Монетарная политика

Денежно-кредитная политика государства

Денежно-кредитная (монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.

Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.

Денежно-кредитное регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть — денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение.

Методы денежно-кредитной политики

Методы денежно-кредитной политики — совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.

  • Прямые методы — административные меры в форме различных директив Центрального Банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения центрального банка за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги сокращаются. Временные лаги — это определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.
  • Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако, их применение не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации, повышения степени независимости центральных банков.

Так же различают общие и селективные методы:

  • Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.
  • Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, как ограничение выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.

Операции на открытом рынке.

Продажа (покупка) ЦБ государственных ценных бумаг на открытых рынках коммерческими банками уменьшает (увеличивает) резервы банков, а следовательно, уменьшает (увеличивает) кредитные возможности банков, увеличивая (уменьшая) процентную ставку. Этот метод денежной политики применяется в краткосрочном периоде и обладает большой гибкостью.

Изменение минимальной резервной нормы.

Увеличение резервной нормы центральным банком уменьшает избыточные резервы (которые можно отдать в ссуду), тем самым способность банка расширять денежную массу путем кредитования снижается. Это средство регулирования денежной массы обычно применяют в долгосрочном периоде.

Изменение учетной ставки.

Ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, представленные коммерческим банкам, называется учетной ставкой. С понижением учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на кредиты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы коммерческих банков и их способность давать кредит предпринимателям и населению. Снижается и банковский процент за кредит. Предложение денежной массы в стране возрастает. Наоборот, когда нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учетную ставку. Повышение учетной ставки является также приёмом борьбы с инфляцией. В зависимости от экономической ситуации центральный банк прибегает к политике «дешёвых» и «дорогих» денег.

Политика дешёвых денег

Проводится в период низкой конъюнктуры. Центральный банк увеличивает предложение денег путём покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной нормы, понижения учётной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.

Политика дорогих денег

Проводится Центробанком, прежде всего, как антиинфляционная политика. Для того чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная резервная норма, увеличивается учётная ставка.

Наряду с перечисленными методами государственного регулирования, имеющими внутриэкономическую направленность, существуют специальные меры внешнеэкономического регулирования. К ним можно отнести меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, «ноу-хау», управленческих услуг. Это — кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение и отмена квот, изменение величины пошлины во внешней торговле.

Инструменты денежно-кредитной политики

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 11 декабря 2012.

Денежная база Денежно-кредитная политика может осуществляться посредством изменения объёма денежной базы. Центральные банки используют операции на открытом рынке, чтобы изменить объём денежной базы. Центральный банк покупает или продаёт резервные активы (обычно финансовые инструменты, такие как облигации) в обмен на депозитные деньги в центральном банке. Эти депозиты могут быть конвертированы в наличные деньги. Вместе эти наличные деньги и депозиты составляют денежную базу, которая является обязательствами центрального банка, номинированными в его собственной денежной единице. Обычно другие банки могут использовать денежную базу в качестве частичного резерва и расширять общую денежную массу в обращении.

Резервные требования Монетарные власти осуществляют регулирующий контроль над коммерческими банками. Денежно-кредитная политика может осуществляться посредством изменения объёма активов, которые банки должны хранить в резервах центрального банка. Лишь небольшую часть своих активов банки держат в наличных средствах, доступных для мгновенного снятия. Остаток инвертируется в неликвидные активы, такие как ипотеки и кредиты. Изменяя норму ликвидности, центральный банк изменяет объём доступных кредитных фондов. Центральный банк, как правило, часто не изменяет резервные требования, так как это создаёт волатильные изменения в предложении денег вследствие действия кредитного мультипликатора.

Учётная ставка Кредитование по учётной ставке заключается в том, что коммерческие банки и другие депозитарные учреждения имеют право занимать резервы у Центрального банка по учетной ставке. Эта ставка обычно устанавливается ниже ставок рынка краткосрочного капитала (Казначейские векселя). Это позволяет институтам изменять условия кредитования (то есть, сумму денег, которую они могут выдать в виде кредитов), таким образом влияя на денежную массу.

Процентная ставка Сокращение денежного предложения может быть достигнуто косвенно, посредством увеличения номинальных процентных ставок. Монетарные власти в различных странах имеют различные уровни контроля процентных ставок во всей экономике. В США Федеральная Резервная система может установить учетную ставку, а также достигнуть требуемой Ставки федеральных фондов операциями на открытом рынке. Эта ставка оказывает существенный эффект на другие рыночные процентные ставки, но совершенной связи не существует. В США операции на открытом рынке занимают относительно небольшую часть суммарного объема на рынке ценных бумаг. Нельзя поставить независимые ориентиры и для денежной базы и для процентной ставки, потому что они обе изменяются единственным инструментом — операциями на открытом рынке.

Валютный совет Валютный совет (Валютное правление) является монетарной договоренностью, которая привязывает денежную базу одной страны к стране-якорю. По существу, это проявляется в качестве твердого фиксированного валютного курса, посредством чего местная валюта в обращении поддерживается иностранной валютой страны-якоря по фиксированной ставке. Таким образом чтобы увеличить местную денежную базу эквивалентная сумма иностранной валюты должна быть проведена в резервы валютным комитетом. Это ограничивает возможность для местного финансового органа, чтобы раздувать денежное предложение или преследовать другие цели.

Монетарная политика

Монетарная политика – комплекс мероприятий, которые проводятся государством или Центральным Банком с целью стабилизации экономики (укрепления национальной валюты, ускорения темпов экономического роста, снижения цен на продукты питания и так далее). Она является частью макроэкономической политики, проводится с применением различных методов и инструментов, в зависимости от конкретных задач.

