Особое производство

Исполнительное производство в гражданском процессе

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Узнать цену Поделись с друзьями

1.Понятие исполнительного производства. Источники
исполнительного законодательства.

2.Органы принудительного исполнения.

3.Суд в исполнительном производстве. Другие участники исполнительного производства.

4.Исполнительные документы.

5.Возбуждение исполнительного производства и его общие правила.

6.Особенности принудительного исполнения по отдельным видам исполнительных производств.

1. Вступившие в законную силу решение, постановление и определение суда обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории РФ. Неисполнение судебных постановлений влекут за собой ответственность, установленную федеральными законами.

Исполнительное производство по федеральным законам «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» организационно выведено из сферы судебной власти и передано органам исполнительной власти. Задача судов заключается в разрешении правового конфликта и вынесении судебного акта, а также контроле за процессом исполнительного производства при подаче жалоб одним из его участников.

Регулирование исполнительного производства как стадии гражданского процесса осуществляется самыми, различными правовыми актами, что объясняется комплексным характером данной правовой сферы. Закон «Об исполнительном производстве» крайне сузил нормативную основу для совершения исполнительных действий, исключив из нее акты Правительства РФ (за небольшим исключением), акты федеральных органов исполнительной власти. Законодательство РФ об исполнительном производстве состоит из названного закона «О судебных приставах» и иных федеральных законов (ГПК, СК, ГК), регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов.

Приоритетный характер носят нормы международных договоров Российской Федерации. К числу международно-правовых документов, содержащих правила исполнительного производства, можно отнести Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам между государствами — членами Содружества Независимых Государств.

В качестве источников исполнительного законодательства закон не называет инструкции федеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые акты субъектов РФ.

2. Принудительное исполнение исполнительных документов, включая решения, определения, постановления судов общей юрисдикции, возлагается на службу судебных приставов, а именно на судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов.

Судебные приставы-исполнители вправе самостоятельно решать большее число вопросов исполнительного производства. Лишь на отдельные действия судебного пристава-исполнителя необходима санкция старшего судебного пристава-исполнителя или суда в зависимости от характера исполнительного документа. Судебному приставу-исполнителю может быть заявлен отвод, основания и порядок разрешения которого определены в ст. 43 Закона «Об исполнительном производстве».

Требования судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов и актов других органов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории РФ. Судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Законом «Об исполнительном производстве» предусмотрено вознаграждение судебному приставу-исполнителю за успешные исполнительные действия. В частности, судебный пристав-исполнитель, обеспечивший реальное и своевременное исполнение исполнительного документа, получает вознаграждение в размере 5% от взысканной им суммы или стоимости имущества, но не более 10 МРОТ, а по исполнительному документу неимущественного характера — 5 МРОТ.

В случае частичного исполнения исполнительного документа по независящим от судебного пристава-исполнителя причинам вознаграждение выплачивается пропорционально взысканной сумме.

Исполнительное законодательство определяет не только круг полномочий судебного пристава-исполнителя, но и порядок оспаривания его действий и постановлений. Вред, причиненный судебным приставом-исполнителем, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, а именно Российской Федерацией, поскольку система принудительного исполнения входит в систему федеральных органов исполнительной власти.

3. Участники исполнительного производства в гражданском процессе подразделяются на четыре большие группы:

1) органы принудительного исполнения — судебные приставы-исполнители и в целом вся служба судебных приставов в той мере, в какой ее отдельные должностные лица наделены полномочиями по разрешению вопросов в стадий исполнительного производства;

2) Организационное отнесение исполнительного производства к ведению органов исполнительной власти не снимает с судов целого ряда существенных полномочий по решению
вопросов его развития, начиная от выдачи исполнительно
го листа, заканчивая прекращением исполнительного производства.

3) лица, участвующие в исполнительном производстве.
К их числу относятся стороны исполнительного производства — взыскатель и должник, их представители.

Стороны являются главными участниками исполнительного производства, поскольку от их юридических действий зависит развитие данной стадии гражданского процесса. Взыскателем является гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ. Должником являются гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершит! определенные действия (передать денежные средства к иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) ил к воздержаться от их совершения. В исполнительном производстве могут участвовать несколько взыскателей или должников. Каждый из них по отношению к другой стороне участвует в исполнительном производстве самостоятельно или может поручить участие в исполнительном производстве одному из соучастников Стороны исполнительного производства вправе выступать через Своих представителей.

