Литьевой мрамор

Современные композитные материалы имеют множество достоинств, но и у них тоже есть свои недостатки. О минусах искусственного камня и пойдет речь в этой статье.

РЕКЛАМА

Популярность изделий из искусственного камня в последние годы только растет. Производители моек, столешниц, кухонных и обеденных столов, барных стоек наперебой рекламируют его потрясающие возможности.

В этих утверждениях очень многое — правда.

Они прочные и долговечные. Композитные материалы ценят за красивый внешний вид и богатые декоративные возможности. У них невероятная палитра цветов и огромное разнообразие фактур. Из искусственного камня получаются монолитные гладкие столешницы любой формы без видимых стыков и швов.

Но у обоих видов искусственного камня (и акрила, и агломерата) есть общий недостаток — высокая цена. По стоимости они явно проигрывают более доступным материалам, из которых изготавливают кухонные столешницы — ламинированной ДСП, МДФ, керамической плитке, керамограниту, нержавейке и даже массиву дерева. Дороже них обойдутся, пожалуй, лишь топы из натурального кварца, мрамора или гранита.

Красивая столешница кухонного гарнитура или длинная барная стойка из искусственного камня обойдется в несколько десятков тысяч рублей в зависимости от вида материала, бренда производителя, расцветки и формы изделия.

Недостатки акрилового камня

Акриловый камень — это современный полимер, состоящий из минеральных частиц, красящих пигментов и акриловых смол.

РЕКЛАМА

Проблема всех марок этого материала в том, что он довольно легко царапается. Потертости и дефекты особенно заметны на однотонных глянцевых столешницах. Самые капризные в этом плане цвета — темные: черный, темно-серый, шоколадный…

Разумный компромисс — выбрать светлый оттенок акрила, на котором будут меньше заметны царапины. С этой точки зрения особенно хороши светло-серые и бежевые оттенки. Хорошо, если столешница будет иметь зернистый рисунок или богатую «каменную» фактуру, разводы, вкрапления.

Еще один недостаток акриловых столешниц — они не выдерживают воздействия высокой температуры. Стоит поставить на такую поверхность горячую кастрюлю, и на ней появится заметный след, например, белесое пятно.

Справедливости ради, стоит отметить: столешницы из всех видов акрила легко реставрируются прямо на месте. При этом демонтировать топ не требуется. После полировки царапины и потертости исчезают, и поверхность выглядит как новая. Такую услугу за небольшую плату предлагают практически все компании, которые занимаются изготовлением изделий из искусственного камня.

Минусы агломерированного камня

Агломератом называют искусственный камень, больше чем на 90% сделанный из дробленой крошки натурального камня (чаще всего гранита, кварца или мрамора). Также в него добавляют кварцевый песок, зеркальные или стеклянные частички и специальные органические пигменты-красители. В качестве объединяющей основы выступает полиэфирная смола. Именно это сочетание компонентов придает агломератам их исключительную прочность.

Столешницы из агломерированного камня смотрятся дорого и эффектно, а по цене намного доступнее натурального камня. Но агломерат — плотный и тяжелый материал: трудоемкий в обработке и сложный в монтаже.

Некоторые покупатели жалуются, что агломерированный композит на ощупь холоднее, чем камень на основе акрила. Впрочем, такое мнение субъективно — природный камень на ощупь будет казаться еще более холодным.

Агломерат — камень плотный и прочный. В отличие от акрила, его невозможно поцарапать столовыми приборами. Некоторые производители утверждают, что на такой столешнице можно резать продукты без разделочной доски. Теоретически на агломерированный мрамор, кварц и гранит можно ставить горячую посуду: если материал качественный, следов остаться не должно.

Но, несмотря на это, он все-таки боится абразивных моющих средств. Из-за них на полированной поверхности тоже могут появиться микроцарапины. С течением времени они способны лишить рабочую поверхность красивого блеска. Полировка агломерированного камня — процесс достаточно сложный, требующий специального оборудования и подготовки. Однако вернуть ему красивый блеск возможно.

Оформляя заказ на столешницу, стол или барную стойку, внимательно прочтите в договоре пункты об условиях эксплутации материала. Зная, какие слабые места могут быть у вашей конкретной столешницы, вы сможете дольше сохранить ее красивый внешний вид и избежать потенциальных проблем с гарантией производителя.

