Крупногабаритный груз

Понятие негабаритного груза

Определение гласит, что негабаритным грузом называют нестандартно громоздкие и тяжёлые предметы, параметры которых превосходят установленные действующие нормы. Понятие достаточно простое, но всё же имеет свои особенности. Для определения негабаритного груза порой достаточно оценить, сможет ли он поместиться в рамках стандартного контейнера или погрузочной платформы грузового транспорта. На негабаритность влияет как тяжесть, так и геометрические характеристики предмета. Согласно классификации негабаритных грузов, они отличаются следующими параметрами:

  • длина превышает 16 метров;
  • высота составляет более 4 метров;
  • в ширину груз занимает свыше 2,55 метров.

Эти характеристики прописаны в пункте 23.5 ПДД. Если перевозимый груз соответствует этим параметрам, тогда для его перевозки потребуется обязательное получение специального разрешения. Отсюда логично узнать, что именно относится к негабаритным грузам. Наиболее распространёнными из них считаются:

  • суда;
  • водные виды транспорта;
  • строительная техника;
  • дорожная спецтехника;
  • сельскохозяйственные машины;
  • конструкции и изделия с нестандартными размерами (балки, крупные ёмкости, металлоконструкции и пр.);
  • спецтехника и оборудование промышленного назначения.

Как вы видите, крупногабаритный груз – это обширное понятие, под которое попадает множество потенциальных грузов, требующих перевозки. Транспортировка осуществляется с использованием низкорамных платформ, если негабарит отличается нестандартной высотой. Так удаётся существенно уменьшить общую высоту груза и используемого для его перевозки транспорта.

Допустимые размеры

Мы уже определили, какой из грузов считается негабаритным и требует специальных разрешений на осуществление его транспортировки. Но также есть категории грузов, которые также попадают под характеристики негабаритного, но специальных разрешений не требуют. При их перевозке требуется строго соблюдать действующие правила, предусмотренные в ПДД.

Этот тип негабарита предусмотрен в 23.4 ПДД. Этот закон говорит следующее. Грузы, которые выступают за габариты ТС впереди и сзади на более чем 1 метр, либо сбоку более чем на 40 см. от внешних краёв габаритных фонарей, обязательно оснащаются опознавательными знаками, означающими крупногабаритный груз. Если движение автотранспорта осуществляется в тёмное время суток и видимость низкая, впереди обязательно размещается фонарь или световозвращатель белого цвета. Сзади при этом устанавливается аналогичный девайс, но с красным цветом.

Допустимые пределы определяются по:

  • длине;
  • ширине;
  • высоте.

Каждая характеристика имеет свои особенности. Следует изучить, какая допустимая длина перевозимого негабаритного груза. То есть сколько максимально может составлять длина предмета, загружаемого на автотранспорт.

  1. Длина. Допускается перевозка на автотранспорте негабаритного груза, если его длина выступает за пределы передней или задней части на расстояние от 1 до 2 метров.
  2. Ширина. При автоперевозках ширина негабарита не должна превышать 40 сантиметров от ширины самого транспортного средства. Выступать на расстояние, превышающее указанное, груз не может. Иначе последует солидный штраф, а ГИБДД признает такую перевозку незаконной, то есть без специального разрешения. Только учтите, что замеры следует осуществлять от краёв задних габаритных фонарей, а не просто от крайней точки машины.
  3. Высота. В ПДД не прописываются ограничения касательно высоты перевозимого груза. Но здесь нужно учитывать, что он должен составлять не больше 4 метров от поверхности дорожного полотна.

Перед отправкой следует обязательно сделать замеры по всем направлениям. Если хоть где-то имеется даже небольшое превышение нормы, следует обязательно установить знак крупногабаритного груза. При перевозке в тёмное время суток и плохой освещённости не забудьте про дополнительное освещение или световозвращатели. Все эти негабаритные размеры чётко регламентируются. Потому все те, кто осуществляют перевозки, должны действовать строго в рамках действующих правил. В противном случае легальность подобных транспортировок без разрешений или специальных знаков окажется под большим сомнением. Нарушение ПДД касательно негабарита предусматривает достаточно строго наказание. Его понесёт как сам водитель, так и предприниматель, занимающихся грузоперевозками с несоблюдением правил дорожного движения.

