Методы экспериментальной психологии

Эксперимент как основной метод психологического исследования. Виды, требования, достоинства и недостатки

Психологический эксперимент — (от лат. experimentum — проба, опыт), метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества. Один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Правильно поставленный эксперимент позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи (корреляции) между переменными.

Разделяют традиционные и факторные планы проведения эксперимента. При традиционном планировании меняется лишь одна независимая переменная, при факторном — несколько. Для статистической обработки результатов эксперимента в этом случае применяется дисперсионный анализ (Р. Фишер). Если изучаемая область относительно неизвестна и система гипотез отсутствует, то говорят о пилотажном эксперименте, результаты которого могут помочь уточнить направление дальнейшего анализа. Когда имеются две конкурирующие между собой гипотезы и эксперимент позволяет выбрать одну из них, говорят о решающем эксперименте. Контрольный эксперимент осуществляется с целью проверки каких-либо зависимостей. Применение эксперимента, однако, наталкивается на принципиальные ограничения, связанные с невозможностью в ряде случаев осуществлять произвольное изменение переменных. Так, в дифференциальной психологии и психологии личности эмпирические зависимости большей частью имеют статус корреляций (т.е. вероятностных и статистических зависимостей) и, как правило, не всегда позволяют делать выводы о причинно-следственных связях. Одна из трудностей применения эксперимента в психологии заключается в том, что исследователь зачастую оказывается включенным в ситуацию общения с обследуемым лицом (испытуемым) и может невольно повлиять на его поведение. Особую категорию методов психологического исследования и воздействия образуют формирующие, или обучающие, эксперименты. Они позволяют направленно формировать особенности таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление.

Сущность психологического экспериментаВундт видит в изменении материального раздражителя, вызывающего изменение непосредственно с ним связанного психического процесса, и в объективной по возможности регистрации внешних проявлений вызванного психического процесса. Вундт, с точки зрения отношения между психическим процессом, с одной стороны, и стимулами и реакциями — с другой, различал три типа психических эксперимента: метод раздражения, метод выражения и метод реакции. Основная схема опытов стимул — реакция является и основным законом поведения. В экспериментальной психологии словесная инструкция является основой всякого опыта. С её помощью экспериментатор создает нужную обстановку у испытуемого вызывает подлежащий наблюдению процесс, устанавливает связи, но обычно сама психологическая роль инструкции при этом игнорируется. Схема стимул — реакция лежит в основе всякого эксперимента. Значит то общее, что объединяет все виды и формы психического эксперимента, есть натуралистический подход к психологии человека, без вскрытия и преодоления, которое невозможно найти адекватный метод для исследования культурного развития поведения. Схема стимул — реакция не может быть применима к исследованию высших психических функций и не может служить основой для построения адекватного метода исследования специфических человеческих форм поведения.

Два вида психологического эксперимента: лабораторный и естественный.Лабораторный психологический эксперимент протекает в специально создаваемых и контролируемых условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры и приборов. Первоначальным объектом лабораторного эксперимента в психологии выступили элементарные психические процессы: ощущения, восприятия, скорость реакции. Отличительной особенностью эксперимента в лаборатории является строгое соблюдение условий исследования и точность получаемых данных. Большого совершенства в использовании лабораторного эксперимента достигла когнитивная психология, изучающая познавательные процессы человека. Познавательные процессы составили основную область лабораторных исследований психологии человека. Научную объективность и практическую значимость получаемых в лабораторном эксперименте данных снижает искусственность создаваемых условий. Это связано как с отдаленностью решаемых в эксперименте задач от реальных жизненных условий испытуемого, так и с невозможностью фиксировать характер влияния экспериментатора на испытуемого в ходе исследования. Поэтому возникает проблема переноса полученных в лаборатории данных на реальные условия жизнедеятельности человека. Другими словами, моделирует ли экспериментальная ситуация существенные условия жизни человека? Этот вопрос всегда остается открытым в лабораторном психологическом исследовании. Использование лабораторного эксперимента в реальной юридической деятельности в силу его искусственности, абстрактности, трудоемкости фактически не практикуется. Естественный психологический эксперимент снимает отмеченные ограничения лабораторного эксперимента. Основное его отличие заключается в сочетании экспериментальности исследования с естественностью условий проведения. Субъекты, участвующие в естественном эксперименте, не подозревают о том, что они выступают в роли испытуемых.

