Моральные нормы

Моральные нормы в обществе

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Мораль, ее функции и структура

Мораль (от латинского moralis — нравственный; mores — нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства.

Мораль — это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.

Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества.

Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале. Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.

Ответственность в морали имеет духовный, идеальный характер (осуждение или одобрение поступков), выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение. Такая оценка должна соответствовать общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о должном и недолжном, достойном и недостойном и т.д.

Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального сознания. Наряду с другими формами регулирования поведения людей в обществе мораль служит согласованию деятельности множества индивидов, превращению ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную определенным социальным законам.

Исследуя вопрос о функциях морали, выделяют регулятивную, воспитательную, познавательную, оценочно-императивную, ориентирующую, мотивационную, коммуникативную, прогностическую и некоторые другие ее функции. Первостепенный интерес для юристов представляют такие функции морали, как регулятивная и воспитательная.

Регулятивная функция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества. При этом активное воздействие морали на общественные отношения осуществляется через индивидуальное поведение.

Воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Эту функцию принято характеризовать как гуманистическую. Она оказывает влияние на регулятивную и другие функции морали.

Мораль рассматривают и как особую форму общественного сознания, и как вид общественных отношений, и как действующие в обществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека — нравственную деятельность.

Нравственное сознание является одним из элементов морали, представляющим собой ее идеальную, субъективную сторону. Нравственное сознание предписывает людям определенные поведение и поступки в качестве их долга. Нравственное сознание дает оценку разным явлениям социальной действительности (поступка, его мотивов, поведения, образа жизни и т.д.) с точки зрения соответствия моральным требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осуждении, похвале или порицании, симпатии и неприязни, любви и ненависти. Нравственное сознание — форма общественного сознания и одновременно область индивидуального сознания личности. В последнем важное место занимает самооценка человека, связанная с нравственными чувствами (совесть, гордость, стыд, раскаяние и т.п.).

Мораль нельзя сводить только к моральному (нравственному) сознанию.

Выступая против отождествления нравственности и нравственного сознания, М.С. Строгович писал: «Нравственное сознание — это взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном и недостойном поведении, а нравственность — это действующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимоотношения».

Моральные отношения возникают между людьми в процессе их деятельности, имеющей нравственный характер. Они различаются по содержанию, форме, способу социальной связи между субъектами. Их содержание определяется тем, по отношению к кому и какие нравственные обязанности несет человек (к обществу в целом; к людям, объединенным одной профессией; к коллективу; к членам семьи и т.д.), но во всех случаях человек в конечном счете оказывается в системе моральных отношений как к обществу в целом, так и к себе как его члену. В моральных отношениях человек выступает и как субъект, и как объект моральной деятельности. Так, поскольку он несет обязанности перед другими людьми, сам он является субъектом по отношению к обществу, социальной группе и т.д., но одновременно он и объект моральных обязанностей для других, поскольку они должны защищать его интересы, заботиться о нем и т.д.

Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельности — поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка — это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих.

Совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением. Поведение человека — единственный объективный показатель его моральных качеств, нравственного облика.

Нравственная деятельность характеризует только действия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специфически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализовать чувство долга, достичь определенного идеала и т.д.

В структуре морали принято различать образующие ее элементы. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.

мораль общественный сознание

2. Моральные нормы

Моральные нормы — это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть присущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизводятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов общества о должном поведении при определенных условиях.

В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а находят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной ситуации.

В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т.д., действующие в обществе.

Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и силой общественного мнения, сознанием субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и характер нравственных санкций.

Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах.

Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкций санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами общественных организаций). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании воинских уставов последует соответствующая реакция.

Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы — Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т.д.).

Моральные принципы — одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности.

Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности.

К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как гуманизм — признание человека высшей ценностью; альтруизм — бескорыстное служение ближнему; милосердие — сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся; коллективизм — сознательное стремление содействовать общему благу; отказ от индивидуализма — противопоставления индивида обществу, всякой социальности, и эгоизма — предпочтения собственных интересов интересам всех других.

Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной нравственности, различают так называемые формальные принципы, относящиеся уже к способам выполнения моральных требований. Таковы, например, сознательность и противоположные ей формализм, фетишизм, фатализм, фанатизм, догматизм. Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также характеризуют определенную нравственность, показывая, насколько сознательно выполняются нравственные требования.

