Объект природопользования

§4. Субъекты права природопользования и содержание

Субъект права природопользования может рассматриваться в двух аспектах: а) как возможный по закону обладатель такого права пользования; б) как обладатель субъективного права пользования природными ресурсами, носитель установленных законом прав и обязанностей, который является субъектом правоотношений пользования землей, ее недрами, водами и лесами, объектами животного мира и атмосферным воздухом.

Закон устанавливает различие между обладателями права природопользования в зависимости от его видов — общего и специального.

Так, в качестве субъекта права общего природопользования выступает каждый человек в России, так как он обладает возможностями пользоваться водами, лесами, землей, вытекающими из закона. При этом нужно иметь в виду следующее обстоятельство. В рамках права общего природопользования человек может использовать природные ресурсы лишь для собственных нужд, но не для осуществления предпринимательской деятельности. Это прямо предусмотрено водным и лесным законодательством. Для осуществления предпринимательской деятельности гражданин-водопользователь может использовать водные объекты только после заключения договора на водопользование, то есть, становясь субъектом права специального природопользования. Аналогичным образом решен вопрос и в лесном законодательстве. Устанавливая право граждан пребывать в лесах, Лесной кодекс РФ подчеркивает, что граждане могут собирать дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы лишь для собственных нужд.

Субъектами права специального природопользования являются юридические лица и граждане-предприниматели. В природоресурсном законодательстве установлено требование, согласно которому субъекты специального природопользования должны обладать правоспособностью, то есть способностью иметь права и нести обязанности. Кроме того, чтобы субъект права мог своими действиями осуществлять имеющееся у него право и отвечать за выполнение возложенных на него обязанностей, необходимо, чтобы он обладал дееспособностью.

Содержание правоотношения природопользования определяется совокупностью прав и обязанностей субъектов соответствующего правоотношения. При характеристике содержания права природопользования следует иметь в виду, что в зависимости от цели природопользования субъекты различных видов права пользования одинаковыми природными ресурсами обладают различными правомочиями пользования (например, сельскохозяйственное и несельскохозяйственное землепользование; пользование недрами для добычи полезных ископаемых и для геологического изучения и т.д.).

Права и обязанности природопользователей дифференцированы в зависимости от объекта природы и целей природопользования. Права и обязанности определяются как в законодательных актах, так и в лицензиях (договорах) на природопользование применительно к специальному природопользованию.

В случаях, предусмотренных законодательством, права природопользователей могут быть ограничены в государственных, общественных интересах, а также в интересах других пользователей природными ресурсами. Общее правило на этот счет содержится в Конституции России: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Право природопользование — это земельный сервитут

Использование человеком природных ресурсов для своих нужд в значительной мере регламентируется правом. Система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств, называется правом природопользования. Такие нормы содержатся главным образом в природоресурсном законодательстве — земельном, водном, горном, лесном.

Содержание права природопользования — совокупность прав и обязанностей субъектов права природопользования, обусловленных нормами действующего законодательства или соответствующим соглашением на пользование природными ресурсами (договором аренды временного, краткосрочного или долгосрочного пользования).

Можно оценивать право природопользования и как правоотношения, то есть, урегулирован правом комплекс прав и обязанностей, которые принадлежат субъектам природопользования в конкретных общественных отношениях относительно использования земельного участка, водного объекта, лесного массива, участка недр, охотничьего угодья, объекта, естественно заповедного фонду и тому подобное.

Так, согласно ст. 8 ГК РФ который, если и не полностью, то в значительной мере, применим и к экологическим правоотношениям, они возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовым актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые, хотя и не предусмотрены законом и иными правовыми актами, но в силу общих начал и смысла законодательства, порождают права и обязанности.

Лекция 6

Контрольные вопросы.

Понятие и содержание природопользования.

Природопользование — одна из сторон взаимодействия между обществом и природой. С одной стороны, это институт экологического права, а с другой стороны, субъективное право конкретного природопользователя. Взаимодействие выражается в извлечении полезных для человека и общества свойств природной среды для удовлетворения экологических, экономических, культурно-оздоровительных, нравственно-эстетических потребностей.

Право природопользования — совокупность правовых норм, регулирующих отношения по использованию природных ресурсов в соответствии с экологическими требованиями по рациональному их использованию, воспроизводству и охране окружающей среды.

В субъективном смысле право природопользования — это совокупность установленных законодательством прав и обязанностей природопользователей по использованию объектов и ресурсов природы, окружающей природной среды в целом для удовлетворения экономических потребностей, а также с целью отдыха, туризма, лечения, удовлетворения культурных и эстетических интересов.

