По борьбе с коррупцией

Что такое коррупция и способы борьбы с ней

Вопрос противодействия коррупции — один из вечных вопросов организации государства.

Воспринимая коррупцию как системное явление, государство создает и реализует комплексные меры по ее противодействию. За период с 2008 года был образован Совет при Президенте по противодействию коррупции, разработаны и утверждены Национальные планы по противодействию коррупции, пакет антикоррупционных законов, ряд указов Президента Российской Федерации, расширяющих контроль над деятельностью государственных и муниципальных служащих, руководителей государственных корпораций. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установил основные принципы и основы борьбы с коррупцией.

Важную роль в борьбе с коррупцией играют конкретные меры, способные уменьшить коррупционные проявления в государстве и обществе, выявить и наказать лиц, замешанных в коррупции. Простой и достаточно эффективной мерой является обязательная ежегодная отчетность чиновников (должностных лиц органов ис­полнительной власти и депутатов соответствующих уровней) о доходах и имущественном по­ложении. Декларации о доходах указанных лиц (а также их детей и супругов) находятся в открытом доступе в сети Интернет, освещаются в официальных СМИ, проверяются контрольными и надзорными органами.

В большинстве органов исполнительной власти созданы службы собственной безопасности, целью деятельности которых является пресечение коррупционной деятельности служащих внутри органов исполнительной власти и их территориальных органах в субъектах Российской Федерации.

Как ни активна роль государства в принятии мер по противодействию коррупции, оно не сможет обойтись без помощи простых граждан в этой борьбе.

Каждый гражданин россиянин должен и обязан жить и работать, руководствуясь законом. Во избежание коррупционных явлений необходимо твердо знать свои права, уметь защищать их, иметь твердую моральную позицию, отрицающую использование коррупционных методов в частной, общественной и профессиональной жизни.

ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ?

Важно ясно понимать суть этого явления и уметь отличать его от других правонарушений.

Но как тогда определить, что является коррупцией, а что нет? На сегодняшний день существует четкое определение понятия «коррупция», установленное законом.

Определение понятия «коррупция» приведено в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Коррупцией считается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Если человек принимает участие в незаконном использовании своего или чьего-либо должностного положения с целью получения материальной или нематериальной выгоды — он становится частью коррупционной системы.

К сожалению, для большой группы людей дача мелких взяток для решения бытовых вопросов не противоречит собственному мировоззрению, нравственным ограничениям.

К коррупционным деяниям относятся следующие преступления: злоупотребление служебным положением (статья 285 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее — УК РФ), дача взятки (статья 291 УК РФ), получение взятки (статья 290 УК РФ), злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ), коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие «коррупция», указанное выше.

СУЩНОСТЬ КОРРУПЦИИ

Коррупция не появляется в обществе в одночасье. Сущность коррупции проявляется в тех социальных явлениях, с которыми она глубоко взаимосвязана. К их числу относятся правовой нигилизм и недостаточная правовая грамотность граждан, низкая гражданская позиция граждан.

Вот некоторые источники коррупции: неэффективное и несправедливое распределение и расходование материальных и нематериальных благ, снижение эффективности деятельности государственных и муниципальных органов, замедление темпов экономического роста, снижение уровня доверия к власти и другое.

УЧАСТНИКИ КОРРУПЦИИ

В коррупционном процессе всегда участвуют две стороны: взяткодатель и взяткополучатель.

Взяткодатель – лицо, которое предоставляет взяткополучателю некую выгоду в обмен на возможность пользоваться его полномочиями в своих целях. Выгодой могут быть деньги, материальные ценности, услуги, льготы и прочее. При этом обязательным условием является наличие у взяткополучателя распорядительных или административных функций.

Взяткополучателем может быть должностное лицо, сотрудник частной фирмы, государственный и муниципальный служащий, который возмездно осуществляет свои полномочия для определенного лица (круга лиц). От него могут ожидать исполнения, а также неисполнения его обязанностей, передачи информации и т.д. При этом он может выполнять требования самостоятельно либо способствовать выполнению требования другими лицами, используя свое положение, влия­ние и власть.

Даже без проведения глубокого социально-экономического исследования очевиден ряд объективных причин существования коррупции в нашей стране.

В настоящее время среди населения имеется достаточно большая группа граждан, которые предпочитают расценивать коррупцию как нечто само собой разумеющееся.

Человек, дающий или берущий взятку, получает сиюминутную выгоду. Как правило, взяткодатель или взяткополучатель не думает о том, какими последствиями для него самого это может обернуться.

Рано или поздно встанет вопрос о законности совершенных действий, легальности полученного дохода.

Многие даже не задумываются, что именно их действия не позволяют эффективно бороться с коррупцией. Что же является причиной такого пассивного отношения граждан к коррупционной ситуации в стране и к личной судьбе? К причинам коррупционного поведения можно отнести:

•толерантность населения к проявлениям коррупции;

•отсутствие опасения потерять полученное благо в будущем при проверке оснований его приобретения;

•наличие у должностного лица выбора варианта поведения, когда он может решить поставленный перед ним вопрос как положительно, так и отрицательно;

•психологическая неуверенность гражданина при разговоре с должностным лицом;

•незнание гражданином своих прав, а также прав и обязанностей чиновника или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации;

•отсутствие должного контроля со стороны руководства за поведением должностного лица.

ФОРМЫ КОРРУПЦИИ

Взятка

Основным коррупционным деянием является получение и дача взятки. Взятка — это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности. Услуги, льготы, социальные выгоды, полученные за осуществление или неосуществление должностным лицом своих полномочий, тоже являются предметом взятки.

