Попечительский совет

Создание попечительского совета образовательного учреждения

Дополнительное внебюджетное финансирование является непременным условием для развития образовательных учреждений в современных условиях, так как бюджетного финансирования довольно часто не хватает даже на покрытие необходимых текущих расходов учреждения. С переводом внебюджетного финансирования образовательных учреждений на лицевые счета в органы казначейского исполнения бюджета и их зачислением в бюджет возникли различные проблемы, связанные с самостоятельным использованием дополнительных средств. Ситуация осложняется тем, что зачисление внебюджетных доходов в бюджет формально приводит к увеличению объемов финансирования расходов на образование из бюджета, в то время как реального роста расходов не происходит. Поэтому образовательному учреждению выгодно дополнительные (внебюджетные) финансовые потоки «уводить» в другие организации. Учитывая актуальность темы общественно-государственного управления образованием в рамках современной государственной политики, такой организацией может стать Попечительский совет как самостоятельная некоммерческая организация.

Правовые основы функционирования Попечительского совета

Главная цель деятельности образовательного учреждения — реализация различных образовательных программ (основных и дополнительных). При этом для реализации любой образовательной программы необходимы материальные и финансовые ресурсы. Они нужны и для поддержания учебно-материальной базы на высоком качественном уровне, а также ее развития.

Согласно действующему законодательству финансирование должно осуществляться в соответствии с принимаемыми на региональном и муниципальном уровнях нормативами. При этом каждый регион и муниципалитет вправе самостоятельно разработать модель нормативного финансирования. К сожалению, практически во всех регионах бюджетное финансирование не покрывает необходимых затрат на качественную реализацию образовательных программ.

В то же время согласно ст. 41 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон N 3266-1) образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных. При этом привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет снижения нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования за счет средств учредителя.

Поэтому для финансирования своих образовательных программ и развития учебно-материальной базы образовательное учреждение вправе привлекать внебюджетные средства. При этом весьма привлекательным и стабильным источником финансирования может стать Попечительский совет, созданный в виде некоммерческой организации, цель которого — содействие функционированию и развитию образовательного учреждения.

Обратите внимание: действующее законодательство запрещает бюджетным учреждениям взимать плату за реализацию основных образовательных программ, финансируемых за счет бюджета (например, за реализацию основных общеобразовательных программ). При этом бюджет не гарантирует выделения достаточного количества средств для качественной реализации основных общеобразовательных программ, что в некоторых учреждениях образования приводит к оформляемым различным образом сборам с родителей учащихся.

Попечительский совет может софинансировать и основные образовательные программы, обеспечивая ресурсами качественное осуществление образовательного процесса, так как действующее законодательство запрещает взимать с родителей плату на эти цели, но не запрещает получать дополнительные средства от иных юридических лиц.

Попечительские советы без образования юридического лица достаточно распространены в образовательных учреждениях. Однако в этом случае своего расчетного счета они иметь не могут, поэтому экономического смысла в их существовании нет. Все преимущества в организации финансовых потоков образуются, только если Попечительский совет создается как самостоятельная некоммерческая организация.

Некоммерческая организация — это организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Такие организации, в соответствии с Федеральным законом N 7-ФЗ <1>, создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

<1> Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Правовое положение некоммерческих организаций определяется нормами Гражданского кодекса, Федеральным законом N 7-ФЗ и иными нормативными актами. Если Попечительский совет создан в форме общественного объединения, то в отношении его действует Федеральный закон N 82-ФЗ <2>.

<2> Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

В соответствии со ст. 13 Федерального закона N 7-ФЗ некоммерческая организация может быть создана по решению учредителей (учредителя), а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации.

В настоящее время имеется более 20 организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Для создания Попечительского совета возможно использование следующих таких форм:

  • некоммерческого партнерства;
  • общественной организации;
  • фонда;
  • автономной некоммерческой организации <3>.

Создание Попечительского совета как самостоятельной некоммерческой организации

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации. Однако до государственной регистрации необходимо провести определенную подготовительную работу.

Процесс создания Попечительского совета включает следующие этапы:

  • подготовительный;
  • государственную регистрацию;
  • изготовление печати;
  • открытие расчетного (если необходимо, то и валютного) счета.

Только после данных процедур возможно официальное начало деятельности.

Некоммерческая организация создается по решению учредителей (учредителя), которыми в зависимости от организационно-правовых форм могут выступать как физические, так и юридические лица.

Учредительным документом некоммерческих организаций является устав, утвержденный учредителями (участниками) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства и автономной некоммерческой организации. Учредители (участники) некоммерческих партнерств, а также автономных некоммерческих организаций вправе заключить учредительный договор.

Обратите внимание: учредителями (членами, участниками) некоммерческой организации не могут быть иностранные граждане или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности их пребывания на территории РФ, лица и организации, связанные с отмыванием денежных средств или финансированием экстремистских организаций.

