Общественные движения 19 века

Общественное движение в России в первой половине XIX века

Преобладание консервативных тенденций во внутренней политике Александра I ускорило процесс формирования политической оппозиции в лице определенной части дворянства.

В 1816-1825 гг. в дворянской среде возникли тайные организации, поставившие своей целью провести социально-экономические и политические преобразования.

Первое тайное общество – Союз спасения – возникло в 1816 г. и объединило всего 30 человек, в основном офицеров. Союз определил главные задачи движения: уничтожение крепостного права и изменение абсолютистской формы правления с помощью заговора.

В 1818г. было образовано новое общество – Союз благоденствия, который ставил задачу не захвата и удержания власти, а воспитания прогрессивного общественного мнения, которое, овладев широкими массами, приведет к смене правительства.

Союз благоденствия распался в 1821-1822 гг.наСеверное (Петербург, Москва) и Южное(Украина) общества. Вскоре появились первые проекты программных документов этих организаций: на юге — «Русская правда» П.И. Пестеля, на севере – Конституция Н.М. Муравьева. Муравьев был сторонником конституционной монархии, Пестель – республики.

Н.М. Муравьев выступал за сохранение помещичьего землевладения и наделение крестьянских хозяйств небольшим количеством земли.

«Русскую правду» П.И. Пестеля следует рассматривать в первую очередь не как конституцию, а как наказ Временному верховному правлению, которое предполагалось создать на переходный период от самодержавия к республике. По проекту, Временное правление наделялось диктаторскими полномочиями, так как «начала представительного верховного порядка в России еще не существует». Переходный период Пестель определял в 10-15 лет. Главная задача Временного верховного правления – обеспечить условия для утверждения новых социально-политических отношений.

Несмотря на незавершенность проектов Пестеля и Муравьева, декабристы ясно представляли цели восстания: низложение самодержавия, созыв Учредительного собрания для определения формы государственного правления – республики или конституционной монархии, уничтожение сословного строя, введение гражданских свобод, освобождение крестьян, значительное облегчение солдатской службы. Все эти положения содержались в «Манифесте к русскому народу», который подлежал опубликованию в случае победы восставших.

Достичь своей цели декабристы предполагали путем революции, осуществленной под руководством тайных обществ. Оба общества, действовавшие как автономные части новой революционной организации, после долгих переговоров согласовали дату выступления – лето 1826 г.

Однако Александр I, путешествуя по югу России, заболел и неожиданно для всех умер в середине ноября 1825 г. в Таганроге. Александр I не имел детей мужского пола, поэтому престол должен был перейти к следующему по возрасту брату Константину. Но Константин заранее отказался от престола в пользу младшего брата Николая; при этом отречение хранилось в тайне, так что народ и войско не знали истинного наследника престола. В 1823 г. Александр I подписал указ, объявлявший наследником Николая, однако указ не был обнародован; он хранился в Государственном совете.

Когда весть о смерти Александра I достигла столицы, на пути Николая к трону встали генерал-губернатор Петербурга М.А. Милорадович и командир гвардейского корпуса Бистром, которые организовали присягу Константину. После очередного письменного отречения Константина, нужно было проводить переприсягу в пользу Николая. На переговоры между братьями ушел почти месяц. Это дало декабристам время для того, чтобы подготовить восстание в Петербурге и на Украине. Восстание Черниговского полка на Украине с самого начала было обречено на неудачу из-за огромного неравенства сил. Случайность момента выступления и разногласия между декабристами сыграли свою отрицательную роль и в Петербурге.

Короткое междуцарствие, ставшее следствием отречения Константина, было использовано декабристами для исполнения их замыслов. Они распространили между солдатами слух, будто Константин не думал отказываться от престола. Поэтому 14 декабря 1825 г., когда войска должны были присягнуть Николаю, часть гвардии отказалась дать присягу и с оружием в руках собралась на Сенатской площади. Однако гвардейцы не имели предводителя и остановились в нерешительности. Одни из восставших вышли на Сенатскую площадь, чтобы совершить революцию, другие, чтобы продемонстрировать свои силы и склонить Николая к переговорам, третьи не надеялись на успех и желали лишь показать пример будущим поколениям.

Согласно плану «диктатора» С.П. Трубецкого, три отряда восставших должны были захватить Зимний дворец, арестовать нового императора, овладеть Петропавловской крепостью, заставить сенаторов подписать манифест к русскому народу о состоявшемся перевороте.

Однако план восставших оказался неосуществимым. Сенаторы присягнули Николаю I рано утром и разъехались по домам. Якубович отказался вести Морской гвардейский экипаж на захват Зимнего дворца, опасаясь, что дело не обойдется без крови. Каховский отказался совершить покушение на жизнь Николая I. Восставшие смогли собрать на Сенатской площади 3,5 тыс. человек, которым противостояло 12 тыс. солдат, оставшихся верными Николаю I.

Увещания о покорности оказались бесполезными, генерал-губернатор Петербурга Милорадович был смертельно ранен. Николай I приказал атаковать восставших и стрелять по «мятежникам» картечью. Восстание потерпело поражение.

Назначенная императором Верховная следственная комиссия допросила сотни обвиняемых. Многие были сосланы в сибирские рудники, пятеро главных заговорщиков подверглись смертной казни – К.Ф. Рылеев, П.И. Пестель, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин, П.Г. Каховский. Солдаты, принимавшие участие в мятеже, были посланы на Кавказ, чтобы в битвах с горцами заслужить прощение.

В ответ на идеологию декабристов Николай I выдвинул консервативную идеологию, то есть идеологию самодержавия. Её разработкой в начале 1830-х гг. занимался министр народного просвещения С.С. Уваров, который в теории «официальной народности» выделил три основания российской государственности — «самодержавие», «православие», «народность». Смысл данной теории состоял в обосновании необходимости для России самодержавной формы правления и незыблемости крепостничества. «Народность наша состоит в беспредельной преданности и повиновении самодержавию», — следовало из теории С.С. Уварова.

В 30-е гг. XIX века начался новый этап в общественном движении в России. Русскую интеллигенцию привлекла классическая немецкая философия Г. Гегеля, а также идеи французского утопического социализма. Выразителем демократических идей стал кружок М.В. Буташевича-Петрашевского. Члены кружка, собравшегося вокруг выпускника Царскосельского лицея, ответственного чиновника МИДа, являлись последователями Ш. Фурье, то есть сторонниками переустройства общества на основе организации коммун-фаланстеров. Участники «пятниц» Петрашевского говорили о необходимости отмены крепостного права, введении свободы книгопечатания, внедрении гласности и состязательности в суде, обсуждали литературные новинки. Среди петрашевцев были чиновники, военные, литераторы, в том числе М.Е. Салтыков, Ф.М. Достоевский.

Постепенно среди петрашевцев выделилось радикальное крыло во главе с Н.А. Спешневым, строившее фантастические планы восстания рабочих уральских заводов, которое должно было увлечь за собой массы крестьянства. Ничего конкретного члены этого крыла совершить не успели, но дали повод полиции разгромить кружок в начале 1849 г. Руководители петрашевцев были приговорены к смертной казни, которую после инсценировки расстрела заменили каторжными работами или отдачей в солдаты.

