Объективная и субъективная сторона

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Факультет Институт управления ОГАУ

Кафедра «Организация работы с молодежью»

Наименование дисциплины: Административное право

Для специальности: 080504 «Управление персоналом»

3 курс 6 семестр

Количество вопросов в тесте – 320

Количество заданий при тестировании (в каждом варианте) –60

Уровень сложности (количество баллов за каждое задание) –

Из них правильных ответов должно быть (процентов) –

Для оценки «отлично» не менее – 95%

Для оценки «хорошо» не менее – 90%

Для оценки «удовлетворительно» – 65%

Время выполнения тестового задания ( в минутах): 45 мин.

1. Административное право в России сформировалось в результате:

1)отпочкования от государственного права в 19 веке;

2)перехода от полицейского права к административному 19 и 20 веках;

+3)разделения государственного права на административное, конституционное право в начале 20 века;

4) верными являются все указанные ответы

2. Чертой, отличающей административно-правовой метод регулирования от гражданско-правового, является:

+1) юридическое неравенство субъектов;

2) договорный характер отношений субъектов;

3) судебный характер защиты нарушенных прав субъектов;

4) все ответы верны

3. Отношения, складывающиеся при межотраслевом управлении, относятся :

1) к горизонтальным и вертикальным;

2) чаще к вертикальным, чем к горизонтальным;

+3) к горизонтальным отношениям;

4) к вертикальным отношениям

4. Правовым актом управления является:

1) Кодекс об административных правонарушениях РФ;

2) решение суда по административному делу;

+3) приказ о зачислении на работу гражданина;

4) договор об аренде помещения

5. Основным признаком акта органа исполнительной власти является:

1) официальный характер и двухстороннее волеизъявление;

2) наличие норм административного права, распространяющихся на широкий круг лиц;

3) их индивидуальный и правонаделительный характер;

+4)издание субъектами исполнительной власти и подзаконность

6. Правовые акты, распространяющие своё действие на общественные отношения независимо от того в какой сфере они возникают, относятся:

1) к специальным правовым актам;

2) к отраслевым правовым актам;

3) к федеральным правовым актам;

+4) к общим правовым актам.

7. Взаимодействие судебной власти и исполнительной власти заключается в том, что:

1) судебные органы подчиняются исполнительной власти;

2) суды финансируются из местного бюджета;

3) органы исполнительной власти проверяют работу судов, заслушивают отчеты судей;

+4) исполнительная власть обеспечивает условия для нормального функционирования судебной системы

8. К качеству управленческих решений предъявляются следующие требования:

1) акт управления должен быть единоначальным;

2) акт управления должен быть полезным с точки зрения публичных интересов;

3) управленческое решение должно отражать волеизъявление руководителя;

+4) всё перечисленное является верным ответом.

9. Какой из признаков состава административного правонарушения является обязательным при квалификации проступка «нарушение правил сезонной охоты»:

1) средства совершения проступка;

2) способ совершения проступка;

+3) время совершения проступка;

4) мотив совершения проступка

10. Отраслевое управление осуществляют:

1) государственные комитеты РФ;

2) государственные комитеты, федеральные службы;

3) все федеральные органы исполнительной власти;

+4) все федеральные министерства

11. Правительство РФ имеет право издавать:

1) указы и постановления;

+2) постановления и распоряжения;

3) указы и распоряжения;

4) постановления, распоряжения и указы.

12. Распорядительные полномочия органов госуправления реализуются путем:

1) издания актов управления;

+2) верно все перечисленное.

3) обработки и передачи информационных материалов;

4) осуществления предписаний органов законодательной власти;

13. Установленная нормами административного права возможность реализации индивидом прав и осуществления обязанностей в сфере госуправления — это:

+1) административная дееспособность;

2) административная деликтоспособность;

3) административная правосубъектность;

4) административная правоспособность.

14. Область государственного управления – это:

1) комплекс организационных отношений, связанный с осуществлением межотраслевых функций специального характера;

+2) система различных звеньев и отношений, объединенных общностью профиля объектов;

3) комплексы внутреннего и межотраслевого характера (например, объединения, фирмы);

4) сгруппированные на базе единства основного назначения (профиля) отрасли государственного управления.

15. В состав Правительства России, кроме председателя и его заместителей входят:

1) представители субъектов РФ;

+2) федеральные министры – руководители министерств;

+3) руководители федеральных органов исполнительной власти;

4) председатели правительств субъектов РФ.

16. Совокупность административно-правовых средств и методов регулирования, закрепляющих определённый круг прав и обязанностей субъектов, запретов и дозволений, — это:

1) административный процесс;

2) административное правоотношение;

+3) административно-правовой режим;

4) административно-правовая норма.

17. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим надзорные функции, является:

1) федеральный надзор;

2) государственный комитет РФ;

3) федеральное министерство;

+4) федеральная служба.

18. Президент РФ в отношении Правительства РФ вправе:

1) назначить с согласия Совета Федерации Председателя Правительства РФ;

2) назначить с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

3) самостоятельно формировать Правительство РФ и принимать решение об его отставке;

+4) назначить с согласия Госдумы Председателя Правительства, принимать решение его отставке;

5) по предложению Председателя Правительства РФ освобождать от должности его заместителей.

19. Единоначальный орган исполнительной власти, действующий в рамках определенной административно-территориальной единицы, ставший правопреемником существовавшего ранее коллегиального органа — исполнительного комитета – это:

+1) орган мсу;

2) департамент;

3) администрация;

4) комитет;

5) управление.

20. Возмещение гражданину ущерба, причиненного незаконными действиями органов исполнительной власти и их должностными лицами, возлагается:

+1) на должностных лиц, виновных в причинении вреда;

2) на администрацию предприятия, организации или госоргана;

3) на государство из средств федерального бюджета;

4) все перечисленное является верным.

21. Важнейшей чертой государственного управления, выражающей природу взаимоотношений между органами законодательной и исполнительной власти, является:

+1) его исполнительно-распорядительный характер;

2) его исполнительный характер;

3) его распределительный характер;

4) характер согласовывается.

22. Установленная нормами административного права способность нести административную ответственность за совершенные правонарушения в сфере госуправления – это:

1) административная дееспособность;

+2) административная деликтоспособность;

3) административная правосубъектность;

4) административная правоспособность.

23. Разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета, обеспечение проведения в РФ финансовой и денежной политики является компетенцией:

1) Председателя Правительства РФ;

2) Президента РФ;

+3) Правительства РФ;

4) Государственной Думы РФ.

24. Какого рода компетенцией наделены федеральные органы исполнительной власти:

1) некоторые – отраслевой (например, федеральные министерства);

2) некоторые – межотраслевой (например, федеральные службы) ;

3) некоторые – общей (например, Правительство РФ);

+4) некоторые – отраслевой, некоторые – межотраслевой и некоторые – общей

25. Административная деликтоспособность наступает:

+1) с 16 лет;

2) с 21 года;

3) в отдельных случаях- с 14 лет;

4) с 18 лет.

26. Государственным служащим является:

+1) начальник управления федерального министерства;

2) директор коммерческого банка;

3) председатель инвестиционного фонда;

4) работница фабрики

27. Для какого принципа государственной службы характерны следующие проявления: соответствие деятельности интересам общества, государства; общедоступность государственной службы; сменяемость государственных служащих; их подотчетность и ответственность:

1) демократизм государственной службы;

2) профессионализм государственной службы;

3) социально-правовая защищенность служащих;

+4) все перечисленное.

28. Для какого понятия характерны три главных признака: управленческий аппарат, выполняемая им управленческая, административная деятельность, используемые исполнительно-распорядительные полномочия:

1) для административно-правовых отношений;

2) для административного права;

+3) для органов исполнительной власти;

4) для органов государственной власти.

