Коррупциогенных факторов

Понятие и виды коррупциогенных факторов

коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

коррупциогенные факторы подразделяются на две большие группы.

I Коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил:

а) широта дискреционных полномочий — отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

б) определение компетенции по формуле «вправе» — диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

в) выборочное изменение объема прав — возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества — наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;


д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции — нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий — установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

ж) отсутствие или неполнота административных процедур — отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур — закрепление административного порядка предоставления права (блага).

II Коррупциогенные факторы, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям:

а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, — установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

б) злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) — отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;

в) юридико-лингвистическая неопределенность — употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

>Анализ коррупциогенности НПА и их проектов

Анализ коррупциогенности НПА и их проектов

Оценка коррупциогенности в России

Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах и плане мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах» для оптимизации функций органов исполнительной власти и противодействия коррупции необходимо:

  • Внедрить экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность
  • Создать методолгические основы оценки коррупциогенности государственных функций.

Основной документ, которым на сегодняшний день руководствуются эксперты при проведении анализа нормативных правовых актов и их проектов — Постановление Правительства РФ от 5 марта 2009 г. N 195 «Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции». Существуют также два дополнительных документа — Памятка эксперту по первичному анализу коррупциогенности законодательного акта и Методика первичного анализа (экспертизы) коррупциогенности нормативных правовых актов, созданные Центром стратегических разработок.

Методика оценки коррупциогенности законов и законопроектов

При оценке значимости проведения анализа законов и законопроектов на коррупциогенность, необходимо помнить о том, что по результатам анализа эксперты не изменяют и не дополняют нормативные правовые акты, а лишь вносят свои рекомендации.

Цели методики:

  • Выявление коррупционных факторов и норм(дефектов норм), которые создают возможности для совершения коррупционных действий или решений
  • Внесение рекомендаций по устранению коррупционных факторов и коррупциогенных норм
  • Внесение рекомендаций по включению в текст превентивных антикоррупционных норм

Инструменты, используемые для достижения поставленных целей:

  • Выделение и классификация наиболее типичных проявлений коррупциогенности нормативных правовых актов
  • Описание вышеуказанных факторов, позволяющих обнаружить в тексте нормативного правового акта коррупционность
  • Указание на возможные коррупционные действия и последствия

Этапы проведения анализа нормативных правовых актов:

  1. Проведение анализа нормативного правового акта на предмет его коррупциогенности
  2. Подготовка заключения по результатам анализа
  3. Представление заключения по результатам анализа в орган исполнительной власти, принимающий нормативный правовой акт

Таким образом, анализу могут быть подвергнуты не только проекты нормативных правовых актов, но и уже существующие нормативные правовые акты.

Типичные коррупционные факторы нормативных правовых актов и их проектов

Основным камнем пректновения, возникающим при рассмотрении этой темы, является вопрос о том, что же считать проявлением коррупциогенности нормативных правовых актов? В Методике первичного анализа (экспертизы) коррупциогенности нормативных правовых актов содержится вся необходимая информация по данному вопросу.

Рассмотрим Коррупционные факторы, связанные с реализацией полномочий органа власти:

  1. Широта дискреционных полномочий.Здесь речь идет о необоснованном расширении возможности свободного усмотрения государственного (муниципального) служащего
  2. Определение компетенции по формуле «вправе». Государственный (муниципальный) служащий получает шанс неправомерно трактовать свое право только как возможность, а не как обязанность совершения тех или иных действий, и ставить его осуществление в зависимость от «взятки
  3. Завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации его права. Когда условия (требования), необходимые для реализации субъектом своего права либо исполнения обязанности, обременительны настолько, что превышают доступный для субъекта уровень, коррупционные отношения становятся почти неизбежными
  4. Злоупотребление правом заявителя. Иногда предоставление заявителю права свободного выбора способа или сроков совершения действий, сопровождаемое отсутствием их четкой регламентации после вступления в административное правоотношение, прикрывает на деле возможности появления коррупции среди служащих
  5. Выборочное изменение объема прав Закон и подзаконный акт могут самостоятельно или предоставляя соответствующие полномочия должностному лицу устанавливать для граждан и организаций запреты и ограничения либо, напротив, делать для них исключения и предоставлять привилегии. Такие изменения объема прав граждан и организаций не всегда обоснованы
  6. Чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества. Наличие этого типичного коррупционного фактора проявляется в возможности регламентации некоторых важных вопросов подзаконными нормативными актами – постановлениями Правительства, ведомственными и локальными актами. В некоторых случаях это не оправданно.
  7. Юридико-лингвистическая коррупциогенность. Создает коррупциогенность использование двусмысленных или неустоявшихся терминов, понятий и формулировок, категорий оценочного характера с неясным, неопределенным содержанием, не используемых российским законодательством, допускающих различные трактовки и пр. Обозначение одних и тех же явлений различными терминами может искажать смысл положений законов и даже Конституции.
  8. Принятие НПА органа исполнительной власти «сверх компетенции». Принятие НПА «сверх компетенции» – это подзаконное регулирование вопроса, который должен регулироваться либо на уровне закона, либо подзаконными актами других органов. Если такой НПА содержит коррупциогенные нормы, это позволяет должностному лицу, служащему извлекать «ренту» из реализации тех полномочий, за которые он ответственности не несет, или же предлагать более быстрые «платные» услуги взамен порядка, установленного другим актом.
  9. Заполнение законодательных пробелов при помощи НПА органа исполнительной власти. Путем подзаконного регулирования устанавливаются новые обязательные правила поведения, которые в условиях отсутствия закона фактически становятся единственным и высшим по юридической силе источником регулирования общественных отношений. Причем регулироваться могут даже вопросы, которые должны составлять исключительный предмет закона, а не подзаконного акта. Учитывая презумпцию правильности акта, на основе регулирующего пробел НПА до его отмены может состояться множество коррупционных сделок.

Для более подробного изучения остальных типов факторов (к ним относятся: Коррупционные факторы, связанные с наличием правовых пробелов, Коррупционные факторы системного характера, Проявления коррупциогенности, Другие коррупционные факторы) рекомендуем ознакомиться с текстом Методики первичного анализа (экспертизы) коррупциогенности нормативных правовых актов.