Инвентаризация незавершенного строительства

Порядок проведения инвентаризации

Инвентаризация проводится в несколько этапов.

Шаг 1. Создание инвентаризационной комиссии

Создание инвентаризационной комиссии оформляется приказом (постановлением, распоряжением) руководителя организации (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации).

Унифицированная форма данного приказа (форма N ИНВ-22) утверждена Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88.

В состав инвентаризационной комиссии могут быть включены любые работники организации. Членами комиссии, как правило, являются:

  • представители администрации организации;

  • работники бухгалтерской службы (например, главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, бухгалтер по отдельному участнику);

  • другие специалисты (работники технических (например, инженер), финансовых (например, руководитель финансового отдела), юридических (например, юрист) и других служб).

Материально ответственные лица не могут входить в состав инвентаризационной комиссии, однако их присутствие при проверке фактического наличия имущества является обязательным.

В комиссию должны входить как минимум два человека.

Помимо состава инвентаризационной комиссии, в этом приказе указываются также сроки и причины проведения инвентаризации, проверяемое имущество и обязательства.

После утверждения приказа генеральным директором этот документ должны подписать председатель и члены инвентаризационной комиссии.

Приказ о проведении инвентаризации регистрируется в журнале учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации, который может составляться по форме N ИНВ-23 (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации).

Шаг 2. Получение последних приходных и расходных документов

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надо получить последние на момент проведения инвентаризации приходные и расходные документы.

Полученные документы заверяются председателем инвентаризационной комиссии с указанием «до инвентаризации на «__» __________ 201_ г.», что является основанием для определения бухгалтерией остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным (п. 2.4 Методических указаний по инвентаризации).

Шаг 3. Получение расписки от материально ответственных лиц

Расписка, оформляемая материально ответственным лицом перед началом инвентаризации, предоставляется инвентаризационной комиссии в день проверки и подтверждает факт того, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы материально ответственным лицом в бухгалтерию или переданы комиссии, все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие — списаны.

Шаг 4. Проверка и документальное подтверждение наличия, состояния и оценки активов и обязательств

Инвентаризационная комиссия определяет:

  • наименования и количество имущества (ОС, МПЗ, денежные средства в кассе, документарные ценные бумаги), имеющегося в организации, в том числе арендованного имущества, – путем натурального подсчета (п. 2.7 Методических указаний по инвентаризации). Одновременно с этим проверяется состояние этих объектов (могут ли они использоваться по назначению);

  • виды активов, не имеющих материально-вещественной формы (например, НМА, финансовые вложения), – путем сверки документов, подтверждающих права организации на эти активы (п. п. 3.8, 3.14, 3.43 Методических указаний по инвентаризации);

  • состав дебиторской и кредиторской задолженности – путем проведения сверки с контрагентами и проверки документов, подтверждающих существование обязательства или требования (п. 3.44 Методических указаний по инвентаризации).

Полученные данные инвентаризационные комиссия заносит в инвентаризационные описи (акты). После этого материально ответственные лица в инвентаризационных описях (актах) должны расписаться в том, что они присутствовали при проведении инвентаризации (п. п. 2.4, 2.5, 2.9 — 2.11 Методических указаний по инвентаризации).

Шаг 5. Сверка данных в инвентаризационных описях (актах) с данными бухгалтерского учета

После этого полученные данные в инвентаризационных описях (актах) сверяются с данными бухгалтерского учета.

Если в ходе инвентаризации выявлены излишки или недостача, тогда оформляется сличительная ведомость, в которой указывают расхождения (излишек, недостача), выявленные при инвентаризации. Ее составляют только по тому имуществу, по которому есть отклонения от учетных данных.

Для оформления проведения и результатов инвентаризации можно использовать следующие формы документов:

  • по ОС – Инвентаризационная опись ОС (форма N ИНВ-1) и Сличительная ведомость инвентаризации ОС (форма N ИНВ-18);

  • по МПЗ – Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (форма N ИНВ-3); Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных (форма N ИНВ-4) и Сличительная ведомость результатов инвентаризации ТМЦ (форма N ИНВ-19);

  • по расходам будущих периодов – Акт инвентаризации расходов будущих периодов (форма N ИНВ-11);

  • по кассе – Акт инвентаризации наличных денег (форма N ИНВ-15);

  • по ценным бумагам и БСО – Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (форма N ИНВ-16);

  • по расчетам с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами – Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма N ИНВ-17).

