Понятия в менеджменте

Содержание и сущность понятия «менеджмент»

Понятие «менеджмент» произошло от английского «manage», что буквально означает руководить, управлять, заведовать, стоять во главе. Зачастую понятие «менеджмент» отождествляют с понятием «управление». Однако это неверно, так как понятие «управление» гораздо шире: управлять можно заводом, ракетой, автомобилем. Специфика же менеджмента заключается в том, что это всегда управление людьми, причём осуществляемое также человеком.

В содержание менеджмента входит: процесс управления, категория людей, аппарат управления, наука и искусство управления.

Менеджмент как процесс управления представляет собой интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты-менеджеры формируют организации и управляют ими путём постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс менеджмента предполагает выполнение определенных функций, а именно: прогнозирование, планирование, создание организационных структур, командование, координация, стимулирование (мотивация) деятельности, контроль и анализ. Для реализации той или иной функции применяют различные методы. Например, прогнозировать можно с помощью статистических и/или экспертных методов. При этом могут быть использованы соответствующие технические средства — компьютеры, программные продукты, Интернет, средства связи и др. Менеджмент объединяет различные составляющие управленческой деятельности в единое целое.

Менеджмент как наука и искусство управления представляет собой самостоятельную область знаний с начала прошлого столетия.

Объектом менеджмента как науки является любая сложная социально-техническая система (предприятие, фирма, организация) независимо от сферы деятельности и формы собственности. Предмет изучения научного менеджмента — наиболее значимые закономерности, свойства, стороны и процессы, связанные с организацией совместной деятельности людей и управлением ею. В России менеджмент обычно рассматривается как одна из экономических наук. Проводятся научно-исследовательские работы, выпускаются журналы и книги, защищаются диссертации по менеджменту. Менеджмент как научная дисциплина опирается на практику управления.

Менеджмент как аппарат управления представляет собой специфический орган управления современной организацией. Другими словами, менеджментом называют организационную структуру, предназначенную для управления той или иной организацией, регионом, страной. Существование и эффективное функционирование организации как целостного образования без него невозможно. В аппарат управления входят руководители, специалисты и служащие (технические исполнители).

Главная задача аппарата управления заключается в координации и рационализации использования ресурсов организации для достижения её целей.

Менеджмент как категория людей представляет собой социальный слой людей осуществляющих управление.

Менеджер — это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделённый полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях.

В зависимости от уровня управления принято различать топ-менеджеров — руководителей высшего звена, менеджеров среднего звена и низших менеджеров, в зависимости от характера деятельности — линейных и функциональных менеджеров.

Руководители высшего звена — президент фирмы, вице-президент, генеральный директор, директор, управляющий и т. п. — отвечают за принитие важнейших решений для организации в целом и несут всю полноту ответственности за общие результаты деятельности. Данный уровень, хотя и в лице одного директора на самых маденьких предприятих, имеется во всех организациях, поэтому он получил второе название — институциональный.

Руководителей высшего звена иначе называют генеральными менеджерами, топ-менеджерами или дженералистами, что подчеркивает их ведещую роль на предприятии, в фирме.

Руководителей среднего звена иногда называют младшими начальниками. Они представлены заведующими отделов (финансового, маркетинга, производственного и др.), начальниками служб (качества, информатизации, сбыта, и др.), руководителями подразделений (начальниками цехов, производителями работ и пр.). Руководители среднего звена готовят информацию для принятия решений на высшем уровне управления, а затем принятые там решения доводят до нижестоящих менеджеров в форме конкретных заданий и спецификаций. Основную часть своего времени они тратят на взаимодействие по вертикали управления — с вышестоящими руководителями и подчиненными, являясь своего рода буфером между ними. Отсюда второе название данного уровня — управленческий.