Нравственные идеалы — понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.

Нравственный идеал по-разному понимался в разное время, в различных обществах и учениях. Если Аристотель видел нравственный идеал в личности, которая высшей доблестью считает самодовлеющее, отрешенное от волнений и тревог практической деятельности созерцание истины, то Иммануил Кант (1724-1804) характеризовал нравственный идеал как руководство для наших поступков, «божественного человека внутри нас», с которым мы сравниваем себя и улучшаемся, никогда, однако, не будучи в состоянии стать на один уровень с ним. Нравственный идеал по-своему определяют различные религиозные учения, политические течения, философы.

Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на содержание моральных принципов и норм.

Можно говорить и об общественном нравственном идеале как об образе совершенного общества, построенного на требованиях высшей справедливости, гуманизма.

Размещено на Allbest.ru

Нравственный запрет как основа духовного развития

В наше так называемое «либеральное» время господствует мощная легенда о вредоносности запретов. «Разрешено все, что не запрещено», – формула, которая действовала в эпохи сломов цивилизаций в 1917 и в 1991 годах. Известный социолог Питирим Сорокин вспоминает о случае в августе 1917 года в Петрограде. Днем на перекрестке Невского проспекта и Садовой улицы в самом оживленном месте собралась толпа и шумно и глумливо себя вела. Сорокин увидел, что толпа собралась вокруг занимающейся половым сношением пары. Естественно, никому и никогда в голову не могла прийти мысль о специальном запрете половых действий днем на перекрестке Невского проспекта и Садовой улицы. Этот одиозный пример лишь подчеркивает, мягко говоря, неточность приведенной формулы. Стоит отметить, что эта формула все же подразумевает наличие каких-то запретов, но они, эти запреты, – плод человеческого и весьма сиюминутного, и не самого лучшего и убедительного размышления, продиктованного обстоятельствами. Поэтому либерализм и любой кардинальный слом цивилизации идет под лозунгом свободы, постольку и запреты превращаются во что-то временное и вредоносное, сиюминутное и мешающее жизни. Думается, что сама эта идея – о вредоносной сущности запретов – является ложной и весьма опасной. Поэтому хотелось дать некоторое представление об истории запретов, их значении в христианском мировоззрении, а также о соотношении свободной воли человека и запретов.
Первое соображение касается этологии, т.е. науки о правилах, о формах поведения животных. Известно, что у животных есть инстинктивный запрет на нанесение обиды и нападение на детенышей. Именно в силу существования этого запрета известно множество случаев воспитания детенышей-малышей не своего вида – собаки воспитывают волчат, волки людей, кошки кутят, львы и тигры собак, и наоборот. Известно, что у хищников действует и запрет на убийство в драке в том случае, если противник принимает позу покорности – подставляет беззащитные шею или живот. Вспомните, как малыши-кутята переворачиваются на спину, подставляя беззащитный живот.
Известно, что чем более страшными орудиями убийства вооружен хищник (клыки, когти), тем более серьезные запреты и правила их применения действуют на него. Он сначала рычит, топорщит гриву, делает угрожающие движения, и лишь после всех этих предварительных танцев может напасть. Чем сильнее самец, тем меньше шансов, что он обидит самку. Все эти ограничения приводят к тому, что потерявшиеся в малом возрасте тигрята, львята имеют очень мало шансов выжить, поскольку они не связывают пищу (допустим, падаль) с убийством (т.е. лишением жизни живой добычи). Поэтому кошки притаскивают пойманных мышат котятам живыми с целью показать связь добычи с убийством. Убийству мешают сложнейшие запреты, и потому ему надо учиться !
У человека нет мощных зубов и когтей, а потому у него и нет запрета на убийство. Его не останавливают ни подставленные шеи, ни открытые для нападения животы. Возможности же убийства у человека вырастают пропорционально росту объемов знаний, технологий и производственной мощностей, а потому схему запретов человечеству приходится вырабатывать особым образом, ибо инстинктов-запретов у нас нет. Они должны быть вложены в него обществом, а еще лучше, если они будут осмыслены и приняты разумом.
