Отрасль конституционного права

Система конституционного права как отрасли права

Ключевые слова: система, конституционного, права, отрасли

Конституционное право состоит из большого числа правовых норм. Они многообразны по содержанию, субъектам конституционно-правовых отношений, объекту регулирования и обширному перечню других признаков.

Конституционное право Российской Федерации является единой отраслью, включающей не только конституционно-правовые нормы, закрепленные в федеральных Конституции, законах и иных нормативных правовых актах, но и нормы конституций и уставов субъектов Федерации и иных конституционно-правовых норм последних.

Единство отрасли является необходимым условием единства правового пространства Российской Федерации, обеспечения ее суверенитета, верховенства федеральной Конституции. Совокупность норм, закрепленных в конституциях, уставах и законодательстве субъектов Федерации, не образует самостоятельной отрасли конституционного права отдельного субъекта.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство и прямое действие на всей территории России, в каждом субъекте Федерации, составляя важную часть действующего механизма правового регулирования общественных отношений в каждом из субъектов. Федеральное и региональное законодательство органически слиты в правовом воздействии на сферы отношений, составляющих предмет единого конституционного права.

Отрасль права — не простая совокупность норм. Между нормами существуют сложные системные связи. Выявить же эти связи невозможно без глубокого постижения внутренней структуры, присущей данной отрасли права, ее системы.

Конституционное право, будучи частью единой системы права, в свою очередь само является сложной системой. Система отрасли выражается в ее внутреннем строении, обусловленном теми связями, которые существуют между ее нормами и определяют основы дифференциации данных норм и их интеграции в правовые образования (институты), обладающие признаками элемента системы, а также структуру этих институтов. В системе отрасли отражаются основные линии взаимодействия и связи конституционно-правовых норм.

Как отмечалось выше, не всякие комплексы конституционно-правовых норм, образующие институт, рассматриваются как самостоятельная часть конституционного права, основной элемент его системы. Элементами отрасли являются наиболее крупные правовые образования, совокупности норм, не только обладающие определенным внутренним единством, но и отличающиеся от других совокупностей норм конституционного права.

Признаки, интегрирующие и дифференцирующие комплексы норм в относительно самостоятельные группы, предопределяются в своей основе предметом регулирования соответствующих норм, т.е. общественными отношениями, на которые эти нормы воздействуют.

Поскольку общественные отношения связаны с разными сферами жизни, каждая из которых имеет свою специфику, то и нормы, регулирующие эти отношения, не могут не проявлять соответствующие им специфические свойства.

В системе конституционного права принято выделять следующие институты, которые составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы, закрепляющие:

1) основы конституционного строя;

2) основы правового статуса человека и гражданина;

3) федеративное устройство государства;

4) систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Такое строение отрасли конституционного права соответствует внутренней системности тех сфер общественных отношений, которые составляют его предмет. Очевидна и специфичность каждой из соответствующих сфер общественных отношений по объекту отношений, по субъекту, по форме и мере должного правового воздействия, его характеру.

Все эти особенности регулируемых нормами общественных отношений предопределяют систему отрасли, но не являются ее основой.

Критерием же систематизации конституционно-правовых норм могут быть лишь факторы, свойственные самой правовой форме, самим правовым нормам, их особенностям. Эти факторы, естественно, вытекают из содержания самих регулируемых данными нормами общественных отношений, предопределяющих особенности правового воздействия на них, его механизма, объемов и других качественных параметров.

Поэтому каждый институт, являющийся элементом системы отрасли конституционного права, характеризуется особыми, имеющими правовую природу чертами, которые присущи нормам именно данного института и которые качественно отличают его от других институтов конституционного права.

Различия, отражающие специфику каждого из названных институтов, можно проводить:

  • по специфике правового воздействия на соответствующую сферу общественных отношений. Такое воздействие может осуществляться в формах закрепления, установления, регулирования, провозглашения, целеполагания, допущения и т.д.;
  • по особенностям механизма действия конституционно-правовых норм, способам их реализации. Действие нормы может не порождать конкретных правоотношений, или, наоборот, реализовываться через конкретные правоотношения или через правоотношения общего характера;
  • по характеру направленности конституционно-правового регулирования. Нормы одних институтов устанавливают лишь принципы правового воздействия на обширные сферы общественных отношений, нормы других — конкретно регулируют те или иные общественные отношения;
  • по субъектному составу. Нормы одних институтов адресованы конкретным субъектам либо типовому виду субъектов; нормы других — всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам. Различны в связи с этим и правовой статус субъектов правоотношений, конкретное выражение их правообязанностей;
  • по способу правовой защиты действия конституционно-правовых норм, формам и методам ответственности правообязанных субъектов. В одних институтах преобладает общий механизм охраны конституции, конституционного строя, в других — конкретное воздействие на субъекта, нарушающего конституционно-правовые нормы, путем отмены соответствующих неправомерных актов и действий;
  • по специфике форм выражения охватываемых данным институтом правовых норм. В одних институтах нормы имеют по преимуществу конституционную форму выражения, в других — преобладающая часть норм выражена в текущем законодательстве;
  • по видовому характеру норм соответствующего конституционно-правового института. В одних институтах преобладают нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, в других — нормы конкретного регулирующего действия;
  • по степени и масштабам включенности других отраслей права в реализацию целей, заложенных в содержании конституционно-правовых норм. Нормы некоторых конституционо-правовых институтов содержат установления, которые не могут быть претворены в жизнь в рамках только конституционно-правового регулирования. Нормы других институтов реализуются непосредственно в рамках конституционно-правового регулирования;
  • по целенаправленности правового регулирования. В рамках общего назначения отрасли конституционного права правовое регулирование каждой части его системы имеет качественно особые характеристики. В правовом регулировании отражается тот результат, который должен быть достигнут действием данной группы правовых норм, их реализацией. Общая целенаправленность конституционно-правового регулирования определяется закономерностями развития той стороны социальной действительности, правовое воздействие на которую оказывает данный конституционно-правовой институт. Цель эта в общей форме прямо не формулируется конституционным правом, однако она пронизывает все правовые нормы данной отрасли, выступает объединяющим их началом;
  • по функциям, присущим каждому конституционно-правовому институту. Они определяют его место в системе отрасли в целом, характер связи отрасли и института, его взаимодействие с другими правовыми институтами. Функции каждого данного правового института показывают его назначение в общем воздействии отрасли на предмет правового регулирования;
  • по принципам, свойственным каждому из конституционно-правовых институтов. То есть по тем руководящим началам, которым подчинено совокупное действие всех норм данного института.