Цели монетарной политики

Цели кредитно-денежной политики государства (Центрального Банка) условно делятся на три вида:

1. Стратегические (первичные) цели. Реализация следующих задач имеет первостепенное значение:
— повышение занятости среди населения;
— нормализация уровня цен;
— сдерживание инфляционных процессов;
— ускорение темпов экономического роста;
— увеличение объемов производства;
— выравнивание (балансирование) платежного баланса государства.


2. Промежуточные цели реализуются за счет изменения процентной ставки и объема денег в обращении. Таким способом можно корректировать текущий спрос на товары первого потребления и снижать (повышать) предложение денег. Итог – оказание влияние на уровень ценовой политики, привлечение инвестиций, рост занятости и увеличение объемов производства. При этом удается удерживание или оживление конъюнктуры на денежном (товарном) рынке;
3. Тактические цели носят краткосрочный характер. Их задача – ускорить достижение более важных – промежуточных и стратегических целей:
— контроль предложения денег;
— контроль уровня процентной ставки;
— контроль обменного курса.

Виды монетарной политики

Каждое государство выбирает свой вид кредитно-денежной политики. Он может меняться, в зависимости от внешних условий, состояния экономики, развития производства, занятости населения и прочих факторов. При этом выделяются следующие виды:

1. Мягкая монетарная политика (ее второе название – «политика дешевых денег») направлена на стимулирование различных отраслей экономики за счет регулирования процентных ставок и увеличения объемов денежной массы. При этом Центральный Банк проводит следующие операции:

— совершает сделки по покупке государственных ценных бумаг. Все операции при этом проводятся на открытом рынке, а вырученные средства переводятся в резервы банков и на счета населения. Подобные действия позволяют повысить объем денежной массы и улучшить финансовые возможности банков. Как следствие, межбанковский кредит начинает пользоваться большим спросом;

— сводит к минимуму норму банковского резервирования, что существенно расширяет возможности кредитования различных сфер экономики;

— снижает процентную ставку. Как следствие, коммерческие банки получают доступ к более выгодным кредитам. Одновременно с этим возрастает объем выданных займов населению на более выгодных условиях и привлечение дополнительных средств в виде депозитных вкладов.

2. Жесткая монетарная политика (ее второе название – «политика дорогих денег») направлена на введение различных ограничений, удерживание роста денег в обращении с основной целью – сдерживание инфляционных процессов. При жесткой кредитно-денежной политике ЦБ выполняет следующие действия:

— увеличивает предел банковского резервирования. Таким способом достигается уменьшение роста денежной массы;

— повышает процентную ставку. По этой причине коммерческие структуры вынуждены остановить поток заимствований у ЦБ и ограничить выдачу кредитов населению. Итог – подавление роста объемов денежной массы;

— продает государственные ценные бумаги При этом сделки производятся на открытом рынке за счет текущих счетов населения и резервов коммерческих кредитно-финансовых организаций. Итог такой же, как и в предыдущем случае – уменьшение объема денежной массы.

Кроме жесткой и мягкой можно выделить еще два вида кредитно-денежной политики:

1. Стимулирующая монетарная политика. Ее суть заключается в выполнении следующих действий:

— уменьшение учетной ставки;
— снижение нормированной величины резервных требований;
— скупку государственных активов на открытом рынке.

Такие действия актуальны в период общего спада в сфере экономики. Основная цель – приостановить общий рост безработицы в стране, увеличить рост деловой активности.

2. Сдерживающая монетарная политика заключается в проведении обратных действий и направлена на снижение общего предложения денег:

— продажа ЦБ государственных активов;
— увеличение учетной ставки;
— пересмотр нормированной величины резервных требований в сторону увеличения.

Проведение такой политики актуально в период бума, когда требуется сдержать инфляцию и снизить деловую активность.

Инструменты монетарной политики

Все инструменты Центрального Банка можно классифицировать:


1. По объектам, на которые они воздействуют:

— кредитная экспансия. Проводится для роста занятости у населения и подъема общих объемов производства;
— кредитная рестрикция. Основная задача таких мероприятий – защитить экономику страны от «перегрева» (повышенной активности) и снизить рост инфляции.

2. По форме инструменты монетарной политики могут быть:

— прямыми. Такие инструменты имеют вид различных директив, инструкций или предписаний. Указания в этом случае исходят от основного регулятора – Центрального Банка;
— косвенными. В этом случае Центральный Банк направляет свои усилия на создание конкретных условий денежного рынка для достижения конечных целей.

3. По особенностям параметров:

— качественные инструменты. Подразумевают непосредственное регулирование банковских кредитов;
— количественные инструменты. Здесь ЦБ влияет на возможности коммерческих банков в плане кредитования и привлечения займов.

4. По периоду воздействия:

— краткосрочные. Посредством их реализации можно достичь промежуточных (в лучшем случае – тактических) целей;
— долгосрочные. Действие инструментов направлено на достижение улучшений в экономической сфере в течение длительного времени (от года и более). При правильно выстроенной политике возможно достижение стратегических целей.

Основной монетарной политики являются следующие инструменты:

1. Изменение нормированной величины резервов. Этот параметр характеризует часть от общего объема депозитов коммерческих структур, которые должны храниться в ЦБ (резервная система) или в виде наличных средств. Объем обязательных резервов высчитывается по простой формуле:

R обяз=D*rr,

где rr – требуемый объем обязательных резервов, %,
D – общий объем депозитов на счету банка;
— Rобяз – величина обязательных резервов.

