Меры по восстановлению платежеспособности

8. Меры по восстановлению платежеспособности должника.

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника: •

перепрофилирование производства; •

закрытие нерентабельных производств; •

взыскание дебиторской задолженности; •

продажа части имущества должника; •

уступка прав требования должника; •

исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами; •

увеличение уставного каптала должника за счет взносов участников и третьих лиц; •

размещение дополнительных обыкновенных акций должника; •

продажа предприятия должника; •

замещение активов должника; •

иные меры по восстановлению платежеспособности должника.

Продажа предприятия должника.

Для целей Федерального закона под предприятием должника понимается имущественный комплекс, предназначенный для осуществления

предпринимательской деятельности (далее — предприятие). Предприятие — наиболее важный объект, принадлежащий должнику; ученые подчеркивают значимость правильного определения его состава.12 Объектом продажи могут также служить филиалы и иные структурные подразделения должника — юридического лица.

В.В.Витрянский предлагает дополнить существующее регулирование продажи бизнеса должника, так как в настоящее время бывает сложно разграничить сделку по продаже предприятия и обычную сделку по продаже части имущества должника, при этом » в качестве одного из признаков продажи именного предприятия должника можно было бы предложить наличие реальной возможности выделить из всех обязательств должника обязательства, связанные исключительно с деятельностью соответствующего комплекса имущества, используемого для предпринимательской деятельности».13

Продажа предприятия может быть включена в план внешнего управления на основании решения органа управления должника, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении соответствующих крупных сделок должника. В решении о продаже предприятия должно содержаться указание на минимальную цену продажи предприятия.

При продаже предприятия отчуждаются все виды имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе земельные участки, здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, а также права на обозначения, индивидуализирующие должника, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), другие принадлежащие должнику исключительные права, за исключением прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам.

При продаже предприятия, осуществляемой в соответствии со 110 статьей Закона, денежные обязательства и обязательные платежи должника не включаются в состав предприятия, за исключением обязательств должника, которые возникли после принятия заявления о признании должника банкротом и могут быть переданы покупателю предприятия в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.

При продаже предприятия все трудовые договоры, действующие на дату продажи предприятия, сохраняют силу, при этом права и обязанности работодателя переходят к покупателю предприятия.

Продажа предприятия осуществляется в порядке, установленном федеральным законом, путем проведения открытых торгов в форме аукциона, если иное не установлено Федеральным законом.

В случае, если в состав имущества предприятия входит имущество, относящееся к ограниченно оборотоспособному имуществу, продажа предприятия осуществляется только путем проведения закрытых торгов.

Начальная цена продажи предприятия, выставляемого на торги, устанавливается решением собрания кредиторов или комитета кредиторов на основании рыночной стоимости имущества, определенной в соответствии с отчетом независимого оценщика, привлеченного внешним управляющим и действующего на основании договора с оплатой его услуг за счет имущества должника.

Начальная цена продажи предприятия не может быть ниже минимальной цены продажи предприятия, определенной органами управления должника при обращении с ходатайством о продаже предприятия. Порядок и условия проведения торгов определяются собранием кредиторов или комитетом кредиторов.

Условия проведения торгов должны предусматривать получение денежных средств от продажи предприятия не позднее чем за месяц до истечения срока внешнего управления.

Продолжительность приема заявок (предложений) на участие в торгах должна быть не менее чем двадцать пять дней.

Внешний управляющий выступает в качестве организатора торгов либо на основании решения собрания кредиторов или комитета кредиторов привлекает для этих целей специализированную организацию с оплатой ее услуг за счет имущества должника. Указанная организация не должна являться заинтересованным лицом в отношении должника и внешнего управляющего.

Внешний управляющий (организатор торгов) обязан опубликовать сообщение о продаже предприятия на торгах в официальном издании, определяемом в соответствии со статьей 28 настоящего Федерального закона, а также в местном печатном органе по месту нахождения должника не позднее чем за тридцать дней до даты проведения торгов.

Внешний управляющий (организатор торгов) также вправе опубликовать указанное сообщение в иных средствах массовой информации.

В сообщении о продаже предприятия должны содержаться: •

сведения о предприятии, его характеристики и порядок ознакомления с ними; •

сведения о форме проведения торгов и форме подачи предложения о цене предприятия; •

требования к участникам торгов в случае, если проводятся закрытые торги; •

условия конкурса в случае его проведения; •

срок, время и место подачи заявок и предложений о цене предприятия; •

порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению; •

размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов; •

начальная цена продажи предприятия; •

величина повышения начальной цены («шаг аукциона») в случае открытой формы подачи предложений о цене предприятия; •

порядок и критерии выявления победителя торгов; •

время и место подведения итогов торгов; •

порядок и срок заключения договора купли-продажи; •

условия и сроки платежа, реквизиты счетов; •

сведения об организаторе торгов.

При подготовке к проведению торгов внешний управляющий (организатор торгов) организует прием заявок (предложений) участников торгов, а также задатков.

Внешний управляющий (организатор торгов) проводит торги, осуществляет подведение итогов торгов и определяет победителя, а также подписывает протокол об итогах торгов. В случае проведения торгов организатором торгов он передает протокол об итогах торгов внешнему управляющему для заключения договора купли-продажи с победителем торгов.

В случае, если в указанные в сообщении о продаже предприятия сроки

не получено ни одной заявки (предложения) или получена одна заявка

(предложение), внешний управляющий (организатор торгов) признает первые торги по продаже предприятия несостоявшимися и проводит повторные торги.

Повторные торги проводятся также в случае, если предприятие не было продано на первых торгах.

В случае, если повторные торги были признаны несостоявшимися или предприятие не было продано, внешний управляющий в течение четырнадцати дней с даты подведения итогов повторных торгов публикует новое сообщение о продаже предприятия в порядке, предусмотренном статьей 110 и статьей 28 Федерального закона.