29. В России систему органов исполнительной власти возглавляет:

1) Федеральное Собрание РФ;

2) Президент и Правительство РФ;

+3) Правительство РФ;

4) Президент РФ.

30. Структуру федеральных органов исполнительной власти в РФ утверждает:

1) Председатель Правительства Российской Федерации;

+2) Президент РФ по представлению Председателя Правительства РФ;

3) Государственная Дума Федерального Собрания РФ;

4) Президент Российской Федерации своим указом.

31. Государственные служащие по характеру должностных обязанностей подразделяются:

1) на должностные и иные лица;

+2) руководителей и специалистов;

3) гражданские и военнослужащие;

4) федеральные государственные служащие, государственные служащие субъектов.

32. Безбилетный проезд в общественном транспорте – это административное правонарушение, совершаемое в форме:

1) бездействия;

+2) действия;

3) действия, бездействия;

4) не является проступком

33. Процессуальный порядок рассмотрения дел в судах общей юрисдикции по жалобам граждан на акты органов исполнительной власти регламентируется:

+1) гражданско-процессуальным кодексом;

2) гражданско-процессуальным и уголовным кодексами;

3) Кодексом об административных правонарушениях РФ;

4) арбитражным процессуальным кодексом

34. Лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по делу, является:

1) потерпевшим;

+2) свидетелем;

3) экспертом;

4) законным представителем.

35. Нормами административного права не урегулирована дисциплинарная ответственность:

1) учащихся;

2) военнослужащих;

3) работников предприятий, учреждений и организаций;

4) работников учреждений;

+5) всех перечисленных субъектов

36. Способ совершения административного проступка отражает:

+1) его объективную сторону;

2) его субъективную сторону;

3) его субъект;

4) его объект.

37. Превентивное задержание преследует цели:

1) предотвращения возможных новых противоправных деяний;

2) выяснения личности нарушителя;

3) предотвращения наступления вредных последствий;

4) уклонения виновного от ответственности;

+5) все перечисленное является верным.

38. Гражданин вправе обратиться с жалобой на нарушение своих прав и законных интересов неправомерными действиями (решениями) органов исполнительной власти:

1) в суд или прокуратуру;

+2) к вышестоящему органу исполнительной власти или в суд;

3) только в судебный орган;

4) только к вышестоящему органу исполнительной власти.

39. Может ли осуществляться производство по делу об административном правонарушении, если проступок совершен лицом в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны:

+1) нет, не может осуществляться;

2) по усмотрению органа, осуществляющего производство;

3) да, может осуществляться;

4) в отдельных случаях, установленных законом.

40. Управление транспортным средством водителем в состоянии опьянения может явиться административным проступком, а не уголовным преступлением, если:

1) состояние опьянения не характеризуется как «тяжкое»;

+2) оно не повлекло за собой тяжких последствий;

3) не было совершено повторно в течение года;

4) все перечисленное является верным.

41. Психическое отношение правонарушителя к своему противоправному деянию и его последствиям — это:

1) объективная сторона правонарушения;

+2) субъективная сторона правонарушения;

3) субъект правонарушения;

4) объект правонарушения.

42. Какими административными наказаниями: основными или дополнительными – являются возмездное изъятие и конфискация предметов административного правонарушения:

1) возмездное изъятие предмета — основным, конфискация – дополнительным наказанием;

+2) оба – как основным, так и дополнительным наказанием;

3) только основными видами наказания;

4) только дополнительными видами наказания.

43. Обстоятельством, смягчающим ответственность при назначении административного наказания, является:

1) совершение правонарушения группой лиц;

2) совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия;

+3) совершение правонарушения в состоянии сильного душевного волнения;

4) совершение правонарушения в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

44. Обстоятельством, отягчающим ответственность при назначении административного наказания, является:

1) совершение правонарушения группой лиц;

2) совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия;

3) совершение правонарушения в состоянии сильного душевного волнения;

+4) совершение правонарушения в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

45. Административный арест устанавливается на срок:

1) один месяц;

2) 10 дней;

+3) до 15 суток;

4) до 20 суток.

46. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение:

+1) 10 суток со дня вручения копии постановления;

2) 3 месяцев со дня вручения копии постановления;

3) 1 месяца со дня вручения копии постановления;

4) 7 суток со дня вручения копии постановления.

47. Более строгим наказанием за административный проступок является:

1) исправительные работы;

+2) административный арест;

3) предупреждение;

4) административный штраф.

48. Какие виды административных взысканий могут применяться и как дополнительные:

1) административный арест на определенный срок;

+2) возмездное изъятие и конфискация предметов;

3) предупреждение и конфискация предметов;

4) предупреждение и штраф.

49. Одним из видов административных договоров является:

1) договор найма жилого помещения;

2) трудовой договор;

3) договор купли — продажи;

+4) контракт о прохождении службы.

50. Решение о предоставлении гражданину жилплощади относится :

1) к нормативному акту;

+2) к индивидуальному акту;

3) к общему акту;

4) к смешанному акту.

51. Элементом состава административного проступка, представляющим собой охраняемые административным законодательством общественные отношения, которым причинен вред, является:

1) объективная сторона;

2) субъективная сторона;

3) субъект;

+4) объект.

52. Деяние можно классифицировать как административный проступок или как уголовное преступление в зависимости:

1) от характера вины и личности нарушителя;

+2) от характера и степени общественной опасности;

3) от средств, используемых при совершении проступка;

4) все перечисленное выше.

53. Давность привлечения к административной ответственности по общему правилу:

1) 6 месяцев;

2) 3 месяца;

3) 1 месяц;

+4) 2 месяца.

54. Видами административного наказания являются:

+1) предупреждение, лишение права на охоту, административный арест;

2) административный арест, лишение свободы, штраф;

3) замечание, строгий выговор, конфискация имущества, изъятие вещей и документов;

4) все перечисленное является верным ответом.

55. Какова по общему правилу давность исполнения постановления о назначении административного наказания:

1) 4 месяца;

2) 3 месяца;

3) 1 месяц;

+4) 1 год.

56. «Принудительное кратковременное (не более 3-х часов) ограничение свободы физического лица, содержащегося в специальном помещении, с составлением протокола об этом» — это …

+1) административное задержание;

2) административный арест;

3) привод;

4) доставление.

57. Как исчисляется срок давности привлечения к административной ответственности в случае отказа в возбуждении уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения:

+1) исчисляется со дня принятия решения об отказе возбуждения уголовного дела;

2) не позднее 3-х месяцев со дня принятия решения об отказе;

3) не позднее 6-х месяцев со дня принятия решения об отказе;

4) не позднее 2-х месяцев со дня принятия решения об отказе.

58. Какие полномочия относятся к контролю, осуществляемому Государственной Думой, за деятельностью органов исполнительной власти

1) дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства

2) решает вопрос о доверии Правительству РФ

3) назначает и освобождает от должности Председателя Центрального банка

4) контролирует деятельность Правительства РФ по разработке федерального бюджета

+5) все перечисленное является верным.

59. Установление карантина, комендантского часа, запрещения движения автотранспорта — подберите для этих мер общее родовое понятие:

1) меры административного предупреждения;

+2) меры административного принуждения;

3) меры специального пресечения;

4) меры административного наказания.

60. Какому требованию, предъявляемому к актам управления, отвечает требование наличия компетенции автора управленческого решения:

1) к культуре оформления акта;

2) к целесообразности принятия акта;

+3) к законности принятия акта;

4) к полезности принятия акта.

61. Приведите пример разового, единовременного административного наказания:

+1) взыскание штрафа;

2) административный арест;

3) лишение специального права;

4) исправительные работы.

