О профилактике правонарушений

Предупреждение преступлений несовершеннолетних

В основе предупреждения преступности несовершеннолетних лежат основополагающие принципы предупреждения преступности в целом. Вместе с тем в предупреждении преступлений, совершаемых несовершеннолетними, есть особенности, обусловленные их отличием от лиц других возрастных категорий, а также спецификой совершаемых ими преступлений.

В современных условиях основными направлениями совершенствования профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

  • · гуманизация превентивной практики, преобладание защитных мер над мерами наказания и принуждения;
  • · профессионализация в воспитательно-профилактической и защитной деятельности, подготовка специальных кадров социальных работников, социальных педагогов, психологов, специализирующихся на практической работе по коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, оздоровлению условий их семейного и общественного воспитания;
  • · усиление роли медико-психологической помощи и поддержки в коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, реабилитации несовершеннолетних с различными формами социальной и психической дезадаптации;
  • · признание семьи в качестве ведущего института социализации детей и подростков, осуществление социальных мер социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи семье, прежде всего семьям группы социального риска;
  • · строгое разграничение воспитательной и профилактической компетенции между государственными социальными службами, правоохранительными органами, общественными объединениями при их тесном взаимодействии и максимальном участии в реализации государственной молодежной политики.

В предупреждении преступности несовершеннолетних участвуют множество субъектов.

Наиболее важными государственными институтами, которые занимаются вопросами защиты прав детей, а также профилактической работой по предупреждению правонарушений со стороны несовершеннолетних, являются:

  • 1. Национальная комиссия по правам ребенка, созданная в 1996 году, которая имеет право проверять деятельность министерств, других центральных и местных органов управления, общественных объединений по соблюдению Конвенции ООН о правах ребенка и национального законодательства, касающуюся защиты прав и интересов детей;
  • 2. Комиссия по делам несовершеннолетних при Совете Министров Республики Беларусь (а также КДН обл-гор-райисполкомов), которая осуществляет меры, предусмотренные законодательством Республики Беларусь, по координации деятельности органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • 3. Органы государственного управления образованием и учреждения образования, которые осуществляют общие меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних;
  • 4. Органы опеки и попечительства;
  • 5. Органы по труду и социальной защите;
  • 6. Органы государственного управления здравоохранением;
  • 7. Органы государственной службы занятости;
  • 8. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, в том числе и специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для подростков-правонарушителей;
  • 9. Органы внутренних дел (инспекции по делам несовершеннолетних, приемники-распределители для несовершеннолетних, воспитательные колонии).

Особое место в системе специального предупреждения преступлений несовершеннолетних отводится органам внутренних дел, которые выполняют основной объем этой работы, непосредственно занимаются исправлением и перевоспитанием несовершеннолетних, совершивших преступления. Кроме того, предупредительная деятельность органов внутренних дел предполагает обязательное включение в нее других субъектов.

Органы внутренних дел занимаются предупреждением преступности несовершеннолетних как на общем, так и на индивидуальном уровне. Работа проводится в основном по следующим направлениям:

  • 1) ограничение влияния негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями преступности несовершеннолетних;
  • 2) воздействие на причины и условия, способствующие данному виду преступности;
  • 3) непосредственное воздействие на несовершеннолетних, от которых можно ожидать совершения преступлений;
  • 4) воздействие на группы с антиобщественной направленностью, способные совершить или совершающие преступления, участником которых является несовершеннолетний, подвергающийся предупредительному воздействию.

Предупредительная деятельность, организованная с учетом этих направлений, должна обеспечивать всестороннее профилактическое воздействие на несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений, на микросреду и социальные условия, в которых они находятся.

В процессе предупреждения преступности несовершеннолетних органы внутренних дел должны направлять свои усилия на выявление причин, условий, способствующих преступлениям, а также на их устранение, ограничение и нейтрализацию. В этих целях органы внутренних дел организуют взаимодействие с государственными, общественными и иными организациями и учреждениями, участвующими в предупредительной деятельности, проводят комплексные операции, рейды, целевые проверки и другие мероприятия.

Первостепенное значение имеет предупредительное воздействие на личность несовершеннолетнего, т.е. индивидуальная профилактика.

