Какие бывают партии

Виды политических партий.

По социально-классовому критерию:

  1. Буржуазные партии (состоящие из представителей бизнеса, предпринимателей).
  2. Трудящиеся (представители рабочих, крестьян)
  3. Примиряющие (из различных представителей всех классов).

По организации партии:

  1. Кадровые партии – состоящие из профессиональных политиков или парламентариев и имеющие группу лидеров. Наиболее активны во время выборов. Целевая аудитория – представители элиты. Финансируются из частных источников.
  2. Массовые партии – централизованные организации с уставным членством. Финансируются за счет членских взносов. Многочисленны и имеют целевой аудиторией народные массы.

По степени вовлеченности в государственную власть:

  1. Правящие – имеющие большинство в парламенте.
  2. Оппозиционные – противники правящих партий, составляющие меньшинство в парламенте.
  3. Не участвующие – те, которые не набрали на выборах достаточное количество голосов.

По политической ориентации:

  1. Левые (коммунистические и социалистические, либо имеющие соответствующий уклон).
  2. Правые (националистические, либо имеющие националистический уклон, а также консервативные и либеральные).
  3. Центристы (демократы).
  4. Смешанные.

По структуре организации:

  1. Классического типа – с четкой организацией и постоянным членством.
  2. Движенческого типа – в них членство является формальным.
  3. Политические клубы – свободное членство.
  4. Авторитарно-собственнического типа – партии одного человека, автора идеологии партии и ее основного представителя (например, Блок Юлии Тимошенко или Радикальная партия Олега Ляшко).

По типу идеологии:

  1. Либеральные партии. Нацелены на минимальное вмешательство государства в общественную и личную жизнь.
  2. Демократические партии. Выступают за народовластие.
  3. Социал-демократические партии. Выступают за государственное регулирование общественной жизни.
  4. Коммунистические партии. За полное равенство, общественную собственность, контроль власти над социальной и экономической жизнью.
  5. Националистические партии. Идеология господства нации в жизни страны.
  6. Клерикальные партии. Церковь и религиозные идеи и нормы.
  7. Зеленые партии. Экологическая составляющая политической идеологии.
  8. Фашистские партии. Ликвидация свобод, подавление личности человека.

Часто какой-либо определенный вид политической партии ассоциируется с определенными цветами и иногда эмблемами. Например, общепринято, что все партии коммунистического (левого) толка ассоциируются с красным цветом. Консервативные партии, как правило, синие или сине-черные, социал-демократы – розовые, а либералы – желтые. Цвет зеленых партий очевиден, а цвет монархистов – белый (иногда – пурпурный). Коричневый, черный, красно-черный – цвета фашистов и неонацистов. Еще один популярный вид цветов – цвета национального флага. Наибольшую популярность такие цвета получили на Украине.

Ключевая особенность такого явления как политические партии заключается в том, что они становятся посредниками между обществом и государством. Политические партии являются высшей формой организации политической деятельности (по сравнению с другими групповыми субъектами политической деятельности – массовыми движениями, общественными организациями, группами давления и т.д.). Кроме того, политические партии также являются наиболее организованной формой социальной активности.

Политическая партия

У этого термина существуют и другие значения, см. Партия (значения).

Политическая па́ртия (греч. Πολιτική — «искусство управления государством»; лат. pars — «часть») — объединённая группа людей, непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. Большинство партий имеют программу — выразитель идеологии партии, перечень её целей и способов их достижения.

Отличительными признаками политической партии являются:

  1. Наличие руководящих органов и партийного аппарата, в той или иной степени разветвлённой системы местных организаций;
  2. Наличие программы, отражающей цели партии и средства их достижения;
  3. Агитационно-пропагандистская деятельность с целью привлечения сторонников.

Политическая партия — иерархическая политическая организация, объединяющая на добровольной основе лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, национально-культурными, религиозными и иными интересами и идеалами, ставящая перед собой цель завоевания политической власти или участие в ней.

Идеальные типы партий

Политологи Ричард Гантер и Ларри Даймонд выделили пять различных видов «идеальных» политических партий:

  • партии элиты,
  • народные/массовые партии,
  • этнически-направленные партии,
  • избирательные объединения
  • партии тех или иных движений.

Каждый из этих типов также имеет дальнейшие ответвления: например, избирательные объединения делятся на 1) индивидуальные, 2) партии большинства (англ. catch-all), 3) программные объединения. В частности, Демократическую партию США относят ко второму типу, а Республиканскую партию США — к третьему.

Современные партии берут своё начало в 19 веке. Это было связано с введением в ряде западных стран всеобщего избирательного права, ознаменовавшем приобщение широких слоев населения к решению важнейшего вопроса политической жизни — утверждения государственной власти посредством выборов.

В Европе в середине XIX в. либералы первыми создали свои организации с собственной идеологией и фракциями в парламенте. Первыми такими организациями стали Прогрессивная партия в Германии, Бельгийская либеральная партия и др. По их примеру подобные организации создали и консерваторы, например «Клуб консерваторов» в Англии. И те, и другие довольно долго считали себя не партиями, а объединениями единомышленников. Дальнейшее расширение избирательного права подтолкнуло их организационно укрепить свои партии.

Следует различать партии, возникшие в качестве парламентских партий в рамках самого парламента, и внепарламентские партии. Первые возникли сравнительно рано и рассматривались как часть конституционного механизма. Затем формировавшиеся в обществе группы стали принимать эти партии как выразителей своих интересов. Сами партии, в свою очередь, предпринимали усилия по привлечению в свои ряды членов, а также по организации поддержки среди этих групп. Такой именно путь проделала, например, консервативная партия Великобритании, которая сформировалась в структурах парламента. Наоборот, лейбористская партия Великобритании первоначально сложилась как внепарламентская организация в недрах английского рабочего движения и лишь позже стала парламентской партией. В континентально европейских странах, где традиция конституционной оппозиции привилась сравнительно позже, большинство партий возникли вне парламента — первоначально из разного рода клубов, студенческих организаций, профсоюзов, крестьянских кооперативов и т. д.

