Импортозамещение в сельском хозяйстве

Основные тенденции развития сельского хозяйства

Неудачная политика сельского хозяйства, проводимая в 90-е годы, отложила отпечаток на отрасль в целом, однако в 2000-е годы ситуация нормализовалась в связи с оказанием фермерам государственной поддержки и налаживанием системы агрострахования и кредитования, показатели развития отрасли начали расти.

Итоги 2015 года продемонстрировали превышение целевых значений Государственной программы, индекс производства сельхозпродукции во всех категориях хозяйств составил 103%. Валовый сбор зерна оказался на отметке 104,8 млн т, что превышает ожидаемый показатель Госпрограммы почти на 5%. Производство скота и птицы в 2015 году достигло 13,5 млн т, превысив значение 2014 года на 4,2%. Производство яиц выросло на 1,6%.

Это важно
Благодаря росту производства отечественной сельхозпродукции и введению Россией эмбарго в отношении ряда стран, в 2015 году сократился импорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья.

Объем импорта продукции в 2014 году составил 39,9 млрд долларов США, в 2015 году он сократился до 26,5 млрд. За год на 30% снизился импорт свежего и мороженого мяса, на 44% — свежей и мороженой рыбы, на 36,5% — сыров и творога. При этом большая часть импортной продукции проходится на страны дальнего зарубежья и СНГ.

В 2015 году вырос экспорт сельхозпродукции: мяса птицы и свинины — на 20%. Возросла доля экспорта пшеницы и масла подсолнечного. Большая часть экспорта пришлась на страны дальнего зарубежья и СНГ.

В настоящее время ведется активная поддержка экспорта (институтами «ЭКСАР», «РОСЭКСИМБАНК», «Российский экспортный центр»). Наиболее перспективными экспортными позициями в 2016 году являются:

  • свинина и мясо птицы;
  • зерновые (пшеница, ячмень);
  • рыба и морепродукты;
  • растительные масла.

Одной из основных тенденций развития сельского хозяйства является техническая модернизация отрасли. Но в 2017 году прогнозируется небольшое снижение ее темпов, обусловленное девальвацией рубля и ростом стоимости импортного оборудования. Другим важным направлением является субсидирование сельхозтоваропроизводителей. Государство поддерживает тепличное овощеводство, свиноводство, развитие родительского стада, семеноводство и т. д.

Кстати
Интенсивное развитие тепличного овощеводства стало актуальным вследствие ухудшения отношения с Турцией. Однако спрос на внутреннем рынке недостаточен — среднестатистический россиянин потребляет свежих несезонных овощей в 2 раза ниже нормы — 11 кг в год.

Высокий уровень субсидирования сельского хозяйства привлекает на агрорынок крупных инвесторов. Однако и в области субсидирования остается нерешенным ряд проблем, к примеру, нерациональное распределение субсидий (выделяется значительная часть субсидий на поддержку животноводства, при этом остается неохваченной сфера кормопроизводства и т. п.). Аграрии давно жалуются на недостаточность субсидирования сферы модернизации и реконструкции хранилищ и теплиц.

Растет объем выданных кредитных ресурсов. В 2015 году предприятиям агропромышленного комплекса на проведение сезонных полевых работ было выдано кредитных ресурсов на сумму 263 млрд рублей (преимущественно «Россельхозбанком» и Сбербанком). В мае 2016 года показатель выданных кредитов вырос вдвое по сравнению с аналогичным периодом в 2015 году. Однако несмотря на официальную статистику увеличения объемов кредитования, уровень в среднем по стране снижается — финансируются крупные приоритетные проекты, а мелким крестьянско-фермерских хозяйствам (КФХ) по-прежнему сложно добиться государственной поддержки, приходится сталкиваться с бюрократизацией системы и многими подводными камнями: множество справок, различные экспертизы, скрытые условия, которые не прописываются в официальных документах.

В целом отрасль сельского хозяйства в России стабильно развивается, однако остается множество нерешенных вопросов. Производственные показатели ежегодно растут, однако на этом фоне основной проблемой в 2017 году может стать несоответствие спроса и предложения. На всех рынках в 2017 году отмечается снижение потребительского спроса, связанное с ухудшением платежеспособности населения. А это, в свою очередь, может привести к переполнению рынка и снижению цен на сельхозпродукцию.

Рассмотрим основные векторы развития отрасли и пути решения некоторых проблем, обозначенные в Государственной программе.

Цифры и факты
Несмотря на рост показателей отрасли, низкой остается заработная плата работников сферы сельского хозяйства. Так, в 2016 году она составляет 16 000 рублей в месяц.

Программа развития сельского хозяйства до 2020 года

В июле 2012 года произошло два крупнейших значимых события в сфере сельского хозяйства: во-первых, Россия присоединилась к ВТО, во-вторых, была утверждена «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы» (далее — Госпрограмма). Ее приоритетными направлениями являются:

  • достижение продовольственной безопасности России;
  • ускоренное импортозамещение мясной, молочной продукции, овощей открытого и закрытого грунта, семенного картофеля и плодово-ягодной продукции;
  • повышение конкурентоспособности российской продукции на внутреннем и внешнем рынках;
  • укрепление финансовой устойчивости предприятий АПК;
  • повышение эффективности использования земельных ресурсов;
  • экологизация производства;
  • в социальной сфере — развитие сельских территорий;
  • в институциональной сфере — развитие продуктовых подкомплексов и территориальных кластеров;
  • в научной и кадровой сферах — формирование инновационного агропромышленного комплекса.

По результатам проведения Госпрограммы к 2020 году должно произойти повышение удельного веса российских продовольственных товаров в общих ресурсах продовольственных товаров: зерна — до 99,7%, свекловичного сахара — до 93,2%, растительного масла — до 87,8%, картофеля — до 98,7%, мяса и мясопродуктов — до 91,5%, молока и молокопродуктов — до 90,2%.

Общее увеличение продукции сельского хозяйства всех категорий в 2020 году по отношению к 2012 году должно составить 24,8%. Уровень рентабельности сельхозпредприятий должен повыситься на 10–15%. Доведение соотношения уровней заработной платы в сельском хозяйстве и в среднем по экономике страны — до 55%. Увеличение производства картофеля — до 6 млн тонн, овощей открытого грунта — до 5,2 млн тонн, овощей защищенного грунта — до 1,4 млн тонн.