В учредительных документах некоммерческой организации должны содержаться:

  • наименование некоммерческой организации с указанием на характер ее деятельности и организационно-правовую форму;
  • место нахождения некоммерческой организации;
  • порядок управления деятельностью;
  • предмет и цели деятельности;
  • сведения о филиалах и представительствах;
  • права и обязанности членов;
  • условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство);
  • источники формирования имущества некоммерческой организации;
  • порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации;
  • порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации;
  • иные положения, предусмотренные Федеральным законом N 7-ФЗ и иными федеральными законами.

Устав фонда также должен содержать наименование фонда, включающее слово «фонд», сведения о цели фонда, указания об органах фонда, в том числе о Попечительском совете, и порядке их формирования, назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, а также дальнейшем использовании имущества фонда в случае его ликвидации.

Учредительные документы некоммерческой организации могут содержать и иные не противоречащие законодательству положения.

В уставе Попечительского совета как некоммерческой организации возможно включение следующих разделов (их наименования могут различаться, так как четко определенной структуры не существует):

  • общие положения;
  • цели и задачи совета;
  • членство в совете;
  • порядок приема в совет и выхода из него;
  • управление советом;
  • имущество и финансово-хозяйственная деятельность;
  • порядок реорганизации и ликвидации совета.

Кроме того, в уставе теоретически могут быть отражены положения, касающиеся филиалов и других обособленных подразделений организации, однако для попечительских советов использовать эти возможности обычно нет необходимости. Хотя можно создать один Попечительский совет на муниципальное образование с созданием филиалов, базирующихся в конкретных образовательных учреждениях.

Заседание учредителей о создании некоммерческой организации фиксируется протоколом. Протокол общего собрания учредителей Попечительского совета должен содержать:

  • перечень присутствующих;
  • дату и номер протокола (как правило, протокол N 1);
  • повестку дня;
  • перечень докладчиков и краткое содержание их выступлений.

В протоколе должны быть отражены вопросы для голосования, в частности:

  • о создании некоммерческой организации;
  • о составе учредителей;
  • о размере уставного капитала;
  • о назначении исполнительного директора;
  • о регистрации некоммерческой организации.

Также в нем должны быть указаны результаты голосования по каждому из вопросов.

Государственную регистрацию некоммерческих организаций и постановку на налоговый учет осуществляет в настоящее время Федеральная служба по налогам и сборам. Однако документы для государственной регистрации некоммерческой организации теперь необходимо подавать в Федеральную регистрационную службу (Росрегистрацию) в порядке, предусмотренном ст. 13.1 Федерального закона N 7-ФЗ, так как если ранее действовал общий порядок, то теперь для некоммерческих организаций установлен специальный, который ранее действовал только в отношении общественных объединений. Тем самым процедура регистрации значительно усложнилась, так как она осуществляется двумя различными службами — после одобрения Росрегистрации документы направляются ею в уполномоченный налоговый орган для внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц. Затем, получив уведомление о внесении записей в ЕГРЮЛ, Росрегистрация выдает свидетельство о государственной регистрации заявителю.

При этом необходимо помнить, что срок подачи документов на регистрацию ограничен тремя месяцами со дня вынесения решения о создании организации (п. 4 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ).

Согласно ст. 12 Федерального закона N 129-ФЗ <4> при регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

  • заявление, подписанное заявителем, с указанием его Ф.И.О., места жительства и телефонов (заверяется нотариально);
  • учредительные документы в трех экземплярах;
  • решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;
  • сведения об учредителях в двух экземплярах;
  • документ об уплате госпошлины;
  • сведения об адресе (местонахождении) постоянно действующего органа.

<4> Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Подписанное заявителем заявление о государственной регистрации представляется по форме N РН0001, утвержденной Постановлением Правительства РФ N 212 <5>. Заявление удостоверяется нотариусом, поэтому и подписи на нем должны ставиться в присутствии нотариуса. Для заверения подписей нотариусу необходим паспорт заявителя и документ, подтверждающий его полномочия, например протокол общего собрания учредителей, в котором изложены результаты назначения на ту или иную должность и поручение ему регистрировать организацию.

<5> Постановление Правительства РФ от 15.04.2006 N 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций».

Сведения об учредителях приводятся на листах «Б» формы N РН0001.

Одновременно с документами на регистрацию целесообразно подать и заявление о применении УСНО, так как для Попечительского совета эта система, позволяющая уменьшить затраты на ведение налогового и бухгалтерского учета, наиболее оптимальна.

Уполномоченным лицом (заявителем), имеющим право подачи документов на регистрацию некоммерческого партнерства, может быть:

  • руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иное лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени этого юридического лица (например, назначенный учредителями директор);
  • учредитель (учредители — физические лица) юридического лица при его создании;
  • руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
  • иное лицо, действующее на основании оформленной надлежащим образом доверенности.

