Как создать политическую партию

Статья 11. Способы создания политической партии

Поиск Лекций

Регистрация политической партии

Действующее законодательство РФ трактует понятие «политическая партия» как общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения своей политической воли, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Всякая политическая партия должна отвечать определенным требованиям, установленным Федеральным законом «О политических партиях» от 11.07.2001 N 95-ФЗ с изменениями от 20.11.08. Согласно ст.3 п.2 вышеупомянутого закона, политическая партия должна:

  • иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации;
  • в ней должно состоять не менее 10 000 членов партии, причем более чем в половине субъектов РФ политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее ста членов в каждом;
  • ее руководящие органы, региональные отделения и другие подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

Также существует целый ряд ограничений в отношении наименования, символики, принципов деятельности политической партии и целей ее создания.

Создается политическая партия свободно, без необходимости получения разрешения на то органов государственной власти или должностных лиц. Однако, являясь некоммерческой организацией, в соответствии с действующим законодательством, политическая партия подлежит государственной регистрации.

Созданной политическая партия считается со дня принятия учредительным съездом решения о ее создании, а также о проведении ряда смежных с этим процедур, как то: решение об образовании региональных отделений, о принятии устава, программы партии, а также о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии.

Государственная регистрация политической партии осуществляется федеральным регистрирующим органом, государственная регистрация региональных отделений политической партии — территориальными регистрирующими органами. Государственную регистрацию политических партий на территории Москвы и Московской области осуществляет Министерство юстиции РФ. Сведения о создании и ликвидации политических партий и их региональных отделений публикуются в общероссийских периодических печатных изданиях, а также вносятся в единый государственный реестр юридических лиц.

Статья 11. Способы создания политической партии

1. Политическая партия создается свободно, без разрешений органов государственной власти и должностных лиц. Политическая партия может быть создана на учредительном съезде политической партии либо путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения на съезде общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения.

2. Политическая партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о создании политической партии, об образовании ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии. Делегаты учредительного съезда политической партии являются учредителями политической партии.

3. Со дня создания политическая партия осуществляет организационную и информационно-пропагандистскую деятельность, связанную с формированием региональных отделений политической партии и получением политической партией документа, подтверждающего факт внесения записи о ней в единый государственный реестр юридических лиц.

4. В случае преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения съезд общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения принимает решения о преобразовании общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию, о преобразовании их региональных подразделений в субъектах Российской Федерации в региональные отделения политической партии, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии.

5. При создании политической партии путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения политическая партия считается созданной со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Государственная регистрация политических партий в России

После создания политической партии и её региональных отделений должна быть осуществлена процедура государственной регистрации. С точки зрения С.А. Авакьяна, государственная регистрация — это акт официального удостоверения полномочным органом существования соответствующего субъекта права, позволяющий ему с этого момента в полном объеме осуществлять свою деятельность.

Процедура государственной регистрации — это обязательная стадия, в ходе которой политическая партия получает официальный правовой статус. Только лишь зарегистрированная организация будет иметь возможности для достижения своей основной цели, иначе у нее не будет права на участие в выборах, которые являются основным правовым механизмом борьбы за власть. На основании данных суждений можно отметить, что процесс регистрации политической партии должен быть детально урегулирован действующим законодательством, путем установления необходимых требований, на которые и должно ориентироваться вновь создаваемое общественное объединение.

Государственная регистрация производится на основании требований, установленных ФЗ РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», но при этом учитывается специальный порядок регистрации политических партий и ее региональных отделений, установленный ФЗ РФ «О политических партиях», который подвергся в 2012 году значительным преобразованиям, упростившим создание политической организации.

Рассмотрим предъявляемые к политическим партиям требования, выполнение которых обязательно для прохождения государственной регистрации.

Одним из условий государственной регистрации является соблюдение требований, связанных с численностью членов политических партий.

В настоящее время в партии должно состоять не менее пятисот членов политической партии. Кроме того, партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации. Ранее в законе имела место формулировка: » более чем в половине субъектов РФ». Сейчас в составе Российской Федерации насчитывается 85 субъектов, то есть у политической партии должно быть не менее 43 региональных отделений.

Необходимо отметить, что согласно статье 3 ФЗ РФ «О политических партиях» в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение. Закон не устанавливает требований в отношении минимальной численности членов партии в её региональном отделении. Такие требования могут быть определены в уставе политической партии.

За всё время действия ФЗ РФ «О политических партиях» 500 членов партии — это самая минимальная численность граждан, которая необходима для успешной регистрации данного вида объединения. Ранее требования к численности политических партий и их региональных отделений были значительно жёстче.