Рубинштейн: основная задача психологического эксперимента заключ. в том, чтобы сделать доступными для объективного внешнего наблюдения сущ. особенности внутреннего Ps процесса; для этого нужно варьируя условиями среды найти ситуацию, при которой внешнее протекание акта адекватно отражено бы его внутреннее Ps содержание, т.е. задача экспериментальное варьирование условий при психологическом эксперименте заключается прежде всего в том, чтобы вскрыть правильность одной единственной психологической интерпретации действия и поступка, исключая возможность всех остальных.

Экспериментальное исследование

Экспериментальное исследование – это один из методов социальной психологии, который направлен на выявление взаимосвязи между причиной и следствием.

Изменяя одну из переменных (независимую), исследователь, проводящий эксперимент, наблюдает за изменением другой переменной (зависимой), с которой не производится никаких манипуляций. Полученные в результате эксперимента данные, показывают является ли независимая переменная причиной изменений зависимой переменной.

Достоинства метода в возможности:

1) искусственно вызывать интересующие экспериментатора явления;

2) четко учитывать влияние условий на изучаемые социально-психические явления;

3) количественно изменять условия эксперимента;

4) изменять одни условия, сохраняя неизменными другие.

Недостатки экспериментального метода включают:

1) искусственность эксперимента или его отдаленность от жизни, обусловленная выпадением существенных для изучаемого явления условий;

2) аналитичность и абстрактность эксперимента. Эксперимент обычно проводится в искусственных условиях, в связи с чем, выявленные в ходе эксперимента особенности и закономерности протекания социально-психических процессов, имеющие часто абстрактный характер, не дают возможности делать непосредственные выводы о закономерностях протекания этих же процессов в естественных условиях;

3) осложняющая роль воздействия экспериментатора (Розенталь-эффект) – невозможность исключения воздействия экспериментатора на ход и результаты эксперимента.

Виды экспериментов:

1) по форме проведения:

а) натуральный эксперимент – заключается в действительном воздействии на реальный объект с целью его диагностирования;

б) мысленный эксперимент – состоит в манипулировании не с реальным объектом, а с информацией о нем или с его моделью;

2) по условиям проведения:

а) полевой эксперимент – организуется в естественных для диагностируемого объекта условиях; может проводиться на всех уровнях общественной жизни. Преимущества: сочетание естественности методов наблюдения и активности эксперимента. Недостатки: связны с этическими и правовыми проблемами;

б) лабораторный эксперимент – протекает в специальных условиях с использованием специальной аппаратуры, позволяющей строго фиксировать особенности внешних воздействий и соответствующих ответных психических реакций людей. Действия испытуемых определяются инструкцией. Испытуемые знают, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента могут не понимать. Преимущества: возможность многократного проведения эксперимента с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие достоверные закономерности развития психических явлений. Недостатки: искусственность условий проведения исследований.

К особыми видами экспериментальных методик относятся аппаратурные методы, проводимые с помощью технических аппаратов, позволяющих создавать определенную значимую ситуацию, выявляющую ту или иную характеристику диагностируемого объекта, снимающих показания о проявлении изучаемых характеристик, фиксирующих и частично подсчитывающих результаты диагностирования.

В основе аппаратных средств лежит классический в электротехнике «мост Уинстона» – четыре сопротивления (резистора), соединенные в виде ромба.

Аппаратные средства предполагают решение групповой задачи лишь при условии взаимодействия всех членов группы, приспособления их друг к другу. В настоящее время аппаратурные методики используются для замера реакции аудитории средств массовой информации на те или иные программы или для подсчета ответов в ходе автоматизированного анкетного опроса.

ИНТЕРЕСНЫЕ ЗАМЕТКИ >> МИР НАУКИ

25.02.2015 г.

Лабораторным методом называется такой способ обучения, при котором учащиеся под руководством учителя самостоятельно работают в лаборатории, занимаясь наблюдением и описанием, измерением и вычислением, экспериментированием и определению, исследованием и обобщением.

Объектами указанных познавательных действий в процессе лабораторной работы могут быть физические, природные, химические явления, технические, технологические процессы, материалы, заготовки, технические устройства и т.д.

Лабораторный метод предполагает работу учеников с указанными объектами, с той или иной аппаратурой, проведения различных опытов и исследований, с помощью которых приобретают определенных знаний, умений и навыков, нужных в жизни. Это дает возможность учащимся самим наблюдать и воспроизводить явления, анализировать их, проводить эксперименты, делать выводы и обобщения, решать определенные учебные, практические задания.

Чаще всего лабораторный метод применяется при изучении физики, химии, биологии. Он открывает широкие возможности для усвоения учебного материала с помощью наблюдения и эксперимента, способствует развитию у учащихся познавательных интересов, инициативы и самостоятельности в учебе, творческих способностей.

