Права на трактор категории

Тяговый класс тракторов: особенности и ключевые отличия

19 ноября, 2015

На территории России и стран СНГ действует система классификации тракторов, в основе которой лежат тяговые характеристики. Поэтому в оборот введен так называемый тяговый класс тракторов, о котором подробно рассказано в этой статье.

Что такое тяговый класс?

Тяговый класс определяет одну из ключевых характеристик трактора — максимальное тяговое усилие, которое может развить машина. Однако здесь есть одна особенность — это усилие в значительной степени зависит от типа грунта и условий, в которых эксплуатируется трактор. Понятно, что в заболоченной местности или по сырому лугу трактор сможет тянуть меньший груз, чем по сухому полю или песку. Поэтому тяговые характеристики для разных типов тракторов измеряются в строго установленных условиях.

Классификация тракторов по классам в случае сельскохозяйственных машин выполняется по усилию, развиваемому на грунте с определенными условиями:

Колесные 4х2

Колесные 4х4

Гусеничные

Тип грунта

Стерня колосовых культур

Влажность

Нормальная (20 – 30%)

Твердость

Нормальная

Буксование

До 16%

До 14%

До 3%

Класс тяги тракторов указывается цифрой, которая означает тяговое усилие в тонн-силах (тс). Также можно встретить указание класса в кН (килоньютонах). Здесь действует простое соотношение: 1 тс примерно равна 10 кН. Поэтому, например, трактора класса 14 кН — это то же самое, что трактора тягового класса 1,4.

Классификация тракторов по тяговому классу

В настоящее время принято выделять семнадцать классов тяги, которые охватывают всю технику — от небольших мотоблоков, до рекордно мощных промышленных тракторов. Однако актуальные модели сельскохозяйственных тракторов занимают восемь классов, еще три класса отводится на мотоблоки и мини-тракторы, и в последние годы стали появляться мощные с/х-машины 7 тягового класса, хотя раньше в этот класс входили исключительно промышленные тракторы. Основные данные и модели с/х-тракторов собраны в таблице:

Тяговые классы тракторов — таблица:

Тяговый класс

Номинальное тяговое усилие (тс)

Средняя мощность тракторов (л.с.)

Средняя масса тракторов (т)

Базовые модели тракторов

Колесные

Гусеничные

0,1

Мотоблоки

0,2

0,18 – 0,54

10 — 14

До 0,53

Тяжелые мотоблоки; мини-тракторы, легкие самоходные шасси

0,4

Сегодня отсутствуют модели

0,6

0,54 – 0,81

22 — 25

1,5

Т-25, Т-30, «Беларус» 300-й серии

0,9

0,81 – 1,26

40 — 50

2,6

Т-40

1,4

1,26 – 1,8

55 — 75

2,9

МТЗ-80/82, ЮМЗ-6, «Беларус» 900-й серии

1,8 – 2,7

75 – 90

До 5

«Беларус» 1220-й серии

Т-54, Т-70 (специализированные)

