Как получить технический паспорт

Что такое техпаспорт на квартиру

Изготовлением этого документа занимается Бюро технической инвентаризации. В этом паспорте содержится техническая информация о недвижимости.

Этот документ обязан иметь каждый владелец объекта недвижимости. Он является одним из наиболее важных. Если была осуществлена покупка жилья, техпаспорт новый хозяин должен получить от предыдущего владельца.

В этом документе подробно зафиксирована вся техническая информация о жилой недвижимости:

  1. В паспорт в обязательном порядке включён план жилья.
  2. Указана полная и жилая площадь.
  3. Зафиксирована инвентаризационная цена. Она определяется иначе, чем рыночная.
  4. Отмечается время, когда был построен дом.
  5. Указывается, проводился ли капитальный ремонт. Если он проходил, то фиксируется его дата.
  6. Точный адрес жилья и место его расположения.
  7. Описываются стройматериалы, из которых был построен дом.
  8. Подробно перечисляются и описываются все имеющиеся коммуникации.

В техпаспорте на главном листе должно быть указано следующее:

  1. Наименование конкретного Бюро технической информации, которое подготовило техпаспорт.
  2. Указывается адрес объекта недвижимости.
  3. Даётся кадастровый, а также инвентаризационный номер квартиры.
  4. Отмечается дата составления данного документа.

Форма, по которой происходит оформление, не является произвольной. Её утверждает Министерство экономического развития.

Стоит отметить: иногда путают два близких по названию документа: технический паспорт и технический план. На самом деле нужно знать, что это различные виды бумаг, хотя названия выглядят похоже.

Для чего нужен техпаспорт на квартиру

Этот документ является необходимым в следующих случаях:

  1. В тех случаях, когда происходит оформление кадастрового паспорта на квартиру, как известно, право собственности на недвижимости возникает только в тех случаях, когда об этом имеется запись в Едином государственном реестре прав собственности на недвижимость. Для внесения записи необходим кадастровый паспорт, для которого потребуется техпаспорт из БТИ.
  2. В том случае, когда жильё приобретается в кредит (обычно при этом используется именно ипотека). Здесь техпаспорт требуется для проведения оценки стоимости жилья.
  3. Могут потребовать в процессе прописки на данную жилплощадь. Это не является обязательным условием, но в некоторых случаях требуют взять с собой.
  4. В том случае, если происходит экспертиза недвижимости. Цели в этом случае могут быть различными, но без техпаспорта при этом обойтись не получится. В некоторых случаях может потребоваться оценка рыночной стоимости квартиры. Для этого он также будет нужен.
  5. При уплате налога на недвижимость, налоговая инспекция определяет сумму выплаты на основе того, сколько стоит объект, который зафиксирован в техническом паспорте.
  6. Данные техпаспорта могут быть нужны при определении величины тех или иных платежей.
  7. Если владелец квартиры захочет сделать перепланировку квартиры, он должен сначала согласовать это с БТИ. Внесение изменений в обязательном порядке должно быть отражено в рассматриваемом документе по факту исполнения.
  8. Техпаспорт надо брать с собой при совершении различных сделок с данной жилой недвижимостью.
  9. Если квартира переходит к новому владельцу по наследству, для оформления, в числе прочего, потребуется технический паспорт.
  10. В случае, если производится раздел квартиры на несколько долей.

При получении на квартиру в новостройке, в некоторых случаях применяется расширенный вариант. Кроме обычных данных, там содержится много дополнительной информации.

Если имела место утеря, его необходимо восстановить.

Как сделать техпаспорт на квартиру — пошаговая инструкция

Для того чтобы получить техпаспорт в Бюро технической информации, необходимо сделать следующие шаги:

  1. Сначала нужно собрать требуемый комплект документов.
  2. Нужно составить заявление.
  3. Производится оплата государственной пошлины.
  4. Всё сдаётся в БТИ. Сотрудник проверяет комплектность и выдаёт расписку о получении, указывает время, когда нужно будет прийти за получением.
  5. Нужно посетить БТИ в нужный день и забрать подготовленный ими технический паспорт.

