спроса (6) выглядит как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси. Примером может служить спрос на отдельные виды лекарств, без которых больной не может обойтись, и т.п.

Важным моментом, оказывающим воздействие на эластичность спроса, является наличие т о в а р о в – з а м е н и т е л е й. Чем больше на рынке продуктов, призванных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.

Например, спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спрос на отдельные сорта хлеба является относительно эластичным, так как с повышением цены, к примеру, на бородинский хлеб покупатель может перейти на другой сорт ржаного хлеба и т.п. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен. Однако если рассматривать эластичность по отношению к отдельным видам сигарет, сортам мыла и т.п., то она будет значительно выше.

Та же закономерность применима к изделиям, выпускаемым отдельной фирмой. Если на рынке присутствует значительное число конкурентов, выпускающих аналогичную или близкую по назначению продукцию, то спрос на продукцию этой фирмы будет относительно эластичным. В условиях совершенной конкуренции, когда много продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос на товар каждой отдельной фирмы будет абсолютно эластичны.

Другим важным обстоятельством, влияющим на ценовую эластичность, является ф а к т о р в р е м е н и. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос на бензин со стороны индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно предположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставят свои машины в гаражи, спрос на бензин снизится, сократится объем продаж его. Кроме того, к следующему лету часть из них начнут пользоваться пригородными электричками. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен в обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше.

Такая тенденция изменения эластичности во времени объясняется тем, что с течением времени каждый потребитель имеет возможность изменить свою потребительскую корзину, найти товары-заменители.

Различия в эластичности спроса объясняются также з н а ч и м о с т ь ю того или иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Действительно, при повышении цен мы можем отказаться от дополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократим покупки хлеба, мяса и молока. Как правило, спрос на продукты питания неэластичен, и сейчас, при снижающемся уровне жизни населения, на их приобретение тратится все большая часть доходов средней российской семьи.

Виды ценовой эластичности:

1) Точечная эластичность – показывает изменение цены товара в любой точке на кривой спроса. Значение точечной эластичности обратно пропорционально тангенсу угла наклона.

2) Дуговая эластичность (arc elasticity) — показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке D1D2.

3) Перекрестная эластичность — Эластичность спроса на одно благо относителъно цен на другое благо.

Если Е° > 0, то перед нами взаимозаменяемые блага (субституты), если Е°< 0 — взаимодополняемые.

Чем больше эластичность спроса на благо X, тем выше степень заменяемости благ (в крайнем случае, когда Е = +°°, перед нами совершенные субституты) и, наоборот, чем меньше эластичность,тем больше взаимодополняемость (если Ех = — °°, то мы имеем пример жесткой взаимодополняемости).