Потребляя природные ресурсы, человек использует природу в двух качествах: как естественное условие свой жизни и деятельности и как объект своей хозяйственной и культурной работы. В зависимости от этого право природопользования подразделяется на право общего и право специального природопользования.

Виды природопользования:

а. от природного объекта — право землепользования, недропользования, водопользования, пользования атмосферным воздухом, лесопользования, пользования растительным и животным миром и др.;

б. по целевому назначению с учетом вида природного ресурса:

— в землепользовании, например, земли сельскохозяйственного значения, населенных пунктов и т. д. Те, в свою очередь, по назначению землепользования могут делиться, например, в землепользовании населенных пунктов — на земли общего пользования, земли, занятые городскими лесами и т. д.;

— в недропользовании — геологическое изучение, разведка и добыча;

— в водопользовании — питьевое водоснабжение, рекреации;

— в лесопользовании — заготовка древесины, пользование участками для нужд охотничьего хозяйства;

— в пользовании животным миром ~ охота, рыболовство;

— в использовании атмосферного воздуха — потребление атмосферного воздуха для производственных нужд;

в. в зависимости от наличия либо отсутствия специального разрешения — право общего и право специального природопользования.

Принципы права природопользования:

1) производность права природопользования от права собственности на них;

2) рациональность природопользования;

3) экосистемный подход к регулированию природопользования;

4) целевой характер природопользования;

5) устойчивость природопользования;

6) платность специального природопользования.

Правообщего природопользования — право свободно, без каких-либо разрешений со стороны компетентных государственных органов или физических и юридических лиц, за которыми закреплены природные объекты в пользование, находиться на этих объектах (пути сообщения, парки, лесопарки, пляжи, водоемы, леса и др.).

Правоспециального природопользования- пользование природными ресурсами, связанное с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц, осуществляемое в соответствии с разрешительной системой и требующее выделения отдельных частей Природных объектов в обособленное пользование юридическим или физическим лицам.

Объекты природопользования:

— природный объект — обладает количественно-пространственной характеристикой (весь земельный фонд, лесной фонд и т. д.);

— природный ресурс — обладает качественно-потребительскими свойствами (часть подобного фонда, которая используется или пригодна для использования в хозяйственной деятельности).

Формы специального природопользования:

— отдельными природными ресурсами (водами, недрами, животными и т. д.);

— комплексное: использование предприятием природно-ресурсного потенциала территории, включающей в себя совокупность природных ресурсов, объектов, системообразующих факторов и условий (в том числе климатических, геологических, гидрологических и др.). Таким образом, что эксплуатация (добыча, изъятие) одного вида природного ресурса наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам, а хозяйственная деятельность природопользователя оказывает в целом минимально возможное вредное воздействие на окружающую природную среду.

— специальным природопользованием является такое, которое осуществляется субъектами на основе разрешения компетентных государственных органов.

Право специального природопользования возникает при наличии нескольких оснований:

-приобретение права собственности на природный объект, в том числе путем приватизации государственной собственности. Необходимо учитывать определенные ограничения по использованию объекта, устанавливаемые законодательством (например, ст. 260 ГК РФ);

— приобретение иных вещных прав на природный объект (например, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право срочного пользования);

— приобретение права собственности на здание (сооружение). В этом случае к приобретателю переходит и право собственности на земельный участок со всеми сопутствующими полномочиями, если договором не предусмотрено иное (ст. 273 ГК РФ).

Возникновение права специального природопользования во многих случаях (особенно в сфере предпринимательства) имеет сложный юридический состав. Для возникновения правоотношений по пользованию природными ресурсами требуется совокупность юридических фактов, в том числе и издание актов органами государственной власти и местного самоуправления, заключение договоров.

Взаимоотношения сторон в сфере природопользования до недавнего Времени регулировались, прежде всего, актами органов власти. Договор играл вспомогательную роль. В настоящее время распространен такой виды распорядительных актов.

Лицензия рассматривается как разрешение на ведение какой-либо деятельности. В условиях становления рыночных отношений лицензия считается одним из средств соблюдения экологических и санитарных норм при осуществлении деятельности, связанной с природопользованием. Порядок лицензирования определяется отраслевыми федеральными законами и иными нормативными актами. Более подробно данный вопрос рассматривается в отдельной лекции.

Договорная форма природопользования. В настоящее время роль договоров в сфере природопользования существенно возрастает. Открываются возможности по приобретению на основе сделок природных объектов в собственность и пользование не у государства, а у других собственников, владельцев и пользователей. Однако роль органов государственной власти и местного самоуправления остается значительной и в этих условиях, тем более что необходимо учитывать следующие факторы.