Начальная цена продажи предприятия, указанная в таком сообщении, может быть снижена на десять процентов начальной цены продажи предприятия, установленной собранием кредиторов или комитетом кредиторов, но не может быть ниже минимальной цены продажи предприятия, определенной органами управления должника.

В случае, если предприятие не было продано в порядке, предусмотренном настоящим пунктом, порядок продажи предприятия на торгах устанавливается собранием кредиторов или комитетом кредиторов, в том числе посредством публичного предложения. При этом предприятие не может быть продано по цене ниже минимальной цены продажи предприятия, определенной органами управления должника.

Лицо, являющееся победителем торгов, и внешний управляющий не позднее чем через десять дней с даты подведения итогов торгов подписывают договор купли-продажи предприятия.

В случае если иное не установлено Федеральным законом, при продаже предприятия посредством публичного предложения договор купли-продажи предприятия заключается внешним управляющим с лицом, предложившим в течение месяца с даты опубликования сообщения о продаже предприятия максимальную цену за предприятие.

Покупатель предприятия обязан уплатить цену продажи предприятия, определенную на торгах, в срок, указанный в сообщении о проведении торгов, но не позднее чем через месяц с даты подведения итогов торгов.

Денежные средства, вырученные от продажи предприятия, включаются в состав имущества должника.

В случае уклонения лица, являющегося победителем торгов, от подписания протокола или договора купли-продажи сумма задатка, утраченная этим лицом, включается в состав имущества должника за вычетом издержек организатора торгов на их проведение.

Продажа части имущества должника:

В случаях, предусмотренных планом внешнего управления, после проведения инвентаризации и оценки имущества должника внешний управляющий вправе приступить к продаже имущества должника на открытых торгах, если иной порядок продажи имущества не предусмотрен настоящим Федеральным законом.

Продажа имущества должника не должна приводить к невозможности осуществления должником своей хозяйственной деятельности.

Подлежащее в соответствии с планом внешнего управления продаже имущество должника — унитарного предприятия или должника — акционерного общества, более двадцати пяти процентов голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, оценивается независимым оценщиком с представлением заключения государственного финансового контрольного органа по проведенной оценке.

Начальная цена имущества, выставляемого на торги, устанавливается решением собрания кредиторов (комитета кредиторов) на основании рыночной стоимости имущества, определенной в соответствии с отчетом независимого оценщика, привлеченного внешним управляющим и действующего на основании договора с оплатой его услуг за счет имущества должника.

В случае если планом внешнего управления предусмотрена продажа имущества, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату до утверждения плана внешнего управления составляет не менее чем сто тысяч рублей, такое имущество должно продаваться на открытых торгах при условии, что иной порядок продажи не предусмотрен настоящим Федеральным законом.

Открытые торги проводятся в порядке, предусмотренном пунктами 4 — 9 статьи 110 Федерального закона, если иное не установлено 111 статьей.

Имущество должника, относящееся к ограниченно оборотоспособному имуществу, может быть продано только на закрытых торгах.

В закрытых торгах принимают участие лица, которые в соответствии с федеральным законом могут иметь в собственности или на ином вещном праве указанное имущество.

Имущество, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату до даты утверждения плана внешнего управления составляет менее чем сто тысяч рублей, продается в порядке, предусмотренном планом внешнего управления.

Действие 111 статьи Закона не распространяется на случаи реализации имущества должника, которое является изготовленной должником в процессе хозяйственной деятельности продукцией.

Уступка прав требования должника:

Внешний управляющий вправе с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) приступить к уступке прав требования должника путем их продажи.

Продажа прав требования должника осуществляется внешним управляющим в порядке и на условиях, которые определены пунктами 3 и 5 статьи 111 Федерального закона, если иное не установлено федеральным законом или не вытекает из существа требования.

Условия договора купли- продажи права требования должника должны предусматривать: •

получение денежных средств за проданное право требования не позднее чем через пятнадцать дней с даты заключения договора купли-продажи; •

переход права требования осуществляется только после его полной оплаты.

Исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами.

Собственник имущества должника — унитарного предприятия, учредители (участники) должника либо третье лицо или третьи лица в любое время до окончания внешнего управления в целях прекращения производства по делу о банкротстве вправе удовлетворить все требования кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или предоставить должнику денежные средства, достаточные для удовлетворения всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов.

Собственник имущества должника — унитарного предприятия, учредители (участники) должника либо третье лицо или третьи лица обязаны в письменной форме уведомить арбитражного управляющего и кредиторов о начале удовлетворения требований кредиторов. После получения первого уведомления арбитражным управляющим исполнение обязательств должника перед кредиторами от других лиц не принимается. Если лицо, направившее уведомление, не начало исполнение обязательств в недельный срок после направления уведомления или в месячный срок не удовлетворило требования кредиторов в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, уведомление считается недействительным.

При удовлетворении требований кредиторов или предоставлении должнику денежных средств собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами кредиторы должника обязаны принять такое удовлетворение, а должник обязан удовлетворить требования кредиторов и уполномоченных органов за счет предоставленных ему средств.

В случае невозможности удовлетворения требований кредиторов в соответствии с пунктом 1 статьи 113 Закона и абзацем первым настоящего пункта в связи с нарушением кредитором обязанностей по предоставлению сведений о себе, необходимых для осуществления расчетов с данным кредитором, а равно в случае уклонения кредитора от принятия исполнения обязательств должника иным способом денежные средства могут быть внесены в депозит нотариуса.

Денежные средства считаются предоставленными должнику на условиях договора беспроцентного займа, срок которого определен моментом востребования, но не ранее окончания срока, на который была введена процедура внешнего управления.

Допускается заключение соглашения между третьим лицом или третьими лицами и органами управления должника, уполномоченными в соответствии с учредительными документами принимать решения о заключении крупных сделок, об иных условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника.

В случае исполнения обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами завершение внешнего управления и прекращение производства по делу о банкротстве происходят в соответствии со статьей 116 Федерального закона.