Взяточничеством признается передача и получение материальных ценностей, как за общее покровительство, так и за попустительство по службе. К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью. К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, недобросовестное реагирование на его неправомерные действия.

Злоупотребление полномочиями

Злоупотребление — это использование коррупционером своего служебного положения вопреки интересам службы (организации), либо явно выходящее за пределы его полномочий, если такие действия (бездействие) совершены им из корыстной или иной личной заинтересованности и влекут существенное нарушение прав и законных интересов общества.

Должностное лицо, или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, в таких случаях действует в пределах своих полномочий по формальным основаниям либо выходит за пределы имеющихся у него полномочий. Это часто происходит вопреки интересам службы и организации.

Коммерческий подкуп

Схожим по своим признакам с составом таких преступлений, как дача взятки и получение взятки, является коммерческий подкуп, который также включен в понятие «коррупция».

Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (оказывающего), осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Также, как и за взяточничество, за коммерческий подкуп Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность (вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет) как лица подкупаемого, так и лица подкупающего.

Однако, в отличие от взятки, уголовной ответственности подлежит только тот коммерческий подкуп, который совершен по договоренности, вне зависимости от того, когда была осуществлена передача подкупа.

Взятка и подарок

Важное разъяснение: существует отличие взятки-вознаграждения от подарка. Если у вас есть знакомый — должностное лицо и вы хотите сделать ему подарок, то вы должны знать, что служащему органа власти и управления в связи с исполнением им должностных обязанностей запрещено получать вознаграждение от физических и юридических лиц: подарки, денежные вы­платы, ссуды, любые услуги имущественно­го характера, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д. Подарки, полученные служащими в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта Российской Федерации и должны передаваться гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он служит. Тем не менее, статьей 575 Гражданского кодекса Российской Федерации позволено преподносить государственным и муниципальным служащим подарки стоимостью не выше трех тысяч рублей.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИЮ

Необходимо обратить внимание на то, что Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок от 8 до 15 лет как за получение взятки, так и от 7 до 12 лет за дачу взятки.

То есть перед законом отвечает не только лицо, которое получает взятку, но и то лицо, которое взятку дает, или от чьего имени взятка передается взяткополучателю. В случае, если взятка передается через посредника, то он также подлежит уголовной ответственности за пособничество в даче взятки.

В основе взяточничества два вида преступлений: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (статья 291 УК РФ). Близки к ним такие уголовно наказуемые деяния, как коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) и злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ).

Состав преступления (взяточничества) будет иметь место независимо от того, когда была принята взятка — до или после выполнения соответствующих действий, а также независимо от того, имелась ли предварительная договоренность между взяткодателем и взяткополучателем.

Дача взятки (передача должностному лицу лично или через посредника материальных ценностей) — это преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или заведомо незаконных действий (бездействия) в пользу дающего: для получения им преимуществ, за общее покровительство или за попустительство по службе (статья 291 УК РФ).

Дача взятки при отсутствии обстоятельств, отягчающих ответственность, наказывается штрафом в размере от 15 кратной до 30 кратной суммы взятки либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере десятикратной суммы взятки.

Дача взятки может осуществляться с помощью посредника. Посредничеством в даче взятки признается совершение действий, направленных на: непосредственную передачу предмета взятки от имени взяткодателя. Ответственность посредника во взяточничестве наступает независимо от того, получил ли посредник за это вознаграждение от взяткодателя (взяткополучателя) или не получил.

Если взятка передается должностному лицу через посредника, то такой посредник подлежит ответственности за пособничество в даче взятки.

Необходимо помнить, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место:

а) вымогательство взятки со стороны должностного лица;

б) если лицо активно способствовало раскрытию и расследованию преступления;

в) если лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбуждать уголовное дело.

Необходимо знать, что получение взятки — одно из самых общественно опасных должностных преступлений, особенно если оно совершено в крупном или особо крупном размерах группой лиц по предварительному сговору или организованной группой с вымогательством взятки.

Обстоятельствами, отягчающими уго­ловную ответственность за получение взятки, являются:

•получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие);

•получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления;

•получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (2 и более человек);

•вымогательство взятки;

•получение взятки в крупном ил особо крупном размерах (крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тысяч рублей, а особо крупным размером – превышающие 1 миллион рублей).

Самым мягким наказанием за взятку является штраф, а самым суровым — лишение свободы на срок от 8 до 15 лет. Кроме того, за получение взятки лишают права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Таким образом, попытка получить блага, преимущества, избежать неприятностей при помощи взятки имеет своим последствием уголовное преследование и наказание.

КАК ПОБЕДИТЬ КОРРУПЦИЮ

Борьба с коррупцией, прежде всего, должна выражаться в нежелании граждан участвовать в коррупционных отношениях.

Именно поэтому для того, чтобы не оказаться жертвой коррупции, а равно самому не встать на путь преступления закона, необходимо иметь четкие представления о способах борьбы с коррупцией.

КАК СЕБЯ ВЕСТИ?

Попробуем разобраться, что же может сделать гражданин самостоятельно для того, чтобы не стать участником коррупционного преступления.

Перед тем как обратиться в государственные, муниципальные органы и учреждения, либо в коммерческие или иные организации, мы рекомендуем изучить нормативную базу, на основе которой действует тот или иной орган, учреждение, организация. Ведь именно знание законов поможет понять, когда должностное лицо начинает злоупотреблять своим положением либо вымогать взятку за действия, которые он и так должен выполнить в силу своих должностных обязанностей.