Учредительные документы юридического лица представляются в подлинниках или нотариально удостоверенных копиях.

Решение о создании юридического лица представляется в виде протокола (или выписки из протокола). В этом документе должно обязательно говориться об утверждении устава Попечительского совета и формировании его руководящих органов, включая назначение директора (единоличного исполнительного органа). Также в протоколе нужно указывать Ф.И.О. лица, которому поручена регистрация.

В качестве документа об уплате государственной пошлины обычно представляется квитанция на ее перечисление через банк. В настоящее время действует единая государственная пошлина за регистрацию юридических лиц в размере 2000 руб. (ст. 333.33 НК РФ).

Адресом юридического лица считается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа (индивидуального или коллегиального). К документам на адрес относятся нотариально заверенные договор аренды помещения, свидетельство о собственности, гарантийное письмо. Адресом (местонахождением) постоянно действующего органа Попечительского совета образовательного учреждения, как правило, является адрес самого образовательного учреждения. Поэтому в качестве документа, подтверждающего адрес Попечительского совета, обычно представляется гарантийное письмо руководителя образовательного учреждения.

Постановка на учет в налоговом органе производится одновременно с государственной регистрацией. Постановка на учет, снятие с учета осуществляются бесплатно. В дополнение к свидетельству о государственной регистрации выдается свидетельство о присвоении ИНН (идентификационного номера налогоплательщика), единого по всем видам налогов и сборов. Этот номер надо указывать в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или другом документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. Свидетельство о постановке на налоговый учет можно получить в налоговом органе по месту нахождения организации.

Срок регистрации некоммерческой организации составляет 23 рабочих дня, из которых:

  • в течение 14 рабочих дней Росрегистрация должна принять решение о соответствии устава требованиям законодательства;
  • в течение 5 рабочих дней ФНС должна внести запись в ЕГРЮЛ;
  • 1 рабочий день отводится на уведомление Росрегистрации о внесении записи в ЕГРЮЛ;
  • в течение 3 рабочих дней после получения сообщения от ФНС Росрегистрация должна выдать регистрационное свидетельство некоммерческой организации.

Отказ в регистрации возможен лишь по следующим причинам, указанным в ст. 23.1 Федерального закона N 7-ФЗ:

  • учредительные документы противоречат законодательству РФ;
  • ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием;
  • наименование оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства;
  • документы представлены не полностью, неправильно оформлены либо представлены не в тот орган;
  • выступившее в качестве учредителя лицо не может быть учредителем в соответствии с п. 1.2 ст. 15 Федерального закона N 7-ФЗ.

Об отказе в государственной регистрации должно быть сообщено не позднее чем через месяц со дня получения представленных документов с указанием причин.

Печать можно заказать в любой организации, занимающейся их изготовлением, или приобрести специальный комплект, позволяющий создать печать самостоятельно. На печати должно быть указано название организации и место регистрации. Также печать может содержать ОГРН, ИНН, зарегистрированный логотип. В больших городах с ее изготовлением проблем в настоящее время нет, но несколько дней (и даже недель) на ее изготовление может уйти.

В Москве действует Государственный реестр печатей и можно зарегистрировать (естественно, за плату) печать в этом реестре. Однако требования об обязательности регистрации в этом реестре в действующем московском законодательстве отсутствуют, поэтому регистрация осуществляется лишь по желанию самой организации.

Учитывая введенные правила «одного окна», регистрация в органах статистики и регистрация во внебюджетных фондах (Пенсионном фонде, Фонде обязательного медицинского страхования и Фонде социального страхования) должна осуществляться автоматически, без необходимости их личного посещения.

Из регионального отделения Росстата должно быть выслано письмо, содержащее присвоенные организации в соответствии с общероссийскими классификаторами и уставными документами коды идентификации хозяйствующих субъектов:

  • ОКПО (Общероссийский классификатор предприятий и организаций);
  • ОКОГУ (Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления);
  • ОКАТО (Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления);
  • ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности);
  • ОКФС (Общероссийский классификатор форм собственности);
  • ОКОПФ (Общероссийский классификатор организационно-правовых форм).

Регистрационное письмо Росстата с кодами статистики необходимо для осуществления уставной деятельности и открытия счета в банке.

Уведомления (извещения) фондов о постановке юридического лица на учет и присвоении ему регистрационных номеров должны направляться по почте в адрес юридического лица. При этом регламентируются сроки постановки на учет — 5 рабочих дней.

Из внебюджетных фондов должно прийти четыре извещения (два от ФСС и по одному от ПФР и ФФОМС). Два извещения от ФСС обязательны, так как организация в этом фонде не только ставится на учет как страхователь, но и получает уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Учитывая работу почты, извещения доходят не всегда, поэтому по истечении месяца с момента регистрации исполнительному органу Попечительского совета либо доверенному лицу целесообразно получить в отделениях фондов соответствующие извещения или регистрационные номера.

