Консервация земель

50. Правовое регулирование консервации земель

  • •Вопросы для подготовки к экзамену по земельному праву (2016 г.)
  • •1. Предмет и метод земельного права
  • •2. Земельное право как отрасль права, правовая наука, учебная дисциплина
  • •3. Система земельного права
  • •4. Соотношение земельного права с водным, горным, лесным правом
  • •5. Гражданско-правовое регулирование земельных отношений
  • •6. Понятие земельных правовых отношений (земельных правоотношений)
  • •7. Особенности земельных правоотношений
  • •8. Классификация земельных правоотношений
  • •9. Участники (субъекты) и объекты земельных правоотношений
  • •10. Понятие и признаки земельного участка
  • •11. Правовая классификация земель
  • •12. Содержание земельных правоотношений
  • •2. Земельно-экономические права граждан.
  • •13. Основания возникновения, изменения, прекращения земельных правоотношений
  • •14. Основные принципы земельного права
  • •15. Понятие источников земельного права
  • •16. Классификация источников земельного права
  • •17. Общая характеристика источников земельного права
  • •2. Федеральные законы.
  • •3. Законы субъектов рф
  • •4. Указы Президента
  • •5. Постановления Правительства рф
  • •6. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти
  • •7. Локальные акты
  • •8. Нормативные договоры
  • •9. Международные договоры как источники земельного права
  • •10. Иные виды источников земельного права (стандарты, госТы)
  • •11. Место и роль правового обычая, судебной и правоприменительной практики, правовой доктрины как источников земельного права
  • •12. Акты органов местного самоуправления
  • •18. Понятие права собственности на землю в Российской Федерации
  • •19. Конституционные основы права собственности на землю в рф
  • •20. Формы и виды права собственности на землю в рф
  • •21. Субъекты и объекты права собственности на землю
  • •22. Содержание права собственности на землю
  • •23. Основания возникновения и прекращения права собственности на землю
  • •24. Ограничения права собственности на землю
  • •25. Понятие управления в сфере использования и охраны земель
  • •1. Общее управление.
  • •2. Специальное управление.
  • •3. Ведомственное управление.
  • •4. Внутрихозяйственное (производственное) управление.
  • •5. Общественное управление.
  • •26. Принципы управления в сфере использования и охраны земель
  • •27. Система органов управления в сфере использования и охраны земель различных категорий
  • •28. Функции органов управления в сфере использования и охраны земель и их компетенция
  • •1. Министерство природных ресурсов и экологии рф.
  • •2. Министерство здравоохранения рф.
  • •3. Министерство экономического развития рф.
  • •29. Мониторинг земель
  • •30. Понятие государственного кадастрового учета земель
  • •31. Понятие, цели и содержание государственного кадастра недвижимости
  • •32. Органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости
  • •33. Правовое регулирование отношений по ведению государственного кадастра недвижимости
  • •34. Правовое значение государственного кадастра недвижимости
  • •35. Понятие, виды и содержание землеустройства
  • •36. Правовое регулирование землеустройства
  • •37. Межевание в сфере землеустройства
  • •38. Распределение и перераспределение земель как функция государства
  • •39. Перевод земель или земельных участков из одной категории в другую
  • •40. Порядок перевода земель лесного фонда в другие категории
  • •41. Изъятие (выкуп) земель для государственных или муниципальных нужд
  • •42. Правовые последствия изъятия земель для государственных или муниципальных нужд
  • •43. Возмещение убытков землепользователям при изъятии земель