Отсюда главное: человек развивается согласно росту числа усвоенных запретов. В христианстве это безусловно выражено очень сильно. Напомню, как говорил знаменитый Иосиф Флавий о еврействе: «Наши женщины воспитываются не для молитв… Они обязаны соблюдать запреты, а не повеления. У нас 365 повелений по числу дней в году, и 248 запретов по числу костей в человеке».
248 – больше или меньше (иногда возникает спор по этому поводу), но в иудаизме очень и очень много запретов.
Обратим внимание на те запреты, которые действуют и в христианстве. Это заповеди, которые дал пророку Моисею господь на горе Синай. Из десяти заповедей большинство сводится к прямому запрету или включает в себя прямой запрет. Приведу их:
1. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения… Не поклоняйся им и не служи им…
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего: не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его (ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего).
Фактически только 4-я и 5-я заповеди существуют в виде повелений, а не в виде запретов:
4. Помни день субботний
5. Почитай отца твоего и мать твою.
Иными словами, ветхозаветный закон совершенно явно диктует человеку запреты, и это делает человека человеком.
Итак, началом и основой делания человека из первобытного зверя являются нравственные запреты. Запрет есть начало нравственности, начало культуры и основа становления человека. И эти исходные запреты никем в нашей культуре не отменяются, наоборот, принимаются всеми.
Однако в силу своей изначальной простоты они становятся недостаточными. Так, можно ли сказать, что человек хорош, если он не курит, не пьет, не убивает, не крадет, не прелюбодействует. Вряд ли, поскольку он может быть заключенным и не иметь возможности нарушать запреты. Сам же он по сути своей может быть страшен. Или он не нарушает запреты из-за боязни огласки и ожидаемого наказания-возмездия. В этом случае также нельзя считать его хорошим человеком. Он может ослабить тормоза у машины своего недруга перед поездкой по горам. Недруг погибнет из-за отказа тормозов, упав в пропасть, но лично его вроде бы никто не убивал. Или еще случай: в субботу не помог тонущему. Человек погиб, но внешне заповедь о субботе без работы (помощь ведь тоже может быть сочтена работой) соблюдена, а бездействие попадает ли под заповедь «не убий»?! Жизнь сложна, и 8 простых запретов не так уж легко перекрывают бурный поток человеческих страстей. Как известно, иудаизм пошел по пути дальнейшей внешней регламентации, и появилось из моисеевых заповедей 248 запретов. Однако ни 8, ни 248 запретов всю сложность жизни охватить не могут..
Правда и учение Нового Завета превзойдет «правду книжников и фарисеев» (т.е. законы Ветхого Завета), однако новозаветные заповеди не отменяют ветхозаветных, но развивают и дополняют их: внешние ограничения (запреты) переходят во внутренние принципы человека. Так, «кроткий» не убьет не потому, что нельзя убивать, а потому, что в нем нет ненависти. Иными словами, запрет «не убий» действует и для новозаветного человека (для христианина), однако для него он становится и внутренним убеждением, отображающим сущность его души, проникнутой любовью к людям.
Иисус в Нагорной проповеди добавляет запреты (нельзя ненавидеть, завидовать и т.п.). Запреты касаются уже не только прямой регламентации действий и желаний, но становятся все более глубинно-внутренними(не суди, да не судимы будете) и касаются сущностных помыслов личности. Внутренняя мотивация все более превращается в проявление, выявление, выковывание сути человека. В Евангелии это дается не только прямыми проповедями Христа, но и притчами, примерами поступков («первый брось камень тот, кто не имеет греха», или притча о добром самаритянине). Христос соблюдает законы и запреты, но кесарю должно быть отдано кесарево, а богу богово. Человек волен поступать свободно, но запрет касается уже исходного мотива – не злом и своей корыстью, а любовью к ближнему должен руководствоваться христианин.
Итак, религиозная христианская мысль начинается с запрета – не делать чего-либо, не желать чего-либо. И это – основа морали. Затем в одном случае мысль движется по обозначенной колее и все более детализирует внешние запреты (в иудаизме). Или – и это, наверное, столбовая дорога становления нравственности – внешние запреты все больше превращаются во внутренние, в запрет и обоснование запрета, построение их сложной иерархии( в христианстве). Но ни в коем случае от запретов не уходят, не отказываются! Это – основа духовного становления личности!