Французская революция, которая стала переломным этапом в переходе от феодализма к капитализму, дала сильнейший толчок образованию на Европейском континенте разнородных консервативных группировок, именовавших себя «аристократами», «роялистами», «придворными партиями», а во второй половине XIX-начале XX в. сформировались и консервативные партии. Они, по сути дела, возникли в качестве реакции и противовеса либеральным партиям.

Несколько позже стали возникать партии, в основу организации которых было положено стремление объединить трудящихся массы, прежде всего рабочий класс для борьбы против своих эксплуататоров, существующих капиталистических социально-политических порядков и создание нового, свободного от классовых антагонизмов, общества. К числу таких партий относятся в первую очередь социалистические и социал-демократические партии, быстрый рост которых связан с деятельностью 2-го Интернационала. Эти партии возникли и развивались на основе марксистской идеологии и на первом этапе своей деятельности не стремились к участию в избирательных кампаниях с целью победы на выборах и получения, таким образом, права на власть. Да и реальных возможностей для этого у них ещё не было. Лишь позднее, укрепившись, они включились в парламентскую деятельность и то сначала, прежде всего, для пропаганды своих программных установок. Эти партии по своему происхождению были связаны со строго социальной и идеологической ориентированностью.

Рабочие партии возникли в борьбе с капиталистической системой, аграрные партии — как реакция против индустриального развития, христианские партии — в борьбе против секулярных, антиклерикальных движений, коммунистические — против монархических и либеральных движениях, а фашистские — против демократии во всех её формах и т. д.

Те слои общества, среди которых партия пользуется наибольшим влиянием и которые поддерживают её на протяжение длительного времени, составляют её социальную базу, а избиратели, регулярно отдающие ей голоса на выборах — её электорат.

Традиционной социальной базой социал-демократических и коммунистических партий в Европе был рабочий класс; либерально-демократические поддерживали средние слои (служащие, интеллигенция, мелкие предприниматели и т. д.); аграрные партии опирались на крестьянство; партии, занимавшие консервативные позиции, получали поддержку крупных собственников, части крестьянства и средних слоев.

Каждая партия создавалась для защиты интересов определённой социальной группы. Постепенно она привлекала к себе все новые и новые слои избирателей. В результате партии стали в большинстве своем объединениями, в которых в том или другом сочетании представлены интересы различных социальных групп. По этой причине партии, как правило, неоднородны и имеют внутри себя фракции — группы, выдвигающие программы, отличные от общей программы партии. Политика партии вырабатывается в ходе внутрипартийной борьбы между различными фракциями и течениями.

Партийные системы

В беспартийной системе либо не существует официально зарегистрированных политических партий, либо закон запрещает появление последних. В беспартийных выборах каждый кандидат выступает за себя и, таким образом, является ярким и самостоятельным политиком. Исторический пример подобной системы — администрация Джорджа Вашингтона и самые первые созывы конгресса США.

На сегодня существует несколько «беспартийных» государств. Это, как правило, по форме правления абсолютные монархии: Оман, Объединённые Арабские Эмираты, Иордания, Бутан (до 2008 г.). В этих странах существует либо прямой запрет на политические партии (Гана, Иордания), либо отсутствуют соответствующие предпосылки для их создания (Бутан, Оман, Кувейт). Сходной может быть ситуация при влиятельном главе государства, когда разрешенные партии играют небольшую роль (Ливия на рубеже XX—XXI вв.).

В однопартийной системе официально разрешена только одна политическая партия; её власть закреплена законодательно и является неоспоримой. Существует вариация этой системы, когда существуют также мелкие партии, от которых законодательно требуется признавать лидерство основной партии. Нередко при подобном раскладе положение внутри партии может быть важнее положения в государственном аппарате. Классический пример страны с однопартийной системой — СССР (однако в СССР официального запрета на другие партии никогда не было).

В системах с правящей партией деятельность партий разрешена, регулярно проводятся выборы, общество имеет демократические традиции. Несмотря на присутствие оппозиции, правящая партия побеждает на выборах, постоянно обновляя свой кадровый потенциал, программу, опережая оппозицию в разработке новых идей. Пример из новейшей истории — Япония в лице Либерально-Демократической Партии, а также Россия в начале XXI века.

Двухпартийная система характерна для таких государств, как США и Ямайка. При этом есть две доминирующие (реже их также называют правящими) партии, а также сложились такие условия, при которых одна партия практически не имеет возможности получить необходимый перевес над другой. Возможным вариантом может быть также одна сильная левая и одна сильная правая партии. Отношения в двухпартийной системе были впервые подробно описаны Морисом Дюверже и носят название закона Дюверже.

В многопартийных системах есть несколько партий, имеющих реальные шансы на широкую поддержку населения.

В государствах, подобных Канаде и Великобритании, могут быть две сильные партии и третья, достигающая достаточных успехов на выборах, чтобы составить реальную конкуренцию первым двум. Она нередко занимает второе место, но практически никогда официально не возглавляла правительство. Поддержка этой партии может в некоторых случаях перевесить чашу весов в остром вопросе в ту или иную сторону (таким образом, третья партия также обладает политическим влиянием).

В редких случаях (пример: Финляндия) в стране могут быть три одинаково успешные партии, каждая из которых имеет шанс сформировать самостоятельное правительство.

Для значительного числа современных европейских демократий характерен относительно низкий «заградительный барьер» на выборах, что позволяет наиболее репрезентативно отразить в парламенте текущие политические предпочтения. Как результат, в парламент проходит множество партий, ни одна из которых не обладает большинством. В результате переговоров между партиями складывается парламентская коалиция, обладающая большинством и принимающая на себя управление государством. Классическим примером являются политические системы таких европейских стран, как Нидерланды, Бельгия, Дания, Швеция, Чехия, Германия, Италия, Ирландия, Сербия, Латвия, Эстония, Израиль. Издержками подобной политической системы может быть перманентная коалиционная нестабильность, приводящая к частым роспускам законодательного органа и назначению внеочередных выборов. Так, за 62-летнию историю Израиля в нём сменилось 18 составов парламента, то есть избранный Кнессет работает в среднем чуть более 3 лет (при номинальной 5-летней каденции).