Шаг 6. Обобщение результатов, выявленных инвентаризацией

Инвентаризационная комиссия на заседании по итогам инвентаризации анализирует выявленные расхождения, а также предлагает способы урегулирования обнаруженных расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета (п. 5.4 Методических указаний по инвентаризации).

Заседание инвентаризационной комиссии оформляется протоколом.

Если по итогам инвентаризации расхождений не выявлено, этот факт также следует отразить в протоколе заседания инвентаризационной комиссии.

Инвентаризационная комиссия по итогам заседания обобщает результаты проведенной инвентаризации.

С этой целью может применяться унифицированная форма N ИНВ-26 «Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией», утвержденная Постановлением Госкомстата России от 27.03.2000 N 26, в которой отражаются все выявленные излишки и недостачи, а также указывается способ отражения их в учете (п. 5.6 Методических указаний по инвентаризации).

Протокол заседания инвентаризационной комиссии вместе с ведомостью учета результатов представляются на рассмотрение руководителю организации, который принимает окончательное решение.

Шаг 7. Утверждение результатов инвентаризации

Инвентаризационная комиссия представляет руководителю организации протокол заседания инвентаризационной комиссии и ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией.

К указанным документам могут прилагаться сличительные ведомости и инвентаризационные описи (акты).

После рассмотрения документов руководитель организации принимает окончательное решение, которое оформляется приказом об утверждении результатов инвентаризации (п. 5.4 Методических указаний по инвентаризации).

Обязательной частью приказа является предписание о порядке устранения расхождений, выявленных инвентаризацией.

После этого документация по результатам инвентаризации передается инвентаризационной комиссией в бухгалтерскую службу.

Шаг 8. Отражение в учете результатов инвентаризации

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета следует отразить в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

В случае годовой инвентаризации указанные результаты должны быть отражены в годовой бухгалтерской отчетности (п. 5.5 Методических указаний по инвентаризации).

При выявлении в результате инвентаризации имущества, которое не подлежит дальнейшему использованию в связи с моральным устареванием и (или) порчей, такое имущество подлежит списанию с учета.

Также с балансового учета списывается задолженность с истекшим сроком исковой давности.

Выявлена недостача

В бухгалтерском учете недостачи отражаются на дату, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (п. 4 ст. 11 Закона о бухучете).

Стоимость приобретения недостающих МПЗ относят на затраты, связанные с производством или продажей, в пределах норм естественной убыли (пп. «б» п. 28 Положения по бухучету N 34н).

Проводки будут такие.

Проводка

Операция

Д 94 — К 10 (41, 43)

Списана стоимость утраченного имущества

Д 20 (25, 26, 44) — К 94

Списана недостача в пределах норм естественной убыли

Стоимость недостач МПЗ сверх норм естественной убыли и недостач МПЗ, для которых такие нормы не утверждены, а также недостач ОС, инструментов, денег и денежных документов (БСО и т.п.) (пп. «б» п. 28 Положения по бухучету N 34н):

  • если лицо, виновное в возникновении недостачи, установлено, – взыскивается с этого лица;

  • если лицо, виновное в возникновении недостачи, не установлено, – списывается в прочие расходы.

Проводка

Операция

Д 94 — К 01 (10, 41, 43, 50)

Списана стоимость утраченного имущества

Д 73 (76) — К 94

Стоимость недостач отнесена на виновных лиц

Дт 50 (51, 70) — К 73 (76)

Стоимость недостач взыскана с виновного лица

Д 91 — К 94

Сверхнормативная недостача списана в расходы

Для целей налога на прибыль стоимость приобретения недостающих МПЗ учитывается в материальных расходах в периоде выявления недостачи в пределах утвержденных норм естественной убыли (пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ).

Порядок учета недостач МПЗ сверх норм естественной убыли и недостач МПЗ, для которых такие нормы не утверждены, а также недостач ОС, инструментов, денег и денежных документов (БСО и т.п.) зависит от ситуации.

Ситуация 1. Лицо, виновное в возникновении недостачи, установлено. В этом случае стоимость недостач учитывается в расходах на одну из следующих дат (пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ):

  • или признания виновным суммы ущерба (например, на дату заключения с работником соглашения о добровольном возмещении ущерба);

  • или вступления в силу решения суда о взыскании с виновного суммы ущерба.

Одновременно в доходах надо учесть сумму ущерба, признанную виновным или присужденную судом (п. 3 ст. 250, пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Ситуация 2. Лицо, виновное в возникновении недостачи, не установлено. Тогда стоимость недостач учитывается в расходах на дату составления одного из следующих документов (пп. 5, 6 п. 2 ст. 265 НК РФ):

  • или постановления о приостановлении предварительного следствия по уголовному делу в связи с тем, что лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено;

  • или документа компетентного органа, подтверждающего, что недостача вызвана чрезвычайным происшествием.

