Гарегин ашотович тосунян

Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян

– Гарегин Ашотович, участники рынка, в том числе крупные игроки, заявляют о фактическом кризисе в банковском секторе. Руководство ЦБ и правительства это отрицает, говоря о стабильной ситуации. Кто прав в этом споре?
– У многих участников рынка и представителей государственных ведомств есть беспокойство по поводу состояния банковской сферы. Говорить, что она в благополучном состоянии, было бы наивно и смешно. С другой стороны, необходимо определиться с терминологией, так как надо четко определить, что мы вкладываем в понятие «кризис». Ведь сами громкие заявления о кризисе в значительной степени провоцируют и без того не самое идеальное состояние банковской системы. ЦБ резонно приводит в качестве аргументов следующие показатели: рост вкладов, а отнюдь не паническое их изъятие, определенная прибыль (не та рекордная, что была три года назад, но и не минимальная, как в 2014-м), рост кредитования в отдельных сегментах экономики, хотя и есть сокращение на потребительском рынке. Иными словами, идеального состояния «здоровья» нет ни у кого, но та или иная «болезнь» в устах разных экспертов может оцениваться с разной степенью критичности. То, что российская банковская сфера далека не только от идеального состояния, но и даже от нормального, – очевидно.
– Почему же этого не признает Центробанк, если все так очевидно?
– Нужно осознавать степень психологического воздействия ряда диагнозов и слов. Если постоянно «накручивать» и без того возбужденное состояние вкладчиков, то можно спровоцировать и кризис, и многие негативные последствия. Во многом мы имеем рост цен, избыточный отток капитала и колебания валютных курсов, потому что представители бизнеса и общество в целом не понимают и не знают, чего им ждать. На этом фоне цена каждого неосторожного слова резко возрастает.
– Насколько же глубоко «болезненное состояние» банковской сферы – какие показатели демонстрируют российские банки?
– В настоящее время экономика в целом демонстрирует только отрицательные показатели. В банковской сфере, напротив, есть и положительные результаты. Если обратиться к статистике, то мы увидим: за год плюс 12% в кредитовании юрлиц, активы – плюс 6–7%, межбанковские кредиты – плюс 24%, депозиты физлиц – плюс 25%. В то же время нельзя признать даже отдаленно нормальной ситуацию с еженедельными отзывами банковских лицензий. Конечно, можно сказать, что через такую «шоковую терапию» идет оздоровление системы, и привести пример Спарты, где жестко уничтожались любые физически слабые представители населения. Возможно, в итоге и улучшался генофонд. Но проводить подобную политику в отношении российских банков можно только в случае полного пренебрежения теми трагедиями, с которыми сталкиваются миллионы клиентов лишившихся лицензии кредитных организаций. Кроме того, подобный «спартанский подход» наносит значительный психологический урон оставшимся на рынке игрокам, которые не знают, ждать ли им помощи в случае затруднений или толчка в бездну.
– ЦБ говорит, что отзыв лицензий – это оздоровительный процесс для банковской сферы. Как тогда оценивать отзыв лицензии у таких крупных игроков, как Внешпромбанк? Есть ли риск, что эта судьба постигнет и другие банки столь же крупного размера?