Посудите сами. При воспитании ребенка его сначала ограничивают пеленками, дабы не поранил бы себя ручками и не побеспокоил (и тем самым не причинил бы себе вреда). Затем дитя начинает ходить, хватать все руками. И здесь идет обучение запретом – нельзя трогать горячее (обожжешься), нельзя забираться высоко (можешь упасть), и т.п. Затем из этих запретов «для всех» – не сгори, не утони, и т.п., выделяются установки на личный запрет и личную ответственность: не бегай через дорогу – под машину попадешь (а все побежали через дорогу – не оправдание), не лезь в грязь (а все лезут в грязь, в лужу – не оправдание) и т.п.
Из человека вырабатывается социально ответственная личность – лично ответственная за свои поступки. И чем выше социальная зрелость личности, тем больше запретов она приняла. И наоборот: как правило, чем больше запретов человек на себя наложил, тем выше духовная зрелость личности. Именно эта сторона связи «запрет – социальная ответственность» соответственно оценивается обществом. Так, пьяный человек осуждается обществом, но пьяный милиционер-полицейский вдвойне. Трусливый человек не очень хорош, но трусливый офицер совершенно неприличен. Буйный танец обычного человека может даже и одобряться, но буйный танец человека в рясе неприличен. Любвеобильность мушкетера или множество браков и разводов обычного человека могут не встретить осуждения, но однозначно невозможны и неприличны для священника.
Фраза: «Как ведешь себя?! А еще студент ( учитель врач, офицер и т.п.)», весьма часто подчеркивает связь уровня социальной зрелости (высоты) личности, ее социальной ответственности и уровня и количества соблюдаемых запретов. Думается, что в христианстве в соблюдении и усвоении нравственных запретов видится основа духовного становления личности. И представляется, что это ключевой закон жизни, совершенно независимый от государственного устройства.
И последнее соображение о свободной воле человека и о запретах. В Древнем мире вопрос свободы воли по сути дела не стоял. Так, в Греции господствовало понятие неизменяемой судьбы, понимаемой как рок (ананке). История Эдипа тому яркая иллюстрация. Родителям Эдипа предсказали, что сын убьет отца и женится на матери. Как родители ни старались уйти от страшного предначертания, все равно Эдип убил отца и женился на матери. Усложнение общества, расширение противоречий создали возможность все увеличивающейся базы многовекторного движения. Тогда жесткий детерминизм Демокрита был дополнен самопроизвольным отклонением атомов Эпикура. Впрочем, эта идея получила некоторое признание лишь ограниченных кругов элиты, а для народа все оставалось без изменений.
Христианство кардинально изменило мир. Впервые победоносно была обозначена как божественное явление или как явление высшего порядка свободная воля человека, созданного по образу и подобию бога. Впервые и мир из механического колеса судеб и предначертаний превратился в живой и развивающийся, неоконченный, гибкий и полный надежды организм. Впервые было заявлено, что человек может творить свою судьбу, и главное при этом – совпасть в синергетическом порыве с божественными необходимостями мира. Но тогда и человек сам стал ответственным за решения своей свободной воли. И парной категорией свободы стала уже не необходимость, которая до того сводила к случайности любое проявление свободной воли. Парной категорией свободы стала ответственность.
В истории философии в последующие тысячелетия круг взаимозаменяемости понятий повторился. До XX века свободу рассматривали в связи с необходимостью, и лишь со второй половины XX века к концу II тысячелетия вновь встал вопрос о парности и соотнесенности свободы и ответственности. Современные же попытки либерального толка заниматься отменой и принижением запретов есть ребяческая и провокационная попытка избавиться от необходимости, но при этом не принять на себя ответственность. На самом же деле и для светских философов должна стать понятной и принятой идея синергетической сущности взаимодействия человека и мира, запретов и воли, через принятие ограничений идти к свободной воле человека.