62. Что такое административный надзор:

1) разновидность государственного надзора, включающий в себя конституционный надзор;

+2) надзор федеральных органов исполнительной власти за соблюдением законности в субъектах;

3) особая мера принуждения к лицам, освобожденным из мест лишения свободы;

4) надведомственный контроль органов власти за соблюдением субъектами разнообразных норм, правил.

63. Приведите пример правовых форм управления:

1) обработка и анализ информации;

+2) принятие актов управления;

3) материально-техническое обеспечение деятельности;

4) введение режима чрезвычайного положения.

64. Контроль и надзор по предотвращению недобросовестной конкуренции возлагается:

1) на Федеральную таможенную службу;

2) на Министерство экономического развития России;

3) на Министерство имущественных отношений России;

+4) на Федеральную антимонопольную службу.

65. Тарифы почтовых отправлений в РФ устанавливаются:

1) Правительством Российской Федерации;

+2) Министерством транспорта РФ;

3) Министерством связи и массовых коммуникаций РФ;

4) почтовыми отделениями России.

66. Какая особенность межотраслевого управления выражена в том, что его субъекты издают акты, обязательные для всех органов государственной власти, организаций и граждан:

1) надведомственность полномочий;

2) координация деятельности;

+3) их общая компетенция;

4) широкие возможности действий.

67. Не является элементом финансово-кредитной системы РФ:

1) финансирование экономики;

2) биржевая деятельность;

+3) страхование;

4) бюджетный процесс.

68. Какой из федеральных органов исполнительной власти осуществляет отраслевое управление:

1) Федеральная служба государственной статистики;

+2) Министерство финансов РФ;

+3) Министерство культуры РФ;

4) Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям;

5) все перечисленные ответы верны.

69. Ответственность за административные правонарушения в области промышленности несут:

+1) должностные лица промышленных предприятий, ответственные за обеспечение безопасного ведения работ;

2) должностные лица промышленных предприятий, обязанные обеспечить проведение промышленных работ;

3) руководители промышленных предприятий и их заместители;

4) руководители хозяйственных служб промышленных предприятий.

70. Государственное управление воздушным транспортом осуществляют:

1) Министерство транспорта Российской Федерации;

2) Федеральное агентство воздушного транспорта;

3) Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;

+4) все перечисленные федеральные органы исполнительной власти.

71. Для государственного управления и регулирования в области торговли одним из основных правовых нормативных актов является:

+1)ФЗ РФ «О защите конкуренции «;

2)ФЗ РФ «Об акционерных обществах»;

3)ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально — экономического развития РФ»;

4)ФЗ РФ «О защите прав потребителей».

72. В систему органов по государственному управлению и регулированию внешнеэкономической деятельности входит:

1)академия внешней торговли;

2)федеральная служба по техническому и экспортному контролю;

+3)федеральная таможенная служба;

4)все перечисленные.

73. Наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей природной среды в связи с экономической деятельностью означает:

1)контроль в области охраны окружающей природной среды;

+2)мониторинг окружающей природной среды;

3)государственная экологическая экспертиза объектов;

4)надзор в области природопользования.

74. Вопросы природопользования и обеспечения экологической безопасности особо охраняемых природных территорий находится..

1)в ведении Российской Федерации;

+2)в совместном ведении РФ и ее субъектов;

3)в ведении субъектов РФ;

4) эти вопросы законом четко не разграничены

75. Денежная эмиссия в РФ осуществляется:

+1)Центральным банком РФ;

2)Федеральным Собранием РФ;

3)Правительством РФ;

4)Президентом РФ.

76. В компетенцию Правительства РФ в финансово-кредитной сфере входит:

1)назначение и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;

2)осуществление надзора за деятельностью органов арбитража;

+3)осуществление контроля за исполнением федерального бюджета;

4)принятие мер по ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

77. Какие органы специально уполномочены осуществлять государственное управление в области окружающей природной среды:

1)Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и соцразвития;

2)администрация органов местного самоуправления;

+3)Министерство природных ресурсов и экологии РФ и его территориальные органы;

4)Федеральная служба госрегистрации, кадастра и картографии.

78. К органам взимания налогов относится:

1)Федеральная таможенная служба;

2)Министерство экономического развития РФ;

+3)Федеральная налоговая служба;

4)Федеральная служба налоговой полиции РФ.

79. Какие из органов исполнительной власти вырабатывают федеральную экономическую политику, устанавливают виды и размер налогов и сборов:

1)органы местного самоуправления;

2)Правительство РФ;

+3)Министерство финансов РФ;

+4)Федеральная таможенная служба;

5)администрация субъектов РФ.

80. «Форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций государства, выраженная в законе» – это:

+1)бюджет;

2)финансовая деятельность;

3)кредит;

4)дотации.

81. Вопросы назначения и освобождения от должности Председателя Центрального банка РФ отнесены к ведению:

1)Президента РФ;

+2)Государственной Думы РФ;

3)Совета Федерации РФ;

4)Председателя Правительства РФ.

82. Ответственность за нарушение таможенных правил регламентирует:

1)специальное постановление Правительства РФ;

2)Кодекс об административных правонарушениях РФ;

3)Таможенный кодекс РФ;

+4)КоАП РФ и Таможенный кодекс РФ.

83. Определение: «Коммерческое учреждение, являющееся лицом, которому предоставлено право привлекать денежные средства с физических и юридических лиц и от своего имени размещать их на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществлять другие коммерческие операции» относится…

1)к таможне;

2)к налоговой инспекции;

+3)к банку;

4) к антимонопольному комитету.

84. Бюджетный процесс в РФ осуществляют:

1)органы исполнительной власти;

+2)органы законодательной и исполнительной власти;

3)органы законодательной, судебной и исполнительной власти;

4)органы законодательной власти.

85. Какой из перечисленных органов исполнительной власти осуществляет межотраслевое управление:

1)Министерство транспорта РФ;

2)Министерство иностранных дел РФ;

3)Министерство имущественных отношений РФ;

+4)Министерство финансов РФ.

86. Органом управления жилищно-комунальным хозяйством является:

1)строительно-монтажное управление жкх;

2)Академия жилищно-коммунального хозяйства;

3)ремонтно-эксплуатационное управление юридического лица;

+4) Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

87. К почтовой связи относится:

1)федеральная фельдъегерская связь;

2)телеграфная связь;

3)факсимильная связь;

+4)все перечисленное.

88. К управлению в экономическо-хозяйственной области относится:

1)управление в области внутренних дел;

2)управление в области здравоохранения;

+3)управление в области жилищно-коммунального хозяйства;

4)все перечисленное выше.

89. Классификация: ракетные войска стратегического назначения, сухопутные войска, войска ПВО, военно-воздушные силы — относятся к понятию:

+1)виды Вооруженных Сил;

2)силы обеспечения безопасности;

3)военные структуры;

4)система мер обороны.

90. В России может осуществляться принудительное лечение в отношении:

1)психических больных;

2)заразных больных;

3)алкоголиков и наркоманов;

+4)психических и заразных больных.

91. Основной функцией Высшего аттестационного комитета РФ является:

+1)осуществление аттестации и переаттестации научных и научно-педагогических кадров;

2)присуждение научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и званий;

3)организация научной и преподавательской деятельности в образовательных и научных учреждениях;

4)подготовка экспертных заключений по приоритетным вопросам науки, техники, образования.

92. Условия и порядок применения огнестрельного оружия сотрудниками милиции регламентируются:

1)ФЗ РФ «Об оружии»;

2)ФЗ РФ «О полиции»;

+3) ФЗ РФ «Об оружии» и ФЗ РФ «О полиции»;

4)Положением об органах внутренних дел РФ

93. К образовательным учреждениям общего и среднего профессионального образования не относится:

+1)институт;

2)лицей;

3)училище;

4)гимназия;

94 .Решение о введении режима чрезвычайного положения в РФ принимает

1) Совет Федерации РФ;

2)Государственная Дума РФ;

3) министр обороны РФ;

+4)Президент РФ с последующим утверждением Советом Федерации

95. К сфере социального развития относится управление:

1)торговлей;

2)правоохранительной деятельностью;

3)иностранными делами;

+4)здравоохранением.