Относительно несовершеннолетних профилактическая деятельность проводится в двух случаях: когда негативные явления находятся в зародышевом состоянии, и когда такие явления еще не имеют места, но существует возможность их возникновения. Следовательно, решение вопроса заключается в своевременной постановке «диагноза», наличии указанных явлений. Это наиболее важно с практической точки зрения, так как позволяет определить соответствующие меры профилактического воздействия, в том числе и медицинского характера: выявить детей с аномалиями в психике, определить прогноз их развития и принять меры по нейтрализации и смягчению наслоений аномального развития.

Меры индивидуальной профилактики должны воздействовать как на саму личность несовершеннолетнего преступника, так и на окружающую ее среду. Такое воздействие базируется на тщательном изучении несовершеннолетних, способных совершить преступления; определении основных мер и мероприятий, осуществляя которые можно добиться поставленных целей; выработке рациональных методов организации, контроля и определения эффекта индивидуального профилактического воздействия.

Целью индивидуальной профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними, являются исправление и перевоспитание подростка либо изменение его криминогенной ориентации. Эта цель определяет содержание индивидуальной профилактики, складывающейся из следующих действий: выявление несовершеннолетних, поведение, взгляды, мотивы поступков которых свидетельствуют о возможности совершения преступлений; изучение личности этих подростков; определение и устранение источников отрицательного влияния на них; исследование возможностей создания благоприятной обстановки, с тем чтобы не допустить реализации преступных намерений; осуществление контроля за поведением таких несовершеннолетних и образом их жизни; периодический анализ полученных результатов и внесение соответствующих коррективов в работу.

Особое внимание при этом (с постановкой на учет) сотрудники органов внутренних дел уделяют несовершеннолетним:

  • · ведущим антиобщественный образ жизни (употребляющим спиртные напитки, наркотики, не занятым учебой и общественно полезным трудом);
  • · группирующимся на антиобщественной основе;
  • · вернувшимся из специальных школ и профтехучилищ;
  • · осужденным условно или к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также тем, к кому применена отсрочка исполнения приговора;
  • · освобожденным из воспитательных колоний.

Индивидуальное предупреждение преступных деяний диктует необходимость подробного изучения всех отрицательных свойств личности несовершеннолетнего, которые в определенных условиях могут детерминировать преступное поведение. Важно также знать о наличии или отсутствии аномалий в состоянии здоровья несовершеннолетнего, признаков, свидетельствующих о его психической неполноценности. Эти вопросы могут быть решены в полном объеме при психолого-педагогической диагностике личности несовершеннолетнего преступника в психолого-педагогических центрах. При этом обеспечивалась бы психолого-педагогическая диагностика личности несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений, а работники милиции получили бы конкретные рекомендации по проведению с ними профилактической работы.

Различные методы и приемы воздействия на сознание, чувства и волю несовершеннолетнего, способного к совершению преступлений, могут быть использованы двояким образом: непосредственно или через иных лиц, участвующих в предупредительной деятельности. Основными организационно-тактическими формами применения методов и приемов индивидуального воздействия на несовершеннолетних являются беседы, проводимые сотрудниками органов внутренних дел, вовлечение их в социально полезные занятия трудового, общественного, спортивного, культурного и иного характера.

Эффективность профилактики в отношении несовершеннолетних во многом зависит от учета того обстоятельства, что в большинстве случаев преступления совершаются несовершеннолетними в группах. Это требует от работников, занимающихся такой профилактикой, высокого профессионализма, глубоких социально-психологических, психолого-педагогических и правовых знаний, организаторских способностей, настойчивости. Успех профилактики будет достигнут, если практические работники свои усилия будут направлять не на подавление и разрушение группы, а на искоренение причин и условий, порождающих эти группы.

Как и любой вид деятельности, предупреждение групповой преступности несовершеннолетних требует определенной последовательности. Практика обычно идет по следующему пути: выявление групп правонарушителей, криминологическая диагностика группы, учет групп и их участников. Для воздействия на группу в целом, а также и на каждого ее участника применяются различные методы предупреждения групповой преступности несовершеннолетних. В числе таких методов выделяются: изоляция группы; расформирование группы; переориентация группы.

