Кто мой участковый полиции?

Участковый уполномоченный полиции

Участковый уполномоченный полиции — должностное лицо полиции Российской Федерации, осуществляющее служебную деятельность, которая направлена на защиту прав граждан, проживающих на соответствующем административном участке, а также граждан, пострадавших от преступных посягательств на указанной территории.

Должности участковых уполномоченных полиции являются должностями среднего начальствующего состава и старшего начальствующего состава (старшие участковые уполномоченные полиции) органов внутренних дел. Также предусматривается должность «помощник участкового уполномоченного полиции» младшего начальствующего состава органов внутренних дел, но по каким-то причинам в большинстве территориальных органов внутренних дел такие должности по штату отсутствуют.

Ранее в СССР и в Российской Федерации до 2000 года эта должность называлась участковый инспектор милиции. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2000 года № 163-ФЗ должность участкового инспектора милиции переименована в участкового уполномоченного милиции. Прежнее название сохранилось на Украине, в Белоруссии и других странах бывшего Советского Союза. С вступлением в силу Федерального закона «О полиции» в 2011 году, должность вновь изменила своё название.

В официальных документах принято сокращенное название должности участкового уполномоченного полиции — УУП, ранее — УУМ,УИМ.

Организация деятельности участковых уполномоченных полиции

Основные положения, регулирующие организацию деятельности участковых уполномоченных полиции закреплены в приказе № 900-02 Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Участковые уполномоченные проходят службу в отделах (группах, отделениях, управлениях) обеспечения деятельности участковых уполномоченных полиции (ООДУУП). В ООДУУП предусмотрены должности

  • участковый уполномоченный полиции
  • помощник участкового уполномоченного полиции
  • старший участковый уполномоченный полиции
  • заместитель начальника отделения обеспечения деятельности участковых уполномоченных полиции
  • начальник отделения обеспечения деятельности участковых уполномоченных полиции

Территория обслуживания органа внутренних дел делится на административные участки, каждый из которых имеет свой номер и закреплён за участковым уполномоченным полиции. Согласно требованиям законодательства, население административного участка не должно быть более 3500 человек.

Административные участки объединены в административные зоны, обычно по 3-5 участков в одной зоне. За деятельность участковых уполномоченных полиции конкретной административной зоны отвечает старший участковый уполномоченный полиции. Вместе с тем, население административного участка, закреплённого за старшим участковым уполномоченным полиции, не может превышать 1500 человек. Старший участковый уполномоченный координирует деятельность подчиненных сотрудников, обучает недавно поступивших на службу и в случае открытия вакансии, выхода в отпуск или на больничный участкового уполномоченного полиции, исполняет его обязанности.

Служебная деятельность участкового уполномоченного полиции крайне разнообразна по своему содержанию. Вместе с тем, основные показатели работы обычно сводятся к конкретной цифре, отражающей количество составленных протоколов, раскрытых преступлений и пр. Система отчетности в органах внутренних дел подвергается постоянной критике ввиду ее явного противоречия принципам организации деятельности органов внутренних дел в целом и полиции в частности. Основным смыслом показателей работы органов внутренних дел в настоящее время является соотношение полученных результатов с аналогичным периодом прошлого года (АППГ). То есть сотрудник, подразделение, представившее цифру ниже, чем за АППГ, получает неудовлетворительную оценку деятельности, а представившее цифру выше — удовлетворительную. В связи с этим, работа ведется исключительно для получения требуемой цифры, что существенно снижает эффективность выполнения полицией возложенных на нее задач.

В сельской местности зачастую участковый является единственным представителем власти на обширной территории.

Основными направлениями деятельности участкового уполномоченного полиции являются:

  • Административная практика — составление протоколов об административном правонарушении.
  • Выявление и раскрытие преступлений по линии МОБ, — это преступления небольшой и средней тяжести, среди которых преступления, предусмотренные ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), 116 (побои), 112 (причинение средней тяжести вреда здоровью) 118 (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности), 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью), 158 (кража), 159 (мошенничество), 167 (умышленное повреждение чужого имущества) УК РФ и др.
  • Рассмотрение сообщений о преступлениях в порядке ст. 144—145 УПК РФ, а также иных обращений граждан, не зарегистрированных в книгу учета сообщений о преступлениях.
  • Также участковые уполномоченные привлекаются для раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья на обслуживаемом участке, для поддержания общественного порядка при массовом скоплении граждан, а также для выполнения иных задач.

  • Участковый обязан документировать каждый случай смерти человека на территории своего участка вне лечебного учреждения. Процедура вызова участкового и осмотра им тела обязательна при каждой смерти на дому.

