Гарантии при ликвидации

Понятие сокращения работников

Для начала разберемся с терминами, поскольку необходимо отличать реальную процедуру от мнимой. Она бывает 2-х видов.

  • Сокращение численности работников. Под ним стоит понимать снижение списочного состава лиц, занимающих ту или иную должность (например, уменьшение количества бухгалтеров).
  • Сокращение штата. Оно происходит, когда упраздняются целые отделы и подразделения или сами должности.

Общая причина любых подобных действий заключается в невостребованности одного сотрудника или структурной единицы.

Такая причина должна быть объективной.

Уменьшение численности работников на предприятии происходит про разным причинам. Подробно про сокращение кадров на предприятии.

Обратным примером служат недобросовестные действия руководства компании. В ряде случаев администрация идет на злоупотребления и пытается таким способом избавиться от неугодного работника. Поскольку для ее деятельности требуются все те же трудовые ресурсы, она восстанавливает ставку. Эти действия не являются сокращением и служат основанием для сокращенного сотрудника обратиться в суд с иском о восстановлении.

Основания для сокращения

Любопытные факты Процесс выдачи документов увольняемому работнику и процесс сокращения должны быть проведены согласно закону, вне зависимости от должности и причины увольнения. Процедура документирования, прописанная ТК РФ, касается и грамотного оформления личной карточки сотрудника, а также ведения журналов учета.

Трудовой кодекс предусматривает сокращение численности или штата работников при обязательном указании причины таких действий. Закон не устанавливает исчерпывающего перечня оснований для снижения количества сотрудников. Их можно разделить на несколько групп.

  • Причины экономического характера. В их число входит все, что влияет на рынок сбыта и прибыль предприятия. Примером выступает повышение акцизов на пиво, в результате которых выросла цена и упал спрос на продукцию производителей. В итоге на заводах были проведены массовые сокращения.
  • Причины структурного характера. К ним относятся меры, направленные на повышение эффективности работы подразделений. Отдел могут сократить при возможности сэкономить, передав его функции на аутсорсинг. Примером служит транспортное хозяйство предприятия, требующее значительных затрат и связанное с рисками ответственности. Транспортные функции часто передают сторонним перевозчикам.
  • Причины технологического характера. Они касаются замены работающих людей на автоматизированные системы. Примером выступают различные программные средства, позволяющие формировать налоговую и бухгалтерскую отчетность при все меньшем участии человека.

Основания для сокращения штата работников, отраженные в приказе, позволяют отличить реально востребованную процедуру от фиктивной.

В таблице указанны законы, регулирующие сокращение

Статья Что регулирует
П. 2 ст. 81 ТК РФ Содержит лишь соответствующее основание, по которому трудовые взаимоотношения могут быть аннулированы
Ст. 178-181 ТК РФ Регламентируют, какие гарантии положены сотруднику при сокращении, однако в нормативных положениях данных статей также не указываются причины

Требования к процедуре сокращения

Процесс сокращения детально регламентирован. Компании обязаны соблюдать соответствующие требования ТК РФ.

  • Обязательное документальное подтверждение. Речь идет о подготовке нового штатного расписания. Если через эту процедуру администрация пытается заменить эту должность иной позицией со схожим функционалом, то такие действия окажутся вне закона.
  • Обязательное предложение работникам занять иные вакантные должности. Позиции должны соответствовать состоянию здоровья и квалификации сокращаемых сотрудников.
  • Соблюдение ст. 179 ТК РФ. Речь идет о запрете увольнять сотрудников, относящихся к определенным категориям и соблюдать преимущественный порядок сохранения работы.
  • Обязательное предупреждение сокращаемых не ранее, чем за 2 месяца.
  • Соблюдение сроков расчета. Все текущие выплаты осуществляются не позднее последнего рабочего дня сотрудника.

Про расчет среднемесячного заработка при сокращении читайте в этой статье.

Нарушение любого из условий может привести к финансовым потерям в ходе судебных разбирательств. Сокращаемые сотрудники не будут сохранять лояльность и наверняка обжалуют неправомерные действия администрации.