  • •44. Понятие контроля (надзора) в сфере использования и охраны земель (земельный контроль) и его виды
  • •1. Государственный земельный надзор.
  • •2. Муниципальный земельный контроль.
  • •3. Общественный земельный контроль.
  • •45. Органы, осуществляющие земельный контроль (надзор) и их компетенция
  • •1. Государственные органы, на которые возложены функции государственного земельного надзора:
  • •2. Органы муниципального земельного контроля.
  • •46. Правовое регулирование отношений по осуществлению земельного контроля (надзора)
  • •48. Административное обследование объектов земельных отношений
  • •49. Порядок нормирования земельных участков в сфере использования и охраны земель
  • •50. Правовое регулирование консервации земель
  • •51. Понятие мелиорации земель. Виды (типы) мелиорации земель
  • •52. Понятие и правовое регулирование рекультивации земель
  • •53. Правовая охрана земель
  • •54. Порядок разрешения земельных споров
  • •55. Понятие и виды ответственности за нарушения земельного законодательства
  • •1. Административная ответственность.
  • •2. Уголовная ответственность.
  • •3. Дисциплинарная ответственность
  • •4. Гражданско-правовая ответственность (возмещение вреда)
  • •5. Земельно-правовая ответственность
  • •56. Формы (титулы) права землепользования. Вещные и обязательственные права на землю по действующему законодательству и их классификация
  • •57. Право пожизненного наследуемого владения землей
  • •58. Право постоянного (бессрочного) пользования землей
  • •59. Безвозмездное пользование земельными участками
  • •60. Аренда земельных участков
  • •61. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов
  • •62. Особенности определения размера арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности
  • •63. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)
  • •64. Разрешительный порядок пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности без предоставления и установления сервитута
  • •65. Купля-продажа и другие сделки с землей по гражданскому и земельному законодательству
  • •1. Купля — продажа. Регулируется гк рф и ст. 37 зк рф.
  • •2. Мена. Регулируется гк рф и ст. 37 зк рф.
  • •3. Ипотека (залог недвижимости). Регулируется гк рф и фз «Об ипотеке (залоге недвижимости)».
  • •4. Наследование. Регулируется гк рф и зк рф.
  • •5. Дарение. Регулируется гк рф.
  • •6. Рента. Регулируется гк рф.
  • •66. Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, сооружение
  • •67. Безвозмездная передача земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в собственность субъекта рф или в муниципальную собственность
  • •68. Обмен государственного или муниципального земельного участка на частный земельный участок
  • •69. Права и обязанности лиц, не являющихся собственниками земли
  • •70. Основания возникновения права на пользование земельными участками
  • •75. Государственные органы, осуществляющие регистрацию прав на землю
  • •76. Правовое регулирование государственной регистрации прав на землю
  • •77. Защита прав на землю
  • •1. Признание права на земельный участок
  • •2. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения
  • •3. Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления
  • •78. Признание права на земельный участок
  • •79. Плата за землю
  • •2. Плата за использование земли (это земельный налог и арендная плата).
  • •3. Плата за сервитут
  • •80. Стоимость (оценка) земли
  • •1. Кадастровая цена земли
  • •2. Рыночная стоимость земельного участка
  • •3. Нормативная цена земли
  • •81. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
  • •6. Фз «о кфх»; фз «о лпх»; фз «о мелиорации»; фз «о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
