Межличностный конфликт пример

Конфликтные ситуации: примеры и решения проблемы

Благими намерениями устлана дорожка в ад. Это выражение зачастую вспоминается, когда вы хотели, как лучше, а получилось как всегда. Чтобы не попадать в конфликтные ситуации впредь, мы предлагаем вам рассмотреть примеры таких ситуаций и возможные варианты их решений. Итак, приступим к примерам.

  1. Вы сидите с сотрудницей на служебной кухне. Обсуждаете свекрух, мужей, детей. Неожиданно к вам заходит еще один/одна коллега. Вы соответственно замолкаете, кидаете взгляд на новичка и молча, продолжаете трапезу. Естественно вновь пришедший подумает, что вы говорили либо про него, либо про шефа, либо еще какие сплетни распускали. Теперь за вами обеими будет репутация сплетниц.

Что делать. Такие неловкие ситуации возникают довольно часто. Не стоит тут же оправдываться и говорить «мы не о тебе говорили». Вряд ли вам кто-то поверит. Лучше договорите фразу до конца, а затем попробуйте перевести разговор в другое русло. Не лишним будет включить в ваш разговор новичка. Если человек вам неприятен, то быстро закончите разговор и отправляйтесь работать.

  1. Любопытной Варваре.… Давайте рассмотрим конфликтные ситуации следующего характера. Сотрудница просит вас подежурить на телефоне, так как у нее много работы, она не хочет отвлекаться по пустякам, а ей должен позвонить К. И вот через время раздается звонок и абонент просит позвать сотрудницу. Вы, помня о ее занятости, спрашиваете: «это К.? – А кто?». Теперь о вас подумают как об излишне любопытной персоне. А вы просто проявили участие и, возможно, заработались. Но это никому не интересно – вы излишне любопытная персона.

Что делать. Не нужно объяснять абоненту ситуацию и оправдывать свое любопытство. Да и перед сотрудницей делать этого тоже не стоит. Лучше сделайте обиженный вид и сообщите коллеге: «Все, я заработалась. Теперь подходим к телефону по очереди. А то я задаю людям лишние вопросы». Если вы посмеетесь над собой, такой возможности будут лишены другие.

  1. Дома вы приготовили еду, которую никто не желает есть. Может некогда им, может по какой еще причине. И вы решили отнести лакомство на работу и угостить им коллег. Ставите на стол и говорите: «я вам вкусняшку принесла, а то мои домочадцы не хотят ее есть». Реакцией будут изумленные лица и вопрос «и поэтому ты решила этим нас накормить?».

Что делать. Не стоит отвечать «не пропадать же добру, пусть хоть кто-то съест». Разрешить такие конфликты можно следующим образом. Нужно улыбнуться и ответить шуткой и первой откусить кусочек угощенья. Ну и может ответить шутнице тем же, когда она будет угощать коллектив домашним лакомством.

  1. Шеф очень устал и попросил вас принести его сигареты, которые остались в прихожей в кармане пиджака. Вы идете в прихожую, там нет никого. Вы начинаете искать сигареты по карманам, и тут вас увидел другой сотрудник. Понятное дело, что можно подумать.

Что делать. Это очень неприятные и действительно крайне конфликтные ситуации. Не нужно оправдываться и говорить я все объясню. Спокойно ответьте, что шеф попросил занести сигареты, так как очень устал, а вы не знаете, в каком кармане они лежат. И задайте вопрос «а вы не подскажите, в каком кармане они лежат, а то шеф просил быстрее, там срочное дело». А когда зайдете к шефу, обязательно расскажите об инциденте.

  1. Зачастую мы попадаем в конфликтные ситуации просто из-за того, что можем ляпнуть, что-то не подумавши. Например, в разговоре с шефом сказать «представляете, вчера звонил кандидат на должность менеджера. А ему лет чуть больше чем вам, какой из него менеджер?». И тут же понимаете, что сказали глупость, а шеф начинает смущаться или краснеть от злобы.

Что делать. Ни в коем случае не стоит начинать извиняться и причитать. Что вы не то хотели сказать, совсем другое имели в виду. Это бессмысленно и унизительно. Лучше скажите «Ой, извините, я бестактная».

