Муниципальное образование

Виды муниципальных образований

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Российской Федерации существовало 5 видов муниципальных образований:

  • сельское поселение — один или несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; соответствует сельсоветам советских времён и земствам досоветского периода. Сельское поселение входит в состав муниципального района.
  • городское поселение — небольшой город или посёлок городского типа, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; Городские поселения, не являющиеся городскими округами, входят в состав муниципальных районов.
  • муниципальный район — несколько поселений (сельских и/или городских) и межселенных территорий, объединённых общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
  • городской округ — один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
  • внутригородская территория города федерального значения (внутригородское муниципальное образование города федерального значения) — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Федеральным законом от 27 мая 2014 года № 136−ФЗ введено два новых вида муниципальных образований:

  • городской округ с внутригородским делением — городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования;
  • внутригородской район — внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Органы государственной власти путем принятия законов субъекта Российской Федерации имеют право перераспределять полномочия между округом и районом. В отличие от городских округов, представительный орган района может формироваться только одним способом – путем избирания на муниципальных выборах. Представительные же органы округов формируются как на муниципальных выборах, так и из состава представительных органов районов.

В связи с проводимой муниципальной реформой в России складывается двухуровневая система местного самоуправления. По смыслу законодательства о местном самоуправлении территория всех субъектов Российской Федерации поделена на территории муниципальных районов и городских округов, а территория муниципальных районов — на территории городских и сельских поселений, причем в малонаселенных местностях могут образовываться межселенные территории. В городских округах не может быть других муниципальных образований, такие муниципальные образования упразднены с 2006 года. Территории городов федерального значения разделяются на территории внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований).

Территории муниципальных образований в большинстве субъектов Российской Федерации совпадают с административно-территориальным делением, при этом городскому округу соответствует город республиканского, краевого, областного, окружного значения, городскому поселению — город или посёлок городского типа районного значения, сельскому поселению — сельсовет или сельский округ, но во многих регионах имеются расхождения.

В гражданских правоотношениях муниципальные образования выступают наравне с другими участниками гражданских правоотношений — гражданами, юридическими лицами, а также Российской Федерацией и её субъектами. От имени муниципального образования выступают уполномоченные органы местного самоуправления.

Примечания

  1. Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право России. — 3-е изд., перераб. и доп.. — М.: ТК Велби, 2008. — 672 с.
  2. Пешин Н. Л. Муниципальное право Российской Федерации. — 3-е изд.. — М.: Юрайт, 2011. — С. 136.
  3. 1 2 3 4 5 Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
  4. Федеральный закон от 27.05.2014 № 136−ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“»
  5. Конституционно-правовые гарантии местного самоуправления в Российской Федерации : монография / М. С. Шайхуллин. — Москва : Юрлитинформ, 2016.- 304 с. http://www.eurasialegal.info/index.php?option=com_content&view=article&id=5025:2016-05-05-05-18-46&catid=344:-2016&Itemid=38 Архивная копия от 3 ноября 2016 на Wayback Machine
  6. Росстат. База данных показателей муниципальных образований. Характеристика субъектов Российской Федерации по типам муниципальных образований и видам муниципальных учреждений на 1 января 2010 года.
  7. Росстат. Распределение муниципальных учреждений по типам муниципальных образований на 1 января 2011 года.
  8. Росстат. Распределение муниципальных учреждений по типам муниципальных образований на 1 января 2012 года.
  9. Росстат. Распределение муниципальных учреждений по типам муниципальных образований на 1 января 2013 года.
  10. Росстат. Распределение муниципальных учреждений по типам муниципальных образований на 1 января 2014 года.
  11. Росстат. Распределение муниципальных учреждений по типам муниципальных образований на 1 января 2015 года.
  12. Росстат. Распределение муниципальных учреждений по типам муниципальных образований на 1 января 2016 года.
  13. Росстат. Распределение муниципальных учреждений по типам муниципальных образований на 1 января 2017 года.
  14. 1 2 Росстат. Распределение муниципальных учреждений по типам муниципальных образований на 1 января 2018 года.
    Примечание: Данные Росстата приводят ошибочные данные по числу муниципальных районов в Дагестане: на 1 января 2018 года указано 40, тогда как по сравнению с данными на 1 января 2017 года их было 41 и число это с тех пор не изменялось. Соответственно общее число муниципальных районов в РФ составляет на 1 января 2018 года не 1758, как указано, а 1759.
  15. 1 2 Республика Крым и Севастополь расположены на территории, присоединение которой к России не получило международного признания.

> Ссылки

  • Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований
  • Ассоциация сельских поселений Российской Федерации

Виды муниципальных образований: типы и уровни

Уровни означают, что муниципальная власть состоит из двух ступеней. Наиболее приближенная к населению – поселенческая модель. Городские округа стоят особняком, поскольку приближены к поселениям и имеют полномочия района. Поселения входят в состав района. Вопрос: подчиняются ли поселения району? Соподчинения нет. Если в рамках гос.власти можно говорить о подобном, то в отношении муниципалов ничего подобного нет. Даже при передаче полномочий система не образуется. Конституция говорит о том, что МСУ осуществляется на соответствующих территориях, каждое МО имеет свой бюджет, свою территорию и т.д. Каждое МО осуществляет свою деятельность самостоятельно.

Термин уровни МО появился с легкой руки МО. Различия по критерию характера полномочий. Если поселения осуществляют поселенческие функции, а район – еще и межпоселенческие. Второй критерий – место в системе МСУ. Поселения и городские округа можно назвать нижним уровнем. Но сельское поселение может состоять из нескольких сел. То есть МО и населенный пункт – понятия различные, их путать нельзя.

Район – МО второго уровня, то есть сложносоставное МО, в него входят поселения.

Понятие уровень МСУ характеризует территориальную структуру организации МСУ, то есть пространственную сферу и перечень вопросов местного значения, подлежащих решению населением.

Всего 5 типов МО.

Что такое МО? ФЗ-131 не дает понятия. В законе 1995 года понятие существовало: территория, на которой осуществляется МСУ и т.д. Это неправильно. Нужно говорить, что это население, объединенное по территориальному признаку, а также особый публичный субъект.

Каждое МО состоит из населенного пункта или населенных пунктов, но не каждый населенный пункт – МО. Это совокупность людей, объединенных территорией и получивших особый правовой статус. У населенного пункта этого нет.

Второй уровень – Муниципальный район: объединяет поселения и межселенные территории, где решаются вопросы местного значения межпоселенческого характера

Первый уровень – Городские и сельские поселения: входят в муниципальный район.

• Городской округ – городское поселение, не входящее в муниципальный район, где решаются вопросы местного значения поселения и муниципального района

• Внутригородская территория города федерального значения – часть территории города федерального значения, в которой осуществляется местное самоуправление