По сути, коммерческие банки должны держать в ЦБ какой-то процент от общего баланса депозитных вкладов. У каждого вида депозита есть своя нормированная величина. Чем выше ликвидность вклада, тем больше процент.

Если ЦБ проводит политику по увеличении нормы резервов, то это приводит к резкому снижению объемов денег. Причины здесь две:
— снижаются возможности коммерческого в плане кредитования;
— сокращается объем банковского мультипликатора.


2. Изменение учетной ставки (ставки рефинансирования) – второй по важности инструмент современных банков. Данный параметр показывает, под какой процент Центральный Банк предоставляет займы коммерческим банкам. Небольшие финансовые структуры часто вынуждены прибегать к кредитам для решения срочных вопросов – реализация выплат клиентам, пополнениерезервов и так далее.


Центральный банк, снижая или увеличивая процентную ставку, может непосредственно действовать на предложение денег. Чем больше ставка рефинансирования, тем меньше коммерческие банки будут прибегать к займам, и тем реже будут выдавать кредиты сами. При снижении ставки рефинансирования происходит обратный процесс.

Изменение ставки рефинансирования сложно назвать гибким инструментом кредитно-денежной политики страны. Причина – небольшой процент займов у Центрального Банка, который не превышает 3-4% общего объема банковских резервов. При этом сам ЦБ не позволяет небольшим структурам злоупотреблять возможность оформления займов. Кредиты выдаются только в том случае, если они оправданы и способствуют решению текущих проблем.

3. Выход на открытый рынок и проведение сделок с ценными бумагами. Такой инструмент подразумевает покупку (продажу) ЦБ ценных бумаг. Все действия производятся на вторичном рынке (работать на первичном рынке ЦБ запрещено). В качестве основных активов выступают казначейские векселя и гособлигации. В первом случае государство получает доход от разницы между покупкой и выкупом, а во втором – от процентов.

Покупка ценных бумаг ЦБ способствует повышению резервов коммерческих структур. При этом есть два варианта:

— при покупке государственных облигаций или векселей у коммерческого банка резервы последнего возрастают, повышаются его кредитные возможности. Активы финансового учреждения увеличиваются на всю сумму сделки;


— при покупке ценных бумаг у населения (компаний, домохозяйств и так далее), продавец получает в ЦБ чек. При этом он все равно относит его в коммерческий банк и ложит на свой счет. Возможности банка также возрастут, но не на всю сумму, а только на какой-то процент, ведь часть от этих средств не может быть использована (она должна отходить к обязательным резервам ЦБ).

Покупка ценных бумаг Центральным Банком – одно из наиболее эффективных действий во время спада экономики. В обратном случае (при «перегреве») производится продажа активов, что сковывает возможности коммерческих банков, существенно снижает их резервы и, соответственно, объем денежных средств в обращении.

Методы монетарной политики

Все методы монетарной политики государства можно разделить:


1. Прямые методы. Представляют собой административные меры со стороны ЦБ, направленные на выпуск директив, касающихся денежного обращения и уровня цен. Преимущество таких методов – быстрый эффект и возможность контроля со стороны Центрального Банка. Недостаток – возможные последствия через некоторое время (отток инвестиций за границу, развитие «теневой» экономики и так далее).

2. Косвенные методы. Подразумевают воздействие на рыночные механизмы. Их эффективность зависит от условий и уровня денежного рынка.

Кроме прямого и косвенного можно выделить еще два подхода:

— общий. Его особенность – действие на экономику посредством косвенных инструментов;
— селективный. В этом случае регулируются определенные формы кредита.

Мероприятия проводятся для решения конкретных (менее глобальных) задач. К таким методам можно отнести рефинансирование коммерческих банков, ограничение выдачи ссуд и так далее.

Наиболее популярные методы монетарной политики следующие:

1. Изменение процентных ставок по операциям ЦБ.

Сегодня есть две основные формы пересмотра (установки) базовой процентной ставки:

— ставка по ломбардным операциям. Речь идет о займах под залог ценных бумаг. Такой кредит имеет краткосрочный характер (до полугода). При этом регулируется не только процентная ставка, но и список ценных бумаг, которые могут выступать в качестве залога;
— ставка рефинансирования. При этом пересматриваются условия, на которых ЦБ покупает ценные бумаги у коммерческих банков.

В банке России можно выделить следующие процентные ставки:


2. Изменение резервных требований к другим кредитным организациям относительно отчислений от привлеченных ресурсов в пользу резервного фонда ЦБ. Такие резервные требования несут несколько основных функций:

— денежного буфера. В случае нехватки ликвидности на МБК процентная ставка существенно возрастает. Для ее регулирования уменьшается резервный коэффициент, что открывает доступ коммерческим банкам к дополнительным ресурсам;

— регулирования предложения на рынке денег. Снижение процента резервирования способствует повышению активности банков в отношении выдачи кредитов (повышение ставки, наоборот, снижает объем выданных кредитных средств). Таким способом государство регулирует объем денежного обращения;

— контроль ликвидности всей банковской системы на небольшом временном промежутке;

— налогообложение. По сути, резервные требования можно сравнить с налогами для коммерческих банков.

3. Сделки на вторичном рынке ценных бумаг. Здесь речь идет о покупке или продаже казначейских векселей, облигаций государственного образца, активов банков и крупных корпораций). Метод хорош для регулирования курса гособлигаций и депозитной базы банков (увеличения или уменьшения).

