Коллективные переговоры

Коллективные переговоры и порядок их проведения.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Узнать цену Поделись с друзьями

Коллективные переговоры – диалог представителей работников и работодателя с целью согласования интересов сторон социального партнерства по вопросам регулирования трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на основе трудового законодательства и в соответствии с ним.

Участниками коллективных переговоров – полномочные представители сторон социального партнёрства, действующие в их интересах.

Согласно ст.36 ТК РФ право выступать с инициативой проведения коллективных переговоров имеют как представители работников, так и представители работодателей.

Предложение о начале коллективных переговоров в письменной форме направляется их инициатором представителям другой стороны социального парнерства. На ней лежит встречная обязанность вступить в переговоры в течение 7 календарных дней со дня получения указанного предложения. Ответ на него направляется инициатором коллективных переговоров (также в письменной форме) с указанием представителей со своей стороны для участия в комиссии, где будут вестись переговоры, и их полномочий.

Согласно ч.1 ст.37 ТК РФ «Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений».

Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором переговоров указанного ответа.

Переговоры вправе вести только уполномоченные на это в соответствии с законом представители сторон социального парнерства.

Согласно ч.3 ст.36 ТК РФ «Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом».

Порядок ведения коллективных переговоров регламентируется ст.37 ТК РФ «Две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее — единый представительный орган). Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.

Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.

Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделенные правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров в соответствии счастями второй — четвертой настоящей статьи, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа. Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа. В случае, когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров».

Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, производится в порядке, установленном настоящим Кодексом. (глава 61 ТК РФ). (ст. 38 ТК РФ)

Коллективные переговоры: понятие, стороны, порядок ведения

Коллективные переговоры — это процедура переговоров представителей работников и работодателей по вопросам подготовки, заключения и изменения коллективного договора, соглашения.

До начала переговоров одна из сторон должна уведомить другую в письменной форме предложением о начале переговоров, и эта сторона в течение семи дней со дня получения уведомления должна начать переговоры. Сроки, место и порядок проведения переговоров определяются сторонами. Переговоры могут выражаться в форме консультаций. При этом представители стороны, получившей уведомление в письменной форме о проведении консультаций, обязаны приступить к ним в срок, указанный в уведомлении, но не позднее семи календарных дней со дня его получения.

Сторонами переговоров выступают представители работников и работодателей. В случае отказа или уклонения работодателя, администрации организации от ведения переговоров другая сторона вправе начать коллективный трудовой спор.

Ведение переговоров, подготовка договоров и соглашений проводится партнерами на равноправной основе. Участники переговоров свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений (ст. 37 Трудового кодекса РФ). В случаях, когда стороны в ходе переговоров не пришли к согласию по какому-либо вопросу, составляется протокол разногласий, он передается примирительной комиссии.

Коллективные переговоры считаются оконченными с момента подписания коллективного договора, соглашения, протокола разногласий. Подписание протокола разногласий означает начало коллективного трудового спора.

Участники переговоров не должны разглашать полученные ими в ходе переговоров сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне

Основные принципы социального партнерства:

  1. соблюдение правовых норм, установленных законодательством;
  2. полномочность представителей сторон;
  3. равноправие сторон в коллективных переговорах, подписании коллективных договоров и соглашений;
  4. уважение и учет интересов сторон;
  5. заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
  6. добровольность принятия обязательств и их реальная исполнимость;
  7. систематичность контроля за выполнением коллективных договоров и соглашений;
  8. обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений и ответственность за их невыполнение.

Понятие и стороны коллективного договора

Понятие, стороны, содержание коллективного договора и порядок его заключения установлены Законом РФ от 11 марта 1992 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 176-ФЗ) «О коллективных договорах и соглашениях» (далее — Закон) и ст.7 КЗоТ РФ.

Коллективный договор, в отличие от трудового договора, является инструментом регулирования коллективных отношений, возникающих в сфере труда, а также локальным источником трудового права.

В соответствии со ст. 2 Закона под коллективным договором понимается правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работодателем и работниками предприятия, учреждения, организации либо их филиала и представительства.

Сторонами коллективного договора являются:

— работники в лице их представителей — органов профсоюзов и их объединений, уполномоченных на это уставами, органов общественной самодеятельности, создаваемых и уполномоченных общим собранием (конференцией) трудового коллектива. При этом профсоюзы представляют интересы всех работников, а не только своих членов;

— работодатель или уполномоченный им руководитель предприятия, другие лица, определенные уставом или иным правовым актом, в том числе полномочные органы объединений работодателей и иные органы.