Без особых затруднений это возможно сделать в отношении государственных и муниципальных органов и учреждений. Для того чтобы информационная прозрачность деятельности государственной власти могла помочь простым гражданам самостоятельно бороться с коррупцией, все органы государственной и муниципальной власти обязаны размещать на своих официальных сайтах в Интернете нормативные акты, регламентирующие их деятельность. Поэтому перед обращением в тот или иной орган государственной или муниципальной власти мы рекомендуем изучить информацию о деятельности данного органа, имеющуюся, например, на сайте в Интернете.

Обобщенная информация по многим государственным услугам представлена на сайте www.gosuslugi.ru.

С коммерческими и иными организациями дело обстоит сложнее. Законодатель в отношении данных организаций не может принять аналогичные меры по информационной прозрачности, которые он принял в отношении государственных и муниципальных органов и учреждений. Однако не стоит считать, что деятельность коммерческих и иных организаций ничем не регулируется.

Указанные организации должны подчиняться законам, которые регламентируют ту сферу деятельности, в которой действует данная организация. Так, если вы собираетесь обратиться в организацию, которая занимается торговлей, оказанием услуг или выполнением работ, то целесообразно предварительно изучить Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителя». Также следует помнить о том, что данный закон, а также ряд других документов, касающихся деятельности данной организации, должны быть размещены в торговом зале, на специальном стенде.

Если вы хотите обратиться в организацию, оказывающую медицинские услуги, вам, кроме Закона «О защите прав потребителей», необходимо знать, какие медицинские услуги вам обязаны предоставить бесплатно в рамках имеющегося у вас полиса обязательного медицинского страхования, а также, при наличии, полиса добровольного медицинского страхования. Кроме того, целесообразно ознакомиться с нормативными актами, которые регламентируют порядок оказания медицинских услуг. Например, Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1074 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов».

Если вы устраиваетесь на работу, то вам необходимо изучить те разделы Трудового кодекса Российской Федерации, которые касаются прав и обязанностей работника и работодателя.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ

Возможно, будет не лишним предпринять некоторые дополнительные меры.

Можно проконсультироваться с юристом, что позволит вам более уверенно чувствовать себя в разговоре.

По возможности, оформляйте обращение в письменной форме и сдавайте его в канцелярию того органа, в который вы обращаетесь. Если вы обращаетесь в государственный или муниципальный орган, то в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ответ вам обязаны дать в течение 30 дней с момента вашего обращения.

В случае, если вы стали жертвой злоупотребления должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своим служебным положением и полномочиями, то алгоритм ваших действий должен быть точно таким же, как при вымогательстве у вас взятки, коммерческого подкупа.

В случае, если в отношении вас идет какая-либо проверка со стороны государственных и муниципальных органов (составляют протокол о нарушении правил дорожного движения или таможенного режима, останавливают и просят предъявить паспорт для проверки и т.д.), то в целях самозащиты от злоупотребления служебным положением со стороны должностных лиц вам следует:

•проверить полномочия должностного лица, посмотрев его служебное удостоверение, и запомнить либо записать его ФИО и должность (звание);

•уточнить основания применения к вам санкций, совершения действий в отношении вас или вашего имущества — норму закона, на которую ссылается должностное лицо, запомните эту информацию или запишите;

•в случае составления в отношении вас протокола или акта настоять на заполнении должностным лицом всех граф, не оставляя их пустыми;

•настоять, чтобы в протоколе были указаны все свидетели, которых вы считаете необходимым указать (или понятые);

•настоять, чтобы в протоколе были указаны все документы, на которые вы ссылались при даче объяснений должностному лицу. Если должностное лицо отказывается принять указанные документы, потребовать от него письменного отказа;

•не подписывать протокол или акт, не прочитав его внимательно;

•в случае несогласия со сведениями, занесенными в протокол или акт, указать об этом перед проставлением подписи, для того чтобы можно было оспорить указанный протокол или акт;

•никогда не подписывать пустые листы или незаполненные формы;

•в строке протокола об административном правонарушении, в которой вы должны подписаться под тем, что вам разъяснены ваши права и обязанности, проставить слово НЕТ или прочерк, если должностное лицо, составляющее протокол, вам их не разъяснило или предложило прочитать их на обороте. Вы не должны читать о своих правах и обязанностях, вам должны их разъяснить;

•настоять на выдаче вам на руки копии протокола или акта.

Также вам необходимо знать, что, в соответствии с положениями статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении должен составляться немедленно после выявления административного правонарушения. Кроме того, вы не должны доказывать свою невиновность.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 указал: «Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица».

ПАМЯТКА ГРАЖДАНИНУ О ТОМ, ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ У ВАС ВЫМОГАЮТ ВЗЯТКУ:

Отказать в даче взятки.

В случае вымогательства взятки или отсутствия возможности отказать в даче взятки (например, при угрозе жизни и здоровью) — об этом необходимо сообщить в правоохранительные органы, но при этом следует соблюдать следующие рекомендации в общении с вымогателем взятки:

•внимательно выслушать и точно запомнить поставленные вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы пе­редачи взятки и т.д.);

•постараться отложить вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы;

•не брать инициативу в разговоре на себя, позволить «взяточнику» выговориться, сообщить вам как можно больше информации;

•незамедлительно обратиться в правоохранительные органы.

КУДА ОБРАЩАТЬСЯ?

Возможны следующие варианты действий:

Обжалование незаконных действий в рамках действующих административных процедур — подача жалобы непосредственному начальству или жалобы в вышестоящие инстанции.