Если речь идёт о негабарите, требующем специального разрешения, для него предусматривается специальная схема организации маршрута и доставки объекта с одной точки в другую. Всё это регламентируется законом, нарушать который категорически не рекомендуется. При возникновении тех или иных обстоятельств, которые не позволяют двигаться в соответствии с согласованным ранее маршрутом, предусмотренном в выданном разрешении, тогда перевозчик обязан получить новое разрешение по изменённому маршруту. До его получения передвигаться по дорогам общего пользования автотранспорт с негабаритными предметами на борту не может.

Знак негабаритного груза

Использование опознавательного знака Крупногабаритный груз обусловлено созданием повышенной опасности для остальных участников дорожного движения. Чтобы уведомить водителей о приближении такого транспорта, перевозчики негабарита обязаны обозначаться специальный знаком, который так и называется Крупногабаритный груз. Это предусмотрено в пункте 23.4 ПДД. Эта табличка Крупногабаритный груз должна устанавливаться не просто на любую часть машины. Её следует размещать непосредственно на крайнем участке предмета, который выступает за пределы габаритов авто.

Выбор места, где устанавливается знак Негабаритный или Крупногабаритный груз, напрямую зависит от того, где перевозимый предмет нарушает габариты транспорта. Потому если он выступает сзади, тогда маркировка потребуется там. Если же груз выходит за рамки габаритов сзади и по бокам, тогда со всех этих сторон обязательно должен размещаться специальный знак. Часто можно встретить ситуации, когда перевозчик просто цепляет к негабариту какие-то тряпки или обычные красные ленты, тем самым оповещая других участников движения о потенциальной опасности. Это категорически неправильно и не соответствует ПДД.

Потому логично будет узнать, какой размер знака и прочие его характеристики предусмотрены законом, если перевозится негабаритный груз. Вообще знака Негабаритный груз не существует. Его просто активно используют перевозчики. Потому если речь идёт о необходимости доставить нестандартный по своим габаритам предмет, используется стандартный знак для крупногабаритного груза. По отношению к этому элементы предъявляются следующие требования:

  • Знак негабаритного или крупногабаритного груза представлен в виде квадрата;
  • Размеры регламентируются по ГОСТ (Р12.4.026-2001) и составляют 400 на 400 миллиметров;
  • Для обозначения негабарита применяются чередующиеся полосы под наклоном;
  • Полосы имеют красный и белый цвет;
  • Ширина каждой полосы составляет 50 миллиметров;
  • Допускается применение рисунка или наклейки, которые будут отвечать требованиям ГОСТа;
  • Убедитесь, что каждую полоску выполнили из световозвращающего материала, иначе это будет нарушением.

Учитывая этот перечень требований, на негабарите многие своими руками делают и устанавливают такие знаки. Изготовить их действительно не так сложно, поскольку маркировка простая, а используемые обозначения не трудно реализовать без особых навыков и подготовки. Тут главное, чтобы был использован специальный материал со световозвращающим эффектом. Если ваш знак окажется меньше предусмотренных стандартов, тогда дальше везти негабаритный груз после остановки сотрудником ГИБДД вы не сможете. Потому самостоятельное изготовление среди профессиональных водителей не приветствуется. Намного проще приобрести регламентированный знак и наклеить его на жёсткую основу. Далее он монтируется на те места, где груз выходит за пределы габаритов транспортного средства.

Получение разрешений

Далеко не все автомобилисты сталкивались с необходимостью перевезти негабаритный груз, на транспортировку которого требуется для начала получить специальное разрешение. Потому большинство из водителей уверены, что такой документ выдают сотрудники ГИБДД. Но это не так. Автоинспекция может принимать участие в перевозке. Их задача заключается в том, чтобы определить, требуется ли грузовой машине сопровождение служебным авто ГИБДД. А вот сами разрешения выдают уполномоченные органы. Всё зависит от того, какие дороги будут использованы для транспортировки по согласованному маршруту. Они бывают:

  • международными;
  • федеральными;
  • муниципальными.