Утверждение мирового соглашения сторон в исполнительном производстве осуществляется в общем порядке Стороны могут самостоятельно либо через судебного пристава-исполнителя обратиться в суд с проектом мирового соглашения. Оно рассматривается судом и утверждается с соблюдением правил ст. 39 ГПК.

В случае выбытия одной из сторон (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга) судебный пристав-исполнитель обязан своим постановлением произвести замену этой стороны ее правопреемником, определенным в порядке, установленном федеральным законом. Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были бы обязательны для стороны, которую правопреемник заменил;

4) лица, содействующие совершению исполнительных действий. К их числу относятся различные субъекты — налоговые органы, банки, иные кредитные организации (по требованиям о взыскании денежных средств), органы государственной регистрации юридических лиц либо учреждения юстиции (по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним), другие органы, организации, должностные лица и граждане.

Кроме того, к числу лиц, содействующих совершению исполнительных действий относятся переводчик, понятые, специалисты, хранители имущества, работники органов внутренних дел и другие лица, которые так или иначе осуществляют определенные обязанности в связи с осуществлением исполнительных действий.

4. Исполнительное производство возбуждается предъявлением исполнительных документов к взысканию. В рамках исполнительного производства обеспечивается принудительная реализация самых различных исполнительных документов, в том числе и выдаваемых судами.

Перечень исполнительных документов, возбуждающих исполнительное производство, дан в ст. 7 Закона «Об исполнительном производстве».

На основании решений иностранных судов, международного коммерческого арбитража и третейского суда исполнительные листы выдаются в соответствии с гл. 45, 47 ГПК.

Порядок выдачи исполнительных листов на основании решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека российским законодательством пока не урегулирован.

К числу таких межгосударственных органов по защите прав и свобод человека можно отнести Европейский суд по правам человека;

2)судебные приказы выдаются в соответствии с гл. 11
ГПК и не требуют какого-либо специального подтверждения, они сами являются исполнительным документом;

3)нотариально удостоверенные соглашения об уплате
алиментов. Порядок их заключения между гражданами и
удостоверения нотариусом, придающего тем самым соглашению силу исполнительного документа, определен в
гл. 16 (ст. 99—105 СК) и Основах законодательства Российской Федерации о нотариате;

4)удостоверения комиссии по трудовым спорам (КТС),
выдаваемые на основании ее решений;

5)оформленные в установленном порядке требования
органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, если законом не установлен иной
порядок исполнения указанных исполнительных документов. Здесь имеются в виду акты налоговых, таможенных и иных органов, уполномоченных на такие взыскания;

6)постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

7) постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенные в соответствии с законом «Об исполнительном производстве» при совершении конкретных исполнительных действий.

8) постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Перечень исполнительных документов, являющихся основанием для возбуждения исполнительного производства и совершения исполнительных действий, не является закрытым, поскольку в случаях, предусмотренных федеральным законом, исполнительными документами являются постановления иных органов. Например, исполнительная надпись нотариуса, представляющая собой форму реализации юрисдикционных полномочий нотариусов, санкционирующих бесспорное взыскание задолженности. В качестве основания для совершения исполнительных надписей нотариусом можно рассматривать только указания в федеральном законе.

В случае утраты подлинника исполнительного документа основанием для взыскания является его дубликат, выдаваемый судом или другим органом, вынесшим соответствующий акт, в порядке, предусмотренном федеральным законом. Дубликат имеет такую же юридическую силу как и утраченный документ, но обязательным его реквизитом является отметка «Дубликат», которая, как правило, делается в верхнем правом углу такого документа.

Вопрос о выдаче дубликата рассматривается в судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте заседания, однако их неявка не является препятствием для разрешения вопроса о выдаче дубликата. На определение суда по вопросу о выдаче дубликата может быть подана частная жалоба.

Порядок выдачи дубликатов по нотариально удостоверенным соглашениям об уплате алиментов определен в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате. В случае утраты документов, экземпляры которых хранятся в делах нотариальной конторы, по письменным заявлениям граждан, от имени и по поручению которых совершались нотариальные действия, выдаются дубликаты утраченных документов (ст. 52 Основ).