Специалист рассказывает о процедуре сокращения сотрудников

Гарантии сокращаемым сотрудникам

Ст. 180 ТК РФ предусматривает гарантии работника при сокращении. Они касаются как процессуальных моментов (письменное уведомление за 2 месяца), так и социальных вопросов (уведомление профсоюзов за 3 месяца до грядущих массовых увольнений).

Главные для сотрудников гарантии касаются финансовых вопросов. Учитывая обстоятельства увольнения, закон предусматривает ряд выплат в пользу сокращаемых работников.

  1. Выходное пособие. Оно соответствует среднему заработку за 1 месяц.
  2. Выплаты на период трудоустройства. Обычно они перечисляются в течение 2-х месяцев и каждая из них соответствует среднему заработку, если сокращенные сотрудники не устроились на работу. В отдельных случаях этот срок продлевается до 3-х месяцев.
  3. Если работник не возражает против досрочного увольнения (до истечения 2-месячного предупреждения), ему полагается средний заработок за весь неотработанный период.
  4. Компенсация за неиспользованный отпуск. Оплате подлежат все дни, которые не успел отдохнуть сотрудник.
  5. Если увольнение происходит по соглашению, то стороны вправе предусмотреть и другие выплаты.

Статья 180. Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации

Статья 180. Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации

1. В соответствии с комментируемой статьей на работодателя возложена обязанность по предложению работнику, подлежащему увольнению в связи с сокращением численности или штата, другой имеющейся работы (вакантной должности), в соответствии с ч. 3 ст. 81 ТК, в которой определены требования, которым должна соответствовать указанная работа. Так, работодатель обязан предложить как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.

При решении вопроса о переводе работника на другую работу, как указывается в п. 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», необходимо также учитывать реальную возможность работника выполнять предлагаемую ему работу с учетом его образования, квалификации, опыта работы.

Работодатель обязан предлагать работнику все вакансии, имеющиеся у него в данной местности. На основании п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» можно сделать вывод о том, что работнику должны быть предложены вакантные должности, имеющиеся во всех структурных подразделениях организации (филиалах, представительствах, отделах, цехах, участках и т.д.), расположенных в пределах административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта.

2. Работодатель вправе предложить работнику, подлежащему увольнению в связи с сокращением численности или штата, должности, которые не являются вакантными, но заняты работниками, временно отсутствующими на работе в связи с длительной командировкой, продолжительным заболеванием, необходимостью ухода за детьми, не достигшими возраста трех лет, и т.д.

3. Работодатель не обязан предлагать работнику вышестоящие должности, а также должности, которые потребуют дополнительного обучения, переобучения либо повышения квалификации. В свою очередь, работник не вправе требовать от работодателя направления на обучение, переобучение и повышение квалификации с целью последующего трудоустройства на имеющиеся у работодателя вакансии.

При этом следует учитывать, что отдельным категориям работников федеральными законами могут быть установлены дополнительные гарантии, касающиеся возможностей обучения и переобучения в случае увольнения в связи с сокращением численности или штата работников. Например, в ст. 9 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»*(115) предусмотрено, что работникам — детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.

При этом к числу детей-сирот, согласно указанному законодательному акту, относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с указанным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

4. Возможность переобучения и повышения квалификации работников, увольняемых из организации в связи с сокращением численности или штата, за счет средств работодателя может быть предусмотрена в коллективных договорах, соглашениях, трудовых договорах. Например, согласно п. 5.2.5 Отраслевого тарифного соглашения по организациям и предприятиям сферы бытового обслуживания населения на 2008-2010 годы работодатели обеспечивают предоставление высвобождаемым работникам предприятий и организаций возможности переобучения новым профессиям до наступления срока расторжения трудового договора с сохранением средней заработной платы на весь срок обучения.