Для сравнения: в 2001 году минимальная численность членов партии составляла 10000 человек, более чем в половине региональных отделений — не менее 100 членов, а в остальных отделениях — не менее 50 членов. К 2003 году в стране существовало 46 партий. В 2004 году требования были ужесточены: общая численность членов партии должна составлять не менее 50000, при этом не менее 500 членов в более чем в половине региональных отделений, а в остальных отделениях — не менее 250 человек. После произведенных изменений в России к 2007 году осталось уже только 15 партий. С 1 января 2010 года до 1 января 2012 года в политической партии должно было состоять не менее 45000 членов партии, с 1 января 2012 года — не менее 40000 членов. К 2012 году в итоге осталось 7 политических партий.

Таким образом, можно наблюдать, что при повышении законодателем необходимой минимальной численности членов, уменьшалось количество зарегистрированных политических партий, а снижение в 2012 году требований к минимальной численности членов до 500 человек привело к значительному росту количества политических партий и дроблению политических сил. В настоящее время, по данным Министерства юстиции, в России зарегистрированы 74 политических партий.

Конституционный суд РФ уже несколько раз рассматривал вопрос о разумности установленных требований к регистрации политических партий. Позиция партий, обращавшихся в Конституционный суд, состояла в том, что реализация права граждан России на объединение путем создания политических партий существенно ограничивается в связи с чрезмерно завышенным необходимым минимальным пределом численности членов политической партии. Тем самым, это негативно сказывается на праве представительства интересов различных слоев населения в органах законодательной власти на уровне федерации и уровне субъектов Российской Федерации.

Минимальная численность политических партий, как в 10 000, так и в 50 000 членов, признавалась Конституционным судом как разумное и соразмерное требование.

Своим Постановлением от 1 февраля 2005 года № 1-П Конституционный Суд Российской Федерации установил, что на федерального законодателя возложена обязанность урегулирования вопросов численности так, чтобы количественный состав, а также территориальные масштабы деятельности политических партий не являлись чрезмерно завышенными и не посягали на основные содержательные характеристики права граждан на объединение. С другой стороны численный состав партии должен позволять им выполнять закрепленные в уставе задачи и функции именно как общенациональным политическим партиям. В итоге законодатель должен придерживаться принципа соразмерности и критерия разумной достаточности. Данные численные характеристики окажутся неконституционными в том случае, когда в результате их применения будет невозможно реально осуществлять конституционное право граждан на объединение в политические партии, а также, когда на их основе будет сформирована только одна партия, то есть нарушится предусмотренный Конституцией Российской Федерации принцип многопартийности.

Суд признал, что наличие в составе политической партии не менее 10000 членов не противоречит положениям Конституции РФ.

Постановлением от 16 июля 2007 года Конституционный суд определил, что федеральный законодатель правомочен определять требования к численности политической партии и учитывать при этом конкретно- исторические условия процесса развития России. Указанные требования к численному составу партий могут изменяться в ту или иную сторону, поскольку они не произвольны, а объективно обусловлены задачами, которые решаются законодателем в области развития политической системы общества и обеспечения ее соответствия конституционным принципам Российской Федерации, и не влекут последствий в виде несоразмерного ограничения права

граждан на объединение в политические партии.

Суд признал не противоречащую Конституции РФ минимальную численность членов партии — 50000 человек.

В данном случае отметим, что Конституционный Суд Российской Федерации оставил право определять минимальную численность членов политических партий федеральному законодателю, под которым, прежде всего, подразумевается Государственная Дума РФ, большинство мест в которой на протяжении последнего десятилетия занимает одна политическая партия —

«Единая Россия». В связи с этим, в ситуации, при которой одна политическая партия устанавливает законодательные правила для остальных партий, Конституционный Суд мог бы, к примеру, определить границу минимальной численности членов партии, при превышении которой нарушался бы принцип соразмерности и разумной достаточности.

Касаемо территориальной сферы деятельности партий, в ФЗ РФ «О политических партиях» установлено правило, согласно которому политические партии, ее региональные отделения должны территориально располагаться в границах Российской Федерации, что, соответственно, означает запрет на создание отделений за рубежом.

В отличие от иных разновидностей общественных объединений, законом не допускаются межрегиональные, региональные и местные политические партии. До принятия в 2001 году ФЗ РФ «О политических партиях» разрешалось создание и функционирование таких партий. Данное положение закона некоторыми авторами рассматривается, как ограничение установленного Конституцией РФ права граждан объединяться в политические партии.