Руководители низшего звена отвечают за выполнение производственных заданий, предоставление информации о ходе производства на средний уровень управления и рациональное использование ресурсов. Типичные должности низового уровня — мастер, специалист по нормированию труда в цехе, мастер по качеству. Они непосредственно взаимодействуют с рабочими, производящими продукцию и оказывающими услуги клиентам предприятия, то есть с неуправленческим уровнем, на который опирается управленческая пирамида. Поэтому низовое звено иначе называют техническим уровнем управления.

Итак, сущность и содержание понятия «менеджмент» может быть раскрыто с помощь нескольких определений, учитывающих различные аспекты данного явления. Таким образом, менеджмент — это:

  • · способ, манера общения с людьми;
  • · власть и искусство управлять кадрами;
  • · особые умения и административные навыки;
  • · орган управления, административная единица.

1. Понятие и сущность менеджмента, его основные черты

Термин MANAGEMENT американского происхождения не переводится на русский язык дословно. В русском переводе этот термин является аналогом понятия «управление», что не в полной мере соответствует действительности, хотя и отражает общую суть обоих понятий применительно к управлению организацией. Для корректности использования терминов «менеджмент» и «управление» в сфере управления следует отразить их содержательные отличия.

Понятие «управление» намного шире. Оно применяется во многих видах человеческой деятельности и в разных её сферах (управление в неживой природе, биологических системах, управление государством и т.д.).

Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономи-ческими процессами на уровне предприятия, корпорации.

В англоязычных и других рыночно-ориентированных странах термин «менеджмент» употребляется в различных значениях, но всегда применительно к управлению хозяйственной деятельностью. Здесь термин control для управления в неживой природе и государственного управления – administration.

В упрощённом понимании, менеджмент может быть представлен как деятельность по достижению поставленных целей организации, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.

В современном мире термин «менеджмент» употребляется для определения различных понятий:

  • как определённый вид деятельности по руководству людьми в различных организациях для достижения их целей;

  • область знаний, помогающая осуществить профессиональную деятельность по управлению достижением желаемого результата;

  • определённая категория людей, которые осуществляют работу по управлению.

В литературе имеются различные определения данного понятия. Рассмотрим наиболее распространённые.

1. Менеджмент – это достижение целей организации посредством скоординированных усилий работающих людей.

2. Менеджмент – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу (организацию).

3. Менеджмент – это процесс планирования, организации, руководства и контроля для достижения целей организации посредством скоординированного использования человеческих и материальных ресурсов.

Сущность менеджмента составляет управление организацией (хозяйствующим субъектом) в условиях рынка, с учётом использования методов и механизмов хозяйствования в рыночной экономике. Прежде всего, это проявляется в направленности деятельности организаций на удовлетворение общественной потребности и спроса рынка, на обеспечение требований конкретных потребителей, на разработку и производство тех видов продукции и услуг, которые могут быть реализованы и обеспечат получение желаемой прибыли. Особенностью менеджмента, определяющей его содержание, является постоянная адаптация деятельности предприятия и управления к внешней среде, включая корректировку целей и программ их достижения в зависимости от конъюнктуры рынка и изменений социально-экономической среды. Важной составляющей менеджмента, отражающей его сущность, является также направленность управления на постоянное повышение эффективности производства за счёт получения наилучших результатов с наименьшими затратами. Эффективный менеджмент предполагает также хозяйственную самостоятельность субъектов, обеспечивающую свободу принятия управленческих решений теми, кто несёт ответственность за конечные результаты деятельности предприятия и его подразделений, а также необходимость использования современной информационной базы и компьютерной техники для многовариантных расчётов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

Учитывая изложенное, определение менеджмента может быть уточнено.

Менеджмент – самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение намеченных целей предприятия (корпорации) в ходе любой хозяйственной деятельности в рыночных условиях, путём рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов его механизма.

Далее даётся пояснение основным определениям: менеджмент как самостоятельный вид деятельности, хозяйственная деятельность предприятия, определение целей предприятия, рациональное использование материальных и трудовых ресурсов, механизм менеджмента (принципы, методы, функции управления, управленческие решения и т.д.).

Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности предполагает, что менеджер независим от собственности на капитал компании (предприятия), в которой он работает. Он может владеть её акциями, а может и не иметь их, работая в обоих случаях по найму в качестве управляющего. Менеджмент объединяет усилия работников различных специальностей, включая инженеров, проектировщиков, маркетологов, экономистов, психологов, бухгалтеров и др., которые работают под руководством менеджера, управляющего предприятием, производственным отделением или корпорацией в целом. Понятие менеджмент определяет принадлежность конкретного специалиста к профессиональной деятельности в качестве управляющего независимо от занимаемого им организационного уровня управления в иерархии предприятия, а также сферы его профессиональной подготовки и практической работы. Профессиональный менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности специалиста-менеджера и в качестве объекта – хозяйственную деятельность предприятия, его конкретную сферу или подразделение (производство, сбыт, финансы, НИОКР, другие сферы и подразделения).

Характерные черты менеджмента

Характерные черты менеджмента отражают отличительные особенности управления предприятием.

Во-первых, менеджмент представляет собой особый вид деятельности, присущий рыночной экономике. При этом под менеджментом следует понимать профессиональное управление, существенными элементами которого, определяющими его особенности, являются всесторонний анализ и учёт конкретных условий функционирования предприятия в процессе управления (принятия управленческих решений), разработка, реализация и управление нововведениями, формулирование стратегии и тактики развития предприятия и т.д.

Во-вторых, менеджмент основывается на экономических методах управления, которые, в свою очередь, ориентированы на получение экономической выгоды (прибыли) или социального эффекта.

В-третьих, управление предприятием направлено на достижение эффективной организации труда при его функционировании, постоянное повышение производительности труда и качества продукции, которые являются главными элементами формирования конкурентных преимуществ предприятия, определяющими его позицию и успех на конкретном рынке.

В-четвёртых, менеджмент – это система гибкого управления, позволяющая предприятию современно перестраивать свою деятельность, чутко реагировать на конъюнктуру рынка, а также на изменение условий конкурентной борьбы и социальные факторы развития (страны, региона, отрасли и самого предприятия). Центральным звеном организации гибкого управления предприятием является развитие и повышение эффективности его маркетинговой деятельности и использование маркетингового подхода в менеджменте.

В-пятых, менеджмент следует рассматривать как науку и искусство организации и координации совместной деятельности людей (персонала предприятия, его подразделений), умение работать с ними для достижения целей предприятия, используя наиболее подходящие для конкретных условий стили и методы руководства. Современный менеджмент отличает гуманизация управленческой деятельности, которая выражается в направленности работы менеджера на повышение благосостояния персонала предприятия.

Управление, менеджмент и руководство: сущность понятий

Управление является более широким понятием, чем менеджмент. Термин «управление» справедлив по отношению к любым объектам. Управлять можно: автомобилем; самолетом; яхтой; распределением ресурсов различного вида (электроэнергия, тепло, финансовые средства, полномочия); коллективом; отдельным человеком; биологическим объектом (дрессированное животное); совокупностью биологических объектов (косяк рыбы, табун лошадей, стадо коров, отара овец); развитием биологических объектов.

Осуществлять менеджмент можно только по отношению к чему-то социальному, обладающему разумом и волей: отдельному человеку; коллективу — общности людей по признаку единства деятельности (бригада, цех, отдел, организация, учебная группа, ученический класс); социуму — общности людей по признаку единства намерений (компания на отдыхе, пассажиры самолета, собрание акционеров, митинг, сельский сход). Менеджмент предполагает выполнение определенных повторяющихся функций для достижения социальным объектом некоторой цели или состояния. Менеджер осуществляет руководство, т.е. оказывает влияние на людей для достижения сформулированной им цели.