При покупке ценных бумаг Центраьным Банком к ним предъявляется три основных требования – высокий уровень ликвидности, низкий кредитный риск, обращаемость на рынке. Наибольшей популярностью пользуются сделки РЕПО, когда заключается соглашение о покупке активов с последующей возможностью выкупа. При совершении сделки РЕПО внимание уделяется следующим критериям – стоимости покупки, стоимости обратной продажи, временному лагу (временному диапазону между прямой и обратной сделкой).

4. Рефинансирование коммерческих банков направлено на повышение ликвидности финансово-кредитных учреждений. Из наиболее популярных видов займов можно выделить межбанковские депозиты и валютные свопы. Весьма популярны и операции с ценными бумагами (прямое РЕПО).


5. Валютные интервенции. Это операции, которые подразумевает покупку и продажи валюты других стран на межбанковском и биржевом рынках. Основная цель – воздействовать на курс национальной валюты, предложение денег, общий спрос и уровень волатильности.

В России валютные интервенции с февраля 2015 года не проводятся.

6. Определение новых ориентиров роста объема денег (таргетирование). В качестве предмета для таргетирования могут использоваться денежные агрегаты, темпы инфляции, курсы валют и так далее.

7. Прямые ограничения проводятся очень редко. К ним можно отнести такие меры:

— ограничение объема кредитной маржи;
— установка новых лимитов на привлеченные средства и предоставление займов;
— ограничение процентных ставок по займам, которые предъявляются банками;
— принятие решения по внедрению новых видов обеспечения для активных сделок.

Монетарная политика государства: преимущества и недостатки

Кредитно-денежная политика страны может развиваться по различным сценариям. При этом эффект может быть различным:

1. Плюсы монетарной политики следующие:

— нет внутреннего лага. Данный параметр представляет собой задержку между осознанием ЦБ текущих проблем в стране и выполнением мероприятий по восстановлению экономики. При сделках с ценными бумагами решение принимается быстро, а сами активы обладают высокой надежностью и ликвидностью. Следовательно, при дальнейшей продаже (покупке) активов проблем не возникает;

— нет эффекта вытеснения. Стимулирующая кредитно-денежная политика (в отличие от фискальной методики) направлена на снижение процентной ставки. Это способствует росту инвестиций и ряду других расходов;

— мультипликативный эффект. Во-первых, обеспечивается расширение депозитных счетов банков и рост денежной массы. Во-вторых, увеличиваются расходы после снижения ставки, что приводит к росту общего выпуска.

2. Минусы монетарной политики:

— наличие внешнего лага, то есть результаты проведенных мероприятий видны далеко не сразу. С момента принятия решения ЦБ до решения поставленных задач может пройти какое-то время;

— риск инфляции. Активное использование стимулирующей политики может стать причиной инфляции как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе. При этом есть мнение, что монетарная политика будет эффективна только при «перегреве», наличии инфляционного разрыва в экономике. При замедлении экономического роста (рецессии) лучше отдать предпочтение стимулирующей фискальной политике.

Сущность монетарной политики

Монетарная (денежно-кредитная) политика — это политика по изменению денежной массы в экономике. Денежная масса изменяется в результате операций Центрального банка, коммерческих банков и решений небанковского (реального) сектора. При этом важнейшую роль в осуществлении монетарной политики играет Центральный банк как главное звено банковской системы страны.

Денежно-кредитная политика — одно из четырех направлений единой финансовой политики государства, обеспечивающих устойчивость экономики и достижение экономического роста. Именно она контролирует инфляцию и рост денежной массы.

Традиционно перед ЦБ ставятся пять основных задач, в соответствии с которыми он является Канаев А.В. Стратегическое управление коммерческим банком: концептуальные основы. СПб.: Изд-во СПбГУ. 2006. С. 116-136.:

  • 1. Эмиссионным центром страны. ЦБ монопольно выпускает национальные банкноты — бумажные деньги;
  • 2. Банком банков. ЦБ хранит резервы коммерческих банков, выдает им ссуды (является кредитором последней инстанции), осуществляет надзор за их деятельностью;
  • 3. Банкиром правительства. ЦБ размещает государственные ценные бумаги, предоставляет кредиты, выполняет расчетные операции для правительства, ведет счета казначейства, хранит официальные золотовалютные резервы;
  • 4. Главным расчетным центром страны. ЦБ выступает посредником между банками при осуществлении безналичных расчетов;
  • 5. Органом регулирования экономики посредством монетарной политики.

Денежно-кредитная политика является важнейшим направлением государственного регулирования экономики. Формирование четкой денежно-кредитной политики государства является одним из необходимых условий устойчивого развития государства. Она оказывает огромное влияние как на само государство в целом, так и на каждого его гражданина, в частности. Чем продуманнее будет денежно-кредитная политика государства, тем лучше будет жизнь его граждан, тем мощнее оно будет выглядеть на международной арене.

Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых государством в целях регулирования деловой активности путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Денежно-кредитная политика проводится с целью реализации конкретных целей:

  • 1) регулирование темпов экономического роста;
  • 2) смягчение циклических колебаний;
  • 3) сдерживание инфляции;
  • 4) достижение сбалансированности внешнеэкономических связей;
  • 5) поддержание стабильности курса национальной валюты;
  • 6) снижение безработицы.

К промежуточным целям денежно-кредитной политики государства можно отнести:

  • 1) контроль темпа роста денежной массы;
  • 2) контроль номинального объема производства;
  • 3) контроль уровня цен.