  1. У вас случилась неприятность, после чего вы решаете с головой уйти в работу. Задерживаетесь допоздна, рано приходите, берете дополнительную работу. Одним словом делаете все, чтобы меньше думать о плохом. Но коллеги начинают говорить фразы типа «всех денег не заработать», «а, хочешь выслужиться?».

Что делать. Не стоит объясняться и изливать душу. Просто проигнорируйте. Вы делаете свою работу, а почему и как это не чужого ума дело.

  1. Вы нашли свободную минутку и решили порисовать смешные рожицы на бумаге. Тут вас за этим занятием застает коллега. Естественно его вопрос будет «тебе заняться не чем?». Что ж, тут ваш сотрудник прав на все 100%. Подобные конфликтные ситуации кажутся довольно безобидными, но могут навлечь на вас дурную славу лодыря. Улыбнитесь и скажите, что решили дать минутку мозгам отдохнуть.
  1. Вы не лестно отзываетесь о сотруднике, который вас обидел. Говорите про него не литературными эпитетами. И вдруг понимаете, что этот «негодяй» стоит у вас за спиной. Что ж, во-первых, нечего распространять обиды и очернять сотрудников, даже если они этого заслуживают. Во-вторых, раз уж решили сплетничать, то будьте добры, позаботьтесь о конфиденциальности разговора и избавьтесь от лишних ушей.
  1. Самые распространенные случаи конфликтных ситуаций – это когда вы проспали на работу и необходимо оправдаться. Звоните начальству или коллегам и говорите, что вы стоите в пробке, а тут неожиданно срабатывает будильник или кто-то из домочадцев просит говорить тише, ведь они еще спят. Что ж, не знаешь как врать – говори правду!

Сайт Деньги для Леди желает вам не попадать ни в какие конфликтные ситуации. А если уж довелось, то выходите из них достойно!

Артем Шанаурин

Учебно-методический материал (обществознание , 11 класс) по теме: Урок «Межличностный конфликт»

Межличностный конфликт

Тип урока: комбинированный

Цели и задачи:

  1. Раскрыть причины, сущность, пути выхода из конфликта.
  2. Развитие умений вести полемику, развивать устную монологическую речь и аналитическое мышление.
  3. Научить анализировать собственное поведение в конфликте.
  4. В процессе практической деятельности выработать у учащихся навыки применения предпочтительных выходов из конфликтных ситуаций, коммуникативные навыки, умения применять теоретические знания на практике.
  5. Воспитание толерантности, уважение к другой личности.

Оборудование к уроку:

ИКТ–презентации и ТС для ее демонстрации;

Видеоролик «Конфликтные ситуации», созданный учащимися;

Плакаты с изречениями по теме:

«Как ни неприятен для других гнев, он более тяжел для того, кто его испытывает. То, что начато во гневе, кончается в стыде» Л.Н.Толстой

«Если сказать нужное слово в нужный момент – большое искусство, то промолчать вовремя – искусство еще большее» Франсуа де Ларошфуко

«Понимание – начало согласия» Бенедикт Спиноза

«Хороший пример – это самая лучшая проповедь» Немецкая пословица

Памятка к уроку с вопросами:

  1. Что такое конфликтная ситуация?
  2. Приходилось ли вам попадать в конфликтные ситуации?
  3. С какими людьми вы чаще всего конфликтуете, почему?
  4. Что чаще всего является для вас причиной конфликта?
  5. Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувство достоинства всех людей, задействованных в конфликте?
  6. Что мешает вам или другим людям разрешать конфликт с пользой для обеих сторон?

Ход урока

I этап – вводный.

Создание конфликтной ситуации (опоздавший ученик, кто-то замешкался с подготовкой к уроку и т.д.)

Как вы уже догадались, тема сегодняшнего урока – межличностные конфликты (слайд 1), «Если есть готовность к конфликту, повод для конфликта найдется всегда».

Напомним определение: (слайд 2) конфликт – столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьезное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.

(слайд 3) Объектом (предметом) конфликта является вопрос или благо, из-за которого разгорается конфликт. Субъекты конфликта – его участники.

(слайд 4) Типы конфликтов: внутриличностные, межличностные, конфликт между личностью и группой, межгрупповые.

II этап – познавательный.

При помощи теста определите конфликтная ли вы личность. Отвечая на вопросы, вы записываете вариант ответа, который вам подходит.