  • •82. Понятие земель сельскохозяйственного назначения, их классификация и виды (цели) разрешенного использования
  • •83. Субъекты права пользования землями сельскохозяйственного назначения
  • •84. Оборот земель сельскохозяйственного назначения
  • •IV. Наследование.
  • •85. Нормирование оборота земель сельскохозяйственного назначения
  • •86. Правовое регулирование отношений по использованию и охране земель сельскохозяйственного назначения
  • •6. Фз «о кфх»; фз «о лпх»; фз «о мелиорации»; фз «о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
  • •87. Фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения и его правовое значение
  • •88. Право землепользования крестьянского (фермерского) хозяйства
  • •89. Правовой режим земель населенных пунктов
  • •1. В состав жилых зон могут включаться:
  • •2. В состав общественно-деловых зон включаются:
  • •3. В состав производственных зон включаются:
  • •4. В состав зон сельскохозяйственного использования включаются:
  • •90. Правовая классификация земель населенных пунктов
  • •1. В состав жилых зон могут включаться:
  • •2. В состав общественно-деловых зон включаются:
  • •3. В состав производственных зон включаются:
  • •4. В состав зон сельскохозяйственного использования включаются:
  • •91. Зонирование территорий
  • •92. Генеральные планы
  • •93. Градостроительный регламент
  • •94. Органы управления землями населенных пунктов
  • •95. Правовое регулирование отношений по использованию и охране земель населенных пунктов
  • •96. Правовой режим земель промышленности и иного специального назначения
  • •2. Правовой режим земель энергетики.
  • •3. Правовой режим земель транспорта
  • •4. Правовой земель связи, радиовещания, телевидения, информатики и космической деятельности
  • •5. Правовой режим земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности
  • •97. Правовая классификация земель промышленности и иного специального назначения
  • •99. Общая характеристика и особенности правового режима земель промышленности и иного специального назначения
  • •2. Правовой режим земель энергетики.
  • •3. Правовой режим земель транспорта
  • •4. Правовой земель связи, радиовещания, телевидения, информатики и космической деятельности
  • •5. Правовой режим земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности
  • •100. Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов
  • •5. Особо ценные земли.
  • •101. Правовая классификация земель особо охраняемых территорий и объектов
  • •5. Особо ценные земли.
  • •102. Правовое регулирование отношений по использованию и охране земель особо охраняемых территорий и объектов
  • •103. Общая характеристика и особенности правового режима земель особо охраняемых территорий и объектов
  • •5. Особо ценные земли.
  • •104. Правовой режим земель водного фонда
  • •105. Правовая классификация водных объектов и земель водного фонда
  • •106. Правовое регулирование отношений по использованию и охране земель водного фонда
  • •107. Общая характеристика и особенности правового режима земель водного фонда
  • •108. Правовой режим земель лесного фонда
  • •109. Классификация лесов и земель лесного фонда
  • •110. Правовое регулирование отношений по использованию и охране земель лесного фонда
  • •111. Общая характеристика и особенности правового режима земель лесного фонда
  • •112. Правовой режим земель запаса
  • •113. Резервирование земель по действующему законодательству
  • •114. Право граждан на земельную долю (пай) и ее использование
  • •115. Упрощенный порядок оформления прав граждан на землю
  • •116. Образование земельных участков
  • •117. Требования к образуемым и измененным земельным участкам
  • •118. Условия и порядок отказа от земельного участка

КОНСЕРВАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ

В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий законодательство допускает возможность временного исключения земель из хозяйственного оборота — консервацию земель. Порядок такой консервации, определенный Правительством РФ, предусматривает, что это применяется в отношении земель, подвергшихся негативным (вредным) воздействиям, в результате которых происходят деградация земель и ухудшение экологической обстановки, а также загрязненных земель, использование которых приводит к негативному воздействию на здоровье человека. К таким, требующим консервации землям, отнесены, в том числе:

  • • земли, подвергшиеся водной и ветровой эрозии, воздействию селей, вторичному засолению, иссушению, уплотнению;
  • • земли в районах Крайнего Севера, занятые оленьими пастбищами, с сильно нарушенным почвенно-растительным покровом;
  • • земли, имеющие просадки поверхности вследствие использования недр или естественных геологических процессов;
  • • земли, загрязненные радиоактивными веществами, нефтью и нефтепродуктами, тяжелыми металлами и другими токсичными химическими веществами, биологическими веществами и микроорганизмами свыше предельно допустимых концентраций вредных веществ.

Предложения о консервации тех или иных земель готовят ФОИВ в пределах их компетенции на основании решений органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющих управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, либо по инициативе самих землепользователей. При подготовке указанных предложений применяются данные государственного мониторинга земель или специальных обследований. Такие предложения должны включать в себя: 1) заключение об оценке состояния земель и их дальнейшем использовании; 2) карты с нанесенными границами земельных участков и частей земельных участков, подлежащих консервации (с указанием типов и степени деградации или загрязнения земель, а также землепользователей); 3) предложения об участии землепользователей в осуществлении мероприятий по предотвращению деградации земель, восстановлению плодородия почв и загрязненных территорий, а также расчеты убытков.

Решения о консервации земель принимают:

  • • уполномоченные ФОИВ — когда такие земли, находятся в федеральной собственности;
  • • органы исполнительной власти субъектов РФ — когда такие земли, находятся в собственности соответствующих субъектов РФ, или это земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в частной собственности;
  • • органы местного самоуправления — в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности, а также земель, находящихся в частной собственности (кроме земель сельскохозяйственного назначения).

На основании принятого решения о консервации земель разрабатывается проект землеустройства, в котором определяются сроки консервации, мероприятия по предотвращению деградации земель, восстановлению плодородия почв и загрязненных территорий, проводимые в период консервации, очередность их проведения и стоймость, а также предложения по использованию земель после завершения проведения указанных мероприятий.

На период консервации соответствующие земельные участки могут как сохраняться за землепользователями, так и переводиться в земли запаса (в случаях, установленных законодательством РФ).

Отдельно законодательством регламентируется вопрос использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требованиям. Производство и реализация сельскохозяйственной продукции на таких землях запрещаются, а сами они подлежат ограничению в использовании, исключению их из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для их консервации.

  • Постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 830 «Об утвержденииПоложения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота» // СЗ РФ 2002№ 47 ст. 4676.

Конкретизация основных требований

Первые заметные отличия — в содержании самих понятий. Например, расширено понятие «рекультивация земель»:

СЛОВАРЬ

Рекультивация земель — мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в т.ч. путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений (п. 2 Правил).

Как видим, то, что раньше называлось улучшением условий окружающей среды, теперь является предотвращением деградации земель. Вместо перечисления отдельных направлений рекультивации из ГОСТ 17.5.1.02-85 «Охрана природы. Земли. Классификация нарушенных земель для рекультивации» просто говорится о приведении земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием. Также в понятие рекультивации земель входит и устранение последствий загрязнения вне зависимости от его происхождения — природного (действие вулкана, местные геохимические провинции и аномалии вблизи месторождений) или антропогенного (разливы нефтепродуктов, накопление тяжелых металлов и органических загрязнителей от антропогенного влияния).

Исчезло понятие «потенциально плодородный слой почвы», что объясняется возможностью ввода в заблуждение из-за сходства с определением «потенциально плодородные породы» из ГОСТ 17.5.1.03-86 «Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель».

Понятие «нарушенные земли» теперь неразрывно связано с понятием «деградация земель» (п. 2 Правил):

• нарушенные земли — земли, деградация которых привела к невозможности их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием;

• деградация земель — ухудшение качества земель в результате негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности, природных и (или) антропогенных факторов.

Лицом, обязанным разработать проект рекультивации (консервации) и провести мероприятия по рекультивации (консервации) земель, является лицо, деятельность которого привела к деградации земель, а при отсутствии информации о таком лице — собственник, арендатор, землепользователь, землевладелец, уполномоченный орган (рис. 1). Таким образом, теперь проведение рекультивации обязательно вне зависимости от статуса права собственности субъекта, на территории которого выявлена деградация земель, и вне зависимости от наличия доказанной связи между причинителем и установленным фактом деградации земель.

Основным критерием наличия деградации земель является нарушение нормативов качества окружающей среды, которые включают в себя нормативы отдельных ее компонентов — воздуха, воды, почвы — в соответствии с санитарно-эпидемиологическим показателем ПДК (табл. 1). Необходимо также понимать, что сегодня отсутствуют обязательные для применения нормативы качества, кроме утвержденных Роспотребнадзором и Минсельхозом России.