2,7 – 3,6

До 90

6,3

Т-150К, «Беларус» 1500-й серии

ДТ-75, Т-150

3,6 – 4,5

130 — 165

До 7,9

Беларус 2022

Т-4А, ХТЗ-201

4,5 – 5,4

300 — 400

До 11,6

К-700, Беларус 3023

Т-501

5,4 – 6,3

John Deere 9430

Т-130М

6,3 – 7,2

Terrion АТМ 7360

Все сельскохозяйственные тракторы по своему назначению делятся на шесть больших групп: • Мини-тракторы (классы 0,2, 0,4) — техника для работы на малых по размеру участках с применением навесного или прицепного оборудования, подходят для транспортных работ^; • Универсальные тракторы (классы 0,6, 0,9, 1,4 и 2) — техника для выполнения общехозяйственных работ, для обработки, возделывания и уборки с/х-культур (пропашных)^; • Универсально-пропашные (классы 0,6, 0,9, 1,4, 2) — техника, используемая для первичной обработки почвы (пахоты, боронования, культивации), посевных и уборочных работ, возделывания пропашных культур, а также для решения транспортных задач^; • Тракторы общего назначения (классы 3, 4, 5, 6, 7) — техника для выполнения энергоемких операций, в том числе для пахоты, культивации, лущения стерни, снегозадержания, проведения мелиоративных работ, выполнения транспортных операций и т. д. Данные тракторы применяются только на полях больших площадей^; • Специализированные тракторы — машины различных классов для обработки отдельных культур (овощеводческие, свекловодческие, хлопководческие и другие)^; • Самоходные шасси — небольшая группа тракторов малых классов (самый известный — Т-16) с расположенной в передней части рамой для платформы.

Рассмотрим каждый класс, трактор и их особенности более подробно (за исключением класса мотоблоков).

Тракторы класса 0,2 тс

К этому классу относятся тяжелые мотоблоки и минитракторы. Техника разработана для выполнения простых операций на небольших участках, также тракторы могут использоваться для привода агрегатов и механизмов. На современном рынке много моделей 2 кН — ранние МТЗ-082 и Беларус-112, современные Беларус-08К, Беларус-132Н, Уралец Т-0,2 (ЧТЗ), КМЗ-012 (Курганский машиностроительный завод), серия тракторов «Уралец» (ООО «Трактор», Челябинская область), «Уссуриец» (Уссурийский авторемонтный завод) и другие модели. Большое распространение получили многочисленные модели из КНР (Dong Feng DF 244, Chery FD15, Jinma 100-х и 200-х серий, Xingtai XT-220, Foton TE-244 и другие) и Японии (особенно фирм Kubota, Mitsubishi, Iseki).

Тракторы класса 0,4 тс

Сегодня отечественная промышленность не выпускает трактора данной группы. Единственным массовым представителем этого класса был трактор ХТЗ-7, выпускавшийся в период с 1950 по 1956 годы. Однако этот класс представлен китайским производителем Jinma (120, 264E).

Тракторы класса 0,6 тс

Трактора класса 0,6 универсальны и дешевы, чем обусловлено их широкое распространение. К данном классу (трактора 0,6) относятся отечественные машины Т-25А «Владимирец» и Т-30 (оба Владимирского тракторного завода, все еще находятся в производстве), самоходное шасси Т-16, более современные ВТЗ-2032, машины «Беларус» моделей 310, 320 и 321, а также тракторы из Китая Dong Feng, Xingtai, Jinma, Chery и т. д.

Трактора класса 0,9 тс

Машины данной группы универсальны и распространены, за счет увеличенной тяги трактора класс 0,9 могут выполнять как сельхозработы, так и использоваться для решения транспортных задач

Наиболее яркий и известный представитель этого тягового класса — тракторы Т-40/40А, которые не выпускаются уже 20 лет, но все еще остаются в строю. Из более современных тракторов следует отметить ЛТЗ-55 (выпускался в 90-е годы), ВТЗ-45, актуальный ТТЗ-80.10 Ташкентского тракторного завода.

Трактора тягового класса 1,4 тс

Класс трактора 1,4 является наиболее востребованным в аграрном секторе, сфере ЖКХ, в строительстве и во многих других отраслях.

К данному классу относятся ранние МТЗ-50/52, знаменитые МТЗ-80/82, пришедшие им на замену МТЗ-100/102 и актуальные модификации Беларус-80/82 (и тракторы на их базе). В один ряд встают трактора ЮМЗ-6 всех модификаций, ЛТЗ-60АВ, ЛТЗ-95Б и другие. Из наиболее новых можно отметить Беларус-921 и вообще всю 900-ю серию. Из зарубежных тракторов наибольшую популярность получили американские John Deere JD5020, JD6020 и другие, американские же AGCO MF3600, MF3400, большое число моделей немецкой Deutz-Fahr и китайских Dong Feng (модель DF-404), Xingtai и т. д.