На настоящий момент сложилась такая практика, что участковым уполномоченным полиции поручают выполнение различного рода задач, не всегда напрямую связанных с их служебными обязанностями, в том числе для разгрузки других подразделений в подразделения участковых уполномоченных полиции передаются для рассмотрения материалы, не относящиеся к предмету деятельности полиции общественной безопасности, в связи с чем участковые уполномоченные полиции в шутку называют себя «универсальными солдатами». Большое количество заявлений и сообщений не позволяют участковому проводить профилактические мероприятия среди населения, а это влечёт за собой рост преступности.

Основные обязанности участкового уполномоченного полиции

В целях обеспечения личной безопасности граждан участковый уполномоченный полиции должен:

  • — Защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан от преступных и иных противоправных посягательств.
  • — Оказывать в пределах своей компетенции правовую, медицинскую и иную помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, лицам, находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни и здоровья.
  • — Принимать в пределах своей компетенции участие в защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих раскрытию преступлений.
  • — Участвовать в установленном порядке в обеспечении защиты граждан от лиц, входящих в группы риска.
  • — Принимать при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях необходимые меры по спасению людей, оказанию им первой медицинской (доврачебной) помощи, а также по охране имущества и своевременному информированию об этих обстоятельствах дежурного по органу внутренних дел, при необходимости органы местного самоуправления и население.
  • — Пресекать факты нарушения законодательства об охране окружающей среды и экологической безопасности населения.
  • — Проводить среди населения административного участка разъяснительную работу о способах и средствах правомерной защиты и самообороны от преступлений и иных противоправных посягательств, в установленном порядке информировать об этом население через местные средства массовой информации.
  • — Выявлять на административном участке общественные и религиозные объединения либо иные организации ,деятельность которых сопряжена с совершением противоправных действий либо с побуждением к их совершению. Принимать к ним в установленном порядке в пределах своей компетенции меры, предусмотренные законодательством.

Участковый уполномоченный в целях выявления, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений должен:

  • — Принимать заявления, сообщения и иную информацию о преступлениях, незамедлительно сообщать о ее получении дежурному по органу внутренних дел и в пределах своих полномочий принимать по ним своевременные меры, предусмотренные законодательством.
  • — Анализировать складывающуюся оперативную обстановку на административном участке и вносить руководству органа внутренних дел предложения по повышению эффективности оперативно-профилактической деятельности подразделений органа внутренних дел.
  • — Осуществлять контроль за своевременным принятием мер руководителями организаций по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений
  • — Устанавливать организаторов либо содержателей притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ, занятия проституцией, а также лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий, в том числе в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.
  • — Осуществлять проверки соблюдения должностными лицами и гражданами Российской Федерации установленных правил регистрационного учета.
  • — Участвовать не реже одного раза в год в проверках соблюдения гражданами и должностными лицами на территории административного участка правил хранения огнестрельного оружия и боеприпасов, а также правил хранения организациями взрывчатых веществ и материалов, законодательства о частной детективной и охранной деятельности
  • — Привлекать население административного участка, общественные объединения правоохранительной направленности, граждан и частные охранные предприятия к работе по предупреждению преступлений, проведению индивидуальных профилактических мероприятий в отношении лиц, допускающих правонарушения.
  • — Проверять на причастность к совершенным преступлениям ранее судимых лиц, других категорий правонарушителей, состоящих на профилактическом учете, а также жителей административного участка с противоправным поведением.
  • — Устанавливать доверительные отношения с гражданами с целью получения информации, способствующей предупреждению и раскрытию преступлений и иных правонарушений, розыску преступников и лиц, пропавших без вести.
  • — Выявлять на административном участке лиц, допускающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, хронических алкоголиков, психически больных, создающих непосредственную опасность для себя и окружающих. Применять к указанным лицам своевременные меры профилактического и правового воздействия с целью недопущения совершения ими преступлений и административных правонарушений.
  • — Контролировать соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, ограничений, установленных для них законодательством, а также в пределах своей компетенции в установленном порядке принимать участие в контроле за поведением лиц, осужденных к мерам уголовного наказания, не связанным с лишением свободы.
  • — Выявлять и пресекать преступления, не представляющие общественной опасности, в целях предупреждения тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан, общественного порядка и общественной безопасности.