Указанные специфические особенности в своей совокупности и определяют характер каждого из институтов конституционного права как относительно самостоятельного элемента, составной части отрасли.

При характеристике системы конституционного права важное значение имеет вопрос о ее соотношении с системой конституции, являющейся основным источником отрасли. Это часть более общей проблемы — о соотношении системы права и системы законодательства. Они связаны между собой, но полностью не совпадают.

Система отрасли конституционного права предопределяется объективными факторами. Однако она выявляется и формулируется путем теоретических исследований, а потому субъективный фактор играет главенствующую роль при характеристике ее составных элементов. Система конституции — категория субъективная, поскольку систематизация конституционных норм осуществляется законодателем. Однако последний осуществляет ее не произвольно, а с учетом и на основе воспринятых им объективных связей, существующих в сфере регулируемых конституционно-правовыми нормами общественных отношений, их системности. Исходя из этого, сама группировка норм в институты, содержащаяся в конституции, имеет нормативное значение, и ее нельзя произвольно отбрасывать при определении системы отрасли конституционного права, хотя и не каждый элемент системы конституции выступает как самостоятельный элемент системы отрасли. Принятая в конституции группировка норм не может полностью совпадать со структурой отрасли. Хотя основы систем общие, но закономерности их формирования имеют особенности.

Система отрасли охватывает всю совокупность конституционно-правовых норм, а система конституции — лишь часть этих норм, составляющую основу всего конституционно-правового регулирования.

Как для системы отрасли конституционного права, так и для системы конституции отправным, исходным началом является группировка норм на основе единства их содержания, специфики регулируемых ими общественных отношений, а следовательно, и своеобразного круга субъектов. Соотношение этих начал систематизации в конституции и в отрасли полностью не совпадает.

Для системы отрасли характерен более высокий, чем для системы конституции, уровень обобщения норм по их предметному содержанию. Так, элемент системы отрасли составляет вся совокупность конституционно-правовых норм, определяющих систему органов государственной власти, принципы их организации, основы их взаимоотношения и компетенции. В системе конституции эти нормы рассредоточены по конституциям как Российской Федерации, так и республик в ее составе, по уставам других субъектов Федерации.

И система отрасли конституционного права, и система конституции не есть нечто застывшее, раз навсегда данное. Они развиваются, отражая уровень правового воздействия на общественные отношения, объективно обусловленный потребностями социальной реальности.

На каком-то этапе конституция и отрасль конституционного права могут отставать от объективно меняющихся потребностей. При создании необходимых условий происходит существенная перестройка систем отрасли и конституции. Это находит свое выражение в принятии новой конституции, изменении ее системы. Претерпевает изменения и система отрасли.

Такой процесс произошел на данном этапе развития конституционного права России с принятием Конституции 1993 года. Она определила новые концепции общественного развития, заложила новые принципы конституционно-правового регулирования, ввела иные правовые институты. Это, естественно, отразилось и на системе конституционного права как отрасли в целом, и особенно на внутреннем строении каждого из ее правовых институтов. … читать далее …

Система конституционного права как отрасли права

Конституционное право содержит множество правовых норм. Они различны по содержанию, субъектам конституционно-правовых отношений, объекту регулирования и обширному перечню других признаков.

Конституционное право РФ – это единая отрасль, которая включает конституционно-правовые нормы, закрепленные в Конституции, законах и иных нормативных правовых актах.

Общность и единство отрасли является необходимым условием единства правового пространства Российской Федерации, обеспечения её суверенитета и верховенства Основного закона.

Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство и прямое действие на всей территории России. Они составляют важную часть действующего механизма правового регулирования системы общественных отношений в каждом субъекте РФ. Федеральное и региональное законодательство органически соединены в правовом воздействии на сферы отношений, которые составляют предмет единого конституционного права.

Отрасль права – это не простой набор норм, а между ними существуют сложные системные связи. Выявить данные зависимости сложно без глубокого исследования внутренней структуры, которая характерна системе конституционного права.

При этом конституционное право, будучи частью единой системы права, в свою очередь само является сложным образованием. Система отрасли проявляется в её внутреннем строении, обусловленном связями, которые возникают между её положениями и определяют основы дифференциации данных норм и их интеграции в правовые образования (институты). В системе отрасли конституционного права отражаются главные нити взаимосвязи конституционно-правовых норм.

В системе конституционного права можно выделить ряд институтов. Они представляют собой основные элементы отрасли и объединяют установления, которые закрепляют их. К институтам конституционного права относят:

– основы конституционного строя;

– основы правового статуса человека и гражданина;

– федеративное устройство государства;

– систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Подобное строение отрасли конституционного права соответствует внутренней системе сфер общественных отношений, которые составляют его предмет.