Нормы Морали(Ска-кор,Москва)

Группу «Нормы Морали» образовали два брата: Артём и Александр Мазурины. Группа образовалась 25 февраля 2007 года: Сошлось пять разносторонних людей с непохожими музыкальными увлечениями. Первоночально группа делала уклон на агрессивную музыку с аполитичными текстами, рубили хард-кор.
На тот момент состав был таким:
# Артём Мазурин-вокал
# Александр Мазурин-гитара
# Дмитрий Юдин-Басгитара
# Валентин Шамардин-саксофон
# Ян Корягин-ударные
Изначально группа просто репетировала, как говорят, чисто для себя… Через три месяца поступило предложение выступить в клубе «Семь», на панк-фесте и ребята решили попробывать себя на публике. Слушатели отметили своеобразный стиль исполнения коллектива и вокал исполнителя. Публика приняла агрессивную музыку на ура и ребята решили не останавливаться на достигнутом! Начали усиленно репетировать и наберать песенный репертуар! Следующий концерт организовывали уже сами и 1 мая 2007 года вышли на сцену Московского клуба «Точка» с такими коллективами как Йорш, Urban Chaos, Caliostro, Mutagen…
2 июня 2007 года играли с группой Пурген, Витамин Г в городе Серпухове на старом Механическом заводе, также были приняты публикой на ура!!! В конце августа 2007 г. к группе присоединяется трубач и бывший однокурсник Шурика Мазурина-Матвей Ставцев… С этого момента происходят важные изменения в музыке-она становется более мелодичной и заводной: Начинается период-СКА-кора, СКА-панка…
15 сентября 2007 г. Выступают в городе Жуковский на D.I.Y. фесте, в клубе «Тир», с такими группами как Терпинкод, Инфаркт Миокарда…
После концерта, в связи с расхождениями взглядов на музыку, покидает коллектив басист, Дмитрий Юдин, который после, будет играть в альтернативной группе OffLine…
После долгих поисков бас-гитариста… в группу вливается (именно вливается) Друг и сосед по общежитию Иван Свиридов, который прошёл боевое крещение в г.Рязани, где группа выступала 19 октября 2007 г. в клубе «Планетарий»…
В начале ноября 2007 г. Группа садится в студию (Sound Sky) за запись своего дебютного альбома…
До конца 2007 года группа усиленно выступает в различных клубах Москвы…
Новый 2008 год группа вступает с новым участником тромбонистом — Валентином Поляковым. С которым они взорвали зал клуба «Тень» 29 января 2008 года.(Фестиваль «На взлёт»)…
21 марта в московском клубе «SpiritOf90» состоялась презентация сингл-диска «Плевать».
12 сентября 2008 года группу покидает барабанщик Ян Корягин, по причине разногласия во взглядах на жизнь и дружбу… Его место занимает Александр (Псих) Городецкий, уже поигравший в punk группе «Паника» (поющий барабанщик) и продолжающий долбить в анархо-группе «Fuck Name».
Осенью 2008 года в продажу выходит дебютная пластинка группы «Своими силами» на независимом московском лейбле «NeverSell Out music».
Ближе к 2009 году в мире наступает экономический кризис…
В содружестве с punk группой «Нулевая позиция» «Нормы…» открывают серию Московских Punk Fестивалей «Удар по ценам» с заниженными ценами на билеты, в поддержку Московского Punk слушателя…
В фестивалях приняли участие такие группы как The Пауки(С-Петербург), The Mausoleum(Москва), Скакалки(Черноголовка), Батарея(С-Петербург), Antreib(ex-Ирокез,Москва), Нулевая позиция(Раменское), ПЧГ(Москва) и многие другие…
В начале 2009 года группа садится за запись своей второй полноценной пластинки.
В сентябре 2009 года выходит 2ой альбом группы «Клуб разбитых идеалов»
В период с сентября 2008 до сентября 2009 в группе играл и принял участие в записи 2го альбома барабанщик Александр Городецкий.
В начале октября 2009 он покидает группу по общим разногласиям с группой
Нынешний Состав:
Матвей Ставцев-Труба
Валентин Поляков-Тромбон
Свиридов Иван-Бас
Мазурин Александр-Гитара,Бэк вокал
Мазурин Артём-Вокал
Ахромов Пётр-Барабаны
Константин «Дудка»-Тенор Саксафон
Николай Поляков-Альт Саксафон
страница группы вконтакте http://vkontakte.ru/club701200

Мораль: понятие, функции, структура

123456

Мораль – это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека. Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения. Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества. Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале.

Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми. Ответственность в морали имеет духовный, идеальный характер (осуждение или одобрение поступков), выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение. Такая оценка должна соответствовать общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о должном и недолжном, достойном и недостойном и т.д. Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального сознания.