Также сейчас существует понятие владельцев автодорог. Если участок находится в чьей-то частной собственности, а по нему проходит маршрут перевозки крупного негабарита, тогда разрешение потребуется получать и от него. В основном, разрешения получают от:

  • Росавтодора;
  • Исполнительных органов субъекта страны;
  • Муниципальных органов самоуправления;
  • Органов самоуправления конкретного поселения;
  • Городских окружных органов самоуправления.

Чтобы начать процедуру выдачи разрешений, сперва требуется подать заявление вместе с пакетом необходимых документов. В него входят водительские права, бумаги на машину и схема, по которой будет проходить маршрут. Если уполномоченному органу это потребуется, он имеет право попросить предъявить дополнительную информацию. На согласование и выдачу разрешений может уходить от 5 до 30 дней. Сама процедура считается условно бесплатно, то есть никто из уполномоченных органов не имеет права взимать какую-либо плату с перевозчика. Но существует фиксированный размер государственной пошлины, которая составляет 1600 рублей. Могут быть предусмотрены дополнительные расходы. Тут уже всё зависит от необходимости подготовки маршрута к перевозке, либо от устранения повреждений, спровоцированных перевозимым крупногабаритным или негабаритным грузом.

Штрафные санкции

Если говорить о наказаниях за перевозку негабаритного груза, то здесь есть две статьи КоАП РФ:

  • 21. Действует только на грузы, для транспортировки которых не требуется наличие специального разрешения. Эта статья предусматривает преимущественно штраф за неправильно перевозимый негабаритный груз. Если водитель нарушил требования по длине или по ширине негабарита, тогда штраф может составлять 500 рублей. Ограничений по высоте официально нет, потому штраф за негабаритный груз, превышающий какие-либо отметки высоты, не может быть выписан. В качестве альтернативной меры наказания предусмотрено предупреждение;
  • 21.1. Эта статья распространяется на неправильно перевозимый крупногабаритный груз, требующий специальных разрешений. Здесь ответственность за перевозку негабаритного груза более серьёзная. Статья включает в себя 11 подразделов, каждый из которых регулирует определённые ситуации.

Как вы понимаете, если осуществлять перевозку негабаритного груза без разрешения, либо действовать не в соответствии с ПДД, нарушителю грозит штраф. Его минимальный размер составляет 500 рублей. Но такую меру наказания применяют к обычным нарушениям, которые подразумевают:

  • отсутствие специального опознавательного знака о крупногабаритном грузе;
  • повышенный уровень шума, издаваемый негабаритом;
  • недостаточно надёжную фиксацию;
  • затруднённый обзор;
  • поднятие большого количества пыли, мешающей позади идущему транспорту и пр.

Каждый водитель интересуется, какой размер штрафа его ждёт, если он будет неправильно транспортировать негабаритный груз. Здесь всё зависит от конкретной ситуации. Если говорить про негабаритный груз, не требующий разрешения, то тут предусмотрено только предупреждение или штраф. Денежный штраф составит 500 рублей. Но есть один нюанс. Статья 12.21 не может лишать водителя прав. И тут инспектор должен обратиться к статье 23.3 ПДД. Она предусматривает, что водитель не имеет права продолжать движение до тех пор, пока не устранит выявленные нарушения. А поскольку факт нарушения выявлен, и штраф за негабаритный груз наложен, продолжение поездки будет невозможным.

Прежде чем продолжить путь, потребуется закрепить должным образом негабаритный груз, установить специальные знаки или устранить источник шума. В случае со статьёй 12.21.1 КоАП всё намного сложнее. Здесь речь идёт только о ситуациях с перевозкой негабарита, для которого предусматривается обязательное получение разрешений на транспортировку.

Всего статья делится на 11 частей. Каждая из них поясняет, какой штраф придётся заплатить за негабаритный груз.