В процессе предупреждения преступлений несовершеннолетних необходимо оказывать воздействие и на их семьи, поскольку во многих случаях антиобщественное поведение подростка связано с семейным неблагополучием. Для успешной профилактической работы в семье несовершеннолетнего, способного к совершению преступлений, необходимо изучить такую семью во всех аспектах. Важно также владеть методами, разработанными специалистами в области психологии и психиатрии, использовать сведения из других областей знаний и опыт органов внутренних дел в индивидуальной профилактической работе.

Для предупреждения преступности несовершеннолетних большое значение имеет выявление взрослых лиц, вовлекающих подростков в преступную деятельность. Своевременность такого выявления позволяет быстро предотвратить готовящееся преступление или пресечь преступную деятельность. Прямое отношение к предупреждению преступлений несовершеннолетних имеют также своевременное возбуждение уголовного дела, быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, а также правильное применение мер пресечения.

Среди субъектов предупреждения преступлений несовершеннолетних особое место занимают воспитательные колонии. Данные учреждения решают задачу предупреждения преступности специфическим способом: посредством исправления и перевоспитания несовершеннолетних. При всей сложности и противоречивости этого процесса необходимость исправления и перевоспитания несовершеннолетних в условиях изоляции нужно признать как реальность и использовать для этого современные формы и методы. В частности, следует исходить из того, что с неформальными группировками несовершеннолетних покончить в принципе невозможно, поэтому необходимо в максимальной степени использовать позитивные моменты, которые могут дать такие группировки и всячески нейтрализовать негативные аспекты их влияния, стремиться к разрушению асоциальных традиций. Например, в Англии власти используют «рокеров» (мотоциклистов) для доставки почты, давая им преимущество в проезде и разрешая даже при этом превышать дозволенный скоростной режим. Использовать лишения свободы в качестве наказания для несовершеннолетних следует в минимальной степени. Психологи утверждают, что после 5 — 7 лет непрерывного нахождения в местах лишения свободы наступают необратимые изменения психики. Необходимо сокращать формальные правила поведения и развивать позитивную инициативу несовершеннолетних, поскольку обилие правил увеличивает вероятность их нарушений. В США, например, на смену «хиппизму», пропагандировавшему отклоняющийся от норм обычной жизни стиль поведения, основанный на отрицании обычной морали и употреблении наркотиков, пришел «яппизм», основным постулатом которого является целеустремленное движение вверх по карьерной лестнице.

Важно разрушать мифические романтические образы, создаваемые криминальным миром. Требуется целенаправленное улучшение качества подготовки сотрудников, отвечающих за предупреждение преступности несовершеннолетних. При этом приходится признать, что без общегосударственной программы борьбы с безнадзорностью и с преступностью несовершеннолетних многие профилактические направления, о которых говорилось выше, не могут быть реализованы.

В заключение отметим, что преступность несовершеннолетних при значительных масштабах распространения требует решительных, энергичных и целенаправленных мер по ее предупреждению. Задача состоит прежде всего в снижении уровня преступности несовершеннолетних, недопущении разлагающего влияния несовершеннолетних преступников на других подростков и пополнения ими рядов взрослых преступников-рецидивистов.

Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания обучающихся

Профилактика преступлений

и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания обучающихся

Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых. К сожалению, не каждый подросток, осознает какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым и трудно-исправимым последствиям.

Что такое правонарушение?

Правонарушение — это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.

Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).

Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими (деликтными).

Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.

В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско- правовую.

1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.

За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

4. Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, то есть создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей: выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм, изучение педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у обучающихся определенного возраста, использование возможностей ученического самоуправления, вовлечение в проведение школьных мероприятий, работа с неблагополучными семьями.

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям.

Выделяют следующие стадии откланяющегося поведения подростков:

— неодобряемое поведение – поведение, связанное с шалостями озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;

— порицаемое поведение — поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);

— девиантное поведение — нравственно отрицательные действия и поступки, принявшие характер систематических или привычных (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность воровство и т. д.);

— предпреступное поведение — поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);

— противоправное или преступное поведение — поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.

Признаками проблемных детей могут являться:

1. Уклонение от учебы вследствие:

– неуспеваемости по большинству предметов;

– отставания в интеллектуальном развитии;

– ориентации на другие виды деятельности;

– отсутствия познавательных интересов.

2. Низкая общественно-трудовая активность:

– отказ от общественных поручений;

– пренебрежительное отношение к делам класса;

– демонстративный отказ от участия в трудовых делах;

– пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча.