Наряду с другими формами регулирования поведения людей в обществе мораль служит согласованию деятельности множества индивидов, превращению ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную определенным социальным законам.

Исследуя вопрос о функциях морали, выделяют регулятивную, воспитательную, познавательную, оценочно-императивную, ориентирующую, мотивационную, коммуникативную, прогностическую функции. Первостепенный интерес для юристов представляют такие функции морали, как регулятивная и воспитательная.

Регулятивная функция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества. При этом активное воздействие морали на общественные отношения осуществляется через индивидуальное поведение. Воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания.

Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Эту функцию принято характеризовать как гуманистическую. Она оказывает влияние на регулятивную и другие функции морали.

Как говорилось выше, мораль выступает регулятором общественных отношений, субъектами которых являются как отдельные индивиды, так и общество в целом. В процессе этих общественных отношений происходит саморегуляция морального поведения личности и моральная саморегуляция социальной среды в целом. Мораль регулирует практически все сферы жизнедеятельности человека. Регулируя поведение человека, мораль предъявляет к нему максимальные требования. Кроме того, регулятивная функция морали осуществляется с опорой на авторитет общественного мнения и на моральные убеждения человека (хотя как общество, так и индивид могут быть не правы).

Мораль рассматривают и как особую форму общественного сознания, и как вид общественных отношений, и как действующие в обществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека – нравственную деятельность. Нравственное сознание является одним из элементов морали, представляющим собой ее идеальную, субъективную сторону. Нравственное сознание предписывает людям определенные поведение и поступки в качестве их долга. Нравственное сознание дает оценку разным явлениям социальной действительности (поступок, его мотивы, поведение, образ жизни и т.д.) с точки зрения соответствия моральным требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осуждении, похвале или порицании, симпатии и неприязни, любви или ненависти. Нравственное сознание – форма общественного сознания и одновременно область индивидуального сознания личности. В последнем важное место занимает самооценка человека, связанная с нравственными чувствами (совесть, гордость, стыд, раскаяние
и т.п.). Мораль нельзя сводить только к моральному (нравственному) сознанию.

Выступая против отождествления нравственности и нравственного сознания, М.С. Строгович писал: «Нравственное сознание – это взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном и недостойном поведении, а нравственность – это действующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимоотношения». Моральные отношения возникают между людьми в процессе их деятельности, имеющей нравственный характер. Они различаются по содержанию, форме, способу социальной связи между субъектами. Их содержание определяется тем, по отношению к кому и какие нравственные обязанности несет человек (к обществу в целом; к людям, объединенным одной профессией; к коллективу; к членам семьи
и т.д.), но во всех случаях человек в конечном счете оказывается в системе моральных отношений как к обществу в целом, так и к себе как его члену. В моральных отношениях человек выступает и как субъект, и как объект моральной деятельности. Так, поскольку он несет обязанности перед другими людьми, сам он является субъектом по отношению к обществу, социальной группе и т.п., но одновременно он и объект моральных обязанностей для других, поскольку они должны защищать его интересы, заботиться о нем и т.д.

Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали.
О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельности – поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка – это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих. Совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением. Поведение человека – единственный объективный показатель его моральных качеств, нравственного облика. Нравственная деятельность характеризует только действия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специфически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализовать чувство долга, достичь определенного идеала и т.д.

Мораль и право

Соотношение морали и права – один из важных аспектов изучения этих социальных явлений, представляющий особый интерес для юристов. Ему посвящен ряд специальных работ. Мы коснемся здесь лишь отдельных принципиальных выводов, существенных для рассмотрения последующих вопросов. Мораль относится к числу основных типов нормативного регулирования деятельности, поведения человека. Она обеспечивает подчинение деятельности людей единым общесоциальным законам. Мораль выполняет эту функцию совместно с другими формами общественной дисциплины, направленными на обеспечение усвоения и выполнения людьми установленных в обществе норм, находясь с ними в тесном взаимодействии и взаимопереплетении.