Таким образом, можно выделить несколько направлений в общественном движении в России в первой половине XIX века: идеологию дворян-революционеров, консервативную мысль и демократические кружки. Все они потерпели поражение в борьбе с абсолютной монархией, но заложили основы оппозиции в стране.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что характерно для либеральной политики Александра I, на чьи идеи он опирался в первой половине своего правления?

2. Какие меры были предприняты Александром I и Николаем I для ограничения крепостного права?

3. Какие реформы были проведены Александром I и Николаем I в области государственного управления? Найдите общее и особенное в их внутренней политике.

4. Какие территории вошли в состав России в первой половине XIX века?

5. Каковы причины движения декабристов? Какое влияние они оказали на развитие общественного движения в России?

6. В чём суть консервативной идеологии и теории официальной народности?

7. Какова теоретическая основа революционно-демократического направления общественного движения?

Тестовые задания для самоконтроля:

1. Кто из государственных деятелей предлагал создать в России конституционную монархию?

А) М.М. Сперанский.

Б) А.А. Аракчеев.

В) В.П. Кочубей.

Г) Н.Н. Новосильцев.

2. При каком правителе был издан Указ о вольных хлебопашцах?

А) При Александре I.

Б) При Павле I.

В) При Николае I.

Г) При Александре II.

3. Кто из лидеров дворянских революционеров был избран диктатором накануне выступления на Сенатской площади?

А) И.Д. Якушкин.

Б) М.С. Лунин.

В) С.П. Трубецкой.

Г) П.Г. Каховский.

4. При каком императоре в России были созданы министерства?

А) При Павле I.

Б) При Александре I.

В) При Николае I.

Г) При Александре II.

5. Кто написал программный документ Северного общества (Конституцию)?

А) А.А. Бестужев.

Б) Н.М. Муравьёв.

В) П.И. Пестель.

Г) Н.И. Тургенев.

6. Почему декабристы решили начать восстание 14 декабря 1825 года?

А) Произошёл династический кризис, связанный с внезапной смертью Александра I.

Б) Произошло объединение Южного и Северного обществ.

В) План восстания был подготовлен.

Г) Это было спонтанное решение, не обоснованное никакими историческими событиями.

7. Какой принцип М.М. Сперанский предлагал заложить в государственное устройство?

А) Свободы, равенства, братства.

Б) Православия, самодержавия, народности.

В) Разделения властей.

Г) Неограниченной власти монарха.

8. Кто является автором «теории официальной народности»?

а) А.А. Аракчеев.

Б) А.Х. Бенкендорф.

В) М.М. Сперанский.

Г) С.С. Уваров.

9. «Негласный комитет» — это:

а) Комитет по цензуре.

Б) Близкое окружение Александра I, влиявшее на его политику.

В) Тайная полиция.

Г) Кружок дворян-революционеров.

10. Какое положение соответствует Указу о вольных хлебопашцах 1803 года?

А) Рекомендовалось ограничить барщину тремя днями в неделю.

Б) Ограничивалось право помещиков ссылать крестьян в Сибирь.

В) Помещикам разрешалось отпускать крестьян на волю с землёй за выкуп.

Г) Казённые крестьяне переводились в разряд военных поселян.

Основная литература:

1. История России (Россия в мировой цивилизации) : курс лекций / под ред. А. А. Радугина. – М. : Центр, 2002. – С. 153-161, 164-174.

2. Мунчаев, Ш. М., Устинов, В. М. История России / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – М. : ИНФРА. М – НОРМА, 2005. – С. 137-152, 163-168, 178-190.

3. Отечественная история: учеб. Пособие / под ред. Р. В. Дегтярёвой, С. Н. Полторака. – 2-е изд., испр. И доп. – М. :

Гардарики, 2005. – С. 166-181, 186-187, 193-199.

4. Фёдоров, В. А. История России. 1861-1917: учеб. Для вузов / В. А. Фёдоров – М. : Высш. Шк., 2000. – С. 182-195.

5. http://de.ifmo.ru/bk_netra/page.php?tutindex=16 / «Отечественная история». Электронный учебник.

6. http://lants.tellur.ru:8100/history/voronin / Воронин А.В. История Российской Государственности. Электронное учебное пособие.

7. http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.2.73.5.6 / Отечественная история с древнейших времен до XX в. Электронный учебник.

Дополнительная литература:

Андреева Т.В. Русское общество и 14 декабря 1825 г. // Отечественная история. 1993. №2. С.153-162

Вернадский Г. Два лика декабристов // Свободная мысль. 1993. № 15. С.81-92

Граф М.Т. Лорис-Меликов. К характеристике взглядов и государст­венной деятельности //Отечественная история. 2001. № 5. С.32-53

Карпачев М.Д. Генерал М..Т- Лорис-Меликов и его преобразования // Вестник ВГУ. Серия I. Гуманитарные науки. 1996. № 1. С.36-52

Карпачев М.Д. Очерки истории революционно-демократического движения в России. Воронеж, 1985

Киянская О.И. Декабрист Михаил Бестужев-Рюмин // Отечественная история. 2001. № 6. С.3-23

Лекция 11. Россия во второй половине xix века.

Реформы александра iI.

2 часа

План:

1. Отмена крепостного права в России. Буржуазные реформы 1860-70-х гг.

2. Движение народников во второй половине XIX века. Контрреформы Александра III.

3. Внешняя политика Российской империи во второй половине XIX века.

1. Отмена крепостного права в России. Буржуазные реформы 1860-70-х гг.

18 февраля 1855 г. на российский престол вступил 37-летний Александр II. 19 февраля 1861 г. император подписал Манифест об отмене крепостного права.

Крестьянская реформа.Основным вопросом в России на протяжении XVIII-XIX вв. был земельно-крестьянский.

В 1857 г. по указу Александра II начал работать секретный комитет по крестьянскому вопросу, главной задачей которого была отмена крепостного права с обязательным наделением крестьян землей. Для различных районов были определены максимальная и минимальная величины передаваемого крестьянину надела.

19 февраля 1861 г. император подписал Манифест и Положение о даровании свободы крестьянам, документы о вступлении в силу Положения, об управлении сельскими общинами и др. Отмена крепостного права не была единовременным событием. Сначала освобождались помещичьи крестьяне, затем удельные и приписанные к заводам. Крестьяне получили личную свободу, но земля оставалась помещичьей собственностью. До выделения наделов «временнообязанные» крестьяне несли в пользу помещиков повинности, которые не отличались от прежних. Наделы, передаваемые крестьянам, были в среднем на 1/5 меньше, чем те, которые они обрабатывали прежде. На эти земли заключались договоры о выкупе, после этого «временнообязанное» состояние прекращалось, казна расплачивалась за землю с помещиками, крестьяне — с казной в течение 49 лет из расчета 6 % годовых (выкупные платежи).

Пользование землей, взаимоотношения с властями строились через общину. Она сохранялась как гарант крестьянских платежей. Крестьяне прикреплялись к обществу (миру).

В результате реформ было уничтожено крепостное право, однако земельная проблема не была решена.

Земская и городская реформы. Принцип проведенной в 1864г. земской реформы состоял в выборности и бессословности. В губерниях и уездах Центральной России и части Украины учреждались земства в качестве органов местного самоуправления. Выборы в земские собрания проводились на основе имущественного, возрастного, образовательного и ряда других цензов. Женщины и лица, работающие по найму, были лишены права участвовать в выборах. Это давало преимущество наиболее обеспеченным слоям населения. Собрания выбирали земские управы. Земства ведали делами местного значения, содействовали предпринимательству, просвещению, здравоохранению, то есть проводили работу, на которую у государства не находилось средств.

