Права инспектора ДПС

Правила общения с инспектором ГИБДД

Многие соотечественники слабо разбираются в законодательстве, что дает поводы для работников государственных органов безнаказанно нарушать их, а также не учитывать законные права и интересы граждан. И если в большинстве ситуаций нарушения регламента деятельности государственных органов встречаются очень редко, то со случаями неправомерных действий работников ГИБДД сталкивался практически каждый водитель. Что делать в таком случае?

В таком случае на помощь придет памятка водителю при общении с ДПС в 2019 году, где рассмотрены основные правила проведения процессуальных действий, правила поведения сотрудников ГИБДД, а также административный регламент, которым руководствуются представители ДПС в 2019 году.

В данной статье мы рассмотрим конкретные ситуации, в которых оказываются автолюбители на дорогах. По данным ситуациям будут даны не только полезные советы по общению с работниками ГИБДД, но и специальные знания, благодаря которым можно выстроить правильную тактику общения с правоохранителями и избежать возможных конфликтов.

Водителя останавливают

Согласно с требованиями, изложенными в Приказе МВД №185, а также в Приказе №329, к основаниям, из-за которых инспекторы ДПС имеют право останавливать транспортное средство, относятся:

  • Визуально установленные, или определенные с помощью специальных технических средств, признаки нарушений требований безопасности дорожного движения на транспортном средстве;
  • Наличие объективных данных (служебной ориентировки, информация от третьих лиц, других постов ДПС или дежурных) о том, что лица, находящиеся в транспортном средстве, причастны к совершению преступления, ДТП или другого административного правонарушения;
  • Данные о том, что автомобиль, который останавливают работники ГИБДД, находится в розыске или может использоваться для противоправных целей;
  • Необходимость опроса водителя и пассажиров автомобиля в качестве очевидцев преступления или ДТП, при котором они присутствовали;
  • Привлечение пассажиров транспортного средства в качестве понятых;
  • Необходимость использования автомобиля или водителя для оказания помощи работникам ДПС или участникам дорожного движения;
  • Проверка водительских документов на право транспортировки определенных грузов, на право управления транспортным средством, самой документации на автомобиль, а также документов, которые удостоверяют личности пассажиров, находящихся в транспортном средстве. Отметим, что общение с ГАИ по поводу проверки документов может проводиться исключительно на полицейских контрольных пунктах, КПП или стационарных постах ГИБДД;
  • Проведение специальных мероприятий, санкционированными распорядительными актами высших руководителей МВД и ГИБДД, направленных на проверку и установление личностей водителей транспортных средств и грузов, которые транспортируются.

Иные случаи остановки

Остановки в других случаях, кроме перечисленных, расцениваются как нарушение служебной дисциплины, согласно с «Наставлениями по службе ДПС ГИБДД». Согласно с данным документом, остановка и проверка документов, а также иные действия, не мотивированные вышеперечисленными пунктами, проводятся вне зоны ответственности поста ДПС.

Водителя остановили

Как должно проходить общение с сотрудниками ГИБДД в случае непосредственной остановки транспортного средства? Согласно с п.67 Приказа №185, а также главы 4 Приказа МВД №6, после остановки инспектор ДПС обязан подойти к автомобилю, представиться (указать свои ФИО, а также должность и звание), вкратце объяснить причину, по которой транспортное средство остановлено, а также объяснить суть проблемы и необходимые для этого действия со стороны водителя.

При проверке документов не обязательно передавать их непосредственно в руки инспектору — достаточно лишь показать их (например, приложить к стеклу), а в случае требования передачи документов на руки можно опровергать такие требования на основании вышеназванных Приказов. После проверки документов не следует бежать за инспектором для «общения» в служебном автомобиле: выход из транспортного средства — это право, а не обязанность водителя.