Мораль и право – необходимые, взаимосвязанные и взаимопроникающие системы регуляции общественной жизни. Они возникают в силу потребности обеспечить функционирование общества путем согласования различных интересов, подчинения людей определенным правилам. Мораль и право выполняют единую социальную функцию – регулирование поведения людей в обществе. Они представляют сложные системы, включающие общественное сознание (моральное и правовое); общественные отношения (нравственные и правовые); общественно значимую деятельность; нормативные сферы (нравственные и правовые нормы). Нормативность – свойство морали и права, позволяющее регулировать поведение людей. При этом объекты их регулирования во многом совпадают. Но регулирование их осуществляется специфическими для каждого из регуляторов средствами. Единство общественных отношений с необходимостью определяет общность правовой и моральной систем.

Мораль и право находятся в постоянном взаимодействии. Право не должно противоречить морали. В свою очередь, оно оказывает воздействие на формирование нравственных воззрений и нравственных норм. При этом, как отмечал Гегель, «моральная сторона и моральные заповеди… не могут быть предметом положительного законодательства». Законодательство не может декретировать нравственность. Мораль и право каждой общественно-экономической формации однотипны. Они отражают единый базис, потребности и интересы определенных социальных групп. Общность морали и права проявляется и в относительной устойчивости моральных и правовых принципов и норм, выражающих как волю стоящих у власти, так и общие требования справедливости, гуманности.

Моральные и правовые нормы имеют всеобщий характер, общеобязательны; они охватывают все стороны общественных отношений. Многие правовые нормы закрепляют не что иное, как нравственные требования. Есть и другие области единства, сходства и переплетения морали и права. Мораль и право – составные части духовной культуры человечества. При однотипности морали и права в определенном обществе между этими социальными регуляторами существуют важные различия.

Право и мораль различаются: 1) по объекту регулирования; 2) по способу регулирования;
3) по средствам обеспечения выполнения соответствующих норм (характеру санкций). Право регулирует лишь общественно значимое поведение. Оно не должно, например, вторгаться в личную жизнь человека. Более того, оно призвано создавать гарантии против подобного вторжения. Объектом морального регулирования является как общественно значимое поведение, так и личная жизнь, межличностные отношения (дружба, любовь, взаимопомощь и т.д.). Способ правового регулирования – правовой акт, создаваемый государственной властью, реально складывающиеся правоотношения на основе и в пределах правовых норм. Мораль регулирует поведение субъектов общественным мнением, общепринятыми обычаями, индивидуальным сознанием. Соблюдение правовых норм обеспечивается специальным государственным аппаратом, применяющим правовое поощрение или осуждение, в том числе и государственное принуждение, юридические санкции. В морали действуют только духовные санкции: моральное одобрение или осуждение, исходящие от общества, коллектива, окружающих, а также самооценки человека, его совесть.

2 МОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ: СОДЕРЖАНИЕ, ОСОБЕННОСТИ

Содержание и классификация моральных норм

В систему моральной регуляции включают: нормы, высшие ценности, идеалы, принципы.

Принцип – это общее обоснование существующих норм и критерий выбора правил.

Нормы – это повеления, предписания, определенные правила поведения, мышления и переживания, которые должны быть присущи человеку.

Моральные нормы – это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе.

В отличие от простых обычаев и привычек, моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общественного порядка, а находят идейное обоснование в представлении человека о добре и зле, должном и осуждаемом, причем в конкретных жизненных ситуациях.

Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и силой общественного мнения, сознанием субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что и определяет характер нравственных санкций.

Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы – десять заповедей в Ветхом Завете: не убий, не укради и т.д.) так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду).

Моральные нормы указывают границы, за которыми поведение перестает быть моральным и оказывается аморальным (когда человек или не знаком с нормами, или игнорирует известные нормы).

Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение, но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, отрицательные оценки и осуждение поведения человека. Например, если работник солгал своему начальнику, то за этим бесчестным поступком, в соответствии со степенью тяжести, на основании уставов последует соответствующая реакция (дисциплинарная) или наказание, предусмотренное нормами общественных организаций.

Позитивные нормы поведения, как правило, требуют наказания: во-первых, активности со стороны субъекта нравственности; во-вторых, творческого толкования того, что значит быть благоразумным, быть порядочным, быть милосердным. Диапазон понимания этих призывов может быть очень широк и разнообразен. Поэтому моральные нормы – в первую очередь запреты, а лишь потом – позитивные призывы.

Ценности, по существу, являются тем содержанием, которое утверждается в нормах.

Когда говорят «будь честен», имеют виду, что честность – ценность, очень важная и значимая для людей, общества, социальных групп.