Государство остается в настоящее время крупнейшим собственником природных ресурсов.

Сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат обязательной государственной регистрации (ст. 165 ГК РФ).

Обладатели природных ресурсов на праве хозяйственного ведения, оперативного управления и постоянного пользования (в последнем случае — земельным участком) не вправе распоряжаться ресурсами без согласия собственника (т.е. реально — государства).

Можно сделать вывод, что акты органов государственной власти и местного самоуправления являются, и будут являться главным основанием возникновения отношений по использованию природных ресурсов. Договор же останется, по существу, лишь средством реализации распорядительного акта.

Договор аренды.По договору аренды одна сторона — арендодатель обязуется передать другой стороне — арендатору определенные виды природных ресурсов на согласованный срок.

В качестве арендодателя может выступать собственник или владелец природных ресурсов, а также обладатель ими на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления, причем в двух последних случаях — только с согласия собственника.

Арендатором может быть любое юридическое или физическое лицо. В тексте договора аренды природных ресурсов указываются права и обязанности сторон (целевое использование, соблюдение экологических требований, возмещение убытков и т.д.).

Срок действия договора аренды природных ресурсов различен и зависит от цели договора и вида природных ресурсов. Как правило, наиболее длительными являются сроки аренды земельных ресурсов. Арендодатель имеет право досрочно расторгнуть договор аренды в случае невыполнения арендатором его условий. Договор аренды природных ресурсов подлежит государственной регистрации.

Договор на комплексное природопользование. В правовой литературе комплексное природопользование определяется как использование одного или нескольких природных ресурсов одновременно, с учетом охраны окружающей природной среды и соблюдения требований рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Необходимость существования именно таких договоров обосновывается тем, что при использовании одного вида ресурсов почти всегда оказывается воздействие на другие их виды.

Договор на комплексное природопользование оформляется только при наличии двух документов: положительного заключения государственной экологической экспертизы и лицензии на комплексное природопользование. Таким образом, законодательно закреплено существование нового вида лицензий — на комплексное природопользование.

Права и обязанности природопользователей. Права и обязанности природопользователей фиксируются в различных нормативных актах, а также в тексте лицензий и договоров. Объем прав и обязанностей различается в зависимости от вида природных объектов. Тем не менее природопользователи имеют право:

— участвовать в разработке и принятии решений, осуществление которых связано с экологически вредным воздействием на природную среду и контроле за их выполнением;

— возмещать потери и убытки, связанные с ухудшением состояния природной среды и природных ресурсов не по вине природопользователя;

— пользоваться предоставленными природными объектами; собственности на добытые объекты и полученную продукцию; возводить на полученных земельных участках и акваториях в зависимости от их целевого назначения жилье, а также постройки и сооружения, необходимые для осуществления хозяйственной деятельности;

— передавать право пользования иным лицам (в отношении земли и некоторых других природных объектов);

— оказывать воздействие, улучшающее состояние природной среды;

— предъявлять в установленном порядке иски за ущерб, причиненный им неправомерными действиями юридических лиц и граждан, в том числе со стороны организации, предоставившей природные ресурсы в пользование (ресурсодателя).

Природопользователи обязаны:

— эффективно использовать природную среду и природные ресурсы в соответствии с целевым назначением, улучшать состояние природной среды, рационально использовать запасы природных ресурсов, не допускать ухудшения экологической обстановки в результате осуществления хозяйственной деятельности;

— своевременно вносить плату за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды;

— своевременно представлять органам исполнительной власти и в Государственный комитет по охране окружающей среды сведения о состоянии природной среды и использовании природных ресурсов;

— возмещать потери и убытки, допущенные в результате истощения и загрязнения природной среды и природных ресурсов.

Прекращение права специального природопользования. Законодательство устанавливает несколько оснований прекращения права специального природопользования. Их перечень различается в зависимости от вида природных ресурсов. Тем не менее, общими для всех пользователей и всех видов ресурсов являются следующие основания прекращения права специального природопользования:

— отказ от пользования;

— истечение установленного срока пользования;

— возникновение зафиксировано определенного условия (если оно отражено в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования;

— нарушение законодательства об охране окружающей среды;

— нарушение условий пользования, оговоренных в лицензии;

— использование территории для государственных нужд, исключающее пользование природными ресурсами.

В зависимости от основания (как указанного выше, так и иного) право природопользования прекращается либо автоматически, либо актом органа, предоставившего лицензию, либо решением суда после обращения одной из сторон.

Решение органа власти о прекращении права специального природопользования может быть обжаловано в суд в установленном порядке.

1. Дайте определение понятия «право природопользования».

