Изготовление манекена своими руками

Производство манекенов

Манекены за последние сто пятьдесят лет эволюционировали от простой «вешалки» для одежды в эффектные фигуры для её демонстрации. Каждый уважающий себя владелец крупной сети магазинов заказывает индивидуальных манекенов, которые будут отражать концепцию фирмы. И делают они это не зря, ведь, по данным исследований, наличие такой презентации товара увеличивает продажи до четырёх раз. Спрос на манекены обусловлен не только стремлением показать свой бренд, но также малым сроком годности, который составляет всего год.

Бизнес по изготовлению манекенов считают затратным и трудоёмким хотя бы потому, что качественные образцы делаются вручную. Следовательно, требуется большое количество сотрудников. Но, тем не менее, такое дело привлекает российских бизнесменов: рынок насыщен манекенами иностранного производства, что позволяет найти свою нишу хотя бы на местном уровне.

Виды манекенов

Все манекены делать на две большие группы: мужские и женские. Но существует также множество типов, отличающихся назначением, внешним видом и формой.

1. Человекообразные манекены:

  • натуралистичные – полностью имитируют фигуру и внешний вид человека, его цвет кожи, лицо, волосы. Иногда им даже делают ногти с маникюром и надевают парик. Макияж и прическа делаются вручную. Они имеют цельную фигуру с частями тела, которые могут вращаться. Обычно рост у женских манекенов составляет 175-185 см, у мужских – 185-195 см. Для фигуры берут модельные параметры (90-60-90). Вес манекена 15-18 кг.
  • стилизованные – часто имеют достаточно экстравагантный вид, окраску, позу, бывают без каких-либо частей тела. К ним относится подтип абстрактных манекенов, которые могут иметь искажённые части тела в виде квадратов, конусов и т. д. Призваны подчеркнуть стиль магазина, их обычно делают под заказ.
  • профилированные. Сюда относятся спортивные манекены, которые обычно имеют более динамичные позы и живые лица, манекены беременных, домашних животных и детские. Манекены для демонстрации нижнего белья тоже являются профильными, они производятся без швов, имеют светлое покрытие очень высокого качества.

2. Демонстрационные формы – используют для демонстрации отдельных видов товаров: часов, шляп, перчаток, украшений. Для этого изготавливают фрагменты человеческого тела: руки, голову, ногу, торс.

3. Портновские манекены – используются для примерки одежды при пошиве. Их делают из твёрдых материалов, а потом покрывают обивкой.

4. Краш-манекены – используют при тестировании безопасности автомобиля.

Технология производства

Сначала определяют вид будущего манекена и проецируют фигуру человека в 3D формате. Дизайнер моделирует будущий манекен и создает прототип матрицы. Следующим этапом является изготовление форм (матриц) для отдельных частей манекена из гипса, стекловолокна или специального пластилина. Скульптор лепит торс, руки, ноги, голову. Матрицу из стекловолокна делают как папье-маше: материал выкладывают в семь слоёв, смазывая специальной смолой. Из одной матрицы делают до ста манекенов, на её изготовление может уйти от 4 до 15 месяцев.

После подготовительных операций приступают к изготовлению манекена. Используют различные виды материалов: гипс, пластик, полиэстер, фиберглас (полимерная смола, армированная стекломатом, с добавками минерального порошка). Наиболее часто применяют полиэстер и стекловолокно: из них манекены долговечные, прочные и недорого стоят.

Изготавливают манекен следующим образом: в матрицы, состоящие из двух частей, в несколько слоёв закладывают какой-либо основной и склеивающий материал. Матрицу соединяют и оставляют сушиться. После просушки части манекенов извлекают, убирают излишки материала, шлифуют, собирают, подвергают шпаклёвке и повторно шлифуют. Заключительным этапом является покраска: она производится распылением, применяют качественные виды покрытий, например, автомобильную краску. Сушатся манекены около часа. Далее рисуют глаза, губы, делают волосы, если это требуется. Чтобы сделать манекен подвижным его комплектуют шарнирами, имитирующими суставы. В среднем на изготовление одного стандартного манекена у профессионалов уходит до 3 часов.

Манекенов из полиэтилена производят методом экструзии (выдавливание) с помощью экструдера. Для этого изготавливают металлическую пресс-форму. Полиэтиленовые манекены являются самыми дешёвыми (торс стоит около 300 рублей), но и служат недолго. Такой метод можно использовать для изготовления демонстрационных форм.

Оборудование и сырьё

Для изготовления качественных манекенов из стекловолокна понадобится:

  • вспомогательные материалы (ножи, молотки, пилы, наждачная бумага и т. д.);
  • воздушный компрессор с ресивером от 100 л. для нанесения краски (около 29 тыс. руб.);
  • стекловолокно – от 400 руб. за погонный метр;
  • полимерная смола – около 60 руб/кг;
  • автомобильная эмаль/краска – может стоить от 100 до 3000 руб. за 0, 5 л.

Для изготовления частей манекенов среднего качества:

  • экструдер (машина для литья) – от 150 тыс. рублей за подержанный, от 1 до 2 млн. рублей за новый;
  • прессформы (от 200 тыс/ руб.);
  • полиэтилен — от 32 руб/кг.

Затраты и окупаемость

Самыми затратным для бизнеса по производству манекенов является создание формы (матрицы). Её проектирование и изготовление занять несколько месяцев и до $10—15 тыс. Также много денег уйдёт и на оплату труда: для выпуска больших партий заказных манекенов нужно много мастеров.