  1. Здесь рассматривается вопрос передвижения негабаритов и крупногабаритов с превышением допустимых габаритов до 10 см. с разрешением или без такового. Водителя наказывают штрафом в размере от 1 до 1,5 тысяч рублей. На должностное лицо, ответственное за перевозку, накладывается штраф в 10-15 тысяч рублей. Для юридических лиц наказание составит 100-150 тысяч рублей.
  2. Если в аналогичной ситуации габариты больше разрешённых на 10-20 см, либо нагрузка на ось больше допустимой на 10-20%, тогда для водителя, ответственного за перевозку и юридического лица предусматриваются штрафы в пределах 3-4, 25-30 и 250-300 тысяч рублей соответственно.
  3. Если габариты превышают норму на 20-50 см., а нагрузка на ось 20-50% и отсутствует специальное разрешение, водители, должностные лица и юридические лица наказываются административными штрафами в размерах 5-10, 35-40 и 350-400 тысяч рублей соответственно. Либо же водителя могут лишить прав на 2-4 месяца.
  4. При превышении габаритов на 10-20 см. или нагрузки на ось на 10-20%, предусмотренных в разрешении, возможно наложение штрафов в размере 3-3,5, 20-25 и 200-250 тысяч рублей для водителей, должностных и юридических лиц соответственно.
  5. Если указанные в разрешении габариты и нагрузка на ось превышены на 20-50 см. и 20-50%, то это подразумевает штраф 4-5, 30-40 и 300-400 тыс. руб. соответственно для водителя, должностного и юридического лиц. Также водителя могут лишить прав на управление ТС сроком от 2 до 3 месяцев.
  6. Если габариты превышают допустимые значения на более чем 50 см., а нагрузка на ось больше 50% с разрешением или без, то здесь для каждой из группы ответственных лиц предусмотрены наказания в виде штрафов размером 7-10, 45-50 и 400-500 тысяч рублей. Водителя также могут лишить прав на 4-6 месяцев.
  7. При нарушении правил, не включающих предыдущие 6 пунктов, действуют штрафы 1-2,5, 5-10 и 50-100 тысяч рублей для водителя, ответственного за перевозку и юридического лица.
  8. Если грузоотправитель предоставляет недостоверную информацию, либо не указывает в документах номер, дату или срок действующего разрешения на транспортировку, тогда ответственных лиц ждёт наказание в виде административного штрафа. Водитель получит 1-2 тыс. руб., должностное лицо от 15 до 20 тысяч, а юридическое лицо от 200 до 300 тысяч рублей.
  9. Если в документах указана недостоверная информация о габаритах и массе, либо отсутствуют сведения о действии разрешения, что приводит к нарушениям по частям 3,5 и 6, тогда штрафы для всех ответственных лиц составляют 5, 25-35 и 350-400 тысяч рублей соответственно.
  10. Если индивидуальный предприниматель нарушил допустимую нагрузку на ось ТС, либо превысил предельную массу перевозимого груза, предусмотренную в разрешении, тогда его ждёт штраф в 80-100 тысяч рублей. Для юридического лица аналогичное правонарушение карается штрафом в 250-400 тыс. руб.
  11. При нарушении требований, которые предписаны установленными дорожными знаками на ограничение движения тяжеловесного и крупногабаритного автотранспорта, штраф будет составлять 5 тысяч рублей.

Важно отметить один нюанс. Если люди, занимающиеся предпринимательством, не создают юридическое лицо, всё равно они обязаны нести ответственность за правонарушения как юридические лица.

При выявлении нарушений, предусмотренных пунктами с 1 по 6 рассматриваемой статьи, помимо штрафа, транспортные средства задерживают и размещают на специальной стоянке. Там ответственные лица могут устранить выявленные нарушения. Только после этого допускается продолжение их движения.

Классификация негабаритных грузов. Расчетная негабаритность.

Негабаритным считается груз, который при размещении на открытом подвижном составе, находящемся на прямом горизонтальном участке пути (при совпадении в одной вертикальной плоскости продольных осей вагона и пути), превышает пределы габарита погрузки или выход его за пределы габарита погрузки в кривых превышает геометрический вынос расчетного вагона длиной 24 м с базой 17 м.