В п. 4.2.6 Отраслевого соглашения по организациям Федерального архивного агентства на 2008-2010 годы предусмотрено, что в целях смягчения негативных последствий, возникающих в связи с сокращением численности или штата работников (должностей гражданской службы), численность работающих регулируют, в частности, за счет упреждающего профессионального обучения (профессиональной подготовки, повышения квалификации) высвобождаемых работников и гражданских служащих организаций Росархива до наступления срока расторжения трудового договора (служебного контракта) и перемещения их внутри организаций Росархива на подходящие вакантные места.

5. Предложение работнику, подлежащему увольнению в связи с сокращением численности или штата, имеющихся у работодателя вакансий осуществляется в письменной форме. Работник письменно должен либо подтвердить свое согласие занять одну из предложенных вакансий, либо выразить свой отказ от предложенных должностей. Если работник отказывается от ознакомления с предложенным работодателем перечнем вакансий, составляется соответствующий акт.

6. Трудовой кодекс РФ, устанавливая процедуру трудоустройства работника, не предусматривает точного количества предложений вакансий, которое работодатель должен сделать работнику в период срока предупреждения об увольнении в связи с сокращением численности или штата. Перечень вакантных должностей вручается работнику одновременно с письменным предупреждением о предстоящем увольнении.

Целесообразно предлагать работнику вакансии по мере их появления в течение всего срока предупреждения об увольнении. В последний день работы работнику необходимо еще раз предложить все вакансии, отвечающие соответствующим требованиям, в том числе и те, от которых он ранее отказался, если они остаются незанятыми.

7. Предупреждение работника о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации или в связи с сокращением численности или штата персонально и под роспись означает, что подлежащему увольнению работнику необходимо лично вручить письменное уведомление, факт ознакомления с которым он удостоверяет своей росписью с указанием даты предупреждения. В случае отказа работника от получения предупреждения о предстоящем увольнении составляется соответствующий акт.

8. Работодатель обязан предупредить работника о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации или в связи с сокращением численности или штата не менее чем за два месяца до увольнения, что свидетельствует об установлении в комментируемой статье лишь минимального срока предупреждения. Вполне правомерно предупредить работника и за больший срок, что создает для него благоприятные условия для поиска новой работы.

Для отдельных категорий работников ТК предусматривает иные сроки предупреждения о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации либо в связи с сокращением численности или штата работников. Так, работники, заключившие трудовой договор на срок до двух месяцев, должны быть предупреждены об увольнении по указанным основаниям не менее чем за три календарных дня (ст. 292 ТК), а работники, занятые на сезонных работах, — не менее чем за семь календарных дней (ст. 296 ТК).

Более продолжительные сроки предупреждения о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации или в связи с сокращением численности или штата могут быть предусмотрены в коллективных договорах и соглашениях. Например, в п. 8.5 Отраслевого соглашения по учреждениям и организациям, находящимся в ведении Федерального агентства по образованию, на 2009-2011 годы, предусмотрено, что стороны указанного Соглашения рекомендуют предусматривать в коллективных договорах и соглашениях обязательства по предупреждению работников о возможном сокращении численности или штата не менее чем за три месяца.

9. Указывая в уведомлении о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников конкретную дату расторжения трудового договора, работодатель должен учитывать правило, предусмотренное ч. 6 ст. 81 ТК, согласно которому не допускается увольнение работника по инициативе работодателя в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске. В этих случаях увольнение производится по окончании временной нетрудоспособности или отпуска.

10. Предупреждение о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата направляется только тем работникам, которые подлежат увольнению, т.е. после проведения процедуры определения преимущественного права на оставление на работе.

11. В коллективных договорах и соглашениях для работников, получивших уведомление об увольнении в связи с ликвидацией организации или в связи с сокращением численности или штата, могут быть предусмотрены дополнительные гарантии, связанные с необходимостью поиска новой работы. В подавляющем большинстве федеральных отраслевых соглашений предусмотрено предоставление указанным работникам свободного от работы времени для поиска новой работы с сохранением среднего заработка.