Тест «Конфликтная ли вы личность?» (слайды 5-13)

Ответили на вопросы? Подсчитаем общее количество баллов, которые вы набрали. Напоминаю: за каждый ответ под буквой «а» — 4 балла, под буквой «б» — 2 балла, «в» — 0 баллов.

(слайды 14-16) – ключи к тесту, они оценивают уровень вашей готовности к конфликту.

Об этом же свидетельствуют результаты вашего анкетирования (слайд 17)

Судя по ним, вы, в большинстве своем, неконфликтны, стремитесь к мирному разрешению спора и только в крайнем случае пойдете на открытый конфликт.

III этап – практический, с элементами дискуссии

Прежде чем мы перейдем к рассмотрению конкретных конфликтных ситуаций, вспомним пути выхода из конфликта (слайд 18-19).

Видеоролик «Конфликтные ситуации»

Обсуждение конкретных ситуаций (вопросы из памятки).

Разрешить конфликт – это значит найти решение, приемлемое для обеих конфликтующих сторон. Философ Спиноза заметил: «Понимание – начало согласия».

Следующий тест даст вам возможность оценить свой стиль выхода из конфликта (слайды 21-25). Поставив номер вопроса, отвечаете: «часто» — 3 балла, «от случая к случаю» — 2балла, «редко» — 1 балл.

(Слайд 26) Подсчитайте количество баллов под следующими номерами:

  1. Тип «А» — сумма баллов под номерами 1, 6,11.
  2. Тип «Б» — сумма баллов под номерами 2, 7,12.
  3. Тип «В» — сумма баллов под номерами 3, 8,13.
  4. Тип «Г» — сумма баллов под номерами 4,9,14.
  5. Тип «Д» — сумма баллов под номерами 5,10, 15.

Ваш стиль выхода из конфликта под номерами с наибольшими баллами (слайд 27).

IV этап — завершающий

Жизнь без конфликтов невозможна, наша задача – научиться ими управлять (слайд 28). В конфликтной ситуации глубоко вдохните, мысленно посчитайте до десяти и вспомните бессмертные стихи Омара Хайяма:

(Слайд 29)

Других не зли и сам не злись.

Мы гости в этом бренном мире.

А если, что не так – смирись,

Будь умнее — улыбнись,

Холодной думай головой,

Ведь в мире все закономерно:

Зло, излученное тобой,

К тебе вернется непременно…

Омар Хайям

Домашнее задание: написать эссе, выбрав одно из изречений к уроку.

Приложение:

Анкета

«Конфликт и пути его преодоления»

  1. Я считаю, что конфликт – это:

А) недовольство кем-то или чем-то

Б) непонимание друг друга, ссора; несовпадение взглядов

В) разногласия между людьми, столкновение разных мнений

2. Когда я вижу, что человек не прав, то:

А) я скажу все, что о нем думаю

Б) пытаюсь объяснить, но если не получается, то просто замолкаю

В) прежде чем высказать собственное мнение, объясню, в чем он ошибается

3. На конфликт со взрослыми меня толкают следующие чувства:

А) меня они бесят, когда меня задевают

Б) чувство обиды

В) ущемленное чувство собственного достоинства

4. Я пойду на открытое столкновение с человеком, потому что:

А) человек тупо настаивает на своем; меня обвиняют в том, чего я не делал;

Б) меня унизили, не хотят меня понять

В) человек представляет опасность для меня и окружающих

5. В конфликтной ситуации я постараюсь избежать столкновения, так как:

А) вряд ли пойду на это; не буду стараться избегать

Б) не люблю ссориться и ругаться; боюсь оказаться в трудном положении

В) не хочу портить себе настроение; партнер обидчив; есть дела поважнее

6. Я думаю, что жить без конфликтов можно и нужно, так как:

А) это сохраняет нервную систему

Б) это сохраняет хорошее настроение

В) любые конфликты можно решить мирным путем

Тест по обществознанию Конфликты в межличностных отношениях для учащихся 6 класса с ответами. Тест содержит 2 варианта по 8 заданий и предназначен для проверки знаний по теме Человек среди людей.

1 вариант

1. Столкновение и противоборство противоположных взгля­дов, интересов, стремлений -это

1) деятельность
2) общение
3) война
4) конфликт

2. Дополните перечень, выбрав термин среди предложенных ниже: сотрудничество, избегание, приспособление, __________.