Согласно с п.70 Приказа №185, а также п.18.4 Приказа №6, инспектор ДПС вправе требовать от водителя выхода из транспортного средства в следующих случаях:

  • Устранить существующие неисправности, которые имеются на автомобиле, или же устранить существующие нарушения правил перевозки грузов.
  • При наличии оснований для вывода о том, что водитель находится в состоянии опьянения (токсического, алкогольного или наркотического), или же при наличии признаков болезненного состояния.
  • Проведение проверки узлов и агрегатов на ТС, а также бортовых номеров в присутствии водителя.
  • В случае необходимости проведения досмотра автомобиля.
  • В случае, если водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступления и/или представляют опасность для инспектора ДПС.
  • При необходимости оказания помощи или сотрудникам полиции, или участникам дорожного движения.

Видео: Юрист о правилах общения с сотрудниками ГИБДД

На водителя оформляют протокол

Наиболее конфликтная, запутанная и непонятная для многих автолюбителей процедура — это оформление административного протокола. Тут также необходимо знать, как проходит общение с сотрудниками ДПС.

В административном праве существует небольшая хитрость, которая играет на руку водителю — презумпция невиновности, согласно с которой никто не может быть виновным до тех пор, покуда его вина не будет фактически доказана (согласно с основными положениями ст. 49 Конституции). Водитель должен требовать прямые доказательства собственной вины в любом случае, вне зависимости от нарушения — будь-то пересечение двойной сплошной или же совершение наезда на пешехода. Нужно помнить главное правило: кто обвиняет, тот и доказывает вину обвиняемого.

Часто, при составлении административного протокола, инспекторы требуют от водителей или пересесть к ним в служебное авто, или проследовать в «стакан» или пикет — этого можно и не делать, поскольку такой обязанности за водителями не закрепляется. Обязанность будет только в том случае, если будет оформляться протокол задержания лица, согласно с требованиями ст. 27.3 КоАП. Подчеркиваем, что задержание лица может проводиться только в единичных, исключительных случаях. А административный протокол, его форма, содержание, все сведения и правила заполнения определяются ст. 27.4 КоАП.

Необходимо запомнить следующие советы при заполнении протокола:

  • Объяснения и подпись водителя — это его право, но снова не обязанность. Поэтому: водитель должен внимательно прочитать протокол, найти строчку, где написано «Подпись нарушителя», а далее необходимо зачеркнуть слово «нарушителя» и вписать поверх слово «водителя». Это важный нюанс — водитель тем самым опровергает, что является нарушителем.
  • Обязательно на свободном месте в протоколе необходимо сделать надпись «не согласен» — позже, при рассмотрении обращения на неправомерные действия сотрудника ГИБДД, будет ясно, что водитель с первых минут не соглашался с действиями инспектора.
  • Водителю должна быть передана копия составленного протокола, после чего, в протоколе сотрудника ДПС, необходимо оставить пометку «требую юридической помощи» (согласно со ст. 25.5 КоАП). Такая пометка может ставится на любых протоколах — именно данное действие поможет водителю в позднем времени обжаловать вынесение решения по протоколу. И, как правило, данная запись при рассмотрении дела в суде позволяет отменить решение работника ГИБДД по причине нарушения регламента процессуальных действий.
  • Чтобы в графе «свидетели» не появились случайные лица, которые были привлечены позже инспектором, необходимо в пустой графе поставить широкий росчерк.

Одно из самых главных условий, которое дополняет правила общения с сотрудником ГИБДД: не следует поддаваться на какие-либо провокации со стороны работников полиции. Водитель должен помнить, что около 80% всех составленных протоколов содержат в себе существенные нарушения по КоАП, поэтому в большинстве случаев водитель должен доказывать только свою позицию.

Протокол за превышение скорости

Как мы уже отмечали, инспекторы ДПС должны доказывать виновность водителя, но никак не водитель собственную невиновность. Следует запомнить этот главный секрет общения с ГИБДД и никаких проблем возникать не будет.

Что касается составления протокола за превышение скорости, то следует руководствоваться следующими правилами: радар, с помощью которого замерялась скорость автомобиля, должен продемонстрировать, что эта скорость принадлежит именно остановленному водителю и показатели сняты именно перед остановкой. В остальных случаях, когда инспекторы ДПС показывают «фен» с непонятными цифрами, можно смело оспаривать протокол.

Протокол за загрязненные знаки

В принципе невозможно составление протокола о правонарушении, поскольку самого правонарушения и его ключевого фактора — вины, не было. Конечно, согласно с ГОСТом 50577-93 нельзя управлять транспортным средством, номерные знаки которого в темное время суток не видны с 20 метров при освещении фонарем инспектора.