Также к 2020 году планируется увеличение площади многолетних насаждений на 65 000 гектаров.

Согласно Госпрограмме всего на развитие сельского хозяйство выделено 1,5 трлн рублей — сумма недостаточная — она не соответствует обязательствам РФ по развитию отрасли по нормам ВТО. Однако доклады региональных органов о предварительных итогах реализации Госпрограммы демонстрируют высокие показатели, соответствующие заявленным в Программе.

Ключевые направления развития сельского хозяйства в 2017 году

В продолжение темы анализа госпрограммы рассмотрим детальнее наиболее актуальные направления развития отрасли в 2017 году.

Импортозамещение в сельском хозяйстве

На сегодняшний день и в ближайшей перспективе импортозамещение является одним из ключевых и наиболее актуальных направлений развития сельского хозяйства. Импортозамещение приобрело особое значение после того, как в 2014 году Россия в ответ на санкции европейских стран, США, Канады, Австралии и Японии запретила импорт ряда продуктов, среди которых: мясо крупного рогатого скота, свинина, мясо домашней птицы, мясо соленое, копченое, сушеное, рыба, ракообразные, моллюски, молоко и молочная продукция, сыры, творог на основе растительных жиров, овощи, корнеплоды, фрукты, орехи.

По словам Министра сельского хозяйства Александра Ткачева, сегодня на прилавках магазинов 80% продуктов питания — отечественного производства и лишь 20% — зарубежного. По прогнозам Министра, в 2017 году урожай зерновых превысит 100 млн т, при том что внутренняя потребность в зерне оценивается в 70 млн т. Избыточным в 2017 году ожидается и урожай гречихи. Важно наращивать производство мяса скота и птицы, молока, овощей, плодово-ягодной продукции, винограда. Достаточных для внутреннего рынка показателей производства мяса и птицы планируется достичь через 2–3 года, молочной продукции — через 7–10 лет. Полное обеспечение российских потребителей отечественными овощами и фруктами прогнозируется через 3–5 лет.

Продовольственное эмбарго: 2 года спустя…
На прилавках покупателю больше всего не хватает следующих импортных продуктов:

  • сыры (бри, камамбер, дор блю);
  • рыба и морепродукты (тунец, лосось);
  • овощи и фрукты;
  • орехи и сухофрукты;
  • конфеты и другие сладости (арахисовое масло).

Повышение роли государства в развитии сельского хозяйства России

За последние несколько лет сельское хозяйство получило серьезный импульс для развития со стороны государства. Новые меры аграрной политики, зафиксированной в Госпрограмме, сводятся к активному участию государства в распределении и перераспределении денежных доходов в сельском хозяйстве, повышению уровня финансирования сельского хозяйства с усилением роли регионального финансирования, сезонному и универсальному кредитованию отрасли в рамках господдержки, обязательному госстрахованию сельского хозяйства (страхование рисков гибели или потери урожая и животных).

Сельхозтоваропроизводителям оказывается свыше 30-ти видов господдержки, одни из основных — субсидирование части процентной ставки по долгосрочным кредитам и погектаровая поддержка (субсидии рассчитываются из показателей урожайности с одного гектара).

Государство разработало ряд мер, нацеленных на поддержку начинающих фермеров: гранты на создание хозяйств (до 1,5 млн рублей и единовременную помощь на бытовое обустройство до 300 000 рублей), субсидирование инвестиционных кредитов, субсидирование части первого взноса по лизингу сельхозтехники.

Некоторые банковские институты, такие как «Россельхозбанк», постоянно обновляют линейку финансовых продуктов, направленных на развитие аграрного бизнеса (займы под залог скота, зерна или спецтехники, ссуды на приобретение земель, развитие пищевого и перерабатывающего бизнеса). Для представителей малого и среднего бизнеса действует ставка по годовому кредиту — от 15,95%. Кредитный портфель «Россельхозбанка» за один год (2014–2015) вырос на 13,2% и достиг более чем полутора триллионов рублей.

Современный агропромышленный комплекс в России в большинстве своем существует за счет кредитных средств. Сегодня стоит острая проблема нехватки инвестиций, особенно в долгосрочной перспективе.

Привлечение инвестиций

В текущем году проблема инвестирования является одним из основных ограничителей развития АПК. Несмотря на в целом благоприятную ситуацию, низкая доходность подавляющего количества сельхозпредприятий не позволяет надеяться на значительный приток инвестиций. Но инвесторов могут заинтересовать те сферы, для работы в которых компании получат субсидируемые кредиты, прежде всего это свиноводство, тепличное овощеводство, семеноводство, а также сферы производства продукции, ориентированной на экспорт (зерно и масличные).

Инвестирование практически в любой сегмент АПК является рискованным, однако, по мнению экспертов, 2017 год окажется удачным для вложений в производство молочной продукции (в частности сыров), свинины, птицы, рыбы.

Государство стимулирует приток инвестиций в АПК путем принятия новых мер. Так, замещение части прямых затрат по капитальному строительству предполагает возмещение средств инвестору до 20%. По отдельным проектам в области овощеводства инвесторы получат возмещение уже в этом году. В 2017 году на эту меру поддержки государство планирует выделить 16 млрд рублей.

На заметку
Средний срок окупаемости инвестиций в АПК — 4–5 лет.

Развитие собственной научной базы и технологичности отрасли

Основополагающим фактором для развития сельского хозяйства является подготовка квалифицированных кадров. Поэтому сегодня важно становление аграрных вузов. На данный момент в России действует 54 аграрных вуза, в общей сложности они выпускают по 25 000 специалистов ежегодно, что должно покрывать потребность АПК в молодых кадрах.

В настоящее время проводятся исследования по совершенствованию форм ведения сельского хозяйства, изыскания в области селекции и генной инженерии, выводятся новые виды растений и животных, более устойчивых к вредителям, жизнестойких, обладающих высокими продуктивными качествами.

Кроме того, важно развивать сферу кормопроизводства и ветеринарию.

Развитие фермерства

Согласно статистике в России работает 355 000 сельхозтоваропроизводителей, более половины из них — это индивидуальные предприниматели и малые предприятия. По данным АККОР (Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России), 38% сельских жителей в России хотели бы создать свое фермерское хозяйство.