3. Негативные проявления:

– употребление спиртных напитков;

– употребление психотропных и токсических веществ;

– тяга к азартным играм;

– курение;

– нездоровые сексуальные проявления.

4. Негативизм в оценке действительности.

5. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:

– грубость;

– драки;

– прогулы;

– пропуски занятий;

– недисциплинированность на уроках;

– избиение слабых, младших;

– вымогательство;

– жестокое отношение к животным;

– воровство;

– нарушение общественного порядка;

– немотивированные поступки.

6. Отношение к воспитательным мероприятиям:

– равнодушное;

– скептическое;

– негативное;

– ожесточенное.

Почему формируется такое поведение? Что влияет на подростков?

1. Неблагоприятные условия семейного воспитания.

Для ребенка самый действенный образец это его родители. Асоциальное (поведение, противоречащее общественным нормам и принципам) поведение родителей: систематическое пьянство, скандалы, разврат, проявление жестокости.

2. Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.

3. Гиперопека. Нет свободы выбора у ребенка, так как родители боясь, чтобы их дети не наделали ошибок, не дают им жить, все стараются решить за них. Следствие — инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка.

4. Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера.

5. Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.

Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно.

Наиболее эффективны в работе по профилактике правонарушений школы с развитой структурой внеурочной деятельности, учитывающей интересы разных возрастов, прежде всего подростков. Создание в школах структурных подразделений дополнительного образования, осуществление досуговых программ, организация любительской самодеятельности (художественной, технической, спортивной), организация семейного досуга — мощный источник привлекательности школы и ресурс профилактики отклоняющегося поведения.

Таким образом, профилактика правонарушений предполагает, что школа становится местом, где ребенок реально находит применение своим возможностям и инициативе.

В школе необходимо формирование социальных норм и правил поведения, поскольку без этого невозможно эффективное решение задач обучения и воспитания подрастающего поколения.

В связи с этим необходимо:

— создать уклад норм школьной жизни;

— помочь школьникам узнать свои права и научиться ими пользоваться, защищать их в случае нарушения;

— помочь подросткам увидеть взаимосвязь личной свободы и ответственности каждого человека;

— помочь школьникам научиться разрешать споры правовыми способами;

— воспитать навыки правовой культуры.

«В профилактической деятельности с конкретным человеком, — как правильно отмечает Г. А. Аванесов, — важно не упустить именно время. Как раз на ранней стадии, когда личность еще не приобрела устойчивых взглядов и привычек, может быть, легче достигнут успех».

Если же меры ранней профилактики окажутся недостаточными, то они могут быть восполнены мерами другого уровня, так как для этого остается определенный резерв времени.

Раннюю профилактику, можно определить как совокупность мер, осуществляемых с тем чтобы:

1) оздоровить условия жизни и воспитания несовершеннолетних в случаях, когда ситуация угрожает их нормальному развитию;

2) пресечь и установить действия источников антиобщественного влияния;

3) воздействовать на несовершеннолетних, допускающих отклонения в поведении таким образом, чтобы не дать закрепиться антиобщественным взглядам и привычкам.

Основными направлениями ранней профилактики являются:

1. Выявление и установление неблагополучных условий жизни и воспитания еще до того, как они отразились на поведении, формировании взглядов конкретных подростков.

2. Выявление и устранение (нейтрализация) источников отрицательных влияний на подростков, могущих сформировать антиобщественную позицию личности и способствовать совершению преступлений.

Это направление предполагает:

— применение мер по оздоровлению неблагополучных условий семейного воспитания подростка с помощью различных мер воздействия к его родителям;

— изъятие подростков из отрицательно воздействующей на подростка обстановки;

— применение предусмотренных законом мер к лицам, вовлекающим подростков в пьянство, и иную антиобщественную деятельность;

3. Оказание сдерживающего и корректирующего воздействия на подростков с социально отклоняющимся поведением.

Причем могут быть выделены меры: воздействия на подростков, антиобщественные взгляды которых еще не укрепились и проявляются в совершении отдельных малозначительных проступков.