– Нужно уметь лечить болезни – в том числе финансовой системы. Да, разумеется, есть неизлечимые случаи. Но регулятор может влиять на банковский рынок, формируя нужные ему ожидания. Банк России должен проводить более аккуратную, более ювелирную, более просчитанную на долгосрочную перспективу политику. Необходимо осознавать, что любое изъятие лицензии является трагедией не только для самого банка, но и для его клиентов. Более того, Центральный банк должен воспринимать каждый отзыв лицензии как личную трагедию. После лишения одной–двух–десяти лицензий игроки рынка еще будут молчать, но после лишения 100 лицензий (именно столько было отозвано за 2015 год) будут невольно задаваться вопросом: а куда, собственно, смотрел регулятор? Ведь это он выдавал лицензию, он надзирал. С чего же вдруг выяснилось, что многие кредитные организации «больны» и не подлежат санации? Только понимание, что каждый ушедший с рынка банк идет в минус самому ЦБ, может заставить его бороться за каждую кредитную организацию.
– Какие последствия для банковской сферы несет в себе описанный вами «спартанский» подход?
– Самое главное, что он прямым образом влияет на доверие. Приход регулятора с проверкой банкирами воспринимается во многом как приход к больному человеку патологоанатомов с гробовщиками, а не как нормальная процедура лечения с последующим выздоровлением. Если бы Центральный банк шире практиковал санацию, то приход регулятора с проверкой не создавал бы столь высокое напряжение и негативные ожидания у банка и клиентов. Кроме того, при санации защищены клиенты банка, причем не только кредиторы первой очереди, которыми обычно являются физические лица. В текущей ситуации, когда отзыв лицензии наблюдается сплошь и рядом, у людей возникает ощущение опасности, которое выражается в сомнении относительно устойчивости практически всех банков, за исключением нескольких кредитных организаций с государственным участием. В свою очередь, это порождает неприемлемую бизнес-атмосферу, потому что вкладчики не знают, чего ждать. Так что отзывы лицензий – это всегда удар и стресс для банков! Я настаиваю на том, чтобы на один отзыв лицензии приходилось 50 санаций, а не наоборот, как у нас сейчас.
– Есть ли в распоряжении ЦБ меры, способные поддержать отечественную валюту, которая продолжает слабеть буквально день ото дня?
– По моему глубокому убеждению, ЦБ не должен влиять на валютные колебания в условиях их столь сильной зависимости от нефтяных котировок. Конечно, у регулятора есть возможность осуществлять валютные интервенции, но их необходимо применять только в случае экстраординарной ситуации. У Банка России нет оснований вмешиваться, ведь он уже объявил плавающий курс рубля и отменять его, чтобы краткосрочно сдержать курс, совершенно нелогично. Так что здесь я поддерживаю позицию Центробанка: валютный рынок должен быть свободен.
– Как можно оценить текущий показатель ключевой ставки: 11% – это много или мало?
– Я здесь буду субъективен, но, по моему мнению, двузначная цифра ключевой ставки для России недопустима, так как несет в себе только негативные последствия. Из-за нее вся экономика сейчас в полузамороженном состоянии – ведь кредиты запредельно дороги. А если экономику не разморозить и не стимулировать, то мы с нефтяной иглы никогда не слезем.
– Как в сложившейся ситуации вести себя потребителям? Какие инструменты остаются надежными для сохранения денежных средств – вклады, покупка валюты?
– Граждане на валютном рынке, к сожалению, ничего не могут предпринимать в свою пользу. Поскольку, будучи мелкими игроками, они больше тратят на проведение операции, чем выигрывают на результате – даже если они могли бы точно угадывать направление движения курса. Что делать, когда кругом лихорадит? Конечно, в первую очередь сохранять здравый смысл и холодную голову. Вот, например, сейчас много разговоров о валютных ипотечниках. Откровенно говоря, мне их жалко, но когда они пытаются переложить свою ответственность на банки, это не выдерживает никакой критики. Брать колоссальный кредит в валюте – это было их собственное сознательное решение, за которое они сейчас не хотят отвечать. Так что грамотные решения и здравый смысл – это залог минимизации рисков в текущей ситуации.