Сразу после монтажа каменной столешницы специалисты советуют натереть поверхность специальным защитным средством. Его задача — усилить водо- и жирооталкивающие свойства камня. Для регулярного ухода рекомендуется использовать нейтральные моющие средства без абразивных частиц, спирта и кислот. Желательно также отказаться от жестких щеток.

Понравилась статья? Сохраните себе ссылку и поделитесь с друзьями!

Отделка различных поверхностей натуральным камнем в виду высокой цены на такой материал доступна далеко не всем. Кроме того, самостоятельно обработку камня сделать довольно сложно, так как для этого требуется определенный опыт + соответствующий инструмент, а услуги наемных мастеров также стоят недешево. Да и подбор продукции из полимербетонов требуемого оттенка связан с многочисленными проблемами.

Кстати, это название часто применяют к разным образцам искусственного мрамора. Но это не совсем правильно. Полимербетоном называется камень, изготовленный на основе полимерной смолы, хотя она применяется и не всегда.

Оптимальное решение вопроса – организовать производство литьевого мрамора своими руками в домашних условиях. Рассмотрим основные разновидности такой имитации натурального материала, которые являются не чем иным, как затвердевшей смесью определенных ингредиентов и наполнителей (+ различных добавок в виде пластификаторов, красителей, присадок и так далее). Несомненным преимуществом данного способа является то, что появляется возможность получить именно то (по форме, цвету и так далее), что требуется, а не довольствоваться лишь тем, что есть в наличии в торговой точке. Экономия времени, нервов и денег очевидна.

Хозяин сам знает, что ему необходимо изготовить и в каком количестве – вазу, столешницу, облицовочную плитку, раковину или что-то еще. От этого зависят и параметры форм, и объемы закупок материалов. Но общий состав основных приспособлений и материалов для производства литьевого мрамора существенно не меняется. Рассмотрим подробнее, что нам понадобится:

Принадлежности (по необходимости):

  • формы;
  • полуформы.

Материалы:

  • наполнитель. Часто в его роли выступает мраморная крошка, хотя с целью удешевления «производства» могут использоваться кварцевый песок, дробленый щебень, даже смеси для приготовления бетонов (ЦПС). Все зависит от габаритов образцов (в первую очередь, от толщины) и предназначения;
  • смола полиэфирная, на спиртовой основе, ненасыщенная (например, ПН-12); гипс; цемент или мел (зависит от конкретного рецепта);
  • отвердитель (для повышения прочности);
  • красители;
  • смазка (разделительная) – гелькоут;
  • бесцветный гель.

Все необходимые материалы желательно приобретать в специализированных магазинах. Продавцы помогут подобрать необходимые компоненты. По крайней мере, они разбираются в этом зачастую лучше, чем те, кто торгует «на улице» (на мелких базарчиках и тому подобное). Последним потом и претензии-то предъявить не получится, если они будут.

Изготовление формы

Прежде всего, нужно определиться с некоторыми моментами:

  • такая матрица нужна для 1 раза или предполагается ее многократное использование? В последнем случае целесообразно делать разборную конструкцию;
  • прочность (ведь заливаемая в нее смесь характеризуется определенным весом, а он зависит от габаритов формы, в том числе, и ее глубины);
  • какая должна быть лицевая поверхность литьевого мрамора – гладкая или рифленая? Последний вариант может быть при изготовлении облицовочной плитки, хотя это и редкий случай.

Выбор материалов для матрицы неограничен. Главные критерии – требуемая прочность и удобство работы. Это может быть гипс, полиуретан, РТИ, пластик, деревянный ящичек (или рамка со стеклянным днищем).

Иногда матрица делится на сектора – полуформы. Это целесообразно при изготовлении небольших (однотипных) образцов из одной и той же смеси (своеобразное поточное производство).

Подготовка матрицы

Внутренние поверхности покрываются смазкой. Она потому и называется «разделительной», что предохраняет форму от прилипания смеси. Хотя если в дальнейшем предполагается поверхностная обработка литьевого мрамора (шлифовка), то мастера обходятся и тонкой пленкой п/э, которая укладывается внутрь. Смысл этого этапа понятен.

Дополнительно, для придания образцу блеска, поверхность покрывается гелем. Естественно, что все такие средства должны обладать водоотталкивающим свойством, так как в составе приготовляемой для загрузки массы содержится жидкость.