В зависимости от высоты над уровнем головок рельсов, на которой груз выходит за габарит погрузки, установлены три зоны негабаритности:

  • нижняя — на высоте от 380 до 1400 мм при расстоянии от оси пути 1626—1760 мм и на высоте от 1230 до 1400 мм при расстоянии от оси пути 1761—2240 мм;

  • боковая — на высоте от 1400 до 4000 мм;

  • верхняя — на высоте от 4000 до 5300 мм.

Введена также для более точного определения условий пропуска грузов на двухпутных линиях условная зона совместной боковой и верхней негабаритности на высоте от 4000 до 4603 мм при расстоянии от оси пути 1625 мм до границы зоны верхней негабаритности.

По размерам выхода грузов за габарит погрузки и условиям их пропуска через инженерные сооружения и по двухпутным линиям установлены:

  • для нижней негабаритности шесть степеней;

  • боковой — шесть степеней,

  • верхней — три степени.

Груз, выходящий по горизонтали за пределы очертаний третьей степени верхней негабаритности, четвертой (на высоте 3700—4000 мм), пятой (на высоте 3400—3700 мм) и шестой степени боковой негабаритности, второй (на высоте 380—1230 мм) и шестой степени нижней негабаритности, а также превышающей габарит погрузки по высоте (более 5300 мм) называется сверхнегабаритным.

В соответствии с установленными зонами сверхнегабаритность подразделяется на нижнюю, боковую, верхнюю, а также вертикальную для грузов, имеющих высоту над УГР более 5300 мм.

Расчетной негабаритностью называется негабаритность груза, опреде­ленная с учетом геометрических выносов его в условной расчетной кривой радиусом 350 м, не имеющей возвышения наружного рельса. Геометрическим выносом груза или подвижного состава называется отклонение его продольной оси от оси пути в кривой при установке подвижного состава в кривой по хорде. Расчетную негабаритность определяют для грузов: длинномерных, когда отношение их длины к базе подвижного состава превышает 1,41; перевозимых на сцепах платформ и транспортерах с базой 17 м и более.

Определяют расчетную негабаритность отдельно для внутренних и наружных сечений груза. Внутренними называются все его поперечные сечения, расположенные в пределах базы подвижного состава или сцепа; наружными, или консольными, сечениями — поперечные сечения груза, расположенные за пределами базы подвижного состава или сцепа (рис. 80).

Геометрический вынос расчетного вагона длиной 24 м с базой 17 м в расчетной кривой радиусом 350 м принят равным 105 мм.

Условия перевозок негабаритных и тяжеловесных грузов

Предусмотрено три этапа согласования перевозки каждого вновь созда­ваемого негабаритного или тяжеловесного изделия, для которого отсутствуют технические условия погрузки и крепления.

Первый этап — предварительное согласование: на стадии эскизного проектирования с целью установления технической возможности и способа перевозки. Для этого проектная организация или предприятие-отправитель представляет заявку с обоснованием необходимости перевозки, эскиз изделия в трех проекциях с указанием массы и размеров. На основании этих материалов определяют тип подвижного состава для перевозки изделия, устанавливают допускаемую негабаритность груза и условия его перевозки.

Второй этап — согласование отправителем погрузочной документации с Управлением дороги. Для этого представляют четыре экземпляра чертежей размещения и крепления груза в трех проекциях, расчеты негабаритности, поперечной устойчивости и крепления груза, копию документа о предварительном согласовании. Документацию рассматривают и согласовывают в службах движения, контейнерных перевозок и коммерческой работы, пути, вагонного хозяйства. Если груз имеет вертикальную сверхнегабаритность, то прив­лекают специалистов службы электрификации и энергетического хозяйства.

Третий этап — окончательное согласование в Управлении перевозок транспортировки грузов, имеющих негабаритность нижнюю с третьей по шестую степень, боковую с четвертой по шестую степень, верхнюю третьей степени, сверхнегабаритных, а также всех грузов, перевозимых на транспортерах. Документацию на перевозку таких грузов, согласованную с дорогой, направ­ляют в МПС, а после получения телеграммы об окончательном согласовании — начальнику станции погрузки и грузоотправителю.