Например, согласно п. 7.7 Федерального отраслевого соглашения по речному транспорту на 2009-2011 годы работникам, получившим уведомление об увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата, предоставляется освобождение от работы по согласованию с администрацией (один день в неделю) для поиска нового места работы с сохранением среднего заработка.

Согласно п. 9.5 Федерального отраслевого соглашения по промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии Российской Федерации на 2009-2010 годы*(116) работодатели обязуются предоставлять работникам, высвобождаемым по сокращению численности или штата, за два месяца до увольнения свободное от работы время (не менее 4 часов в неделю) для поиска нового места работы с сохранением среднего заработка.

12. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает возможность работодателя расторгнуть трудовой договор с работником, подлежащим увольнению в связи с ликвидацией организации либо в связи с сокращением численности или штата, до истечения срока предупреждения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи. При этом досрочное увольнение допускается при соблюдении следующих условий:

1) инициатива расторжения трудового договора до истечения срока предупреждения исходит от работодателя;

2) работник дает письменное согласие на досрочное увольнение;

3) работнику выплачивается дополнительная компенсация в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения.

Цель выплаты дополнительной компенсации заключается в возмещении работнику того заработка, который он мог бы получить, работая на прежней работе в течение всего срока предупреждения. Выплата дополнительной компенсации производится одновременно с выплатой выходного пособия и иных сумм, причитающихся работнику при увольнении.

13. Инициатива расторжения трудового договора до истечения срока предупреждения может исходить и от работника, подлежащего увольнению в связи с ликвидацией организации либо в связи с сокращением численности или штата. В этом случае права на получение дополнительной компенсации, предусмотренной ч. 3 комментируемой статьи, работник не приобретает и выплата указанной компенсации зависит от усмотрения работодателя. Увольнение работника по его просьбе, выраженной в письменной форме, до истечения срока предупреждения является правом, а не обязанностью работодателя.

14. К числу необходимых мер, которые работодатель принимает при угрозе массовых увольнений, следует отнести возможность введения с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев в целях сохранения рабочих мест, что предусмотрено в ст. 74 ТК.

15. Определенные мероприятия, которые работодатель обязан провести в случае угрозы массовых увольнений, могут быть предусмотрены в коллективных договорах и соглашениях. Например, в п. 8.2 Федерального отраслевого Соглашения по дорожному хозяйству на 2008-2010 годы предусмотрено, что в случае неизбежного массового (свыше 10%) сокращения работников, критерий которого установлен в соответствии со ст. 82 ТК, работодатели не менее чем за три месяца до момента сокращения в полном объеме представляют органам службы занятости и профсоюзному комитету организации информацию о возможных массовых увольнениях трудящихся, числе и категориях работников, которых они могут коснуться, и сроке, в течение которого их намечено осуществить.

В течение этого срока работодатели осуществляют меры, обеспечивающие за счет средств организаций переквалификацию и трудоустройство высвобождаемых работников, бесплатное обучение их новым профессиям и создание новых рабочих мест. При переквалификации работников с отрывом от производства за ними сохраняется средняя заработная плата на весь срок обучения;

16. Критерии массового увольнения, согласно ст. 82 ТК, определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях.

В большинстве соглашений критерии массового увольнения полностью соответствуют тем критериям, которые в свое время были определены в Положении об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения, утвержденном постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. N 99*(117). Так, основными критериями массового увольнения являются показатели численности увольняемых работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников за определенный календарный период. К ним относятся:

1) ликвидация организации с численностью работающих 15 и более человек;

2) сокращение численности или штата работников организации в количестве:

а) 50 и более человек в течение 30 календарных дней;

б) 200 и более человек в течение 60 календарных дней;

в) 500 и более человек в течение 90 календарных дней;

3) увольнение работников в количестве 1% общего числа работающих в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата в течение 30 календарных дней в регионах с общей численностью занятых менее 5 тыс. человек.