Финансирование партий

Политические партии спонсируются состоятельными членами партии, а также лицами и организациями, разделяющими с ней свои политические взгляды и которые получат те или иные плюсы от её деятельности. Левые партии (коммунисты, социалисты) традиционно собирают со своих членов регулярные членские взносы, как правило составляющий несколько процентов от ежемесячного дохода. В большинстве политических партий и фракций (особенно в тех, что имеют доступ к непосредственному управлению государством) существует лобби тех или иных интересующихся групп (крупного бизнеса, торговых объединений). Деньги и подарки партия может также получать в качестве вступительного взноса (или, гораздо реже, в виде платы за включение в избирательный список). Это, тем не менее, является потенциальным источником коррупции. В большинстве государств мира запрещается финансирование политических партий и политических общественных организаций из-за границы, уставами которых предусмотрено непосредственное участие в выборах в стране.

В Великобритании было предложено (но не утверждено) финансировать политические партии из бюджета государства. В России поддержку из госбюджета получают партии, добившиеся определённого результата на выборах: для выборов в Государственную Думу этот порог сейчас составляет 3 %, что ниже проходного барьера, необходимого для допуска к распределению мест в парламенте.

Цвета и эмблемы партий

Во всём мире политические партии ассоциируют себя с теми или иными цветами (по большей части затем, чтобы выделяться на выборах). Красный, как правило, является цветом левых партий: коммунистов, социалистов и т. п. Цвета консервативных партий — синие и чёрные. Исключение: в США цвет республиканской партии — красный, а демократической — синий.

Розовым обычно отмечаются социал-демократы, жёлтый — цвет либерализма. Зелёный ассоциируется с зелёными (выступающими за защиту окружающей среды) и исламистскими партиями. Пурпурный считается цветом монархии (как и белый), но редко используется современными политическими партиями. Коричневый и (реже) чёрный обычно связываются с фашистскими и неонацистскими партиями, а также чёрный — цвет анархистов.

Классическая эмблема социалистических партий — красная роза, зажатая в кулаке. Коммунисты используют серп и молот. Символы могут серьёзно повлиять на успех партии и нередко связаны с ключевыми вещами в жизни народа. Например, на кенийском референдуме о принятии конституции (2005) сторонники конституции использовали в качестве своего символа банан, а противники — апельсины.

Наименования политических партий

Наименование партии может отражать партийную идеологию (Коммунистическая партия, Союз Правых Сил), основную цель (задачу) деятельности партии (Российская сетевая партия поддержки малого и среднего бизнеса, Партия Возрождения России); социальную (Партия пенсионеров), национальную (Русская партия), религиозную (Христианский демократический союз) или иную группу, интересы которой партия отстаивает. Название партии может отражать историю её возникновения, как это было в случае с «Единой Россией»: первоначальное наименование партии, «Всероссийская политическая партия „Единство и Отечество — Единая Россия“» отразило в себе названия учредителей — объединений «Единство», «Отечество» и «Вся Россия». Названием может быть и просто запоминающийся бренд, не несущий особой смысловой нагрузки. Существуют также иные подходы к именованию партий, например, использование начальных букв имен или фамилий основателей («Яблоко» — Явлинский, Болдырев, Лукин).

Наименование российской политической партии состоит из двух частей: указание на организационно-правовую форму «политическая партия» и название партии. Интересно, что часто встречается тавтология в наименованиях политических партий, например Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации». Наименование некоторых партий не содержит в названии слова «партия» (Политическая партия «Русское национальное единство»). Наименования партий также могут быть краткими и ёмкими, как например Воля (политическая партия). Тавтология в наименовании, видимо, связана с периодом, когда отсутствовал закон о политических партиях, и не была упорядочена процедура создания политической партии. Партии существовали тогда в форме политических общественных объединений и соответственно их наименования содержали в себе указание только на эту организационную форму. Для того чтобы показать, что объединение является политической партией, а не иной общественной организацией, непосредственно в название политического общественного объединения включалось слово «партия». Некоторые политические партии носили «исторические» названия, например Коммунистическая партия или Социал-демократическая партия России. Для политических партий характерно указание на свою организационно-правовую форму непосредственно в названии партии.

Политическая партия может использовать в своём наименовании слова «Россия», «Российская Федерация» и образованные на их основе слова и словосочетания. При этом она освобождается от уплаты государственной пошлины за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и их производных (п. 1) ч. 1 статьи 333.35 Налогового кодекса РФ). В Республике Беларусь наоборот установлен запрет на использование в названии политической партии слов «Республика Беларусь», «Беларусь», «национальный» и «народный», если иное не определено Президентом Республики Беларусь (абзац 4 статьи 14 Закона Республики Беларусь от 5 октября 1994 г. «О политических партиях»). Закон о политических партиях не содержит запрета на использование названий других государств, то есть название политической партии может даже совпадать с названием иностранного государства, хотя данный запрет установлен в отношении символики политических партий. Законы стран СНГ о политических партиях этот вопрос обходят стороной. В отдельных европейских государствах (Великобритания, Словения, Хорватия) установлено что наименование политической партии не может содержать названий иностранных государств. Например, в Великобритании политическая партия в своем наименовании может использовать только слова «Британия», «британский», «Англия», «английский», «национальный», «Шотландия», «шотландцы», «шотландский», «Соединённое королевство», «Уэльс», «уэльский», «Гибралтар», «гибралтарский» и их производные комбинации . Такой разброс связан в первую очередь с тем, что в Великобритании разрешено создавать региональные политические партии.