Можно ли развивать фермерство в России? Безусловно, да. И тому есть наглядные подтверждения. Например, сегодня зоной интенсивного сельскохозяйственного производства является Орловская область, 90% всех земель региона — это земли сельхозназначения, в сельской местности проживает 300 000 человек, то есть 40% населения Орловщины. Развитие частных фермерских хозяйств — это направление, по которому движется отечественный АПК. Будущее сельского хозяйства России как за крупными предприятиями, так и за фермерами.

Все чаще и чаще со станиц прессы и с экранов телевизоров мы читаем и слышим о том, как пресытившиеся бешеным темпом мегаполисов горожане срываются с насиженных мест в поисках тихого семейного счастью на лоне природы. Это не значит, что они хотят жить в соломенной избушке и питаться черным хлебом с солью. Нет, они хотят обеспеченной, сытой, красивой жизни со всеми вытекающими составляющими — но при этом гулять в лесу, а не в сквере возле дома, купаться в реке, а не в хлорированном бассейне, пить парное молоко, а не пакетированное, воспитывать здоровых, розовощеких детей, а не болезненных геймеров-нелюдимов.

Конечно, рассуждения эти утрированы, но примеров того, как городские жители переезжают в село, более того — даже приезжают из-за границы, чтобы обосноваться в русской глубинке, — масса.

Так, овощевод из Якутска Хамид Исматуллаев работал таксистом, затем занимался поставками и вот несколько лет назад решил открыть собственное хозяйство по выращиванию огурцов, помидоров и зелени. Сегодня у него 6,5 гектаров земли закрытых теплиц, а также открытый грунт. Он является постоянным поставщиком продукции на рынок своего региона.

Наверное, многие слышали о Джастасе Уолкере, фермере американского происхождения из Красноярска, который наладил выпуск молочной продукции. На продажу он поставляет кефир, йогурты, сыры и свежее молоко. Уолкер говорит, что в России выгодно заниматься сельским хозяйством, потому что средняя семья тратит на продуктовую корзину 30–40% своего ежемесячного дохода, тогда как в США — 8%. Фермер в России может получать высоких доход, даже имея совсем маленькое хозяйство. Самая большая сложность — это получение земли. Приходиться сталкиваться с непробиваемой бюрократической стеной.

Цитата
«В России тяжело получить землю — расскажите об этом американским или европейским фермерам, и они подумают, что вы шутите!» (Дж. Уолкер)

Государство стимулирует развитие всех форм фермерства в России, и система отвечает взаимностью — рост показателей производства в сельском хозяйстве стабилен, несмотря на непростую политическую и экономическую обстановку. Вместе с тем в АПК остается ряд нерешенных острых проблем: низкий уровень доходности, закредитованность сельхозтоваропроизводителей, достаточно высокие процентные ставки, недостаточность модернизация и обновления технической базы. Государственная программа развития сельского хозяйства, утвержденная в 2012 году, должна решить большую часть проблем, выработать эффективную продовольственную политику, повысить эффективность сельхозпроизводства и конкурентоспособности отечественной продукции.

ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В настоящее время политика импортозамещения, реализуемая как на общегосударственном, так и на региональном уровне, во многом обеспечивает национальную и экономическую безопасность России. Однако следует подчеркнуть, что тотальное импортозамещение в нашей стране сегодня невозможно и неэффективно, хотя в большинстве секторов экономики оно становится объективной необходимостью .

Политика импортозамещения используется в мире уже очень давно. Ее использовали для защиты своей экономики от зарубежной экспансии многие страны на различных этапах своего развития. При этом использовали поэтапную стратегию, когда сначала укреплялся внутренний рынок с помощью политики импортозамещения, а затем мотивировали производителей к увеличению экспорта, т.е. переходили к политике экспортоориентированной экономики.

Необходимость внедрения политики импортозамещения появляется в стране, прошедшей стадию индустриализации. Например, страны Запада впервые воспользовались данной стратегией еще в XIX веке, а развивающиеся страны стали ее применять только с середины XX века.

Обсуждая целесообразность данной стратегии, многие экономисты отмечают как ее положительные стороны, так и недостатки.

К положительным моментам относят формирование внутреннего спроса, как со стороны государства (госзакупки, госинвестиции), так и со стороны населения.

Но с другой стороны, она в определенной степени противоречит принципам свободной международной торговли, т.к. являясь мерой защиты внутреннего рынка и бизнеса, ведет к тому, что отечественные предприятия, зачастую работая неэффективно, тем не менее, получают прибыли, пользуясь своим монопольным положением и взвинчивая цены.

Многие экономисты в своих работах раскрывают понятие импортозамещения, его значение для экономики, например, Бодрунов С.Д., Миронова О.А., Рогова Е.М., Кадочников П.А. и др.

По мнению Бодрунова С.Д. стратегия импортозамещения предполагает постепенный переход от производства простых товаров к выпуску наукоемкой и высокотехнологичной продукции за счет интенсивного развития технологий и повышения уровня образования экономически активного населения .

Для процесса импортозамещения в России в настоящих условиях характерно сокращение или прекращение импорта определенных товаров путем их замещения на внутреннем рынке страны аналогичными отечественными, обладающими более высокими потребительскими свойствами и стоимостью не выше импортных.

По мнению президента РФ Путина В.В., импортозамещение не является самоцелью, и иногда выгоднее эффективно функционировать в рамках международного разделения труда, получать дешёвый качественный продукт за границей. И это вовсе не означает закрытие внутреннего рынка, а, наоборот, создание по-настоящему конкурентоспособных новых производств, выпускающих качественные и востребованные потребительские товары.

В Российской Федерации действуют программы импортозамещения во многих отраслях реального сектора экономики, прежде всего там, где есть очевидные конкурентные преимущества, такие, как доступное сырье, большой внутренний рынок, многолетние традиции и опыт, например, таких отраслях как лесная, лёгкая промышленность, фармацевтика, автомобилестроение.

Особое внимание было уделено агропромышленному сектору, обеспечивающему продовольственную безопасность страны, где наблюдается существенный рост объемов производства в 2014–2015 годах.

В 2015 году индекс производства сельского хозяйства составил 103%, пищевой продукции — 102% к уровню 2014 года. По итогам 2015 года достигнут целевой уровень продовольственного обеспечения.

Сельское хозяйство стало лидирующим сектором по росту производства. Производство сельхозпродукции увеличилось на 3,5 %. И такие показатели достигнуты при стагнации экономики, а в 2015 году ВВП снизился на 3,7% .