2. В чем заключается связь права собственности на природные ресурсы с экологическим правом?

3. Раскройте содержание права собственности на природные ресурсы.

4. Назовите виды природопользования.

5. Какие Вы знаете виды форм собственности на природные ресурсы. Дайте им характеристику.

6. Дайте характеристику принципам природопользования.

7. Какие обязанности возлагаются на природопользователей

8. Перечислите основные права природопользователей.

9. Каков порядок получения лицензий на право природопользования?

10. Назовите основные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие право собственности на природные объекты и ресурсы.

11. Прокомментируйте содержание п. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации.

12. Перечислите и кратко охарактеризуйте объекты права государственной, муниципальной и частной форм собственности на природные ресурсы.

13. Используя конкретные примеры, раскройте содержание трех правомочий — владения, пользования и распоряжения (в отношении природных объектов и ресурсов).

14. Каким образом граждане, проживающие на территории конкретных населенных пунктов, могут участвовать в общественных отношениях, складывающихся по поводу владения, пользования и распоряжения природными объектами и ресурсами, находящимися в муниципальной собственности?

10. Назовите основания прекращения права природопользования.

Правовой механизм охраны окружающей природной среды.

1. Понятие механизма природопользования и охраны окружающей

природной среды.

Субъекты и объекты права природопользования

Субъект природопользования — лицо, которому в установленном законом порядке принадлежит право природопользование объектом, его охраны, улучшения, воспроизводства возобновляемого природного ресурса и которое наделено соответствующими правами и обязанностями.

Субъектами права экологопользования могут быть:

1) граждане РФ, иностранцы,

2) организации,

3) учреждения, предприятия (в том числе иностранные юридические лица).

Для приобретения статуса объекта права экологопользования необходимо 2 юридических аспекта:

1. наличие экологической правоспособности субъектов, определенной в законе в специальных нормативно-правовых актах. Для граждан РФ — полная дееспособность, для иностранцев частичная (нужно создавать СП для того, чтобы стать землепользователем на территории РФ).

2. реализация данной экологической правоспособности в установленном порядке. Определенная процедура получения земельного участка в пользование: обратиться в установленном порядке к государственному органу, уполномоченному предоставлять земельные участки в пользование и в собственность, где должно быть оформлено дело об отводе земли заявителю, получить разрешение на отвод земли, спец. землеустроительные органы должны оформить этот отвод.

Статус экологопользователя возникает после решения компетентного органа об отводе природного объекта в пользование и реализации этого решения в натуре.

Закон устанавливает различие между обладателями права природопользования в зависимости от его видов — общего и специального.

Так, в качестве субъекта права общего природопользования выступает каждый человек в России, поскольку он обладает вытекающими из закона возможностями пользоваться водами, лесами, землей. При этом нужно иметь ввиду следующее обстоятельство. В рамках права общего природопользования человек может использовать природные ресурсы лишь для собственных нужд, но не для осуществления предпринимательской деятельности. Это прямо предусмотрено водным и лесным законодательством. Для осуществления предпринимательской деятельности гражданин-водопользователь может использовать водные объекты только после получения лицензии на водопользование, т.е. становясь субъектом права специального природопользования. Аналогичным образом решен вопрос и в лесном законодательстве. Устанавливая право граждан пребывать в лесах, ст. 86 Лесного кодекса РФ подчеркивает, что граждане могут собирать дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы лишь для собственных нужд.

Субъектами права специального природопользования являются юридические лица и граждане-предприниматели. Юридические лица при этом выступают в двух качествах: как государственные или муниципальные органы, наделенные правомочием распоряжения природными ресурсами, находящимися в государственной и муниципальной собственности, и как юридические лица, получившие соответствующий природный ресурс в пользование.

В природоресурсном законодательстве установлено требование, согласно которому субъекты специального природопользования должны обладать правоспособностью, т.е. способностью иметь права и нести обязанности. Кроме того, чтобы субъект права мог своими действиями осуществлять имеющееся у него право и отвечать за выполнение возложенных на него обязанностей, необходимо, чтобы он обладал дееспособностью. Так, право на получение лицензии на водопользование возникает у гражданина с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18 лет, а у юридического лица — с момента его государственной регистрации (ст. 30 Водного кодекса РФ).

Статус субъектов природопользования определяется их правами и обязанностями, установленными в законе.

Основы правового статуса природопользователей закреплены в ряде статей Конституции РФ: так, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36); права и законные интересы всех лиц, в том числе природопользователей, должны рассматриваться в контексте права каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42); и наконец, природопользователям (и не только им) адресована ст. 58: каждый обязан сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам.