По каждому решению суда общей юрисдикции выдается один исполнительный лист. Однако, если решение принято в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков, суд по просьбе взыскателя должен выдать несколько исполнительных листов с точным указанием места исполнения или той части решения, которая по данному листу подлежит исполнению.

Исполнительные документы могут быть предъявлены к исполнению в следующие сроки:

-исполнительные листы, выдаваемые на основании
судебных актов судов общей юрисдикции, арбитражных
судов, судебные приказы — в течение трех лет;

-исполнительные листы, выдаваемые судами на основании решений международных коммерческих арбитражей и иных третейских судов, оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания — в течение шести месяцев;

— удостоверения комиссии по трудовым спорам, постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, — в течение трех месяцев.

Сроки для предъявления других исполнительных документов к исполнению устанавливаются федеральными законами, определяющими условия и порядок выдачи соответствующих исполнительных документов.

Срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается предъявлением исполнительного документа к исполнению либо частичным исполнением исполнительного документа должником. Взыскатель, пропустивший срок предъявления исполнительного листа или судебного приказа к исполнению, вправе обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного срока в суд, принявший соответствующий судебный акт.

5. Для возбуждения исполнительного производства взыскателю необходимо обратиться с исполнительным документом к судебному приставу-исполнителю, который должен в течение трех дней вынести постановление о возбуждении исполнительного производства. В постановлении устанавливается срок для добровольного исполнения должнику, который не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства. Одновременно судебный пристав-исполнитель в целях исполнения исполнительного документа по имущественным взысканиям вправе произвести опись имущества должника и наложить на него арест. Такие действия производятся на основании заявления взыскателя. Исполнительные действия должны быть совершены судебным приставом-исполнителем в течение двух месяцев со дня поступления к нему исполнительного документа (ст. 44 Закона «Об исполнительном производстве»).

В качестве мер принудительного исполнения предусмотрены:

1)обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализация;

2)обращение взыскания на заработную плату пенсию,
стипендию и иные виды доходов должника;

3)обращение взыскания на денежные средства и иное
имущество должника, находящиеся у других лиц;

4)изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе;

5)иные меры, предпринимаемые в соответствии с федеральными законами, обеспечивающие исполнение исполнительного документа.

Отдельные исполнительные процедуры различаются в зависимости от того, на что конкретно обращается взыскание: недвижимое или движимое имущество, ценные бумаги, денежные средства; необходимость совершения должником определенных действий в пользу взыскателя либо воздержания от них; кто является обязанным субъектом по исполнительному документу — гражданин, коммерческая либо некоммерческая организация, орган государственной власти, местного самоуправления.

В случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере 7% от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника.

Имеются и другие санкции за неисполнение исполнительного документа. Так, за невыполнение гражданами и должностными лицами законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства РФ об исполнительном производстве, а равно за утрату исполнительного документа либо несвоевременное его отправление, представление недостоверных сведений о доходах и об имущественном положении должника и другие тому подобные нарушения виновные подвергаются судебным приставом-исполнителем штрафу в размере до 100 МРОТ. За уклонение без уважительных причин от явки по вызову судебного пристава-исполнителя или к месту совершения исполнительных действий виновные лица могут быть подвергнуты приводу.

Специальные санкции (в размере 50% от суммы, подлежащей взысканию) установлены в отношении банков за неисполнение без уважительных причин исполнительного документа, обязывающего. должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения.

Кроме того, в случае несвоевременного осуществления исполнительных действий по исполнительному листу организацией взыскатель вправе предъявить к организации иск о взыскании подлежащей удержанию с должника суммы, не удержанной по вине этой организации.

Действия по розыску имущества осуществляются службой судебных приставов. Следует иметь в виду, что розыск имущества должника по общему правилу может быть объявлен судебным приставом-исполнителем лишь при согласии взыскателя нести бремя расходов по розыску, а также их предварительном полном финансировании. Авансовый взнос должен быть внесен на депозитный счет подразделения судебных приставов в размере, достаточном для производства соответствующих расходов. В этом случае взыскатель вправе в судебном порядке требовать от должника возмещения расходов по розыску.