Принципы заключения коллективных договоров

Статьей 4 Закона предусмотрены следующие основные принципы заключения коллективных договоров:

— соблюдение законодательства;

— равноправие сторон;

— полномочность представителей сторон;

— свобода выбора и обсуждение условий, являющихся содержанием договоров и соглашений;

— добровольность принятия обязательств;

— реальность обеспечения принимаемых обязательств;

— систематичность контроля и неотвратимость ответственности.

Порядок заключения коллективного договора

Заключению коллективного договора на предприятии предшествуют коллективные переговоры сторон по разработке, условиям заключения и изменения коллективного договора. Инициатором этих переговоров может выступить любая из сторон, причем другая сторона, получившая письменное уведомление о начале переговоров, не вправе уклониться от них и обязана в 7-дневный срок к ним приступить. Указанное письменное уведомление представляется в течение 3 месяцев до окончания срока действия прежнего договора либо в другие сроки, предусмотренные им.

Процедуру ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора можно подразделить на несколько этапов.

1 этап. Принятие решения о необходимости заключения коллективного договора и направление письменного уведомления другой стороне о начале коллективных переговоров (ст. 10 Закона). Указанное решение принимается представителями работников или общим собранием (конференцией) работников организации. Исходя из равенства сторон коллективного договора, аналогичное решение вправе принимать и представители работодателя. Это решение может быть принято в любое время — при отсутствии действующего коллективного договора в организации, а при его наличии — в течение 3 месяцев до окончания срока его действия.

2 этап. Издание согласованного с соответствующим представителем работников приказа по организации о формировании комиссии для ведения коллективных переговоров (ст. 12 Закона). Приказ издается в 7-дневный срок с момента получения уведомления, приведенного в 1 этапе (ст. 6 Закона). Одновременно с приказом по этому же вопросу принимается решение представителями работников (например, на заседании профкома профсоюза). Перечисленными документами определяются порядок, сроки разработки проекта и заключения коллективного договора, состав названной комиссии.

Комиссия образуется на паритетной основе в составе полномочных представителей сторон (ст. 7 Закона). Если со стороны работников одновременно выступают несколько представителей, в течение 5 календарных дней ими формируется единый представительный орган для ведения переговоров, разработки и заключения единого коллективного договора. Если единый орган не создан, представители работников самостоятельно ведут переговоры и заключают договор от имени представляемых работников. Они также вправе заключать единый договор с приложением к нему (являющимся неотъемлемой частью договора), защищающий специфические интересы представляемых работников по профессиональному признаку (ст. 12 Закона).

3 этап. Обсуждение подготовленного комиссией проекта коллективного договора в подразделениях предприятия, учреждения, организации и последующая его доработка с учетом поступивших замечаний и предложений (ст. 121 Закона). Обсуждение проекта договора осуществляется в сроки, определенные его сторонами. При этом неурегулированные в ходе коллективных переговоров разногласия сторон разрешаются в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».

4 этап. Утверждение разработанного единого проекта коллективного договора на общем собрании (конференции) работников организации и подписание его сторонами. Утверждение проекта производится в сроки, установленные сторонами. Со стороны работников договор подписывают все участники единого представительного органа. Подписанный коллективный договор действует от 1 до 3 лет. Изменения и дополнения в него в течение этого срока вносятся по договоренности сторон в порядке, предусмотренном в договоре (ст. 12,14 и 15 Закона).

По истечении определенного в нем срока коллективный договор действует до тех пор, пока стороны не заключат новый или не изменят или дополнят действующий. При этом он сохраняет свое действие в случае изменения состава, структуры, наименования органа управления организации либо расторжения трудового договора (контракта) с руководителем организации.

В случае реорганизации предприятия, учреждения, организации имеющийся коллективный договор сохраняет свое действие на весь ее период, а затем может быть пересмотрен по инициативе одной из сторон. При ликвидации организации коллективный договор действует в течение всего срока проведения ликвидации.

При смене собственника организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение 3 месяцев, после чего требуется принять совместное решение сторон о продлении его срока действия либо провести коллективные переговоры о заключении нового договора, изменении и дополнении действующего.

5 этап. Направление работодателем подписанного коллективного договора вместе с приложениями в соответствующий орган по труду по месту нахождения организации для уведомительной регистрации. Коллективный договор должен быть направлен для регистрации в 7-дневный срок после его подписания сторонами (ст. 12 Закона).