Цены на манекены высокого качества зависят от материала и его вида: средняя цена анатомических манекенов составляет $350-650, стилизованных — от $100-350. Демонстрационные торсы стоят от $40 до $150, бюсты — от $10 до $100, руки, ноги и головы $10—25. Рентабельность бизнеса составляет от 100 до 300%, и при активных продажах он может окупиться за 4-6 месяцев.

Черухина Кристина
(с) www.openbusiness.ru — портал бизнес-планов и руководств

vvitrine

Манекен (фр. mannequin , от нидерл. mannekijn — человечек)
Манекен — своеобразный продукт. Его жизнь начинается вместе с модой, а часто и раньше нее.
Модный дизайнеры, создающие коллекции haut couture, обращают большое внимание на соответствие образа моделей, которые будут представлять одежду на подиуме с образом каждого отдельного комплекта одежды.
Для продвижения коммерческих брендов, модные дома заказывают для своих бутиков серии манекенов, визуально соответствующих стилю наиболее популярных коллекций.
Крупнейшие универмаге мира, такие как Harods и Harvey Nichols, всегда славились непревзойденной красотой оформления витрин.
Ощущение стиля и атмосферу моды во многом создают именно манекены.




Учитывая действенность сценографических приемов в оформлении витрин, манекены выпускают тематическими группами с обобщающими названиями «Street», «Life Style», «Sport», «Military», «Urban». Каждая группа рассчитана на конкретную целевую аудиторию, с ярко выраженными визуальными приоритетами.
Большое значение имеет качество крепления рук и ног. Чем они надежнее, тем дольше прослужит манекен. Некоторые производители уделяют большое внимание этому признаку, и предлагают шарнирные системы крепления конечностей easy dressing.
Классификация манекенов.
Манекены с реалистично прорисованными чертами лица, антропометрическими формами, париками или даже макияжем называют Классическими куклами. Считается, что они отвлекают внимание покупателей от одежды. На подсознательном уровне, человек воспринимает лицо куклы за лицо человека. Такие манекены провоцируют визуальный контакт, поэтому, обычно устанавливаются во внешнюю витрину магазина, что бы в целом привлечь внимание покупателей.



Эти манекены самые дорогие. И, как правило, для них приобретают несколько париков, что позволяет периодически менять образ.
Наряду с другими утверждениями, считается, что реалистичные манекены лучше воспринимаются людьми среднего и старшего возраста с устойчивым консервативным вкусом.
Отдельно существуют группы манекенов для показа женского белья. Они, как правило, относятся к Классическим куклам, но имеют наиболее сексуально-выразительную фигуру. Эта группа манекенов носит название «Lingerie».

Мерчендайзинг торгового зала всегда обеспечивает внимание покупателя к товару. Ничего не должно отвлекать. Поэтому, в торговых залах принято выставлять Стилизованные манекены — с обобщенными, невыразительными чертами лица, или вовсе, без головы. У таких манекенов часто идеализированная фигура, поэтому одежда любого кроя сидит на них идеально. Именно поэтому, такие манекены часто используются в молодежных брендах и, по привлечению внимания ничуть не уступают Классическим куклам.
Не так давно появились Стилизованные манекены без головы и сразу стали популярны среди многих молодежных брендов.
Они полностью акцентируют внимание на одежде, но из-за отсутствия головы нарушаются визуальные пропорции фигуры манекена и иногда может казаться, что он немного заваливается в сторону.
Так же заняли свое место на рынке Стилизованные манекены черного и серебряного цвета. Это очень смелая модель, потому как черный цвет моментально привлекает внимание. Такие манекены идеально вписываются в концепцию любого магазина за счет визуальной и стилистической универсальности.
Не менее интересны манекены из прозрачного пластика. Одежда надетая на них будто парит в воздухе.
Отдельная группа манекенов — куклы животных.
Они используются как в тематических магазинах, так и в качестве дополнения к оформлению витрины.
Большинство манекенов имею так называемую идеальную фигуру, которая имеет мало общего с фигурами обычных женщин. Как выяснилось, всего 10 % населения соответствуют этим параметрам. Поэтому, идеализированные манекены часто вызывают недоверие у большого количества покупательниц, не соответствующих неписанным параметрам.
В этом случае, исправить ситуацию могут Портняжные или Швейные манекены. У них большой размерный ряд и фигура, больше похожа на женскую. Они хороши как для установки в витрины, так и для демонстрации одежды в торговом зале.
В торговых залах уместно применение Демонстрационных форм, имитирующих какую-либо часть тела: торс, бюст, стопу, кисть, ногу, голову и т.д.
На сегодняшний день, выбор Демонстрационных форм достаточно велик и позволяет в одном магазине функционально использовать сразу несколько видов.
Как правило, манекены решают три основные задачи:

  • Привлечение покупателей и реклама. Красиво и стильно оформленная витрина, несомненно привлекает внимание, будоражит эмоции, вызывает желание войти в магазин и сделать покупку.
  • Демонстрация одежды в торговом зале. Красивый и качественный товар могут не заметить, если он просто висит на рэйле. Как правило, манекены одевают в самые сочные комплекты одежды.
  • Индивидуальность и неповторимость бренда. Некоторые дизайнеры создают манекены по собственным требованиям, что позволяет подчеркнуть уникальность марки и дополнительно идентифицировать бренд.