Руководство основано на возможностях и способностях менеджера влиять на людей. Разница между руководством и менеджментом заключается в том, что менеджмент включает не только действия по оказанию влияния на людей, но и некоторые другие действия: планирование, организацию, контроль и регулирование. Таким образом, руководство является более узким понятием, чем менеджмент.

  1. Коммуникации в управлении: виды коммуникаций, процесс коммуникаций

Коммуникации – это обмен информацией.

Коммуникации делятся на: внутренние и внешние (рекламные объявления, объявления вакансий, деловая переписка и т.д.).

Виды внутренней коммуникации: 1. Между уровневые (вертикальные). Восходящие (снизу-вверх) и нисходящие (с вверху-вниз). 2. Между подразделениями (горизонтальные) протоколы совещаний, технологические карты, заявки. 3. Межличностные – осуществляется между работниками в процессе труда. 4. Неформальные – представляют собой различного рода слухи по поводу грядущих изменений, перемещений в организации. В большей степени подвергаются искажению, осуществляется в неформальной обстановке. Чем больше уровень управления в организации, тем больше искажение информаций.

Основные элементы коммуникаций: 1. Отправитель – это лицо, собирающее или передающее информацию. 2. Сообщение. 3. Канал связи – это средства передачи информации (устная или письменная речь, передаваемая с помощью людей и технических средств). 4. Получатель – лицо, для которого предназначена информация.

Этапы коммуникаций: 1. Зарождение идеи – это самый главный этап коммуникации т.к. необходим тщательный анализ ситуации вокруг этой цели. Необходимо учесть все факторы внутренней и внешней среды, их значимость для коммуникаций. Необходимо тщательно обдумать что, зачем и каким образом необходимо осуществить намечаемые в идеи. 2. Кодирование идеи – составление сообщения и выбор каналов связи. Для эффективности рекомендуют использовать несколько каналов связей. 3. Передача информации – может осуществляться не только автором идеи, но и другими лицами (от руководителя, заместителя, переводчика, журналист, директор и т.д.). 4. Декодирование – расшифровка информации ее осмысление получателем.

1.В чем заключается сущность менеджмента?

Вопросы

к экзамену по дисциплине» Менеджмент»

  1. В чем заключается сущность менеджмента?

  2. Управление и менеджмент.

  3. Менеджмент — наука или искусство.

  4. История и эволюция науки об управлении.

  5. Основные теории управления.

  6. Каковы основные подходы к управлению?

  7. Перечислите основные принципы менеджмента.

  8. В чем разница между предпринимательством и менеджментом?

  9. Уровни управления.

  10. Назовите критерии организационного успеха.

  11. Какие существуют методы управления?

  12. Назовите элементы организации.

  13. Внешняя среда организации.

  14. В чем заключаются основные функции менеджмента?

  15. Коммуникации в организации.

  16. Виды помех коммуникации.

  17. Виды управленческих решений

  18. Процесс принятия решения

  19. Неформальные методы принятия решения.

  20. Обстоятельства будущего в принятии решений

  21. Коллективные (групповые) решения.

  22. Групповая динамика и лидерство.

  23. Власть и влияние.

  24. Организация взаимодействия и делегирование полномочий.

  25. Стили управления, их характеристика. Решетка Блейка-Моутон.

  26. Основные теории мотивации.

  27. Теория мотивации Маслоу.

  28. Теория мотивиции Мак-Грегора (X иУ).

  29. Теория двух факторов Герцберга.

  30. Теория мотивации Мак -Клелланда.

  31. Причины возникновения неформальных групп.

  32. Черты харизматического лидера.

  33. Основные виды конфликтов.

  34. Тактики поведения в конфликте.

  35. Признаки и причины стрессов.

  36. Способы управления стрессами.

  37. Понятия «миссия», «цели», » стратегия».

  38. Основные виды стратегий.

  39. Позиционирование рынка в матрице БКГ.