Именно поэтому ценности – не просто образцы поведения и мироотношения, а образцы, вычлененные как самостоятельные явления общественных отношений.

В этом плане справедливость, свобода, равенство, любовь, смысл жизни, счастье – это ценности высшего порядка. Возможны и другие, прикладные ценности – вежливость, точность, трудолюбие, исполнительность.

Между нормами и ценностями, которые тесно связаны между собой, есть существенные отличия.

Во-первых, выполнение норм одобряется, в то время как служение ценностям вызывает восхищение. Ценности заставляют человека не просто следовать эталону, а стремиться к высшему, они наделяют действительность смыслом.

Во-вторых, нормы составляют такую систему, где они могут выполняться сразу, иначе система окажется противоречивой, не работающей.

Ценности же выстраиваются в некую иерархию, и люди жертвуют одними ценностями ради других (например, благоразумием ради свободы или достоинством ради справедливости).

В-третьих, нормы довольно жестко задают границы поведения, поэтому о норме можно говорить, что она либо выполняется, либо нет.

Служение ценностям может быть более или менее ревностным, оно подвержено градации. Ценности не полностью переходят в норму. Они всегда больше ее, так как сохраняют момент желательности, а не только долга.

С этих позиций моральной ценностью может выступать обладание различными личностными качествами (храбростью, чуткостью, терпением, великодушием), причастность к определенным социальным группам и институтам (семье, клану, партии), признание таких качеств со стороны других людей и т.д.

При этом высшими ценностями являются те ценности, ради которых люди жертвуют собой или в нелегких условиях вырабатывают такие качества высочайшей ценности, как патриотизм, мужество и бескорыстие, благородство и самопожертвование, верность долгу, мастерство, профессионализм, личная ответственность за защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.

Идеал – понятие морального сознания и категория этики, содержащая высшие моральные требования, возможная реализация которых личностью позволила бы ей обрести совершенство; образ наиболее ценного и величественного в человеке, абсолютное основание долженствования; критерий разделения добра и зла.

Моральный идеал –это важный ориентир, как стрелка компаса указывающий верное нравственное направление. В самых различных, порой в конфликтных ситуациях необходимы не абстрактные, отвлеченные представления, а конкретный пример поведения, образец для подражания, ориентир для действия. В самом обобщенном виде такой пример выражается в нравственном идеале, который представляет собой конкретизацию исторических, социальных представлений о добре и зле, справедливости, долге, чести, смысле жизни и других ценных понятиях морали.

Согласно мнению И. Канта идеал дает разуму, который нуждается в представлении о том, что является полностью совершенным, необходимую образцовую, правильную меру. Таким образом, идеал относится к сфере нравственного сознания. Вместе с тем он имеет эмоциональную окрашенность и содержит в себе образ наиболее ценного в человеке, его основы, «ядра», души.
В качестве категории этики идеал является критерием разделения добра и зла, он заключает в себе абсолютное основание долженствования. Идеал лежит в основании любого этического учения. По определению В. Даля, идеал является первообразом, прообразом, началообразом. Идеальное, совершенное лежит в основании мира.

В качестве идеала может выступать живая историческая личность или герой какого-либо художественного произведения, сакральные полумифические фигуры, нравственные учителя человечества (Конфуций, Будда, Христос, Сократ, Платон).

Идеал по своей природе есть не только возвышенное, но и недосягаемое. Как только идеал приземляется, становится выполнимым, он сразу же теряет свои функции «маяка», ориентира. И в то же время он не должен быть совершенно недосягаемым.

Сегодня в обществе часто раздаются голоса о потере нравственного идеала. Но вытекает ли отсюда, будто наше государство, несмотря на сложность криминогенной ситуации, утратило нравственные ориентиры? Скорее речь может идти о нахождении способов, средств воплощения нравственных ценностей в новой социальной обстановке, что предполагает серьезное нравственное очищение российского общества снизу доверху. При этом следует всегда учитывать, что со времен Платона предпринимались попытки создания схемы идеального общества (государства), конструирования различных утопий (и антиутопий). Но социальные идеалы могут рассчитывать на истинное, а не временное воплощение, если они базируются на вечных ценностях (истины, добра, красоты, человечности), согласующихся с нравственными идеалами.