Получают его:

  1. Владелец этой недвижимости.
  2. Представитель владельца, если последний является ребёнком младше 14 лет.
  3. Тот, кто доверенностью уполномочен на получение этого документа.
  4. Представитель лица, которое является недееспособным.

При оформлении можно вызвать сотрудника БТИ на дом, если, например речь идёт об оформлении перепланировки квартиры. В других случаях работа происходит без вызова на дом.

Срок действия полученного документа является неограниченным. При этом на основании законодательных норм инвентаризация недвижимости должна производиться один раз в пять лет. Каждый раз при этом должен оформляться новый технический паспорт. Обычно инвентаризация не проводится с такой частотой в связи с тем, что она обычно сопровождается значительными расходами.

В следующих случаях может потребоваться замена старого техпаспорта на новый. Вот несколько примеров:

  1. В тех случаях, когда имела место перепланировка помещения.
  2. Если проводилась реконструкция жилого объекта.
  3. В случае, когда произошло переоборудование жилья.
  4. При разрушении части недвижимости.

Что такое техпаспорт и какие данные в него входят

Выданный БТИ технический паспорт относится к числу справочно-информационных документов. Он не устанавливает и не подтверждает прав владельца, а лишь отражает основные технические характеристики жилища. В частности, в техпаспорте содержатся сведения о:

  • адресе нахождения объекта;
  • площади самого помещения;
  • количестве комнат и их размерах;
  • этажности дома;
  • дате ввода дома в эксплуатацию;
  • датах капитального ремонта (если он проводился);
  • имеющихся инженерных коммуникациях;
  • материалах внешних стен и межкомнатных перегородок;
  • текущем техническом состоянии здания, его несущих конструкций;
  • инвентаризационной стоимости.

Помимо этих текстовых и табличных данных (экспликации) непременной частью техпаспорта является план квартиры. Технический план и технический паспорт с планом жилого помещения — это разные документы. На основании технического плана формируется и техпаспорт, и необходимый для регистрации в ГКН кадастровый паспорт.

Помимо технического паспорта на квартиру, существует еще и аналогичный документ на все строение. Но владельцам отельных помещений в многоквартирном доме он не требуется. Его составлением занимается застройщик. А вот получение техпаспортов квартир — забота их собственников.

Для чего может потребоваться технический паспорт

Полученный в бюро техинвентаризации (БТИ) паспорт жилого помещения может потребоваться при совершении различных операций с недвижимостью. Без него не получится оформить в собственность новый частный дом, точнее объект индивидуального жилищного строительства. Чтобы зарегистрировать право собственности на вновь созданную недвижимость, необходимо представить в Росреестр сведения о ее технических характеристиках.

Техпаспорт на жилье потребуют в банке, при оформлении ипотечного кредита. Делается это для того, чтобы установить рыночную стоимость жилья и соответственно ей определить размер займа, обеспечением которого послужит такой объект. При покупке в ипотеку еще строящейся квартиры, техпаспорт потребуется оформить позднее, когда дом будет сдан, а собственники жилья подпишут акт передачи. Но в любом случае, без этого документа получить кредит не удастся.

Долгое время инвентаризационная стоимость жилья, указанная в техпаспорте, служила базой для начисления имущественного налога. Однако сейчас для этих целей служит уже кадастровая стоимость, указанная в другом документе — кадастровом паспорте. Но это не делает технический паспорт излишним документом. Он по-прежнему необходим для совершения с квартирой различных сделок, имеющих юридические последствия.:

  • приватизации;
  • отчуждения путем продажи, дарения, мены и т. д.;
  • вступления в наследство;
  • раздела супружеского имущества;
  • выделения долей в общей собственности.

Важно! Технический паспорт потребуется и для проведения в квартире перепланировок. Оформить его при этом придется дважды. Первый раз для согласования выполнения строительных работ, особенно если они затрагивают несущие конструкции. Второй раз — после завершения процесса, для документальной фиксации сделанных изменений. Оформлению обновленного документа в этом случае будет предшествовать выезд специалиста БТИ для выполнения замеров.