Участковый уполномоченный при раскрытии преступлений, по делам о которых предварительное расследование производится в форме дознания и отнесенных федеральным законодательством к компетенции органов внутренних дел, должен:

  • — Осуществлять по поручению начальника органа дознания предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам по преступлениям, выявление и раскрытие которых отнесено к компетенции овд.
  • — При обнаружении на административном участке деяний, содержащих признаки преступлений, по делам о которых предварительное расследование производится в форме дознания органами внутренних дел, самостоятельно принимать по ним предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством меры, направленные на установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу. Незамедлительно докладывать собранные материалы начальнику органа внутренних дел либо его заместителю для производства по ним дознания либо предварительного следствия.

Участковый уполномоченный при несении службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности должен:

  • — Обеспечивать охрану общественного порядка на территории административного участка.
  • — Ежедневно осуществлять обход административного участка, проверку подъездов домов, чердачных и подвальных помещений, пустующих и подлежащих сносу строений с целью выявления и задержания лиц, представляющих оперативный интерес, пресечения преступлений и других правонарушений.
  • — Докладывать начальнику и дежурному органа внутренних дел об изменении оперативной обстановки на административном участке и вносить предложения о наиболее целесообразной расстановке и использовании сил и средств, участвующих в охране общественного порядка.
  • — Проверять несение службы патрульно-постовыми нарядами на административном участке, оказывать им помощь в пресечении преступлений и других правонарушений, в задержании преступников, обеспечивать взаимодействие с общественными объединениями правоохранительной направленности, участвующими в охране общественного порядка.
  • — Осуществлять совместно с патрульно-постовыми нарядами патрулирование административного участка, обход мест возможного появления лиц, нарушающих общественный порядок, обучать милиционеров методам несения патрульно-постовой службы.
  • — Поддерживать постоянную связь с населением, органами местного самоуправления. Не реже одного раза в полугодие, отчитываться перед населением административного участка о проделанной работе по охране общественного порядка и борьбе с преступностью перед жителями административного участка, а при необходимости — перед органами местного самоуправления.

Участковый уполномоченный в целях защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности должен:

  • — Принимать на административном участке меры по сохранности частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.
  • — Оказывать содействие представителям государственных контролирующих органов и сотрудникам подразделений по борьбе с экономическими преступлениями в проведении проверок, установлении и задержании лиц, осуществляющих противоправную деятельность в сфере экономики.
  • — Участвовать не реже одного раза в год в пределах своей компетенции в проведении на административном участке проверок состояния технической укрепленности и пожарной безопасности объектов хранения товарно-материальных и культурных ценностей, денежных средств и в принятии в установленном порядке совместно с другими подразделениями органов внутренних дел, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мер по их технической укрепленности.
  • — Проводить разъяснительную работу среди населения по оборудованию силами и средствами вневедомственной охраны либо других организаций своих квартир и иных объектов собственности средствами охранной либо тревожной сигнализации.
  • — Осуществлять на административном участке по письменным запросам военных комиссариатов мероприятия по установлению места нахождения лиц, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу, прохождения военных сборов. О результатах в установленном порядке уведомлять инициатора розыска.

Участковый уполномоченный при оказании содействия сотрудникам подразделений ОУР и органов предварительного следствия в исполнении возложенных на них обязанностей должен:

  • — Оказывать содействие сотрудникам органов предварительного следствия в преследовании и задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления, проверке на территории административного участка мест возможного нахождения лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших.
  • — При прибытии на место происшествия раньше следственно-оперативной группы принимать меры по охране места происшествия.
  • — В случае невозможности прибытия на место происшествия следственно-оперативной группы самостоятельно проводить предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления и иных обстоятельств, имеющих значение для раскрытия и расследования преступления.
  • — Выявлять на административном участке по приметам и другим данным лиц, объявленных в розыск, устанавливать через родственников и знакомых разыскиваемых лиц, если они ранее проживали на административном участке, сведения, имеющие значение для их розыска и задержания.
  • — Незамедлительно информировать инициаторов розыска об установлении места нахождения разыскиваемого и при необходимости принимать участие в его задержании.
  • — Исполнять по указанию непосредственного начальника в пределах своей компетенции на территории административного участка письменные поручения лиц, производящих дознание, следователя, прокурора и суда о приводе лиц, уклоняющихся от явки по вызову, оказывать им содействие в производстве отдельных процессуальных действий
  • — Исполнять в случаях и порядке, установленных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, письменные поручения следователей о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также осуществлять содействие при их проведении.