Но для того, чтобы зафиксировать данное нарушение, необходимо создавать условия, приближенные к заданным, что на практике никогда не применяется. Поэтому на практике обычно водителя просят просто протереть номера и не выписывают штрафы.

Протокол за непристегнутый ремень

У инспектора ГИБДД закончились аргументы? Тогда последний шанс — это привлечение водителя за непристегнутый ремень безопасности. На это можно дать простой и резонный ответ: «нельзя управлять транспортным средством без пристегнутых ремней во время езды, а я, как водитель, снял ремни буквально только что, пока вы ко мне подходили».

Можно сделать следующий вывод: практически любая ситуация, возникшая на дороге, требует доказательств со стороны инспекторов ГИБДД. Водители в большинстве случаев защищены законом, но не имеют представлений о том, как воспользоваться своими правами. Отметим, что в последние несколько лет важные изменения, которые внес Приказ №185, дают больше прав для водителей, а при наличии знаний и в предыдущих Приказах и должностных инструкциях, водитель может умело общаться с представителями ГИБДД, при этом избегая конфликтных ситуаций и не лишаясь собственных денег.

Должностные обязанности инспекторов ГИБДД

Единая «общемилицейская» инструкция о порядке производства по делам об административных правонарушениях не разработана.

В то же время принята и действует Инструкция по организации в органах внутренних дел производства по делам об административных нарушениях правил дорожного движения и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденная приказом МВД России от 23 марта 1993 г. № 130. В соответствии с ней, например, составленные протоколы и другие материалы о нарушениях правил дорожного движения, а также изъятые водительские удостоверения и иные документы в течение суток регистрируются в журнале учета материалов о нарушении правил и иных нормативов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Многие нормативные акты МВД России уделяют большое внимание первоначальному разбирательству с лицами, привлекаемыми к административной ответственности. Так, в Наставлении по организации работы дежурных частей органов внутренних дел, утвержденном приказом МВД России от 9 апреля 1993 г., обязанности дежурной смены по разбирательству с правонарушителями, доставленными в дежурную часть, выделены в отдельный раздел. В ходе исполнения указанных обязанностей оперативный дежурный органа внутренних дел должен выяснить основания и повод доставления, наличие данных о потерпевших и свидетелях, установить личность доставленного, его физическое состояние (опьянение, болезнь, травмы и т.д.); принять от сотрудника милиции, доставившего задержанного, письменный рапорт, а при доставлении гражданами — их заявления, обратив особое внимание на изложение обстоятельств правонарушения, оснований и повода доставления; зарегистрировать факт доставления в книге учета лиц, доставленных в орган внутренних дел; в случае необоснованного доставления разъяснить лицу, его допустившему, неправомерность действий и предложить ему принести извинения доставленному, после чего немедленно освободить последнего; о необоснованном доставлении гражданина сотрудником органа внутренних дел доложить начальнику органа внутренних дел письменным рапортом для принятия мер. Данные действия, предпринимаемые милицией на первоначальном этапе производства по делам об административных правонарушениях, имеют непосредственное отношение к комментируемой обязанности, конкретизируя ее применительно к случаям доставления в орган внутренних дел лиц, заподозренных в совершении административных правонарушений.

Юрисдикционные полномочия по делам об административных правонарушениях в милиции предоставлены в той или иной мере сравнительно широкому кругу их должностных лиц. В соответствии со ст. 203 КоАП РСФСР рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания от имени органов внутренних дел вправе начальники территориальных и линейных (транспортных) органов внутренних дел и их заместители, начальники отделов и отделений милиции, имеющихся в системе органов внутренних дел, начальники линейных пунктов милиции, начальники и заместители начальников ГИБДД, командиры подразделений дорожно-патрульной службы и их заместители, все сотрудники ГИБДД, имеющие специальные звания милиции, участковые инспектора милиции, другие сотрудники милиции, на которых возложен надзор за соблюдением соответствующих правил.