Основные цели реализуются денежно-кредитной политикой как одним из направлений экономической политики в целом, наряду с фискальной, валютной, внешнеторговой, структурной и другими видами политики. Промежуточные цели непосредственно относятся к деятельности Центрального Банка и осуществляются в рыночной экономике в основном с помощью косвенных инструментов

При решении этих задач Центральный банк выполняет три основные функции: регулирующую, контролирующую и информационно-исследовательскую.

Одним из методов регулирования денежно-кредитной сферы является таргетирование, которое представляет собой установление центральным банком верхних и нижних границ изменения денежной массы, уровня процентных ставок, инфляции, валютного курса в прогнозируемом периоде Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика: учеб. пособие. М.: Экономистъ, 2005. С. 240-241..

Период начала 2000-х гг. для Центрального банка России был, с одной стороны, отмечен необходимостью преодоления последствий кризиса 1998 г., в том числе связанных с резким увеличением темпа инфляции, а с другой — связан с потребностью поддержания экономического роста, наметившегося в 1999 г. Эта политика проявлялась в постепенном снижении ставки рефинансирования вслед за снижением темпа инфляции и поддержанием минимальных резервных требований на относительно высоком уровне Головнин М.Ю., Любский М.С., Богатова И.Э. Каналы влияния внешних факторов на монетарную сферу России. — М.: Институт экономики РАН, 2012. — С. 29..

Главной задачей денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу Центральный банк Российской Федерации считает снижение инфляции при сохранении и возможном ускорении роста ВВП с одновременным созданием предпосылок для снижения безработицы и увеличения реальных доходов населения. В связи с этим основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2000 год предусматривалось снижение инфляции до 18-22 % в целом за год при сохранении тенденции к росту производства и услуг.

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2000 год содержали два базовых сценария развития экономики в 2000 году. Согласно первому (умеренному) сценарию, прирост денежной массы должен был составить 20-28 %, инфляция — около 18-22 %, а прирост реального ВВП — от 1 до 2 %. Второй сценарий (оптимистичный) предполагал существенно более высокие показатели роста реального ВВП (6-10 %) при незначительном по сравнению с первым вариантом увеличением прироста денежной массы М 2 (32-38 % за год) и инфляцией на уровне 25-28 %.

Среди основных целей политики валютного курса на 2000 год ЦБ РФ определил сглаживание значительных колебаний обменного курса рубля и поддержание золотовалютных резервов на уровне, обеспечивающем доверие к проводимой денежно-кредитной политике и стабильность российской валютно-финансовой системы. Была отмечена необходимость совершенствования действующего механизма обязательного резервирования и его нормативной базы, расширения объема операций ЦБ РФ на открытом рынке и депозитных операций с коммерческими банками. Процентная политика Банка России в 2000 год планировалась лишь опосредованным способом: с помощью контроля за объемом эмиссии и операциями на открытом рынке, хотя вследствие медленного развития внутреннего рынка государственных ценных бумаг, данные меры денежно-кредитного регулирования имели ограниченное значение.

Контроль за денежным предложением остается важнейшим механизмом обеспечения внешней и внутренней стабильности рубля и является основой плавного и предсказуемого изменения валютного курса. В 2000 году Банк России продолжает осуществление политики плавающего валютного курса, которая в большей степени соответствует целям и задачам, стоящим перед экономикой. Основой действий Банка России на внутреннем валютном рынке является сглаживание резких курсовых колебаний в сочетании с мерами валютного регулирования и валютного контроля в целях большего соответствия рыночного курса реальным экономическим условиям. Режим плавающего валютного курса создает более благоприятные условия для сохранения и накопления Банком России золотовалютных резервов, что особенно важно с точки зрения оценки платежеспособности России и решения проблемы внешнего долга, который в настоящее время составляет около 90 % ВВП.

Уровень золотовалютных резервов и показатели, характеризующие состояние внешней торговли (например, такие, как динамика экспорта и импорта, уровень мировых цен на основные российские экспортные товары, общее изменение условий торговли) — важнейшие индикаторы, определяющие адекватность денежно-кредитной политики поставленным целям и задачам.

Монетарная политика государства.

1. Количество денег в обращении.Совокупность наличных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров в народном хозяйстве образует денежную массу.

В ее структуре по принципу ликвидности выделяются денежные агрегаты (М). Агрегат с более высокой ликвидностью входит составной частью в агрегат с более низким уровнем ликвидности. В результате образуется система денежных агрегатов:

— М0 – наличные металлические (разменная монета) и бумажные (банковские билеты) деньги в обращении;

— М1 — активная часть денежной массы, это деньги для текущих сделок. Выполняют функции средства обращения и средства платежа. Они включают: а) Мо; б) безналичные деньги — это “кошелек в банке”, т.е. деньги на беспроцентных счетах в банках у домохозяйств и расчетные, текущие счета фирм. Их символами являются чеки, кредитные карточки, платежные требования, поручения.

— М2 — деньги в широком смысле. Включает: а) денежный агрегат М1; б) квазиденьги — это пассивные деньги, деньги в активах на сберегательных счетах (до востребования) и небольших по срокам вкладах в банках. Владельцы этих вкладов получают доход — процент. Это менее ликвидные деньги, они не могут быть использованы как средство обращения или платежа. Здесь деньги выступают в функции средства накопления.

-М3 – включает: а) М2 и крупные срочные вклады, ценные бумаги.

Денежные агрегаты позволяют определить количество денег в обращении.

Согласно уравнению обмена И. Фишера, количество денег в обращении (М) должно быть таким, чтобы соблюдался баланс между ними и стоимостью производимых в стране товаров:

M = P х Q : V

где V – скорость обращения денег (среднегодовое количество раз, которое денежная единица расходуется на приобретение товаров);

P – уровень цен (индекс средневзвешенных цен товаров);

Q – реальный объем национального производства.