Жалоба в контролирующие органы (в рамках потребительских отношений это могут быть территориальные учреждения Роспотребнадзора, Федеральной антимонопольной службы; в рамках отношений с организациями жилищно-коммунального хозяйства — жилищные комитеты и жилищные инспекции) или прокуратуру. Будьте внимательны: обвинения не должны быть голословными, жалоба должна содержать конкретные сведения и факты.

Вы также должны сообщить о факте вымогательства в правоохранительные органы или в управления собственной безопасности, которые, например, есть при Министерстве внутренних дел (МВД России) и Федеральной службе безопасности (ФСБ России). Устные сообщения и письменные заявления о преступлениях принимаются в правоохранительных органах круглосуточно, независимо от места и времени совершения преступления.

Вы можете обратиться в приемную прокуратуры, в дежурную часть органа МВД России, ФСБ России, таможенного органа или органа наркоконтроля. Вас обязаны выслушать и принять сообщение в устной или письменной форме. При этом вам следует узнать фамилию, должность и рабочий телефон сотрудника, принявшего сообщение.

Обращаем ваше внимание, что если вы выполните требования вымогателя и не заявите о факте дачи взятки в компетентные органы, то будете привлечены к уголовной ответственности при выявлении правоохранительными органами факта взятки.

Предложенные рекомендации, к сожалению, не могут считаться универсальными, исчерпывающими и единственно верными. В каждой конкретной ситуации вам приходится самостоятельно решать, какие методы и в какой мере применять для достижения наилучшего результата в общении с должностными лицами. Приведенные выше рекомендации — это основные направления для укрепления и защиты позиции граждан, не желающих мириться с коррупцией в своей повседневной жизни.

Письменные обращения в Генеральную прокуратуру Российской Федерации направлять по адресу: ГСП-3 125993, г. Москва, ул. Большая Дмитровка, 15а.

Справочная по обращениям в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. (495) 987-56-56

В Следственном комитете Российской Федерации работает телефон горячей линии. Любой гражданин, обладающий ин­формацией о совершенном или готовящемся преступлении может сообщить об этом непосредственно в главное следственное ведомство. Также по этому номеру принимаются звонки о незаконных действиях либо бездействии самих следователей Следственного комитета. Телефон горячей линии: (495) 640-20-52

Письменные обращения в Департамент собственной безопасности МВД России направлять по адресу: 115054, г. Москва, ул. Большая Пионерская, дом 6/8.

Телефон дежурной части ДСБ МВД России: (495) 667-07-30 Телефон доверия МВД России: (495) 250-98-10, 200-90-81

ДОКУМЕНТЫ

•Конституция Российской Федерации

•Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

•Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

•Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»

•Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

•Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

•Уголовный кодекс Российской Федерации

•Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

•Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции»

•Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 «О национальной стратегии противодействия коррупции и национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы»

•Указ Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 г. № 297 «О национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции»

Коррупция

  • Новости за 03.02.1999 (недоступная ссылка) // Polit.Ru
  • Д. С. Львов, Ю. В. Овсиенко «Об основных направлениях социально-экономических преобразований» // Экономическая наука современной России. 1999. № 3. С. 99-114.
  • А. Шаров Ни дать, ни взять. Генпрокуратура начала новое наступление на коррумпированных чиновников «Российская газета» Федеральный выпуск № 4215 от 7 ноября 2006 г.
  • 1 2 3 Исследование фонда ИНДЕМ «Диагностика российской коррупции 2005» Архивная копия от 22 июня 2006 на Wayback Machine.
  • Индекс восприятия коррупции 2010
  • В Time Warner Center — Анклав Могущественных Русских // The New York Times, February 11? 2015
  • Латухина К., Баусин А. Двойка за взятки // Ведомости, № 182 (1956), 27 сентября 2007
  • Фроловская Т., Котов А. Битва понарошку // РБК daily. 27 сентября 2007
  • Transparency International — the global coalition against corruption (недоступная ссылка). Проверено 6 сентября 2011. Архивировано 20 октября 2010 года.
  • Рейтинг восприятия коррупции в странах мира (Проверено 28 января 2011)
  • Антикоррупционная деятельность как фактор экономической безопасности России.- Статья. — Экономика и экологический менеджмент.
  • Russie: liste noire des régions les plus corrompues (фр.) // Le Figaro. 2010-10-12.
  • ВЕДОМОСТИ — Ernst & Young отметила снижение коррупционных рисков в России
  • «Коррупция» — настольная игра (англ.)
  • Литература

    Международное право

    • Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию. — Совет Европы. Серия Европейских договоров. № 173. Страсбург: 1999. 27 янв. .
    • Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию — Совет Европы. Серия Европейских договоров. № 174.
    • Конвенция Организации объединённых наций против коррупции. Нью-Йорк: ООН, 2004.
    • Конвенция ООН против коррупции