При недостаточности взысканной с должника суммы для удовлетворения всех требований по исполнительным документам эта сумма распределяется между взыскателями в порядке очередности, установленной ст. 78 Закона «Об исполнительном производстве». При этом требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного погашения требований предыдущей очереди. При недостаточности взысканной суммы для полного удовлетворения всех требований одной очереди эти требования удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме. Следует также иметь в виду, что из суммы, взысканной судебным приставом-исполнителем с должника, сначала оплачивается исполнительский сбор, погашаются штрафы, наложенные на должника в процессе исполнения исполнительного документа, возмещаются расходы по исполнению, а затем уже остальная сумма поступает на удовлетворение требований взыскателей.

В исполнительном производстве возможен поворот исполнения в отношении уже исполненного документа (ст. 443—445 ГПК). В случае отмены решения суда, приведенного в исполнение, и принятия после нового рассмотрения дела решения суда об отказе в иске полностью или в части либо определения о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения ответчику должно быть возвращено все то, что было с него взыскано в пользу истца по отмененному решению суда (поворот исполнения решения суда).

Суд, которому дело передано на новое рассмотрение, обязан по своей инициативе рассмотреть вопрос о повороте исполнения решения суда и разрешить дело в новом решении или новом определении суда. В случае, если суд, вновь рассматривавший дело, не разрешил этот вопрос, ответчик вправе подать в этот суд заявление о повороте исполнения. Заявление рассматривается в судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте заседания, однако их неявка не является препятствием к рассмотрению заявления. На определение о повороте исполнения решения суда может быть подана частная жалоба.

Суд, рассматривающий дело в суде апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, если он своим решением или определением окончательно разрешает спор, либо прекращает производство по делу, либо оставляет заявление без рассмотрения, обязан разрешить вопрос о повороте исполнения решения суда или передать дело на разрешение суда первой инстанции. В случае, если в решении или определении вышестоящего суда нет никаких указаний на поворот исполнения решения суда, ответчик вправе подать соответствующее заявление в суд первой инстанции.

В рамках исполнительного производства выделяются также такие процессуальные действия, как отложение исполнительных действий (ст. 19 названного Закона, ст. 435 ГПК); приостановление исполнительного производства (ст. 20—22, 24 названного Закона, ст. 436, 437 ГПК); прекращение исполнительного производства (ст. 23—25 названного Закона, ст. 439 ГПК); возвращение исполнительного документа (ст. 26 названного Закона); окончание исполнительного производства (ст. 27 названного Закона).

6. В отношении граждан исполнение судебных актов возможно путем обращения взыскания на денежные средства, а также любое лично принадлежащее им имущество. При недостаточности этого имущества в соответствии со ст. 45 СК кредитор вправе требовать выдела доли супруга должника, которая бы причиталась супругу-должнику при разделе общего имущества супругов, для обращения на нее взыскания. Если приговором суда установлено, что общее имущество супругов было приобретено или увеличено за счет средств, полученных одним из супругов преступным путем, взыскание может быть обращено соответственно на общее имущество супругов или на его часть.

В отношении организаций при погашении задолженности взыскание обращается в первую очередь на денежные средства должника, которые находятся на счетах организаций либо хранятся в наличном виде. Только при отсутствии денежных средств взыскание обращается на имущество с целью удовлетворения требований взыскателя. Возможно исполнение и путем совершения юридических действий должником в интересах взыскателя и другим способом в зависимости от того, какой порядок исполнения установлен в исполнительном листе.

Обращение взыскания на имущество представляет собой основной способ исполнения судебных актов, поскольку, в отличие от денежных средств, имущество должнику гораздо сложнее скрыть, особенно недвижимость и иное имущество, так или иначе подлежащее регистрации. В соответствии со ст. 51 Закона «Об исполнительном производстве» арест на имущество должника налагается не позднее одного месяца со дня вручения должнику постановления о возбуждении исполнительного производства, а в необходимых случаях — одновременно с его вручением. Выявление и определение принадлежности имущества должнику производится судебным приставом-исполнителем при осуществлении исполнительных действий.

Арест имущества должника состоит из описи имущества, объявления запрета распоряжаться им, а при необходимости — ограничения права пользования имуществом, его изъятия или передачи на хранение. Виды, объемы и сроки ограничения определяются судебным приставом-исполнителем в каждом конкретном случае с учетом свойств имущества, значимости его для собственника или владельца, хозяйственного, бытового или иного использования и других факторов.