Заключительный этап создания Попечительского совета — открытие расчетного счета в банке. В выбранном банке (даже в небольших городах действуют несколько банков с разными тарифами на открытие и ведение счетов) нужно получить документы, необходимые для открытия расчетного счета. Для этого в банк представляются следующие документы (перечень может несколько различаться):

  • заявление на открытие счета;
  • договор на расчетно-кассовое обслуживание (в двух экземплярах);
  • копию свидетельства о регистрации, заверенную нотариально;
  • копию устава, заверенную нотариально;
  • копию учредительного договора, заверенную нотариально;
  • карточку с образцами подписей, оттиска печати, заверенную нотариально (или согласно правилам банка — в нем самом);
  • приказы о назначении на должность лиц, имеющих право первой и второй подписи в карточке с образцами подписей;
  • нотариально заверенную копию свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции;
  • анкеты на всех лиц, имеющих право подписи в карточке (с представлением паспорта);
  • копию информационного письма из органов статистики о присвоении кодов;
  • документ, подтверждающий регистрацию организации в Фонде социального страхования и в отделении Пенсионного фонда;
  • расчет на установление организации лимита остатка денежных средств в кассе.

В банке после открытия расчетного счета можно получить чековую книжку.

Согласно ст. 86 НК РФ банк, открывший счет организации, обязан в пятидневный срок уведомить об этом налоговый орган. В свою очередь, некоммерческая организация также обязана в десятидневный срок известить налоговый орган об открытии (закрытии) расчетного счета согласно ст. 23 НК РФ.

А.Вифлеемский

К. э. н.,

директор Нижегородского центра

экономики образования

Начисление заработной платы педагогическим работникам

Основные аспекты бухгалтерского и налогового учета грантов

Уважаемые родители!

Работа Попечительского Совета в вашем образовательном учреждении – это не только эффективный, юридически грамотный инструмент привлечения внебюджетных средств, но и наиболее удобный способ оказания помощи вашему образовательному учреждению, а значит и вашим детям, его воспитанникам.

Что такое Попечительский Совет?

В соответствии со ст. 35 РФ «Об образовании» Попечительский Совет является органом самоуправления образовательного учреждения, который осуществляет общественный контроль за сбором и расходованием благотворительных пожертвований, поступающих на счет образовательного учреждения от физических и юридических лиц, заинтересованных в развитии учреждения. Попечительский совет принимает решения по порядку использования целевых средств и формирует заявки в Благотворительный Фонд на оказание благотворительной помощи.

Основными задачами Попечительского Совета являются:

  • Содействие организации и совершенствования образовательного процесса;
  • Содействие организации образовательной деятельности обучающихся и педагогических сотрудников образовательного учреждения;
  • Содействие организации и улучшению условий труда педагогических и других работников образовательного учреждения;
  • Содействие организации спортивно-массовых, культурно-досуговых и туристско-эксурсионных мероприятий образовательного учреждения;
  • Содействие совершенствованию материально-технической базы образовательного учреждения (благоустройство и оснащение помещений, территории и т.д.);
  • Привлечение внебюджетных средств для развития образовательного учреждения и обеспечение высокой эффективности образовательного процесса;
  • Содействие обеспечению безопасности учащихся, воспитанников и сотрудников образовательных учреждений.

Кто входит в состав Попечительского Совета?

В состав Попечительского совета могут входить участники общеобразовательного процесса, родители (законные представители) обучающихся и иные физические лица, а также представители органов местного самоуправления и организаций различных форм собственности, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии образовательного учреждения и имеющие высокий общественный авторитет в коллективах образовательных учреждений.

Предложения по персональному составу Попечительского Совета могут вноситься администрацией образовательного учреждения (или) представителями общественности и другими заинтересованными лицами и организациями. Персональный состав Попечительского Совета утверждается ежегодно на заседании совета образовательного учреждения простым большинством голосов.

Попечительский Совет возглавляет Председатель, избираемый на заседании Попечительского Совета.

Право принятия конкретных решений по использованию целевой благотворительной помощи родители, как правило, делегируют Попечительскому Совету образовательного учреждения.

Зачем нужен Попечительский Совет в Вашем образовательном учреждении?

Попечительский Совет образовательного учреждения, в первую очередь, является главным распорядителем поступивших благотворительных средств, это орган общественного самоуправления, который контролирует использование пожертвований. Именно коллективный общественный контроль способствует наиболее эффективному распределению средств в соответствии с нуждами Вашего образовательного учреждения. Это и совершенствование материально-технической базы, и привлечение молодых и талантливых педагогов, и обеспечение охраны, и помощь талантливым воспитанникам образовательного учреждения.