Замес

Технология простая. Основное требование к массе – однородность и отсутствие комков (крупных частиц). Следовательно, в процессе приготовления необходимо тщательно перемешивать смесь. Значительно облегчит эту задачу использование технических средств. Например, строительного миксера (при больших объемах) или эл/дрели. Насадка делается из толстой проволоки (в виде «бабочки» или чего-то подобного).

А вот компоненты смеси для литьевого мрамора и их соотношение – вопрос отдельный. Об этом чуть ниже.

Загрузка матрицы

После заливки массы необходимо удалить из нее воздушные пузырьки. Часто это делается вручную, банальным «протыканием» раствора по всей площади. Более эффективная методика – установка матрицы на вибростол (если есть такая возможность).

Интенсивность отвердевания литьевого мрамора определяется температурой в помещении, долевым соотношением компонентов и толщиной «загрузки», поэтому времени может потребоваться от получаса до полусуток.

Особенность этого этапа в том, что не следует сразу выливать в матрицу весь объем. Это делается порциями, при этом производится постоянное перемешивание состава.

После загрузки всей массы искусственного мрамора форма накрывается пленкой п/э. Это предотвратит появление трещин на поверхности в процессе испарения влаги.

«Распрессовка» и дополнительная обработка

Готовый образец вынимается их матрицы. После его осмотра принимается решение о целесообразности механической обработки и финишной полировки.

Приготовление смеси для литьевого мрамора

Состав зависит от предназначения образцов. Вот некоторые из проверенных на практике рецептов.

На основе цемента

Песок (кварцевый) – 2ч, цемент – 1 ч. Тщательно перемешать и добавить наполнитель (мелкий гравий или дробленая щебенка, лучше гранитная). Опять перемешать и ввести, при необходимости, добавки (красители, пластификатор). Все компоненты добавляются порциями, при этом постоянно производится перемешивание.

Здесь необходимо первостепенное внимание уделить пигментам. С ними нужно работать осторожнее, так как добавить их можно всегда, а вот убрать излишки красителя вряд ли получится. О готовности судят по однородности массы и ее оттенку (однотонная, с прожилками и так далее). Мастер должен добиться ожидаемого результата.

На основе смолы (полимербетон)

Вариант 1

Смола (полиэфирная) + наполнитель. Тот же песок (или крошка любого цветного минерала; тогда краситель не понадобится). Смола – от 20 до 25% (зависит от требуемой прочности). Соответственно, наполнитель – от 80 до 75%.

Вариант 2

Смесь АСТ-Т и бутакрила (в равных долях). Наполнитель – песок или мелкая щебенка (½ от массы смеси). В этом случае используются акриловые красители.

Иногда в качестве центрального «тела» (для экономии раствора) применяется кусок обрезанной по размерам (немного меньше формы) ДСП. Он погружается в массу литьевого мрамора и со всех сторон ею обмазывается.

На основе гипса

1 ч извести + 4 ч гипса. Все это перетирается и хорошо смешивается. Это один состав. Далее готовится второй – 1ч воды (дистиллированной) + 1,08 ч извести сернокислой. Потом оба состава смешиваются до получения тестообразной массы. После этого ее необходимо размять, чтобы удалить из структуры воздух. Далее такому «пластилину» придается нужная форма. Это лишь один из способов изготовления декоративных пластин (табличек), плитки из литьевого мрамора.

На основе мела

Чаще всего такая методика используется для изготовления плитки телесного цвета. Компоненты перемешиваются при нагревании емкости: мел (42 ч) + песок белый (28 ч) + киноварь и ультрамарин (по 1 ч) + известь жженая (4 ч) + канифоль (24 ч). Полученная однородная масса загружается в матрицу.

Кто заинтересован в производстве более широкого ассортимента образцов из искусственного мрамора, найдет в интернете много других рецептов. Но не следует сразу же по ним готовить большие объемы смесей. Не факт, что все приведенные в качестве примеров долевые соотношения – правильные.

Рекомендации

  • Все технологические операции необходимо проводить в прорезиненных перчатках.
  • Точно подобрать требуемое соотношение компонентов сможет даже не каждый профессионал, особенно если хочется получить продукцию «в цвете». Поэтому для начала есть смысл потренироваться с небольшими объемами. Потратив на это немного материала, в дальнейшем можно резко снизить процент отбраковки литьевого мрамора.
  • Полировка поверхности делается фетром (мягким) с добавлением спецсредства (политуры). Цвет состава выбирается индивидуально для каждого образца (или группы).