При обращении взыскания на имущество должника-организации арест и реализация имущества осуществляется в следующей очередности:

в первую очередь реализуется имущество должника, непосредственно не участвующее в производстве: ценные бумаги, денежные средства на депозитных и иных счетах должника, валютные ценности, легковой автотранспорт, предметы дизайна офисов и иное;

во вторую очередь — готовая продукция (товары), а также иные материальные ценности, непосредственно не участвующие и не предназначенные для непосредственного участия в производстве;

в третью очередь — объекты недвижимого имущества, а также сырье и материалы, станки, оборудование, другие основные средства, предназначенные для непосредственного участия в производстве.

Важным вопросом исполнительного производства является оценка имущества, поскольку от его стоимости зависит и результативность мер исполнения, полнота реализации исполнительного документа.

Реализация арестованного имущества должника, на которое обращается взыскание (за исключением имущества, изъятого по закону из оборота), осуществляется путем его продажи в течение двух месяцев со дня наложения ареста на имущество должника, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Реализация должна осуществляться только соответствующей специализированной организацией, имеющей право торговли соответствующим видом продукции и товаров. Продажа имущества должника, за исключением недвижимого имущества, производится на комиссионных и иных договорных началах.

Продажа недвижимого имущества должника осуществляется путем проведения публичных торгов специализированными организациями, имеющими право совершать операции с недвижимостью, в порядке, предусмотренном ст. 447-449 ГК. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу — лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Специализированные организации проводят торги по заявке судебного пристава-исполнителя с указанием минимальной начальной цены имущества, выставляемого на торги. Торги должны быть проведены в двухмесячный срок со дня получения специализированной организацией соответствующей заявки судебного пристава-исполнителя.

Если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано не менее чем за 30 дней до их проведения. Извещение должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

Лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения торгов протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Лицо, выигравшее торги, при уклонении от подписания протокола утрачивает внесенный им задаток.

Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица (например, при проведении торгов ранее объявленного срока, если были допущены злоупотребления судебного пристава-исполнителя, взыскателя или покупателя в ходе торгов).

Если после удовлетворения требований взыскателя и возмещения расходов по исполнению решения остаются какие-либо средства, то они направляются должнику.

Если имущество (независимо от его вида) не будет реализовано в двухмесячный срок, взыскателю предоставляется право оставить это имущество за собой. В случае отказа взыскателя от имущества оно возвращается должнику, а исполнительный документ — взыскателю. Если же взыскатель откажется от имущества, то оно возвращается должнику, а исполнительный лист = взыскателю. Однако взыскатель вправе вновь предъявлять исполнительный документ к взысканию в пределах установленных законом сроков.

Исполнение исполнительного документа о вселении взыскателя (как гражданина, так и организации) производится в принудительном порядке судебным приставом-исполнителем.

Исполнение исполнительного документа о выселении должника осуществляется судебным приставом-исполнителем принудительно. Судебный пристав-исполнитель официально извещает должника о дне и времени принудительного выселения. Отсутствие должника, извещенного о дне выселения, не является препятствием для исполнения исполнительного документа. В целях обеспечения принудительного исполнения исполнительных документов, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения, судебный пристав-исполнитель устанавливает должнику срок для их добровольного исполнения. В случае невыполнения данных требований’ без уважительных причин судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штрафные санкции и иные меры, предусмотренные законом, и назначает новый срок исполнения исполнительного документа. В случае, если для исполнения исполнительного документа участие должника необязательно, судебный пристав-исполнитель организует исполнение в. соответствии с правами, предоставленными ему законом, с взысканием с должника трехкратного размера расходов по совершению исполнительных действий.

Взыскатель вправе сам совершить эти действия.

Особое производство в гражданском процессе

Особое производство было известно еще римскому праву, в котором помимо искового производства существовало и т. н. бесспорное судопроизводство, в котором не оспаривалось притязание на право или на вещь.

Особое производство — это разновидность гражданского судопроизводства, в основе которого не лежит спор о материальном праве. В особом производстве отсутствуют стороны с противоположными интересами, так как нет необходимости защиты нарушенного или оспариваемого права. Отсутствие правового спора и сторон делает невозможным предъявление встречного иска, замену сторон, заключение мирового соглашения и т. д. В этом и нет необходимости, так как целью особого производства является не защита нарушенных или оспариваемых прав, не разрешение спора между лицами, а установление юридических, доказательственных фактов, правового статуса гражданина, решение других юридических вопросов.