Каждый институт рассматриваемой отрасли права характеризуется особыми чертами, которые характерны именно его установлениям.

Различия, отражающие специфику каждого из названных институтов, можно проводить:

по специфике правового воздействия на соответствующую сферу общественных отношений. Подобное воздействие может осуществляться в виде закрепления, установления, регулирования, допущения и т.д.;

по особенностям механизма действия конституционных установлений, способам их реализации. Действие нормы может не порождать конкретных правоотношений, или, напротив, реализовываться через конкретные правоотношения или через правоотношения общего характера;

по характеру направленности конституционно-правового регулирования. Положения одних институтов устанавливают лишь принципы правового воздействия на обширные сферы общественных отношений, установления других – конкретно регулируют определенные общественные отношения;

по субъектному составу. Нормы одних институтов адресованы конкретным субъектам, а других – направлены всем субъектам права;

по способу правовой защиты действия конституционно-правовых норм, формам и методам ответственности правообязанных субъектов. В одних институтах преобладает общий механизм охраны конституции, в других – конкретное воздействие на субъекта, который нарушает установления Конституции, посредством отмены неправомерных актов и действий;

по специфике форм выражения охватываемых данным институтом правовых норм. В одних институтах установления имеют конституционную форму выражения, в других – преобладающая их часть выражена в текущем законодательстве;

по видовому характеру норм соответствующего конституционно-правового института. В одних институтах преобладают нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, в других – положения конкретного регулирующего действия;

по степени и масштабам включенности других отраслей права в реализацию целей, заложенных в содержании системы конституционных установлений. При этом нормы некоторых конституционо-правовых институтов имеют установления, которые не могут быть претворены в жизнь в рамках только конституционного регулирования. Положения других институтов реализуются непосредственно в рамках конституционно-правового регулирования;

по целенаправленности правового регулирования. В рамках общего назначения отрасли конституционного права правовое регулирование каждой части его системы имеет качественно особые характеристики. Общая целенаправленность конституционного регулирования определяется закономерностями развития той стороны социальной действительности, правовое воздействие на которую оказывает данный конституционно-правовой институт;

по функциям, которые характерны каждому конституционно-правовому институту. Функции каждого данного правового института показывают его назначение в общем влиянии отрасли на предмет правового регулирования;

по принципам, которые свойственны каждому из конституционно-правовых институтов.

Указанные специфические предопределяют характер каждого института конституционного права как относительно самостоятельного элемента, составной части отрасли.

При характеристике системы конституционного права большое значение имеет её соотношении с системой конституции, которая является основным источником отрасли.

Система отрасли конституционного права предопределяется объективными факторами. Однако она познается и формулируется путем теоретических исследований, и поэтому субъективный фактор играет главную роль при характеристике её составных элементов.

Система конституции – это субъективная категория, так как систематизация конституционных норм осуществляется законодателем. Однако он осуществляет её не произвольно, а с учетом и на основе воспринятых им объективных связей, которые имеются в сфере регулируемых конституционно-правовыми нормами общественных отношений, их системности. Принятая в конституции систематизация норм полностью не совпадает со структурой отрасли конституционного права. При этом основы систем общие, но принципы их формирования имеют особенности.

Система отрасли включает всю совокупность конституционно-правовых норм, а система конституции – это лишь часть этих норм, которые составляют фундамент всего конституционно-правового регулирования.

Для системы отрасли в сравнении с системой конституции характерен более высокий уровень обобщения норм по их предметному содержанию. Так, элемент отрасли составляет вся совокупность конституционно-правовых норм, которые определяют систему органов государственной власти, принципы их организации и т.д. Они рассредоточены по конституциям как РФ, так и республик в её составе, по уставам других субъектов Федерации.

И система отрасли конституционного права, и система конституции не останавливаются в процессе трансформации. Они развиваются, отражая уровень правового воздействия на общественные отношения, который объективно обусловлен потребностями социальной реальности.

§ 5. Система конституционного права

Конституционное право состоит из большого числа правовых норм.

Они многообразны по содержанию, субъектам конституционно-право­вых отношений, объекту регулирования и обширному перечню других признаков.

Но отрасль права — не простая совокупность норм. Между норма­ми сущест-

вуют сложные системные связи. Выявить же эти связи невоз­можно без глубокого

постижения внутренней структуры, присущей данной отрасли права, ее системы.

Конституционное право, будучи частью единой системы права, в свою оче

редь, само является сложной системой.

Система отрасли конституционного права вы­ражается в ее внутреннем

строении, обусловленном теми связями, кото­рые существуют между ее

нормами и определяют основы дифференциации данных норм и их интеграции

в правовые образования (институты), обла­дающие признаками элемента систе-

мы, а также структуру этих инсти­тутов.

В системе отрасли отражаются основные линии взаимодействия и связи

конституционно-правовых норм. Однако не всякие комплексы конституционно-

пра­вовых норм, образующие институт, рассматриваются как самостоятель­ная часть

конституционного права, основной элемент его системы.

Элементами отрасли являются наиболее крупные правовые образова­ния,

совокупности норм, не только обладающие определенным внут­ренним единством,

но и отличающиеся от других совокупностей норм конституционного права.

Признаки, интегрирующие и дифференцирующие комплексы норм в

относительно самостоятельные группы, предопределяются в своей основе

предметом регулирования соответствующих норм, т. е. общест­венными отноше-

ниями, на которые эти нормы воздействуют.

По Поскольку общественные отношения связаны с разными сферами

жизни, каждая из которых имеет свою специфику, то и нормы, регули­рующие

эти отношения, не могут не проявлять соответствующие им специфические

свойства.