В условиях технического обучения особое значение приобретает решение экспериментальных задач. По содержанию такие задачи делятся на две группы: задачи, решаемые только на основе проведенного исследования и задачи, решение которых требует сочетание опыта с вычислительными действиями.

Вооружая учащихся методом экспериментирования, умениями и навыками анализировать и обобщать, делать выводы, лабораторные занятия имеют важное практическое значение.

Лабораторные занятия могут сочетаться с устным изложением учителя или предшествовать ему или проводиться после него, в заключение темы. Они проводятся фронтально или индивидуально. При фронтальной организации лабораторных занятий все учащиеся класса одновременно выполняют одну и ту же работу, предусмотренную темой, пользуются одинаковым учебным принадлежностями и методами экспериментального исследования.

Методика фронтальных лабораторных занятий такая. Перед тем как приступить к практическим занятиям, учитель разъясняет, как выполнять задания в любом порядке, как использовать наглядные пособия и приборы. Согласно этой инструкции и плана учащиеся проводят опыты, в процессе которых наблюдают явления, делают определенные выводы, выполняют записи, графические работы и др.

Работу учащихся учитель контролирует в ходе ее выполнения; потом уже подводит итоги, проверяет зарисовки, схемы, числовые данные и т. д. Фронтальные занятия, следовательно, предусматривают сочетание опыта, что его проделывает каждый ученик, с пояснениями учителя. При этой форме занятий лабораторное задание класс выполняет коллективно.

При индивидуальной форме лабораторных занятий класс имеет одну тему (задание), но каждый ученик выполняет ее отдельно.

Методика индивидуальных занятий включает следующие этапы: объяснение темы и цели, подробный инструктаж, ознакомление с материалом и аппаратурой, с методикой выполнения задания и техникой безопасности, самостоятельную работу, подведение итогов.

Надо, чтобы каждый ученик хорошо осознал основная задача работы, порядок ее выполнения.

В процессе работы учитель консультирует учащихся, контролирует, как они выполняют задания, помогает освоить технику экспериментирования, исследования. В заключительной части он подводит итоги, оценивает работу каждого ученика.

Методы наблюдения и эксперимента. Их преимущества и недостатки

Наблюдение — один из основных методов сбора первичной информации, состоящий в систематическом и целенаправленном восприятии и фиксировании психических явлений в определенных условиях.

Важнейшее достоинство метода наблюдения заключается в том, что оно осуществляется одновременно с развитием изучаемых явлений, процессов. Открывается возможность непосредственно воспринимать поведение людей в конкретных условиях и в реальном времени и в естественных условиях.

Наблюдение позволяет широко, многомерно охватить события, описать взаимодействие всех его участников. Оно не зависит от желания наблюдаемого высказаться, комментировать ситуацию.

К объективным недостаткам метода наблюдения, прежде всего, относят:

  1. ограниченность, принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации;
  2. сложность, а часто и просто невозможность повторения наблюдений.
  3. высокая трудоемкость метода.

Многообразны и трудности субъективного плана. На качество первичной информации может оказывать влияние:

  1. различие в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых, несхожесть их интересов, ценностных ориентации, стереотипов поведения и т. д.;
  2. на качестве информации сказываются и установки наблюдаемых и наблюдателя. Если наблю¬даемые знают, что являются объектом изучения, они могут искусственно менять характер своих действий, подстраиваясь под то, что, по их мнению, хотелось бы видеть наблюдателю.

Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) — один из основных методов сбора первичной информации, характеризующийся тем, что исследователь планомерно манипулирует одной или несколькими переменными (факторами) и фиксирует сопутствующие изменения в проявлении изучаемого явления.

Возможность манипулирования переменными — одно из важных преимуществ экспериментатора перед наблюдателем. Основное достоинство метода эксперимента — в том, что можно специально вызвать какой-то психический процесс, проследить зависимость психического явления от изменяемых внешних условий.

Это преимущество объясняет широкое применение эксперимента в психологии. Основная масса эмпирических фактов получена экспериментальным путем. Но метод эксперимент применим не во всякой исследовательской задаче. Так, затруднительно экспериментальное исследование характера и сложных способностей. Недостатки эксперимента оказываются обратной стороной его преимуществ. Весьма сложно организовать эксперимент так, чтобы испытуемый не знал о том, что он испытуемый. Если это не удается, то более чем вероятны скованность испытуемого, сознательная или бессознательная тревога, боязнь оценки и пр. Для обеспечения скрытности процесса естественного эксперимента, его нельзя проводить многократно и ограничиваются возможности использования аппаратуры, что является также негативной стороной данного метода.