Наименование партии может иметь смысловую нагрузку, а может представлять произвольный набор слов. Нет и ограничения относительно длины наименования (например, в Ирландии партии может быть отказано в регистрации из-за чрезмерно длинного названии: как правило, оно не должно состоять из более чем 6 слов).

По странам

Единый образец Свидетельства о государственной регистрации политических партий, выданное Министерством юстиции России.

В России

Основная статья: Политические партии России

По действующему законодательству ФЗ-95 , политическая партия есть «общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.» Закон «О политических партиях» (ст. 3, п. 1) определяет, среди прочего, что политическая партия должна иметь региональные отделения не менее, чем в половине субъектов Российской Федерации, иметь не менее пятидесяти (с 2010 года — сорока) тысяч (с 2 апреля 2012 года — 500) членов, её руководящие и иные органы должны находиться на территории Российской Федерации.

В России политические партии обладают правом выдвигать кандидатов на любые выборные должности и в любые представительные органы, и исключительным правом выдвигать списки кандидатов при проведении выборов в Государственную думу, а также при проведении выборов в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации по пропорциональной системе. Согласно статье 30 Конституции РФ, политические партии создаются свободно, без каких-либо разрешений на учредительном съезде или конференции партии. Членство в партии, согласно той же статье, добровольно, и никто не может быть принужден к вступлению в партию или лишен возможности выхода из неё. Свобода вступления в партию ограничена законом в отношении некоторых должностных лиц (судей, военнослужащих).

Наряду со свободой создания и деятельности партий, их равенством, государственной поддержкой, правовой статус партий включает их обязанности перед обществом и государством, финансовую прозрачность, соответствие программных установок и деятельности конституционному правопорядку. Конституция запрещает создание и деятельность политических партий, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (статья 13, часть 5).

23 марта 2012 года Государственной думой были приняты поправки к Федеральному закону ФЗ-95 «О политических партиях», упрощающие регистрацию политических партий. В частности после принятых поправок в законе для регистрации политической партии требуется не менее 500 человек по России, для регистрации регионального отделения не менее 2-х человек. Также непарламентские партии были освобождены от сбора подписных листов и денежного залога для выдвижения собственных кандидатов и участии самой партии в выборах .

Библиография

  • Автономов А. С. Правовая регламентация деятельности партий в капиталистических и развивающихся странах // Сов. государство и право. 1990. N 6.
  • Анчуткина Т. А. Правовые основы парламентской деятельности политических партий в Российской Федерации // Теоретические проблемы российского конституционализма / Под общ. ред. Т. Я. Хабриевой. М., 2000.
  • Байрамов А. Р. Правовое регулирование деятельности политических партий в современных условиях: Автореф. дис. : канд. юрид. наук. М., 1993.
  • Бекназар-Юзбашев Т. Б. Партия в буржуазных политико-правовых учениях. М.: Наука, 1988.
  • Гамбаров Ю. С. Политические партии в их прошлом и настоящем. СПб., 1904.
  • Даниленко В. Н. Политические партии и буржуазное государство. М., 1984.
  • Даниленко В. Н. Правовой статус политических партий буржуазных стран. М., 1986.
  • Дюверже М. Политические партии: Пер. с фр. М.: Академический проект, 2000.
  • Евдокимов В. Б. Партии в политической системе буржуазного общества. Свердловск: Изд-во УрГУ, 1980.
  • Евдокимов В. Б. Политические партии в зарубежных странах (политико-правовые аспекты): Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Свердл. юрид. ин-та, 1992.
  • Заславский С. Е. Правовые формы организации политических партий в России // Законодательство и экономика. 1997. N 1-2.

Политические партии

Определение.

Партия – это организация, созданная для победы на выборах и овладения правительственным руководством (выборными должностями), а не для ведения какой-либо идеологической борьбы с целью утверждения одной идеологии вместо другой.: Примеры выборных должностей: президент, губернатор, мэр, сенатор, депутат. Экстремистские организации коммунистов, фашистов или исламских фундаменталистов, которые стремятся получить власть без выборов путём вооружённого захвата государственной власти вопреки воле народа, не подпадают под это определение. Эти преступные организации должны быть запрещены, а члены этих организаций должны быть подвергнуты уголовному преследованию.

Примеры российских партий.

Борис Немцов.Егор Гайдар.Григорий Явлинский.Ирина Хакамада.Андрей СахаровАнатолий Собчак Дмитрий Медведев. Геннадий Зюганов. Владимир Жириновский. Сергей Миронов.

В РФ существует многопартийная система. Президент Путин добивается сокращения количества партий в России с помощью принятия закона о 7% барьере, Чтобы партия могла быть представлена в парламенте, раньше нужно было набрать 5% голосов избирателей на общероссийских выборах, а сегодня – 7%. Это заставляет партии объединяться друг с другом. Например, уже объединились Партия жизни, Родина и Партия пенсионеров в одну партию под названием Справедливая Россия. Шли трудные переговоры об объединении партий Яблоко и СПС в одну правую партию, которые закончились безрезультатно. Обе эти партии проиграли последние выборы в ГД, поэтому 16 ноября 2008 г. Союз Правых сил, Гражданская сила и Демократическая партия России решили самораспуститься и объединиться в новую партию – Правое дело. Лидеры Правого дела – Леонид Гозман, Борис Титов и Георгий Бовт.

Лидер партии Яблоко – Григорий Явлинский. Лидеры СПС – это ныне покойные Борис Немцов и Егор Гайдар, Ирина Хакамада, Анатолий Чубайс, именно Гайдар и Чубайс провели экономические реформы в России – ввели рынок и частную собственность на предприятия. Гайдар был председателем правительства в 1991 г. Чубайс руководил процессом приватизации заводов и магазинов. Приватизация – это переход государственной собственности в частную собственность. Ныне покойные Андрей Сахаров и Анатолий Собчак боролись за появление в России демократии, прав человека и демократической конституции. Таким образом, члены СПС – Гайдар и Чубайс — имеют огромные заслуги перед отечеством.