    Научные и публицистические работы

    • Коррупция и бюрократизм: истоки и пути преодоления: Темат. сб. / Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации; . — М.: РАГС, 1998.
    • Волженкин, Б. В. Коррупция. — СПб.: СПбЮИ, 1998.
    • Основы борьбы с коррупцией (системы общегосударственной этики поведения) / под ред. С. В. Максимова — М.: 1999.
    • Россия и коррупция: кто кого. / Текст подгот. Регион. обществ. фондом «Информатика для демократии» (Фондом ИНДЕМ). — М.: Изд-во Независимая Газета, 1999.
    • Альбац Е. М. Бюрократия: Борьба за выживание. — М.: ГУ ВШЭ, 2000.
    • Гевелинг Л. В. Клептократия. — М.: Гуманитарий, 2001.
    • Кузьминов Я. И. Тезисы о коррупции. — М.: Гос. ун-т. Высш. шк. экономики, 2000.
    • Тимофеев, Л. М. Институциональная коррупция: Очерки теории / Лев Тимофеев; . — М.: Изд. центр РГГУ, 2000.
    • Богданов, И. Я. Коррупция в России: Соц.-экон. и правовые аспекты / И. Я. Богданов, А. П. Калинин; Рос. акад. наук. Ин-т соц.-полит. исслед. — М., 2001.
    • Аминов, Д. И. Коррупция как социально-правовой феномен и пути её преодоления / Д. И. Аминов, В. И. Гладких, К. С. Соловьев; Моск. акад. предпринимательства при правительстве г. Москвы. — М.: Юрист, 2002.
    • Роуз-Аккерман, С. Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы / Сьюзан Роуз-Аккерман; пер. с англ. О. А. Алякринского. — М.: Логос, 2003. — 356 с.
    • Краснов, М. А. Коррупция на дорогах / Краснов, Михаил Александрович. — М.: Фонд ИНДЕМ, 2004.
    • АР К782 Красноусов, С. Д. (Сергей Дмитриевич). Коммерческий подкуп как форма коррупции в частном секторе : понятие и противодействие : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право / С. Д. Красноусов; науч. рук. Н. В. Щедрин. -Владивосток, 2012. −26
    • Козонов, Э. Ю. Коррупция: истоки и пути преодоления / Козонов Э. Ю., Жукаев А. М. — М.: МАКС Пресс, МГУ им. М. В. Ломоносова, 2006.
    • Борьба с ветряными мельницами? Социально-антропологический подход к исследованию коррупции. — СПб.: Алетейя, 2007. — 234 с.
    • Педреро Мигель. Коррупция. Клоака власти. — М., СТОЛИЦА-ПРИНТ, 2008. — 320 с.
    • Конышев В. Н., Сергунин А. А. Система индикаторов вузовской коррупции // Высшее образование в России. 2011, № 10.
    • Румянцева Е. Е. Коррупция как противоположность демократии // Научный эксперт. — 2008. — № 12. — С. 60-70.
    • Румянцева Е. Е. Коррупция как альтернатива демократии. — Palmarium Academic Publishing, 2012. — ISBN 978-3-8473-9286-6
    • Макаров А. А. Коррупция в системе органов внутренних дел. — М.: Nota Bene, 2009. — ISBN 978-5-8188-0132-2
    • Мирошниченко Д. В. Уголовно-правовое воздействие на коррупцию. — М.: Юрлитинформ, 2010. — 200 с.
    • Гриб В. Г., Окс Л. Е. Противодействие коррупции. — М., 2011. — 192 с.
    • Соловьев В. Р. Империя коррупции. Территория русской национальной игры. — М., Эксмо, 2012. — 288 с.
    • Фисман, Р., Мигель, Э. Экономические гангстеры. Коррупция, насилие и бедность национальных масштабов. — М., 2012. — 302 с.
    • Лариса Буракова. Почему у Грузии получилось. — Альпина Паблишер, 2011. — 271 с. — ISBN 978-5-4295-0012-6.

    Художественные произведения

    • Дубовицкий Натан (Владислав Сурков Сурков признал авторство «Околоноля» // Русский пионер. Специальный выпуск. — М.: «Живи», 2009. — 112 с.

    Борцы с коррупцией

    Виталий Портников: Борьба с коррупцией в Украине, новые антикоррупционные структуры и их перспективы — вот тема нашей сегодняшней программы. В студии — председатель Наблюдательного совета Национального агентства по предотвращению коррупции (НАПК) Виктор Таран.

    Эти структуры работают уже не первый месяц, уже можно подводить определенные итоги. А когда так много структур, то уже и коррупции, по идее, не должно быть?

    Из позитива ключевые моменты — это запуск электронных деклараций и то, что начали делать проверку финансирования политических партий

    Виктор Таран: Это в идеале. Мы почему-то считаем, что если много мусора, то можно поставить рядом пылесос, метлу и веник, и этот мусор исчезнет. Не исчезнет. Если неправильно использовать инструментарий, ты можешь не только не убрать комнату, но и устроить еще больший беспорядок. То же самое происходит с новыми антикоррупционными органами. Их создали, но их руководители еще не до конца научились ими управлять. НАПК формально было создано в марте прошлого года, а полноценно запустилось только в июле.

    Что сейчас получилось у агентства, а что не получилось? Из позитива ключевые моменты — это запуск электронных деклараций и то, что они худо-бедно начали делать проверку финансирования политических партий (эффективно, неэффективно — это другой вопрос). Что не получилось? Прежде всего, набрать полноценный коллектив. Сейчас недоукомплектация штата составляет около 40%, а в некоторых департаментах — до 50, то есть понятно, что полноценной работы не будет. Не получилось создать единую команду. Мы видим постоянные конфликты между четырьмя членами агентства, каждый из которых имеет свое видение, и в результате голосование получается два на два, и решение не принимается. Мы видим проблемы с системой электронного декларирования, которая была создана, но сейчас не очень хорошо функционирует. Это не те проблемы, которые нельзя решить, это все равно что проблемы новорожденного ребенка.

    В НАБУ (Национальном антикоррупционном бюро) ситуация немножко иная — ему два года, и мы уже должны требовать от него конкретных результатов. Что мы видим по результатам за эти два года? Мы видим подготовку дел по нескольким коррупционерам — по Насирову, мы имеем кейсы по Мартыненко, по другим деятелям. Они передаются в суды, и пока что ничего не двигается.