Проведенная в 1870 г. городская реформа по характеру была близка к земской. В крупных городах учреждались городские думы на основе всесословных выборов. Однако выборы проводились на цензовой основе, и, к примеру, в Москве в них участвовало лишь 4% взрослого населения. Городские думы и городской голова решали вопросы внутреннего самоуправления, образования и медицинского обслуживания. Для контроля за земской и городской деятельностью было создано присутствие по городским делам.

Судебная реформа. Новые судебные уставы были утверждены 20 ноября 1864 г. Судебная власть была отделена от исполнительной и законодательной. Вводился бессословный и гласный суд, утверждался принцип несменяемости судей. Было введено два вида суда — общий (коронный) и мировой. Общий суд ведал уголовными делами. Судебный процесс стал открытым, хотя в ряде случаев дела слушались при «закрытых дверях». Была учреждена состязательность суда, введены должности следователей, учреждена адвокатура. Вопрос о виновности подсудимого решали 12 присяжных заседателей. Важнейшим принципом реформы было признание равенства всех подданных империи перед законом.

Для разбора гражданских дел был введен институт мировых судей. Апелляционной инстанцией для судов являлись судебные палаты. Была введена должность нотариуса. С 1872 г. крупные политические дела рассматривались в Особом присутствии правительствующего Сената, который стал одновременно высшей кассационной инстанцией.

Военная реформа. В 1864 г. было образовано 15 военных округов, подчиненных непосредственно военному министру. В 1867 г. был принят военно-судебный устав. В 1874 г. после длительного обсуждения царь утвердил Устав о всеобщей воинской повинности. Вводилась гибкая система призыва. Рекрутские наборы отменялись, призыву на службу подлежало все мужское население, достигшее 21 года. Срок службы сокращался в армии до 6 лет, на флоте до 7 лет. Призыву в армию не подлежали духовные лица, члены ряда религиозных сект, народы Казахстана и Средней Азии, некоторые народы Кавказа и Крайнего Севера. От службы освобождались единственный сын, единственный кормилец в семье. В мирное время потребность в солдатах была значительно меньше числа призывников, поэтому все годные к службе, за исключением получивших льготы, тянули жребий. Для окончивших начальную школу служба сокращалась до 3-х лет, для окончивших гимназию — до 1,5 лет, университет или институт — до 6 месяцев.

Финансовая реформа. В 1860 г. был учрежден Государственный банк, произошла отмена откупной системы, которую сменили акцизы (1863 г.). С 1862 г. единственным ответственным распорядителем доходов и расходов бюджета стал министр финансов; бюджет стал гласным. Была сделана попытка проведения денежной реформы (свободный обмен кредитных билетов на золото и серебро по установленному курсу).

Реформы просвещения. «Положение о начальных народных училищах» от 14 июня 1864г. ликвидировало государственно-церковную монополию на просвещение. Теперь открывать и содержать начальные школы разрешалось, как общественным учреждениям, так и частным лицам при контроле со стороны уездных и губернских училищных Советов и инспекторов. Устав средней школы вводил принцип равенства всех сословий и вероисповеданий и плату за обучение. Гимназии разделили на классические, где преподавались гуманитарные дисциплины, и реальные, ориентированные на естественные предметы. Наряду с мужским средним образованием появилась система женских гимназий.

Университетский Устав 1863 г. предоставил университетам широкую автономию, вводились выборы ректоров и профессоров. Руководство учебным заведением передавалось Совету профессоров, которому подчинялось студенчество. Были открыты университеты в Одессе и Томске, высшие женские курсы в Петербурге, Киеве, Москве, Казани.

В результате издания ряда законов в России была создана стройная система образования, включавшая начальные, средние и высшие учебные заведения.

Реформа цензуры. В 1865 г. был введён новый цензурный устав: отменялась предварительная цензура для книг в 10 и более печатных листов (240 стр.); редакторы и издатели могли быть привлечены к ответственности только по суду. По особым разрешениям и при внесении залога в несколько тысяч рублей освобождались от цензуры и периодические издания, однако они могли быть приостановлены в административном порядке. Без цензуры могли выходить только правительственные и научные издания, а также литература, переведенная с иностранного языка.

Для экономики пореформенной России характерно быстрое развитие товарно-денежных отношений, которое привело к имущественной дифференциации в деревне, середняцкие хозяйства разорялись, росло число бедняков. С другой стороны, появились крепкие кулацкие хозяйства, часть из которых использовали сельскохозяйственные машины. Отмечался рост посевных площадей и сельскохозяйственного производства, но производительность сельского хозяйства оставалась низкой.

В России крупная промышленность создавалась и развивалась как государственная. Главной заботой правительства после неудач Крымской войны были предприятия, выпускавшие боевую технику. Особое внимание обращалось на развитие тяжелой промышленности и транспорта.

Рост предпринимательства контролировался государством на основе выдачи специальных заказов, поэтому крупная буржуазия была тесно связана с государством.

В результате государственного регулирования иностранные займы и инвестиции шли в основном на железнодорожное строительство. Железные дороги обеспечивали расширение хозяйственного рынка на громадных просторах России; они были важны и для оперативной переброски воинских частей.

Таким образом, реализация реформ явились важным фактором социально-экономического развития страны.

2. Движение народников во второй половине XIX века. Контрреформы Александра III.

Во второй половине XIX века политическая ситуация в стране неоднократно менялась. В период подготовки реформ, с 1855 по 1861 гг., правительство сохраняло за собой инициативу действий, привлекало к себе всех сторонников преобразований — от высшей бюрократии до демократов. Впоследствии трудности с проведением реформ обострили внутриполитическую обстановку в стране. Борьба правительства с противниками «слева» обрела жестокий характер: подавление крестьянских выступлений, аресты либералов, разгром польского восстания. Усилилась роль III Охранного (жандармского) отделения.

В 1860-х годах на политическую арену вышло радикальное движение — народники. Разночинная интеллигенция, опираясь на революционно-демократические идеи и нигилизм Д.И. Писарева, создала теорию революционного народничества. Народники верили в возможность достижения социализма, минуя капитализм, посредством крестьянской общины. «Бунтарь» М.А. Бакунинпредрекал крестьянскую революцию, П.Н. Ткачев был теоретиком государственного переворота, после совершения которого интеллигенция, проведя необходимые преобразования, освободит общину. П.Л. Лавров обосновал идею тщательной подготовки крестьян к революционной борьбе. В 1874г. началось массовое «хождение в народ», но агитация народников не смогла зажечь пламя крестьянского восстания.

В 1876 г. возникла организация «Земля и воля», которая в1879 г. распалась на две группы. Группа «Черный передел» во главе с Г.В. Плехановым уделяла главное внимание пропаганде; «Народная воля» во главе с А.И. Желябовым, Н.А. Морозовым, С.Л. Перовской выдвигала на первый план политическую борьбу. Главным средством борьбы, по мнению «народовольцев», был индивидуальный террор, цареубийство, которое должно было послужить сигналом к народному восстанию. В 1879-1881 гг. народовольцы провели серию покушений на Александра II.