Согласно ч. 3 ст. 246 ГПК, разрешение спора, возникшего в процессе рассмотрения дела особого производства, должно входить в компетенцию суда в исковом производстве. Поэтому, если при рассмотрении дела в порядке особого производства возникает спор о праве, подведомственный суду общей юрисдикции, суд оставляет заявление без рассмотрения и разъясняет заинтересованным лицам, что они вправе предъявить иск на общих основаниях.

Лица, участвующие в делах особого производства

В соответствии с ч. 2 ст. 246 ГПК лицами, участвующими в делах особого производства являются заявитель и заинтересованные лица. Они пользуются правами, перечисленными в ст. 30 ГПК, за исключением тех, которые касаются распоряжения спорным правом.

К заявителям относятся граждане, организации, например, муниципальный орган, профсоюзные организации, психиатрические лечебные учреждения. К заинтересованным могут быть отнесены лица, взаимоотношения которых с заявителем зависят от факта, подлежащего установлению, например, родственники заявителя при установлении факта для последующего оформления наследственных прав; организации и учреждения, в которых заявитель намерен использовать решение суда по делу особого производства (отдел социального обеспечения и т.п.); организации и учреждения, которые по закону могли удостоверить тот или иной факт, но почему-либо не сделали этого своевременно или не могут выдать дубликат документа.

Привлечение к делу заинтересованных лиц — обязанность суда. В случае их неявки в судебное заседание дело откладывается слушанием.

Правовое положение лиц, участвующих в делах особого производства

⇐ Предыдущая12345

К участникам гражданского судопроизводства относится юридически заинтересованные в исходе дела лица и лица, такой заинтересованности не имеющие.

Для дел особого производства характерен специфический субъективный состав. В данном виде производства отсутствуют такие стороны как истец, ответчик, и третьи лица. В суде рассматриваются такие дела с участием заявителя и заинтересованных лиц.

По инициативе заявителя, суда или заинтересованных лиц, по делам в порядке особого производства, в процесс привлекаются другие участники. Заявитель и другое заинтересованное лицо различаются только тем, что по инициативе заявителя возбуждается производство по делу. Исходя из этого, можно прийти к выводу, что оба указанных участника процесса, по сути, являются заинтересованными лицами. В том случае, если степень заинтересованности заявителя состоит установлении определённых юридических фактов или состояний, то у другого заинтересованного лица, интерес, может быть какой угодно: противоположной, тождественной или раскрываться совсем в другой плоскости.

Заявителем является лицо, инициирующее в суде и в личных интересах возбуждение соответствующего производства по делу особого производства. Заявителями могут выступать граждане, организации (муниципальные органы, профсоюзная организация, психиатрическое лечебное учреждение). Они считаются носителями определённого требования, основанного на нормах материального права. В особом производстве не исключается совместное обращение к суду нескольких лиц, объединённых общими интересами (например, об ограничении дееспособности гражданина). Тогда в процессе заявитель представлен множественностью лиц.

У других заинтересованных лиц по делам, рассматриваемым в порядке особого производства, имеется сходство в их правовом статусе, с третьими лицами, не заявляющими независимых требований касательно предмета спора в неисковом производстве. Так, оба этих лица, участвующих в деле, не выдвигают ни к кому никаких материально-правовых требований и в свою очередь к ним никто ответных требований не предъявляет, у них имеются права как и у остальных, лиц участвующих в деле, они привлекаются к участию в рассмотрении дела для защиты своих законных интересов и прав, так как принятое судом решение по делу может повлечь воздействие на их законные интересы и права.

Представляется, наиболее рациональное привлечение в производство по делу заинтересованных лиц, до принятия судом первой инстанции решения с целью особо полного учёта интересов всех заинтересованных лиц и сокращения возможностей для пересмотра таких решений по основанию неполноты учёта подтверждённых интересов. Для допуска других заинтересованных лиц выносятся отдельные определения суда по имеющемуся процессуальному вопросу. Это связано с тем, что другие заинтересованные лица входят в состав лиц, участвующих в деле, располагают тем же объёмом прав и обязанностей, что и заявитель, итоги судебного процесса могут выразить прямое воздействие на их непосредственные права, обязанности и законные интересы. Ввиду этого после их привлечения, как и в случае с третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований касательно предмета спора, они располагают правом ходатайствовать перед судом о рассмотрении дела с самого начала. При этом должны принять к сведению, что хотя результат процесса может оказать действие в будущем на их законные интересы, обязанности и права, это не значит, что такой результат бесспорно и неизбежно может повлиять на эти права, обязанности и законные интересы. При этом вполне вероятно, что для обеспечения защиты своих законных интересов и прав другому заинтересованному лицу будет в достаточной степени ознакомиться с результатами рассмотрения дела, указанными в протоколе судебного заседания и имеющихся документах на момент привлечения к участию в производстве по делу указанного заинтересованного лица. Благодаря этому в целях процессуальной экономии времени, в таких случаях не всегда следует проводить все процессуальные действия по делу с самого начала его рассмотрения.