Для грузов меньших степеней негабаритности {первой-второй нижней, первой — третьей боковой и первой-второй верхней) чертежи согласовывает Управление дороги. Служба движения дороги отправления по одному экземп­ляру чертежей и расчетов, согласованных с Управлением дороги или Управле­нием перевозок МПС, направляет начальнику станции погрузки и грузоотпра­вителю.

Заявку на перевозку грузов на транспортерах грузоотправитель подает за 20 дней до начала месяца погрузки, а на перевозку негабаритных грузов на платформах и в полувагонах — на квартал с разбивкой по месяцам начальнику станции, в службу движения и Управление перевозок. Разрешение на более высоких степеней и всех грузов, перевозимых на транспортерах,— Управление перевозок телеграммой в адрес службы движения и начальника станции погрузки.

Проверку соответствия фактического размещения и крепления негабаритных или тяжеловесных грузов согласованным чертежам на станциях погрузки выполняет создаваемая для этого комиссия. На станциях внеклассных, 1 и II классов в их состав входят начальник станции или его заместитель (предсе­датель) и представители дистанции пути и пункта технического обслуживания вагонов. При комиссионной проверке определяют: техническое состояние под­вижного состава; фактические координаты критических точек груза, опреде­ляющих его негабаритность; наличие контрольных полос и надписей на грузе о его негабаритности и запрещении роспуска или пропуска через сортировочные горки; правильность изготовления и установки на вагоне контрольной рамы. Результаты проверки заносят в акт, составляемый в двух экземплярах: один — прикладывают к грузовым документам, второй — шесть месяцев хранят в делах станции. Основные данные комиссионной проверки, занесенные в акт, сообщают в отдел негабаритных перевозок МПС и отдел перевозок службы движения. После этого телеграфные разрешения на отправление и пропуск по конкретным маршрутам погруженных на подвижной состав грузов в зависимости от их негабаритности дают Управление перевозок или Управление дороги. Отправление негабаритных грузов боковой первой, второй и третьей степеней и верхней первой степени, а также габаритных грузов на транспортерах производит начальник станции.

В пути следования обязательную проверку грузов негабаритных и на транспортерах выполняет на пунктах коммерческого осмотра комиссия в составе бригадира или старшего приемосдатчика пункта коммерческого осмотра и вагонного мастера или старшего осмотрщика вагонов. Об этом делают отметку в акте и груз отправляют по маршруту следования. При обнаружении неисправностей груз задерживают до их устранения. После исправления погрузки производят повторную комиссионную проверку и отправляют груз в указанном выше порядке.

Для безопасного пропуска сверхнегабаритных и негабаритных грузов шестой степени боковой и нижней, а в необходимых случаях и меньших степеней в поезд включают вагон с контрольной рамой. Этот вагон ставят головным или отделяют от локомотива одной порожней платформой. Раму изготовляет и устанавливает отправитель в шкворневом сечении вагона, обращенного к локомотиву. Контрольная рама представляет собой два контура: основной — для проверки препятствий в прямых участках пути и дополнительный — для кривых участков пути. Размеры основного контура устанавливают по фактическим поперечным размерам груза, а дополнительный образуется за счет увеличения основного на размер фактического геометрического выноса критических точек груза в кривой радиусом 350 м. Основное назначение рамы — выявлять внезапно возникшие или в полной мере не учтенные препятствия для данного груза.

Вагоны с негабаритными грузами ставят в середину поезда, но не ближе 20 вагонов от вагона с контрольной рамой, а в специальном поезде — не ближе 5 вагонов.

Груз, следующий с контрольной рамой, должен сопровождаться опытным работником дистанции пути, а при необходимости и других подразделений: дистанций СЦБ и связи, участков энергоснабжения. Негабаритные грузы нижней негабаритности первой и второй степеней, боковой первой, второй и третьей, верхней первой и второй степеней пропускают в соответствии с действующим порядком направления взгонопотоков. Грузы более высоких степеней негабаритности и сверхнегабаритные перевозят преимущественно по однопутным линиям или по двухпутным, где нет негабаритных мест или ниже грузонапряженность участков. Изменять пункты перехода с дороги на дорогу, указанные в телеграмме-разрешении, запрещается.