  40. SWOT-анализ.

  41. Построение конкурентной карты рынка.

  42. Подход теории эффективной конкуренции к оценке конкурентного статуса фирмы.

  43. Матрица А.Д.Литгл. *

  44. Пять сил конкуренции по М.Портеру.

  45. Метод Мак-Кинси для анализа рынка заказчиков.

  46. Матрица направленной политики Shell.

  47. Основные типы организационных структур управления.

  48. Линейная структура управления.

  49. Функциональная структура управления.

  1. Линейно-функциональная структура управления.

  2. Матричная (адаптивная) структура управления.

  3. Процесс управленческого контроля.

  4. Классификация рисков.

В 1986 году в мире отмечался 100летний юбилей менеджмента. Исходной датой рождения менеджмента принято считать собрание американского общ-ва инженеров-строителей в 1886 году. Народы мира практиковали менеджмент в теч тысячелетий. Появление автономного и систематического научного направления исследования по менеджменту связывают с собранием в 1888 году американского общества инженеров-механиков, а кот был прочитан доклад «инженер в роли экономиста», где менеджмент был назван управлением трудовыми процессами практическим искусством.

Координация была единственным и самым существенным фактором, кот привёл к зарождению управления как профессия.

Суть предмета управления наиболее полно выраженно в формулировке Фалнера: управление – это идеи, методы, процессы, кот позволяют достичь цели успешно и продуктивно. Определение допускает связь с внешней и внутренней средой.

Менеджмент – это совокупность управленческих идей, действий и ролей, посредствам которых выражаются во внешней и внутренней среде взаимные отношения управляющего и исполнителей, побуждая и мотивируя их к успешному достижению поставленных целей и задач.

Модель системы функционального управления включает в себя следующие навыки и знания, необходимые современному управляющему:

1й уровень. Знания и навыки самосовершенствования и самоуправления. Включает в себя вопросы культуры, нравственности, этики, организации и техники личной работы, стиля и имиджа, выполнение им ролей, взаимоотношений с людьми, умения управлять собой, правила поведения и образ жизни.

2й уровень. Количественные и качественные эл-ты управления. В частности методики, рекомендации, методы, модели, логические формулы и т.д.

3й уровень. Основные функциональные процессы управления. Принятие решений, коммуникация.

4й уровень. Основные функции управления. Планирование, организация, руководство, контроль, координация деятельности организации.

5й уровень. Основные технологии управления. Технология управления специальными функциями. Например, производством и операциями, человеческими ресурсами, инновациями, финансами, маркетингом, запасами, рисками и т.д.

6й уровень. Практический опыт, полученный в результате деятельности управляющего на различных участках работы, научных исследований специалистов по менеджменту.

2.Управление и менеджмент

Manage –руководить, управлять, заведовать, стоять во главе, справляться, ухитряться.

Management – управление; умение владеть; справляться; бережное, чуткое отношение к людям.

Руководить можно: отдельным человеком, группой людей, социальными системами, но не технической системой. Управление по большей части имеет дело с т.н. измеряемым трудом, результаты которого можно измерить физическими величинами.

Ноберт Винер писал: «Вряд ли что либо поддаётся расчёту в столь малой степени как та выгода, которую может принести в будущем новая идея»

Менеджмент – это прежде всего руководство отдельными людьми, организациями и социальными системами. При этом управление техническими, биологическими или финансовыми системами по общему признанию также входят в менеджмент в кач-ве его составных частей.

По определению Дракера. Менеджмент – это не столько само руководство, сколько специфический подход к нему, причём руководство не только хозяйственными, но и всеми остальными организациями.

Менеджмент управляет не работой машин и механизмов, не индивидуальным трудом как таковым, а совместной человеческой деятельностью, направленной на достижение совместно определённой цели.

Менеджмент не является набором готовых рецептов.

Менеджмент – умение делать что либо руками других