Почему Попечительский Совет нужен именно Вам и Вашему ребенку?

Благодаря работе Попечительского Совета улучшается качество Вашего образовательного учреждения, а значит, и качество жизни Вашего ребенка в нем. Повышается не только комфорт и безопасность учреждения, но и качество самого образовательного процесса: талантливые педагоги не покидают учреждение из-за нехватки бюджетных средств, не тратят время на дополнительные заработки; привлекаются новые ценные сотрудники. Привлечение и грамотное использование благотворительных пожертвований Попечительским Советом значительно расширяет возможности образовательного учреждения, причем строго в зависимости от пожеланий родителей.

Каковы полномочия Попечительского Совета?

Попечительский Совет определяет порядок использования поступивших благотворительных пожертвований. Тесно взаимодействует с Благотворительным Фондом, оказывающим финансовую поддержку образовательному учреждению. Попечительский Совет, на основании принятых решений, предоставляет письма в Фонд на оказание благотворительной помощи образовательному учреждению (выделение денежных средств на материально- технические нужды, оплату счетов, обеспечения безопасности учащихся, воспитанников и сотрудников, оказание социальной поддержки педагогическим работникам и др.,). Председатель Попечительского Совета подписывает все необходимые документы и несет ответственность за принятый порядок использования благотворительных средств, по итогам отчетного периода Попечительский Совет предоставляет информацию о движении финансовых средств всем родителям и сотрудникам образовательного учреждения.

Попечительский Совет имеет право:

  • Получать информацию о состоянии педагогической деятельности от руководителя образовательного учреждения, а при необходимости – его заместителей, педагогических работников;
  • Вносить предложения администрации образовательного учреждения по созданию оптимальных условий для обучения и воспитания, обучающихся в образовательном учреждении, в том числе по укреплению их здоровья и организации питания;
  • Вносить предложения учредителю (учредителям) образовательного учреждения по совершенствованию его деятельности и управления им, рассматривать другие вопросы, отнесенные к компетенции Попечительского Совета уставом образовательного учреждения;
  • Сотрудничать с благотворительными и иными организациями, в которые поступают благотворительные пожертвования на развитие образовательного учреждения;
  • Осуществлять общественный контроль за использованием целевых взносов и добровольных пожертвований юридических и физических лиц на нужды образовательного учреждения.

Что необходимо для создания Попечительского Совета в Вашем образовательном учреждении?

1. Разработать «Положение о Попечительском Совете»

При разработке «Положения о Попечительском Совете» следует учесть, что его деятельность будет регламентироваться следующими нормативными актами:

2. Определить состав Попечительского Совета

Как правило, на собраниях родители выбирают представителей от группы или класса, желающих войти в Попечительский Совет.

3. Выбрать Председателя Попечительского Совета

Члены Попечительского Совета проводят собрание, на котором избирается председатель Попечительского Совета и утверждается «Положение о Попечительском Совете».

4. Разработать и утвердить программу развития образовательного учреждения

5. Внести поправки в устав образовательного учреждения (если в нем не оговорена работа Попечительского совета).

После согласования с руководителем образовательного учреждения в устав образовательного учреждения вносятся поправки, в которых оговариваются функции Попечительского Совета, порядок его формирования и регламентируется деятельность.

После выполнения всех этих шагов по созданию Попечительского Совета в образовательном учреждении, Попечительский Совет приступает к работе.

Наш Фонд готов разработать и подготовить всю необходимую документацию по созданию Попечительского Совета в Вашем образовательном учреждении, провести консультацию с родительской общественностью и сотрудниками учреждения, а также дать необходимые рекомендации по эффективной работе Попечительского Совета.

Положение о попечительском совете

  • Карташова Зинаида Васильевна, учитель русского языка и литературы

Разделы: Работа с родителями

Рассмотрено и согласовано
на заседании Совета школы
“___”________________2004 г.

Утверждено
на заседании Попечительского совета
“____” _______________ 2004 г.

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОПЕЧИТЕЛЬСКОМ СОВЕТЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1 Попечительский совет образовательного учреждения МОУ “СОШ №12” в соответствии с п. 2 ст. 35 Закона Российской Федерации “Об образовании” является формой общественного управления школой.

1.2. Попечительский совет действует на основании Устава образовательного учреждения и данного Положения без статуса юридического лица.

1.3. Цель Попечительского совета – содействовать развитию образовательного учреждения, укреплять его связи с другими организациями, действующими на территории города, привлекать и активно использовать материальные и финансовые средства.

1.4. Попечительский совет привлекает внебюджетные средства за счёт добровольных пожертвований, благотворительных и спонсорских взносов предприятий и частных лиц и иных предусмотренных законом источников на счёт образовательного учреждения.

1.5. Все имущество, полученное от благотворительных и спонсорских взносов и приобретенное за счет средств, внесенных ими, является собственностью учреждения и учитывается в балансе на отдельном счете в установленном порядке.

