Малое предпринимательство

Реестр предпринимателей

С 2016 года начал функционировать Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса (ЕРСМСБ). На портале Федеральной налоговой службы разместили в общем доступе перечень МСП.

ЕРСМСБ позволил систематизировать информацию по всем предприятиям малого бизнеса. Это упростило документооборот и расширило географию ведения деятельности.

Доступ к ресурсу открытый и бесплатный. Через него можно проверить, относится ли компания к субъектам малого предпринимательства. Для получения субсидии организация подтверждает статус МСП с помощью выписки из реестра.

В реестре имеются следующие сведения:

  • название компании или ФИО предпринимателя;
  • ИНН;
  • место нахождения;
  • дата внесения информации в реестр;
  • категория: микропредприятие, малое или среднее предприятие;
  • информация о деятельности по ОКВЭД;
  • реквизиты лицензий;
  • сведения об инновациях;
  • информация о включении в программы партнерства;
  • информация о заключенных государственных контрактах;
  • другие данные.

Для получения данных о компании, необходимо зайти на портал ЕРСМСБ – ofd.nalog.ru, внести в строку поиска ИНН, ОГРН, ОГРНИП или наименование.

Если проверяете свою компанию и увидели, что информации о ней отсутствует или недостоверна, то нужно оформить заявку на проверку данных и направить оператору Реестра.

Внесение в реестр МСП и участников программы партнерства

С 1 августа 2016 года компании не предоставляют в налоговый орган документы, подтверждающие статус МСП. Информация вносится в автоматическом режиме вместе с данными, поданными в ЕГРЮЛ, ЕГРИП, налоговой отчетностью.

Информация об организациях и предпринимателях вносится в ЕРСМСБ в первый год после создания и начала деятельности. Предпринимателю на патентной системе автоматическим присваивается статус микро-предприятия.

Если отчетность в налоговый орган не предоставлялась, предприятие в реестр не включается или исключается из перечня. Часть информации вносится на основании данных от бирж, органов власти, учреждений.

Сведения обновляются ежегодно 10 августа с учетом информации по состоянию на 1 июля. Кроме того, ежемесячно 10 числа меняется информация о новых компаниях или прекративших деятельность.

Информация, которая обновляется:

  • новые компании;
  • предприятия, которые прекратили деятельность, перестали быть МСП, не предоставили отчетность;
  • актуализация с использованием сведений ЕГРЮЛ, ЕГРИП, о государственных контрактах и тендерах.

МСП могут принимать участие в программах партнерства, которые создаются с целью осуществления государственных закупок. Это упрощает процедуру заключения договоров, получения финансовых льгот, сокращает сроки оплаты контракта.

Хозяйственные субъекты, которые осуществляют государственные закупки, утверждают документацию по программам партнерства самостоятельно. В ней описывается порядок формирования реестра участников программы партнерства из числа МСП. Заказчики ведут реестры самостоятельно и размещают их на своих сайтах.

Для включения в перечень заказчиками могут устанавливаться определенные критерии (отсутствие процедур банкротства, недоимок по налогам, судимости у руководителя компании и др.).

МСП, включенные в реестр программы партнерства, участвуют в закупках заказчика на добровольной основе.

Малое и среднее предпринимательство Российской Федерации

Продуктовый магазин в сельской местности или жилых массивах — один из наиболее часто встречающихся в СНГ типов микропредприятий

Деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому предпринимательству.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесённые в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесённые в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям.