Контроль за выполнением обязательств по коллективному договору осуществляется не только сторонами, подписавшими его, но и органами по труду. Кроме того, стороны договора в сроки, определенные им, или ежегодно отчитываются о выполнении обязательств по договору на общем собрании (конференции) трудового коллектива.

При рассмотрении вышеизложенного порядка утверждения коллективного договора необходимо, кроме того, обратить внимание на следующие обстоятельства. Начальным моментом коллективных переговоров является дата издания согласованного с соответствующим представителем работников приказа о формировании комиссии для ведения коллективных переговоров (см. указанный выше 2 этап). Моментом окончания коллективных переговоров является момент подписания коллективного договора.

На период ведения коллективных переговоров — на срок не более 3 месяцев в течение года — лицам, участвующим в них, а также привлекаемым специалистам предоставляются следующие гарантии: освобождение от основной работы с сохранением среднего заработка; кроме того, представители профсоюзов, их объединений, органов общественной самодеятельности, которые участвуют в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия уполномочившего их органа подвергнуты дисциплинарному взысканию, переводу на другую работу, перемещению или увольнению по инициативе администрации.

Содержание коллективного договора

Содержание и структура коллективного договора в соответствии со ст. 13 Закона определяются сторонами, то есть строго законодательством не регламентируются. Содержание этого договора составляют определяемые его сторонами условия, регулирующие социально-трудовые отношения. Согласно этой же статье Закона все условия или положения коллективного договора можно подразделить на две группы, а именно:

1. Договорные условия с взаимными обязательствами сторон по вопросам:

— форма, система и размер оплаты труда и другие денежные выплаты;

— механизм индексации оплаты труда;

— занятость и условия высвобождения работников;

— продолжительность рабочего времени и времени отдыха;

— добровольное и обязательное медицинское и социальное страхования;

— контроль за выполнением коллективного договора;

— улучшение условий и охраны труда работников;

— экологическая безопасность и охрана здоровья работников;

— соблюдение интересов работников при приватизации предприятия и ведомственного жилья;

— льготы для работников, совмещающих работу с обучением;

— отказ от забастовок при своевременном выполнении условий договора.

2. Нормативные условия (положения):

— условия, отнесенные законодательством к правовому регулированию в коллективном договоре и устанавливающие:

— виды и продолжительность дополнительных отпусков, помимо определенных законом (ст. 68 КЗоТ РФ);

— виды, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок (окладов) и других выплат (ст. 80 КЗоТ РФ);

— размеры доплат при отклонениях от нормальных условий труда (ст. 85, 90 и 94 КЗоТ РФ),

— права профорганов на предприятии, в учреждении, организации;

— дополнительные гарантии профсоюзным работникам (ст. 235 КЗоТ РФ);

— меры по обеспечению занятости работников (ст. 21 Закона РФ от 19 апреля 1991 г.);

— льготные трудовые и социально-экономические условия (положения), определяющие:

— досрочный выход на пенсию;

— надбавки к пенсиям;

— компенсацию транспортных и командировочных расходов;

— бесплатное или частично оплачиваемое питание работников на производстве, их детей в школах и дошкольных учреждениях;

— иные дополнительные льготы и компенсации сверх установленных законодательством.

Вышеназванный перечень условий является примерным.

Будучи локальным нормативным правовым актом, коллективный договор не должен дублировать правовые нормы других источников права. Вместе с тем, как предусмотрено ст. 3 Закона, условия коллективного договора не должны ухудшать по сравнению с законодательством положение работников. Такие положения признаются недействительными.

Условия заключенного коллективного договора носят нормативный характер как для работодателя, так и для работников предприятия.

Помимо коллективных договоров, заключаемых на предприятии, в учреждении, организации, социально-трудовые отношения работников и работодателей регулируются соглашениями.

Что представляют собой заключаемые между работниками и работодателями соглашения, что объединяет и отличает их от коллективных договоров?

Порядок заключения, содержание, участники соглашений предусмотрены вышеназванным Законом. В соответствии со ст. 2 этого Закона под соглашением понимается правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями и заключаемый на уровне Российской Федерации, субъекта РФ, отрасли, профессии.

К соглашениям применимы следующие положения Закона о:

— принципах заключения коллективного договора;

— процедуре работы комиссии по ведению коллективных переговоров;

— соотношении договора с законодательством и трудовыми договорами (контрактами) работников;

— порядке разрешения разногласий при коллективных переговорах;

— процедуре работы комиссии для ведения коллективных переговоров;

— представителях сторон и гарантиях их участия в коллективных переговорах;

— регистрации коллективных договоров;

— контроле и видах ответственности за невыполнение коллективного договора.