Законы субъектов Российской Федерации, предусматривающие ответственность за административные правонарушения, управомочивают осуществлять производство по делам об административных правонарушениях сотрудников всех служб милиции, в обязанности которых входит надзор за соблюдением соответствующих нормативных актов.

Для милиции характерна работа (так называемое административное расследование, завершающееся составлением протокола) по делам об административных правонарушениях, разрешение которых относится к компетенции иных субъектов административной юрисдикции (административных комиссий, судей и т.д.). В подобных случаях начальник милиции проверяет правильность квалификации деяния, достоверность и достаточность собранных доказательств, качество процессуальных документов, после чего направляет дело об административном правонарушении по подведомственности.

В обеспечении правопорядка в общественных местах принимают участие также подразделения дорожно-патрульной службы ГИБДД, вневедомственной охраны при органах внутренних дел, специальных моторизованных соединений и воинских частей внутренних войск, экипажи медицинских вытрезвителей и специальных учреждений милиции, а также личный состав аппаратов МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, городских, районных, окружных органов внутренних дел, органов внутренних дел на транспорте и образовательных учреждений МВД России, привлекаемых к несению службы в установленном порядке в соответствии с планами комплексного использования сил и средств милиции в охране общественного порядка по единой дислокации в городах, районах, округах, на объектах транспорта.

ГИБДД вправе осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения; принимать экзамены и выдавать удостоверения на право управления автомототранспортными средствами; организовывать и проводить государственный технический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним; выдавать лицензии на изготовление бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков, справок-счетов и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении, а также на работы по установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения; производить регистрацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования; регулировать дорожное движение; осуществлять в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, государственный учет показателей состояния безопасности дорожного движения (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. М 68-ФЗ);

Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 50. Ст. 4873; 1999. № 10. Ст. 1158) осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области дорожного движения определено как одно из основных направлений обеспечения безопасности движения водителей и пешеходов.

Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» рассматриваемая функция возложена на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Государственная инспекция ГИБДД). Государственная инспекция является органом государственного контроля и надзора и входит в состав милиции общественной безопасности.

Основной задачей ГИБДД является обеспечение соблюдения юридическими лицами независимо от форм собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов в сфере дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.

Для выполнения служебных обязанностей Государственная инспекция использует различные формы и методы воздействия на участников дорожного движения. В частности, она принимает квалификационные экзамены и выдает удостоверения на право управления автомототранспортными средствами, трамваями и троллейбусами. Порядок приема экзаменов и выдачи удостоверений определены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. № 1396 «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений».

Прием экзаменов у граждан, выдача и замена им водительских удостоверений осуществляются Государственной инспекцией, как правило, на территории того субъекта Российской Федерации, где гражданин зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания.

К сдаче экзаменов допускаются лица:

прошедшие медицинское освидетельствование и имеющие медицинскую справку установленного образца о годности к управлению транспортными средствами соответствующих категорий;

прошедшие подготовку или переподготовку на получение права управления транспортными средствами соответствующих категорий и получившие документ о прохождении подготовки (переподготовки) в образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовой формы и подчиненности, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Подготовка водителей на получение права управления транспортными средствами категорий «А» и «В» может также осуществляться в индивидуальном порядке путем прохождения подготовки в объеме соответствующих программ у специалистов, прошедших аттестацию и имеющих соответствующую лицензию, или самостоятельно.

Подготовка водителей транспортных средств осуществляется на основе государственных образовательных стандартов и примерных учебных планов и программ, утвержденных Министерством образования по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации и Главным управлением Государственной инспекции.

Кандидатам в водители, сдавшим экзамены, при представлении необходимых документов об оплате оформляются и выдаются под расписку соответствующие водительские удостоверения.

В целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы и подразделения ГИБДД проводят государственный технический осмотр, организация и порядок осуществления которого регламентированы постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 878 «О порядке проведения государственного технического осмотра автомототранспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 32. Ст. 3916).