23 сентября 2009 года тогда ещё председатель правительства РФ В. В. Путин огласил начинания Правительства РФ по содействию развитию малого и среднего предпринимательства в России:

  1. Сохранить для высокотехнологичных предприятий ставку отчислений в Пенсионный фонд на уровне 14 % (с 2011).
  2. Освободить предприятия, внедряющие энергоэффективное оборудование, от налога на имущество на срок до трёх лет.
  3. Отменить налог на прибыль от продажи ценных бумаг — при условии, что срок владения ими превышает пять лет и они не обращаются на биржевом рынке.
  4. Освободить компании, работающие в сфере образования и здравоохранения, от уплаты налога на прибыль на срок до девяти лет.
  5. Передать в местные бюджеты большую часть дохода от продажи патентов на осуществление предпринимательской деятельности.
  6. Продлить на три года льготный порядок приватизации арендуемой у государства недвижимости. Освободить все сделки по приватизации от НДС.
  7. Сделать действие лицензий на предпринимательскую деятельность бессрочным (сейчас — нужно продлевать каждые пять лет).
  8. Пакет госпомощи малому и среднему предпринимательству в 2010 году — 13 млрд руб.

Ограничение по статусу

Для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 49 % (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования).

(п. 1 ч. 1 ст. 4 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).

Ограничение по численности работников

В зависимости от средней численности работников за календарный год предприятия подразделяются на:

  • микропредприятия — до 15 работников включительно;
  • малые предприятия — до 100 работников включительно;
  • средние предприятия — от 101 до 250 работников включительно.

Ограничение по выручке

С 4 апреля 2016 года согласно Постановлению Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. N 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам, для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • микропредприятия — 120 млн рублей;
  • малые предприятия — 800 млн рублей;
  • средние предприятия — 2 млрд рублей.

Кредитование малого предпринимательства

Крупнейшие банки на рынке кредитования малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в 2009 году (рейтинг актуален на 07.04.10), тыс. руб.:

  1. Сбербанк 191 732 686.87
  2. Банк Уралсиб 217 346 252.27
  3. Россельхозбанк 200 140 044.30

Франчайзинг

Основная статья: Франчайзинг

Франчайзинг позволяет предпринимателям начинать дело по готовой схеме крупной сети, используя их бренды и технологии, а также возможности финансирования некоторых этапов. В России, как и во многих странах мира, франчайзинг активно развивается. Примеры сфер предпринимательства, где действуют много франчайзинговых предприятий: торговля, общественное питание, туризм.

Поддержка малого предпринимательства

Основными лоббистами интересов малого и среднего бизнеса в России являются ТПП России и РСПП. В 2013 году в кулуарах XII Всероссийского форума «Дни малого и среднего бизнеса России — 2013» Президентом ТПП РФ была поднята проблема чрезмерного повышения страховых взносов. В 2014 году Правительством РФ утверждена программа поддержки малого бизнеса. В рамках этой программы предусмотрен ряд мер, в том числе финансовых, правовых и административных. Одним из основных инициаторов Программы выступила ТПП РФ. В 2016 году Катыриным было инициировано ужесточение процедуры введения новых налогов для исключения двойного и тройного налогообложения.

Государственный «Внешэкономбанк» (ВЭБ) через собственный, специально созданный «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (ОАО «МСП банк») реализует программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. Эту программу кредитования ещё называют «Шесть с половиной», а её особенность состоит в льготных условиях для приоритетных отраслей экономики (для среднего бизнеса под 10 процентов годовых, для малого — под 11). Приоритетность отрасли определяет Правительство РФ.

Опросы показали, что 44 % представителей малого бизнеса осведомлены о действующих программах государственной поддержки, при этом 13 % из них указали, что имеют опыт пользования такими программами.

Уровень доверия предпринимателей к банковской системе в России

По данным опроса, проведённого центром НАФИ, 10 % руководителей бизнеса предприняли какие-либо действия в связи со случаями отзыва лицензий банков. Наиболее распространённая реакция — смена банка (18 % тех, кто что-либо предпринимал). 12 % перестали хранить деньги на счетах, а ещё по 10 % открыли либо имеют счёт в другом банке. 6 % сняли наличные со счёта, а 4 % находятся в поиске нового банка. Опросы показали, что 4 % закрыли счета в негосударственных банках и столько же перевели средства в Сбербанк.