При этом основным различием коллективных договоров и соглашений, независимо от их видов, закон называет более высокий уровень правовой регламентации социально-трудовых отношений между работниками и работодателями (например, соглашение регулирует эти отношения начиная от уровня района, города до федерального уровня, в то время как действие коллективного договора ограничено пределами предприятия, учреждения, организации).

Виды соглашений и их участники

Видовое различие соглашений по Закону связано со сферой регулируемых ими отношений. Статьей 18 Закона определены пять основных видов соглашений:

— генеральное соглашение — устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской федерации на 2000-2001 годы заключено 16 декабря 1999 года;

— региональное соглашение — устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта Российской Федерации;

— отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение — устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей);

— профессиональное тарифное соглашение — устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников определенных профессий;

— территориальное соглашение — устанавливает условия труда, а также социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района, другого административно-территориального образования.

Кроме того, соглашения по договоренности сторон могут быть двухсторонними и трехсторонними. Состав участников соглашения зависит от уровня заключаемых соглашений. Например, генеральное соглашение заключается исключительно на федеральном уровне с участием Правительства РФ. Региональное и территориальное соглашения — только соответственно на уровне субъектов РФ или административно-территориальных образований в их составе. Отраслевые (межотраслевые) и профессиональные соглашения могут заключаться на федеральном уровне или на уровне субъектов РФ.

В соответствии со ст. 19 Закона участниками соглашений могут быть:

— генерального — общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей, Правительство Российской Федерации;

— отраслевого (межотраслевого) тарифного — соответствующие общероссийские профсоюзы и их объединения, общероссийские объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, Министерство труда и социального развития РФ;

— профессионального тарифного — соответствующие профсоюзы и их объединения, соответствующие объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, соответствующий орган по труду;

— регионального — соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, орган исполнительной власти субъекта РФ;

— отраслевого (межотраслевого) тарифного, профессионального тарифного — соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, орган по труду субъекта РФ;

— территориального — соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, соответствующий орган местного самоуправления.

Порядок разработки и заключения соглашений

Согласно ст. 20 Закона порядок, сроки разработки и заключения соглашения определяются комиссией по ведению коллективных переговоров. Эта же комиссия, созданная на паритетной основе представителями работников и работодателей, разрабатывает проект соглашения, который затем подписывается представителями сторон. Если согласие не достигнуто в 7-дневный срок, то представители работников вправе самостоятельно вести переговоры и заключить соглашение от имени представляемых ими работников.

Для подготовки генерального соглашения и ведения коллективных переговоров на федеральном уровне образована постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений. Правовая основа формирования и деятельности этой комиссии в настоящее время определена Федеральным законом от 1 мая 1999 т. № 92-ФЗ. В состав комиссии входят представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства Российской Федерации. Порядок обеспечения ее деятельности утвержден Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1999 г. № 1229.

Коллективные переговоры в трудовом праве – нормативы ТК РФ

Как и многие другие вопросы, связанные с практической имплементацией законодательства в сфере взаимоотношений трудящихся и работодателей, коллективные переговоры в трудовом праве регулируются положениями ТК РФ. В частности, оказывают влияние на данный аспект деятельности следующие статьи этого документа:

  • Ст.36. Положения означенной статьи регулируют общие принципы ведения коллективных переговоров. Они закрепляют право инициации их проведения за любой из сторон трудовых взаимоотношений и устанавливают основные сроки, используемые в данном аспекте, равно как и ограничения на участие в них.
  • Ст.37. В нормативах данной статьи устанавливается непосредственно порядок ведения коллективных переговоров, определения представителей в них и обязанности сторон друг перед другом в рамках рассматриваемых взаимоотношений.
  • Ст.38. Эта статья регламентирует разрешение возможных разногласий, проявляющихся в ходе ведения переговоров, и устанавливает общий порядок их разрешения в рамках коллективных трудовых споров.
  • Ст.39. Принципы, которые изложены в этой статье, затрагивают вопросы компенсаций и гарантий для сторон, участвующих в коллективных переговорах.

Понятие коллективных переговоров в России тесно связано с понятием коллективного договора, более подробно о котором можно прочитать в отдельной статье.