Размещение дополнительных обыкновенных акций должника:

В целях восстановления платежеспособности должника планом внешнего управления может быть предусмотрено увеличение уставного капитала должника — акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций.( этот вопрос в силу своей актуальности вызывает интерес у многих ученых).14

Увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных обыкновенных акций может быть включено в план внешнего управления исключительно по ходатайству органа управления должника, принявшего решения, предусмотренные пунктом 2 статьи 94 настоящего Федерального закона.

В случае получения ходатайства органа управления должника о включении в план внешнего управления увеличения уставного капитала должника — акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций должника внешний управляющий обязан провести собрание кредиторов для рассмотрения ходатайства органа управления должника о включении в план внешнего управления решения о проведении эмиссии дополнительных обыкновенных акций должника.

Размещение дополнительных обыкновенных акций должника может проводиться только по закрытой подписке. Срок размещения дополнительных обыкновенных акций должника не может превышать три месяца. Государственная регистрация отчета об итогах размещения дополнительных обыкновенных акций должника должна быть осуществлена не позднее чем за месяц до даты окончания внешнего управления.

Акционеры должника имеют преимущественное право на приобретение размещаемых дополнительных обыкновенных акций должника в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Срок, предоставляемый акционерам должника для осуществления преимущественного права на приобретение дополнительных обыкновенных акций должника, не может быть более чем сорок пять дней с даты начала размещения указанных акций.

Проспектом эмиссии (решением о выпуске) дополнительных обыкновенных акций должника должна предусматриваться оплата дополнительных обыкновенных акций только денежными средствами.

В случае признания выпуска дополнительных обыкновенных акций должника несостоявшимся или недействительным средства, полученные должником от лиц, которые приобрели дополнительные обыкновенные акции должника, возвращаются таким лицам вне очередности удовлетворения требований кредиторов, установленной настоящим Федеральным законом.

Замещение активов должника.

Замещение активов должника проводится путем создания на базе имущества должника одного открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ. В случае создания одного открытого акционерного общества в его уставный капитал вносится все имущество, в том числе имущественные права, входящие в состав предприятия и предназначенные для осуществления предпринимательской деятельности. Состав предприятия определяется в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 110 Федерального закона.

Замещение активов должника путем создания на базе имущества должника одного открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ может быть включено в план внешнего управления на основании решения органа управления должника, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении соответствующих сделок должника.

Возможность замещения активов должника может быть включена в план внешнего управления при условии, что за принятие такого решения проголосовали все кредиторы, обязательства которых обеспечены залогом имущества должника.

Планом внешнего управления может быть предусмотрено создание нескольких открытых акционерных обществ с оплатой их уставных капиталов имуществом должника, предназначенным для осуществления отдельных видов деятельности. Состав имущества должника, вносимого в оплату уставных капиталов создаваемых открытых акционерных обществ, определяется планом внешнего управления.

Величина уставных капиталов указанных обществ определяется на основании рыночной стоимости вносимого имущества, определенной на основании отчета независимого оценщика с учетом предложений органа управления должника, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении соответствующих сделок должника.

При замещении активов должника все трудовые договоры, действующие на дату принятия решения о замещении активов должника, сохраняют силу, при этом права и обязанности работодателя переходят к вновь создаваемому открытому акционерному обществу (открытым акционерным обществам).

Документ, подтверждающий наличие лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, подлежит переоформлению на документ, подтверждающий наличие соответствующей лицензии у открытого акционерного общества или открытых акционерных обществ, в порядке, установленном федеральным законом.

Акции созданных на базе имущества должника открытого акционерного общества или открытых акционерных обществ включаются в состав имущества должника и могут быть проданы на открытых торгах, если иное не установлено настоящей статьей.

Продажа акций созданного на базе имущества должника открытого акционерного общества или открытых акционерных обществ должна обеспечить накопление денежных средств для погашения требований всех кредиторов.

Продажа на открытых торгах акций созданного на базе имущества должника открытого акционерного общества или открытых акционерных обществ осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 110 Федерального закона.

Планом внешнего управления может быть предусмотрена продажа акций созданного на базе имущества должника открытого акционерного общества или открытых акционерных обществ на организованном рынке ценных бумаг.

Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом»

Система правоведения

контрольная работа

Согласно ч.3 ст. 104 Гражданского кодекса Украины порядок прекращения юридического лица в процессе восстановления его платежеспособности устанавливается законом.

Таким законом является Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» от 30.06.1999 г. (новая редакция Закона Украины «О банкротстве» от 14.05.1992г.)(далее-Закон)

Закон устанавливает условия и порядок восстановления платежеспособности субъекта предпринимательской деятельности — должника или признания его банкротом и применения ликвидационной процедуры, полного или частичного удовлетворения требований кредиторов. В этом его отличие от ранее действовавшего Закона, основной задачей которого является определение условий и порядка признания юридических лиц — субъектов предпринимательской деятельности — банкротами с целью удовлетворения претензий кредиторов.

Закон различает понятия — «неплатежеспособность» и «банкротство».
Неплатежеспособность — неспособность субъекта предпринимательской деятельности выполнить после наступления установленного срока их уплаты денежные обязательства перед кредиторами, в том числе по заработной плате, а также исполнить обязательства по уплате налогов и сборов (обязательных платежей) не иначе как путем восстановления платежеспособности.

Методические рекомендации по выявлению признаков неплатежеспособности предприятия и признаков действий по сокрытию банкротства, фиктивного банкротства или доведения до банкротства утверждены приказом Министерства экономики Украины от 17.01.2001 г. № 10.

Текущей неплатежеспособностью, согласно Методическим рекомендациям, может характеризоваться финансовое положение любого предприятия, если на конкретный момент из-за случайного совпадения обстоятельств временно суммы имеющихся у него средств и высоколиквидных активов недостаточно для погашения текущего долга, соответствующего законодательному определению неплатежеспособности.

Экономическим показателем признаков текущей платежеспособности при наличии просроченной кредиторской задолженности является разница между суммой имеющихся у предприятия денежных средств, их эквивалентов и других высоколиквидных активов и его текущих обязательств.