Сегодня самыми влиятельными партиями в РФ, имеющими места в парламенте, являются четыре партии:

  • Единая Россия.Лидер партии — Дмитрий Медведев
  • КПРФ. Лидер партии – Геннадий Зюганов.
  • Либерал-демократическая партия. Лидер партии – Владимир Жириновский.
  • Справедливая Россия. Лидер партии – Сергей Миронов.

Кремль хочет создать в России двухпартийную систему как в США. Между республиканской и демократической партиями в США не существует серьёзных различий в программе. Первая кремлёвская партия власти – это Единая Россия. Вторая партия власти – это Справедливая Россия, которая создана из объединения трёх партий – Родины, Партии жизни и Партии пенсионеров. Во главе «Родины» был Рогозин, который сумел преодолеть барьер на выборах и провести партию в ГД.

Первая классификация партий по программным целям:

  • Либералы
  • Консерваторы.
  • Социалисты.

Целью либералов (от английского слова liberty – свобода) являются постепенные мирные реформы и политические свободы. Примеры либеральных партий в России – это СПС и Яблоко.

Целью партии консерваторов является наведении общественного порядка, иногда даже возврат к прошлому, сохранение власти старой элиты, бюрократии или аристократии, сохранение традиционных моральных, семейных и религиозных ценностей. По нашему мнению, примером такой партии в современной России является партия «Единая Россия». Президент Путин проводит консервативный курс, главной целью которого является наведение общественного порядка после периода реформ президента Ельцина, сохранение территориальной целостности РФ, усиление исполнительной власти. Президент Ельцин, несмотря на свои заслуги перед отечеством, в конце правления превратился в старого и больного человека, страдал алкоголизмом и перенёс операцию на сердце. Этим воспользовались олигархи, которые путём закулисных махинаций сумели отхватить жирные куски государственной собственности во время приватизации. Фактически, они стали править в России вместо исполнительной власти. Они получали огромные доходы от продажи энергоносителей за границу, контролировали средства массовой информации и манипулировали общественным мнением в своих интересах.

Россия была унижена поражением в первой чеченской войне, президент Ельцин даже был вынужден вести мирные переговоры с террористами. Преступный мир воспользовался ослаблением милиции, исполнительной власти и стал частично вытеснять законную власть – собирать дань с предпринимателей вместо налоговой инспекции, решать финансовые споры и споры о праве собственности в торговле и промышленности вместо арбитражного суда, создавать вооружённые бандитские формирования вместо милиции. Президент Путин восстановил «вертикаль власти», т.е. восстановил систему иерархического подчинения внутри исполнительной власти путём замены выборов губернаторов на назначение их президентом РФ. Он подавил восстание в Чечне против России и центральной власти, усилил роль специальных органов в борьбе против террористов, увеличил расходы на армию, устранил чрезмерное влияние олигархов на исполнительную власть, загнал преступный мир в подполье. В результате некоторые из олигархов были вынуждены бежать за границу (Гусинский и Березовский) или оказались в местах лишения свободы за неуплату налогов (Ходорковский), другие олигархи были вынуждены подчиниться законному давлению исполнительной власти или «сидеть на чемоданах».

Социалистические партии стремятся улучшить положение наёмных рабочих. Они добились введения пособий по бедности, старости, инвалидности, безработице и т.д. В этом состоит положительное значение политической деятельности социалистов. Одно из направлений социалистического движения – это коммунистические партии, например, КПРФ. Коммунисты по примеру Ленина стремятся захватить власть без выборов или отменить свободные выборы после прихода к власти на свободных выборах, установить тиранию или олигархию вместо представительной демократии, отменить частную собственность и рынок. Поэтому приход коммунистов к власти может стать новой социальной катастрофой для России, подобной той, что случилась в октябре 1917 года.:

Коммунисты не сделали никаких выводов из этого урока, наотрез отрицают свою вину за громадное количество жертв коммунистического эксперимента. Итоги этого эксперимента напугали весь остальной мир, весь мир учился на наших ошибках и делал выводы о том, как не нужно строить социальную структуру. В этом состоит отрицательное значение политической деятельности коммунистических партий. Западноевропейские социалисты постарались не иметь с русскими коммунистами ничего общего, но в ходе их правления, например, в Швеции, выяснилось, что слишком большие расходы на социальные пособия и пенсии неизбежно приводят к необходимости устанавливать слишком высокие ставки налогов. Это приводит к тому, что крупные предприниматели начинают стремиться переносить заводы в другие страны, например, в Китай, где налоги и заработная плата рабочих гораздо ниже.

Таким образом, повышение размера пособий приводит, в конечном счёте, к увеличению доли безработных среди наёмных рабочих и к оттоку капитала за границу. Этот замкнутый круг делает невозможным чрезмерное повышение пособий, что привело, в конечном счёте, к поражению социалистов на последних выборах в Швеции. К тому же социалисты стремились устанавливать государственную собственность на отдельные крупные заводы, что привело к снижению эффективности работы этих заводов по сравнению с заводами, находящимися в частной собственности.

Другие классификации партий.

По отношению к обладанию государственной властью партии делятся на следующие виды:

  • Правящие партии. Это такие партии, которая победили на последних выборах, получили большинство мест в парламенте и право сформировать правительство, занять командные посты в системе исполнительной власти – посты президента, премьер-министра и губернаторов.
  • Оппозиционные партии. Это такие партии, которые проиграли на последних выборах, поэтому они имеют меньшинство мест в парламенте и занимаются критикой политики правящей партии, но не зовут народ на баррикады, не устраивают массовых беспорядков и захватов власти, поэтому правящая партия не преследует членов легальной оппозиции и даёт им возможность критиковать политику правящей партии. Подобная критика идёт властям и народу только на пользу, т.к. позволяет властям устранять отдельные недостатки. А народ имеет возможность через свободные выборы менять правящие партии. Все помнят о том, что на следующих выборах оппозиционная и правящая партии могут поменяться местами. :