Рассмотрим динамику изменения темпов роста ВВП России в отраслевом разрезе за 2014–2015 г.г. в сравнении с предыдущим периодом .

Таблица 1.

Темпы роста ВВП по отраслям экономики в сравнении с предыдущим периодом (в%)

Валовой внутренний продукт в рыночных ценах

96,3

100,7

в том числе:

сельское хозяйство

103,5

102,2

добыча полезных ископаемых

101,1

102,2

обрабатывающие производства

94,5

101,0

здравоохранение и социальные услуги

100,3

101,7

домашние хозяйства

101,4

102,0

По приведенным выше данным мы видим, что кроме сырьевого сектора, только объем производства в сельском хозяйстве, в пищевой и некоторых других отраслях демонстрируется рост. И это во многом благодаря господдержке и ограничению ввоза аналогичной продукции из-за рубежа.

Эта тенденция подтверждается и следующими данными о соотношении экспорта и импорта в целом (рис. 1) и в разрезе отдельных отраслей .

Рисунок 1. Динамика экспорта и импорта РФ в 2014–2015 годах по сравнению с 2013 г. (по данным ФТС России)

Рисунок 2. Структура экспорта России в 2015 году в % к 2014 году

Значит, реализация политики импортозамещения в современных условиях довольно успешна.

С другой стороны, государственная поддержка отраслей, где происходит рост объемов продукции и, что не менее важно, наращивается ее экспорт, приносящий увеличение доходов государства, существует проблема ограниченности бюджетных средств поддержки. Следовательно, нужна некая оптимизация программ импортозамещения, в том числе и на уровне отдельных регионов.

Вот некоторые предложения в этом направлении.

Рисунок 3. Некоторые направления оптимизации программы импортозамещения на региональном уровне

Таким образом, подводя итог вышесказанному, нужно отметить, что для достижения максимально положительного эффекта в процессе реализации стратегии импортозамещения необходимо создание открытой экономики и обстановки конкурентной борьбы на внутреннем рынке.

В то же время развиваемые отрасли производства должны быть ориентированы как на внутренний рынок, так и на внешний, поскольку только в этом случае они смогут легко завоевать лояльность внутренних потребителей и конкурировать с иностранными производителями на внешних рынках.

Но перед переходом к широкой экспансии на внешние рынки желательно, чтобы внутренний рынок был уже охвачен отечественными производителями, поскольку именно на этом этапе страна формирует свои конкурентные преимущества и впоследствии, опираясь на них, ей будет гораздо легче перейти к развитию экспортных направлений.

Выбирая отрасли для реализации стратегии импортозамещения, мы должны учитывать многие факторы, но есть единое понимание того, что они должны иметь большой потенциал роста, с тем, чтобы, в дальнейшем используя его, мы могли сохранять и повышать уровень, достигнутый путем использования данной стратегии.

Список литературы: 1. Бодрунов С.Д. Теория и практика импортозамещения: уроки и проблемы. / Монография. С.Д. Бодрунов. – СПб.: ИНИР им. С.Ю. Витте, 2015. – 171 с. 2. Миронова О.А. Импортозамещение: зарубежный опыт и уроки для России. // Международный научно-исследовательский журнал. — 2015. — №7-3(38). — С. 84–87. 3. О производстве и использовании валового внутреннего продукта (ВВП) за 2014–2015 годы. Срочная информация по актуальным вопросам – – // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/Isswww.exe/Stg/d05/63.htm (Дата обращения 4.03.2016). 4. О состоянии внешней торговли. Срочная информация по темам. – – // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/B09_03/IssWWW.exe/Stg/d06/35.htm (Дата обр. 5.03.2016).

УДК 338.242
Дарья Снитко,
заместитель начальника Центра экономического прогнозирования ОАО «Газпромбанк»,
Иван Рубанов,
кандидат географических наук,
руководитель аналитической группы научно-экспертного совета при комитете по аграрным вопросам Государственной Думы ФС РФ,
Александр Фомин,
профессор Государственного университета по землеустройству

Девальвация рубля в 2014 г. положила конец росту импорта продовольствия, но поставила перед экономикой срочную и жизненно важную задачу ускоренного импортозамещения. Страны, обладающие значительным ресурсным потенциалом (изобилием сельхозугодий) и возможностями для экстенсивного, но малозатратного агропроизводства, являются ведущими нетто-экспортерами сельхозсырья и продуктов на его основе. Россия может встать в ряд этих стран, используя имеющиеся ресурсы, однако приоритетом государственной аграрной политики должно стать снижение административных барьеров развития агробизнеса и смещение фокуса аграрной политики с субсидирования на институциональные реформы и стимулирование новых направлений сельского хозяйства и переработки.

S u m m a r y

Ключевые слова: импортозамещение, аграрная политика, структура импорта продовольствия.

Keywords: import substitution, agroindustry regulation, food import structure.

Объемы импорта продовольствия в Россию в последние годы устойчиво росли. Девальвация рубля в 2014 г. положила конец этому тренду, но поставила перед экономикой срочную и жизненно важную задачу ускоренного импортозамещения.

Отрицательный баланс по продовольствию в Россию составляет порядка 25 млрд долл. ежегодно – это один из самых значительных показателей в мире (рассчитано авторами по ). Распространено мнение, что наличие существенного импорта продовольствия и низкая конкурентоспособность аграрной отрасли являются естественным следствием суровых природных условий на территории России, которые определяют низкие урожаи и невысокую общую производительность. Однако именно подобные России страны, обладающие значительным ресурсным потенциалом (изобилием сельхозугодий) и возможностями для экстенсивного, но малозатратного агропроизводства, являются ведущими нетто-экспортерами сельхозсырья и продуктов на его основе . Экономические реалии подталкивают страну к диверсификации экономики за пределы топливно-энергетического сектора, и в этом контексте у аграрной отрасли могут быть вполне реальные перспективы «выстрелить» более других.

Этапы импортозамещения на аграрном рынке

В конце 1990-х – начале 2000-х годов в развитии отрасли произошел перелом. Девальвация рубля в 1998 г. сделала импорт чересчур дорогим, а двузначная инфляция привела к смещению спроса в сторону более дешевых продуктов питания, преимущественно отечественного производства. В 2001-2003 гг. власти инициировали меры защиты и государственного субсидирования отрасли, ставшие долгосрочным драйвером для ее развития. Во-первых, были введены жесткие ограничения в форме квот и пошлин на импорт ряда ключевых продуктов – свинины, мяса птицы, сахара, риса и других, в результате чего на внутреннем рынке сформировалась ценовая высокая премия на основные сельхозпродукты. Во-вторых, был принят Национальный проект развития сельского хозяйства, предусматривавший инвестиционную поддержку отрасли.