Вина

Основная статья: Вина (уголовное право)

Согласно психологической теории, вина определяется как психическое отношение лица к совершаемому общественно опасному действию или бездействию и его последствиям, выражающееся в форме умысла или неосторожности. Существуют и другие теории вины.

Современное уголовное право исходит из того, что преступным может являться деяние, совершение которого является осознанным и волевым. Вследствие этого вина является необходимой предпосылкой уголовной ответственности и наказания. Только виновная ответственность за совершение преступления образует сущность субъективного вменения: какими тяжкими не были бы последствия, ответственность наступает только за виновное их причинение, объективное вменение является недопустимым.

Выделяют две формы вины: умысел и неосторожность. Форма вины — это определяемое законом сочетание интеллектуальных и волевых признаков, свидетельствующих об отношении виновного к совершаемому им деянию и его последствиям. Форма вины либо указывается в уголовно-правовых нормах, устанавливающих ответственность за конкретное преступление, либо подразумевается.

Умысел

Основная статья: Умысел

Умышленная форма вины предполагает осознание виновным сущности совершаемого деяния, предвидение его последствий и наличие воли, направленной к его совершению.

Умысел бывает прямой и косвенный. При прямом умысле лицо сознаёт общественную опасность своих действий или бездействия, предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий (интеллектуальный момент) и желает их наступления (волевой момент). При косвенном умысле виновный предвидит не закономерную неизбежность, а лишь реальную возможность наступления последствий в данном конкретном случае. С точки зрения волевого элемента виновный не желает, но сознательно допускает их наступление или относится к ним безразлично. Следует отметить, что во многих государствах основным интеллектуальным элементом умысла считается осознание не общественной опасности деяния, а его противоправности.

Неосторожность

Основная статья: Неосторожность

Неосторожность характеризуется легкомысленным расчётом на предотвращение вредных последствий деяния лица, либо отсутствием предвидения наступления таких последствий. Неосторожность встречается реже, чем умысел, однако по своим последствиям неосторожные преступления (особенно связанные с использованием некоторых видов техники, атомной энергии и т. д.) могут быть не менее опасными, чем умышленные. Неосторожность может быть двух видов: преступное легкомыслие и преступная небрежность.

При преступном легкомыслии виновный предвидит возможность наступления общественно опасных последствий (интеллектуальный момент схож с косвенным умыслом), не желает их наступления, и без достаточных оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (волевой момент). При этом лицо не расценивает свои действия как общественно опасные, хотя и осознаёт, что они нарушают определённые правила предосторожности.

При преступной небрежности виновный не предвидит возможность наступления общественно опасных последствий, хотя должен был и мог их предвидеть. Лицо может быть привлечено к ответственности за такие действия, поскольку его поступки связаны с пренебрежительным отношениям к закону, требованиям безопасности и интересам других лиц.

Невиновное причинение вреда

Невиновное причинение вреда или уголовно-правовой казус имеет место, когда лицо по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своего деяния, либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и не должно или не могло их предвидеть. В последнее время наличие казуса также может признаваться в случаях, когда лицо хотя и предвидело возможность наступления последствий, но не могло их предотвратить в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам.

Преступления с двумя формами вины

В некоторых случаях вина в конкретном деянии может носить сложный характер. Преступник может рассчитывать причинить одно последствие (например, тяжкий вред здоровью), но в результате какого-либо допущенного им просчёта причинить более тяжкое последствие (смерть). В других случаях помимо желаемого преступного результата может быть по неосторожности причинён также другой, неоднородный с ним и, как правило, являющийся более тяжким (например, таким результатом является смерть потерпевшей при незаконном производстве аборта). В таких случаях преступление считается совершённым с двумя формами вины (либо с «двойной» или «смешанной» формой вины).

Эмоциональное состояние лица, совершающего преступление

Основная статья: Аффект (уголовное право)

Эмоции представляют собой чувства и переживания, которые испытывает человек.

Среди всех эмоций, которые может испытывать человек, уголовно-правовое значение имеет только чрезвычайно сильное кратковременное эмоциональное возбуждение, вспышка таких эмоций, как страх, гнев, ярость, отчаяние, бурно протекающая и характеризующееся внезапностью возникновения, кратковременностью протекания, значительным характером изменений сознания, нарушением волевого контроля за действиями — аффект.

Аффект может быть физиологическим и патологическим. При физиологическом аффекте возникшее состояние представляет собой интенсивную эмоцию, которая доминирует в сознании человека, снижает его контроль за своими поступками, характеризуется сужением сознания, определенным торможением интеллектуальной деятельности. Однако при этом не наступает глубокого помрачения сознания, сохраняется самообладание и поэтому физиологический аффект не исключает ответственности.

Физиологический аффект является смягчающим уголовную ответственность состоянием при условии, что он является реакцией на противоправное либо аморальное поведение потерпевшего, которое может носить однократный или систематический характер; в последнем случае речь идёт о наличии длительной психотравмирующей ситуации.

Патологический аффект характеризуется полным помрачением сознания и неуправляемым импульсивным действием. Он является обстоятельством, исключающим вменяемость.

Ошибка

Основная статья: Ошибка в уголовном праве

Ошибка — это заблуждение лица, совершающего деяние, относительно фактических обстоятельств, определяющих характер и степень общественной опасности деяния, или его юридической характеристики.

Юридическая ошибка представляет собой неправильное представление лица о юридической оценке совершённого им деяния, либо юридической ответственности, связанной с его совершением. Юридическая ошибка может быть следующих видов:

  1. Ошибка в уголовно-правовом запрете — неверная оценка деяния как непреступного, тогда как в действительности его совершение запрещено уголовным законом под угрозой наказания.
  2. Мнимое преступление — ошибочная оценка деяния как преступного, тогда как уголовный закон такого преступного деяния не предусматривает.
  3. Неправильное представление лица о юридических последствиях деяния (квалификации, виде и размере наказания).

Юридическая ошибка практически никогда не оказывает влияния на применяемую к лицу меру ответственности.

Фактическая ошибка — это заблуждение лица относительно фактического содержания признаков, составляющих объект и объективную сторону преступления. Фактическая ошибка может быть существенной или несущественной: существенная фактическая ошибка касается юридически значимых признаков состава преступления, называемых в уголовном законе, и оказывает влияние на характер и размер ответственности лица, несущественная ошибка касается признаков, не влияющих на уголовно-правовую оценку деяния (например, личность потерпевшего при краже) и потому не имеет юридического значения.

Выделяются такие виды фактической ошибки как ошибка в объекте, ошибка относительно фактических обстоятельств деяния, ошибка относительно общественно опасных последствий, ошибка в развитии причинной связи, ошибка в средствах совершения преступления.