В системе конституционного права можно выделить следующие

институты, которые составляют основные элементы отрасли и объеди­няют нормы, закрепляющие:

1) основы конституционного строя;

2) основы правового статуса человека и гражданина;

3) федеративное устройство государства;

4) систему органов государственной власти и систему органов

местного­ самоуправления.

Такое строение отрасли конституционного права соответствует внутренней системности тех сфер общественных отношений, которые состав­ляют его предмет. Очевидна и специфичность каждой из соответствующих сфер общественных отношений: по объекту отношений; по субъекту; по форме и мере должного правового воздействия, его характеру.

Все эти особенности регулируемых нормами права общественных отно­шений предопределяют систему отрасли, но не являются ее основой.

Критерием систематизации конституционно-правовых норм могут быть лишь факторы, свойственные самой правовой форме, са­мим правовым нормам, их особенностям. Эти факторы, естественно, вытекают из содержания регулируемых данными нормами обществен­ных отношений, предопределяющих особенности правового воздейст­вия на них. его механизма, объемов и других качественных параметров.

Поэтому каждый институт, являющийся элементом системы отрас­ли конституционного права, характеризуется особыми, имеющими правовую природу чертами, которые присущи нормам именно данного института и которые качественно отличают его от других институтов конституционного права.

Различия, отражающие специфику каждого из названных институ­тов, можно проводить:

1. по специфике правового воздействия на соответствующую сферу об­щественных отношений. Такое воздействие может осуществляться в формах закрепления, установления, регулирования, провозглашения, целеполагания, допущения и т. д.;

2. по особенностям механизма действия конституционно-правовых норм, способам их реализации. Действие нормы может не порождать конкретных правоотношений или, наоборот, реализовываться через конкретные правоотношения или через правоотношения общего ха­рактера;

3. по степени конкретной направленности конституционно-правового

регулирования. Нормы одних институтов устанавливают лишь принци­пы

правового воздействия на обширные сферы общественных огношений. нормы

других — конкретно регулируют те или иные обществен­ные отношения;

4. по субъектному составу. Нормы одних институтов адресованы к конкретным субъектам либо типовому виду субъектов: нормы дру­гих — ко всем субъектам права, ко всем правоприменяюшим субъектам. Различны в связи с этим и правовой статус субъектов правоотношений, конкретное выражение их правообязанностей:

5. по способу правовой защиты действия конституционно-правовых норм, формам и методам ответственности правообязанных субъектов. В одних институтах преобладает общий механизм охраны конституции, конституционного строя, в других — конкретное воздействие на субъ­екта, нарушающего конституционно-правовые нормы, путем отмены соответствующих неправомерных актов и действий:

6. по специфике форм выражения охватываемых данным институтом правовых норм. В одних институтах нормы имеют по преимуществу кон­ституционную форму выражения, в других — преобладающая часть норм выражена в текущем законодательстве:

7. по видовому характеру норм соответствующего конституционно-правового института. В одних институтах преобладают нормы-прин­ципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, в других — нормы конкретно­го регулирующего действия;

8. по степени и масштабам включенности других отраслей права в реа­лизацию целей, заложенных в содержании конституционно-правовых норм. Нормы некоторых конституционно-правовых институтов содержат ус­та-новления, которые не могут быть претворены в жизнь в рамках толь­ко конституционно-правового регулирования. Нормы других институ­тов реализуются непосредственно в рамках конституционно-правового регулирования;

9. по целенаправленности правового регулирования. В рамках общего на­зна-

чения отрасли конституционного права правовое регулирование ка­ждой части его

системы имеет качественно особые характеристики. В правовом регулировании

отражается тот результат, который должен быть достигнут действием данной груп-

пы правовых норм, их реализа­цией. Общая целенаправленность конституцион-

но-правового регули­рования определяется закономерностями развития той сторо-

ны соци­альной действительности, правовое воздействие на которую оказыает дан-

ный конституционно-правовой институт. Цель эта в общей форме прямо не фор-

мулируется конституционным правом, однако она прони­зывает все правовые нор-

мы данной отрасли, выступает объединяющим их началом;

10. по функциям, присущим каждому конституционно-правовому инсти­туту. Они определяют его место в системе отрасли в целом, характер связи отрасли и института, его взаимодействие с другими правовыми институтами. Функции каждого данного правового института показы­вают его назначение в общем воздействии отрасли на предмет правово­го регулирования;

11. по принципам, свойственным каждому из конституционно-правовых институтов, т. е. по тем руководящим началам, которым подчинено совокупное действие всех норм данного института.

Указанные специфические особенности в своей совокупности и оп­ределяют характер каждого из институтов конституционного права как относительно самостоятельного элемента, составной части отрасли. Эти признаки, взятые в отдельности, могут у различных институтов в той или иной мере совпадать или получать лишь преимущественное выражение.

Институту, который объединяет нормы, закрепляющие основы кон­

ституционного строя, свойственны следующие специфические черты.

Нормы этого института:

  1. воздействуют на общественные отношения путем установления определенных начал устройства общества и государства;

  1. как правило, не порождают конкретных правоотношений:

  1. определяют сущностное содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений, все стороны социальной реально-

сти; нормам рассматриваемого института не могут противоречить никакие другие положения Конституции РФ:

  1. адресованы всем субъектам права, всем правоприменяюшим субъектам;

  2. имеют способом своей защиты общий режим охраны Конституции,

конституционного строя, могут быть изменены только путем приня-­

тия новой Конституции;

  1. устанавливаются преимущественно в конституционной форме;

  1. являются в преобладающей части нормами-принципами, нор­мами-

дефинициями, нормами-целями;

  1. предполагают для практической и правовой реализации содержа-

щихся­ в них целей «включение» всех отраслей права;

  1. призваны обеспечить системное закрепление концептуальных

идей, основополагающих для данного общества и государства.