В соответствии с Методическими рекомендациями, признаки критической неплатежеспособности, соответствующие финансовому положению потенциального банкротства, имеют место, если на начало и в конце отчетного квартала, предшествующего подаче заявления о возбуждении дела о банкротстве, имеются признаки текущей неплатежеспособности, а коэффициент покрытия и коэффициент обеспечения собственными средствами в конце отчетного квартала меньше их нормативных значений — 1,5 и 0,1 соответственно.

Меры по восстановлению платежеспособности должника:

-реструктуризация предприятия; — перепрофилирование производства;

-закрытие нерентабельных производств; — отсрочка и (или) рассрочка платежей или прощение (списание) части долгов, о чем заключается мировое соглашение; -ликвидация дебироской задолженности; — продажа части имущества должника; — обязательство инвестора о погашении долга (части долга) должника, в частности путем перевода на него долга (части долга) и его ответственность за неисполнение взятых не себя обязательств;

— исполнение обязательств должника собственником имущества должника и его ответственнность за неисполнение принятых на себя обязательств;

— продажа имущества должника как целостного имущественного комплекса (для негосударственных предприятий); — получение кредита для выплаты выходного пособия работникам должника, которые увольняются согласно плану санации; — увольнение работников должника, которые не могут быть задействованы в процессе реализации плана санации; — другие способы восстановления платежеспособности должника.

Банкротство и санация юридических лиц.

Общие правила признания субъекта предпринимательства банкротом определены в главе 23 Хозяйственного кодеса Украины, Законе Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» от 30.06.1999 г. (новая редакция Закона Украины «О банкротстве» от14.05.1992г.) (далее-Закон).

Согласно ч.3 ст. 104 Гражданского кодекса Украины порядок прекращения юридического лица в процессе банкротства устанавливется законом.

Банкротство — признанная хозяйственным судом неспособность должника восстановить свою платежеспособность и удовлетворить признанные судом требования кредиторов не иначе как путем применения ликвидационной процедуры. Должник определн Законом как субъект предпринимательской деятельности, неспособный исполнить свои обязательства перед кредиторами, в том числе обязательства по уплате налогов и сборов (обязательных платежей), в течение трех месяцев после наступления установленного срока их уплаты. Участники производства по делам о банкротстве: стороны по делу о банкротстве (кредиторы, представитель комитета кредиторов и должник (банкрот), арбитражный управляющий (распорядитель имущества, управляющий санацией, ликвидатор), собственнк имущества (орган, уполномоченный цправлять имуществом должника), а также в случаях, предусмотренных Законом, другие лица, которые принимают участие в производстве по делу о банкротстве, Фонд государственного имущества Украины, государственный орган по вопросам банкротства, представитель органа местного самоуправления, представитель работников должника. К досудебным процедурам решения проблемы несостоятельности Закон относит, в частности досудебную санацию.

Санация — система мер, осуществляемых при производстве по делу о банкротстве в целях предупреждения признания должника банкротом и его ликвидации, направленная на оздоровление финансово-хозяйственного положения должника, а также удовлетворение в полном объеме или частично требований кредиторов путем кредитования, реструктуризации предприятия, долгов и капитала и (или) изменения организационно-правовой и производственной структуры должника. Досудебная санация государственных предприятияй проводится за счет средств государственных предприятий и других источников финансирования в соответствии с законодательством.

К числу судебных процедур банкротства, которые применяются в отношении должника, Закон относит: — распоряжение имуществом должника;

— мировое соглашение;

— санацию (восстановление платежеспособности) должника;

— ликвидацию банкрота.

При этом Закон содержит специальное указание в отношении санации и ликвидации банкрота — они производятся с соблюдением требований антимонопольного законодательства Украины. Производство по делам о банкротстве регулируется Законом Украины » О восстановлении платежеспособности должника или признание его банкротом», Хозяйственным процессуальным кодесом Украины, другими законодательнымиактами.

Основные этапы санации должника: — представление распорядителю имущества физическими и (или) юридическими лицами, которые изъявят желание принять участие в процедуре санации должника, заявления об участии в санации должника (после опубликования кредиторами в официальном печатном органе объявления о возбуждении дела о банкротстве); — внесение комитетом кредиторов предложения в хозяйственный суд о санации должника; — вынесение хозяйственным судом по ходатайству комитета кредиторов определения о проведении санации должника и назначении управляющего санацией; — разработка управляющим санацией плана санации должника; — принятие плана санации комитетом кредиторов; — продажа имущества должника как целостного имущественного комплекса или части его имущества (не обязательный этап); — представление управляющим санацией собранию кредиторов письменного отчета; — вынесение решения собранием кредиторов.

Кабинет министров Украины одобрил концепцию проекта закона Украины «О внесении изменений в закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом», говорится в распоряжении Кабмина от 22 ноября 2010 г. № 2138-р.

Концепция направлена на ликвидацию недостатков в законе для создания надлежащих условий для восстановления платежеспособности субъектов хозяйствования, защиты имущественных интересов кредиторов, должников и владельцев их имущества от рисков, связанных с недобросовестным использованием предусмотренных законом процедур.

Концепция предусматривает усовершенствование механизма возобновления платежеспособности субъектов хозяйствования и предсказания особенностей нормативного регулирования восстановления платежеспособности или банкротства государственных предприятий и предприятий, в уставных капиталах которых доля государства составляет более-25%.

Целью концепции является определение путей совершенствования процедур банкротства. Министерству экономики совместно с Министерством финансов, Государственным комитетом по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, Фондом государственного имущества поручено разработать с учетом положений концепции и представить 16 декабря 2010 г. Кабинету министров Украины проект закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом».

§ 5. Процедуры восстановления платежеспособности должника

Отечественное законодательство о банкротстве предусматривает процедуры банкротства, проведение которых направлено не только на удовлетворение требований кредиторов, но и на восстановление платежеспособности должника (процедуры восстановления платежеспособности должника).