    Что касается САП (Специализированной антикоррупционной прокуратуры), там ситуация другая, мы имеем скандалы вокруг САП, уже идут обвинения господину Холодницкому в том, что он что-то видит, а чего-то не видит. Есть скандалы вокруг менеджмента, который повязан с бизнесом господина Фирташа. Некоторые активисты считают, что он так создал дело, что оно рассыпалось. По моему мнению, там другие проблемы — это то, что кадры набирали не всегда системно. Почему дело рассыпается в судах? Судьи, с которыми мы общались, говорят, что дело процессуально не до конца правильно выписано, то есть ребята просто еще учатся.

    Мы видим постоянные конфликты между четырьмя членами агентства

    Также была проблема по депутатам. САП готовила подачу документов, но Генеральная прокуратура их вернула. Когда мы общались с некоторыми коллегами, они сказали: никакой политики, пускай САП лучше пишет свои обвинения, иначе те обвинения, что мы принесем в суд, просто рассыплются. Я считаю, что это проблема роста, но результата все равно не будет.

    Часто мы ставим в пример работу румынского аналога НАБУ, но почему-то все забывают, что эта структура полноценно заработала только через пять-шесть лет после создания, а первые эффективные результаты были только через семь лет.

    Виталий Портников: В какой-то мере получается такой удобный для всех заколдованный круг. Часть общества говорит: давайте вы не будете брать всех этих специалистов, которые сами участвовали в коррупционных схемах, сами никого не могут вывести на чистую воду, они будут просто компрометировать все эти новые органы. Те, кто не заинтересован в том, чтобы эти органы работали, говорят: да, конечно, не будем их брать, они все коррупционеры, давайте мы возьмем новых хороших ребят, мальчиков и девочек, которые чисты и никогда ни в чем не участвовали, они будут работать. А потом оказывается, что взять с улицы, допустим, патрульного полицейского и взять с улицы антикоррупционного прокурора — это не совсем одно и то же.

    И действительно, можно долго ожидать, пока эти молодые люди научатся (а может быть, и не научатся). Ведь часто бывает так, что многие, кто приходит в такие учреждения, так и не могут научиться. Или, допустим, нет кого-то наверху, кто уже держит эту систему в руках. Тогда все довольны: общество довольно, что там новые люди, коррупционеры довольны, что неумехи, и все живут в гармонии.

    Виктор Таран: Со временем они научатся, ведь их сейчас обучают. Приезжают специалисты из-за границы, приезжают кадровые сыщики, обучают их, им дают доступ ко всем базам, к Интерполу, к базам, которые создало Министерство юстиции. Проблема только в том, что у общества очень завышенные ожидания. Такое впечатление, что тема борьбы с коррупцией заменила все, мы не видим других позитивных изменений, потому что есть только борьба с коррупцией. Как, помните, в том анекдоте: куда ни посмотрим, везде Путин — уже боюсь консервы открыть. Почему-то мы считаем, что — раз, и коррупция исчезнет. Но мы не в сказке, так не бывает.

    Виталий Портников: А как можно изменить систему, меняя только ее часть и создавая некие новые органы рядом с той системой, которая сама по себе воспроизводит коррупцию? Вот вы говорили, что разговариваете с судьями, а в обществе к этим самым судьям огромное недоверие, и я не сказал бы, что всегда обоснованное. Просто есть недоверие ко всей судебной системе, и, какие бы решения ни принял суд, всегда есть сомнения в том, что эти решения честны, особенно когда речь идет о резонансных делах. Суд удовлетворил требование новых антикоррупционных органов — понятно, он с ними в сговоре.

    Взять с улицы патрульного полицейского и взять с улицы антикоррупционного прокурора — это не совсем одно и то же

    Кстати, действительно были случаи: вы упоминали разные имена, и по всем этим фигурам решения принимали судьи, против которых возбуждало обвинения само Национальное антикоррупционное бюро. Это странная история, такого нигде никогда не было, чтобы судья был под подозрением, работал и вынужден был рассматривать заявки органов, которые расследуют его собственное дело.

    Виктор Таран: Да, это прямой конфликт интересов, этого нельзя было допускать. Странное совпадение, когда наша система анонимна, а судья известен. Это действительно подрывает доверие, и это проблема. Я не верю в изменения через людей, ведь каждый человек слаб, я верю в изменения только через построение систем, причем таких, которые будут иметь противовесы. Пока мы не будем строить эту систему, у нас ничего не получится. К самому хорошему человеку все равно есть вопросы. Более того, самый хороший человек один не может поменять систему, потому что система всегда будет сильнее. Именно на этом сейчас нужно концентрировать внимание.

    Виктор Таран

    Давайте посмотрим на выборы в Верховный суд. Почему сейчас пошло определенное недоверие? Потому что были четко поставленные блокираторы — как не допустить судей, которые имели плохую репутацию. Была система баллов, которые должны набрать судьи, чтобы пройти в первый, во второй тур. В день, когда выносили результаты между первым и вторым туром, конкурсная комиссия приняла решение резко опустить конкурсные баллы на 20 пунктов, и большая часть судей, которые имеют 9 квартир, которые проигрывали в Европейском суде по правам человека, оставались на своих постах. Понятно, что никакого доверия к выборам судей сейчас априори нет. И таких примеров очень много. По моему мнению, НАБУ и САП должны работать так, чтобы не было ни йоты недоверия.