В результате за 2001-2007 гг. в сельское хозяйство были привлечены крупные инвестиции; сформировалась когорта диверсифицированных региональных и межрегиональных предприятий – агрохолдингов. Стабильный рост животноводческого сектора, которому способствовало субсидирование строительства новых комплексов, обеспечил рост всего АПК и сделал отрасль одной из наиболее привлекательных в российской экономике вне сектора минеральных ресурсов . Агрохолдинги инвестировали крупные средства не только в животноводческий сектор, но и в сопутствующее кормопроизводство и выращивание зерновых (важный элемент севооборота), а также смежные обслуживающие сектора АПК, важные для устойчивого функционирования их бизнеса.

За упомянутый период был достигнут более чем двукратный рост производства мяса птицы, сахароносов, риса; в отрасль привлечены современные технологии. Среди отраслей-локомотивов АПК России стоит отметить зерновой комплекс (доля в структуре добавленной стоимости сельского хозяйства 14-15%), масличный и свеклосахарный комплексы (3 и 2% соответственно), птицеводство и свиноводство (22%) (рассчитано авторами по ). За постсоветский период эти направления АПК успешно реализовали программу импортозамещения, а масложировой и зерновой комплексы даже вышли на мировой рынок. Достигнутая «критическая масса» успешных производителей и непосредственная деятельность агрохолдингов обеспечили частичное или полное решение ряда структурных проблем отрасли – дефицит элеваторов, портовых мощностей, современных боен, комбикормовых производств. Благодаря значительной защите рынка от импорта, удалось обеспечить положительный финансовый результат для новых инвесторов в отрасль.

В 2013 г. доля сельского хозяйства и пищевой промышленности в структуре ВВП составила 5,2% . За 2014 г. производство в сельском хозяйстве выросло, по оценке авторов, на 2% по отношению к соответствующему периоду предыдущего года, что лучше всей национальной экономики.

К 2014 г. валовые объемы производства в отрасли приблизились к пиковым показателям постсоветского периода, однако все еще не достигли их . При этом в отрасли существенно возросла производительность ресурсов (используется меньший объем пашни, минеральных удобрений, численность занятых сократилась вдвое, уменьшился расход кормов на 1 голову скота). В то же время за период активного развития отрасли не удалось переломить неблагоприятную ситуацию в скотоводстве, садоводстве, производстве бахчевых культур и, до последнего времени, овощей закрытого грунта. Особенно тяжелое положение сложилось в секторе молочного скотоводства, где наблюдается медленное сокращение как основных фондов (поголовье скота), так и производства основного продукта – молока. Можно констатировать, что проблемными остаются те направления отечественного сельхозпроизводства, которые отличаются высокой капиталоемкостью (особенно это касается выращивания овощей в закрытом грунте) и длительной окупаемостью инвестпроектов (10-15 лет, мясное и, особенно, молочное скотоводство, садоводство).

Структура импорта и потенциальные ниши импортозамещения

В текущем десятилетии Россия ежегодно импортировала продовольствие на сумму порядка 30-40 млрд долл. В последние несколько лет объемы импорта с учетом аграрной инфляции оставались приблизительно стабильными, как и его структура. В общем объеме российского товарного импорта (рассчитано авторами по данным ) продовольствие занимает третью позицию после импорта машин и оборудования и продукции химической промышленности. Так, в 2013 г. суммарный объем импорта продовольственных товаров (товарные группы 01-24) составил 43 млрд долл., что эквивалентно 13,8% всего товарного импорта. Общую долю иностранного продовольствия в потреблении на российском рынке можно оценить в 14-15% (табл. 1).

В последние месяцы объемы импорта устойчиво сокращаются (рис. 1), а в мае-декабре 2014 г. наблюдалось беспрецедентное по меркам последних лет падение импортных поставок, очевидно связанное с введением продовольственного эмбарго, а также сильным ослаблением рубля по отношению к валютам основных торговых партнеров.

Рис. 1. Динамика месячных объемов импорта продовольствия

(в долларовом выражении, к соответствующему периоду прошлого года)

Источник: рассчитано авторами по данным

Таблица 1

Рынок продовольствия и доля импорта в потреблении продуктов питания РФ, млн руб

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Импорт продовольствия

Розничный товарооборот продуктов питания

Оборот общественного питания

Розничный товарооборот, оборот общественного питания без налогов

Доля импорта в потреблении, %

16,1

16,5

14,4

14,4

Расcчитано авторами по данным

В последние годы сформировалась устойчивая структура продовольственного импорта по товарным позициям, в которой лидирующие позиции занимает мясо (порядка 15-16% всего продовольственного импорта), фрукты (14,8%) и овощи (6,7%), молочная (10%) и алкогольная (8%) продукция. Около 75% импорта в стоимостном выражении приходится на 8 крупных товарных групп (рис. 2).

Рис. 2. Товарная структура импорта продовольствия в Россию в 2013 г.

Рассчитано авторами по данным

Товарные позиции и группы существенно различаются с точки зрения потенциала и возможностей импортозамещения, которыми обладают отечественные производители. Можно выделить товары, внутреннее производство которых целесообразно и вполне конкурентоспособно, а также те товары, импортозамещение которых возможно, но затруднено (требует значительных затрат, при этом направление не обладает серьезными конкурентными преимуществами даже на внутреннем рынке). И, наконец, товары, импортозамещение которых в значительных объемах невозможно или крайне затруднено из-за отсутствия подходящих природных условий или по другим причинам.

По нашим оценкам в среднесрочной и долгосрочной перспективе отечественными аналогами может быть замещено порядка 40-50% импортируемой продовольственной продукции на сумму немногим менее 20 млрд долл. (эта цифра не учитывает возможности развития экспортных продаж сельхозпродукции и снижения ее нетто-импорта за счет этой статьи).