1.6. Благотворительная деятельность осуществляется на основе договорных отношений, которые регулируются ГК РФ (дарение и пожертвования. ст. 572, 582 ГК РФ).

1.7. Представитель Попечительского совета может участвовать в работе педагогического совета с решающим голосом.

2. СОСТАВ ПОПЕЧИТЕЛЬСКОГО СОВЕТА.

2.1. В Состав Попечительского совета входят:

  • представители Управления образования;
  • представители общественных организаций;
  • представители родительской общественности и педагогического совета.

2.2. Персональный состав Попечительского совета формируется администрацией образовательного учреждения с учётом рекомендации общего собрания образовательного учреждения.

2.3. Председатель Попечительского совета избирается на заседании Попечительского совета образовательного учреждения. Срок полномочий председателя ограничивается сроком его управления в Попечительском совете.

2.4. Структурными подразделениями ПС являются сектора:

  • производственный;
  • культурно-массовый;
  • спортивный;
  • хозяйственный.

2.5 Распределение поручений между членами Попечительского совета определяется на заседании совета, секторов.

2.6. Директор образовательного учреждения не входит в состав Попечительского совета, но имеет право принимать участие в его заседаниях с правом совещательного голоса.

2.7. Осуществление своих функций членами Попечительского совета проводится на безвозмездной основе.

3. ЗАДАЧИ ПОПЕЧИТЕЛЬСКОГО СОВЕТА.

3.1. Рассматривает с администрацией образовательного учреждения содержание дополнительных образовательных программ и их бюджет.

3.2. Содействует привлечению финансовых и иных ресурсов для обеспечения функционирования и развития образовательного учреждения.

3.3. Принимает меры по укреплению связей с предприятиями и организациями города.

3.4. Совершенствует материально-техническую базу образовательного учреждения, содействует благоустройству его помещений и территории.

3.5. Оказывает помощь малоимущим учащимся и одарённым детям.

3.6. Привлекает средства для поощрения лучших педагогов, на оплату курсов повышения квалификации, семинаров, научных конференций, на оказание научно-методической помощи образовательному учреждению.

3.7. Финансирует инновационные проекты педагогических работников образовательного учреждения.

3.8. Попечительский совет содействует педагогическому коллективу в организации массовой, спортивно-оздоровительной работы с учащимися.

4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОПЕЧИТЕЛЬСКОГО СОВЕТА.

4.1. Попечительский совет проводит заседания не менее четырёх раз в год.

4.2. По итогам рассматриваемых вопросов Попечительский совет принимает решения, которые доводятся до сведения администрации образовательного учреждения и Педагогического совета.

4.3. Раз в полугодие рассматриваются отчёты директора об использовании образовательным учреждением финансовых средств, предоставляемых Попечительским советом для развития материально-технической базы образовательного учреждения.

4.4. Несёт ответственность за целевое и эффективное использование внебюджетных средств в интересах развития образовательного учреждения.

4.5. Осуществляет контроль за расходованием внебюджетных средств образовательного учреждения.

4.6. Все решения Попечительского совета принимаются большинством голосов.

4.7. Попечительский совет периодически отчитывается о своей деятельности на совете школы.

5. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО ПОПЕЧИТЕЛЬСКОГО СОВЕТА.

5.1. На заседании Попечительского совета ведётся протокол, подписываемый

председателем и секретарём.

5.2. Функции секретаря возлагаются на одного из членов Попечительского совета.

5.3. Документация хранится у председателя Попечительского совета 1 год.

Срок действия Положения: до изменения типа (или вида) образовательного учреждения

Рассмотрено и согласовано
на заседании Попечительского совета
“___”________________2004 г.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПОПЕЧИТЕЛЬСКОГО СОВЕТА МОУ “СОШ №12” НА 2004-2005 УЧЕБНЫЙ ГОД

1 ЗАСЕДАНИЕ

  1. О создании условий для жизнеобеспечения детей и нормального функционирования школы в новом 2004-2005 учебном году.
  2. Нормативно-правовая база Попечительского совета. Знакомство с Положением о Попечительском совете, Уставом школы.
  3. Выборы председателя Попечительского совета и распределение по секторам.
  4. О добровольных взносах родителей на ремонт школы.

2 ЗАСЕДАНИЕ

  1. О проведении новогодних утренников и об организации работы мастерской Деда Мороза.
  2. О финансовом обеспечении внеклассных новогодних мероприятий.
  3. О сооружении снежного городка.
  4. О планах работы секторов на 2 полугодие.

3 ЗАСЕДАНИЕ

  1. О привлечении внебюджетных средств за счет спонсорских взносов предприятий и частных лиц и их рациональном использовании.
  2. Отчет секторов о проделанной работе за 1 полугодие.
  3. О совместной работе учителей и родителей с учащимися “группы риска”.