Например, при пожаре такими документами будут справка из органов противопожарной службы (МЧС), акт о пожаре и протокол осмотра места происшествия.

ВЫБИРАЕМ НЗП НА ПРОВЕРКУ

Проверки незавершенного производства зависят от ряда факторов:

  • типа производства;
  • сложности и номенклатуры изготавливаемой продукции;
  • порядка оперативного учета и хранения межоперационных заделов;
  • других особенностей технологии и организации производства.

Замечания

  1. Ввиду масштабности производства, занятости учетно-контрольного персонала и ограниченных сроков полная инвентаризация не всегда возможна и целесообразна.
  2. Проконтролировать объемы и подтвердить учетные данные можно с помощью ежемесячных или ежеквартальных выборочных инвентаризаций НЗП.
  3. Оптимально, если ревизии будут внезапными. Это позволит своевременно идентифицировать проблемы, контролировать учетную дисциплину материально ответственных лиц на производстве.

Выборочную инвентаризацию целесообразно проводить в следующих случаях:

  • по материалам и комплектующим, из которых изготавливают продукцию, выявлены излишки, недостачи, подтверждены факты хищений (например, при инвентаризации склада);
  • за должностными лицами цеха выявлены системные проблемы по другим объектам, заказам (например, проблемное подразделение является цехом-сдатчиком или его доля затрат в НЗП превышает 30 %);
  • зафиксированы завышенные или заниженные нормы расхода сырья, назрела необходимость подтвердить нормативы;
  • заказы, объекты НЗП находятся в цехе без движения более двух месяцев, нет списания материалов на заказ, не проводятся работы по заказу, не изготавливается данный вид продукции;
  • на балансе цеха числятся устаревшие и отмененные конструкции, производственный брак (не сданы на склад; не принято решение, что делать с такими активами);
  • обнаружены значительные отклонения фактической комплектовочной ведомости от плановой;
  • смета фактических затрат стабильно превышает плановую более чем на допустимый процент отклонений (например, на 10 % и выше);
  • необходимо контролировать сроки изготовления, комплектность продукции, которая изготавливается под заказ (как правило, это крупные объекты, оборудование с большой сметной стоимостью, заказы от важных для компании заказчиков);
  • срок сдачи готовой продукции на склад просрочен;
  • зафиксированы приписки в выработке рабочих, которым начисляется сдельная оплата труда;
  • после изменений в документообороте, «первичке» и отчетности производственных подразделений, переходе на автоматизированные рабочие места, после установки взвешивающих устройств, автоматических дозаторов, счетчиков.

Нацельте выборочные инвентаризации на следующие объекты НЗП, группы продукции и заказы:

  • старые заказы и изделия, работы по которым начаты год и более назад, законсервированные объекты НЗП;
  • остатки незавершенного производства по закрытым, аннулированным или приостановленным заказам;
  • продукция впервые в запуске, экспериментальные виды продукции, заказы и продукция после конструкционных или технологических изменений;
  • полуфабрикаты и узлы, не оконченные сборкой, имеющие высокую стоимость и наибольшую трудоемкость изготовления;
  • продукция, полуфабрикаты, узлы, от своевременного изготовления которых зависят сроки выполнения других важных заказов;
  • объекты НЗП на первом и последнем участке технологической цепочки;
  • продукция и заказы на контроле у топ-менеджмента или собственника.

ЭТО ВАЖНО

Даже если инвентаризации НЗП выборочные, нужно за год охватить мониторингом все группы полуфабрикатов, которые производит компания, все виды технологических операций и все производственные участки.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Перед тем как осуществлять инвентаризацию незавершенного производства, необходимо провести ряд подготовительных процедур, чтобы процесс дал эффективные результаты.

1. До начала инвентаризации проверяем:

  • наличие и корректность учета в регистрах аналитического учета по каждому виду продукции, заказу, объекту НЗП;
  • наличие конструкторской и технологической документации, результатов инженерных изысканий, проектной документации, патентов;
  • подлежат ли полуфабрикаты использованию в производстве;
  • обеспеченность рабочей силой для перевешивания и перемещения крупногабаритных деталей и узлов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой.