В соответствии с данным постановлением техническому осмотру подлежат:

  • а) легковые автомобили, используемые для перевозки пассажиров на коммерческой основе, автобусы и грузовые автомобили, оборудованные для систематической перевозки людей, с числом мест для сидения более 8 (кроме места водителя), специальные, специализированные транспортные средства и прицепы к ним для перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — 2 раза в год;
  • б) транспортные средства, с года выпуска которых прошло не более 5 лет, включая год выпуска (за исключением транспортных средств, указанных в пункте «а»), — 1 раз в 2 года;
  • в) транспортные средства, с года выпуска которых прошло более 5 лет, включая год выпуска, а также транспортные средства, год выпуска которых не установлен (за исключением транспортных средств, указанных в пункте «а»), — 1 раз в год.

Лицензирование деятельности, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения, Государственной инспекцией осуществляется в целях снижения уровня аварийности и совершенствования его организации. Согласно ст. 5 и 7 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» осуществление лицензирования является одним из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 1995 г. № 1130 утверждено «Положение о лицензировании деятельности в сфере дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 48. Ст. 4681), которым определены правила лицензирования деятельности по производству специальной продукции и работ по установке и обслуживанию технических средств организации дорожного движения. Им установлен перечень видов специальной продукции, деятельность по производству которой подлежит лицензированию.

Владельцами лицензий на право производства специальной продукции и работ могут быть юридические лица, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели).

Выдача лицензий производится Главным управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и управлениями (отделами) ГИБДД министерств (главных управлений, управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации.

В целях эффективного осуществления контрольных и надзорных функций Государственная инспекция безопасности дорожного движения и иные уполномоченные на то органы осуществляют учет и регистрацию автомототранспортных средств и других видов самоходной техники.

Регистрация проводится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации». Регистрацию осуществляют:

подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации — автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;

органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации — тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним;

таможенные органы Российской Федерации — транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории Российской Федерации сроком до 6 месяцев;

автомобильные службы Вооруженных Сил Российской Федерации, пограничных войск, внутренних войск, войск правительственной связи, обеспечивающих связь с органами военного управления, железнодорожных войск Российской Федерации, войск гражданской обороны, а также автомобильные службы иных министерств и ведомств, имеющих воинские формирования, — транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск.

Одним из основных условий обеспечения безопасности дорожного движения является его правильная организация и регулирование. В соответствии со ст. 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской федерации (Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 25. Ст. 2897) на органы и подразделения ГИБДД возложено регулирование дорожного движения, в том числе с использованием технических средств и автоматизированных систем. Основными структурами ГИБДД, осуществляющими эту функцию, являются органы и подразделения службы дорожной инспекции и организации движения, а также дорожнопатрульной службы, деятельность которых регламентирована приказами МВД России от 8 июня 1999 г. № 410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» и от 20 апреля 1999 г. № 297 «Об утверждении Наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Согласно Правилам дорожного движения Российской Федерации в регулировании дорожного движения кроме сотрудников ГИБДД могут участвовать другие сотрудники милиции, военной автоинспекции, работники дорожно-эксплуатационной службы, дежурные на железнодорожных переездах, паромных переправах, дружинники, внештатные сотрудники милиции, имеющие соответствующие удостоверение и экипировку (форменную одежду или отличительный знак — нарукавную повязку, жезл, диск с красным сигналом либо световозвращателем, красный фонарь или флажок). В сфере международного дорожного движения такими полномочиями наделены работники Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации в специально обозначенных дорожными знаками контрольных пунктах.

В интересах обеспечения безопасности дорожного движения и обеспечения оперативного передвижения отдельных видов транспортных средств существует система использования на транспортных средствах специальных сигналов и особых регистрационных знаков. Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 января 2000 г. № 2 «Об упорядочении установки и использования на транспортных средствах специальных сигналов и особых государственных регистрационных знаков» (Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 2. Ст. 244; Российская газета. 2000. 4, 10 февраля) определены перечни:

оперативных служб, на транспортные средства которых разрешена установка специальных сигналов при наличии специальных цветографических схем на наружных поверхностях этих средств;

федеральных органов исполнительной власти и организаций, на транспортные средства которых разрешена установка специальных сигналов при отсутствии специальных цветографических схем на наружных поверхностях этих средств;

должностных лиц органов государственной власти и организаций, на служебные легковые автомобили которых устанавливаются особые государственные регистрационные знаки;

должностных лиц органов государственной власти и организаций, на служебные легковые автомобили которых разрешена установка специальных сигналов.