Г.Г. Аминова считает, что необходимо внести изменения в закон о политических партиях, закрепив в нем право создавать региональные и межрегиональные политические партии. Однако, Конституционный суд РФ своим постановлением подтвердил конституционность запрета на создание и деятельность таких партий, обосновав это тем, что они были бы нацелены на отстаивание в значительной степени только своих интересов, являющихся сугубо региональными и местными. Данная ситуация могла бы спровоцировать нарушение основ государственного устройства России, таких как целостность государства и единство системы государственной власти. Целесообразно согласиться мнением суда, изложенного в данном постановлении.

В Российской Федерации невозможно создание партий по признакам принадлежности к определенной профессии, расе, национальности, религии, а также в партии не должны состоять лица только одной профессии.

Э.В. Алимов считает такую позицию законодателя необоснованной, так как изначально политические партии формировались «снизу» как объединение с преобладанием граждан одинакового социального положения для отстаивания Федерального закона «О политических партиях» в связи с жалобой общественно-политической организации «Балтийская республиканская партия»: Постановление Конституционного суда РФ от 01.02.2005 № своих интересов в парламенте. В итоге действующий закон, устанавливающий данное ограничение, игнорирует потребности и интересы некоторых социальных групп.

Мнение данного автора является спорным, так как образование партий по профессиональной принадлежности может стать причиной доминирования в выборных органах власти членов таких партий, которые бы отражали интересы граждан одной профессии в ущерб интересам других социальных групп. И тем самым, это привело бы к нарушению установленного статьей 19 Конституции РФ принципа правового равенства.

До 2008 года функции по регистрации политических партий были возложены на Федеральную регистрационную службу, которая находилась в ведении Министерства юстиции Российской Федерации.

В современный период Федеральным законом РФ «О политических партиях» установлено положение, согласно которому решение о государственной регистрации политической партии, а также её региональных отделений принимает федеральный уполномоченный орган и его территориальные органы. Данным государственным органом является Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы. Порядок принятия решения о государственной регистрации определен Административным регламентом предоставления Министерством юстиции РФ государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций.

Непосредственно регистрирующим органом является Федеральная налоговая служба и её территориальные органы, которые осуществляют включение в Единый государственный реестр юридических лиц данных об образовании партии и иные сведения на основании решения, принятого Министерством юстиции.

Взаимодействие между указанными органами регламентируется Приказом Минюста РФ «О порядке взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций».

Услуга по принятию решения о государственной регистрации партии, предоставляемая Министерством юстиции, состоит из нескольких процедур. Сначала данный орган производит приём необходимых документов, перечень которых установлен законом. Заявитель подает документы не позднее шести месяцев со дня проведения учредительного съезда партии. Затем Минюст России рассматривает принятые документы и, установив соответствие представленных документов требованиям закона, принимает решение о государственной регистрации. Срок принятия такого решения не должен превышать двадцать одного дня с даты приема документов. После этого

«Минюст России направляет в налоговые органы с сопроводительным письмом заверенную в установленном порядке копию распоряжения, а также один экземпляр документов». Затем налоговая не позднее пяти рабочий дней со дня поступления необходимой информации и документов вносит в государственный реестр соответствующую запись. В срок не позднее одного рабочего дня налоговый орган направляет в орган юстиции документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр, а также государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций:соответствующую выписку из него для выдачи заявителю. Получив документы от налогового органа, уполномоченный специалист Министерства юстиции заносит информацию о регистрации партии в ведомственный реестр и оформляет свидетельство о государственной регистрации, которое в дальнейшем вручается заявителю. Общий срок предоставления Министерством юстиции государственной услуги не должен превышать тридцати дней.

Особенностью процедуры регистрации является то, что зарегистрирована должна быть как сама партия, так и её отделения не менее чем в половине регионов России. Вместе с тем необходимо, чтобы регистрация региональных отделений была осуществлена в течение шести месяцев со дня государственной регистрации самой политической партии.

Следовательно, отсутствие регистрации региональных отделений ведет к отмене регистрации самой партии.

А.В. Ильиных считает, что закрепление в законе обязательности регистрации региональных отделений нельзя оценить положительно в современных условиях функционирования политической системы общества. Автор предлагает освободить партии от регистрации региональных отделений и считает, что для регистрации партии вполне достаточно представления в Министерство юстиции решений о создании региональных отделений политической партии, а также копий протоколов их общих собраний, которые должны быть проведены не менее чем в половине субъектов РФ. Он аргументирует свою позицию следующим: во-первых, обязательная регистрация региональных отделений создает сложности для создания партии и, следовательно, усложняет осуществление установленного Конституцией РФ права граждан на объединение; во-вторых, в связи с тем, что в законе теперь не установлена минимальная численность членов регионального отделения и теоретически оно может включать хоть из одного члена партии, регистрация, направленная на учет численности членов региональных отделений, становится бессмысленной; в-третьих, регистрация региональных объединений ведет к увеличению нагрузки на государственные органы, осуществляющие регистрацию и контроль.