В отдельных соглашениях предусмотрены иные критерии массового увольнения работников. Например, согласно п. 4.5 Отраслевого соглашения по территориальным органам и организациям Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на 2010-2012 годы критериями массового увольнения работников организаций Роспотребнадзора считаются:

1) ликвидация организации Роспотребнадзора любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;

2) сокращение численности или штата работников в количестве:

а) 25 и более человек в течение 30 календарных дней;

б) 200 и более человек в течение 60 календарных дней;

в) 300 и более человек в течение 90 календарных дней.

Согласно п. 5.6 Отраслевого соглашения по организациям Российской академии медицинских наук на 2009-2011 годы*(118) критерием массового высвобождения в отрасли признается сокращение численности или штата работников организации: одновременно в течение 30 календарных дней 25 человек и более при численности работающих 1000 человек и более, 20-24 человека при численности работающих от 500 до 1000 человек, 15-19 человек при численности работающих от 300 до 500 человек, 5% и более от общей численности работающих в организации.

В соответствии с п. 5.1 Отраслевого соглашения по организациям Российской академии наук на 2009-2011 годы*(119) критерием массового высвобождения является сокращение численности или штата работников организации РАН на 5% в течение года.

17. При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников следует иметь в виду, что в отношении отдельных категорий работников в трудовом законодательстве, соглашениях, коллективных договорах установлены ограничения либо запрет на увольнение по указанному основанию. Приведем отдельные примеры:

1) в силу ст. 261 ТК не допускается увольнение в связи с сокращением численности или штата женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет), других лиц, воспитывающих указанных детей без матери;

2) в п. 11.1 Отраслевого соглашения по лесопромышленному комплексу Российской Федерации на 2009-2011 годы*(120) рекомендуется при массовом высвобождении работников в связи с сокращением численности или штата воздерживаться от увольнения по этому основанию женщин, имеющих детей в возрасте до восьми лет, а также работников, имеющих трех и более детей;

3) согласно п. 8.2 Федерального отраслевого Соглашения по дорожному хозяйству на 2008-2010 годы работники предпенсионного возраста (за три года до момента возникновения права на пенсию), лица, в семье которых один из супругов имеет статус безработного, матери-одиночки не могут быть уволены по сокращению штата или численности работников без трудоустройства в действующих организациях;

4) в п. 5.24 Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности Российской Федерации на 2010-2012 годы предусмотрено, что в течение одного года из организации в связи с сокращением численности или штата работников может быть уволен только один из супругов.

18. Дополнительные гарантии и компенсации работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации либо в связи с сокращением численности или штата, предусмотрены в отдельных федеральных законах и иных нормативных правовых актах. Можно привести отдельные примеры:

1) в ст. 32 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрено, что по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.

Размер этой пенсии определяется по нормам страховой части трудовой пенсии по старости, установленным Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

По достижении возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости, получатель указанной пенсии вправе осуществить переход на трудовую пенсию по старости (часть трудовой пенсии по старости) в соответствии с п. 7 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». К указанной пенсии может быть установлена пенсия за выслугу лет в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». При поступлении на работу или возобновлении иной деятельности выплата пенсии, установленной безработным гражданам, прекращается. После прекращения указанной работы и (или) деятельности выплата этой пенсии восстанавливается.

Порядок работы территориальных органов Министерства труда и социального развития РФ по вопросам занятости населения по оформлению гражданам, признанным в установленном порядке безработными, пенсии по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно утвержден постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14 июня 2001 г. N 48*(121);

2) в соответствии с Указом Президента РФ от 23 августа 2000 г. N 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации»*(122) определенным категориям работников организаций ядерного оружейного комплекса при выходе на досрочно оформленную пенсию в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» и при условии прекращения трудовой деятельности в организациях, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и (или) в военных представительствах Министерства обороны РФ, созданных в этих организациях, установлено дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение.

Положение об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию утверждено постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2005 г. N 549*(123);

3) в ст. 23 Федерального закона от 20 июня 1996 г. N 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности»*(124) установлен определенный комплекс мер социальной поддержки, которые предоставляются увольняемым работникам и другим категориям лиц.