По мнению Т.К. Мартышиной, «под восстановительной процедурой следует понимать комплекс восстановительных мероприятий, применяемых с момента вынесения судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом, направленных на восстановление его платежеспособности, когда есть достаточные и объективные данные полагать, что платежеспособность такого должника может быть восстановлена. Под восстановительным мероприятием понимается регламентированное действие или совокупность действий, применяемых к должнику с целью восстановления его платежеспособности. Восстановительные мероприятия проводятся в рамках конкретных восстановительных процедур, но не ограничиваются только рамками восстановительных процедур».

К числу процедур восстановления платежеспособности должника по отечественному законодательству о банкротстве относятся финансовое оздоровление, внешнее управление, реструктуризация долгов гражданина.

Финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности; внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности; реструктуризация долгов гражданина — реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов (статья 2 Закона о банкротстве).

Т.П. Прудникова отмечает, что «внешнее управление с финансово- экономической точки зрения представляет собой реструктуризацию организации-должника в целях восстановления его платежеспособности. При этом реструктуризация может осуществляться как путем мобилизации внутренних ресурсов должника, так и (при их недостаточности) путем привлечения финансовых ресурсов третьих лиц (инвесторов). Под реструктуризацией, как правило, понимается целостный комплекс мер рыночной организации финансово-хозяйственной деятельности юридического лица, направленных на увеличение эффективности использования его внутренних и привлеченных ресурсов. Реструктуризация организации проводится в целях достижения наиболее адекватного сложившимся экономическим реалиям соотношения и взаимодействия ее основных факторов производства: основных средств, включая недвижимость, капитала, трудовых ресурсов, менеджмента. Кроме того, реструктуризация включает в себя умелое маневрирование финансами, производственной номенклатурой, обязательствами, а также направленность на освобождение от лишних затрат».

Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года. В случае, если с даты введения финансового оздоровления до даты рассмотрения арбитражным судом вопроса о введении внешнего управления прошло более чем восемнадцать месяцев, арбитражный суд не может вынести определение о введении внешнего управления (пункт 2 статьи 92 Закона о банкротстве).

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления наступают следующие последствия: требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Законом о банкротстве порядка предъявления требований к должнику; ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов отменяются; аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены только в арбитражном процессе по делу о банкротстве; осуществление имущественных взысканий по исполнительным документам приостанавливается, за исключением таких взысканий по исполнительным документам, выданным на основании вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, возмещении морального вреда; удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп или приобретение должником размещенных акций либо выплата действительной стоимости доли (пая) не допускается; изъятие собственником имущества должника — унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества не допускается; выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам, доходов по долям (паям), распределение прибыли между учредителями (участниками) должника не допускаются; прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, предоставления отступного или иным способом не допускается, если при этом нарушается очередность удовлетворения установленных пунктом 4 статьи 134 Закона о банкротстве требований кредиторов либо если такое прекращение приводит к преимущественному удовлетворению требований кредиторов одной очереди, обязательства которых прекращаются, перед другими кредиторами; неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей не начисляются, за исключением текущих платежей (пункт 1 статьи 81 Закона о банкротстве).

С даты введения внешнего управления: прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего; внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить руководителю должника перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством; прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий органов управления должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 93 Закона о банкротстве. Органы управления должника, временный управляющий, административный управляющий в течение трех дней с даты утверждения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему; отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов; аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве, за исключением арестов и иных ограничений, налагаемых в гражданском или арбитражном судопроизводстве либо исполнительном производстве в отношении взыскания задолженности по текущим платежам, истребования имущества из чужого незаконного владения; вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве; требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Законом

  • 0 банкротстве порядка предъявления требований к должнику (пункт
  • 1 статьи 94 Закона о банкротстве).

Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 81 и абзацу пятому пункта 1 статьи 94 Закона о банкротстве с даты введения процедур финансового оздоровления или внешнего управления отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов. Приведенные нормы означают, что обеспечительные меры считаются отмененными в силу указания закона без принятия об этом самостоятельного акта судом общей юрисдикции или арбитражным судом. В данном случае в связи со снятием ареста судебный пристав-исполнитель совершает необходимые действия в том же порядке, который применялся бы, если бы судом был удовлетворен иск об освобождении имущества от ареста. По смыслу части 1 статьи 96 Закона об исполнительном производстве определение о введении процедуры финансового оздоровления или внешнего управления направляется арбитражным судом судебному приставу-исполнителю. Действия в связи со снятием ареста совершаются судебным приставом-исполнителем в разумный срок после получения этого определения. Для их совершения не требуется ходатайств или заявлений со стороны участников исполнительного производства и третьих лиц. Приостановление исполнительного производства не препятствует совершению судебным приставом-исполнителем указанных действий. Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть обжаловано в суд, рассматривающий дело о банкротстве, независимо от того, акт какого суда или иного государственного органа послужил основанием для наложения ареста.