Из формулы видно, что чем больше созданный в стране национальный продукт, тем больше денег должно находиться в обращении. С увеличением физического количества товаров приходится наращивать и денежную массу. Уровень цен и количество денег в обращении находятся в прямой зависимости: рост цен ведет к увеличению денежной массы и, наоборот, увеличение денежной массы приводит к росту цен.

2. Спрос на деньги. Денежный рынок.Спрос на деньги предопределяется такими их функциями, как средство обращения и средство накопления. Совокупный (общий) спрос на деньги включает в себя:

– спрос на деньги для оплаты товаров (текущий спрос) – DMt,

— спрос на свободные деньги (деньги для сбережений) — DMi.

Спрос на деньги для оплаты товаров связан с тем, что каждый экономический субъект в каждый данный момент должен располагать определенной суммой денег, чтобы иметь возможность беспрепятственно совершать сделки. Существует прямая связь между спросом на текущие деньги и количеством товаров, т.е. реальным ВНП, между спросом на текущие деньги и уровнем цен на товары. Спрос на текущие деньги не зависит от ставки процента, поскольку данные деньги не предлагаются для хранения:

Рис. 31. Спрос на деньги для текущих сделок

Деньги для возможных сделок в будущем могут оставаться свободными, а могут быть предоставлены в пользование бизнесу, т.е. приобрести вид ценных бумаг. Тогда количество свободных денег на руках у населения будет тем меньше, чем большую плату предложит бизнес за их использование.

Рис. 32. Спрос на деньги для текущих сделок

Таким образом, спрос на деньги зависит от реального объема производства (ВНП), уровня цен и нормы ссудного процента.

Общий спрос на деньги для текущих и для возможных в будущем сделок определяется суммированием. Участниками денежного рынка являются все субъекты экономики: домохозяйства, предприятия, правительство. Особенностью денежного рынка является то, что товаром здесь выступают деньги, практически здесь обменивается ликвидность активов, измеренная в единицах ставки процента. Как на любом рынке равновесие имеет место в точке пересечения кривых спроса и предложения. Предложение – это количество бумажных денег, выпущенных в обращение банковскими учреждениями, поэтому оно представлено определенным объемом, кривая предложения вертикальна.

Рис. 33. Общий спрос на деньги и денежный рынок

Равновесие означает равенство количества активов, которые хозяйствующие агенты хотят иметь в виде денег, количеству денег, которое предлагается банковской системой. Равновесие это достигается при определенной норме процентной ставки (ie).

Если ставка процента превышает уровень равновесия (ie), то хозяйственные агенты не захотят иметь то количество денег, которое предлагается банковской системой. Норма процента повысилась, стоимость ценных бумаг упала, они стали более доходными (цена ценных бумаг равна отношению дивиденда к ставке процента), и хозяйственные агенты предпочтут ценные бумаги, т.е. неденежные активы денежным. Падение спроса на деньги понизит норму ссудного процента до достижения равновесного положения.

Когда же, наоборот, процентная ставка оказывается меньше равновесной, сокращается число желающих держать свои активы в ценных бумагах. Те, у кого есть сбережения, будут все больше предпочитать ликвидность, сознавая, что низкие проценты тождественны высоким ценам на ценные бумаги. Спрос на них упадет, что вызовет повышение их курса. Это отразится на процентных ставках, которые пойдут вверх, к равновесию.

Теперь следует рассмотреть, как отражается на денежном рынке изменение реального ВНП и цен. Изменение реального ВНП (дохода) отразится на обеих частях спроса на деньги – и на деловом спросе (DMt) и на спросе на деньги как средстве сбережения (DMi) – кривая спроса сдвинется и равновесие изменится.

Изменение цен товаров также отражается на денежном спросе. При повышении товарных цен деловой спрос на деньги повышается. Возникает инфляционный механизм спроса.

Таким образом, денежный и товарный рынки тесно связаны между собой. События денежного рынка отражаются на товарном. В свою очередь, перемены в объемах производства товаров влияют на спрос на деньги, а колебания процентной ставки сказываются на инвестициях и совокупном спросе.

3. Кредит: его функции и виды. Современная банковская система.Кредит – это разновидность экономической сделки, договор о займе или ссуде. Выражает отношения между кредиторами и заёмщиками. Необходимость и возможность кредита связаны с сутью воспроизводственного процесса, когда на одних участках высвобождаются временно свободные средства, которые выступают как источник кредита, на других возникает потребность в них.

Кредит выполняет 4 функции:

1. Перераспределительная – передача временно свободных материальных и денежных ресурсов одних собственников во временное пользование другим на условиях возвратности и платности.

2. Воспроизводственная – кредит является ресурсным источником и обеспечивает условия ведения хозяйственной деятельности.

3. Эмиссионная – это создание кредитных средств обращения (бумажные деньги) и замещения наличных денег.

4. Стимулирующая функция – обязывает заёмщика хозяйствовать эффективно, получать прибыль, достаточную для погашения кредита, уплаты процентов и подтверждения своей кредитоспособности.

Субъектами кредитных отношений являются кредитор и заёмщик.

Принципы кредита:

1. Возвратность кредита. При возвращении средств кредитору возобновляется ссудный фонд и обеспечиваются возможности деятельности кредитора.

2. Срочность – в кредитном договоре всегда фиксируется срок возврата.