Как и где оформить техпаспорт на жилье

Техпаспорт — результат проведения технической инвентаризации, поэтому обращаться за его получением следует в проводящее ее бюро, то есть БТИ. В Москве это учреждение имеет несколько подразделений, расположенных в разных частях города и обслуживающих закрепленные за ними административные округа. В городах поменьше офис бюро один, его адрес можно уточнить в мес но администрации.

Пошаговая инструкция о том, как получить технический паспорт на квартиру, будет весьма простой:

  • подготовить документы, снять с них копии;
  • оплатить госпошлину за услуги БТИ;
  • заполнить и подать заявление, представить все необходимые сведения;
  • впустить специалиста для выполнения инвентаризации если это необходимо;
  • получить готовый техпаспорт.

В отличие от информации из ГКН и ЕГРП, которые может получить любой заинтересованный гражданин, техпаспорт выдается только определенному кругу лиц:

  • собственнику приватизированной квартиры;
  • нанимателям муниципального жилья;
  • официальному представителю любого из этих лиц, обладающему доверенностью, оформленной по всем правилам.

Выезд инженера не требуется в том случае, если оформляется дубликат техпаспорта, например, при его утрате или замене на более свежий. Или же при смене владельца квартиры после ее покупки, получения по наследству или в дар. Первичная инвентаризация новых построек или повторная после завершения перепланировки всегда сопровождается визитом технического специалиста. Срок оформления документов при этом может несколько увеличится, но незначительно.

Какие документы потребуются

Для того, чтобы получить техпаспорт, потребуется предоставить в БТИ заявление. Его форма есть в самом бюро, необходимо только вписать в нее свои данные и указать причину обращения. В зависимости от того, требуются ли выезд техника, заявление имеет разную форму.

При подаче заявления сотруднику бюро необходимо предъявить подлинники следующих документов:

  • паспорт собственника или нанимателя;
  • свидетельство собственника или выписка из ЕГРП (с 2017 г.);
  • правоустанавливающий документ, подтверждающий законность владения жилплощадью (ДДУ, договор найма, дарения, купли-продажи, ренты и т.д., выписка из ЕГРП для собственников земельных участков, свидетельство на наследство, ордер и пр.);
  • свидетельство о смерти и паспорта наследников;
  • справка из департамента строительства и архитектуры для узаконения перепланировки;
  • договор залога (ипотеки);
  • квитанцию о внесении платы за оформление технического паспорта.

Сотрудник БТИ проверяет полноту представленных документов и выдает расписку в их получении. Срок ожидания готового техпаспорта обычно составляет две недели. В ситуации, когда документ необходим срочно, он изготавливается от 3 до 7 дней. Дубликат недавно полученного паспорта может быть выдан и на следующий день.

Стоимость услуг БТИ и срок действия техпаспорта

В отличие от кадастрового паспорта, который оформляется только единожды, срок действия технического паспорта БТИ ограничен. Согласно требованиям законодательства, он оформляется на каждый новый недвижимый объект, а инвентаризация повторяется раз в пять лет за счет владельца помещения. Однако на практике такое скрупулезное выполнение данной нормы встречается довольно редко.

Чаще всего, повторно за оформлением нового техпаспорта на квартиру в БТИ обращаются перед ее продажей, согласованием перепланировок, переводом в нежилой фонд. Словом, только при возникновении такой необходимости. Ответственности за просрочку техпаспорта для владельцев недвижимости не установлено.

Для того, чтобы обезопасить себя от покупки квартиры с неоформленными перепланировками или иными нарушениями, следует просить у продавца техпаспорт, выданный не позднее месяца от даты совершения сделки. Иначе новому владельцу не толь ко придется взять на себя заботу о надлежащем оформлении перепланировок, но и заплатить штраф за их незаконное выполнение — 1500 р.

Услуги БТИ относятся к государственным, соответственно оплачиваются внесением госпошлины. Ее размер составляет 900 р. при соблюдении обычного порядка. За срочность придется заплатить больше. Если технический паспорт оформляется на новый объект впервые или после проведения перепланировок, то потребуется оплатить работу инженера, который будет выполнять необходимые замеры на месте.