В ситуации острого политического противостояния власть встала на путь самозащиты. 12 февраля 1880 г. была создана «Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия» во главе с М.П. Лорис-Меликовым. Получив неограниченные права, Лорис-Меликов добился приостановки террористической деятельности революционеров и некоторой стабилизации положения. В апреле 1880 г. комиссия была ликвидирована; Лорис-Меликов был назначен министром внутренних дел и стал готовить завершение «великого дела государственных реформ». Разработка проектов завершающих законов реформ была поручена «народу» — временным подготовительным комиссиям с широким представительством земств и городов.

5 февраля 1881 г. представленный законопроект был одобрен императором Александром II. «Конституция Лорис-Меликова» предусматривала выборность «представителей от общественных учреждений…» в высшие органы государственной власти. Утром 1 марта 1881 г. император назначил заседание Совета министров для утверждения законопроекта; буквально через несколько часов Александр II был убит членами организации «Народная воля».

Новый император Александр III (1881-1894) 8 марта 1881 года провел заседание Совета министров для обсуждения проекта Лорис-Меликова. На заседании с резкой критикой «конституции» выступили обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев и глава Государственного Совета С.Г. Строганов.

В мае 1883 г. Александр III провозгласил курс, названный «контрреформами».

В 1889 г. для усиления надзора за крестьянами были введены должности земских начальников с широкими правами. Они назначались из местных дворян-землевладельцев.

В новом положении о земствах 1890 г. было усилено сословно-дворянское представительство.

Избирательного права лишились приказчики и мелкие торговцы, другие малоимущие слои города.

Изменению подверглась судебная реформа.

В 1882-1884 гг. были закрыты многие издания, упразднена автономия университетов. Начальные школы передавались церковному ведомству — Синоду.

В этих мероприятиях проявилась идея «официальной народности» времен Николая I — лозунг «Православие. Самодержавие. Дух смирения» был созвучен лозунгам ушедшей эпохи. Обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев, редактор «Московских ведомостей» М.Н. Катков, издатель газеты «Гражданин» князь В. Мещерский проповедовали «смирение духа» перед самодержавием и церковью. На практике новая политика вылилась в попытку укрепления государства путем опоры на традиционно верное престолу дворянское сословие. Административные меры подкреплялись экономической поддержкой помещичьих хозяйств.

20 октября 1894 г. в Крыму от острого воспаления почек внезапно скончался 49-летний Александр III. На императорский престол вступил Николай II (1894-1917).

В январе 1895 г. на первой встрече с представителями дворян, верхушки земств, городов и казачьих войск Николай II заявил о готовности «охранять начала самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял» его отец Александр III.

Общественные движения в XIX в.

Рассматривая общественные движения в XIX в., выделим те, которые оказали заметное влияние на положение дел в России:

1) движение декабристов;

2) славянофилов и западников;

Глава VII

3) революционно-демократическое движение 60-х гг.;

4) народническое движение 70— 80-х гг.

5) рабочее и социально-демократическое движение конца XIX в.

Движение декабристов

Начало общественному движению в России поло­жили декабристы — в большинстве своем офицеры русской армии.

Основными факторами, определившими взгляды декабристов, были:

■ война 1812 г. Декабристы называли себя «детьми 1812 года», подчеркивали, что именно 1812 г. явился исходным моментом их движения. Среди участни­ков Отечественной войны 1812 г. — более 100 буду­щих декабристов;

■ обучение в передовых учебных заведениях;

■ знакомство со взглядами французских и русских просветителей.

Первая тайная организация будущих декабрис­тов «Союз спасения» была создана в Петербурге в 1816 г. На основе «Союза спасения» в 1818 г. в Мос­кве создается «Союз благоденствия», куда входили более 200 человек. В 1821 г. в Москве на съезде «Со­юза благоденствия» было решено путем революции свергнуть самодержавие. От расплывчатого «Со­юза» было решено перейти к законспирированной тайной организации. Так в 1821 г. в Петербурге воз­никает Северное общество, а на Украине — Южное общество. Руководителями этих обществ — Н.М. Му­равьевым и П.И. Пестелем — были разработаны четкие и обязательные программы: «Конституция» Н.М. Муравьевым и «Русская правда» П.И. Песте­лем. Н.М. Муравьев предлагал ввести в России кон­ституционную монархию. Царя оставить главой ис­полнительной власти. В качестве высшего органа за­конодательной власти учредить Народное вече, избираемое на основе довольно высокого имуще­ственного ценза. Крепостное право отменить. Ос-

ХIX столетие в российской истории

вобождаемым крестьянам сохранить приусадебную землю «под огороды» и по две десятины пахотной земли на двор. «Русская правда» П.И. Пестеля была радикальнее во всех отношениях. Россия преоб­разовывалась в республику. Все органы ее — зако­нодательный (Народное вече) и исполнительный (Державная дума) — формировались бы путем все­общих выборов без всякого имущественного ценза. Крепостное право отменяется. Из казенных, мона­стырских и частично конфискованных у помещиков земель создается общественный фонд, из которого каждый земледелец должен получить в пользование надел, обеспечивающий минимум его потребностей. Эту землю нельзя ни продавать, ни закладывать. Ос­тальная земля составляет частный фонд и может пе­реходить из рук в руки.

Революционный переворот заговорщики готови­лись совершить летом 1826 г. во время армейских учений. Но не-ожиданно 19 ноября 1825 г. умер Алек­сандр I. Присяга новому императору Николаю 1 была назначена на 14 декабря 1825 г. По плану восстания 14 декабря 1825 г. войска должны были заставить Сенат огласить манифест русскому народу с крат­ким изложением программы Северного общества. Предполагалось захватить Зимний дворец, Петропав­ловскую крепость, убить Николая I. Однако план был нарушен. «Диктатор» восстания князь СП. Трубец­кой на площадь не явился. Собравшиеся на Сенатс­кой площади войска (около 3 тыс. человек) были ок­ружены частями, присягнувшими новому царю. Южное общество решило поддержать выступление восставших в Петербурге; 29 декабря 1825 г. поднял восстание Черниговский полк. 3 января 1826 г. вос­стание на юге было также подавлено. Из 579 чело­век, привлеченных к следствию, 289 были признаны причастными к тайным революционным обществам, из них 181 был признан виновным, остальные пере­ведены в другие полки, отданы под надзор полиции. Из 131 осужденного 5 человек были казнены (П.И. Пестель, К.Ф. Рылеев, СИ. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин, П.Г. Каховский), 88 человек

Глава VII

сосланы на каторгу, 18 отправлены на поселение в Сибирь. Солдаты, принявшие участие в восстании, также были жестоко наказаны.

Причинами поражения декабристов являлись не­подготовленность и несогласованность действий, от­сутствие работы по пропаганде своих взглядов в раз­ных слоях общества, неподготовленность общества к преобразованиям, которые пыталось осуществить вос­стание. Революционеров-дворян было мало. Они хо­тели совершить революцию без участия народа и по­гибли.

Славянофилы и западники

В 1830— 1840-х гг. в среде студенчества, разно­чинной интелегенции, в дворянских салонах велись споры о путях развития России. Их философской основой были труды Шеллинга, Фихта, Гегеля. В 1840-х гг. формируются два основных либеральных направления общественной мысли: славянофилы и западники.