Тосунян Гарегин Ашотович

18 июня 2002 года на 13-м внеочередном съезде Ассоциации российских банков на должность Президента был избран Гарегин Ашотович Тосунян, работавший в Ассоциации на общественных началах с момента ее основания сначала на должности вице-президента, потом Первого вице-президента.

Президент Ассоциации Российских Банков

Дата рождения: 14 мая 1955 года, г. Ереван

Профессор, доктор юридических наук,

кандидат физико-математических наук;

Президент Ассоциации российских банков (АРБ);

Председатель Совета Московского банковского союза (МБС);

Председатель Совета Директоров Межбанковского Финансового Дома;

Президент Ассоциации Банков Центральной России (АБЦР);

Заведующий кафедрой банковского права и финансово-правовых дисциплин Академии Народного хозяйства при Правительстве РФ;

Руководитель Центра финансового и банковского права Института государства и права Российской Академии наук;

Советник Мэра г. Москвы по кредитно-финансовым вопросам;

Председатель Совета Уполномоченных банков Правительства Москвы.

Краткая биография:

1971 г. — окончил среднюю школу и поступил на физический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова;

Февраль 1977 г. — работал во Всесоюзном электротехническом институте им. В.И. Ленина научным сотрудником, где защитил диссертацию, получив степень кандидата физико-математических наук;

1988 — 1990 гг. — работая в Главном управлении по науке и технике Мосгорисполкома, разработал организационно-правовую базу и создал в 24 районах г. Москвы систему внебюджетных территориальных межотраслевых производственно-технических управлений, действовавших на рыночных принципах;

1989 г. — окончил факультет «Правоведения» Всесоюзного юридического заочного института в г. Москве;

1990 г. — oрганизовал и возглавил «Технобанк»;

1991 г. — участвовал в создании Ассоциации российских банков (АРБ) и был избран Вице — Президентом АРБ, а с 1994 г.- Первым Вице-Президентом АРБ. С 2002 г. — Президент АРБ.

1992 г. — окончил экономическое отделение Академии народного хозяйства (АНХ) при Правительстве РФ;

1992 г. — защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук;

1992 г. — совместно с несколькими десятками банков создал и возглавил Межбанковский финансовый дом (МФД) — крупнейшее в России профессиональное объединение банков для комплексного осуществления банковских операций на финансовом рынке;

1994 г. — организовал Центр научных исследований Межбанковского финансового дома (МФД);

1994 г. — в числе шести банков — учредителей принял участие в создании и разработал организационно-правовую базу института уполномоченных банков Правительства г. Москвы, с 1998 г. возглавляет Совет уполномоченных банков Правительства г. Москвы;

1995 г. — защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора юридических наук по банковскому законодательству России;

1995 г. — разработал первую в России вузовскую программу курса «Банковское право», теперь этот курс является самостоятельной учебной дисциплиной;

1996 г. — организовал и возглавил первую в России кафедру «Банковского права и финансово-правовых дисциплин» в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ;

1997 г. — стал советником Мэра г. Москвы по финансово-правовым вопросам;

1997 г. — создал и возглавил сектор «Банковского права» в Институте государства и права Российской академии наук (ИГП РАН);

1998 — 2002 гг. — созданный по его инициативе и под его руководством авторский коллектив подготовил и издал первый в стране учебник «Банковское право РФ. Общая и Особенная часть» в 4-х томах;

1999 г. — работал в аппарате Правительства РФ советником Председателя Правительства РФ по кредитно-финансовым вопросам;

1999 г. — заместитель Председателя Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по кредитным организации и финансовым рынкам;

2001 г. — по инициативе академика Топорнина Б.Н. преобразовал сектор банковского права Института государства и права РАН в Центр финансового и банковского права и возглавил его;

2001 г. — избран Президентом Ассоциации Банков Центральной России;

2002 г. — на XIII, внеочередном съезде Ассоциации российских банков избран Президентом АРБ;

2004 г. — на XV съезде Ассоциации российских банков избран Президентом АРБ.

Является членом:

Ученого совета Института государства и права РАН;

двух докторских советов (в МГЮА и в ИГП РАН);

редколлегии журнала «Государство и право»;

редколлегии журнала «Банковское право».

Тосунян Г.А. автор более 150 статей и 37 монографий, в частности:

  • «Банк для клиента» М., Златоцвет,1993 г.
  • «Опыт построения и правового регулирования банковских систем: Россия, Германия, Франция, США» М., Дело ЛТД, 1994 г.
  • «Банковское дело и банковское законодательство в России: опыт, проблемы, перспективы» М., Дело ЛТД., 1995 г.
  • «Государственное управление в области финансов и кредита» М., Дело ЛТД, 1997 г.
  • «Деньги и власть. Теория разделения властей и проблемы банковской системы» 3-е издание, переработанное и дополненное, М., Дело ЛТД, 2000 г.
  • «Банковское право РФ. Общая часть» М., Юристъ, 1999 г.
  • «Постатейный комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» Учебно-практическое пособие. М., БЕК, 1999г.
  • «Общий и постатейный комментарий к Федеральному закону «О реструктуризации кредитных организаций» Учебно-практическое пособие. М., Дело, 2000 г.
  • «Банковское право Российской Федерации. Особенная часть» том 1. Учебник. М., Юристъ, 2001 г.
  • «Банковское право Российской Федерации. Особенная часть» том 2. Учебник. М., Юристъ, 2002 г.
  • «Финансовое право: Конспекты лекций и схемы» Учебное пособие. Серия «Банковское и финансовое право» М., Дело, 2001 г.
  • «Постатейный комментарий к Федеральному закону «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» Учебно-практическое пособие. М., Дело, 2001 г.
  • «Противодействие легализации (отмыванию) денежных средств в финансово-кредитной системе. Опыт, проблемы, перспективы» Учебно-практическое пособие. М., Дело, 2001 г.
  • «Валютное право Российской Федерации» М., Дело, 2002 г.