Меры по импортозамещению

Ключевые направления импортозамещения можно выделить по трем признакам товарного рынка: 1) значительный стоимостной объем импорта, 2) высокая доля иностранной продукции, 3) хорошие возможности (наличие ресурсов, конкурентных преимуществ) для ее внутреннего производства. Импортозамещение в этом случае экономически целесообразно, если выполняются оба первых или третье условия.

Потенциальные ниши для импортозамещения

В проработке мер импортозамещения предлагается исходить из следующих подходов:

-целью импортозамещения является «перенос» максимального количества производств продукции, которая потребляется на внутреннем рынке, в страну-потребитель;

-в стране должны существовать условия для развития производства, аналогичного импортному, сравнимого по затратам на основные виды ресурсов с учетом транспортных расходов;

-в течение периода проведения государственной политики по импортозамещению могут временно создаваться условия для защиты рынка с целью привлечения инвесторов в отрасль.

Новейшие политические и макроэкономические события, произошедшие в 2014 г. (конфликт со странами Запада, последующее введение продовольственного эмбарго и девальвация рубля), в целом имеют для отрасли благоприятный эффект и делают целесообразным с экономической точки зрения развитие импортозамещающих производств без дополнительного протекционизма. Экстремальное удорожание импорта, а также снижение стоимости ресурсов в сравнении с другими странами повышают конкурентоспособность отечественных аграриев в сравнении с иностранными фермерами, что усиливает экспортный потенциал.

Наибольшие возможности с точки зрения импортозамещения имеются в производстве молочной продукции, мяса и овощей. Для развития соответствующих направлений сельского хозяйства имеются ресурсные условия и определенные конкурентные преимущества, а также внутренний спрос со стороны перерабатывающей промышленности. Более того, значительные импортные поставки соответствующих товарных позиций в настоящее время осуществляются именно из-за дефицита производства отечественного сельскохозяйственного сырья, которое, в силу объективных причин (скоропортящийся характер продукции), при использовании современных технологий может предлагаться отечественными производителями с лучшим качеством, нежели зарубежные аналоги.

Ограниченное импортозамещение также возможно в сегменте алкогольной продукции, в производстве сои и других кормов, фруктов (около половины стоимостного объема импорта фруктов и орехов представлено экзотическими продуктами, в то же время значительны возможности по импортозамещающему производству груш, слив, черешни и, особенно, яблок).

К конкретным наиболее важным товарам, которые могут быть произведены внутри страны при создании экономических стимулов для предпринимателей, для чего имеется технологическая база и доступные ресурсы, следует в первую очередь отнести:

-мясо птицы и свиней (в 2013 г. его было ввезено на сумму более 3,7 млрд долл., включая свиной жир и субпродукты);

-рыба и продукты рыбопереработки, за исключением ракообразных и моллюсков (2,4 млрд долл. в 2013 г.);

-свежие овощи закрытого грунта (томаты, грибы, частично огурцы и пр.), морковь, лук, картофель (в том числе семена указанных культур) (2,2 млрд долл. в 2013 г.);

-злаки, семена масличных (за исключением кукурузы, сои), растительные масла (за исключением пальмового, кокосового и оливкового); продукты переработки сои (шрот, жмых – они могут производиться на базе импортного сырья внутри страны);

-готовая продукция (колбасы и аналогичные продукты, хлеб, макаронные изделия).

Относительно просто может быть замещено на отечественное производство практически всех пищевых товаров, требующих технологически простой переработки: овощных консервов, муки, сушеных и консервированных фруктов. Однако эти товары также были включены в группу продуктов, которые не должны стать целью политики импортозамещения, поскольку их производство в странах происхождения сырья, как правило, экономически целесообразнее и дешевле (из-за высоких транспортных затрат на перевозку скоропортящейся продукции).

Следует отметить, что процесс импортозамещения на отдельных аграрных рынках успешно идет в последние годы, в то время как на других он либо идет крайне медленно, либо вовсе не наблюдается, или же доля импортной продукции увеличивается. К первой, «успешной» группе относятся рынки свинины, мяса птицы и сахара, а также соответствующие направления агробизнеса. Ко второй, проблемной группе, где не наблюдается заметного увеличения производства отечественных товаров, относится рынок овощей, продуктов садоводства, молока и молочной продукции, а также говядины. Главным объектом политики по поощрению импортозамещающего производства становятся соответствующие направления сельского хозяйства.

Условный рейтинг направлений потенциальных ниш импортозамещения (составленный на основе показателей объемов и доли импортной продукции) представлен в таблице 2.

Таблица 2

Рейтинг потенциальных ниш импортозамещения

Направление

Основные потребительские

Объем импорта в

Доля импорта,

сельского хозяйства

продукты

2013 г., млрд долл.

%

Молочное скотоводство

Масло, сыры и др.

1,3

Мясное скотоводство

Говядина

2,9

Тепличное овощеводство

Томаты, огурцы, обработанные овощи

2,0

Садоводство

Яблоки, груши, вишни и др.

1,9

Селекция, семеноводство

Генетический материал

0,5

Свиноводство

Свинина

2,5

Птицеводство

Мясо птицы

0,9

Виноградарство

Алкогольные напитки

3,4

Выращивание сои

Шрот

1,4

Легенда: потенциал импортозамещения

Значительные возможности импортозамещения сдерживаются внутренними барьерами

Значительные возможности импортозамещения реализуются

Ограниченные возможности импортозамещения

Составлено авторами

Вместе с упоминанием о возможных нишах импортозамещения следует отметить, что в 2013 г. около 40% импорта на сумму порядка 15-16 млрд долл. было представлено продукцией, которая не может быть замещена собственным производством внутри страны. В их числе тропические фрукты (бананы, цитрусовые, все виды орехов), масла тропических растений (пальмовое, кокосовое), стимулирующие культуры (чай, кофе, какао-бобы), пряности, а также продукция, которую не целесообразно выращивать в России в объемах, соответствующих потреблению, поскольку для них не имеется достаточной территории (соевые бобы, сорго), табак, табачные изделия; также в данную группу включены алкогольные напитки.

Возможные инструменты аграрной политики для импортозамещения

В развитых аграрных державах задача по развитию сельского хозяйства сводится, в первую очередь, к повышению его конкурентоспособности, а также к поиску новых рынков сбыта продукции и элиминированию негативных последствий аграрной деятельности. В России наряду с этими задачами большое значение имеет наращивание объемов производства сельскохозяйственной продукции, которое сопряжено с наращиванием инвестиционной активности в отрасли и привлечением в нее новых игроков. Данные задачи особенно актуальны с учетом исторических особенностей отечественного сельского хозяйства – его многоукладности, высокого веса низкоэффективных сельхозпредприятий с низким производственным потенциалом, которые при этом преобладают численно и по-прежнему охватывают около 2/3 сельскохозяйственных угодий.