Цель их применения не дать закрепиться антиобщественным взглядам и привычкам; воздействия, применяемые к подросткам с достаточно выраженной антиобщественной позицией личности, совершающим правонарушения, не носящие преступного характера. Их цель — не дать возможности реализоваться в преступление антиобщественной позиции личности;

4. Здесь наряду с оказанием, в случае необходимости, помощи подростку, попавшему в неблагоприятные условия семейного воспитания, вплоть до изъятия из отрицательной среды и направления в детский дом, школу-интернат и т. д., возможно применение конкретных мер по организации контроля за его поведением и индивидуальной воспитательно-профилактической работы (постановка на учет и инспекцию по делам несовершеннолетних, назначение шефа, общественного воспитателя и т. д.). Сюда же относится и применение различных мер воздействия (общественных, административных, гражданско-правовых, принудительных мер воспитательного характера) к подросткам, допускающим правонарушения.

Исходя из вышеизложенного социальная работа с несовершеннолетними, склонными к правонарушениям должна решать следующие задачи:

  1. осуществление комплексной медико-психолого-педагогической диагностики с целью определения причин возникновения проблем в обучении, общении и других;
  2. выбор оптимального способа обучения для каждого ребенка и выбор мер психокоррекционного воздействия на его личность;
  3. оказание индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, правовой и медицинской помощи детям и подросткам
  4. группы риска;
  5. консультативная помощь родителям или лицам, их заменяющим; приложение 9.
  6. методическая и практическая помощь специалистам, занимающимся вопросами реабилитационно-коррекционной деятельности.

Следовательно можно выделить следующие направления действия:

  1. диагностическое;
  2. психокоррекционное;
  3. оздоровительное;
  4. учебно-воспитательное;
  5. социально-правовое;
  6. консультационное;
  7. научно-методическое;
  8. социально-аналитическое и просветительское.

Особый упор необходимо сделать на учебно-воспитательное и социально-правовое направление в деятельности школы.

Учебно-воспитательное направление деятельности — это осуществление образования детей, имеющих трудности в усвоении образовательных программ в связи с особенностями психофизического развития и неблагополучными социальными условиями жизни, в пределах государственного образовательного стандарта. Создание условий для личностно-ориентированного обучения, обеспечивающего вариативный характер образования с постановкой коррекционно — развивающих задач; для восстановления обучаемости и повышения уровня воспитанности.

Социально-правовое направление предусматривает оказание помощи несовершеннолетним в социальной и трудовой адаптации, профориентации, получении профессии и трудоустройстве, в защите их прав и охраняемых законом интересов; консультирование несовершеннолетних и их родителей по правовым вопросам; профилактика асоциального поведения, бродяжничества, беспризорности, попыток суицида несовершеннолетних.

В начале каждого учебного года в нашей школе создаётся банк данных обучающихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи им. Оформляются социальные паспорта каждого класса, и впоследствии составляется единый социальный паспорт школы. Работниками социально-педагогической службы – тщательно планируется работа с подростками с девиантным поведением: составляется план работы Совета профилактики правонарушений, план совместной работы школы и подразделения по делам несовершеннолетних по предупреждению правонарушений среди подростков, план работы по профилактике употребления психически активных веществ среди несовершеннолетних, план мероприятий по антиалкогольной, антиникотиновой пропаганде; планируются санитарно-просветительская работа.

На заседаниях Совета профилактики правонарушений регулярно заслушивают вопросы поведения и успеваемости «трудных» подростков.

В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективны проводимые Месячники профилактики правонарушений. В их организации участвуют сотрудники ГИБДД, ППС, пожарной охраны, представители общественных организаций в лице членов комиссии по делам несовершеннолетних, психолог, заместитель директора по воспитательной работе школы.

В рамках месячника профилактики правонарушений проводятся беседы для обучающихся по ПДД, о здоровом образе жизни, о правах и обязанностях, пропаганда правовых знаний».

Планирование и проведение комплекса мероприятий в рамках месячника по профилактике правонарушений позволяет привлечь к работе по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних всех участников воспитательного процесса, что, в свою очередь, оказывает положительное воздействие на оперативную обстановку и способствует качественному улучшению профилактической работы в подростковой среде.

Педагогический коллектив школы прилагает максимум усилий для организации свободного времени учащихся. В школе работают бесплатные кружки. Успешно работают спортивные секции по настольному теннису, футболу, шахматам. В них в свободное от уроков время охотно занимаются обучающиеся.