Кто осуществляет коллективные переговоры

Согласно требованиям трудового законодательства, осуществлять ведение трудовых переговоров могут лишь две стороны, являющиеся непосредственно участниками трудовых взаимоотношений, а именно – работники и работодатели. При этом, нормативы предусматривают, что интересы сотрудников в данном случае реализуются при помощи представительского органа. Процесс формирования представительского органа является достаточно сложным и предусматривает следующие варианты организации:

  • Если на предприятии действует первичная профсоюзная организация, и в ней состоит более 50% от трудового коллектива, то данная организация является представительским органом для сотрудников.
  • В случае наличия нескольких профсоюзных организаций, они могут создавать общий представительский орган, но только при условии, что в данных организациях находится более половины от штатной численности работников.
  • Если же на предприятии нет профсоюзных организаций, или, когда численность работников в готовых составить общий представительский орган профсоюзах составляет менее 50%, работники вправе сформировать путем тайного голосования отдельный представительский орган.

Порядок ведения коллективных переговоров

Целью коллективных переговоров может являться непосредственно обсуждение любых вопросов, связанных с трудовой деятельностью, равно как и желание разработать и составить коллективный договор, либо же – обсуждение непосредственного принятия данного договора. Если на предприятии, где проходят переговоры, действует несколько профсоюзных организаций, то при инициации данного процесса одной из них, с момента направления уведомления работодателю, она также должна уведомить о переговорах все иные действующие профсоюзы на предприятии.

Непосредственно коллективные переговоры могут затрагивать любые вопросы, прямо или косвенно связанные с трудовой деятельностью. При этом информация, полученная любой из сторон в порядке данных переговоров, является конфиденциальной, а её разглашение приводит к привлечению разгласившего её лица к дисциплинарной, уголовной, гражданской или административной ответственности.

Конкретное место, сроки и иные нюансы проведения переговоров обсуждаются путем достижения между сторонами соглашения по данным вопросам. Оплата затрат по проведению данной процедуры определяется соглашением или же производится стороной, инициировавшей данный процесс.

Работники, которые будут принимать прямое участие в переговорах, должны быть освобождены от трудовых обязанностей при условии сохранения за ними среднедневного заработка, но только если период проведения переговоров не превышает три месяца. Увольнение данных сотрудников на время переговоров недопустимо, равно как и их перевод на иные должности.

Нормативное регулирование

Инициативу к проведению такого вида переговоров может выдвигать профсоюзная организация, которая выполняет данную функцию, если она имеется в компании. Для осуществления такого вида переговоров инициатором может стать как работодатель (его представители), так и работник фирмы.

Конвенцией Международной организации труда №154 регламентируется понятие коллективных переговоров. Согласно ее положениям, коллективные переговоры следует отнести к типу переговоров, для ведения в которых принимают участие предприниматели, а также группы предпринимателей, одна или несколько организаций в виде представителей с одной стороны.

Любые виды переговоров предполагают наличие двух сторон. С другой стороны могут участвовать в коллективных переговорах одна или несколько организаций. Вопросами за повестке дня при проведении данного типа переговоров может стать составление, внесение изменений и утверждение договоров для внутреннего применения, рассмотрение вопросов, касающихся занятости работников.

При наличии в компании профсоюзов право на ведение коллективных переговоров предоставляется ее членам, которые выбирают председателя. Составляется повестка дня, на которой будут рассмотрены наиболее важные вопросы. Результаты осуществленных коллективных переговоров фиксируются в виде документально оформленных решений.

Проведение коллективных переговоров

Весь процесс осуществления коллективных переговоров регламентируется положением компании о ведении данного вида диалога. Представители профсоюза ведут такие переговоры, составляется повестка дня. Она может состоять из одного или нескольких пунктов. В соответствии с ней рассматривается последовательность вопросов.

Кто может участвовать

Для осуществления коллективных переговоров требуется участие двух сторон.

  • Это могут быть предприниматели, группы предпринимателей, одна либо несколько организаций с одной стороны.
  • С другой стороны могут участвовать в коллективных переговорах одна или несколько организаций.

Что понадобится для проведения

При проведении запланированных коллективных переговоров рассматриваются вопросы, касающиеся работы конкретной компании и взаимодействия работодателя и работников. Для проведения переговоров разрабатывается положение о порядке проведения переговоров.

Такое Положение утверждается руководителем предприятия с одной стороны, а с другой — представителем работников. Это может быть член профсоюзной организации. Скачать бланк-пример документа можно здесь.