    Виталий Портников: Это идеальный вариант, так не бывает.

    Виктор Таран: Но если эти органы потеряют доверие в обществе, то их потом сметут. Они должны быть святее Папы римского и честнее жены цезаря.

    Виталий Портников: Конфликты, которые возникают между самими антикоррупционными структурами или между антикоррупционными структурами и Генеральной прокуратурой, тоже ведь явно не содействуют укреплению доверия. Мы видим, что люди, которые должны быть в одной лодке, готовы эту лодку утопить.

    Я не верю в изменения через людей, ведь каждый человек слаб, я верю в изменения только через построение систем

    Виктор Таран: Я отношусь к этим конфликтам философски. Ведь если посмотреть, как «дружат» между собой правоохранительные органы в странах Европы и Америки, то мы увидим точно такую же картину. Это нормальные конфликты, потому что идет борьба за власть, за влияние, за деньги. Чем более ты эффективен, тем больше деньги из бюджета — это нормально. Самое главное, чтобы в этой борьбе за мир мы не уничтожили весь мир. Помните, когда в прошлом году был первый такой конфликт между Генеральной прокуратурой и НАБУ, Луценко смог погасить этот конфликт, и после этого явных конфликтов не было, и надеюсь, больше не будет.

    Виталий Портников: Наблюдательные советы, куда пришли активисты, люди, независимые от государства, действительно могут повлиять на работу антикоррупционных структур, или они для красоты?

    Виктор Таран: Идея наблюдательных советов заключалась в том, чтобы общественность через тех людей, которым она доверяет, наблюдала, что происходит в работе антикоррупционной структуры, и это было бы лакмусовой бумажкой, индикатором того, насколько это честная работа. Именно поэтому были созданы отдельные нормы по этим двум наблюдательным советам. Мы не регламентируем 966-ое постановление.

    Виталий Портников: Что это за постановление?

    Виктор Таран: Оно регламентирует создание наблюдательных советов при всех органах власти: при министерствах, при областных администрациях, — они создаются по этому постановлению. У нас другая система избрания и другие полномочия.

    Если брать конкретно наши полномочия, то они очень широки. Назову пять главных. Первое: мы утверждаем годовой отчет, который они нам готовят. Это очень важно, потому что именно общественность должна оценивать их работу. Второе: мы изучаем все проекты решений, которые выносятся на заседание агентства, и даем свои рекомендации, говорим, хорошее это решение или плохое. Третье: наш представитель вместе с членами агентства голосует за каждое решение с правом совещательного голоса. Общественность дает оценку, насколько правомочно решение. Четвертое, очень важное: наши представители находятся в составе дисциплинарных и конкурсных комиссий. Таким образом, мы влияем на то, кого избирают в агентство.

    Наши полномочия очень широки

    Когда возникают конфликты, мы тоже даем общественную оценку событиям. Это очень важно. Я приехал с подобного совета, мы рассматривали некоторые решения по конфликту интересов на одном государственном предприятии. Там между членами агентства разгорелась острая дискуссия. Именно позиция наших юристов, которые огласили результаты, повлияла, в числе прочего, на позитивное решение. И таких примеров можно назвать очень много.

    Виталий Портников: Те полномочия, которые имеют эти наблюдательные советы… Они, получается, сами по себе — тоже питательная среда для коррупции?

    Виктор Таран: Да. Поэтому, когда были приняты скандальные нормы по электронным декларациям, я выступал за то, что члены наблюдательных советов должны сдавать электронные декларации. Это моя принципиальная позиция. Я против того, чтобы сдавали электронные декларации члены других наблюдательных советов. Предоставьте: город с 15 тысячами населения, общественный совет каких-то местных организаций, и они тоже должны подавать электронные декларации. Им за что? Но в организациях, которые работают в сфере повышенной коррупции, обязательно нужно сдавать электронные декларации. Кстати, я свою сдал, она на сайте.

    Виталий Портников: Как я понимаю, такое увеличение количества людей, сдающих электронные декларации, это просто повод для того, чтобы увеличить до невозможности всю эту систему.

    Виктор Таран: Убить систему… Сейчас в базе электронных деклараций первая волна, которая была до 1 октября прошлого года — 200 тысяч, дальше волна, которая закончилась 1 апреля, — еще миллион, и до первого мая это были новые субъекты декларирования — еще 200 тысяч. Таким образом, сейчас в базе полтора миллиона деклараций. Система электронного декларирования, к которой есть много вопросов, худо-бедно работает, она, слава богу, выдержала, но она не может сейчас делать автоматическую проверку деклараций, потому что ее не подключили к реестрам.

    В организациях, которые работают в сфере повышенной коррупции, обязательно нужно сдавать электронные декларации

    Долгая дискуссия между Минюстом и НАПК в вопросах формулирования… Я, честно говоря, не понимаю, почему они не смогли договориться. Проблема в том, как должна была работать система: у вас в базе миллион деклараций, система математически обрабатывает каждую декларацию, и там, где логистический и арифметический подходы не совпадают, эта декларация просвечивается и выбрасывается в финагентство. Например, вы заработали за прошлый год 200 тысяч и 200 тысяч потратили на поездку на Мальдивы — извините, а на что вы жили? Тогда автоматически должен идти запрос в Минюст, в другие базы, и оттуда должен прийти автоматический ответ.