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в ее реализации. Классными руководителями ведется большая работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводятся лекции по воспитанию обучающихся согласно их возрастных особенностей, родительские собрания, совместные мероприятия с детьми и родителями. Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ, ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

N п/п

Мероприятия

Исполнители

Срок исполнения

Выявление семьи и детей
группы социального риска

Социальный педагог, психолог,

В течение года (запросы не реже одного раза в месяц)

Выявление детей, занимающихся
бродяжничеством, попрошайничеством и другой противоправной деятельностью

Социальный педагог, психолог

В течение года (запросы не реже одного раза в месяц)

Выявление учащихся, длительное
время не посещающих школу, принятие мер по возвращению их в школу

Социальный педагог, классные руководители

По факту пропуска занятий

Проведение заседаний Совета профилактики правонарушений по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Социальный педагог

По отдельному плану
(не реже 4 раз в год)

Проведение семинаров с классными руководителями по проблемам безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Заместитель директора по ВР

По отдельному плану (не реже 2 раз в год)

Активизация работы по пропаганде правовых знаний среди несовершеннолетних (разработка тематику лекций, бесед по пропаганде правовых знаний, проведение месячников, иные мероприятия по пропаганде правовых знаний и т.д.)

Заместитель директора по ВР, социальный педагог, инспектор ПДН, классные руководители

В течение года (ежемесячно)

СИСТЕМА РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ

1. Диагностическая деятельность

— выявление учащихся с отклонениями в поведении в первом классе и своевременная организация работы по коррекции их поведения;

— изучение уровня развития и воспитанности учащихся;

— наблюдение за учащимися в различных ситуациях;

— определение положения ребенка в коллективе сверстников, в семье;

—проведение социометрического исследования по определению референтных групп и положения ребенка в коллективе;

— определение уровня самооценки, самоконтроля, навыков самовоспитания;

— выявление положительных качеств и недостатков в поведении, общении;

— изучение и выявление интересов и склонностей ребенка;

— изучение особенностей характера и темперамента ребенка;

— определение мотивов поведения и общения;

— учет состояния здоровья ребенка;

— наблюдение за контактом ребенка с родителями (опекунами).

2. Индивидуально-коррекционная работа

— индивидуальное консультирование по вопросам исправления недостатков поведения;

— изучение индивидуальных особенностей, уровня воспитанности учащихся и на основе изученного определение конкретных задач и методов дальнейшего педагогического воздействия;

— ведение дневника психологических наблюдений за поведением, общением, положением ребенка в коллективе, начиная с 1 -го класса и передача дневника классному руководителю 4-го класса для дальнейшей последовательной работы;

— индивидуальная работа классного руководителя, социального педагога психолога, администрации школы с учащимися, требующими коррекции поведения;

— создание условий для развития творческих способностей ребенка, помощь в организации разумного досуга (кружки, клубы по интересам, спортивные секции и др.);

— вовлечение учащихся в активную общественную работу;

— ненавязчивый контроль со стороны учителя, классного руководителя, психолога, социального педагога, администрации школы за поведением ребенка в классном коллективе и во внеурочное время;

— проведение тренингов общения;

— проведение тренингов психологической разгрузки;

— привлечение к чтению художественной литературы, запись в библиотеку;

— индивидуальные беседы, встречи с интересными людьми.

3. Работа с семьей

— изучение социального положения ребенка в семье;

— выступление учителей на родительских собраниях;

— посещение семей с целью проведения бесед по вопросам профилактики преступлений и правонарушений;

— встречи с работниками инспекции по делам несовершеннолетних, прокуратуры, следственных органов;

— индивидуальные консультации для родителей, организация службы доверия;

—вовлечение в работу с семьей Совета по профилактике правонарушений и преступлений;

— привлечение родителей к проведению родительских собраний, бесед с учащимися, к участию в общешкольных мероприятиях;

— проведение творческих встреч, тематических родительских собраний;

— привлечение специалистов для индивидуальных консультаций и встреч с родителями (психологов, наркологов, сексопатологов, гинекологов, венерологов и др.);

— приглашение родителей неблагополучных семей на школьные праздники, кинолектории и др.;

4. Взаимодействие с заинтересованными организациями

— сотрудничество с комиссией по делам несовершеннолетних района;

—сотрудничество с врачами: психологами, наркологами, сексопатологами, гинекологами, венерологами и др.;

— сотрудничество с городским Центром детского творчества.