Примечания

  1. Уголовное право России. Части Общая и Особенная / Под ред. А. И. Рарога. М., 2004. С. 87.
  2. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 1. С. 423—424.
  3. Уголовное право России. Части Общая и Особенная / Под ред. А. И. Рарога. М., 2004. С. 87-88.
  4. Уголовное право России. Части Общая и Особенная / Под ред. А. И. Рарога. М., 2004. С. 88.
  5. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: Учебник. Практикум / Под ред. А. С. Михлина. М., 2004. С. 144—145.
  6. Умысел // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  7. Уголовное право России. Части Общая и Особенная / Под ред. А. И. Рарога. М., 2004. С. 99.
  8. Уголовное право России. Практический курс / Под общ. ред. А. И. Бастрыкина; под науч. ред. А. В. Наумова. М., 2007. С. 92.
  9. Уголовное право России. Части Общая и Особенная / Под ред. А. И. Рарога. М., 2004. С. 105.
  10. Уголовное право России. Части Общая и Особенная / Под ред. А. И. Рарога. М., 2004. С. 106.
  11. Уголовное право России. Части Общая и Особенная / Под ред. А. И. Рарога. М., 2004. С. 106—107.
  12. Уголовное право России. Части Общая и Особенная / Под ред. А. И. Рарога. М., 2004. С. 107.
  13. Уголовное право России. Части Общая и Особенная / Под ред. А. И. Рарога. М., 2004. С. 107—108.
  14. Уголовное право России. Практический курс / Под общ. ред. А. И. Бастрыкина; под науч. ред. А. В. Наумова. М., 2007. С. 96.
  15. Уголовное право России. Практический курс / Под общ. ред. А. И. Бастрыкина; под науч. ред. А. В. Наумова. М., 2007. С. 97.
  16. 1 2 Уголовное право России. Части Общая и Особенная / Под ред. А. И. Рарога. М., 2004. С. 108—109.
  17. Уголовное право России. Части Общая и Особенная / Под ред. А. И. Рарога. М., 2004. С. 109.

Объективная сторона преступления

Объективная сторона преступления — это один из элементов состава преступления, включающий в себя признаки, характеризующие внешнее проявление преступления в реальной действительности, доступное для наблюдения и изучения. Объективная сторона преступления может также определяться как «процесс общественно опасного и противоправного посягательства на охраняемые законом интересы, рассматриваемый с его внешней стороны с точки зрения последовательного развития тех или иных событий и явлений, которые начинаются с преступного действия (бездействия) субъекта и заканчиваются наступлением преступного результата».

Как и любой другой поступок человека, преступление имеет объективные (внешние, доступные для стороннего наблюдения) и субъективные (внутренние, представляющие собой психические процессы, протекающие в сознании лица) проявления.

Несмотря на то, что в реальной действительности эти признаки неотделимы друг от друга, в рамках теоретического анализа осуществляется их условное разделение, позволяющее более подробно изучить каждый из признаков в отдельности и определить его значение в общей системе преступного деяния.

Признаки объективной стороны преступления

К числу признаков объективной стороны относятся:

  • действие или бездействие, посягающее на тот или иной объект;
  • общественно опасные последствия;
  • причинная связь между действием (бездействием) и последствиями;
  • способ, место, время, обстановка, средства и орудия совершения преступления.

Как и все остальные признаки состава преступления, признаки объективной стороны закреплены в уголовном законе: в общей части уголовного закона закрепляются признаки, характерные для всех преступлений, а в особенной — те из них, которые присущи лишь деяниям определённого рода. Несомненным является отнесение к общим признакам всех преступлений совершение определённого деяния, то есть поведенческого акта, которое способно причинить ущерб охраняемым уголовным законом общественным отношениям, интересам и благам (объекту преступления). В уголовном законе получают выражение как общие характеристики деяния (в частности, касающиеся его природы как выраженного вовне акта поведения, а также его осознанного и волевого характера), так и характеристики конкретных деяний, позволяющих индивидуализировать различные преступления.

Вопрос о том, являются ли общими для всех преступлений признаки последствий и причинной связи, является дискуссионным.

Норма особенной части уголовного закона может иметь как формальную, так и материальную конструкцию. В первом случае вредные последствия, причинённые преступлением, не описываются в законе, во втором они указываются в явном виде. В теории уголовного права эти ситуация истолковывается по-разному. Одни учёные заявляют о том, что раз последствия не описаны в законе, то для данного состава эти признаки являются факультативными. Другие же указывают, что любое преступление по определению причиняет какой-либо вред общественным отношениям, и что отсутствие указания на конкретное вредное последствие преступления говорит лишь о том, что существует презумпция наличия в данном составе вредных последствий, и для привлечения лица к ответственности не требуется доказывать их наличия. Во втором случае данные признаки всё же имеют природу обязательных, так как они должны присутствовать в любом преступном деянии; если фактически будет установлено отсутствие вреда охраняемым уголовным законом объектам, деяние должно быть признано малозначительным, а лицо, его совершившее, не может быть привлечено к уголовной ответственности.

Значение объективной стороны преступления

Поскольку признаки объективной стороны преступления характеризуют внешние проявления преступления, именно они в первую очередь становятся доступными для изучения правоприменителем. Ввиду этого именно эти признаки устанавливаются в первую очередь и определяют квалификацию преступления на первом этапе расследования. Поэтому признаки объективной стороны преступления должны быть чётко и недвусмысленно закреплены в уголовном праве, диспозиции норм уголовного права должны отражать все существенные признаки деяния.

Объективная сторона преступления нередко используется для разграничения преступлений и непреступных посягательств, а также для разграничения деяний, схожих по нарушаемому объекту и совершаемых с одной формой вины. Так, нередко от наличия последствий определённого вида или размера (ущерб в размере больше определённой денежной суммы, тяжкий вред здоровью, иные тяжкие последствия) зависит отнесение деяния к категории преступлений или административных правонарушений. Объективная сторона позволяет разграничить такие преступления, как кража, мошенничество и грабёж, остальные признаки которых являются практически одинаковыми.

Признаки объективной стороны (направленность деяния, причинение определённого рода последствий) позволяют установить объект преступления, те общественные отношения, интересы и блага, на которые оно посягает. Кроме этого признаки объективной стороны могут рассматриваться как квалифицирующие признаки (переводящие преступление в разряд более опасных), т.е. как признаки, дифференцирующие уголовную ответственность, либо влияющие на назначение наказания, определение его вида или размера (т.е. как признаки, индивидуализирующие уголовную ответственность).

Общественно опасное деяние

Основная статья: Деяние в уголовном праве

Деяние в уголовном праве — акт осознанно-волевого поведения человека в форме действия или бездействия, повлёкший общественно опасные последствия. Деяние является обязательным признаком события преступления и объективной стороны преступления как элемента состава.

Понятие деяния не раскрывается в уголовном законодательстве, однако традиционно выделяются две формы деяния: преступное действие и преступное бездействие. Действие представляет собой активное поведение, бездействие — пассивное.

Преступная сущность деяния определяется его общественной опасностью и противоправностью. Деяние всегда предполагает объективную возможность наступления в результате его совершения определённых вредных последствий для охраняемых уголовным правом объектов.

Деяние может быть осуществлено различными способами. Наиболее распространено физическое воздействие субъекта на других людей или на предметы внешнего мира, однако деяние может также проявляться в написании или произнесении слов (при угрозе убийством, клевете), совершении жестов (оскорбление), а также в пассивном невыполнении возложенной на лицо обязанности.

Действие

Действие представляет собой некое телодвижение, направленное на достижение определённой цели, либо систему отдельных телодвижений, объединённых единой целью причинения вреда охраняемым законом интересам, благам и общественным отношениям, образующих систему общественно опасного поведения, систему преступной деятельности.

Бездействие

Основная статья: Преступное бездействие

Вред объектам уголовно-правовой охраны может быть причинен не только путём активного, но и путём пассивного поведения человека: смерть пациента в результате того, что врач не оказал ему медицинскую помощь, причинение вреда здоровью вследствие несоблюдения техники безопасности.

Последствия такого поведения зачастую являются весьма тяжкими: в качестве примеров можно назвать столкновение парохода «Адмирал Нахимов» и сухогруза «Пётр Васёв», столкновение над Боденским озером, повлёкшие многочисленные человеческие жертвы.

Не любое бездействие является преступным и наказуемым. Помимо общего требования о возможности для лица в конкретной ситуации совершить действие, лицо должно быть обязано совершить такое действие в силу прямого указания закона, иного нормативного акта, родственных и иных взаимоотношений, служебных, профессиональных и договорных обязанностей, либо в силу того, что само создало угрозу причинения вреда.