Правоохранительные органы должны преследовать нелегальные оппозиционные партии за антиконституционные преступления, т.к. подобные партии стремятся захватить власть без выборов и установить тиранию. Примеры нелегальных оппозиционных партий в современной России – это Русское национальное единство (РНЕ), Национал-большевистская партия (НБП) (лидер – Эдуард Лимонов), подпольные исламистские организации Чечни, последние создали вооружённые формирования и имели цель отделить территорию Чечни от России, выгнать или уничтожить русское население этой республики. Поэтому центральная власть в Москве имела право на проведение контртеррористической операции в этой республике. Большой ошибкой Временного правительства в России в 1917 г. было то, что, вопреки предложениям кадетов, ему не хватило сил и решимости вовремя арестовать лидеров большевиков и разогнать советскую власть. Захват власти большевиками привёл к колоссальной трагедии для России. Нелегальные партии могут на словах называть себя революционными, народными, патриотическими или рабочими, но это не меняет их преступной антинародной сущности.

По отношению к политическим флангам партии бывают:

  • левые,
  • центристские,
  • правые.

Левыми партиями являются коммунистические, социалистические, революционные и нелегальные партии. Правыми партиями являются консервативные, либеральные и реформистские партии. :

По количеству членов партии делятся на кадровые и массовые. Кадровые партии являются немногочисленными и состоят из небольшого количества функционеров. Их даже называют «диванными» партиями, т.к. все члены подобной партии могут разместиться на одном диване. Массовые партии состоят из большого количества членов. В условиях представительной демократии, деятельность парламентских партий в период между выборами замирает, а в период подготовки к выборам — достигает апогея. Подобные парламентские партии стремятся сохранить небольшой кадровый состав в период между выборами и привлекать большое количество добровольных помощников в период подготовки к выборам, которые становятся её агитаторами, помощниками и спонсорами. Таким образом, в период между выборами парламентская партия является кадровой, а в период подготовки к выборам – массовой.:

Партийные системы:

  • Однопартийная система.
  • Двухпартийная система.
  • Многопартийная система

Однопартийная система означает конец представительной демократии и установление авторитарного или тоталитарного режима, запрет свободных выборов, введение цензуры. При двухпартийной системе партии сменяют друг друга на вершине власти. Двухпартийные системы существуют в США и Британии. Программы этих партий в США мало чем отличаются друг от друга. Эти партии занимают центристские позиции и избегают крайностей в программе и партийной политике, чтобы не распугать большинство избирателей, на которых обе эти партии опираются. Одна из них может делать акцент в программе на социальной защите бедных слоёв общества, а другая – на защите интересов мелких предпринимателей. Первая тратит налоги на пособия для бедных и безработных, а вторая – стимулирует развитие экономики.

Опираться только на очень бедных и только на очень богатых избирателей одинаково опасно, т.к. доля и тех и других в западном обществе незначительна. Выгоднее всего опираться на средний класс, представители которого составляют подавляющую часть среди избирателей и населения страны. Когда партий больше двух, то они вынуждены вступать в коалиции друг с другом с целью получить власть, но эти коалиции являются непрочными и часто распадаются. По конституции в РФ признаётся политическое многообразие, многопартийность. Все общественные организации и политические партии равны перед законом, но конституция запрещает создание партий, цели или действия которых направлены на вооружённый захват власти без выборов и насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности РФ, подрыв государственной безопасности, создание вооружённых формирований.:

Для сравнения: Партии в США и Европе.

Статуя Свободы

Американский народ предпочитает двухпартийную систему, именно народ, а не бюрократия. История прошедших двух столетий показывает, что как только в Америке начинает главенствовать одна партия, американцы разбивали её на две, либо организовывали новую (вторую) партию. Если появлялась третья партия, то она вскоре погибала на выборах. Американская политическая система является продуктом не столько логического планирования, сколько инстинкта. В конституции США никакие политические партии даже не упоминаются. Каждые два года две партии-близнеца вступают в битву, где потерпевшая поражение сторона почти не несёт никакого урона. В войне за независимость США партия тори была на стороне английского короля, партия виги – за независимость. В результате поражения в войне тори бежали из страны или были уничтожены. :

В Европе демократия означает много партий, каждая из которых имеет свою отличную от других программу. Среди этих партий всегда существует коммунистическая партия. Каждая партия в Европе должна отстаивать какой-то определённый принцип. Партий много, но ни одна из них не имеет большинства в парламенте, поэтому несколько партий вынуждены вступать в непрочные коалиции с целью иметь большинство в парламенте, получить возможность назначить своего премьер-министра и сформировать правительство. Но эти коалиции являются очень неустойчивыми, они часто раскалываются, вследствие чего премьер-министр и правительство бывают вынуждены уйти в отставку или, если позволяет конституция, правительство распускает парламент и объявляет новые выборы. : Можно сделать вывод, что для России парламентская республика с неустойчивой политической системой совершенно не подходит для России, что наша страна может расколоться и погибнуть после первого парламентского кризиса.

В Европе панорама политических партий рисуется так: справа – фашисты, слева – коммунисты, посередине – демократическая партия. И фашисты, и коммунисты пытаются захватить власть без выборов и уничтожить демократию. Избиратели вынуждены выбирать между фашистами и коммунистами, между «чёртом» и «сатаной, между двумя шайками преступников, В этом случае политические свободы в той или иной стране каждый раз зависит от результатов выборов, от того, сумеют ли демократы победить на выборах. Каждый раз на выборах возникает один и тот же тревожный вопрос, удержится ли страна на путях свободы или рухнет в пропасть. :

В Америке не существует влиятельных партий самоубийства, способных свергнуть демократию. : В США победа на выборах какой-либо партии зависит от воли срединной группы избирателей. : Американцы всё-таки считают республиканцев более консервативными, чем демократов.