Для устранения имеющихся пробелов, связанных с участием других заинтересованных лиц при рассмотрении дела в порядке особого производства, необходимо законодательно урегулировать указанные моменты. Так, в ч. 2 ст. 263 ГПК стоит закрепить, привлечение заинтересованных лиц, для участия в производстве по делу до вынесения решения судом первой инстанции, о чём суд выносит определение. В случае привлечения к участию в производстве по делу других заинтересованных лиц суд обязан ознакомить их с результатами рассмотрения, имеющимися в деле на указанный момент, выяснить у них, желание о рассмотрении этого дела с самого начала, при получении положительного ответа на указанный вопрос рассмотрение дела производится с самого начала, при отрицательного – продолжается дальше.

Кроме того, в целях наиболее полного соблюдения законных интересов и прав заявителей и других заинтересованных лиц, обязательного исполнения ими своих процессуальных обязанностей следует установить правило о том, что заявители и другие заинтересованные лица пользуются равными правами и несут равные обязанности.

В действующем законодательстве не решён вопрос о том, как быть в случае, когда в суд первой инстанции до вынесения им решения по делу, возбуждённому по заявлению лица, об установлении определённых фактов или состояний другое лицо подаёт заявление об установлении тех же самых фактов или состояний. Очевидно, что для процессуальной экономии в подобных ситуациях следует рассматривать указанные требования в рамках одного производства по гражданскому делу. Например, в случаях, когда в суд поступает заявление от родственника гражданина, о местонахождении которого в месте его жительства нет сведений более одного года, о признании такого гражданина безвестно отсутствующим. При этом до вынесения решения судом по такому делу в суд обратится ещё и кредитор гражданина, о безвестно отсутствии, которого рассматривается соответствующее дело, с заявлением, содержащим аналогичную просьбу. Для объединения данных требований в одно производство отсутствуют основания, вследствие того, что, по сути, они являются одним требованием, которое содержится в заявлениях, поступивших от разных лиц, при этом удовлетворении одного из этих требований не влечёт за собой отказа для удовлетворения другого.

Представляется, что более верным в данной ситуации будет привлечение второго заявителя в первый процесс в качестве заинтересованного лица, которое обладает тем же объёмом прав, что и заявитель. Об этом необходимо внести дополнение в ч. 2 ст. 269 ГПК действующего законодательства.

Кроме того, в действующем законодательстве не решён вопрос о процессуальном правопреемстве в особом производстве. Актуальность указанного вопроса связана с тем, что лица, участвующие при рассмотрении дел особого производства могут быть заменены в соответствующих материальных правоотношениях в порядке частного или общего правопреемства. При этом правопреемники указанных лиц, участвующих в рассмотрении дела в порядке особого производства, могут быть заинтересованы в исходе дела.

При замене лица, участвующего в качестве другого заинтересованного лица в соответствующем материальном правоотношении, этот вопрос решается просто, так как суд обязан привлечь к участию в деле всех лиц, на законные интересы, права и обязанности которых может повлиять будущее судебное решение. Поэтому с момента, когда у правопреемника другого заинтересованного лица возникают права и обязанности, на которые итоговое решение может повлиять, суд обязан привлечь его к участию в деле в качестве другого заинтересованного лица. При этом непонятно, следует ли начинать рассмотрение такого дела с самого начала или этого не требуется. При принятии соответствующей нормы в отношении сторон в исковом производстве законодатель руководствуется тем, что правопреемник в материальных правовых отношениях должен становиться правопреемником и в процессуальных правоотношениях. Это правило применимо к случаям, когда указанные отношения неразрывно не связаны с личностью право предшественника. Поэтому все действия, совершённые до вступления правопреемника в процесс, обязательны для правопреемника в той мере, в какой они были бы обязательны для лица, которое он заменил. Если в делах особого производства руководствоваться мотивами, относящимися к делам искового производства, то рассмотрение соответствующего дела в порядке особого производства можно продолжить с той стадии, на которой право предшественник другого заинтересованного лица выбыл из дела.