Славянофилы (А.С. Хомяков, Ю.Ф.Самарин,А.И. Кошелев и др.) предлагали свою концепцию развития России.С их точки зрения,Россия долгое время шла совершенно иным путем,неже-ли Запад­ная Европа.В основе русской истории-община,все чле-ны которой были связаны общими интереса­ми. Православная религия еще больше укрепила способность русского человека жертвовать своими интересами ради общих, оказывать помощь тем, кто слабее. Государственная власть, призванная извне (славянофилы были решительными сторонниками норманнской теории), опекала русский народ, под­держивала необходимый порядок, но не вмешива­лась в духовную, частную, местную жизнь. В резуль­тате реформ Петра I это гармоничное устройство Руси было разрушено. По мнению славянофилов, именно Петр ввел крепостное право, разделившее русский народ на господ и рабов. В те же годы го­сударство приобрело деспотический характер, со­вершенно перестав считаться с народом. Славя-

ХIX столетие в российской истории

нофилы призывали восстановить старорусские ус­тои общественной и государственной жизни. Преж­де всего, считали они, необходимо возродить духов­ное единство русского народа, а для этого следует отменить крепостное право. Затем, сохраняя само­державный строй, нужно изжить его деспотический характер, наладить утраченную связь между госу­дарством и народом. Мечтали они и о возрождении земских соборов.

Западники(Т.Н. Грановский, В.П. Боткин, К.Д. Ка­велин, Е.Ф. Корш и др.) исходили из твердого убеж­дения, что Россия идет по европейскому пути — един­ственно возможному для цивилизованной страны. Рос­сия вступила на этот путь с опозданием, только в начале XVIII в., в результате реформ Петра Великого. Движение в «западном направлении» неизбежно должно привести к переменам в русской жизни, какие в свое время уже пережили западные страны: к заме­не крепостного труда свободным и преобразованию деспотического государственного строя в конституци­онный.

Таким образом, создавая различные концепции развития России, представители различных течений 1830— 1840-х гг. действовали, по сути, в одном направ­лении. Отмена крепостного права и переустройство деспотического государственного строя — вот те зада­чи, с решением которых должен был начаться второй выход России из кризиса.

Радикально настроенные А.И. Герцен, Н.П. Ога­рев, В.Г. Белинский в конце 1830-х— начале 1840-х гг. разделяли идеи западников. Будучи полностью соглас­ны с тем, что Россия идет по европейскому пути, на котором ее неизбежно ждет отмена крепостного пра­ва и введение конституции, радикалы не склонны были идеализировать современную им Европу. Буржуазный строй они подвергли резкой критике. Они считали, что Россия должна не только догнать западноевропейс­кие страны, но и совершить вместе с ними решаю­щий шаг к принципиально новому строю жизни — социализму

Глава VII

Революционно демократическое движение 60-х гг. XIX в. Народники

Рост внутренних противоречий в России во второй половине XIX в. объективно способствовал появлению наряду с либеральным и революционно-освободитель­ного движения. Оно имело ряд особенностей:

а) его главными фигурами являлись люди различных чинов и званий — мелкопоместные дворяне, выход­цы из крестьянства, купечества, духовенства;

б) по социально-классовому содержанию движение возникло в буржуазно-демократический период, что определялось всем ходом и характером соци­ально-экономического развития пореформенной России;

в) по своей идеологии это был преимущественно на­роднический период.

Главной задачей революционного движения во второй половине XIX в. была ликвидация остатков феодализма посредством крестьянской революции с переходом к социализму через крестьянскую общину, минуя капитализм.

Революционо-освободительное движение в России охваты-вает два основных этапа:

■ революционно-демократическое движение 1860-хгг.; я народническое движение 1870— 1880-х гг.

Видными представителями революционно-демокра­тического движения 1860-х гг. были публицисты из жур­нала «Современник» Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добро­любов. Сторонник социализма и демократии Черны­шевский враждебно относился к помещикам, считал, что отмена крепостного права должна стать как мож­но менее обременительной для крестьян и что нужно передать им большую часть земли. Более сдержанную позицию занимал эммигрант А.И. Герцен, вместе с Н.П. Огаревым издававший в Лондоне альманах «По­лярная звезда» (1855— 1868) и газету «Колокол» (1857 — 1867 ), К леворадикальному крылу принадлежал и жур­нал «Русское слово», возглавляемый Д.И. Писаревым. Писарев и его сторонники стремились освободить че-

ХIX столетие в российской истории

ловеческую личность абсолютно от всяких стеснений, считали, что ничего не должно стоять над ней. Сторон­ников Писарева часто называли «нигилистами» (от лат. «nihil» — ничего).

В советской историографии Чернышевский и его единомышленники рассматривались как зачинатели нового этапа в освободительном движении — разночин­ского (1861 — 1895). Оно пришло на смену прежнему этапу — дворянскому (1825 — 1861).

На рубеже 1860— 1870-х гг. формировалась идео­логия народничества, ставшая идейным знаменем радикальной молодежи. Будучи социалистами, народ­ники, следуя теориям Герцена и Чернышевского, счи­тали, что Россия пойдет к социализму, минуя капита­листическую стадию; опорой же для этого послужит крестьянская община, в которой народники видели со­циалистические черты. Считая главной задачей избав­ление народа от социально-экономического гнета, боль­шинство народников отрицали или приуменьшали зна­чение политической борьбы.

Вопрос о готовности народа перейти к новому строю вызывал среди народников споры и привел к формированию трех точений.

Теоретиком бунтарского течения был М.А. Бакунин (1814— 1876). Он родился в дворянской семье в 1814 г., окончил военное училище, служил офицером. За связи с революционерами и отказ вернуться по требованию правительства в Россию из-за границы был осужден на вечное изгнание и лишен всех прав. В 1848—1849гг. участвовал в буржуазных революциях на Западе. Дваж­ды приговоренный к смертной казни, был выдан рус­скому правительству и около 5 лет провел в казематах. После покаянного письма Николаю I М.А. Бакунин был сослан в Сибирь, откуда бежал через Японию в Север­ную Америку. Последние годы жизни его прошли в Западной Европе. М.А. Бакунин считал, что русский крестьянин по природе — социалист и бунтарь, поэто­му интеллигенции достаточно просто обратиться к кре­стьянству и поднять его на бунт.

Теоретиком пропагандистского направления был П.Л. Лавров (1823— 1900). Полковник артиллерии, про-

Глава VII

фессор П. Л. Лавров за активное участие в революци­онном движении был сослан, затем бежал за границу, где прожил всю оставшуюся жизнь. Свою теорию он изложил в «Исторических письмах», опубликованных в 1868— 1869 гг. Лавров считал, что народ надо гото­вить к социализму посредством пропаганды. Для это­го необходимо подготовить пропагандистов. Задачей их является хождение в народ не с целью организа­ции немедленного бунта, а для подготовки крестьян к революции. П.Л. Лавров говорило необходимости со­здания революционной организации, высказывал идею создания массовой партии. Большое внимание Лавров уделял нравственному облику революционе­ра, который должен быть предан идее, быть челове­ком кристальной чистоты. Он предостерегал от попы­ток создания культа непогрешности.