Так, во-первых, сверх установленных законодательством РФ о труде мер социальной поддержки работникам, увольняемым при ликвидации организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), имеющим на день увольнения стаж работы в таких организациях не менее пяти лет и право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ, предоставляется единовременное пособие в размере 15% среднего заработка за каждый год работы в организациях по добыче (переработке) угля (горючих сланцев).

Во-вторых, работникам, высвобождаемым при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), имеющим стаж подземной работы не менее чем 10 лет и достигшим пенсионного возраста, предоставляется жилье по новому месту жительства в соответствии с законодательством РФ.

В-третьих, для работников, имеющих право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ и стаж работы не менее 10 лет в организациях по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), подразделениях военизированных аварийно-спасательных частей, шахтостроительных организациях, при увольнении в связи с ликвидацией этих организаций или при увольнении из организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) до продажи пакета акций этих организаций, находящихся в федеральной собственности, предусматривается дополнительное пенсионное обеспечение (негосударственные пенсии).

В-четвертых, в случае продажи пакета акций организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), находящихся в федеральной собственности, или ликвидации шахт (разрезов) угольной промышленности, подразделений военизированных аварийно-спасательных частей бесплатный пайковый уголь предоставляется следующим категориям лиц, если они проживают в угледобывающих регионах в домах с печным отоплением или в домах, кухни в которых оборудованы очагами, растапливаемыми углем, и если они пользовались таким правом до продажи пакета акций организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), находящихся в федеральной собственности, или до ликвидации шахт (разрезов) угольной промышленности, подразделений военизированных аварийно-спасательных частей:

— семьям работников шахт (разрезов) угольной промышленности и подразделений военизированных аварийно-спасательных частей, погибших (умерших) при исполнении ими своих трудовых обязанностей или вследствие профессионального заболевания, если жена (муж), родители, дети и другие нетрудоспособные члены семей этих работников получают пенсию по случаю потери кормильца;

— пенсионерам, проработавшим не менее 10 лет на шахтах (разрезах), подразделениях военизированных аварийно-спасательных частей, пенсии которым назначены в связи с работой в организациях по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) и подразделениях военизированных аварийно-спасательных частей;

— вдовам (вдовцам) бывших работников организаций;

— инвалидам труда, инвалидам по общему заболеванию, если они пользовались правом получения пайкового угля до наступления инвалидности.

В-пятых, высвобождаемые при ликвидации работники имеют приоритетное право на приобретение производственных помещений ликвидируемых организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) или на их аренду для организации предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности;

4) в п. 11 Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1206*(125) ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 руб. назначаются и выплачиваются находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет нетрудоустроенным женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, если они находились на момент увольнения в отпуске по уходу за ребенком и не получают пособия по безработице.

19. При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников в коллективных договорах и соглашениях может предусматриваться выплата единовременных пособий, предоставление других социальных льгот и гарантий сверх установленных законодательством.

Например, в п. 5.20 Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности Российской Федерации на 2010-2012 годы предусмотрена выплата работникам предпенсионного возраста (за два года до выхода на пенсию в соответствии с действующим законодательством РФ), увольняемым из организации в связи с ее ликвидацией, сокращением численности или штата работников (имеющим на день увольнения стаж работы в данной организации не менее 10 лет), единовременного вознаграждения в размере 15% среднемесячного заработка.

Во многих коллективных договорах и соглашениях установлено, что работникам, уволенным из организации в связи сокращением численности или штата работников организации, предоставляется преимущественное право трудоустройства в соответствии с их квалификацией в данную организацию в случае создания в ней новых рабочих мест или возникновения вакансий.

20. Комментируемая статья предусматривает комплекс гарантий и компенсаций, которые должны быть предоставлены работнику, осуществляющему трудовую деятельность у работодателя — юридического лица, в случае его увольнения в связи с ликвидацией организации либо в связи с сокращением численности или штата. Гарантии и компенсации в случае расторжения трудового договора по указанным основаниям, предоставляемые работнику, работающему у работодателя — физического лица, определяются трудовым договором в соответствии со ст. 307 ТК.