Примерное положение о порядке ведения коллективных переговоров по подготовке, заключению, изменению и дополнению коллективного договора (образец)

Алгоритм проведения

К такому Положению по законодательству должен прилагаться график проведения переговоров, что помогает оптимизировать время и процесс рассмотрения рабочих вопросов, которые будут присутствовать на повестке дня.

Члены таких переговоров на время их ведения могут быть освобождены от осуществления основных обязанностей, этот вопрос предварительно согласовывается с руководством предприятия. На принятие решения по поставленным вопросам в процессе ведения коллективных переговоров выделяется максимум три месяца, на протяжении которых обеими сторонами решаются все вопросы, поставленные на повестку дня в начале ведения данного вида переговоров.

Предложение о проведении коллективных переговоров можно скачать здесь.

Предложение о проведении коллективных переговоров (образец)

Уведомление о начале КП вы найдете здесь.

Уведомление о начале коллективных переговоров (образец)

Бланк приказа скачайте тут.

Приказы на КП

Результаты

Грамотно выполненные коллективные переговоры заканчиваются подписанием рассматриваемых документов. Это могут стать такие вопросы, как порядок ведения рабочего процесса, рассмотрение дисциплинарных взысканий, регулирование текущих правовых и рабочих взаимоотношений между работодателем и нанятыми работниками.

При неурегулировании любого из вопросов должен быть составлен протокол разногласий, в котором указываются текущие вопросы, стоявшие на повестке дня и по которым в ходе диалога не было принято конструктивного решения.

Проведенный коллективный договор после его согласования подписывается представителями обеих сторон, их представителям предоставляются оригиналы решений (в виде официального документа) по всем рассмотренным в ходе проведенного диалога вопросам. Действие его распространяется и проводится в рабочий процесс для всех участников проведенных коллективных переговоров.

Алгоритм проведения коллективных переговоров

Коллективные переговоры, их значение и порядок проведения.

⇐ Предыдущая123

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями

Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.

Две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.

С даты начала коллективных переговоров начинается истечение трехмесячного срока, по окончании которого стороны подписывают коллективный договор на согласованных условиях. При недостижении согласия по отдельным положениям они должны подписать протокол разногласий.

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

19. Коллективный договор: стороны, содержание, порядок заключения и действия, регистрация и контроль за их выполнением.

Коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Представители стороны, получившие уведомление в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение 7 календарных дней со дня получения уведомления.

Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

При заключении коллективного договора в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении организации представителем работодателя является руководитель соответствующего подразделения, уполномоченный на это работодателем.

Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, производится в порядке, установленном законодательством по рассмотрению коллективных трудовых споров (примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж, забастовка).

Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами.

В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:

— формы, системы и размеры оплаты труда;

— выплата пособий, компенсаций;

— механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

— занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

— рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

— улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

— соблюдение интересов работников при приватизации организации, ведомственного жилья;

— экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

— гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

— оздоровление и отдых работников и членов их семей;

— частичная или полная оплата питания работников;

— контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;

— отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;

— другие вопросы, определенные сторонами.

В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

Коллективный договор заключается на срок не более 3 лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором.

Стороны имеют право продлевать действие коллективного договора на срок не более 3 лет.

Коллективный договор сохраняет свое действие в случае изменения наименования организации, ее реорганизации в форме преобразования, а также расторжения трудового договора с руководителем организации.

При реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации.

При ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации.

Для коллективного договора и соглашения установлена уведомительная регистрация. Коллективный договор, соглашение в течение 7 дней со дня подписания направляется работодателем, представителем работников на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. Вступление коллективного договора в силу не зависит от факта уведомительной регистрации. Условия коллективного договора, ухудшающие положения работников, не действительны и не подлежат применению.

Контроль за выполнением коллективного договора осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду. При проведении указанного контроля представители сторон обязаны представлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса.

20. Соглашения, их виды. Сфера действия, содержание, порядок разработки проекта соглашения.

Соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.

Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей).

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение.

В него могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:

— оплата труда;

— условия и охрана труда;

— режимы труда и отдыха;

— развитие социального партнерства;

— иные вопросы, определенные сторонами.

Все изменения и дополнения соглашения производятся лишь в порядке, установленном законодательством для их заключения.

Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров.

Генеральное соглашение, отраслевые (межотраслевые) соглашения по отраслям, организации которых финансируются из федерального бюджета, должны заключаться по общему правилу до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Региональные и территориальные соглашения должны заключаться по общему правилу до внесения проектов соответствующих бюджетов в представительные органы субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.

Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать 3 лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более 3 лет.