Конкретные права и обязанности субъектов права природопользования рассмотрены в данном разделе применительно к содержанию права природопользования.

Права и обязанности природопользователей.

Право природопользования — совокупность основанных на законе и взаимосвязанных между собой правомочий владения и пользования природными объектами, которыми наделяют в установленном порядке граждан. Правомочие владения служит предпосылкой осуществления любого природопользования (право на огораживание полученного в пользование земельного участка).

Правомочие природопользования представляет собой основанную на законе возможность: хозяйственной эксплуатации или иного пользования или иного использования природного объекта путем извлечения из него полезных свойств, его потребления для производственных целей.

Объем прав и обязанностей непосредственно обусловлены видом природных объекте; различных статусом субъектов права природопользования.

Можно сказать, что объектом права природопользования является природа. Мы пользуемся природой в соответствии с нашим правом общего природопользования. Понятие природопользования — обобщенное. Осуществляя лесопользование, водопользование, мы осуществляем природопользование. Природа выступает обобщенным объектом прав природопользования.

В законодательстве объекты права природопользования в большинстве случаев конкретизированы применительно к землепользованию, водопользованию, пользованию недрами и т.д. Соответственно объектом права землепользования являются земля, водопользования — воды, пользования недрами — недра. Но обратим внимание, что в соответствии с принципом экосистемного подхода к правовому регулированию природопользования выделение видов природопользования применительно к объектам несколько условно: осуществляя лесопользование, мы оказываем воздействие на почвы, воды, атмосферный воздух, объекты животного мира. Возникает вопрос: не следует ли при лесопользовании говорить и о пользовании в юридическом смысле землями, водами, атмосферным воздухом? Может быть, нужно выделять объекты основного пользования и попутного? Думается, что такое решение способствовало бы повышению эффективности охраны природы в процессе природопользования. Не случайно в Законе «Об охране окружающей природной среды» регулируется комплексное природопользование.

Как мы отметили, в соответствии с природоресурсным законодательством объектом права землепользования является земля, водопользования — воды, пользования недрами — недра. Но в праве окружающей среды земля, воды, недра, лес и т.д. выступают как природные объекты и как природные ресурсы. Оба понятия используются и в законодательстве. Они имеют собственное юридическое содержание. Что же является объектом права природопользования — природный объект или природный ресурс? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим различия между ними.

Обратимся к законодательству. Водный кодекс РФ определяет водный объект как сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима. Водные ресурсы — запасы поверхностных и подземных вод, находящихся в водных объектах, которые используются или могут быть использованы. Земля как природный объект — весь земельный фонд России. Земля как природный ресурс — земли, используемые или пригодные к использованию для конкретных хозяйственных целей. Интересно, что в соответствии с Федеральным законом «О недрах» государственный фонд недр составляют используемые участки и неиспользуемые участки недр (ст. 2).

Из сказанного ясно, что объектом права природопользования являются, как правило, природные ресурсы. Одновременно в качестве объекта природопользования могут выступать и природные объекты (например, водный объект для сброса сточных вод, для купания).

Характеристика объектов права природопользования имеет специфику применительно к видам природопользования. Так, если объектами права специального природопользования становятся индивидуально определенные части (участки) земельного, водного, лесного фонда, фонда недр либо природные объекты, например объекты животного мира, то применительно к праву общего природопользования обособление соответствующих участков природы (земель общего пользования населенных пунктов, леса, водных объектов) законом не предусматривается. Однако, как уже отмечалось, Водный кодекс РФ (ст. 20) выделил как самостоятельную разновидность водных объектов объекты общего пользования.

Участки территории, на которых располагаются объекты специального природопользования, должны обособляться, т.е. выделяться из другой территории. Имеется два способа такого обособления — физическое и юридическое. Физическое обособление заключается в выделении, определении соответствующей территории в натуре. Юридическое обособление означает определение правового статуса объекта специального природопользования в актах, имеющих юридическую силу. Способы обособления специфичны в каждой из отраслей природоресурсного законодательства.

Предоставляемые в пользование природные объекты продолжают оставаться частной, государственной, муниципальной и иной формой собственности. В соответствии с принципом производности права пользования от права собственности в отношении объектов права природопользования продолжает действовать общий для каждого вида природных ресурсов правовой режим объектов права собственности. Одновременно как объекты права пользования соответствующие части природных ресурсов приобретают еще и специфический правовой режим, определяемый в конечном счете их целевым назначением. Для каждого природного объекта он начинает формироваться при предоставлении природного объекта в пользование, когда устанавливается его основное целевое назначение, а затем и при внутрихозяйственной организации его использования.

экономика природопользование наука