Требования к вновь создаваемым политическим партиям были смягчены, тем не менее, на практике встречаются случаи отказов в государственной регистрации партий. Перечень исчерпывающих оснований для отказа в регистрации или ее приостановления установлен в статье 20 ФЗ РФ «О политических партиях».

Основаниями отказа в государственной регистрации могут являться лишь нарушения закона или несоблюдение установленной законом процедуры. При этом Ф.И. Долгих отмечает, что проанализировав правоприменительную практику, можно сказать, что указанные основания интерпретируются довольно широко, и поэтому отказ в регистрации партии возможен не только при наличии серьезных нарушений, но и в случае небольших незначительных недостатков в документах.

Решение об отказе в регистрации партии доводится до сведения заявителя в письменном виде не позднее трех дней со дня принятия решения с точным указанием допущенных нарушений закона или процедуры регистрации.

Условия регистрации партий в России не исключают участия судебной инстанции в юридической оценке факта создания подобного юридического лица. В данном случае, имеется в виду право на обжалование в суде решения об отказе в регистрации или о приостановлении такой регистрации.

Необходимо заметить, что закон не устанавливает круг лиц, имеющих право обжаловать решение органа, принимающего решение о государственной регистрации. Исходя из расширительного толкования пункта 5 статьи 20 ФЗ РФ

«О политических партиях» можно считать, что оспаривать отказ в регистрации кроме членов партии могут и иные лица, чьи интересы каким-либо образом затрагиваются обжалуемым решением уполномоченного органа.

Г.Г. Аминова считает, что развитие законодательства в направлении либерализации политической системы имеет две стороны. С одной стороны, понижение требований к минимальной численности членов политической партии — это большой успех для небольших объединений, для которых большой сложностью является получение мест в органах законодательной власти. Кроме того должна повыситься политическая конкуренция. С другой стороны, законодатель не был последовательным в решении вопроса об оптимальном минимальном численном составе политических партии. Внесенные поправки могут привести к появлению большого числа карликовых партий, партий- спойлеров, созданных в целях оттягивания голосов у партий-конкурентов, что в

конечном итоге запутает избирателя. Кроме того, не изменилась норма, устанавливающая запрет на создание предвыборных коалиций и блоков. Эта статья закона дает дополнительное преимущество большим политическим партиям, которые не нуждаются в заключении союза для преодоления избирательного порога и прохождения в парламент. Мелким же политическим партиям, наоборот, выгодно объединение с идейно схожими партиями для совместного попадания в Государственную Думу. Е.О. Кудряшов отмечает, что особенностью политического процесса в России является то, что на момент либерализации законодательства в нашей стране уже существовала партия, имеющая монопольное положение на политической арене. Массовая же регистрация иных партий привела к тому, что небольшие партии конкурируют между собой, но не с правящей. Малые партии могут быть успешны только на местных или региональных выборах.

На наш взгляд, при полноценном контроле со стороны специализированных государственных органов и методичном выполнении своих функций уполномоченными органами установленная процедура регистрации политических партий и её региональных отделений, сможет освежить существующую политическую систему и позволит избежать государственно-политического застоя.

Исходя из рассмотренных положений, становится понятно, что правовое регулирование государственной регистрации политических партий не является совершенным и нуждается в дальнейшем преобразовании, поскольку существуют различные спорные вопросы в данной области.

Стоит отметить, что законодательство, которое регламентирует деятельность политических партий, является крайне нестабильным в связи с лихорадочным переписыванием одного из базовых законов, регулирующих политику в России. Поэтому актуальным остается вопрос об урегулировании и создании устойчивой законодательной базы в целях надежного и стабильного развития нашей страны.

Признавая несовершенство действующего законодательства, необходимо отметить, что точное и должное следование существующим законам уже будет являться шагом вперед на пути построения реального демократического и правового государства.

В итоге можно сказать, что либерализация законодательства о политических партиях в части их создания и регистрации сама по себе не создает угроз сложившемуся государственному строю, а предоставляет дополнительные механизмы для реализации конституционных политических прав граждан. Сложившееся положение вещей стимулирует граждан активнее присоединяться к управлению делами государства, как на федеральном, так и региональном уровне. И в связи с этим можно предполагать о положительном восприятии повышения значимости политических партий в субъектах РФ.