Импотозамещение не решает проблему зависимости страны от поставок продовольствия, этот процесс призван создать для отечественных производителей условия для догоняющего развития (иногда ценой установления протекционизма на несколько лет) ради того, чтобы добавленная стоимость продуктов питания, потребляемых на внутреннем рынке, создавалась внутри страны.

Поскольку в текущей экономической конъюнктуре протекционистская политика и поддержание доходности в импортозамещающих отраслях могут быть малоэффективны, главные усилия аграрной политики могут быть направлены на устранение инфраструктурных барьеров (в широком смысле) и институционально-административные реформы. В частности, в настоящее время государственное регулирование сельского хозяйства почти полностью лишено регионального аспекта (не в отношении практики распределения государственной поддержки, а в отношении регулирования размещения отдельных направлений и новых производственных проектов).

Между тем Россия отличается весьма низкой степенью региональной концентрации производства по сравнению с другими крупными аграрными державами. Постепенно идет формирование территориальных кластеров и производственных комплексов. В частности, Центр (Белгород, Тамбов, Орел, Воронеж, Липецк) становится мясным кластером. Растениеводческое производство все более локализуется в Южном регионе, масличный комплекс – в Поволжье. Данные регионы выделяются гипертрофированным развитием отдельных отраслей благодаря реализации конкурентных преимуществ этих территорий. Процесс создания районов или кластеров в агрокомплексе характерен для многих развитых в аграрном отношении стран мира (Бразилии, США, Канады). Концентрация производства стимулирует конкуренцию, что сказывается на повышении эффективности производства, создает предпосылки для развития сопутствующих производств, инфраструктуры (не только транспортной, но и хранения, первичной переработки), аутсорсинга.

На наш взгляд, экономически рационально сохранять специализацию Центра и Юга России на мясных направлениях производства (птицеводство, свиноводство), поскольку они наиболее оптимально расположены относительно рынков сбыта продукции. Отдельные новые проекты в области импортозамещения продукции свиноводства и птицеводства стоит размещать за Уралом лишь в отдельных наиболее населенных и обеспеченных зерном областях (Челябинской, Тюменской). Что касается развития направлений растениеводства, то наиболее высокий потенциал сосредоточен в тепличном бизнесе, который имеет смысл также развивать не повсеместно, а исходя из экономических предпосылок и конкурентоспособности регионов. Так, например, производство томатов можно сосредоточить в южных областях, где требуется меньше досветки теплиц в течение года, а выращивание малотранспортабельной продукции (цветы, огурцы, салаты) стоит размещать в непосредственной близости от регионов потребления.

На наш взгляд, одним из ключевых факторов успешного импортозамещения в мясной отрасли России станет сохранение конкурентоспособности зернового комплекса страны. В настоящее время на мировом рынке продукция зернового комплекса достаточно конкурента и востребована, а девальвация рубля в 2014 г. сделала отрасль еще более привлекательной для вложений. В то же время стагнация посевных площадей под зерновыми культурами (особенно традиционными для России пшеницей и ячменем), говорит о том, что страна не реализует свой потенциал (как внутреннего потребления, так и экспортный) полностью. Плачевное финансовое состояние существенной части хозяйств за пределами Юга страны подтверждает, что в отрасли накопились существенные проблемы, связанные с развитием институтов и регулированием. В первую очередь, это проблемы с возвратом в оборот сельскохозяйственных земель, заброшенных с начала 1990-х годов, вопросы передачи прав и переоформления собственности на землю.

Вслед за этапом импортозамещения, как показывает опыт зарубежных стран, следует этап экспансии наиболее конкурентных отраслей пищевого комплекса за пределы локального рынка и развитие экспорта. Импортозамещение не является идеей, возникшей в один момент (в случае России – благодаря введению «антисанкций»), а должно быть частью последовательной аграрной политики страны.

Литература

  1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.
  2. http://faostat3.fao.org/home/E
  3. http://stat.customs.ru/
  4. http://www.comtrade.org/
  5. http://www.gks.ru/
  6. Рубанов И., Фомин А. Последствия присоединения к ВТО для сельского хозяйства России // Международный сельскохозяйственный журнал. 2014. № 3. С. 48-52.

Импортозамещение в агропромышленном комплексе РФ

Хромов Виталий Владимирович
Магистрант Институт экономики и права
МГУТУ, Россия, г. Москва
E-mail: VIT-0871@mail.ru
Научный руководитель: Попов Олег Вячеславович
к.ю.н. Институт экономики и права МГУТУ,
Россия, г. Москва

Формирование экспортных возможностей отечественных предприятий в современный период хозяйствования выступает, несомненно, как одно из приоритетных направлений деятельности, так как именно производство экспортной продукции, а также ее результативная реализация даст возможность российским товаропроизводителям выйти на новый уровень функционирования. В связи с этим, особенное значение приобретает увеличение экспортного потенциала российской производственной сферы, включающий в качестве составных элементов в себя, кроме инвестиционной и инновационной деятельности, а также прямых финансовых вложений, непосредственно импорт для развития экспорта.

В современный период доля импорта в себестоимости отечественной промышленной продукции довольно значительна. В связи с указанным, развитие импортозамещения является особенно актуальным, так как именно оно даст возможности избежать напряженности, которая возникает вследствие необходимости применения при изготовлении промышленной продукции различных импортных изделий, определенных компонентов и услуг, в то время как российские предприятия не приобретают потенциальные заказы на производство продукции, которые необходимы для выхода из критической ситуации.

Импортозамещение выступает как политика государства, результатом которой должно явиться повышение конкурентоспособности российской продукции при помощи стимулирования технологической модернизации самого производства, внедрения инноваций, роста качества продукции, результативности производства, а также освоения производства новейших видов продукции.