5. Информационная, организационно-методическая деятельность

— проведение совместных малых и больших педагогических советов, целевых совещаний, дискуссий и т.п.;

— взаимодействие методических объединений классных руководителей старших классов и учителей начальных классов (преемственность в работе);

— разработка комплексно-целевой программы «Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних»;

— разработка индивидуальной программы коррекции поведения трудновоспитуемых подростков;

— составление психолого-педагогической карты учащихся, состоящих на внутришкольном контроле в ИДН;

— разработка материалов в помощь классному руководителю;

— составление психолого-педагогической характеристики класса;

— организация выставок литературы, плакатов;

— проведение социометрического исследования классов.

6. Правовое просвещение учащихся

— изучение и обсуждение Правил для учащихся;

— изучение Закона «О правах ребенка»;

— изучение Уголовного кодекса РФ об ответственности несовершеннолетних;

— организация встреч с работниками ОВД, ИДН;

— проведение месячника правовых знаний;

— проведение тематических кинолекториев;

— проведение диспутов, конференций.

13.2. Предупреждение преступности несовершеннолетних

Меры по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних направлены на:
1) реализацию и защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;
2) охрану их жизни и здоровья;
3) обеспечение оптимальных условий формирования личности подростка;
4) устранение причин и условий, отрицательно влияющих на жизнь и воспитание ребенка;
5) защиту общественности от правонарушений несовершеннолетних;
6) содействие в социальной адаптации подростков с девиантным, делинквентным и криминальным поведением.
Выделяют общее и специальное предупреждение преступности несовершеннолетних, подразделяемое на раннюю специальную профилактику, непосредственную специальную профилактику и профилактику рецидива.
Общие меры предупреждения преступности несовершеннолетних направлены на:
— обеспечение благополучного развития и социализацию детей;
— реализацию их прав и законных интересов;
— коррекцию негативных социальных процессов в основных сферах жизнедеятельности несовершеннолетних (в семье, образовательной, трудовой, досуговой сфере и др.).
Общие меры находятся в компетенции федерального и регионального уровня законодательной, исполнительной и судебной власти.
Специальное предупреждение преступности несовершеннолетних — это система воздействия на процессы, порождающие преступность отдельных социальных групп, виды преступности (уличную преступность, семейно­бытовую, экономическую и т.д.) и ее этапы.
Специальное предупреждение преступности несовершеннолетних включает в себя:
— раннюю профилактику, направленную на устранение причин, порождающих преступность несовершеннолетних;
— непосредственную (индивидуальную) профилактику, направленную на оказание помощи дезадаптированным подросткам «группы риска»;
— профилактику рецидива, направленную на социальную помощь несовершеннолетним, совершившим преступления, в целях контроля над ними и предотвращения повторных преступлений.
Индивидуальное предупреждение преступности несовершеннолетних заключается в выборочном воздействии на несовершеннолетних, наиболее подверженных совершению преступлений, оказании им помощи в позитивном изменении социальной микросреды, в которой они находятся, и их самих.
Социальная профилактика — это комплекс социально-педагогических, психологических, медицинских и иных мероприятий, направленных на предотвращение девиантного поведения подростков. Сущность социальной профилактики заключается в адекватном реагировании общества и государства на проблему обеспечения благополучного развития ребенка, его воспитания, образования и социализации.
Социально-правовая профилактика — общественное и юридическое воздействие на личность ребенка в целях формирования у него социального, правопослушного поведения.
Основные черты и задачи социально-правовой профилактики:
— организация условий, благоприятствующих развитию ребенка;
— своевременное выявление причин и условий, вызывающих девиантное поведение;
— развитие профессиональной деятельности в сфере профилактики девиантного поведения детей (психологии, педагогики, социальной работы, правоохранительной деятельности, ювенальной юстиции и т.п.);
— развитие общественных и государственных институтов, осуществляющих профилактическую деятельность.
Нравственная (моральная) профилактика — это предотвращение аморального поведения несовершеннолетних путем их ориентации на нравственные ценности и руководство ими в жизни.
Сущность профилактики всех видов девиантного поведения несовершеннолетних заключается в устранении и нейтрализации причин, порождающих такое поведение.
В зависимости от масштаба профилактических мер их подразделяют:
— на меры общефедерального уровня;
— региональные;
— групповые;
— индивидуальные.
Субъекты предупреждения преступности подразделяют на специализированные и неспециализированные в зависимости от правовых полномочий.
К специализированным субъектам относят: Совет Безопасности РФ; органы суда, прокуратуры, юстиции, внутренних дел; Межведомственную комиссию по социальной профилактике правонарушений Правительства РФ; контрольно­финансовые и другие контролирующие органы; государственные налоговые службы; Антимонопольный комитет; Госстандарт; Госторгинспекцию; Федеральную службу по валютному и экспертному контролю; Санэпидемнадзор; лесную и рыбную охрану; Счетную палату; различные инспекции; различные институты гражданского общества (политические партии, общественные организации, фонды и т.п.) и другие организации и учреждения.
Неспециализированные субъекты — все иные организации, юридические и физические лица, средства массовой информации, которые участвуют в предупреждении преступности в процессе реализации своих общих полномочий, прав и обязанностей.