Трактор класса 2 тс

Еще два десятилетия назад трактора 2 тягового класса были исключительно гусеничные, но в последние годы появляется все больше колесных моделей. Наиболее известные ранние гусеничные машины Т-54В и Т-70 (специальные) и колесные ЛТЗ-155. Из актуальных следует отметить Беларус 1221/1222, американские John Deere 6020, 6130D, New Holland T6050 Delta, английские CASE IH Maxxum 125, немецкие Deutz Agrofarm 430 и другие.

Трактора тягового класса 3

Типичные трактора 3 класса тяги — это колесный Т-150К и гусеничный Т-150, гусеничные ДТ-75 во всем их разнообразии, ДТ-175 и наиболее современный и актуальный Агромаш 90 (является модификацией ДТ-75). Из новых колесных машин можно отметить Беларус 1523, Terrion АТМ 3180 производства «Агротехмаш», некоторые модели John Deere 6-й серии.

Трактора 4 класса

В свое время использовался единственный гусеничный трактор 4 тягового класса Т-4А и ряд специализированных машин. Сегодня этот класс включает в себя «Беларус» модели 2103 (на гусеничном ходу), новые колесные машины Беларус 2022 и Terrion моделей АТМ 3180 и 4200, ХТЗ-17221 и ХТЗ-181, а также New Holland 7-ой серии и John Deere 7-й серии.

Тракторы 5 класса

Наиболее востребованные трактора 5 тягового класса — «Кировцы» в лице моделей К-700 (мощность 230 — 335 л. с.) и его многочисленных модификаций. Из новых колесных машин можно выделить целую линейку «Беларус» 2522/2822/3022/3023 и отечественный Terrion АТМ 5280. Из машин на гусеничном ходу — ранние Т-250 и современные Т-501. Среди зарубежных производителей выделяются мощные машины Buhler 2000-й линейки, JD 8050, а также серии Magnum/STX от компании Case New Holland.

Тяговый класс 6 тс

До недавнего времени это был самый мощный класс с/х-тракторов в нашей стране, сюда входили гусеничные Т-100М и Т-130, и модификации К-744 (мощность до 428 л. с.). Эти машины с успехом решали сложные агротехнические задачи, и не менее сложные задачи в промышленности, строительстве, горнодобывающей отрасли и других сфер.

Из зарубежных машин модно отметить John Deere 9430/9420 RII и Case IH (STX380, 430, 480, 530).

Тяговый класс 7 тс

Это наиболее мощные и высокоэнергонасыщенные трактора для аграрного сектора, они применяются для основной обработки почв и решения широкого круга других задач. Из машин данного класса можно выделить колесные Terrion АТМ 7360 (мощностью до 400 л. с.) и УДМ-5К-02 (усиленный аналог К-744). Также есть и зарубежные машины Buhler Versatile, John Deere и New Holland, однако российские аграрии их использую ограниченно (закупки на всю составляют не более десятка тракторов в год).

Все тракторы разделяются на классы по тяговому усилию. В России, странах СНГ трактор класс определяется интервалом 0,2-8 для сельскохозяйственных машин и 0,2-75 — для агрегатов промышленного типа.

Классификация по группам

Классификация тракторов по тяговому классу установлена ГОСТом 27021-86. Для сельскохозяйственных машин существует 10 групп, для промышленных — 11. В документе имеются соответствующие таблицы, связывающие класс с номинальным тяговым усилием, конструкционной массой.

Классифицируют агрегаты по мощности моторов, которая:

  1. Для сельскохозяйственных тракторов первой группы (0,2) не превышает 20 кВт, для восьмой составляет 320-350.
  2. Для промышленных машин 0,6 класса составляет до 30 кВт, для 5 — 150, для 75 — 580.

0,2 класс

Группа объединяет тяжелые мотоблоки, мини-тракторы. Агрегаты используются:

  • для обработки небольших участков, при выведении новых сортов растений, разработке способов культивирования почв;
  • для обслуживания животных, в т. ч. в комплексах;
  • фермерами, имеющими небольшие поля;
  • садоводами, огородниками, в личном хозяйстве;
  • в коммунальном хозяйстве, малом строительстве.