66 % предпринимателей уверены в финансовой устойчивости банка, в котором обслуживается их организация, и таковых больше всего среди представителей среднего бизнеса (76 %). Неуверенных — только 13 %, и это чаще всего — малые предприятия (17 %).

Таблица: «Насколько Вы уверены в финансовой устойчивости банка, в котором обслуживается ваша организация?», в % (всероссийский опрос, №=500)

Все

опрошенные

Малый бизнес

(включая микро-)

Средний

бизнес

Полностью уверены 35 33 41
Скорее уверены 31 29 35
Скорее не уверены 10 13 6
Абсолютно не уверены 3 4 1
Затрудняюсь ответить 21 19 17

В других странах

Китай

  • 2013: В качестве меры по стимулированию экономики введены налоговые льготы для малого предпринимательства. С 1 августа 2013 заморожен налог на добавленную стоимость и налог с оборота для предприятий малого предпринимательства, чей ежемесячный объём продаж не превышает 20 тысяч юаней (примерно 3,3 тыс. долл. США). По оценкам правительства, от этих льгот выиграют более 6 миллионов малых предприятий, увеличатся доходы и повысится уровень занятости у миллионов китайцев. Новые меры стимулирования предусматривают также упрощение процедуры таможенного оформления, снижение эксплуатационных сборов и облегчение экспорта для малых и средних частных предприятий.

США

Структура малого и среднего бизнеса США:

Тип бизнеса Годовой оборот Количество компаний Занятость
Малый бизнес менее 10 млн долларов около 6 млн 35%
Средний бизнес от 10 млн до 1 млрд долларов 195 000 34%

Сегмент среднего рынка принято подразделять на три сегмента:

  • компании с наименьшим оборотом (они ближе к малому бизнесу);
  • компании, конкурирующие в среднем сегменте (годовой оборот от 20 до 500 млн долларов);
  • компании с наибольшим годовым оборотом (сближаются с крупным бизнесом).

Украина

Структура малого и среднего бизнеса на Украине:

Тип бизнеса Кол-во сотрудников Годовой доход Кол-во субъектов
Микробизнес до 10 не более экв. 2 млн евро 1910830
Малый бизнес 10-49 не более экв. 10 млн евро 47555
Средний бизнес 50-249 не более экв. 50 млн евро 15510

Примечания

  1. Малый бизнес защитили от малой власти. Коммерсантъ № 50 (4350) (24 марта 2010). Проверено 13 августа 2010. Архивировано 13 марта 2012 года.
  2. Федеральный Закон № 209-ФЗ от 24.07.2007
  3. РБК
  4. С. Катырин: бизнесу нужны деньги, а не обещания | Социальная сеть Pandia.ru. pandia.ru. Проверено 22 декабря 2015.
  5. «От первого лица» / Сергей Катырин, президент ТПП России: о программе поддержки малого бизнеса / Radiorus.ru. test.radiorus.rfn.ru. Проверено 1 ноября 2015.
  6. Сергей Катырин: Не думаю, что нефть подорожает до 90 долларов. Российская газета. Проверено 22 декабря 2015.
  7. Внешэкономбанк — «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (ОАО «МСП Банк»)
  8. Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства
  9. Сергей Катырин: Нужно упростить доступ бизнеса к финансированию. Российская газета. Проверено 8 января 2017.
  10. Социология. Статистика. Публикации. Малое и среднее предпринимательство в России: Отраслевой обзор. Вып. 4 / Авторы: О. Ю. Стасевич, Г. Р. Имаева, А. В. Дурнов, О. А. Шарова; Аналитический центр НАФИ. — М.: Издательство НАФИ, 2016. — 48 с.
  11. Малое и среднее предпринимательство в России. Серия «Социология. Статистика. Публикации. Отраслевые обзоры». Вып. 4, 2016 г. — НАФИ
  12. Би-би-си: «Китай вводит новые меры по стимулированию экономики»
  13. Роберт Шер, 2016, с. 15-20.
  14. Основні показники діяльності суб’єктів господарювання з розподілом на суб’єкти великого, середнього, малого та мікропідприємництва. ukrstat.gov.ua. Проверено 11 января 2017.
  15. CТРУКТУПНІ ЗМІНИ В ЕКОНОМІЦІ. ukrstat.gov.ua. Проверено 11 января 2017.