В пределах станций поезда с негабаритными грузами пропускают только по путям, указанным в технико-распорядительных актах. Расстояние между осями этих путей должно быть не менее 4800 мм. При этом соблюдаются необходимые меры по обеспечению безопасности людей, работающих на станционных путях. Время отправления негабаритных и тяжеловесных грузов со станции определяет поездной диспетчер. Номер поезда дополняют индексом негабаритности, характеризующим зону и степень негабаритное™ груза. Этот индекс включает три цифровых обозначения степени негабаритности груза: первая цифра — степень нижней, вторая — боковой, третья — верхней негабаритности. Сверхнегабаритность обозначается цифрой 8.

Условия пропуска поездов с негабаритными и тяжеловесными грузами по участкам определяются приказом начальника дороги.

Запрещаются маневры толчками и роспуск с горки груженых транспортеров и вагонов с грузами боковой и нижней негабаритности четвертой, пятой, шестой степеней и верхней негабаритности третьей степени. Запрещается пропускать через горки груженые и порожние транспортеры, имеющие 12 и более осей, и груженые транспортеры сцепного типа грузоподъемностью 120т при наличии в сцепе одной или двух промежуточных платформ.

К тяжеловесным относятся грузы, у которых масса и длина или нагрузка на раму вагона превышают допустимые для универсального подвижного соста­ва. Такие грузы перевозят на транспортерах, которые являются специальным подвижным составом и предоставляются только по распоряжению Управления перевозок МПС. Транспортеры используют также для уменьшения негабаритности грузов, которые не могут быть демонтированы на меньшие транспортабельные узлы они имеют усиленную несущую раму особой формы и подразделяются на следующие типы.

Транспортеры платформенного типа имеют погрузочную площадку, покры­тую металлическим листом; они предназначены для тяжелых грузов небольших габаритов. Наличие пониженной погрузочной площадки позволяет при достав­ке грузов большой высоты ликвидировать негабаритность или снизить ее степень. На полуколодцеобразных и колодцеобразных транспортерах перевозят грузы большой высоты или диаметра: основания крупных станков, рабочие колеса гидротурбин, части статоров и др. Транспортер сцепного типа состоит из двух четырехосных транспортеров, оборудованных турникетными опорами, и промежуточных платформ, используемых для длинномерных грузов массой до 120 т и длиной до 34,5 м. Транспортеры сочлененного типа предназначены для крупногабаритных грузов массой до 500 т (трансформаторов, статоров).

Груз перевозят в подвешенном состоянии; крепят его внизу к транспортеру’ при помощи четырех валиков, пропускаемых в проушины консолей транспортера и рамы груза; в верхней части груз упирается в консоли транспортера. Оборудование транспортеров (при необходимости) рамами, дополнительными листами и другими съемными приспособлениями для размещения и крепления грузов выполняют грузоотправители по чертежам, согласованным с Управлением перевозок. Запрещается приваривать грузы и детали крепления к транспортерам, сверлить отверстия, снимать гидродомкраты, соединительные серьги, поперечные балки, стяжные болты и другие детали, которые являются принадлежностью транспортеров.

Параметры негабаритного груза

Принято считать, что груз является негабаритным, если он не соответствует требованиям и превышает размеры самого транспортного средства, вследствие чего повышается опасность аварий. Поэтому негабарит нужно выделить таким образом, чтобы другие участники дорожного движения его могли заметить с большого расстояния и предпринять меры для обеспечения безопасности.

Выделяют два основных типа данного вида грузов:

  • крупногабаритный — превышает размеры транспортного средства, может перекрывать часть проезжей части;
  • тяжеловесный — его вес больше максимально допустимого веса, который может перевозить данная машина.

Если речь идет о грузовых перевозках, то негабарит превышает следующие параметры:

  • его высота более 2,5 м;
  • весит от 38 тонн;
  • длина начинается от 24 м;
  • ширина — от 2,55 м.

Какой штраф за несоблюдение требований?

Нужно также напомнить, что в админкодексе предусмотрено наказание за неправильную организацию транспортировки негабарита и без соответствующего разрешения.