Если инвентаризация НЗП плановая, нужно организовать подготовительные работы в цехах, которые упростят работу комиссии. Необходимо распорядиться, чтобы в цехах:

  • детали и сборочные единицы уложили в удобном для подсчета порядке;
  • подписали, навесили бирки на стеллажи, тару, детали;
  • устаревшие конструкции и аннулированные заказы разместили отдельно;
  • убрали бракованные детали и отходы;
  • сдали на склады все ненужные материалы, покупные комплектующие и полуфабрикаты;
  • передали на следующий технологический этап детали, узлы и агрегаты, обработка которых в ревизируемом цехе закончена.

2. Подбираем компетентную комиссию.

В состав инвентаризационной комиссии включаем:

  • технических специалистов общезаводских служб (технологов, конструкторов, контролеров);
  • сотрудников финансово-учетной службы — бухгалтера производственной группы, экономиста или руководителя планово-экономического и производственно-диспетчерского отделов, бухгалтера-ревизора;
  • сотрудников службы внутреннего аудита и службы безопасности компании;
  • представителей независимых аудиторских компаний, компетентных экспертов.

Важный момент: на инвентаризацию отводится ограниченное время, ошибки сложно обнаружить и исправить, поэтому необходимо предусмотреть достаточное количество рабочих комиссий и исполнителей. Проверяющие должны хорошо знать технологический процесс.

  1. Получаем от материально ответственных лиц производственных подразделений:
  • последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы, производственные отчеты по цехам;
  • расписки о том, что все документы по движению НЗП сданы в бухгалтерию или переданы комиссии.
  1. Инструктируем членов инвентаризационной комиссии о целях, объемах и порядке проведения инвентаризации.

ПРОВЕДЕНИЕ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

Ревизионная комиссия проверяет фактическое наличие заделов путем пересчета (взвешивания, перемеривания) и фиксирует полученные результаты в инвентаризационных описях (актах инвентаризации). Данные инвентаризационных описей сопоставляют с показателями бухгалтерского учета. На этом этапе выявляют расхождения, составляют сличительные ведомости и определяют причины расхождений. На заключительном этапе оформляют результаты инвентаризации, данные бухучета приводят в соответствие с полученными результатами. Лица, виновные в неправильном учете имущества, привлекаются к административной ответственности.

В актах и описях инвентаризации НЗП принято указывать:

  • цех и участок, где находится объект незавершенного производства;
  • наименование и номер детали, узла, материала;
  • номер производственного заказа, партии;
  • номер и название операции, на которой находятся деталь, узел или переданные в производство материалы;
  • стадию и степень готовности изделия;
  • количество в натуральном измерении;
  • дату составления описи;
  • дату начала и окончания инвентаризации;
  • основные технические показатели, подтверждающие объем выполненных работ и понесенных материальных затрат;
  • ссылку на распорядительный документ.

Замечания

  1. Унифицированные бланки Акта инвентаризации НЗП отсутствуют, поэтому компании разрабатывают их самостоятельно с учетом специфики производства.
  2. Машиностроение часто представлено достаточно крупными объектами, по которым срок изготовления превышает один год, предусмотрено несколько источников финансирования и т. д. Учитывайте это при разработке бланков.

По масштабным объектам НЗП в инвентаризационную документацию дополнительно включают:

  • год начала работ и финансирования;
  • планируемый год изготовления объекта;
  • плановую стоимость изделия на начало/конец работ, начало/конец отчетного периода (согласно сметно-технической документации);
  • условия финансирования производства (за счет собственных, кредитных или бюджетных средств, коммерческое софинансирование);
  • стоимость работ, выполненных за счет средств различных источников финансирования;
  • сведения об отсутствии подрядчиков, исполнителей, поставщиков для выполнения работ по заказу, которые не могут быть выполнены силами и на оборудовании проверяемой компании, требуют спецразрешений и лицензирования.

Отдельные практики рассматривают возможность применять следующие унифицированные формы:

  1. Инвентаризационный ярлык (форма № ИНВ-2). Инвентаризационная комиссия составляет ярлык в одном экземпляре. Этот документ хранится вместе с пересчитанными материальными ценностями по месту их нахождения. Данные формы № ИНВ-2 используют для заполнения инвентаризационной описи материальных ценностей (форма № ИНВ-3).
  1. Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств (форма № ИНВ-10). Документ предназначен для инвентаризации незаконченных ремонтов зданий, сооружений, машин, оборудования, энергетических установок и других объектов основных средств. Комиссия составляет акт в двух экземплярах на основании проверки фактического состояния работ. Акт подписывают все члены комиссии. Один экземпляр передается в бухгалтерию, второй — материально ответственному лицу.