В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона об исполнительном производстве при введении процедур наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления не приостанавливается исполнение исполнительных документов по требованиям о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, компенсации морального вреда, а также о взыскании задолженности по текущим платежам. Вместе с тем в силу абзаца четвертого пункта 1 статьи 81 и абзаца шестого пункта 1 статьи 94 Закона о банкротстве, а также части 3 статьи 96 Закона об исполнительном производстве при введении процедуры финансового оздоровления или внешнего управления наложение новых арестов и установление иных ограничений по распоряжению имуществом должника, включая обеспечительные меры, как судебными приставами-исполнителями, так и судами допускается только в рамках процесса по делу о банкротстве. Исключение из этого правила установлено положением абзаца шестого пункта 1 статьи 94 Закона о банкротстве для арестов и иных ограничений, налагаемых в гражданском или арбитражном судопроизводстве либо исполнительном производстве в отношении взыскания задолженности по текущим платежам, а также истребования имущества из чужого незаконного владения, в ходе процедуры внешнего управления. По данным видам имущественных взысканий аресты и иные ограничения по распоряжению имуществом должника могут налагаться в ходе процедуры внешнего управления вне рамок дела о банкротстве. В остальных случаях для наложения ареста судебный пристав-исполнитель обращается с соответствующим ходатайством в суд, рассматривающий дело о банкротстве. Указанное ходатайство рассматривается применительно к пункту 1 статьи 60 Закона о банкротстве. О судебном заседании извещается арбитражный управляющий. В части, касающейся рассмотрения этого ходатайства, судебный пристав-исполнитель пользуется правами и несет обязанности лица, участвующего в деле (статья 41 АПК РФ), в частности, имеет право обжаловать определение об отказе в принятии таких обеспечительных мер. По заявлению заинтересованного лица суд, рассматривающий дело о банкротстве, вправе принять обеспечительные меры, ограничивающие должника в распоряжении принадлежащим ему имуществом, в соответствии с частью 1 статьи 93 АПК РФ. В отношении рассмотрения указанного заявления заинтересованное лицо пользуется правами и несет обязанности лица, участвующего в деле (статья 41 АПК РФ), в частности, имеет право обжаловать определение об отказе в принятии таких обеспечительных мер. О судебном заседании, на котором должно рассматриваться названное заявление, уведомляются арбитражный управляющий, представитель учредителей (участников) должника, представитель собрания (комитета) кредиторов. Определение о принятии обеспечительных мер может быть обжаловано на основании части 3 статьи 223 АПК РФ.

С даты вынесения судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введения реструктуризации его долгов наступают следующие последствия: вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (п. 1 ст. 213.11 Закона о банкротстве); срок исполнения возникших до принятия судом заявления о признании гражданина банкротом денежных обязательств, обязанности по уплате обязательных платежей для целей участия в деле о банкротстве гражданина считается наступившим; требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, требования о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными сделок и о применении последствий недействительности ничтожных сделок могут быть предъявлены только в порядке, установленном Законом о банкротстве. Исковые заявления, которые предъявлены не в рамках дела о банкротстве гражданина и не рассмотрены судом до даты введения реструктуризации долгов гражданина, подлежат после этой даты оставлению судом без рассмотрения; прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, а также процентов по всем обязательствам гражданина, за исключением текущих платежей; приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям с гражданина, за исключением исполнительных документов по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, по делам об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении препятствий к владению указанным имуществом, о признании права собственности на указанное имущество, о взыскании алиментов, а также по требованиям об обращении взыскания на заложенное жилое помещение, если на дату введения этой процедуры кредитор, являющийся залогодержателем, выразил согласие на оставление заложенного жилого помещения за собой в рамках исполнительного производства в соответствии с пунктом 5 статьи 61 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)». Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение суда, рассматривающего дело о банкротстве гражданина, о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации долгов гражданина. Соглашения об отказе гражданина от подготовки и представления плана реструктуризации его долгов являются ничтожными (пункт 2 статьи 213.11 Закона о банкротстве).

По ходатайству кредитора или финансового управляющего суд вправе принять меры по обеспечению требований кредиторов и интересов гражданина в соответствии с гражданским процессуальным законодательством или арбитражным процессуальным законодательством, в том числе наложить запрет на распоряжение частью имущества гражданина, включая запрет на проведение торгов по продаже имущества гражданина (пункт 3 статьи 213.11 Закона о банкротстве).

Введение реструктуризации долгов гражданина является основанием для одностороннего отказа кредитора от исполнения договора, предусматривающего исполнение гражданином требования указанного кредитора в неденежной форме. Об одностороннем отказе может быть заявлено в процессе установления требований кредитора к гражданину в деле о его банкротстве (пункт 4 статьи 213.11 Закона о банкротстве).

В ходе реструктуризации долгов гражданина он может совершать только с выраженного в письменной форме предварительного согласия финансового управляющего сделки или несколько взаимосвязанных сделок: по приобретению, отчуждению или в связи с возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более чем пятьдесят тысяч рублей, недвижимого имущества, ценных бумаг, долей в уставном капитале и транспортных средств; по получению и выдаче займов (кредитов), выдаче поручительств и гарантий, уступке прав требования, переводу долга, а также учреждению доверительного управления имуществом гражданина; по передаче имущества гражданина в залог.

В случае наличия разногласий по поводу совершения указанных сделок у гражданина и финансового управляющего они вправе обратиться за разрешением таких разногласий в суд, рассматривающий дело о банкротстве гражданина.

С даты введения реструктуризации долгов гражданина он не вправе вносить свое имущество в качестве вклада или паевого взноса в уставный капитал или паевой фонд юридического лица, приобретать доли (акции, паи) в уставных (складочных) капиталах или паевых фондах юридических лиц, а также совершать безвозмездные для гражданина сделки (пункт 5 статьи 213.11 Закона о банкротстве).

С даты введения реструктуризации долгов гражданина его задолженность перед кредитором — кредитной организацией признается безнадежной задолженностью (пункт 6 статьи 213.11 Закона о банкротстве).

Предусмотренные действующим отечественным законодательством о банкротстве реабилитационные процедуры банкротства юридических лиц (финансовое оздоровление, внешнее управление) носят общий характер и не учитывают того обстоятельства, что осуществление юридическими лицами отдельных видов социально значимой деятельности в некоторых случаях приносит таким юридическим лицам одни только убытки и в принципе не способно принести прибыль. Однако необходимость осуществления такой деятельности обусловлена только ее социальным значением и не связана с извлечением прибыли, поэтому и в том случае, если социально значимая деятельность приносит осуществляющим ее юридическим лицам одни только убытки, названная деятельность должна быть продолжена, поскольку в случае прекращения этой деятельности негативные последствия социального характера значительно превысят убытки, связанные с продолжением такой деятельности. Вместе с тем учредители (участники), собственники имущества юридических лиц, осуществляющих социально значимую деятельность, вправе определять виды деятельности данных юридических лиц (пункты 1, 2 статьи 52 ГК РФ), поэтому должны нести определенную ответственность за негативные последствия (убытки) от деятельности юридических лиц, которые наступают для кредиторов таких юридических лиц. В этой связи в рамках дела о банкротстве юридического лица, осуществляющего социально значимую деятельность, необходимо применение процедур банкротства, направленных на восстановление платежеспособности должника — юридического лица (финансовое оздоровление, внешнее управление), с учетом особенностей юридического лица, осуществляющего социально значимую деятельность. В рамках данных процедур банкротства должник может быть реорганизован под контролем суда в соответствии с планом проведения указанных процедур банкротства, утвержденным судом, для того чтобы в дальнейшем осуществлять свою деятельность по возможности более эффективно, а удовлетворение требований кредиторов может быть осуществлено путем привлечения учредителей (участников) должника или собственников имущества должника к субсидиарной ответственности по обязательствам должника.