Признаны утратившими силу:

• Постановление Правительства РФ от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» (далее — Постановление № 140);

• Постановление Правительства РФ от 02.10.2002 № 830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота» (далее — Положение).

См. Приказ Минприроды России № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995.

Порядок консервации земель с изъятием их из оборота

При проведении рекультивации нарушенных и дегра­дированных земель прежде всего осуществляется вос­становление и улучшение состояния почв как компо­нента природной среды. Проект рекультивации нарушенных и деградированных земель предусматривает меры по восста­новлению и улучшению состояния почв.

Восстановление и улучшение состояния почв при прове­дении рекультивации осуществляется на землях, с которых был снят плодородный слой земли, и на иных нарушенных и деградированных землях.

Рекультивация нарушенных и деградированных земель с восстановлением и улучшением состояния почв осуществляется лицами, деятельность которых привела к деградации почв. В других случаях рекультивация нарушенных и дегра­дированных земель с восстановлением и улучшением состо­яния почв осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Восстановление и улучшение почв при проведении ре­культивации нарушенных и деградированных земель проис­ходят в соответствии с земельным законодательством и дру­гими федеральными законами.

В зависимости от оказанного на них негативного воз­действия деградированные почвы можно классифи­цировать следующим образом:

1. почвы, подвергшиеся химическому, радиоактивному, биологическому загрязнению;

2. почвы, подвергшиеся захламлению;

3. почвы, подвергшиеся нарушению в результате хозяй­ственной и иной антропогенной деятельности;

4. почвы, подвергшиеся нарушению в результате сти­хийных бедствий и иных природных явлений;

5. почвы, подвергшиеся порче в результате одновремен­но антропогенной деятельности и действия природ­ных явлений.

Восстановление деградированных почв должно обеспе­чиваться лицами, деятельность которых привела к их дегра­дации.

Необходимость в консервации деградированных сельско­хозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, возникает в случаях, если виновные в деградации угодий и загрязнении земель юридические лица не установлены либо если виновные юридические лица своевременно выполнили необходимые мероприятия по восстановлению деградиро­ванных сельскохозяйственных угодий и реабилитации загряз­ненных земель.

Земли, подлежащие консервации, включаются в состав земель запаса либо сохраняются за собственниками земли, землевладельцами, землепользователями (при создании ими необходимых условий для восстановления деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель).


Консервации подлежат:

1. сельскохозяйственные угодья с сильно эродирован­ными, засоленными, заболоченными почвами, почва­ми, подверженными в большой степени опустынива­нию или имеющими просадки поверхности вследствие добычи полезных ископаемых;

2. оленьи пастбища с сильно нарушенным почвенно-растительным покровом;

3. земли — когда использование по целевому назначению земель с указанными признаками деградации приво­дит к дальнейшему развитию негативных процессов, ухудшению состояния почв и обострению экологиче­ской обстановки;

4. земли, загрязненные токсичными промышленными от­ходами свыше предельно допустимых концентраций или радиоактивными веществами свыше предельно допустимых уровней.

При осуществлении хозяйственной и иной деятельности плодородный слой почвы должен всегда сохраняться.

Снятие плодородного слоя почвы происходит в случаях, когда осуществление хозяйственной и иной деятельности невозможно без нарушения, загрязнения и иного негативно­го воздействия на почвы.

Лица, в результате деятельности которых происходит нару­шение, загрязнение и иная порча почв, обеспечивают снятие, транспортирование и хранение плодородного слоя почвы.

Снятый плодородный слой почвы транспортируется, скла­дируется и хранится в условиях, не приводящих к утрате его плодородия. Он должен использоваться для рекультивации нарушенных и деградированных земель. В случае, когда пло­дородный слой не может быть использован для рекультивации тех земель, откуда он был снят, он используется для вос­становления состояния почв на иных нарушенных и дегра­дированных землях.