П.Н. Ткачев (1844—1885), участник нечаевского кружка, был идеологом заговорщического направления. В 1871 г. среди 80 с лишним лиц, судимых по делу молодого анархиста Сергея Нечаева, создавшего в России тайную экстремистскую организацию, находил­ся молодой публицист П.Н. Ткачев. Сосланный в Псков­скую губернию, он вскоре бежал за границу, где умер в 1885 г. в Париже. Последние годы он провел в пси­хиатрической больнице. П.Н. Ткачев считал, что хоро­шо организованная революционная партия должна захватить власть и, опираясь на нее, внедрить социа­лизм в русскую жизнь. По мнению ряда историков, П.Н. Ткачев предвосхитил методы, которыми в XX в. пользовался В.И. Ленин.

В начале 1870-х гг., а особенно в 1874 г. началось массовое «хождение в народ». В нем, по разным оцен­кам, приняли участие от одной до четырех тысяч чело­век. Вопреки ожиданиям народ-ников, крестьянство не поднялось на восстание и не пошло лавиной к социа­лизму. Трудности этой акции подорвали движение, но не остановили его. Учтя опыт неудач, народники ре­шили объединить усилия, создав в 1876 г. крупную революционную организацию «Земля и воля». Она на­считывала около 150 человек. Организацией руково­дили А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, О.М. Гришинский,

ХIX столетие в российской истории

В.Н. Фигнер, Н.А. Морозов. Они создали в деревне ряд поселений: началось второе «хождение в народ».

Народники поддерживали рабочее движение, хотя отводили ему второстепенную роль. К народному дви­жению присоединились первые рабочие организации: «Южнорусский союз рабочих» (руководитель Е.О. Зас­лавский) и «Северный союз русских рабочих» (руко­водители В.П. Обнорокин, С.Н. Халтурин}.

Разочарование в возможности крестьянской револю­ции и преследования со стороны правительства породи­ли среди народников острые разногласия. В 1876 г. «Зем­ля и воля» раскололась. На прежних позициях осталась группа «Черный передел» (руководители Г.В. Плеханов, В.И. Засулич и др.). Они пытались продолжить пропаган­ду, но вскоре были разгромлены правительством и эмиг­рировали. Иную позицию заняла группа «Народная воля» (руководители А.И. Желябов, Н.А. Морозов, С.Л. Перовс­кая, А.Д. Михайлов и др.). Они считали, что остался только один путь — политическая борьба, и одна ее форма —террор. Народовольцы организовали ряд покушений на царя. Однако убийство царя Александра II не привело к разру­шению политической системы самодержавия. На престо­ле царя Александра II сменил Александр III. В 1880-х гг. «Народная воля» распалась.

Историческое значение революционного народни­чества заключалось в том, что оно выразило собой борьбу крестьянства против остатков крепостничества в пореформенной России. Они не увидели той силы, которая могла встать во главе борьбы с самодержави­ем. Такой силой был рабочий класс.

Рабочее движение в XIX в.

В конце 1870-х — начале 1880-х гг. в России завер­шился промышленный переворот, начавшийся в 1830 — 1840-х гг. Он определялся двумя факторами — эконо­мическим и социальным. Экономический заключался в переходе от мануфактуры к фабрике, т. е. замене руч­ного труда машинным. Социальный фактор характе­ризовался формированием новых классов: промыш­ленного пролетариата и буржуазии.

Глава VII

История рабочего движения России прошла ряд этапов.

Первый этап (60—70 гг. XIX в.)»…Борьба выража­лась тогда в отдельных восстаниях рабочих, которые разрушали здания, ломали машины, били фабричное начальство и т. п. Это была первая начальная форма рабочего движения…» Затем рабочее движение посте­пенно приобрело ряд особенностей, не имевшихся в движении народников. Во-первых, утверждается стач­ка как специфическое политическое средство борьбы и сопротивления капиталистической эксплуатации. Так, за период с 1861 по 1869 г. произошло 63 стачки, а с 1870 по 1875 г. — 323. Во-вторых, создаются рабо­чие организации, что означало первую попытку рабо­чих встать на путь самостоятельной политической борьбы. В их идейных позициях были сильны еще взгляды народничества, однако заметное влияние на них оказывали идеи 1 Интернационала. Первым воз­ник «Южнорусский союз рабочих» (1875). Создателем «Союза», был Е.О. Заславский — революционер-ин­теллигент. «Союз» насчитывал до 60 активных членов и 160 — 200 сочувствующих. Цели и задачи «Союза» излагались в уставе, признававшем необходимость на­сильственного переворота. «Союз» просуществовал 8 — 9 месяцев и в конце 1875 г. был разгромлен поли­цией. В конце 1879 г. в Петербурге рабочими В.П. Об-норокиным и С.Н. Халтуриным создается «Северный союз русских рабочих». В него входило 200 членов и столько же сочувствующих. Главной целью «Союза» было «ниспровержение существующего политическо­го и экономического строя государства, как строя крайне несправедливого». В 1881 г. «Союз» был раз­громлен полицией.

Таким образом, создание первых рабочих органи­заций свидетельствовало о том, что рабочие стали по­степенно подходить к пониманию необходимости не только экономической, но и политической борьбы, пониманию роли пролетариата в революционно-осво­бодительной войне.

Второй этап рабочего движения (1880-е — середи­на 1890-х гг.)связан с дальнейшим развитием рабочего

ХIX столетие в российской истории

движения, когда «…рабочие стали уже понимать враж­дебность интересов класса рабочих и класса капитализ­ма…» В это время происходит проникновение марксиз­ма в Россию. Основателем русского марксизма стал Г.В. Плеханов. Он родился в семье мелкопоместного дво­рянина. Преследуемый за активное участие в движе­нии народников, в 1880 г. бежал за границу. На родину он вернулся после Февральской революции в 1917 г. и вскоре умер от туберкулеза. Большую роль в распрос­транении революционных идей в России сыграла груп­па «Освобождение труда». Она была создана в 1888 г. в Женеве. В нее вошли бывшие члены организации «Чер­ный передел» Г.В. Плеханов, В.И. Засулин, Л.Г. Дейч, В.Н. Игнатьев. Основателем и руководителем группы был Плеханов. Группа ставила следующие задачи:

■ распространение идей научного социализма;

■ критика народничества и рассмотрение важней­ших вопросов русской общественной жизни с точ­ки зрения научного социализма и интересов тру­дящегося населения России.

За 20 лет (с 1880 по 1900} группа «Освобождение труда» издала более 250 работ, в том числе были переве­дены на русский язык труды К. Маркса и Ф. Энгельса. Большую роль в разгроме взглядов народников сыграли работы Г.В. Плеханова «Социализм и политическая борь­ба», «Наши разногласия», «К вопросу о развитии поли­тического взгляда на историю».

Таким образом, Г.В. Плеханов положил начало тео­ретической борьбе с народничеством. Он был первым русским марксистом, показавшим, что главную роль в русской революции будет играть пролетариат, и много сделал для победы марксизма в России.

В это же время в России шел активный процесс образования социал-демократических организаций.