Нормы данного института по своим функциям являются опреде­ляющими для всех других институтов конституционного права, направ­ляют все конституционно-правовое регулирование.

Нормы института конституционного права, закрепляющие основы правового статуса человека и гражданина:

1. воздействуют на общественные отношения в основном путем провозглашения, признания государством естественными, неотчуж-

даемыми прав человека:

  1. 2.субъекты возникающих на их основе конституционно-правовых отношений обязательно включают гражданина или иное лицо с иным статусом:

3. реализуются по преимуществу вне конкретных правоотношений;

4. входят в сферу взаимоотношений государства и личности;

5. включают в качестве субъекта права человека, гражданина как тако-

вого, вне связи его с каким-либо особым правовым статусом;

6. предусматривают особую систему охраны, не могут быть пересмот-

рены без принятия новой Конституции;

7. по сравнению с нормами других институтов в наибольшей мере

воплощают общепризнанные принципы и нормы международного

пра­ва, признание приоритета международных договоров Российской

Фе­дерации перед федеральными законами;

8. включают в систему гарантий право жалобы граждан в Конститу­ци-

онный Суд о проверке конституционности примененного или под- лежащего применению судом закона в отношении гражданина;

9. охраняются правом на обращение в Европейский Суд по правам человека;

10) предполагают подключение многих других отраслей права, в которых реализация конституционных прав граждан осуществляется путем возникновения конкретных правоотношений (трудовых, граж- данских, семейных и др.)

Институт, объединяющий нормы, регулирующие федеративное устрой-

ство Российской Федерации, отличается специфическим кругом субъектов, воз-

никающих на их основе конституционно-правовых отно­шений, их особой право-

способностью. Эти нормы, устанавливающие правовой статус субъектов, являя-

ются не только конституционными, но и договорными. В Федеративном догово-

ре, в договорах с конкретными субъектами Федерации фиксируется разграниче-

ние полномочий между ней и ее субъектами. Следовательно, нормы рассматри-

ваемого инсти­тута закрепляются не только в Конституции, но и в особых дого-

ворах, соглашениях. Для этих норм предусмотрен и особый характер их охра-

­ны, разрешения коллизий, возникающих в процессе правопримене­ния, — путем

согласования или конституционного судопроизводства, через Конституционный

Суд РФ.

Нормы института, который определяет систему органов государст­венной власти и систему органов местного самоуправления, имеют сле­дующие особенности:

1. это нормы преимущественно прямого регулирующего действия;

они реализуются в конкретных правоотношениях;

2. в качестве субъектов возникающих на их основе правоотношений выступают органы государства и органы местного самоуправления

в их статусе органов народовластия;

3. преобладающая часть данных норм устанавливается на основе Кон­сти- туции РФ в актах текущего законодательства, детально определяющих порядок образования органов, их компетенцию, формы деятельности;

4. для норм этого института характерно специфическое, отличное от других институтов, соотношение норм общефедеральных и норм, действующих на территории каждого из субъектов Федерации, а

также на территориях, в которых осуществляется местное само-

управление.

Таким образом, совокупность юридических особенностей, указан­ных выше, и придает определенной группе конституционно-правовых норм качество элемента отрасли, занимающего относительно само­стоятельное положение в ее системе. Причем исходным началом, опре­деляющим все юридические свойства элементов отрасли, является ха­рактер той сферы общественных отношений, которые регулируются составляющими эти элементы нормами, т. е. предмет правового регулирования. В свою очередь, каждый такой институт, представляющий собой основной элемент системы отрасли конституционного права, имеет сложное строение, включает относительно различные комплек­сы норм с особой сферой правового регулирования. Их можно условно назвать подинститутами. Так. институт, объединяющий нормы, закреп­ляющие основы конституционного строя, включает комплексы норм, определяющих такие основы в политической, экономической, соци­альной, духовной сферах. Естественно, что и последние имеют свою более или менее сложную структуру. Особенно сложное строение имеет подинститут, объединяющий нормы, закрепляющие политическую ос­нову конституционного строя. В его состав входят, в частности, такие разветвленные системы норм, которые закрепляют принцип народо­властия, его формы, систему общественных объединений и др.

Нормы, устанавливающие основы правового статуса личности, включают крупные комплексы норм, закрепляющих принципы право­вого статуса личности; гражданство Российской Федерации, основные права и свободы человека и гражданина.

Институт, объединяющий нормы, закрепляющие федеративное устройство, в своем внутреннем строении имеет группы норм, закреп­ляющих статус Российской Федерации, статус ее субъектов, основы разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами.

Наиболее сложную структуру имеет институт, нормы которого за­крепляют систему органов государственной власти. Это объясняется наличием различных по своему функциональному назначению органов государственной власти; делением их системы на федеральные и регио­нальные органы; особенно детальным характером правового регулиро­вания порядка выборов представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления — главного канала реализа­ции принципа народовластия, что предопределяет выделение таких норм в особый комплекс, именуемый избирательным правом или изби­рательной системой.

Что касается местного самоуправления, то нормы конституционно­го права определяют его сущность и основные принципы организации, а нормы, детализирующие и конкретизирующие организацию местного самоуправления, уже составляют предмет такой комплексной отрасли права, как муниципальное право.