  • В частности, в статье КоАП 12.12.1 ч.1 сказано, что водитель вынужден будет заплатить штраф 2 500 рублей.
  • Должностное же лицо, которое разрешило такую перевозку, обязано будет заплатить 15-20 тысяч рублей.
  • А для юрлица накладывается ответственность в виде 400-500 тысяч рублей.

По этой же статье водителя могут лишить его водительского удостоверения сроком до полугода.

Исходя из всех этих факторов, водитель и ответственное лицо могут получить не только штраф за негабаритный груз, но и лишиться прав. Поэтому необходимо изучить и четко придерживаться правил транспортировки негабарита, которые описаны в ПДД.

Негабарит — перевозка легковым транспортом

Часто можно увидеть, как на легковых машинах аналогично грузовым перевозят негабаритные грузы, выступающие над проезжей частью. Для водителей легковых авто также предусмотрена ответственность за нарушение правил транспортировки, поэтому их следует рассмотреть.

Негабаритным считается следующий груз:

  • сзади или спереди выступает на более чем один метр;
  • сбоку — на 40 и больше сантиметров.

Если вы имеете дело с таким видом перевозки, то необходимо использовать вышеуказанную табличку (знак) и прицепить ее непосредственно к выступающим частям негабаритного груза. В ночное время помимо знака для негабаритного груза используйте светоотражатели — спереди белые, сзади красные.

Размещать груз нужно таким образом, чтобы он не перекрывал водителю обзор, не было риска его соскальзывания, не причинял вреда дорожному покрытию или вспомогательным конструкциям.

Обратите внимание, что если груз выступает сзади или спереди более чем на 2 метра, а общая ширина превышает 2,55 метра, то его транспортировка на легковом транспорте без специального разрешения запрещена. Если вас остановит инспектор, то существует высокая вероятность того, что будет выписан соответствующий протокол и вас лишат прав на срок до полугода.

Организация перевозок крупногабаритного груза

Если предстоит доставка массивных объектов автомобильным транспортом, например, тяжелого оборудования или крупной сельхозтехники, необходимо заранее позаботиться о получении разрешения в региональном отделении Минтранса.

Потребуется предоставить следующую информацию:

  • метрические параметры перевозимого оборудования;
  • маршрут, по которому будет двигаться автоколонна;
  • сертификаты качества и дополнительные документы, подтверждающие характеристики груза: опасный, крупногабаритный, не представляющий опасности и так далее.

На согласование маршрутов и на получение разрешения может потребоваться до 30 суток. В Минтрансе проанализируют маршрут следования, и если окажется, что по данной трассе имеются какие-либо коммуникации, мешающие проезду (низкие мосты, путепроводы, нависающие линии электропередач, узкие участки дороги), то маршрут может быть пересмотрен. Возможен вариант, что потребуется воспользоваться другим видом транспорта, например железнодорожным или морским.

В особенных случаях могут выделить сопровождение в виде нескольких патрульных машин с проблесковыми маячками оранжевого цвета. Они не дадут никакого приоритета в движении, но предупредят других автовладельцев о потенциальной угрозе.

Если движется автоколонна, состоящая из нескольких длинномерных транспортных средств, должны быть соблюдены следующие требования:

  • сопровождающие автомобили с проблесковыми маячками спереди и сзади колонны;
  • дистанция между каждой единицей транспорта должна обеспечивать безопасность;
  • если перевозятся опасные грузы, потребуется присутствие еще одного дополнительного большегрузного ТС, чтобы на него переложить груз в случае непредвиденных ситуаций.

В условиях плохой видимости все ТС должны быть оборудованы сигнальными фонарями.

Есть и такие случаи, когда в перевозке негабарита может быть отказано:

  • имеется возможность транспортировать его другими способами — ж/д, авиа или морские перевозки;
  • груз является делимым, то есть его можно разобрать без ущерба;
  • не может быть обеспечена стопроцентная безопасность, например, если маршрут пролегает через населенные пункты или вблизи опасных участков дороги.

Ну и самый важный момент — только технически исправные транспортные средства допускаются к таким работам. Поэтому перед началом необходимо пройти полную диагностику, устранить любые неисправности. Водители также проходят обязательный медосмотр и соблюдают режимы работы и отдыха.