Одной из первых социал-демократических органи­заций в России была группа Д. Благоева. Возникла она в 1883 г. и называлась «Партия русских социал-демок­ратов». Ее практическая деятельность состояла в орга­низации рабочих кружков на предприятиях Петербур­га и пропаганде в них социалистических идей. Всего было создано 15 кружков по 6—10 человек. После аре-

Глава VII

ста Д. Благоева в 1885 г. группа прекратила существо­вание. В 1885 г. в Петербурге рабочим-революционе­ром П.В. Точисским была создана организация «Това­рищество санкт-петербургских мастеровых». Органи­зация готовила пропагандистов из рабочей среды, имела подпольную библиотеку, склад нелегальной ли­тературы и кассу взаимопомощи. В 1888 г. организация была разгромлена. В 1898 г. под руководством студента технологического института М.И. Бруснева было созда­но «Социал-демократическое общество», которое объе­диняло до 20 кружков. Организация М.И. Бруснева одной из первых поставила вопрос об объединении марксистов во всероссийском масштабе. В 1892 г. орга­низация прекратила свое существование. Кроме Петер­бурга марксистские кружки и группы имелись в Москве, Поволжье, на Урале, Украине. В конце 1887 — начале 1888 г. появилась марксистская группа в Казани. Руково­дителем ее былН.Е. Федосеев. В работе одного из его круж­ков принимал участие студент Казанского университета В.И. Ульянов (Ленин).

Третий этап (1894-1898).Процесс формирования массового революционного движения проходил в ост­рой борьбе между социал-демократами, либеральными народниками и «легальными марксистами». Вторая половина 1890-х гг. характеризуется активными дей­ствиями социал-демократов по созданию своей соб­ственной партии. В это время на политическую арену выходит будущий лидер большевиков — В.И. Ленин (1870— 1924), Начался ленинский этап в развитии мар­ксизма.

Осенью 1895 г. под руководством В.И. Ленина все марксистские кружки Петербурга были объединены в единую политическую организацию «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Он был построен на принципах централизации, строгой дисциплины, кон­спирации, тесной связи с рабочими. Впервые в России на практике марксизм был соединен с рабочим движе­нием. «Союз» являлся зачатком партии нового типа.

1 — 3 марта 1898 г. в Минске строго конспиративно состоялся I съезд РСДРП. Всего на съезде было 9 деле­гатов. Делегаты съезда приняли решение о слиянии всех

ХIX столетие в российской истории

местных социал-демократических организаций в единую Россий-скую социал-демократическую партию. Названи­ем «российская» подчеркивалось, что новая партия объ­единяет рабочих независимо от национальной принад­лежности. Уже после съезда в название партии было до­бавлено слово «рабочая». Однако съезд не смог выработать программу и устав партии, преодолеть раз­дробленность социал-демократического движения.

Таким образом, I съезд РСДРП стал важной вехой в истории создания социал-демократической партии, закономерным этапом в развитии российского рабоче­го движения. В условиях приближавшейся революции 1905— 1907 гг. общественные движения России вступи­ли в этап политического оформления партий и тече­ний, выражавших интересы определенных социальных слоев и классов.

Выводы

XIX в. — век противоречий в развитии России, век побед и поражений, век вступления ее на капита­листический путь развития.

Большое значение имели попытки реформирова­ния России на основе идей М.М. Сперанского, но государство еще не было готово к этому. Огромное влияние на развитие страны оказала по­беда в Отечественной войне 1812 г. Эпоха Александра II — эпоха важных преобразо­ваний во всех сферах жизни страны. В это столетие появились общественные организа­ции, чья деятельность имела большое значение для последующего, XX в.

Вопросы для самоконтроля

1.Какие изменения произошли в территории и населении Российской империи в XIX в. ?

2.Каковы были причины, характер и особенность Отече­ственной войны 1812г.?

3. Каковы причины и последствия выступления декабрис­тов?

Глава VII

4. Чем были вызваны реформы в России XIX в. ?

5. Какие факторы предопределили условия крестьянской ре­формы?

6. Охарактеризуйте суть реформ Александра II.

7.В чем заключались причины революционного движения в пореформенной России?

8.Каковы последствия и значения реформ 1860-х гг. для России?

Литература

1. Великие реформы в России. 1856— 1874 гг. / Под ред. Л.Г Захаровой. М„ 1992.

2. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. М., 1968.

3. Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России. 1856-1861. М., 1984.

4. Российские самодержцы. М. 1992.

ХIX столетие в российской истории

Структурно-логические схемы

Схема 25

РЕФОРМЫ В РОССИИ

Я половина XIX в.

духовная

политическая

Социально — экономическая

Сферы общественной жизни

духовная

Общественные движения второй половины XIX в.

Возникновение общественных движений

Отмена крепостного права и реформы в 60-70-х гг. XIX в. привели к изменениям в социальной, экономической и политической жизни страны. Переходный характер экономики и социальной структуры этого периода активизировал различные общественные силы России на поиск пути исторического развития, стимулировал дискуссии по этому вопросу. Русская интеллигенция превратилась после отмены крепостного права в главного участника общественного движения.

Основными направлениями общественного движения в России во второй половине XIX в. были консерватизм, либерализм, народничество, социал-демократия, марксизм.

Консерватизм

Крупнейшие представители этого течения — государственные деятели, литераторы и философы К. П. Победоносцев, М. Н. Катков, В. П. Мещерский, А. А. Фет, Н. Я. Данилевский. Они опирались на русскую национальную идею. Основным идеологическим принципом консерваторов была формула: «Самодержавие, православие, народность». Основная задача — сохранение самодержавия. Консерваторы подвергали критике реформы Александра II. Печатными органами консерваторов были «Русский вестник», «Московские ведомости», «Гражданин».

Либерализм

Видные представители либерализма в России принадлежали к научной и творческой интеллигенции (Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин, М. М. Стасюлевич, М. Т. Лорис-Меликов, Н. А. и Д. А. Милютины). Русские либералы занимались просветительской деятельностью, выступали сторонниками модернизации страны. Либералами издавались журналы «Отечественные записки», «Русский вестник», «Вестник Европы», «Русская мысль», газеты «Голос», «Русские ведомости».

Народничество

Основоположниками этого течения были А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский, которые в 50-х гг. XIX в. полагали, что крестьянская община («ячейка социализма») и качества крестьянина-общинника («прирожденного коммуниста») помогут России перейти к социалистическому строю, минуя капитализм.

В народничестве складывались и развивались различные направления, имевшие общую цель борьбы (социализм), и признававшие необходимость революции для достижения этой цели.

Теоретиком пропагандистского направления революционного народничества был П. Л. Лавров, считавший, что интеллигенция подготовит крестьянство к революции. Главная задача интеллигенции заключалась в пропаганде идей социализма в народе.

Теоретиком бунтарского (анархистского) направления революционного народничества был М. А. Бакунин. Он считал, что главная несправедливость — социальное неравенство, а основным носителем несправедливости является государство. Цель борьбы — ликвидация существующего государства. Основное средство борьбы — революционный бунт народа.

Теоретик заговорщического направления П. Н. Ткачев предполагал, что крестьянство не готово к революции. Интеллигенция должна создать законспирированную партию, которая захватит власть и будет руководить переустройством общества.

В 60-е гг. XIX в. среди студенческой молодежи распространилась идеология нигилизма. Отрицая философию, искусство, мораль, религию, нигилисты называли себя материалистами и проповедовали «эгоизм, основанный на разуме». Под влиянием социалистических идей романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» (1862 г.) возникли артели, мастерские, коммуны, надеявшиеся путем развития коллективного труда подготовить социалистическое преобразование общества.