Причинная связь

Основная статья: Причинная связь в уголовном праве

Причинная связь в уголовном праве — это объективно существующая связь между преступным деянием и наступившими общественно опасными последствиями, наличие которой является обязательным условием для привлечения лица к уголовной ответственности.

Лицо может отвечать только за те последствия, которые являются результатом его деяния, которые находятся с ним в причинной связи. Если причинение вреда объекту уголовно-правовой охраны обусловлено не деянием лица, а действиями третьих лиц, влиянием внешних сил, то совершённое деяние не может быть признано преступным, влекущим причинение вреда общественным отношениям.

Нормы о причинной связи редко встречаются в уголовном законодательстве (например, они содержатся в УК Афганистана 1976 года и УК Вьетнама 1980 года). Попытка нормативной регламентации причинной связи в уголовном праве содержится также в Примерном уголовном кодексе США, составленном американским институтом права в статье 2.03, состоящей из десяти пунктов с подпунктами.

Определение причинной связи в теории уголовного права имеет плюралистичный характер, существует большое число теорий причинной связи. Ввиду этого нередко западными юристами провозглашается полный отказ от каких-либо попыток дать общие правила определения наличия причинной связи. Основными историческими теориями причинной связи являются теория исключительной причинности, теория условий, адекватная теория. Также распространение получили теория риска, теория неравноценности условий и диалектико-материалистическая теория.

В российском уголовном праве применяется последняя из названных теорий, согласно которой причиной может являться лишь такое явление, которое в данных конкретных условиях закономерно вызывает наступление определённого последствия: это явление в одинаковых условиях будет с большой вероятностью порождать определённые последствия.

Факультативные признаки объективной стороны и их значение

Факультативными признаками объективной стороны состава преступления признаются способ, место, время, обстановка, орудия и средства совершения преступления. Факультативность их определяется тем, что далеко не во всех деяниях они имеют юридическое значение и потому по общему правилу они не признаются обязательными элементами составов преступлений. Тем не менее, в отдельных случаях данные признаки могут включаться в конструкцию конкретного состава преступления, приобретая для него роль обязательных или квалифицирующих признаков. Некоторые из этих признаков также выполняют роль обстоятельств, влияющих на размер назначаемого наказания в пределах санкции соответствующей уголовно-правовой нормы.

Факультативные признаки могут называться в уголовном законе в явном виде или неявно вытекать из содержания его норм. Так, неуважение к суду по объективным свойствам самого этого деяния может совершаться лишь во время судебного заседания, хотя прямо об этом в законе может и не говориться.

Способ совершения преступления

Среди всех факультативных признаков состава именно способ совершения преступления наиболее часто получает отражение в законодательных конструкциях уголовно-правовых норм. Способ совершения преступления — это совокупность используемых при его совершении приёмов и методов, последовательность совершаемых преступных действий, применения средств воздействия на предмет посягательства.

В уголовном законодательстве получают закрепление такие способы совершения преступлений, как включение в документы заведомо ложных сведений, насилие, угрозы, обман и т.д.

Способ может быть признаком, разграничивающим составы преступлений (наиболее характерным примером являются составы хищений: кража, грабёж, разбой и т.д., различающиеся лишь способом посягательства).

Средства и орудия совершения преступления

Средства и орудия совершения преступления — это те предметы материального мира и процессы, которые используются для преступного воздействия на предмет преступления.

Обычно понятия «орудие» и «средство» выступают в качестве взаимозаменяемых, однако в теории уголовного права между ними проводится разграничение: орудие признаётся разновидностью средств, представляющей собой предметы материального мира. Орудиями считаются оружие и предметы, используемые в качестве такового, транспортные средства и т.д., средствами же — газ, огонь, электричество, радиоактивное излучение и т.д.

Средства и орудия преступления могут оказывать влияние на способ совершения преступления: использование определённых средств и орудий преступления в определённой обстановке достаточно часто определяет характеристики способа совершения преступления.

Следует учитывать, что одна и та же вещь в одних преступлениях может выступать в качестве орудия совершения преступления, а в других — в качестве предмета посягательства. Например, один и тот же пистолет может выступать предметом контрабанды и орудием убийства. Если деяние осуществляется с использованием некоей вещи, то она выступает в качестве орудия преступления. Если деяние направленно воздействует на какую-то вещь или осуществляется в связи с какой-то вещью, она играет роль предмета преступления.

Место совершения преступления

Место совершения преступления — это некая ограниченная описанными в законе пределами территория, на которой совершается преступное деяние. В качестве места совершения преступления уголовным законом могут называться, например, взрывоопасные объекты, заповедники, континентальный шельф и особая экономическая зона и т.д.

В остальных случаях место совершения преступления является факультативным признаком, влияющим на степень опасности деяния, что учитывается судом при выборе вида и размера наказания.

Время совершения преступления

Время совершения преступления — это некий временной период, в течение которого совершается или может быть совершено преступление.

В различных уголовно-правовых системах время совершения преступления может определяться временем совершения преступного деяния, временем наступления последствий или более сложным образом.

Обстановка совершения преступления

Обстановка совершения преступления — это совокупность объективных обстоятельств, в присутствии которых осуществляется преступное деяние. Например, в качестве признака состава преступления может выступать обстановка ведения боевых действий. Некоторые деяния являются преступными лишь при условии их совершения публично, т.е. в обстановке, связанной с присутствием значительного числа сторонних наблюдателей.

  1. Кудрявцев В. Н. Объективная сторона преступления. М., 1960. С. 9.
  2. 1 2 Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой и И. М. Тяжковой. М., 2002. С. 219.
  3. Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой и И. М. Тяжковой. М., 2002. С. 222.
  4. Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой и И. М. Тяжковой. М., 2002. С. 221.
  5. 1 2 Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой и И. М. Тяжковой. М., 2002. С. 223.
  6. 1 2 Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой и И. М. Тяжковой. М., 2002. С. 224.
  7. Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой и И. М. Тяжковой. М., 2002. С. 225.
  8. Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой и И. М. Тяжковой. М., 2002. С. 226.
  9. 1 2 Российское уголовное право. Общая часть / Под ред. В. С. Комиссарова. СПб., 2005. С. 169.
  10. Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой и И. М. Тяжковой. М., 2002. С. 241.
  11. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник / Под ред. А. И. Рарога. М., 2004. С. 83.
  12. Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой и И. М. Тяжковой. М., 2002. С. 256.
  13. 1 2 Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой и И. М. Тяжковой. М., 2002. С. 257.
  14. 1 2 Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник / Под ред. А. И. Рарога. М., 2004. С. 85.
  15. Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой и И. М. Тяжковой. М., 2002. С. 257—258.
  16. 1 2 Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой и И. М. Тяжковой. М., 2002. С. 259.
  17. 1 2 Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой и И. М. Тяжковой. М., 2002. С. 260.
  18. 1 2 Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой и И. М. Тяжковой. М., 2002. С. 261.
  19. Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой и И. М. Тяжковой. М., 2002. С. 262-263.

Признаки объекта и объективной стороны административного правонарушения

Состав административного правонарушения

Состав административного правонарушения совокупность объективных и субъективных признаков, описанных в правовой норме, необходимых и достаточных для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного правонарушения.

Элементы состава административного правонарушения:

1) объект административного правонарушения;

2) объективная сторона административного правонарушения;

3) субъект административного правонарушения;

4) субъективная сторона административного правонарушения.