Участковый уполномоченный при оказании помощи гражданам, должностным лицам, организациям и общественным объединениям в защите их законных прав и интересов должен:

  • — Оказывать в пределах предоставленных им законодательством прав содействие судебным приставам-исполнителям при исполнении ими служебных обязанностей в случаях, если судебным приставам-исполнителям препятствуют в совершении исполнительных действий или угрожает опасность их жизни или здоровью.
  • — Поддерживать взаимодействие, оказывать содействие и помощь общественным объединениям правоохранительной направленности в осуществлении ими мероприятий по охране общественного порядка и проведении профилактической работы с правонарушителями и другими гражданами, потенциально склонными к совершению противоправных действий.
  • — Осуществлять инструктажи членов общественных объединений правоохранительной направленности, внештатных сотрудников полиции при заступлении их на дежурство по охране правопорядка, оказывать им методическую и практическую помощь в работе.
  • — Информировать членов общественных объединений правоохранительной направленности о совершенных на административном участке правонарушениях, получать от них информацию, представляющую оперативный интерес для органов внутренних дел.
  • — Участвовать в обучении членов общественных объединений правоохранительной направленности, внештатных сотрудников милиции формам и методам работы по охране общественного порядка.
  • — Обобщать и анализировать результаты работы членов общественных объединений правоохранительной направленности и внештатных сотрудников милиции , вносить в установленном порядке начальнику органа внутренних дел либо в органы местного самоуправления предложения об улучшении их деятельности и поощрении членов общественных объединений правоохранительной направленности, внештатных сотрудников милиции, а также отдельных граждан, отличившихся в охране общественного порядка.

Участковый уполномоченный в сфере обеспечения безопасности дорожного движения должен:

  • — Контролировать в пределах своей компетенции на административном участке соблюдение водителями автомототранспорта и пешеходами правил дорожного движения.
  • — Оказывать сотрудникам ДПС помощь в обеспечении движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий, в розыске угнанных, похищенных и используемых в противоправных целях транспортных средств, а также водителей, скрывшихся с места дорожно-транспортного происшествия.
  • — Участвовать совместно с сотрудниками ДПС в обеспечении беспрепятственного проезда транспортных средств аварийно-спасательных служб в район чрезвычайной ситуации на административном участке.
  • — Проводить на административном участке мероприятия, направленные на выявление и пресечение фактов управления транспортными средствами водителями в состоянии опьянения, а также на профилактику аварийности на автомототранспорте и нарушений правил дорожного движения.

Участковый уполномоченный при рассмотрении обращений и заявлений граждан должен:

  • — Осуществлять прием и регистрацию в журнале обращений и приема граждан участковым уполномоченным , поступивших от населения сообщений о совершенных на административном участке правонарушениях с последующей обязательной регистрацией в установленном порядке обращений о совершенных или готовящихся преступлениях в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях.
  • — Выявлять при рассмотрении письменных обращений граждан факты и обстоятельства, требующие проверки, а также круг лиц, от которых необходимо получить объяснения, ответы на другие вопросы, подлежащие разрешению.
  • — Принимать по письменным обращениям граждан одно из следующих решений:
    • 1. О привлечении в пределах установленных полномочий правонарушителей к административной ответственности.
    • 2. О принятии к правонарушителям мер профилактического воздействия.
    • 3. О направлении за подписью руководителя органа внутренних дел заявления гражданина по принадлежности (подследственности) с обязательным уведомлением об этом заявителя.
    • 4. Об отказе в удовлетворении просьбы с разъяснением гражданину мотивов отказа.

Участковый уполномоченный при осуществлении индивидуальной профилактики правонарушений с лицами, состоящими на профилактическом учете, должен:

  • — Осуществлять в пределах своей компетенции контроль и профилактическую работу со следующими категориями граждан: освобожденными из мест лишения свободы, в отношении которых установлены ограничения в соответствии с законом; осужденными к мерам наказания, не связанным с лишением свободы; освобожденными от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям; допускающими правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений; хроническими алкоголиками и лицами, больными наркоманией; психически больными лицами, представляющими непосредственную опасность для себя и окружающих, состоящими на учете в учреждениях здравоохранения; несовершеннолетними правонарушителями, состоящими на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних.
  • — Выявлять на административном участке лиц, подлежащих индивидуальному предупреждению совершения ими преступлений и других правонарушений.
  • — Собирать, систематизировать и использовать полученную о таких лицах информацию в целях осуществления мер индивидуального предупреждения совершения ими преступлений и других правонарушений.
  • — Применять к профилактируемым лицам меры индивидуального предупреждения преступлений в соответствии с принципами и нормами служебной деятельности и при наличии соответствующих законодательных оснований.
  • — Заводить на лиц, состоящих на учете в органе внутренних дел, контрольную карточку, а на лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в отношении которых установлены ограничения в соответствии с законом, — учетно-профилактическое дело.