Подпольные организации народников возникли в конце 50-х — начале 60-х гг. XIX в. Возник студенческий кружок в Харьковском университете (1856-1858 гг.), кружок пропагандистов в Москве во главе с П. Э. Аргиропуло и П. Г. Заичневским (1861 г.).

В 1863-1866 гг. действовала революционная организация, возглавляемая Н. А. Ишутиным («ишутинцы»). В 1866 г. член организации Д. В. Каракозов совершил безуспешное покушение на Александра II.

В конце 60-х гг. XIX в. была создана организация «Народная расправа» во главе с С. Г. Нечаевым. Он написал устав организации «Катехизис революционера», в котором отрицал какую-либо этику, полагая, что цель оправдывает средства. В 1871 г. российское общество было возмущено убийством студента И. Иванова, члена «Народной расправы», оказавшего неповиновение С. Г. Нечаеву. С суда над «нечаевцами» началась эпоха политических процессов, ставших частью общественной жизни 70-х гг. XIX в.

В 1869-1874 гг. существовало «Большое общество пропаганды» («чайковцы»). Его возглавляли Н. В. Чайковский, С. Л. Перовская, С. М. Кравчинский, П. А. Кропоткин. В 1874 г. «чайковцы» участвовали в подготовке массовой акции — «хождения в народ», когда сотни студентов, гимназистов, молодых интеллигентов отправились в деревню для агитации и пропаганды социализма среди крестьян. «Хождение в народ» провалилось, т. к. крестьянам были чужды социалистические идеи о свержении самодержавия.

Первой крупной организацией народников была «Земля и воля» (1876- 1879 гг). Организацией руководили М. А. Натансон, А. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов, Л. А. Тихомиров.

Землевольцы создавали поселения в деревне. Новое «хождение в народ» также не дало результатов, и в 1879 г. организация раскололась.

Социал-демократия

Сторонники пропаганды социалистических идеалов объединились вокруг Г. В. Плеханова. Их организация называлась «Черный передел» (1879-1882 гг.), руководители — Г. В. Плеханов, П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч, В. И. Засулич. Такое название она получила потому, что ее члены призывали коренным образом, «по-черному» поделить всю землю в России.

Сторонники тактики индивидуального террора образовали «Народную волю» (1879-1882 гг.), ее возглавлял Исполнительный комитет, куда входили А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская, В. Н. Фигнер, Н. А. Морозов и др.

Народовольцы ставили своей целью революционный захват власти и построение общинного социализма. К власти они намеревались прийти с помощью политического переворота. 1 марта 1881 г. Александр II был убит членами «Народной воли». Ожидаемых народовольцами массовых выступлений народа не произошло, организация была разгромлена полицией, ее лидеры казнены.

В 80-90-х гг. XIX в. в интеллигентской среде получили широкое распространение идеи реформаторского народничества (В. П. Воронцов, И. И. Каблиц, Н. К. Михайловский и др.). Теоретики либерального народничества доказывали возможность мирного перехода к социализму в результате реформ, проводимых правительством.

Тяжелое материальное положение, произвол предпринимателей заставляли рабочих вести борьбу за улучшение своего положения.

Первые рабочие выступления относятся к 60-м гг. XIX в. В 70-е гг. стачечное движение усилилось. В 1872 г. произошла одна из крупнейших стачек десятилетия — в Нарве бастовало около 6 тыс. рабочих Кренгольмской мануфактуры. Прекратить стачку удалось только с помощью войск и ряда уступок рабочим. В 1885 г. произошла стачка на Николаевской мануфактуре близ Орехово-Зуева (Морозовская стачка). Суд над руководителями Морозовской стачки в 1886 г. выявил факты произвола администрации. Рабочие были оправданы судом присяжных.

Рабочие выступления второй половины ХIХ в. носили стихийный и разрозненный характер, выдвигались преимущественно экономические требования.

В 1870-х гг. возникли рабочие организации, которые наряду с экономическими целями ставили перед собой и политические. Первой такой организацией был «Южнороссийский союз рабочих» (1875 г.). Его возглавил Е. О. Заславский. В 1878 г. в Санкт-Петербурге возник «Северный союз русских рабочих». Эта организация насчитывала около 200 человек. Ее руководителями были В. П. Обнорский и С. Н. Халтурин. «Северный союз» имел программу и устав. Ему удалось нелегально выпустить единственный номер газеты «Рабочая заря». В 1878 г. после ареста руководителей организация распалась.

Рост рабочего движения в 80-х гг. XIX в. заставил правительство сделать первые шаги по оформлению рабочего законодательства. В 1885 г. был запрещен ночной труд подростков и женщин.

Революционное движение в 80-х — начале 90-х гг. ХIХ в. характеризовалось упадком народничества и распространением марксизма в России.

Марксизм

В 1883 г., разочаровавшись в народничестве и оказавшись в эмиграции, чернопередельцы во главе с Г. В. Плехановым перешли на позиции марксизма и создали в Женеве группу «Освобождение труда» — первую русскую социал-демократическую организацию.

В середине 80-х гг. ХIХ в. в России возникли социал-демократические кружки студентов и рабочих: «Партия русских социал-демократов» Д. Н. Благоева, «Товарищество Санкт-Петербургских мастеровых» П. В. Точисского, группа Н. Е. Федосеева в Казани (1888-1889 гг.), «Социал-демократическое общество» М. И. Бруснева (1889-1892 гг.).

На рубеже 80-90-х гг. ХIХ в. социал-демократические группы существовали в Киеве, Харькове, Одессе, Минске, Туле, Иваново-Вознесенске, Вильне, Ростове-на-Дону, Тифлисе и других городах.

Начавшаяся в конце XIX в. модернизация экономики России привела к росту численности рабочего класса. Уже в начале ХХ в. насчитывалось около 14 млн рабочих. Тяжелые условия жизни и труда, отсутствие рабочего законодательства заставляли рабочих организовываться и бороться за свои права. С 1900 г. российские рабочие начали проводить митинги и демонстрации, выдвигать свои требования. В 1901 г. забастовали 1200 рабочих Обуховского завода в Петербурге. Современники событий назвали стачку «Обуховской обороной».

Летом 1903 г. весь юг России от Баку до Одессы был охвачен грандиозной стачкой, в которой приняло участие от 130 тыс. до 200 тыс. человек. В декабре 1904 г. была проведена политическая стачка, закончившаяся подписанием первого в истории рабочего движения России коллективного договора между рабочими и нефтепромышленниками. Этот договор закрепил 9-часовой рабочий день, увеличение зарплаты на 20 %, предоставление ежегодного отпуска и т. д.

В начале XX в. активизировалось крестьянское движение.

В 1900-1904 гг. выступления крестьян достигли значительного размаха (около 600 волнений в 42 губерниях Европейской России). Крестьяне не выдвигали политических требований. Они выступали против отдельных помещиков, требовали раздела помещичьей земли, сокращения налогов и повинностей. Особенно широко крестьянское движение развернулось в марте — апреле 1902 г. в Полтавской и Харьковской губерниях. В нем приняло участие более 150 тыс. крестьян. В эти губернии были введены правительственные войска. Крестьян наказывали целыми селами, отдавали под суд, ссылали на каторгу.

Свидетельством нарастания кризисной ситуации в стране было движение демократической интеллигенции. Она требовала политических свобод — слова, печати, собраний и других и выступала против полицейского произвола. Наибольшую активность проявляло студенчество.