4 ЗАСЕДАНИЕ

  1. Об обеспечении сохранности и пополнения учебно-материальной базы.
  2. О пополнении фонда школьной библиотеки. Анализ работы ПС за год.
  3. О работе родительских бригад в летний период.

Рассмотрено и согласовано
на заседании Попечительского
совета “____” _______________ 2004 г

Утверждено
на заседании Совета школы
“___”________________2004 г.

ПОЛОЖЕНИЕ О КУЛЬТУРНО-МАССОВОМ СЕКТОРЕ ПОПЕЧИТЕЛЬСКОГО СОВЕТА

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Культурно-массовый сектор является структурным подразделением Попечительского совета школы. Возглавляет сектор руководитель, который является членом Попечительского совета школы. Заседания сектора проводятся не реже 1 раза в месяц.

2. ЗАДАЧИ КУЛЬТУРНО-МАССОВОГО СЕКТОРА:

  • оказание помощи органам ученического самоуправления и соуправления в планировании, разработке и проведении массовых мероприятий;
  • организация деятельностно-творческого досуга;
  • привитие у школьников интереса к активному отдыху;
  • финансовое обеспечение конкурсов, проведение праздников;
  • вовлечение родителей во все направления и виды деятельности.

3. СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

3.1. Культурно-массовый сектор организует:

  • проведение ярмарок по реализации изделий педагогов, родителей и учащихся;
  • оказывает помощь в проведении классных часов, научных конференций, семинаров и конкурсов;
  • помощь в организации ученического самоуправления и самодеятельности;
  • помощь в проведении познавательно-интеллектуальных игр;
  • приглашает лекторов и специалистов по разным отраслям знаний.

3.2. Основными направлениями деятельности культурно-массового сектора являются:

  • участие родителей в индивидуально-воспитательной деятельности учащихся;
  • участие родителей в разнообразных мероприятиях учебного, развивающего, воспитывающего характера;
  • организация и проведение ученических конкурсов, чемпионатов, игр;
  • организация внеклассной предметной деятельности.

4. ДОКУМЕНТАЦИЯ.

Культурно-массовый сектор должен иметь:

  1. Положение.
  2. План работы на год.
  3. Аналитические материалы по деятельности сектора.
  4. Протоколы.

Срок данного Положения: до изменения типа (или вида) образовательного учреждения.

Рассмотрено и согласовано
на заседании Совета школы
“___”________________2004 г.

Утверждено
на заседании Попечительского совета
“____” _______________ 2004 г.

ПОЛОЖЕНИЕ О СПОРТИВНОМ СЕКТОРЕ ПОПЕЧИТЕЛЬСКОГО СОВЕТА

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

  1. Спортивный сектор является составной частью Попечительского совета школы.
  2. Спортивный сектор организует работу на основе данного Положения, широкой творческой инициативы и самостоятельности в тесном взаимодействии с педагогическим коллективом и советом ФК.
  3. Спортивный сектор выбирается в начале учебного года на первом заседании Попечительского совета в количестве 3-5 человек сроком на 1 учебный год.

2. ЦЕЛЬ:

2.1. Проводить заседание не реже 1 раза в месяц.

2.2. Активно содействовать вовлечению всех школьников в систематические занятия ФК и спортом, организацию и проведение массовой спортивно-оздоровительной работы в школе, укреплению и благоустройству школьной учебно-спортивной базы, пропаганде здорового образа жизни и профилактике вредных привычек.

3. ФУНКЦИИ И ПРАВА СПОРТИВНОГО СЕКТОРА:

  1. Спортивный сектор содействует руководству школы, педагогическому коллективу, членам классных коллективов в организации массовой спортивно-оздоровительной работы.
  2. Спортивный сектор принимает участие в разработке плана спортивных мероприятий школы, выносит их на обсуждение Попечительского совета.
  3. Организует проведение школьных соревнований с привлечением широкого круга учащихся, родителей, учителей.
  4. Содействует руководству школы в благоустройстве спортивных сооружений, в приобретении и обеспечении сохранности спортивного оборудования и инвентаря.
  5. Спортивный сектор имеет право представлять администрации школы спортсменов и активистов к поощрению и награждению.

4. ДОКУМЕНТАЦИЯ.

  1. Положение о спортивном секторе.
  2. План работы.
  3. Анализ по итогам работы за год.
  4. Протоколы.

Срок данного Положения: до изменения типа (или вида) образовательного учреждения.

Рассмотрено и согласовано
на заседании Совета школы
“___”________________2004 г.

Утверждено
на заседании Попечительского совета
“____” _______________ 2004 г.

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОИЗВОДСТВЕННОМ СЕКТОРЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1. Производственный сектор является структурным подразделением Попечительского совета (ПС) общеобразовательного учреждения, участвующим в учебно-воспитательной, внеклассной, методической работе школы.