Решения по вопросам установки специальных сигналов и особых государственных регистрационных знаков на служебные легковые автомобили должностных лиц органов государственной власти и организаций, не указанных в этих перечнях, принимает комиссия по выдаче разрешений на установку специальных сигналов и особых государственных регистрационных знаков.

Подразделения ГИБДД осуществляют:

выдачу разрешений на установку специальных сигналов на транспортные средства в соответствии с этими перечнями, а также на служебные легковые автомобили должностных лиц органов государственной власти и организаций, в отношении которых комиссией по выдаче разрешений на установку специальных сигналов и особых государственных регистрационных знаков приняты соответствующие решения;

выдачу по заявкам органов государственной власти и организаций особых государственных регистрационных знаков, а также регистрацию и учет транспортных средств, на которые устанавливаются такие знаки;

контроль за установкой и использованием специальных сигналов на транспортных средствах.

Перечень основных показателей состояния безопасности дорожного движения содержится в ст. 9 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Их учет осуществляется органами внутренних дел в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 г. № 894 «Об утверждении Правил государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения органами внутренних дел Российской Федерации» (Собрание законодательства российской Федерации. 1998. № 33. Ст. 4010). Сбором и анализом необходимой информации занимаются как ГИБДД, так и иные службы МВД России.

Органы внутренних дел осуществляют государственный учет следующих показателей состояния безопасности дорожного движения: количество дорожно-транспортных происшествий; количество нарушителей правил дорожного движения; количество административных правонарушений и преступлений против безопасности движения и эксплуатации автомототранспорта; количество граждан, получивших водительские удостоверения на право управления автомототранспортными средствами; количество автомототранспортных средств и прицепов к ним, зарегистрированных в установленном порядке Государственной инспекцией безопасности дорожного движения.

Государственный учет количества дорожно-транспортных происшествий ведется в соответствии с Правилами учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. № 647 (Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 28. Ст. 2681; 1997. № 49. Ст. 5601).

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

(ГОСАВТОИНСПЕКЦИИ), ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ

ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Общие обязанности и права сотрудников полиции закреплены в ст. 12 и 13 Закона о полиции, а компетенция по рассмотрению дел об административных правонарушениях — в ст. 23.3 КоАП РФ.

Большинство обязанностей сотрудников полиции, закрепленных в ч. 1 ст. 12 Закона о полиции, носит универсальный характер, т.е. их содержание не зависит от специализации в деятельности соответствующих структурных подразделений полиции. К ним можно отнести следующие обязанности:

— принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;

— выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;

— осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством РФ, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством РФ, но не реже одного раза в месяц;

— передавать (направлять) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 часов заявителя;

— информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования;

— прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;

— оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;

— выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению;

— выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу;

— участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

— участвовать в пропаганде правовых знаний;

— обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах;

— пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции и др.

Обязанности полиции по обеспечению безопасности дорожного движения сгруппированы в отдельном положении названного Закона, где предусмотрены следующие обязанности: осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения; регулировать дорожное движение; оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии; осуществлять государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения; принимать экзамены на право управления автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами и выдавать водительские удостоверения; регистрировать в порядке, установленном законодательством РФ, автомототранспортные средства и прицепы к ним и выдавать в установленных случаях свидетельства о допуске их к перевозке опасных грузов; осуществлять по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Правительством РФ, сопровождение транспортных средств; согласовывать маршруты транспортных средств, осуществляющих перевозку крупногабаритных грузов, а в установленных законодательством РФ случаях — тяжеловесных грузов (п. 19 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции).

К универсальным правам полиции согласно ч. 1 ст. 13 Закона о полиции можно отнести следующие:

— требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;

— проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом;

— проверять у граждан разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством РФ;

— вызывать в полицию граждан и должностных лиц по находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции; получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям необходимые объяснения, справки, документы (их копии);

— подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;

— в связи с находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации;

— запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий, а также о гражданах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности;

— беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений об административных правонарушениях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений об административных правонарушениях;

— требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для документирования обстоятельств совершения административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан;

— в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их;

— обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов;

— составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;

— доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации;

— доставлять по письменному заявлению граждан в медицинские организации либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции находящихся совместно с ними в жилище граждан в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, если есть основания полагать, что они могут причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб имуществу;

— направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения административного правонарушения для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении, а также проводить освидетельствование указанных граждан на состояние опьянения в порядке, установленном Правительством РФ;

— осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения и др.