    Как работают сейчас: сначала вручную перебираются декларации топ-чиновников, министров, депутатов. Потом агентство делает письменный запрос, который идет в Минюст. Минюст получает письменный запрос, на протяжении 10-15 дней дается ответ. Получили, посмотрели — дальше. В результате такой переписки 4 месяца проверялись декларации только членов Кабмина, хотя на это отведено 90 дней. А члены Кабина — это 25 человек. В базе еще миллион четыреста.

    Виталий Портников: То есть практически есть люди, до которых никто никогда не дойдет.

    Реформа политических финансов занимает в среднем пять-семь лет после двух-трех парламентских циклов

    Виктор Таран: Если их не подсветят.

    Виталий Портников: Специально.

    Виктор Таран: Когда мы говорим «специально», мы должны понимать, что тут возможна позитивная и негативная коннотация: позитивная — активисты посмотрели, негативная — «а давайте сделаем заказ».

    Виталий Портников: Совершенно верно, если это часть политической борьбы, и я хочу с кем-то расправиться, имея доступ к базе, то я говорю: посмотрите на его декларацию, я знаю, что он отдыхал на Мальдивах и потратил все свои зарплаты чиновника за одну неделю, — давайте просто на это посмотрим. Если у меня нет к нему интереса, то он, один из миллиона двухсот, будет так спокойно жить до пенсии. А по этим декларациям есть срок давности?

    Больше всего у нас идет запросов или от депутатов, или от политических партий друг на друга, на политических оппонентов

    Виктор Таран: В течение 90 дней со времени поступления надо сделать проверку. Вы абсолютно правы: мы проанализировали первую волную запросов, и оказалось, что больше всего у нас идет запросов или от депутатов, или от политических партий друг на друга, на политических оппонентов.

    Виталий Портников: А если, допустим, установить контроль президента, премьер-министра над этой системой, тогда получается, что этот человек держит в руках всех, миллион двести чиновников?

    Виктор Таран: Мы путаем две вещи — влияние и власть. Когда вам дадут проанализировать информацию, принять решение, потом передать его в НАБУ, произвести расследование и передать в суд, только тогда мы будем иметь конечный результат. Только владение базой ничего не дает.

    Виталий Портников: Можно ожидать, что интерес к налоговым декларациям будет уменьшаться или увеличиваться – например, увеличиваться перед президентскими или парламентскими выборами?

    Мы путаем две вещи — влияние и власть

    Виктор Таран: Однозначно. Будет увеличиваться интерес к электронным декларациям чиновников, депутатов и политических партий, ведь партии — ключевые субъекты политической игры. Сегодня мы видим нарушения в отчетах политических партий — где-то больше, где-то меньше. Я не буду называть партию (она не парламентская), но вот классический пример: она имела поддержку в одном регионе центральной Украины, баллотировались кандидаты, и там были нарушения финансирования. Это было в июле прошлого года. Сейчас партию очень крупно оштрафовали.

    Виталий Портников: У меня в эфире на днях была странная дискуссия: зрители стали спрашивать у депутата: когда же мы, наконец, начнем жить хорошо, когда партия будет выражать наши народные интересы? Он сказал: тогда, когда вы будете финансировать партии, ведь сейчас их финансируют олигархи. Партии находятся на балансе у олигархов и выражают их интересы, а ваши интересы они будут выражать, когда смогут существовать за счет граждан. И граждане были очень недовольны этим ответом: мы бедные люди, мы не должны тратить деньги на какие-то партии. И мы же с вами прекрасно понимаем, что почти все эти партии, которые сдают отчеты, зависят от спонсоров с большими кошельками.

    Виктор Таран: Я с вами согласен только частично. До октября прошлого года так и было. С 1 октября ситуация изменилась, пошло государственное финансирование, по крайней мере, на те партии, которые представлены в парламенте. Мы увидели по отчетам, как резко увеличились расходы партий на заработные платы, на содержание офиса, на часть работы. Они вывели из тени то, что получали «черным» кэшем. Это означает, что теперь финансовые обязательства не полностью, но частично исчезли.

    Мы говорим сейчас не о полном, а о частичном избавлении от зависимости. Это первый шаг. Реформа политических финансов занимает в среднем пять-семь лет после двух-трех парламентских циклов, так что это нормально.

    Перед выборами будет увеличиваться интерес к электронным декларациям чиновников, депутатов и политических партий

    Теперь мы убиваем второй миф – о том, что партии финансируют граждане: это неправда. Если смотреть на структуры финансирования всех партий Европы… Я давно занимаюсь этим вопросом, я — один из авторов закона о финансировании партий, я объясню вам структуру этого: люди платят 5-10%, не больше, 30-40% — это делают физические и юридические особы, это нормально, а все остальное перекрывает государственное финансирование. В Америке вообще все финансируется бизнесом, и это тоже нормально. Поэтому если вы хотите иметь честные партии, то идите, занимайтесь партийным строительством, ищите спонсоров. Если вы не будете этого делать, тогда не надо рассказывать, что что-то не так, потому что за вас это делают другие.

    Виталий Портников: У вас есть какие-то временные рамки, после которых вы можете сказать: да, все это сработало, коррупция ослабла? Сколько для этого нужно лет? Вы говорили, что в Румынии это пять-семь лет. В Украине можно рассчитывать, что через семь лет мы с вами встретимся, и вы мне скажете: вот, все уже работает.

    Виктор Таран: Индикатором должно быть не количество лет, а решения судов. Как только у нас начнутся решения судов, к которым мы не будем иметь претензий, только тогда мы скажем, что была реальная борьба с коррупцией. До этого времени будет то, о чем мы с вами говорили. И есть большой риск того, что новые инструменты будет использовать власть или другие политики для сведения счетов между собой.