Значение состава административного правонарушения состоит в том, что он является основанием для административной ответственности. При отсутствии в деянии состава административного правонарушения дело об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

По степени общественной опасности состав административного правонарушения может быть основным, с отягчающими обстоятельствами (квалифицированный), с особо отягчающими обстоятельствами (особо квалифицированный). По способу описания признаков состава он бывает простым (состоит из одного деяния, одного последствия, имеет один объект и одну форму вины) или сложным (содержит описание некоторых правонарушений, нескольких объектов, нескольких форм вины). В зависимости от особенной законодательной конституции, связанной с определением момента окончания правонарушения, состав делится на материальный (считается оконченным с момента наступления установленных в законе последствий) и формальный (считается оконченным с момента совершения деяния и не требует наступления конкретных последствий).

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в сфере государственного управления, регулируемые нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Значение объекта административного правонарушения:

1) определяет круг общественных отношений, охраняемых мерами административной ответственности;

2) в значительной мере определяет противоправное или непротивоправное деяние;

3) определяет тяжесть возможного или предполагаемого вреда. Виды объектов административного правонарушения:

1) общий объект (совокупность всех общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления, регулируемых нормами административного права и охраняемых нормами административной ответственности);

2) родовой объект (определенный круг односторонних общественных отношений (благ, ценностей), охраняемых единым комплексом административно-правовых мер, составляющих неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта);

3) видовой объект (определенная группа общественных отношений, которые охраняются административно-правовыми нормами, общих для ряда проступков одного рода);

4) непосредственный объект (конкретные общественные отношения, охраняемые административно-правовыми нормами, которым причиняется ущерб данным правонарушением);

5) дополнительный объект (общественные отношения, которым причиняется ущерб правонарушением, но которые не выступают в качестве основного объекта правоохраны, а дополняют его);

6) факультативный объект (общественные отношения, которым в зависимости от складывающихся условий может быть причинен ущерб, а может быть и не причинен).

Предмет административного правонарушения – элемент охраняемого законом общественного отношения, блага, ценности материального и иного характера, воздействуя на которые правонарушитель причиняет вред этому отношению.

Отличие предмета от объекта административного правонарушения:

1) объект есть в любом правонарушении, а предмета может не быть;

2) предмет является факультативным элементом объекта;

3) объект всегда терпит ущерб от правонарушения, предмет зачастую не страдает (например, при хищении).

Объективная сторона административного правонарушения внешнее выражение административного правонарушения, характеризующееся деянием, наступившими последствиями и причинно-следственной связью между ними.

Обязательными элементами объективной стороны объекта административного правонарушения выступают: противоправное деяние (в форме действия или бездействия), общественно вредные последствия, причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями.

Факультативные элементы: время (временной промежуток, в течение которого было совершено деяние и наступили общественно вредные последствия), место (определенная территория, где было совершено противоправное деяние и наступили его последствия), способ (приемы, методы, используемые при совершении правонарушения), обстановка (совокупность обстоятельств, окружающих событие правонарушения), признак другого лица (неисполнение распоряжения, приказа уполномоченного лица правонарушителем).

Противоправное деяние – это сознательное, волевое действие или бездействие, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.

Противоправное действие – это общественно опасное, активное, осознанное, волевое поведение субъекта, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.

Противоправное бездействие – противоправное пассивное поведение субъекта, обязанного действовать определенным образом; обязанность совершать действия может вытекать из закона или иного нормативного правового акта, профессиональных обязанностей, приказа или иного распоряжения, в силу договора, из предшествующих действий.

Деяние может быть однократным (имеет место единственное деяние), собирательным (состоит из системы тождественных неоднократных неправомерных деяний), длящимся (начинается с противоправного действия либо бездействия, сопряженного с последующим длительным невыполнением обязанностей, возлагаемых на виновного под угрозой административного наказания), продолжаемым (правонарушение, складывающееся из ряда противоправных деяний, направленных на достижение общей цели и составляющих в своей совокупности единое правонарушение).

Общественно вредные последствия – негативные изменения, происходящие (наступившие) в общественных отношениях в результате противоправного деяния.

В зависимости от характера общественно-вредных последствий различают последствия материальные и нематериальные.

Причинно-следственная связь – это объективная связь между общественно опасным деянием и наступившим общественно вредным последствием, при которой данное деяние определяет появление данного последствия.

>Объективная сторона преступления

Чтобы причинить вред общественным отношениям, человек обязательно должен допустить общественно опасное поведение, имеющее внешнее проявление, доступное восприятию обществом. Например, это удар ножом, тайное похищение имущества, оставление в опасности лица, которому необходима немедленная помощь.

Объективная сторона преступления — это внешнее проявление конкретного общественно опасного поведения, осуществляемого в определенных условиях, месте, времени и причиняющего вред общественным отношениям (рис. 13.2).

Общественно опасное поведение предполагает прежде всего наличие общественно опасного деяния. Деяние всегда проявляется вовне, поэтому психические, мыслительные процессы человека, какие бы страшные мысли им ни владели, не могут считаться преступлением. Это положение было закреплено еще в Дигестах Юстиниана: cogitationis poenam nemo patitur (никто не несет наказания за мысли). Другое дело, когда лицо пропагандирует опасные идеи, пытается привлечь сторонников, претворить идеи в жизнь. Таким образом, никто не будет судить человека за то, например, что он считает гражданскую войну благом, но если он будет каким-либо способом ее пропагандировать, то ответственности ему не избежать.

Рис. 13.2. Объективная сторона преступления

Однако здравый смысл подсказывает, что человек может отвечать только за осознанное, волевое поведение. Поэтому не будет считаться преступлением неосознанное, рефлекторное, неконтролируемое телодвижение, пусть оно даже и повлекло тяжкие последствия, например смерть человека. Равным образом не считается преступлением действие (бездействие), совершенное под влиянием непреодолимой силы или принуждения. Непреодолимая сила — это ситуация, когда под воздействием стихийных сил природы, животных, механизмов лицо не может осуществить свое намерение совершить или не совершить определенные действия. Например, врач, который не смог проехать к больному ввиду снежных заносов, не подлежит ответственности. Принуждение есть такое воздействие одного человека на другого, которое полностью исключает возможность последнего выразить свою волю и вести себя должным образом. Так, не будет караться составление должностным лицом заведомо ложных документов, если оно было вынуждено это сделать под дулом автомата.

Общественно опасное (преступное) деяние — это сознательное поведение человека, отдающего себе отчет в своих поступках и способного руководить ими.

Деяние может выражаться как в действии, т. е. активном поведении (например, в распространении ложных, позорящих другое лицо измышлений), так и в бездействии, т. е. пассивном поведении, заключающемся в несовершении лицом таких действий, которые оно по определенным основаниям должно было и могло совершить в данных конкретных условиях. В современном обществе, где люди теснейшим образом связаны между собой, бездействие одного может обернуться бедой для многих. Так, подлежит уголовной ответственности лицо, злостно уклоняющееся от уплаты налогов в крупном размере.

Во многих составах обязательным элементом объективной стороны преступления являются преступные последствия, предусмотренные УК РФ. Часть 3 ст. 123 УК РФ устанавливает ответственность за незаконное производство аборта, если он повлек по неосторожности смерть потерпевшей либо причинение тяжкого вреда ее здоровью. Это означает, что лицо можно будет привлечь к ответственности по ч. 3 ст. 123 УК РФ только при наличии указанных последствий, так как при их отсутствии состав преступления будет отсутствовать.

Преступные последствия — это социально вредные изменения в охраняемых уголовным законом общественных отношениях.

В реальной жизни бывают случаи, когда совершалось общественно опасное деяние, последствия также наступали, но преступлением оно не признавалось. Например, военнослужащий на стрельбах неосторожно попадает в своего товарища, и тот умирает. На первый взгляд можно завести уголовное дело по ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности). Однако судебно-медицинская экспертиза устанавливает, что солдат скончался не от причиненного ранения, которое само по себе было легким, а от сердечной недостаточности. В данной ситуации отсутствует причинная связь.