Проблематичнее обстоит дело в тех случаях, когда в соответствующем материальном правоотношении происходит смена лица, выступающего заявителем. В законе отсутствует какое-либо упоминание о возможности замены в порядке процессуального правопреемства заявителей по делам особого производства. Исходя из этого необходимо, использовать аналогию права и руководствоваться правилами, установленными ст. 44 ГПК РФ, регулирующими порядок замены стороны в делах искового производства. В целях избежание возможных казусов на практике и для единообразного применения законодательства целесообразно внесение соответствующего дополнения в ч. 1 ст. 44 ГПК РФ.

Из вышеизложенного, следует отметить, что по делам особого производства заявитель и другие заинтересованные лица являются самостоятельными участвующими в деле лицами. В связи с этим необходимо законодательно определить порядок вступления в производство по делу других заинтересованных лиц и возможность процессуального правопреемства по делам особого производства.

Особое производство

Особое производство — вид гражданского судопроизводства, отличающийся от искового отсутствием спора о праве, и, как следствие этого, отсутствием спорящих сторон с противоположными юридическими интересами. Особое производство характеризуется как неисковое, одностороннее производство.

Сущность особого производства:

  • рассматриваются гражданские дела, по которым необходимо в судебном порядке подтвердить наличие или отсутствие юридических фактов или обстоятельств, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан.

Характерные черты особого производства:

  • отсутствуют спор о праве или материально-правовое требование одного лица к другому, соответственно, нет истца и ответчика, третьих лиц;
  • нет иска и институтов, связанных с исковой формой защиты права;
  • в меньшей степени проявляется принцип состязательности;
  • не в полной мере действует принцип диспозитивности (не применяются нормы искового производства о мировом соглашении, признании иска, увеличении или уменьшении размера исковых требований, обеспечении иска).

Вместе с тем в таких делах возможен отказ от заявления, изменение его основания или предмета.

Согласно ГПК РФ в порядке особого производства суд рассматривает дела:

  1. об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
  2. об усыновлении (удочерении) ребенка;
  3. о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;
  4. об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;
  5. об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации);
  6. о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;
  7. о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство);
  8. о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния;
  9. по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении;
  10. по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства.

Федеральными законами к рассмотрению в порядке особого производства могут быть отнесены и другие дела.

В особом производстве рассматриваются гражданские дела, по которым подтверждаются наличие или отсутствие юридических фактов, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных либо имущественных прав граждан, или подтверждается наличие либо отсутствие бесспорного права, а также определяется правовой статус гражданина.

В порядке особого производства рассматриваются гражданские дела, по которым необходимо подтвердить наличие или отсутствие бесспорного права (установление факта владения и пользования недвижимым имуществом, дела о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам, дела о восстановлении утраченного производства). По данным категориям дел судом решаются вопросы не только факта, но и права. В этих случаях защита права не может быть осуществлена в исковом порядке, так как отсутствует спор о праве, и заинтересованное лицо ни к кому никаких требований не предъявляет.

В особом производстве рассматриваются дела, по которым суд устанавливает правовой статус гражданина: в одних случаях гражданин признается недееспособным или ограниченно дееспособным; в других — объявляется умершим или признается безвестно отсутствующим.

В делах особого производства возможен спор о факте, который требует судебного подтверждения, поскольку не всегда устанавливаемый судом факт является очевидным, и в отношении его существования имеются противоречивые доказательства, противоположные суждения. Во всех подобных случаях суд должен убедиться в существовании или несуществовании фактов путем проверки и сопоставления имеющихся доказательств, выявления противоречий в суждениях заинтересованных лиц. Таким образом, спор о факте в особом производстве возможен, и наличие или отсутствие факта должно быть судом установлено, если спор о факте не перешел в спор о праве.

Если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд должен вынести определение об оставлении заявления без рассмотрения и разъяснить заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства (ч. 3 ст. 263 ГПК РФ).