  • Следует отметить, что процедуры, направленные на восстановление платежеспособности должника, были известны еще дореволюционному отечественному законодательству о банкротстве. К их числу обыкновенно относят администрациюпо делам торговым. См.: Витрянский В. В. Развитие российского законодательствао несостоятельности (банкротстве) и практики его применения // Вестник ВАС РФ:Специальное приложение к № 3, март 2001 года. Российско-британский семинар судей, рассматривающих дела о несостоятельности (банкротстве) (27 ноября — 1 декабря 2000 года). М.: ЮРИТ-Вестник, 2001. С. 18-20; Шершеневич Г.Ф. Конкурсный
  • МартышинаТ.К. Восстановительные мероприятия в рамках несостоятельности(банкротства): Дис. … канд. юрид. наук. М., 2009. С. 12-13.
  • ls] См.: Сарбаш С.В. Финансовое оздоровление // Денисов С.А., Егоров А.В., Сар-баш С. В. Реабилитационные процедуры в деле о банкротстве: Постатейный комментарий к главам V, VI, VIII Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». М.: Статут, 2003. С. 39-126; Сарбаш С.В. Финансовое оздоровлениеи внешнее управление // Несостоятельность (банкротство): Научно-практический комментарий новелл законодательства и практики его применения / Подред. В.В. Витрянского. М.: Статут, 2010. С. 140-191.
  • См.: Денисов С.А. Внешнее управление // Денисов С. А., Егоров А.В., Сарбаш С.В. Реабилитационные процедуры в деле о банкротстве: Постатейный комментарийк главам V, VI, VIII Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». М.:Статут, 2003. С. 127-284; Сарбаш С.В. Финансовое оздоровление и внешнее управление // Несостоятельность (банкротство): Научно-практический комментарийновелл законодательства и практики его применения / Под ред. В.В. Витрянского.М.: Статут, 2010. С. 191-249; Хоуман М. Внешнее управление // Вестник ВАС РФ:Специальное приложение к № 3, март 2001 года. Российско-британский семинарсудей, рассматривающих дела о несостоятельности (банкротстве) (27 ноября —1 декабря 2000 года). М.: ЮРИТ-Вестник, 2001. С. 99-115.
  • Прудникова Т.П. Внешнее управление: финансово-экономические аспекты //Вестник ВАС РФ: Специальное приложение к № 3, март 2001 года. Российско-британский семинар судей, рассматривающих дела о несостоятельности (банкротстве)(27 ноября — 1 декабря 2000 года). М.: ЮРИТ-Вестник, 2001. С. 94.
  • См.: пункт 8 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 59 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае возбуждения дела о банкротстве» // Вестник ВАС РФ. 2009. № 9.С. 108.
  • См.: пункт 11 постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 года № 59 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае возбуждения дела о банкротстве» // Вестник ВАС РФ.2009. № 9. С. 109-110.
  • Например, деятельности, направленной на обеспечение обороны страны и безопасности государства, на защиту основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина.
  • См.: Алимова Е.В. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) стратегических организаций. Автореф. дис…. канд. юрид. наук. СПб., 2004. С. 22; Ткачев В.Н. Несостоятельность (банкротство) особых категорий субъектов конкурсного права: теоретические и практические проблемы правового регулирования.М.: Волтере Клувер, 2007. С. 74.
  • Как отмечает В.Н. Ткачев, «в принципе, не исключена позиция, в рамках которойбудет аргументирована невозможность банкротства стратегических должников».См.: Ткачев В.Н. Несостоятельность (банкротство) особых категорий субъектовконкурсного права: теоретические и практические проблемы правового регулирования. М.: Волтере Клувер, 2007. С. 28. Так, по мнению П.А. Маркова, «разумноймогла бы стать ситуация, при которой банкротство стратегического предприятия,обеспечивающего безопасность государства, исключалась бы вообще». См.: Марков П.А. Особенности банкротства стратегических предприятий: Дис. … канд.юрид. наук. М., 2004. С. 63.

Меры по восстановлению платежеспособности предприятия

В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» мерами по восстановлению платежеспособности должника могут быть:

· перепрофилирование производства:

· закрытие нерентабельных производств;

· ликвидация дебиторской задолженности;

· продажа части имущества должника;

· уступка прав требования должника;

· продажа предприятия (бизнеса) должника;

· иные способы восстановления платежеспособности.

Универсальный рецепт от любого банкротства — проведение систематического финансового анализа предприятия, который располагает широким арсеналом средств по прогнозированию возможного банкротства предприятия и дает возможность заблаговременно продумать и реализовать меры по выходу предприятия из кризисной ситуации.

К предприятию, которое признано банкротом, применяется ряд санкций:

· реорганизация производственно-финансовой деятельности;

· ликвидация с распродажей имущества;

· мировое соглашение между кредиторами и собственниками предприятия.