Анализ системы отрасли конституционного права предполагает не только выявление ее составных частей, главных элементов, но и обос­нование их соотношения и места каждого из них в этой системе.

В основе такого подхода к системе отрасли лежит реальное соотно­шение тех сфер общественных отношений, которые являются предме­том регулирования нормами конституционно-правовых институтов. Однако это соотношение может рассматриваться лишь как первичная, исходная основа, определяющая структуру отрасли. Очевидно, что она имеет и правовую основу. Последняя заключается в том, что между кон­ституционно-правовыми институтами существует такая правовая фор­ма взаимодействия, в силу которой нормы одного института создают предпосылки для действия норм другого, определяют их направлен­ность и содержание.

Нормы института, закрепляющего основы конституционного строя, занимают первое место в системе данной отрасли, поскольку в них со­держатся исходные начала правового регулирования, осуществляемого нормами других конституционно-правовых институтов.

На следующем месте стоит институт, устанавливающий основы правового статуса человека и гражданина, его права, свободы и обязан­ности. Место этого института обусловлено тем, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью в государстве и обществе, главной целью функционирования всех государственных и обществен­ных структур.

Конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют федеративное устройство государства, создает предпосылки для орга­низационного построения системы органов государственной власти. Нормы этого института устанавливают существующие в Российской Федерации национально-государственные и государственно-террито­риальные образо-вания, в соответствии с которыми строится система органов государства. Вот почему этот институт предшествует институту, закрепляющему систему органов государственной власти и систему ор­ганов местного самоуправления.

При характеристике системы конституционного права важное зна­чение имеет вопрос о ее соотношении с системой конституции, являю­щейся основным источником отрасли. Это часть более обшей проблемы бо-

лее общей проблемы о соотношении системы права и системы законодательства. Они связаны между собой, но полностью не совпадают.

Система отрасли конституционного права предопределяется объек­тивными факторами. Однако она выявляется и формулируется путем теоретических исследований, а потому субъективный фактор играет главенствующую роль при характеристике ее составных элементов. Это наглядно подтверждается наличием различных позиций ученых по во­просу о системе отрасли конституционного права.

Система конституции — категория субъективная, поскольку систе­матизация конституционных норм осуществляется законодателем. Од­нако последний осуществляет ее не произвольно, а с учетом и на основе воспринятых им объективных связей, существующих в сфере регули­руемых конституционно-правовыми нормами общественных отноше­ний, их системности. Исходя из этого сама группировка норм в инсти­туты, содержащаяся в конституции, имеет нормативное значение, и ее нельзя произвольно отбрасывать при определении системы отрасли конституционного права, хотя и не каждый элемент системы конститу­ции выступает как самостоятельный элемент системы отрасли. Приня­тая в конституции группировка норм не может полностью совпадать со структурой отрасли. Хотя основы систем общие, но закономерности их формирования имеют особенности.

Система отрасли конституционного права охватывает всю совокупность конституцион­но-правовых норм, а система конституции — лишь часть этих норм, со­ставляющую основу всего конституционно-правового регулирования.

Как для системы отрасли конституционного права, так и для систе-

­мы конституции отправным, исходным началом является группировка норм на

основе единства их содержания, специфики регулируемых ими общественных

отношений, а следовательно, и своеобразного круга субъектов. Однако соотно-

шение этих начал систематизации в консти­туции и в отрасли полностью не сов-

падает.

Для системы отрасли конституционного права характерен более высокий, чем для системы конституции, уровень обобщения норм по их предметному содержа­нию. Так, элемент системы отрасли составляет вся совокупность кон­ституционно-правовых норм, определяющих систему органов государ­ственной власти, принципы их организации, основы их взаимоотноше­ния и компетенции. В системе конституции эти нормы рассредоточены по конституциям как Российской Федерации, так и республик в ее со­ставе, по уставам других субъектов Федерации.

И система отрасли конституционного права, и система конститу-

ции не есть нечто застывшее, раз навсегда данное. Они развиваются, отражая уровень правового воздействия на общественные отношения, объективно обусловленный потребностями социальной реальности.

На каком-то этапе конституция и отрасль конституционного права могут отставать от объективно меняющихся потребностей. При созда­нии необходимых условий происходит существенная перестройка сис­тем отрасли и конституции. Это находит свое выражение в принятии новой конституции, изменении ее системы. Претерпевает изменения и система отрасли. Такой процесс произошел на данном этапе развития конституционного права России с принятием Конституции 1993 года. Она определила новые концепции общественного развития, заложила новые принципы конституционно-правового регулирования, ввела иные правовые институты. Это, естественно, отразилось и на системе конституционного права как отрасли в целом и особенно на внутрен­нем строении каждого из ее правовых институтов.

Характеризуя систему отрасли конституционного права, следует от­метить, что в течение многих лет в публикациях, в том числе и в учеб­ной литературе, обосновывается необходимость выделять в этой систе­ме ряд относительно самостоятельных правовых образований, именуе­мых подотраслями.

Разброс мнений по этому вопросу чрезвычайно широк. Высказыва­лись соображения рассматривать каждый главный элемент отрасли как подотрасль. В настоящее время наиболее активно обосновываются идеи рассматривать в качестве подотрасли конституционного права со­вокупность норм, регулирующих избирательное право и избиратель­ный процесс, а также вычленять такие подотрасли, как парламентское право, судебное конституционное право и процесс.

Есть и более радикальные предложения: выделить избирательное право в отдельную самостоятельную отрасль, а также создать новую отрасль — конституционно-процессуальное право.

По поводу всех этих предложений Козлова Е.И. и Кутафин О.Е. высказали следующие со­ображения.