В Англии тоже существует двухпартийная система, но лейбористская и консервативная партия гораздо больше отличаются друг от друга своими программами и практической политикой, чем американские партии. В США ни одна партия не стремится идти по пути диктатуры, вызывать экономические потрясения, устраивать какие-либо катастрофы, т. к. ни одна партия не хочет отпугнуть избирателей. Причина поражения третьей партии в США состоит в том, что её не поддерживает срединная часть избирателей, а поддерживают избиратели с левой или правой окраины, но этих избирателей слишком мало. Представителей третьей партии часто считают политическими дикарями, способными распугать избирателей. : Коммунистическая партия США набирает ничтожное число голосов. В США нет массовой рабочей партии, но профсоюзы поддерживают тех кандидатов от двух правящих партий, которых они считают друзьями рабочего движения.

Лобби.

В США существуют «группы давления» (лобби), которые принимают активное участие в выборах путём финансовой помощи кандидатам. Примеры лобби:

  • Американская торговая палата
  • Фермерское лобби.
  • Лига женщин-избирателей.
  • Ветераны зарубежных войн.

Главные партии в США окружены множеством малых партий и лобби. К политикам в «накуренных комнатах» тянется множество нитей от различных организаций, которые не позволяют политикам установить тиранию, тоталитаризм и творить произвол. :

Партийные организации в США.

Всё-таки двухпартийная система имеет большие недостатки – это недостаточное отражение интересов избирателей и возможность превратить выборы в «выбор из двух зол». Поэтому во многих штатах США была принята система пробных первичных выборов – «праймериз». На них кандидаты пробуют свои силы и узнают о фактической степени своей популярности. Затем каждая из двух партий проводит национальный конвент, где партийные лидеры утверждают одного кандидата на президентские выборы от своей партии, при этом партийные лидеры выбирают из нескольких кандидатов, победивших на праймериз в разных штатах. Национальные конвенты — это политические спектакли, которые вызывают огромный интерес у публики. Конечно, кандидата в президенты выбирают не на этих диких кричащих свистящих хохочущих сборищах. За кулисами этого сборища находятся опытные партийные лидеры, которые пытаются найти кандидата, который смог бы объединить партию и привлечь голоса независимых избирателей. А делегаты сборища просто знакомятся с товарищами по партии и как бы поддают жару избирательной кампании. Настроение делегатов подогревается оркестрами и шествиями. Всё это напоминает военный танец перед битвой у диких народов. Военный танец – это средство сплочения партии перед битвой, средство подавления разбитых фракций в партии. Фактор телевидения усиливает фактор военного танца. :

На конвенте партия принимает «платформу» – список требований профсоюзов, деловых кругов, женских организаций и т.д. На деле партия на выборах выставляет не программу, а свою хорошую репутацию. Республиканцы выставляют свою партию как деловую и честную в отличие от некомпетентной и полу-коммунистической демократической партии. Демократы, в свою очередь, говорят, что они друзья народа, а республиканцы – приспешники богачей. В этом есть доля правды, Кандидат в вице-президенты обычно выбирается от проигравших на конвенте фракций. Национальные конвенты устраиваются раз в четыре года. В промежутках времени между конвентами руководством партией занимается национальный комитет. :

В этот комитет входят:

  • Председатель, которого назначает кандидат в президенты, Председатель руководит предвыборной кампанией кандидата в президенты.
  • Секретарь, который ведёт переписку.
  • Казначей, который ведёт сбор денег на избирательную кампанию.
  • Отдел сбора информации для кандидата в президенты и для партийных ораторов о различных характеристиках каждого штата, чтобы ораторы ненароком не нанесли обиды какой-то прослойке избирателей в штате.
  • Штат писателей – спичрайтеров, пишущих речи для слишком занятых сенаторов и конгрессменов.
  • Два комитета, которые помогают сенаторам и конгрессменам на перевыборах, отпускают деньги и командируют ораторов в те округа, где судьба перевыборов находится под угрозой. :

Работа на местах в избирательных округах состоит в том, чтобы «звонить в дверные звонки», т.е. ходить из дома в дом и уговаривать избирателей голосовать за свою партию, приглашать на митинги, на встречу с кандидатом. В США постоянно раздаются жалобы, что партия затратила невероятные суммы на избирательную кампанию, что она «купила» голоса избирателей. Но мнение, что партия с большим денежным мешком обязательно побеждает на выборах, опровергается результатами многочисленных избирательных кампаний. Две политических партии США – это две политических «машины», состоящие из профессионалов, которые способны уничтожить третью партию, которая состоит из дилетантов, пытающихся опрокинуть «машину». Раньше наиболее чётко работающие «машины» в каждом избирательном округе управлялись «боссом», который сам вырос в городских трущобах и был выдвинут партийной «машиной» за свои выдающиеся организаторские способности. :

Сегодня партия опирается на помощь молодых энтузиастов, готовых работать в период избирательных кампаний не за деньги, а из удовольствия и в надежде стать со временем профессиональными политиками. В периоды кризиса партии выдвигают победоносных президентов, наподобие Линкольна и Вильсона, способных решать проблемы. В спокойные периоды партии выдвигают посредственных кандидатов в президенты. Президент Буш, по нашему мнению, был посредственным президентом, перед которым встала серьёзная проблема – ответить на вызов международного терроризма. В первый момент после нападения на США Буш явно растерялся, но потом стал действовать вполне эффективно и устроил военные кампании в Афганистане и Ираке. После этого американская армия увязла в этих странах, и конца войны не было видно, поэтому общественное мнение в США всё больше склоняется в пользу мира.:

Партийные организации в России.

Съезд КПСС

Российским партиям следует многому научиться у американских. Съезды КПСС проходили очень скучно и были совершенно не похожи на военный танец или на телевизионное шоу. Генеральный секретарь Брежнев целый день читал доклад по бумажке, Ему нельзя было доверить выступать в свободном стиле, т.к. он мог сказать какую-нибудь глупость из-за старческого маразма. Делегаты съезда по команде вставали и устраивали дружные овации партийному вождю. Политбюро напоминало дом престарелых, где собрались очень старые и очень больные люди. Для кремлёвских врачей было много работы. Андропов в последние месяцы жизни руководил партией с больничной койки, присоединённый к аппарату «искусственная почка». Это был результат полного вырождения руководства страны, которую позднее стали называть геронтократией (правлением стариков).