Многие из перечисленных прав полиции по существу дублируют права, которые предусмотрены в КоАП РФ для лиц, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях.

К специальным правомочиям полиции в области обеспечения безопасности дорожного движения согласно п. 20, 21 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции относятся следующие:

— останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;

— осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта;

— задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске;

— временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять организацию движения на отдельных участках дорог при проведении публичных и массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения;

— временно ограничивать или запрещать дорожное движение на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии;

— выдавать в установленном порядке разрешения на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов);

— требовать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций проведения мероприятий, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения;

— ограничивать или запрещать проведение на дорогах ремонтно-строительных и других работ, осуществляемых с нарушением требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;

— задерживать транспортные средства и отстранять водителей от управления транспортными средствами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ;

— запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин при наличии технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, транспортных средств, владельцами которых не выполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности, а также транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо поддельные, измененные государственные регистрационные знаки, а равно имеющих маркировку, не соответствующую данным, указанным в регистрационных документах;

— при осуществлении государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения проводить проверки деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, выдавать должностным лицам этих организаций и индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе нарушений требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании дорог.

Выполнение обязанностей и реализация прав сотрудниками полиции не должны нарушать права и законные интересы граждан, для этого в Законе о полиции закреплена система органов контроля и надзора за деятельностью полиции.

Система контроля за деятельностью полиции включает государственный и ведомственный контроль (ст. 49 Закона о полиции).

Государственный контроль за деятельностью полиции осуществляют Президент РФ, палаты Федерального Собрания РФ, Правительство РФ в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Ведомственный контроль за деятельностью полиции осуществляется в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В ст. 50 названного Закона регламентируются вопросы осуществления общественного контроля за деятельностью полиции. Установлено, что граждане РФ, общественные объединения осуществляют общественный контроль за деятельностью полиции в соответствии с федеральным законом. Эту функцию также осуществляет Общественная палата РФ в соответствии с Федеральным законом от 04.04.2005 N 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», а также общественные советы, образуемые при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, при территориальных органах. Общественные советы осуществляют контроль за деятельностью полиции в соответствии с положениями об этих советах.

Судебный контроль и надзор за деятельностью полиции осуществляются в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами (ст. 51 Закона о полиции).

Надзор за исполнением полицией законов осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством (ст. 52 Закона о полиции).

В ст. 53 Закона о полиции установлено, что действия (бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, государственного и муниципального органа, общественного объединения, религиозной и иной организации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры РФ либо в суд.

Права и обязанности инспектора ГИБДД ДПС

Сегодня я подготовил к рассмотрению одну очень интересную тему касающуюся основных обязанностей сотрудника ГИБДД и написал я данную статью для того, чтобы люди прочитавшие ее имели представление, что имеет право делать сотрудник ГИБДД, а на что он не имеет право и какие его действия можно считать незаконными. Так давайте же разберемся, как эти законные действия можно проверить, ведь с 1 сентября 2009 года в силу вступил Административный регламент Министерства внутренних дел №185, служит он для контроля и надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований в области дорожного движения, также самое важное то, что этим документом руководствуются все инспектора ГИБДД в своей повседневной работе, это руководство к действию ГИБДД, именно по нему можно легко проверить, были ил действия сотрудника ГИБДД по отношению к вам, незаконными.

Но сегодня мы рассмотрим только основные обязанности сотрудника ГИБДД, под обязанностями понимаются действия сотрудника, которые он обязан выполнять по закону и перед начальством, да и вообще перед всем обществом и в частности перед водителями.