1.2. Производственный сектор организуется из представителей классных родительских комитетов при наличии не менее трех-четырех человек.

1.3. ПС в своей деятельности соблюдает Конвенцию о правах ребенка, руководствуется Конституцией и Законами РФ, Указами Президента России, решением правительства РФ, органов Управления образования, Уставом, локальными актами образовательного учреждения, приказами и распоряжениями директора.

2. ЗАДАЧИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО СЕКТОРА.

В работе ПС через различные виды деятельности предполагается решение следующих задач:

  • вовлечение родителей во все направления и виды деятельности;
  • создание атмосферы ответственности за конечные результаты труда.

3. СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПС.

3.1 В содержание деятельности ПС входят:

  • Помощь в проведении научных конференций, семинаров, конкурсов, педсоветов.
  • Помощь в проведении познавательно-интеллектуальных игр, предметных конкурсов, экскурсий.
  • Организация родительского университета.
  • Организация методических мероприятий (недель, фестивалей, выставок, открытых уроков и т.д.).
  • Создание видеотеки лучших уроков и внеклассных мероприятий.
  • Пополнение библиотечного фонда художественной и научной литературой.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПС.

4.1 Производственный сектор ежегодно избирает руководителя ПС.

4.2 Руководитель ПС:

  • планирует работу сектора;
  • контролирует проведение заседаний ПС;
  • участвует в проведении педсоветов, родительских собраний, конференции и других видах деятельности, предусмотренных данным положением;
  • направляет и координирует работу ПС;
  • один раз в четверть отчитывается о проделанной работе на заседании Попечительского совета.

4.3 Заседание ПС проводятся не реже одного раза в месяц.

5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПС.

5.1 Члены производственного сектора имеют право:

  • Выражать пожелания руководству образовательного учреждения в вопросах, относящихся к их компетенции.
  • Вносить предложения.
  • Участвовать в разработке и проведении мероприятий.
  • Присутствовать на методических мероприятиях /педсоветах, совещаниях при директоре, заседаниях МО и др.

5.2 Каждый участник производственного сектора обязан:

  • Участвовать в заседаниях ПС.
  • Знать тенденцию развития общеобразовательного учреждения.
  • Активно участвовать в жизни школы и класса .

6. ДОКУМЕНТАЦИЯ ПС.

6.1 К документации производственного сектора относятся:

  • Положение о ПС.
  • План работы.
  • Анализ работы за прошедший год.
  • Протоколы.

Срок данного Положения: до изменения типа (или вида) образовательного учреждения.

Рассмотрено и согласовано
на заседании Совета школы
“___”________________2004 г.

Утверждено
на заседании Попечительского совета
“____” _______________ 2004 г.

ПОЛОЖЕНИЕ О ХОЗЯЙСТВЕННОМ СЕКТОРЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1. Хозяйственный сектор действует как одна из подструктур Попечительского совета.

1.2. Деятельность сектора основана на принципах добровольности, гласности, равноправия членов, законности.

1.3. Хозяйственный сектор осуществляет свою деятельность в соответствии с данным Положением.

2. ЦЕЛЬ:

2.1. Основными целями сектора являются:

  • содействие укреплению финансовой, информационной и материально-технической базы школы.
  • создание условий для жизнеобеспечения детей и нормального функционирования школы
  • содействие благоустройству его помещений и территории.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Хозяйственный сектор возглавляет руководитель, который избирается из числа представителей хозяйственного сектора сроком на один год.

3.2. Хозяйственный сектор работает по плану, заседание проводится не реже 1 раза в месяц.

3.3. Основными видами деятельности хозяйственного сектора являются:

  • финансирование из внебюджетных средств материально-технического обеспечения образовательного процесса;
  • создание родительской бригады ремонта оборудования кабинетов, эксплуатации техники и подготовки приборов и пособий;
  • оказание помощи в организации рационального и полезного питания в школьной столовой;
  • организация генеральных уборок классных комнат, субботников по благоустройству территории школы,
  • разработка сметы расходов добровольных пожертвований родителей и других внебюджетных средств.

4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОГО СЕКТОРА

4.1. Члены хозяйственного сектора имеют право:

  • вносить предложения по вопросам деятельности образовательного учреждения,
  • излагать и отстаивать на заседании сектора свою точку зрения;
  • участвовать во всех мероприятиях, проводимых в соответствии с планом работы сектора;
  • получать необходимую информацию о деятельности школы;

4.2. Члены хозяйственного сектора обязаны:

  • соблюдать настоящее Положение, решение сектора;
  • активно содействовать достижению целей и задач образовательного учреждения;

5. ДОКУМЕНТАЦИЯ

5.1. План работы хозяйственного сектора.

5.2. Анализ работы за год.

5.3. Протоколы.

Срок данного Положения: до изменения типа (или вида) образовательного учреждения