Современные российские партии уже многому научились у американских. Например, в г. Березники партия «Единая Россия» и её местный комитет «Березниковский характер» перед выборами регулярно устраивала вечера отдыха для пенсионеров с танцами под духовой оркестр и с исполнением песен без фонограммы, кинопоказы старых советских фильмов. Партия Единая Россия пробует организовать предварительные выборы — праймериз:. ЛДПР прислала для пенсионеров чай «Жириновский». Сам Жириновский любит разъезжать по всей стране с обязательным выступлением на многочисленных митингах. Он очень часто участвует в многочисленных телевизионных шоу, где даже сам поёт песни, участвует в юмористических программах и политических дискуссиях, играет роль политического клоуна с целью привлечь внимание к своей персоне и своей партии.

Партии Единая Россия и ЛДПР широко используют центральное телевидение для рекламы своих программ и своих лидеров. КПРФ не без успеха делает акцент на более дешёвой тактике «звонить во все дверные звонки». СПС и Яблоко рассчитывают на поддержку более образованных избирателей, поэтому представители этих партий делают акцент на участие своих представителей в телевизионных дебатах, они стараются убедить избирателей в своей правоте рациональными аргументами, а не военными танцами и клоунадой.

Вопросы для размышления.

  1. Назвать оппозиционные партии в России.
  2. Является ли ЛДПР либеральной партией по существу, а не по названию?
  3. КПРФ – это кадровая или массовая партия?
  1. Койл Д. К. Политическая система США и как она действует. Пер. с англ. М. Корякова.. — New York.: Liberty publishing house,, 1990. — С. 17. 2. Партии.. — ISBN 0-914481-56-8.
  2. Политическая партия. Википедия. Политическая партия#Классификация партий.
  3. Наумова С.А. Что надо знать о политике? Учебное пособие для 11 кл.. — М.: РОСТ, МИРОС., 1997.. — С. 252. Типология партий. § 22. Многообразие политических партий.. — ISBN 5-7084-0133-8
  4. Наумова С.А. Что надо знать о политике? Учебное пособие для 11 кл.. — М.: РОСТ, МИРОС., 1997.. — С. 254. Типология партий. § 22. Многообразие политических партий.. — ISBN 5-7084-0133-8
  5. Наумова С.А. Что надо знать о политике? Учебное пособие для 11 кл.. — М.: РОСТ, МИРОС., 1997.. — С. 254-255. Типология партий. . § 22. Многообразие политических партий.. — ISBN 5-7084-0133-8
  6. Наумова С.А. Что надо знать о политике? Учебное пособие для 11 кл.. — М.: РОСТ, МИРОС., 1997.. — С. 256-260. Партийные системы. Однопартийность.Многопартийность.Двухпартийность. § 22. Многообразие политических партий.. — ISBN 5-7084-0133-8
  7. Койл Д. К. Политическая система США и как она действует. Пер. с англ. М. Корякова.. — New York.: Liberty publishing house,, 1990. — С. 26-17. 2. Партии.. — ISBN 0-914481-56-8.
  8. Койл Д. К. Политическая система США и как она действует. Пер. с англ. М. Корякова.. — New York.: Liberty publishing house,, 1990. — С. 23. 2. Партии.. — ISBN 0-914481-56-8.
  9. Койл Д. К. Политическая система США и как она действует. Пер. с англ. М. Корякова.. — New York.: Liberty publishing house,, 1990. — С. 24-16. 2. Партии.. — ISBN 0-914481-56-8.
  10. Койл Д. К. Политическая система США и как она действует. Пер. с англ. М. Корякова.. — New York.: Liberty publishing house,, 1990. — С. 16. 2. Партии.. — ISBN 0-914481-56-8.
  11. Койл Д. К. Политическая система США и как она действует. Пер. с англ. М. Корякова.. — New York.: Liberty publishing house,, 1990. — С. 28. 2. Партии.. — ISBN 0-914481-56-8.
  12. Койл Д. К. Политическая система США и как она действует. Пер. с англ. М. Корякова.. — New York.: Liberty publishing house,, 1990. — С. 29-32. 2. Партии.. — ISBN 0-914481-56-8.
  13. Койл Д. К. Политическая система США и как она действует. Пер. с англ. М. Корякова.. — New York.: Liberty publishing house,, 1990. — С. 32-35. 2. Партии.. — ISBN 0-914481-56-8.
  14. Койл Д. К. Политическая система США и как она действует. Пер. с англ. М. Корякова.. — New York.: Liberty publishing house,, 1990. — С. 36-39. 3. Партийные организации и их работа.. — ISBN 0-914481-56-8.
  15. Койл Д. К. Политическая система США и как она действует. Пер. с англ. М. Корякова.. — New York.: Liberty publishing house,, 1990. — С. 39-42. 3. Партийные организации и их работа.. — ISBN 0-914481-56-8.
  16. Койл Д. К. Политическая система США и как она действует. Пер. с англ. М. Корякова.. — New York.: Liberty publishing house,, 1990. — С. 42-43. 3. Партийные организации и их работа.. — ISBN 0-914481-56-8.
  17. Койл Д. К. Политическая система США и как она действует. Пер. с англ. М. Корякова.. — New York.: Liberty publishing house,, 1990. — С. 43-46. 3. Партийные организации и их работа.. — ISBN 0-914481-56-8.
  18. Койл Д. К. Политическая система США и как она действует. Пер. с англ. М. Корякова.. — New York.: Liberty publishing house,, 1990. — С. 48-54. 3. Партийные организации и их работа.. — ISBN 0-914481-56-8.
  19. Праймериз. Википедия. http://ru-wiki.ru/wiki/Праймериз.