К классу относятся мини-тракторы Белорус с индексами 08К, 082, 084, 112, 132Н. В перечне продукция:

  1. Гомсельмаша — АМЖК-8.
  2. Алтайского и Харьковского тракторных заводов, соответственно, МТ-15 и Т-012.
  3. Курганского машзавода — КМЗ-012Ч.
  4. ЧТЗ — Уралец, Т-0,2.

Перечисленные машины:

  • колесные;
  • с колесной формулой — 4х2;
  • с мощностью моторов — до 20 кВт.

0,4 класс

Класс тяги тракторов включает, в сравнении с другими, только 1 трактор, выпускавшийся в Харькове в 1950-1956 гг. — ХТЗ-7. Машина колесная (4х2), первая малогабаритная среди советских тракторов. Относится к садово-огородным. Применяется в огородничестве, садоводстве, для перевозки небольших грузов, на вспомогательных работах. Имеет силовой агрегат мощностью 12 л. с.

0,6 класс

В группе тракторы, участвующие в сельскохозяйственном производстве. С их помощью:

  • готовят почву к посеву зерновых, посадке овощей, кустарников и деревьев в садах, при облагораживании территорий;
  • ухаживают за садами;
  • собирают урожай;
  • подготавливают, подвозят, распределяют корма для животных;
  • транспортируют материалы, оборудование при коммунальных работах.

В классе колесная машина Т-16М и ее последующие модификации с моторами до 30 л. с. Здесь же Т-25, 30, агрегат ВТЗ-2032, выпускаемый объединением Агромаш. В перечне изделия с маркой Белорус (300-321), ХТЗ (Т-30А, 16МГ, 2511).

Мощность силовых агрегатов не превышает 25 кВт. Их колесная формула — 4х2.

0,9 класс

Группа представлена не только колесными машинами, но и отдельными агрегатами на гусеничном ходу с мощностью моторов до 45 кВт. Причем среди первых есть механизмы с колесной формулой 4х2, как в предыдущих классах, и 4х4. Представлены также тракторы:

  • с 3 колесами (3х2), используемые в хлопководстве;
  • с пониженным клиренсом, которые удобны для работ в горах;
  • с коробками передач, имеющими расширенный диапазон переключаемых скоростей.

Область применения машин:

  • обработка почв легкого типа к посеву разных культур;
  • заготовка сенажа;
  • междурядное окучивание;
  • уборочные работы;
  • опрыскивание посадок при борьбе с вредителями;
  • транспортные работы.

В числе представителей группы есть тракторы:

  • из Белоруси — Белорус-422;
  • от компании Агромаш — 50ТК, 60ТК;
  • от Владимирского тракторного завода — ВТЗ 45АТ, 2048А;
  • из Липецка — ЛТЗ-60АБ, 60АБ10, 55, 55А, 55АН и Т40М, Т40;
  • из Ташкента — Т-24Х4М, 80.10.

1,4 класс

В группе:

  • липецкий агрегат — ЛТЗ-60АВ;
  • минские машины — МТЗ-50, 52, 80.1, 82, Белорус (900, 921, 923);
  • днепропетровские тракторы ЮМЗ-6 (модели АКМ, ДМ);
  • изделие от корпорации Агромаш — 85ТК.

Перечисленные тракторы:

  • обладают мощностью (до 75 кВт) и тяговым усилием, позволяющим преодолевать сложные дорожные условия;
  • используются для обработки (вспашки, культивации, боронования) не только легких, но и средних грунтов;
  • представлены колесными моделями с 3 и 4 колесами, с приводом на 2 и 4 колеса (практически по 50%).

2 класс

В группе начинают преобладать гусеничные машины с большим разбросом максимальной мощности моторов:

  • до 50 кВт для работы на виноградниках, в садах, свекловодстве;
  • до 60 — для свекловодства и работ в горах;
  • до 100 — портального типа.

Из колесных во 2 классе представлены универсальные пропашные агрегаты с полным приводом, разными и одинаковыми по диаметру колесами на осях.

Их максимальная мощность — 110-175 кВт.