Едва ли целесообразно превращать ведущую отрасль права — кон­ституционное право — в совокупность многих подотраслей. Вычлене­ние из отрасли подотрасли должно опираться не только и не столько на большой объем нормативного наполнения того или иного конституци­онно-правового института, но и на наличие ряда особых признаков, присущих его нормам (особый юридический метод правового регули­рования, особые принципы, особый характер субъектов правовых от­ношений и др.) Поэтому обособление подотрасли должно быть обос­новано с учетом всех общетеоретических положений, касающихся ста­туса подотрасли.

Кроме того, практически при выделении подотрасли предполагает­ся ее отдельное изучение студентами наряду с самой отраслью, созда­ние особых учебных пособий. Это не может не привести к дублирова­нию в изучении отрасли и подотрасли и к нарушению целостности ос­новополагающей отрасли права, обескровит ее содержание. Более обстоятельное изучение крупных институтов отрасли может быть обес­печено в рамках спецкурсов.

Что касается выделения в качестве самостоятельной отрасли изби­рательного нрава, то нецелесообразность этого очевидна. Нормы права не могут быть одновременно нормами двух отраслей права, а изъятие норм избирательного права из отрасли конституционного права озна­чало бы разрушение ее целостности как ведущей отрасли права. Подоб­ного рода доводы могут быть высказаны и применительно к идее выде­ления самостоятельной отрасли конституционного процессуального права. Для существующих в системе права Российской Федерации про­цессуальных отраслей характерно, как правило, несовпадение субъек­тов процессуальных отношений с субъектами материальных отноше­ний. Такие несовпадения имеют место в конституционном судопроиз­водстве, в деятельности Конституционного Суда РФ, однако это не носит универсального характера.

В отрасли конституционного права нет и единообразных для реа­лизации норм различных институтов одинаковых процессуальных процедур. Простая попытка разделить материальные и процессуаль­ные, процедурные нормы через отдельную процессуальную отрасль мо­жет отрицательно сказаться на объективно необходимом единстве от­расли конституционного права.

Конституционное право Российской Федерации охватывает всю систему конституционно-правовых норм как федерального, так и ре­гионального уровня. Это единая для всего государства отрасль права. Представляется неправомерным характеризовать конституции, уставы и конституционно-правовое законодательство субъектов Российской Федерации конституционным правом субъектов как каждого в отдель­ности, так и в качестве обобщающего понятия для законодательства всех субъектов.

Конституции, уставы субъектов, равно как и их зако­нодательство по предмету данной отрасли, составляют неотъемлемую часть единой отрасли конституционного права Российской Федерации. Нормы учредительных актов субъектов и их конституционно-правовое законодательство вливаются в единую отрасль конституционного права Российской Федерации. Конституция РФ и федеральные законы име­ют верховенство, высшую юридическую силу и прямое действие. Нет необходимости производить коренную перестройку системы отрасли путем выделения конституционного права как обшей части российско­го права и конституционного права как обычной отрасли права.

КП / Система конституционного права как отрасли права

Система конституционного права как отрасли права.

Система конституционного права как отрасли российского права — это совокупность элементов составляющих конституционное право как отрасль российского права.

Система КП как отрасли:

— Конституционно-правовые институты, такие как:

— Институт основ конституционного строя.

— Институт основ государственного устройства.

— Институт государственной власти.

— Институт местного самоуправления.

— Институт основ правового статуса личности.

— Институт гражданства РФ.

— Конституционно-правовые нормы, регулирующие институты конституционного права.

Конституционное право — ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества: основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления .

Конституционное право состоит из большого числа правовых норм. Они многообразны по содержанию, субъектам конституционно-правовых отношений, объекту регулирования и обширному перечню других признаков.

Конституционное право Российской Федерации является единой отраслью, включающей не только конституционно-правовые нормы, закрепленные в федеральных Конституции, законах и иных нормативных правовых актах, но и нормы конституций и уставов субъектов Федерации и иных конституционно-правовых норм последних.

Единство отрасли является необходимым условием единства правового пространства Российской Федерации, обеспечения ее суверенитета, верховенства федеральной Конституции. Совокупность норм, закрепленных в конституциях, уставах и законодательстве субъектов Федерации, не образует самостоятельной отрасли конституционного права отдельного субъекта.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство и прямое действие на всей территории России, в каждом субъекте Федерации, составляя важную часть действующего механизма правового регулирования общественных отношений в каждом из субъектов. Федеральное и региональное законодательство органически слиты в правовом воздействии на сферы отношений, составляющих предмет единого конституционного права <*>.

Отрасль права — не простая совокупность норм. Между нормами существуют сложные системные связи. Выявить же эти связи невозможно без глубокого постижения внутренней структуры, присущей данной отрасли права, ее системы.

Конституционное право, будучи частью единой системы права, в свою очередь само является сложной системой. Система отрасли выражается в ее внутреннем строении, обусловленном теми связями, которые существуют между ее нормами и определяют основы дифференциации данных норм и их интеграции в правовые образования (институты), обладающие признаками элемента системы, а также структуру этих институтов. В системе отрасли отражаются основные линии взаимодействия и связи конституционно-правовых норм.

Элементами отрасли являются наиболее крупные правовые образования, совокупности норм, не только обладающие определенным внутренним единством, но и отличающиеся от других совокупностей норм конституционного права.

Признаки, интегрирующие и дифференцирующие комплексы норм в относительно самостоятельные группы, предопределяются в своей основе предметом регулирования соответствующих норм, т.е. общественными отношениями, на которые эти нормы воздействуют.