Кто имеет право регулировать дорожное движение

В процессе осуществления контроля за дорожным движением инспектор ГИБДД обязан принимать меры:

  • Для осуществления мероприятий с целью предупреждения нарушений ПДД, участниками дорожного движения;
  • Если на пути следования движения возникла опасность, которую водители не смогут своевременно обнаружить, инспектор обязан предупредить о ней водителей;
  • Если возникли затруднения в движении или возникли предзаторовые, заторовые ситуации, также иные помехи для движения ТС, в том числе пешеходов, то сотрудник ГИБДД обязан выявить данные затруднения и осуществить необходимые меры реагирования;
  • Если к инспектору поступило обращение от участника дорожного движения, с целью оказания содействия в передвижении по маршруту, то инспектор с случае необходимости должен оказать содействие;
  • Также выявлять и пресекать нарушения правил дорожного движения, участниками дорожного движения;
  • Также проведение мероприятий по выявлению и конечно же задержанию ТС которые находятся в розыске;
  • Выявлять и пресекать любые преступления и нарушения общественного порядка и безопасности;
  • Если возникла чрезвычайная ситуация, то инспекторы ГИБДД обязаны оказать содействие ТС аварийно-спасательных служб в беспрепятственном проезде в район ликвидации чрезвычайной ситуации;
  • Обеспечить беспрепятственный и безопасный проезд для автомобилей специального назначения;
  • Фиксировать и передавать в дежурную часть информацию о фактах нарушений ПДД, а также нормативов и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения, любых обнаруженных недостатков в содержании дорог, инженерных сооружений, технических средств организации дорожного движения и в местах проведения работ на дорогах, которые угрожают или могут угрожать безопасности дорожного движения;
  • Выполнят поручения и указания которые могут быть получены от дежурного или руководителя подразделения;

Также предлагаю рассмотреть список административных процедур, которые предполагают исполнение государственной функции и могут включать в себя следующий перечень административных процедур:

  • Контроль за дорожным движением;
  • Также сотрудники ГИБДД имеют полное право контролировать дорожное движение с применением специальных технических средств, которые работают в автоматическом режиме;
  • Регулирование дорожного движения;
  • Имеют полное право останавливать ТС;
  • Сотрудники ГИБДД имеют право остановить пешехода;
  • Если потребуется то инспектор имеет право проверить идентификационный номер, номер кузова, шасси, двигателя ТС, документов на автомобиль и личных документов (ВУ, техпаспорт), регистрационные знаки, техническое состояние ТС;
  • Имеют право на месте составить квитанцию-постановление с целью наложения административного штрафа;
  • Опросить лицо в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, также инспектор имеет право опросить как потерпевшего, так и свидетеля;
  • В обязанности инспектора входит составление протокола об административном правонарушении;
  • Инспектор ГИБДД имеет полное право отстранить водителя от управления ТС;
  • Пригласить водителя на освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;
  • Направить на проведение медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
  • Инспектор имеет полное право изъять ВУ;
  • Запретить эксплуатацию ТС;
  • Задержать ТС;
  • Осмотреть ТС и перевозимый груз;
  • Досмотреть ТС (только под протокол досмотра);
  • Провести личный досмотр, досмотр вещей которые находятся у гражданина;
  • Изъять вещи и документы;
  • Арестовать вещи;
  • Доставить вас в органы внутренних дел;
  • Провести административное задержание;
  • Вынести соответствующее определение о возбуждении дела, об административном правонарушении;
  • Вынести определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;
  • Выехать к месту где произошло ДТП;
  • Составить протокол по результатам осмотра места где было совершено административное правонарушение;

Если я что т не учел, то прошу меня дополнить в комментариях, но практически все права инспекторов ГИБДД я перечислил, это практически исчерпывающий список. Кто хочет ознакомиться подробнее, тот может найти в интернете приказ №185 МВД, в нем как раз прописаны все правила для сотрудников ГИБДД, которым они должны подчиняться и если инспектор ведет себя вызывающе, то зафиксируйте это при возможности на видеокамеру, далее в соответствии с регламентом найдите какие пункты он нарушил и пишите на него жалобу, либо вышестоящему должностному лицу, либо в прокуратуру или суд, все в ваших руках. А я желаю вам удачи на дорогах.