Причинно-следственная связь — это такое отношение между деянием и последствиями, которое показывает, что последствие является результатом именно этого деяния, а не действий третьих лиц или внешних обстоятельств.

Однако причину последствий нужно отличать от необходимого условия наступления последствий (рис. 13.3). Допустим, человеку причинено легкое телесное повреждение, а он, направляясь в поликлинику, попадает в дорожно-транспортное происшествие и погибает. Значит, причинитель легких телесных повреждений окажется виновным в смерти? Ведь без легкого телесного повреждения не было бы и смерти. Однако это является абсурдом, так как само по себе легкое телесное повреждение не влечет с необходимостью наступление смерти.

Рис. 13.3. Взаимосвязь необходимого условия и причины последствий

Необходимое условие — это такое действие (бездействие), без которого не могло возникнуть последствие; иначе говоря, необходимое условие способствует появлению причин, т. е. обстоятельств, которые влекут наступление преступного последствия.

Иногда в статье УК РФ, предусматривающей наказание за конкретный состав преступления, можно найти указания на место, время, способ, обстановку, в которых совершалось деяние. Соответственно привлечение к уголовной ответственности по данной статье может иметь место только при условии, что деяние было совершено в месте, во время, способом, в обстановке, указанных в статье УК РФ.

Значение объективной стороны состава преступления

Всякое преступление — вид поведения человека, его волевого поступка. Поэтому оно, как и любой иной волевой поступок человека, характеризуется определенным единством психофизических свойств. Поведение человека с внешней стороны характеризуется определенными признаками, которые могут наблюдаться другими людьми, оставлять определенные следы на объектах внешнего мира, производить в нем соответствующие изменения. Психические процессы, протекающие в мозгу человека, недоступны наблюдению посторонних людей (кроме случаев использования для этого специальных приборов), они образуют внутреннюю сторону поступка, его субъективную характеристику. Но о реальных помыслах и чувствах личностей судят по их поступкам, т.е. по внешним признакам поведения.

Поэтому преступление как вид волевого поведения человека с внешней стороны характеризуется определенными признаками, которые поддаются наблюдению со стороны других лиц, иногда могут измеряться и соответствующим образом оцениваться. В теории уголовного права внешнюю картину совершаемого преступления, характеризующуюся определенными признаками, именуют объективной стороной преступления. Признаки внешней стороны преступного деяния, которые описываются законодателем в диспозиции статьи Особенной части УК, именуются признаками объективной стороны состава преступления.

Объективная сторона преступления и объективная сторона состава преступления, хотя в основном совпадающие понятия, однако по объему содержания неодинаковые категории. Объективная сторона каждого преступления как явления индивидуально неповторимого характеризуется, кроме того, и такими признаками, которые не включены законодателем в состав преступления и, следовательно, не являются признаками объективной стороны состава соответствующего преступления. Сказанное объясняется тем, что в диспозиции статьи Особенной части УК указываются только те признаки объективной стороны формулируемого состава преступления, которые характеризуют типичные отличительные черты конкретного преступления, определяют характер его общественной опасности как преступления данного вида либо индивидуализируют степень общественной опасности состава в рамках данного вида преступления.

Правильное понимание вопроса о соотношении признаков объективной стороны конкретного преступления и признаков объек- тинной стороны состава того же преступления имеет непосредственное практическое значение, поскольку в соответствии с УК отдельным признакам объективной стороны преступления, не являющимся признаками объективной стороны состава данного преступления, иногда придается уголовно-правовое значение смягчающего либо отягчающего наказание обстоятельства (ст. 61 и 63 УК).

При установлении преступности и наказуемости определенного деяния законодатель формулирует его состав путем описания в диспозиции статьи Особенной части УК признаков объективной стороны данного состава преступления, а в некоторых случаях также признаков его субъективной стороны, признаков объекта (предмета, потерпевшего) и субъекта. Иногда все эти признаки описываются в определенной совокупности. Именно по признакам объективной стороны чаще всего производится отграничение одних составов преступлений от других, в частности, когда признаки объекта, субъекта и субъективной стороны этих преступлений совпадают. Признаки объективной стороны состава преступления с учетом признаков других его элементов (сторон) являются основным ориентиром при квалификации совершенного общественно опасного действия (бездействия).

Содержание объективной стороны преступного деяния, как правило, слагается из действий (деятельности) или бездействия, соответствующего последствия, причинной связи между этими действиями (бездействием) и последствием. Иногда в статьях УК в качестве признака объективной стороны состава преступления указывается на обстоятельства времени, места, обстановку, способ и средства совершения преступления. Всякое преступление может быть совершено путем определенных действий (деятельности) либо путем бездействия. Ни мысли, ни чувства людей не могут быть предметом уголовно-правового запрета и охраны, иначе бы уголовная ответственность лишилась объективного основания. А это повлекло бы за собой произвол и неограниченное усмотрение должностных лиц при оценке преступного и уголовно наказуемого.

Каждое действие или бездействие человека влечет определенные изменения во внешнем мире, т.е. определенные последствия. Одни из них поддаются наблюдению и измерению, а другие — нет. С учетом этих особенностей последствий при формулировании конкретных составов в одних случаях они указываются в законе в качестве признака объективной стороны состава преступления, в других — не указываются. Так, состав нарушения правил пожарной безопасности сформулирован следующим образом: нарушение правил пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 219 УК). Таким образом, в этом составе причинение тяжкого вреда здоровья человеку является обязательным признаком объективной стороны данного преступления. А в составе воспрепятствования осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий (ст. 148 УК) указаний на преступные последствия не имеется. Следовательно, применительно к последнему составу преступные последствия не являются признаком его объективной стороны.

Всякое преступление совершается в определенных условиях места, времени и обстановки, что учитывается субъектом при подготовке и осуществлении преступного деяния. Однако лишь в отдельных случаях обстановка, место и время совершения преступления повышают его общественную опасность либо более отрицательно характеризуют личность преступника. В подобных случаях в статьях Особенной части УК указывается на обстановку, место, время как признаки объективной стороны состава соответствующего преступления.

Преступление совершается тем или иным способом. Однако лишь отдельные из них повышают общественную опасность содеянного. Способ позволяет иногда отграничить одно преступное деяние от другого. В таких случаях в диспозиции статьи УК указывается на способ как на признак объективной стороны состава преступления.

При совершении преступлений люди прибегают к использованию определенных средств либо орудий. В качестве таких средств и орудий нередко используются при хищениях чужого имущества поддельные документы, при посягательствах на жизнь и здоровье человека — холодное и огнестрельное оружие, иные предметы вооружения и т.п. Когда использование определенных средств, оружия и иных предметов вооружения существенно повышает общественную опасность преступления, в диспозициях статей УК указывается на эти средства, оружие и иные предметы вооружения как на признаки объективной стороны состава преступления.

Лишь причинная связь в статьях УК не упоминается как признак объективной стороны состава преступления, поскольку она визуально не наблюдаема. Однако, когда в диспозиции статьи закона указывается на наступление того или иного последствия, причинная связь является признаком объективной стороны преступления и установление ее наличия обязательно. Причинная связь не поддается чувственному восприятию, а познается разумом человека (логическим путем).

В науке уголовного права признаки объективной стороны состава преступления принято делить на обязательные и факультативные. К обязательным относят те из них, которые свойственны каждому составу преступления (действие, бездействие). Факультативными считаются те из них, которые характерны только для отдельных составов преступлений (последствия, причинная связь, обстановка, время, место, способ, средства и орудия совершения преступления). Деление признаков объективной стороны на обязательные и факультативные является условным и применимо только к общему учению о составе преступления. Если в диспозиции статьи УК имеется указание на последствия, обстановку, время, место, способ, средства и орудия совершения преступления, то эти признаки являются обязательными.