§ 1. Понятие и значение малого и среднего предпринимательства

Малое и среднее предпринимательство — это предпринимательская деятельность, осушествляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, отнесенными Законом о малом предпринимательстве к субъектам малого и сред-

него предпринимательства (ст.

З) . В соответствии со ст. 4 Закона о малом предпринимательстве к субъектам малого предпринимательства относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) средняя численность работников за предшествующий ка- лендарный год, определяемая с учетом работающих по граж- данско-правовым договорам и по совместительству (с учетом реально отработанного времени), а также работников филиалов и представительств, не должна превышать следующие предель- ные значения средней численности работников для каждой ка- тегории субъектов малого предпринимательства: —

от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий; —

до 100 человек включительно для малых предприятий. Среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек;

2) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должна пре- вышать предельные значения, устанавливаемые Правительст- вом РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных стати- стических наблюдений за деятельностью субъектов малого предпринимательства;

1 СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4006.

Далее, если не будет использоваться иное обозначение, будет применяться сокращенная терминология: «малое предпринимательство», «субъекты малого предпринимательства».

Глава 15. Развитие малого и среднего предпринимательства

3) для юридических лиц суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов); доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25%.

Категория субъекта малого предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием: средней численностью работников или выручкой от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимостью активов. Категория субъекта малого предпринимательства может изменяться только в случае, если средняя численность работников или выручка от реализации товаров (работ, услуг) или балансовая стоимость активов становится выше или ниже указанных предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

Определение категорий субъектов малого предпринимательства необходимо для оказания соответствующей государственной поддержки. Соответственно федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого предпринимательства, ведут реестры указанных субъектов — получателей такой поддержки.

Порядок ведения реестров устанавливается Правительством РФ. Информация, содержащаяся в реестрах, является открытой для ознакомления.

В основном критерии отнесения лиц к субъектам малого предпринимательства, предусмотренные российским законодательством, соответствуют международным стандартам. В зарубежном законодательстве также используются критерии численности персонала, объем оборота, величина активов, размер уставного капитала.

Не вызывает сомнений отнесение российским законодателем к субъектам малого предпринимательства крестьянских (фермерских) хозяйств, которые осуществляют предпринимательскую деятельность и нуждаются в государственной поддержке. Что же касается потребительских кооперативов, то они не являются предпринимателями, поэтому труднообъяснимо отнесение их к субъектам малого бизнеса.

В Законе о малом предпринимательстве определены основные цели и принципы государственной политики в области развития малого предпринимательства в России (ст. 6). Установлено, что государственная политика в области развития малого предпринимательства является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, организационных и иных мер, осуществляемых государственными органами и органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных Законом о малом предпринимательстве.

Основными целями государственной политики в области развития малого предпринимательства являются: 1)

обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого предпринимательства, обеспечение их конкурентоспособности, оказание содействия в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг); 2)

на основе увеличения количества субъектов малого предпринимательства увеличение доли производимых ими товаров (работ, услуг), формирование конкурентной среды в экономике России, обеспечение занятости населения, увеличение налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.

Законом о малом предпринимательстве определяются также основные принципы государственной политики в сфере малого предпринимательства: 1)

разграничение полномочий по поддержке субъектов малого предпринимательства между государственными органами и органами местного самоуправления и их ответственности в этой сфере; 2)

участие представителей субъектов малого предпринимательства в формировании и реализации государственной политики в области развития малого предпринимательства, в экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого предпринимательства; 3)

обеспечение равного доступа субъектов малого предпринимательства к получению поддержки в соответствии с уело- 4)