Анализ системы отрасли конституционного права предполагает не только выявление ее составных частей, ее главных элементов, но и обоснование их соотношения и места каждого из них в этой системе.

Нормы института, который закрепляет основы конституционного строя, занимают первое место в системе данной отрасли, поскольку в них содержатся исходные начала правового регулирования, осуществляемого нормами других конституционно-правовых институтов.

На следующем месте стоит институт, устанавливающий основы правового статуса человека и гражданина, его права, свободы и обязанности. Место этого института обусловлено тем, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью в государстве и обществе, главной целью функционирования всех государственных и общественных структур.

Конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют федеративное устройство государства, создает предпосылки для организационного построения системы органов государственной власти. Нормы этого института устанавливают существующие в Российской Федерации национально-государственные и политико-территориальные образования, в соответствии с которыми строится система органов государства. Вот почему этот институт предшествует институту, закрепляющему систему органов государственной власти и систему органов местного самоуправления.

При характеристике системы конституционного права важное значение имеет вопрос о ее соотношении с системой конституции, являющейся основным источником отрасли. Это часть более общей проблемы — о соотношении системы права и системы законодательства. Они связаны между собой, но полностью не совпадают.

Система отрасли конституционного права предопределяется объективными факторами. Однако она выявляется и формулируется путем теоретических исследований, а потому субъективный фактор играет главенствующую роль при характеристике ее составных элементов. Система конституции — категория субъективная, поскольку систематизация конституционных норм осуществляется законодателем. Однако последний осуществляет ее не произвольно, а с учетом и на основе воспринятых им объективных связей, существующих в сфере регулируемых конституционно-правовыми нормами общественных отношений, их системности. Исходя из этого, сама группировка норм в институты, содержащаяся в конституции, имеет нормативное значение, и ее нельзя произвольно отбрасывать при определении системы отрасли конституционного права, хотя и не каждый элемент системы конституции выступает как самостоятельный элемент системы отрасли. Принятая в конституции группировка норм не может полностью совпадать со структурой отрасли. Хотя основы систем общие, но закономерности их формирования имеют особенности.

Система отрасли охватывает всю совокупность конституционно-правовых норм, а система конституции — лишь часть этих норм, составляющую основу всего конституционно-правового регулирования.

Как для системы отрасли конституционного права, так и для системы конституции отправным, исходным началом является группировка норм на основе единства их содержания, специфики регулируемых ими общественных отношений, а следовательно, и своеобразного круга субъектов. Однако соотношение этих начал систематизации в конституции и в отрасли полностью не совпадает.

Для системы отрасли характерен более высокий, чем для системы конституции, уровень обобщения норм по их предметному содержанию. Так, элемент системы отрасли составляет вся совокупность конституционно-правовых норм, определяющих систему органов государственной власти, принципы их организации, основы их взаимоотношения и компетенции. В системе конституции эти нормы рассредоточены по конституциям как Российской Федерации, так и республик в ее составе, по уставам других субъектов Федерации.

В системе конституционного права принято выделять следующие институты, которые составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы, закрепляющие:

1) основы конституционного строя;

2) основы правового статуса человека и гражданина;

3) федеративное устройство государства;

4) систему органов государственной власти и органов местного

Институту, который объединяет нормы, закрепляющие основы конституционного строя, свойственны следующие специфические черты. Нормы этого института:

1) воздействуют на общественные отношения путем установления определенных начал устройства общества и государства;

2) как правило, не порождают конкретных правоотношений;

3) определяют сущностное содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений, все стороны социальной реальности; нормам рассматриваемого института не могут противоречить никакие другие положения Конституции РФ;

4) адресованы всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам;

5) имеют способом своей защиты общий режим охраны Конституции, конституционного строя, могут быть изменены только путем принятия новой Конституции;

6) устанавливаются преимущественно в конституционной форме;

7) являются в преобладающей части нормами-принципами, нормами-дефинициями, нормами-целями;

8) предполагают для практической и правовой реализации содержащихся в них целей «включение» всех отраслей права;

9) призваны обеспечить системное закрепление концептуальных идей, основополагающих для данного общества и государства.

Нормы данного института по своим функциям являются определяющими для всех других институтов конституционного права, направляют все конституционно-правовое регулирование.

Нормы института конституционного права, закрепляющие основы правового статуса человека и гражданина:

1) воздействуют на общественные отношения в основном путем провозглашения, признания государством естественными, неотчуждаемыми прав человека;

2) реализуются по преимуществу вне конкретных правоотношений;

3) входят в сферу взаимоотношений государства и личности;

4) включают в качестве субъекта права человека (гражданина) как такового, вне связи его с каким-либо особым правовым статусом;

5) предусматривают особую систему охраны, не могут быть пересмотрены без принятия новой Конституции;

6) предполагают подключение многих других отраслей права, в которых реализация конституционных прав граждан осуществляется путем возникновения конкретных правоотношений (трудовых, гражданских, семейных и др.).

Нормы института, который определяет систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, имеют следующие особенности:

1) это нормы преимущественно прямого регулирующего действия; они реализуются в конкретных правоотношениях;

2) в качестве субъектов возникающих на их основе правоотношений выступают органы государства и органы местного самоуправления в их статусе органов народовластия;

3) преобладающая часть данных норм устанавливается на основе Конституции России в актах текущего законодательства, детально определяющих порядок образования органов, их компетенцию, формы деятельности;

4) для норм этого института характерно специфическое, отличное от других институтов, соотношение норм общефедеральных и норм, действующих на территории каждого из 89 субъектов Российской Федерации, а также на территориях, в которых осуществляется местное самоуправление.