1) компромисс
2) конфликт
3) конфликтное поведение
4) конфликтная ситуация

3. Укажите позицию из перечисленных ниже, которая обобщает приведенный перечень: подчинение, прерывание, ин­теграция.

1) виды деятельности
2) поиск компромисса
3) разрешение конфликта
4) межличностные отношения

4. Объединение элементов в единое целое — это

1) целостность
2) интеграция
3) инцидент
4) приспособление

5. В каком из приведённых примеров речь идёт о разрешении конфликта?

1) Иван Иванович назвал Ивана Никифоровича обидным словом «гусак».
2) Свои претензии на спорную территорию высказали не­сколько воюющих государств.
3) Братья договорились, что компьютером будут пользо­ваться по очереди.
4) Ученики 6-го класса победили семиклассников в фут­больном матче.

6. В какой ситуации говорится о конструктивном конфликте?

1) У частники конфликта бросились в драку.
2) Ольга не дала Ирине списать домашнее задание, и Ирина подговорила подружек не общаться с девочкой.
3) Иван поссорился с Денисом и тайно разрисовал его учеб­ник.
4) Всеволода обидело поведение друга. Он открыто выска­зал ему своё недовольство и выслушал ответные доводы.

7. Выберите правильные высказывания. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В межличностных конфликтах всегда участвуют две сто­роны.
2) Конфликтное поведение может быть не связано с грубо­стью и оскорблениями.
3) Приспособление -это односторонние уступки в ходе конфликта.
4) К конфликтам относят избегание и приспособление.
5) Сотрудничество -это урегулирование разногласий пу­тём взаимных уступок.

8. Заполните пропуск в схеме.

2 вариант

1. Противостояние, которое ведёт к изменению межличност­ных отношений, — это

1) борьба
2) общение
3) конфликт
4) взаимодействие

2. Дополните перечень, выбрав термин среди предложенных ниже: подчинение, прерывание, компромисс, __________.

1) избегание
2) конфликтное поведение
3) интеграция
4) конфликтная ситуация

3. Укажите позицию из перечисленных ниже, которая обоб­щает приведенный перечень: сотрудничество, избегание, приспособление.

1) поведение в конфликтной ситуации
2) поиск компромисса
3) разрешение конфликта
4) совместная деятельность

4. Случай, происшествие, недоразумение можно назвать
1) компромиссом
2) инцидентом
3) столкновением
4) соперничеством

5. В каком из примеров речь идёт об интеграции?

1) Конфликтующие стороны провели переговоры и пошли на взаимные уступки.
2) Представители участников конфликта сумели вырабо­тать единое мнение.
3) Участники конфликтной ситуации не уступают друг другу ни в чём.
4) Каждая из сторон ищет союзников для продолжения конфликта.

6. В какой ситуации говорится о конструктивном конфликте?

1) Участники конфликта неоднократно оскорбляли друг друга в социальных сетях.
2) Поссорившись из-за мобильного телефона, сестры Алина и Вера громко кричали и размахивали руками.
3) Николай решил отомстить Петру и от его имени разослал одноклассникам обидные карикатуры.
4) В день рождения Наталья раздала приглашения всем од­ноклассницам, кроме лучшей подруги: она считала, что Галя свой человек в их доме и придёт на праздник и без приглашения. Галина обиделась и объяснила причины своей обиды. Именинница поняла свою ошибку и испра­вила её.

7. Выберите правильные высказывания. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Конфликт — это всегда нежелательное и вредное разви­тие событий.
2) Прерывание конфликтных действий — один из способов разрешения конфликтной ситуации.
3) В конфликтной ситуации важно взять верх любой ценой.
4) Конфликтные ситуации невозможно предвидеть и пре­дотвратить.
5) Избегание позволяет отдалить конфликт, но не разреша­ет противоречий между участниками конфликта.

8. Заполните пропуск в схеме.

Ответы на тест по обществознанию Конфликты в межличностных отношениях
1 вариант
1-1
2-3
3-4
4-2
5-4
6-3
7-1
8-антипатия
2 вариант
1-3
2-4
3-1
4-3
5-2
6-1
7-2
8-товарищество