Стратегия импортозамещения имеет в виду постепенный переход к изготовлению продуктов питания с применением высокотехнологичного оборудования, а также инновационных технологий производства. Причем, не должна снижаться ни экономическая, ни физическая доступность продовольствия. Необходимо соблюдать условия безопасности производства различных продуктов питания. Выработанная стратегия импортозамещения базируется на развитии всего производства, повышении качества производимого товара, используемых технологий, вырабатывание инноваций. Исполнение стратегии именно по приведенному сценарию является актуальным для России.

Увеличение доли импорта сельскохозяйственной, а также продовольственной продукции после того, как Россия вступила в ВТО, привело к вытеснению с внутреннего рынка похожей продукции национальных предприятий. Это отрицательно воздействует «как на наполнение бюджетной системы различных регионов и государства, так и на сам уровень занятости и доходы населения, мешая структурным преобразованиям экономики государства и ее регионов». Увеличение импортных поставок множит импортозависимость регионов и государства в общем, а также «оказывает деструктивное воздействие на формирование регионального промышленного потенциала».

Бесспорно, что при исполнении стратегии импортозамещения продовольственных товаров российское государство должно осуществлять некоторые протекционистские меры, которые соответствуют взятым на себя обязательствам в пределах международных договоренностей.

Причем, предпринимаемые меры не должны вести к понижению качества и конкурентоспособности национальной продукции в сравнении с иностранными аналогами. В то же время, государству необходимо стимулировать внутренний спрос на национальную продукцию, переориентировать его на различные товары-заменители, если по определенным видам продукции есть недостаток производства. К примеру, стоит простимулировать спрос населения непосредственно на продукцию птицеводства принимая во внимание то, что объемы производства мясной продукции в России не достаточны для полного удовлетворения спроса. Следовательно, итогом станет насыщение внутреннего рынка различной продукцией национального производства.

Российское сельское хозяйство, несмотря на имеющиеся проблемы и неясные перспективы, обладает большим ресурсным потенциалом. Устойчивое удорожание продовольствия на мировой арене делает продовольствие таким же востребованным товаром, как и нефть, и газ, а высокие технологии. Проблемные вопросы голода и продовольственной безопасности, или доступности продовольствия к населению, представляется проблемой глобальной. Американский ученый Марион Энсмингер высказался таким образом: «Продукты питания выступают и как ответственность, и как оружие. Ответственность в связи с тем, что одно из основных прав – право на пищу, а также ее потребление в достатке. С иной стороны – это оружие, так как в политике и экономике продовольствие играет большую роль и обладает большей силой, чем само оружие или нефть». Важно признать, что продукция российского сельского хозяйства, за некоторым исключением, не востребована на мировом рынке из-за низкого качества, несоответствия установленным стандартам, невзрачного внешнего вида. Санкционная политика в отношении Российского государства со стороны западных государств – это действительный шанс для российских аграриев для завоевания в первую очередь российского рынка. Известно, что зарубежная продукция, нередко далеко не лучшего качества, заполнила прилавки национальных магазинов. Ведущие ретейлеры предпочитают сотрудничать с крупными поставщиками, а уже мелким и средним предприятиям очень трудно реализовать свою продукцию непосредственно в торговую сеть. Указанное касается не только выращенной продукции, но также переработанной. При запрете на импорт зарубежной продукции данная ситуация меняется. По статистическим данным опросов граждан, покупательские предпочтения меняются. На настоящее время практически две трети респондентов предпочитают отечественные товары зарубежным.

В современный период Россия практически полностью обеспечивает себя картофелем, а также зерном и мясом птицы. Например, по производству мяса птицы в 2014 г. Российская Федерация вышла на четвертое место в мире после США, а также Китая и Бразилии. Кроме того, за последнее время импорт свинины сократился фактически на четверть, а осуществление импорта подсолнечного масла – практически в шесть раз. По указанным видам продукции проблема по импотозамещению остро не стоит. Однако, по молоку, овощам, а также фруктам картина не столь благополучная. Например, потребность в овощах закрытого грунта оценена в 1,61 млн т в год, причем, национальные сельскохозяйственные производители могут поставить на продовольственный рынок лишь 600 тыс. тонн. Сказывается в данной ситуации недостаток производственных мощностей, большие энерго- и трудозатраты, а также изношенность оборудования. Определенным производителям в зимний период приходится останавливать свою деятельность, так как высокие энергетические затраты и стоимость электроэнергии не дают возможности эффективно функционировать. В указанной отрасли остро стоит вопрос по модернизации и инновационному обновлению. Известно, что сооружение теплиц новейшего поколения, производственный цикл которых базируется на применении ресурсосберегающих технологий, на территории площадью 1 га обходится практически в 50 млн руб., а окупаться данный проект будет при площади теплиц не меньше 10 гектар. В указанном случае для организации новейшего производства и реорганизации уже имеющегося нужны масштабные инвестиции, а также значительная финансовая и постоянная государственная поддержка.

Таким образом, нынешняя аграрная область, несмотря на существующий потенциал, не может обеспечить импортозамещение в сжатые до предела сроки. В связи с указанным, осуществляется совершенствование географической структуры зарубежных поставок продовольствия. Недостаток национального сырья покрывается за счет производимых поставок из государств Латинской Америки, Индии, а также Китая. Национальному сельскому хозяйству остро необходимо модернизация и инвестирование. И здесь я хотел бы отметить, что только государство с его мощными финансовыми, техническими, образовательными ресурсами налоговыми и кредитными механизмами способно стать той динамичной силой которая могла бы стимулировать развитие всех отраслей АПК в направлении роста объемов и эффективности производства.

Список использованных источников

  1. Макаров А.Н. Импортозамещение как инструмент индустриализации экономики региона: инновационный аспект (на примере Нижегородской области)/ Российский внешнеэкономический вестник. 2012. № 5. С.36-40.

  2. Мельников А.Б., Скоморощенко А.А., Саидов А.А. Проблемы импортозамещения в Краснодарском крае // Научный журнал КубГАУ — Scientific Journal of KubSAU. 2014. № 104. С.1138.

  3. Семыкин В.А., Сафронов В.В., Терехов В.П. Импортозамещение как эффективный инструмент оптимального развития рыночной экономики // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной Академии. 2014. №7. С.1

  4. Суханова И.Ф., Лявина М.Ю. Импортозамещение как фактор роста региональной экономики // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология. 2014. №5. С.26-36.

  5. Зачем Россия импортирует столько сельскохозяйственной продукции? – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://hvastovichi.ru/brexunok/why-goverment-fuck-village/401-whyrussiaimport-agro