Реорганизационные процедуры предусматривают восстановление платежеспособности путем проведения определенных инновационных мероприятий. Возможны два вида обращений о реорганизации:

· добровольная реорганизация. В данном обращении предприятие ищет свой собственный путь реорганизации. Предприятие не обязательно должно быть неплатежеспособным, чтобы зарегистрироваться на добровольную реорганизацию;

· принудительная реорганизация. Кредиторы подают документы на принудительную реорганизацию предприятия и должны доказать, что либо предприятие-должник не погашает долги при наступлении срока платежа, либо один из кредиторов или третья сторона установили контроль над активами должника. Заявление обосновывается большинством кредиторов и наличием исков в суд.

Существует пять этапов реорганизации:

1. заявление о реорганизации подается в суд;

2. судья одобряет заявление и либо назначает попечителя, либо разрешает кредиторам выбрать одного из них для распоряжения активами;

3. попечитель представляет приемлемый план реорганизации в суд;

4. план передастся кредиторам и акционерам для одобрения;

5. должник оплачивает расходы сторон, выполняющих обязанности по процедуре реорганизации.

В процессе реорганизации должна быть выработана генеральная финансовая стратегия и составлен бизнес-план финансового оздоровления предприятия с целью недопущения банкротства и вывода его из «опасной зоны» путем комплексного использования внутренних и внешних резервов (рис. 2).

Рис. 2 – Типы процедур и формы финансового оздоровления, применяемые к несостоятельным предприятиям

Конкретные пути выхода предприятия из кризисной финансовой ситуации зависят от причин его несостоятельности.

С целью сокращения дефицита собственного оборотного капитала акционерное предприятие может попытаться пополнить его за счет выпуска и размещения новых акций и облигаций. Однако при этом надо иметь в виду, что выпуск новых акций может привести к падению их курса и это тоже может стать причиной банкротства. Поэтому в западных странах чаще всего прибегают к выпуску конвертируемых облигаций с фиксированным процентом дохода и возможностью их обмена на акции предприятия.

Один из путей предотвращения банкротства акционерных предприятий — уменьшение или полный отказ от выплаты дивидендов по акциям при условии, что удастся убедить акционеров в реальности программы финансового оздоровления и повышения дивидендных выплат в будущем.

Важным источником финансового оздоровления предприятия является факторинг , т.е. уступка банку или факторинговой компании права на востребование дебиторской задолженности, или договор-цессия , по которому предприятие уступает свое требование к дебиторам банку в качестве обеспечения возврата кредита.

Одним из эффективных методов обновления материально-технической базы предприятия является лизинг , который не требует полной единовременной оплаты арендуемого имущества и служит одним из видов инвестирования. Использование ускоренной амортизации по лизинговым операциям позволяет оперативно обновлять оборудование и вести техническое перевооружение производства.

Привлечение кредитов под прибыльные проекты , способные принести предприятию высокий доход, также является одним из резервов финансового оздоровления предприятия.

Этому же способствует и диверсификация производства по основным направлениям хозяйственной деятельности, когда вынужденные потери по одним направлениям покрываются прибылью от других.

Уменьшить дефицит собственного капитала можно за счет ускорения его оборачиваемости путем сокращения сроков строительства, производственно-коммерческого цикла, сверхнормативных остатков запасов, незавершенного производства и т.д.

Сокращение расходов на содержание объектов жилсоцкультбыта путем передачи их в муниципальную собственность также способствует приливу капитала в основную деятельность.

С целью сокращения расходов и повышения эффективности основного производства в отдельных случаях целесообразно отказаться от некоторых видов деятельности , обслуживающих основное производство (строительство, ремонт, транспорт и т.п.), и перейти к услугам специализированных организаций.

Если предприятие получает прибыль и является при этом неплатежеспособным, нужно проанализировать использование прибыли. При наличии значительных отчислений в фонд потребления эту часть прибыли в условиях неплатежеспособности предприятий можно рассматривать как потенциальный резерв пополнения собственных оборотных средств предприятия.

Большую помощь в выявлении резервов улучшения финансового состояния предприятия может оказать маркетинговый анализ по изучению спроса и предложения, рынков сбыта и формированию на этой основе оптимального ассортимента и структуры производства продукции.

Одним из основных и наиболее радикальных направлений финансового оздоровления предприятия является поиск внутренних резервов по увеличению прибыльности производства и достижению безубыточной работы за счет более полного использования производственной мощности предприятия, повышения качества и конкурентоспособности продукции, снижения ее себестоимости, рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов и потерь.

Основное внимание при этом необходимо уделить вопросам ресурсосбережения: внедрения прогрессивных норм, нормативов и ресурсосберегающих технологий, использования вторичного сырья, организации действенного учета и контроля за использованием ресурсов, изучения и внедрения передового опыта в осуществлении режима экономии, материального и морального стимулирования работников за экономию ресурсов и сокращение непроизводительных расходов и потерь.

Для систематизированного выявления и обобщения всех видов потерь на каждом предприятии целесообразно вести специальный реестр потерь с классификацией их по определенным группам:

· от брака;

· снижения качества продукции;

· невостребованной продукции;

· утраты выгодных заказчиков, выгодных рынков сбыта;

· неполного использования производственной мощности предприятия;

· простоев рабочей силы, средств труда, предметов труда и денежных ресурсов;

· перерасхода ресурсов на единицу продукции по сравнению с установленными нормами;

· порчи и недостачи материалов и готовой продукции;

· списания не. полностью амортизированных основных средств;

· уплаты штрафных санкций за нарушение договорной дисциплины;

· списания невостребованной дебиторской задолженности;

· просроченной дебиторской задолженности;

· привлечения невыгодных источников финансирования;

· несвоевременного ввода в действие объектов капитального строительства;

· стихийных бедствий;

· по производствам, не давшим продукции, и т.д.

Анализ динамики этих потерь и разработка мероприятий по их устранению позволят значительно улучшить финансовое состояние субъекта хозяйствования.

В особо тяжелых случаях необходимо провести реинжиниринг бизнес-процессов , т.е. коренным образом пересмотреть производственную программу, материально-техническое снабжение, организацию труда и начисление заработной платы, подбор и расстановку персонала, управления качеством продукции, рынки сырья и рынки сбыта продукции, инвестиционную и ценовую политику и другие вопросы.