3. Платность – оплата права пользования кредитом. Обычно платность определяется как процент. Ссудный процент – это плата, взимаемая кредитором с заёмщика за пользование кредитом: Ставка (норма) ссудного % = Сумма платежа : Сумма предоставленного кредита.

4. Обеспеченность — это защита имущественных интересов кредитора в случае нарушения заемщиком взятых на себя обязательств.

5. Целевой характер кредита.

6. Дифференцированный характер кредита.

Традиционно кредит классифицируют исходя из двух ба­зовых признаков: 1) категория кредитора и заемщика, 2) форма конкретной ссуды.

1. Коммерческий кредит — представляет собой реализацию товаров с отсрочкой платежа. Основные характеристики: 1) в роли кредитора могут выступать любые юридические лица; 2) предостав­ляется только в товарной форме; ссудный капитал интегри­рован с промышленным и торговым, 3) дешевле других видов, при юридическом оформлении сделки между кредитором и заемщиком плата за этот кредит включается в цену товара, а не определяется специально.

Основная цель коммерческого кредита — ускорение процесса реализации това­ров и, следовательно, получения прибыли.

2. Банковский кредит — объектом яв­ляется предоставление в ссуду денежных средств. Банковские ссуды могут предоставляться исключительно специализиро­ванными кредитно-финансовыми организациями, имеющи­ми лицензию. Доход поступает в виде ссудного или банковского %, ставка которого определяется по соглашению сторон.

3. Потребительский кредит — целевая форма кредитования физических лиц, при этом в роли кредитора мо­гут выступать торговые фирмы и специализированные финансовые компании. Предоставляется в товарной форме. Банки непосредственного участия не принимают.

4. Государственный кредит требует обязательного участия государства либо в роли кредитора, либо в роли заемщика. Как кредиторгосударство через центральный банк осуществляет кредито­вание конкретных регионов, отраслей, коммерчес­ких банков при продаже кредитных ресурсов на рын­ке межбанковских кредитов. Как заемщик государство выступает в процессе размещения государственных займов, государственных ценных бумаг.

5. Международный кредит — это кредит, предоставляемый государствами, банками, физическими и юридическими лицами одних стран государствам, банкам или иным юридическим и физическим лицам других стран.

6. Ростовщический кредит. Это выдача ссуд физическими, юридическими лицами, не имеющими лицензии. В зарубежных источниках рассматривается лишь в историческом плане, имеет однозначно не­легальный характер, т.е. прямо запрещено действующим зако­нодательством, но в современных российских условиях получил опреде­ленное распространение. Характеризуется сверхвысокими ставками ссудно­го процента (до 120—180% по ссудам, выдаваемым в конвертируемой валюте) и зачастую криминальными методами взыскания с неплательщика. По мере развития инфраструктуры национальной кредитной системы и обеспечения доступности кредитных ресур­сов для всех категорий потенциальных заемщиков ростовщический кредит исчезает с рынка ссудных капиталов.

Совокупность кредитных организаций, аккумулирующих и предоставляющих в долг денежные средства, образует кредитную систему страны. В кредитной системе центральное место занимает банковская система. В современной банковской системе выделяют два уровня:

· центральный банк. Является банком для банков, предприятия и население не кредитует; руководит всей существующей в стране банковской системой;

· коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые институты.

4. Коммерческие банки и их операции.Коммерческие банки, составляющие второй уровень банковской системы, аккумулируют временно свободные денежные средства и превращают их в кредиты. Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц (Закон РФ «О банках и банковской деятельности» от 12.1990 г. № 395-1, ред. 21.07.2005 № 106-ФЗ).

Функции коммерческих банков:

— мобилизация временно свободных денежных средств и сбережений и превращение их в капитал. Аккумулируя денежные средства и сбережения в виде вкладов (депозитов), банки превращают их в ссудный капитал и используют для предоставления кредита. Таким образом с помощью банков сбережения превращаются в капитал (приносят доход). Операции банков по привлечению средств (формирование ресурсов банка) называются пассивными операциями;

— предоставление ссуд физическим и юридическим лицам. Операции по предоставлению ссуд называются активными операциями банка;

— создание кредитных денег. Предоставив клиенту ссуду, банк зачисляет денежную сумму на его счет, владелец счета может получить наличные деньги или сделать безналичные расчеты со счета – в любом случае происходит увеличение количества (массы) денег в обращении. При возврате ссуды масса денег уменьшается;

— проведение денежных расчетов и кассовое обслуживание клиентов;

— выпуск, покупка, продажа платежных документов и ценных бумаг.

Цель деятельности коммерческих банков – получение прибыли. Прибыль банка — разность между процентом, который банки получают за предоставленные им ссуды и тем процентом, который они выплачивают вкладчикам за предоставленные деньги (вклады), минус затраты, связанные с деятельностью банка.

Все банки могут быть охарактеризованы по разным признакам:

— по способу формирования уставного капитала (частные индивидуальные, общество с ограниченной ответственностью, акционерные),

— по принадлежности (национальные, совместные, иностранные),

— по видам выполняемых операций – универсальные или специализированные (ипотечные, инвестиционные, инновационные, земельные, торговые, биржевые и т.д.),

-по территориальному признаку – местные, региональные, общенациональные, мировые.

Депозиты (вклады в банки) служат источником кредита. Но часть своих депозитов банк обязан хранить в центральном банке в виде обязательного резерва. Величина этого резерва определяется центральным банком.

Вклад, поступивший в один из банков замкнутой банковской системы, приводит к умножению функционирующих денег. Эта зависимость характеризуется 6анковским мультипликатором:

MRm =

где r — норма резерва, выраженная в процентах.