Биография

  • 1971 — окончил среднюю школу и поступил на физический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова.
  • 1977—1988 — научный сотрудник ВЭИ им. В. И. Ленина.
  • 1985 — защитил диссертацию, получив учёную степень кандидата физико-математических наук.
  • 1988—1990 — сотрудник Главного управления по науке и технике Мосгорисполкома; разработал организационно-правовую базу, создал в 24 районах Москвы систему внебюджетных территориальных межотраслевых управлений.
  • 1989 — окончил факультет правоведения ВЮЗИ.
  • 1990—1998 — возглавлял банк развития науки и технологий (Технобанк) (банк лишен лицензии ЦБ РФ 25 марта 2000 года).
  • 1991 — избран вице-президентом Ассоциации российских банков (на общественных началах).
  • 1992 — окончил экономическое отделение Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации.
  • 1992 — возглавил Межбанковский финансовый дом.
  • 1992 — защитил диссертацию, получив учёную степень кандидата юридических наук.
  • 1994 — избран первым вице-президентом АРБ.
  • 1995 — защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора юридических наук.
  • 1995 — разработал первую в России вузовскую программу курса «Банковское право».
  • 1996 — организовал и возглавил в Академии народного хозяйства первую в России кафедру банковского права и финансово-правовых дисциплин.
  • 1997 — стал советником мэра Москвы по финансово-правовым вопросам. Создал и возглавил сектор банковского права, преобразованный позже в Центр банковского и финансового права в Институте государства и права РАН.
  • 1998 — возглавил Совет уполномоченных банков Правительства Москвы.
  • 1998—1999 — работал в аппарате Правительства Российской Федерации советником Председателя Правительства по кредитно-финансовым вопросам.
  • 1998—2002 — возглавил авторский коллектив и издал первый в стране учебник «Банковское право России. Общая и особенная часть».
  • 2000—2002 — работал в АНХ при Правительстве РФ и в ИГП РАН.
  • С 2002 года — президент Ассоциации российских банков (АРБ), председатель Совета Московского банковского союза, Председатель Всероссийского Совета региональных банковских объединений.
  • С 2004 года — советник Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
  • В 2006 году в связи с принятием Государственной думой Российской Федерации законопроекта, позволяющего принимать плату за услуги ЖКХ и связи от физических лиц не только банкам, президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян пообещал «организовать вето президента», если депутаты и сенаторы не поймут «нецелесообразность» этого законопроекта. Таким образом Тосунян проявил себя как лоббист. Президентское вето не понадобилось — в законопроект была внесена поправка, которая предписывала небанковским учреждениям, принимающим такие платежи от физических лиц, заключать договоры с банками.
  • В 2008 году избран иностранным членом НАН Армении. В мае того же года разгорелся громкий скандал вокруг избрания академиков и членов-корреспондентов РАН: в списке соискателей оказалось больше десятка чиновников и бизнесменов, таких как Тосунян, Андрей Белоусов, Сергей Степашин и других. Академики сочли, что высокая доля VIP-персон их дискредитирует, и отвергли соискателей уже на этапе научных секций.
  • С 2009 года — член совета ЗАО «Ардшинбанк», Армения.
  • В 2010 году Указом Президента РФ присвоено звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».
  • 2010 — один из инициаторов создания первого в России института Финансового омбудсмена.
  • В апреле 2010 года объяснил, почему банки, по его мнению, могут нарушать договоры с клиентами-вкладчиками, отказываясь принимать пополнения открытых ранее пополняемых вкладов.
  • В декабре 2011 года избран членом-корреспондентом Российской академии наук по Отделению общественных наук.

Является дарителем эндаумент-фонда Финансового университета.