К специализированным субъектам профилактики правонарушений несовершеннолетних следует отнести Правительственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, положение о которой утверждено постановлением Правительства РФ от 6 мая 2006 г. № 272, а также перечень субъектов профилактики, приведенный в ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:
— комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
— органы управления социальной защитой населения;
— органы управления образованием;
— органы опеки и попечительства;
— органы по делам молодежи;
— органы управления здравоохранением;
— органы службы занятости;
— органы внутренних дел.
Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних других органов, учреждений и организаций осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством субъектов РФ.
Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
— предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
— обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
— социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
— выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах:
— законности;
— демократизма;
— гуманного обращения с несовершеннолетними;
— поддержки семьи и взаимодействия с ней;
— индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации;
— государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
— обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних (ст. 2 Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних).
Основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обусловлены целями и задачами, стоящими перед конкретным субъектом профилактической деятельности, и подробно регламентированы в главе 2 указанного Закона.
Объектами индивидуальной профилактической работы являются:
— безнадзорные или беспризорные;
— занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;
— содержащиеся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
— употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющие одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
— совершившие правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
— совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
— освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
— совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
— обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
— условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания, освобожденные от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
— получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
— освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;
— осужденные за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
— осужденные условно, осужденные к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
Индивидуальная профилактическая работа проводится также в отношении родителей или законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Индивидуальная профилактическая работа может проводиться и с иными лицами в случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних с согласия руководителя органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ст. 5 Закона «Об основах системы профилатики…».
В ст. 1 указанного Закона даны следующие основные понятия:
— несовершеннолетний — лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;
— безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;
— беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
— несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении — лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
— антиобщественные действия — действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;
— семья, находящаяся в социально опасном положении, — семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
— индивидуальная профилактическая работа — деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
— профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;
— пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, — пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции и изготавливаемые на основе пива напитки с указанным содержанием этилового спирта.
Профилактическая деятельность в сфере ювеналистики, то есть практическая деятельность судов по профилактике правонарушений несовершеннолетних заключается:
1) в установлении причин и условий, способствовавших совершению несовершеннолетними преступлений (ст. 421 УПК РФ);
2) в обязательном рассмотрении возможности применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним при постановлении приговора (п. 15 ч. 1 ст. 299 УПК РФ);
3) в обязательном рассмотрении вопроса об освобождении от наказания несовершеннолетних с применением принудительных мер воспитательного воздействия при исполнении приговора (п. 16 ст. 397 УПК РФ).
Суд вправе вынести частное определение об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступления несовершеннолетним.
В соответствии с ч. 2 ст. 43 УК РФ применение судами уголовного наказания осуществляется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.
С созданием в РФ ювенальной юстиции роль ювенального суда в профилактике преступности несовершеннолетних будет значительно повышена, так как использование в судебной практике принципов ювенальной юстиции позволит применять более широкий спектр мер, направленных на предупреждение преступности несовершеннолетних. В основе данных мер должен быть комплекс социально-педагогических воздействий, а не уголовные наказания.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Причины девиантного поведения несовершеннолетних.
2. Типы несовершеннолетних преступников.
3. Виды и формы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
4. Субъекты и объекты профилактики правонарушений несовершеннолетних.
5. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
6. Основные юридические понятия Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
7. Определить особенности профилактики преступлений несовершеннолетних в РФ.