В этой формуле мультипликатор означает во сколько раз увеличивается предложение денег в стране в результате прироста депозитов.

Денежная масса = Сумма депозита х MRm

5. Центральный банк и его функции.Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации деятельности Банка России определяются Конституцией РФ, федеральным законом «О Цен­тральном банке Российской федерации (Банке России)» 10.07.2002 №86-ФЗ в ред.23.12.2003 №186 ФЗ, а также другими законодательными актами.

Правовое положение Банка России имеет свои особенности. Он является юридическим лицом. Его уставный капитал и иное имущество находится в федеральной собственности РФ – 3 млрд. руб. Свои расходы осуществляет за счет своих доходов.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства. ЦБ РФ подотчетен Государственной Думе, и независим в своей деятельности в пределах уста­новленных полномочий.

Основные цели деятельности Банка России:

· защита и обес­печение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

· развитие и укрепление банков­ской системы Российской Федерации;

· обеспечение эффектив­ного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Банк России не имеет права: 1) осуществлять банковские операции с юридическими ли­цами, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, и физическими лицами, 2) приобретать доли (акции) кредитных и иных организа­ций, 3) осуществлять операции с недвижимостью, 4) заниматься торговой и производственной деятельностью.

Основные функции Банка России:

— во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

— монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

— является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

— устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

— устанавливает правила проведения банковских операций.

6. Монетарная политика государства.Монетарная (денежно-кредитная) политика – это совокупность мероприятий, определяющих изменения денежной массы и регулирующих объёмы кредитов, уровня процентных ставок, других показателей рынка ссудных капиталов. Её цель – регулирование экономики путём влияния на состояние денежного обращения и кредита.

Политика, направленная на стимулирование кредита и денежной эмиссии – называется кредитной экспансией или политикой «дешевых» денег; на их сдерживание и ограничение — кредитной рестрикцией или политикой «дорогих» денег.

Исторически практикой был выработан широкий ассортимент методов денежно-кредитной политики. Что касается России, то основные из них сформулированы в ст. 35 Закона о Банке России. Рассмотрим основные методы.

1. Процентные ставки по операциям Банка России. Процентные ставки ЦБ – это минимальные ставки, по которым ЦБ осуществляет свои операции. Используется с целью воздействия на рыночные процентные ставки.

Повышение процентные ставки Банка России уменьшает возможности КБ в получении кредита, что приводит к сокращению их ссуд, а значит денежной массы в стране и увеличению рыночных процентных ставок, но замедляет инвестиции и рост производства, что может провоцировать рост безработицы.

1. нормативы обязательных резервов (резервные требования). Повышение нормативов приводит к уменьшению банковского мультипликатора и сокращению денежной массы;

2. операции на открытом рынке. Под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа ЦБ РФ за свой счёт ценных бумаг. Покупая ценные бумаги, ЦБ РФ увеличивает количество денег в обращении (политика кредитной экспансии), продавая – изымает часть из обращения (рестрикционная политика).

Основой монетарной политики являются следующие положения:

— в долгосрочном периоде рост денежной массы влечет за собой рост цен, не оказывая влияния на объем ВНП;

— в краткосрочном периоде рост денежной массы приводит к росту объема реального ВНП.

Механизм воздействия монетарной политики на объем производства и занятость таков:

1. Когда центральный банк проводит рестрикционную политику, реакцией на эти действия служит рост процентной ставки, при проведении экспансионистской политики — снижение процентной ставки.

2. Изменение уровня процентной изменяет инвестиционный спрос: рост — уменьшает, а повышение – снижает инвестиционный спрос. Центральный банк таким образом воздействует на величину инвестиций – наиболее гибкий элемент совокупного спроса.

3. Изменение инвестиций с мультипликативным эффектом отражается на объеме ВНП.

Связь между денежной массой и объемом производства, устанавливаемая через норму процента и плановые инвестиции, известна как «кейнсианский передаточный механизм».

При данном денежном спросе (Dm) и предложении денег (Sm) процентная стака устанавливается на уровне i1. Такой ставке соответствует инвестиционный спрос на уровне I1 и объем ВНП (Y) = Q1. Увеличение предложения до Sm1 снижает процентную ставку до i2., соответственно расширяя инвестиции до I2. Прирост инвестиций с мультипликационным эффектом увеличивает ВНП до Q2. Таким образом, прирост денежной массы расширяет совокупный спрос, объем производства и доходы, а сокращение денежной массы – понижает. Однако, этот вывод справедлив в отношении лишь краткосрочного периода, т.е. пока ВНП не достиг потенциального уровня. В более длительном периоде монетарная политика влияет преимущественно на цены.

а) Денежный рынок

б) Рынок капиталов

в) Производство

Рис. 34. Механизм воздействия денежного предложения на национальный объем

производства

Литература

Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие / Руководитель авторского коллектива и научный редактор А.В.Сидорович. — М.: МГУ, “ДИС”, 2007. – Гл.27.

Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина.- Киров: АСА, 2007. – Гл. 15.

Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс.- М.: ИНФРА-М, 2005. – Т. 1, гл. 15.26,

Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича – М.: ИНФРА-М, 2000. – Гл. 25.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое спрос на деньги? Какими функциями денег он обусловлен?

2. Что такое денежный рынок?

3. Что такое кредит и каковы его функции?

4. Каковы основные задачи и статус Центрального банка?

5. Как банки могут создавать деньги?

6. Что такое денежно-кредитная (монетарная) политика?

7. Опишите и проанализируйте механизм воздействия величины предложения денег на объем производства и занятость.