Наиболее востребованными представителями среди гусеничных являются машины Т-70, 70С, 54В из Кишинева, Т-90С — из Харькова. Из колесных:

  • белорусские — ШУ-356, Белорус 1221, 1220;
  • липецкие — ЛТЗ-155, 95;
  • 160-ТК от Агромаша.

3 класс

У колесных тракторов 3 (вплоть до 5) группы колесная формула может быть 4х4 и 6х6. Их мощность ограничена 140 кВт. Из моделей это:

  1. Т-150К и его модификации (09, 09-25), ХТЗ (17021, 17221, 17221-09, 17221-18, 17221-19, 17221-21, 242К, 246К) из Харькова.
  2. МТЗ-2022, 2103 от Минского тракторного завода.
  3. АТМ 3180, 4200 с германской трансмиссией ZF и двигателем Deutz от корпорации Агромаш.

Гусеничные машины в тяговом классе мощностью 70-140 кВт, которые:

  • выпускали в Харькове — Т-150 (модификации — 05-09, 05-09-25, 05-09-25-04), ДТ (175, 75), Т-74;
  • производит концерн Агромаш — модели 180ТК, 90ТГ, ТГ150.

4 класс

4 группа машин по тяговому усилию представлена гусеничными и колесными тракторами. Агрегаты привлекаются для выполнения работ, требующих больших энергозатрат. Их используют для обработки полей обширной площади.

Мощности моторов машин:

  • до 75 кВт на гусеничных движителях;
  • до 125 у передвигающихся на колесах.

Пневмоколесные агрегаты представлены:

  1. Кировцем К-424.
  2. Террионом АТМ-4200, выпускаемым Агромашем.
  3. МТЗ-2022 под маркой Белорус.

5 класс

Из гусеничных агрегатов в этой группе Т-404, 250, 501 от Алтайского тракторного завода. Количество колесных машин большее:

  1. АТМ 5280, которые выпускает Агромаш под маркой Terrion.
  2. Кировцы К700, 701, 702, 703, 744.
  3. Изделия Белорус от МТЗ (2522, 2822, 3022, 3023).

Мощность силовых агрегатов с гусеничным движителем — до 175 кВт, с колесным — 180-210. Они в состоянии справиться с большими объемами пахоты, лущения стерни, снегозадержания, культивации. Применяются для перевозки различных грузов.

6 класс

В этой группе машины гусеничные, болотоходные, с моторами мощностью до 125 кВт. Созданы специально для мелиоративных работ, но трудятся в сельхозпредприятиях на обработке больших по площади полях.

Выпускаются агрегаты:

  1. Концерном Агромаш — модель Руслан.
  2. Кировским тракторным заводом — К744 в модификациях Р2, Р3, Р4.
  3. Ростсельмашем — Versatile 535 с колесной формулой 8х4, являющийся рекордсменом по обработке больших полей.

7 класс

В нем 1 представитель — АТМ 7360. Он колесный, производства Агромаш. Выпускается в серии Террион. В нем использован:

  • передний мост от итальянской фирмы Carraro;
  • гидравлика Бош (Германия);
  • немецкая трансмиссия ZF и мотор Deutz BF 6M 1013 FC (280 л. с.).

Трактор способен выполнять энергоемкие сельскохозяйственные работы:

  • обрабатывать почву;
  • убирать урожай;
  • делать сплошной посев.

АТМ 7360 комплектуется широкозахватными и комбинированными агрегатами. Это позволяет ему увеличивать производительность и быстро обрабатывать большие площади.

  • Трактор беларус 921
  • Трактор кмз 012
  • Юмз 6ал
  • ТОП-4 отечественных бульдозера Четра их технические параметры и модификации
  • Как самостоятельно переделать на МТЗ рулевое на дозатор

Какие транспортные средства относятся к категории D

Статья 25 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» устанавливает, какие категории водительских прав дают право управления определёнными транспортными средствами.

К категории D относят предназначенные для пассажирских перевозок автомобили, в которых имеется не менее 8 сидений. При этом место водителя не учитывается. Проще говоря, речь идёт об автобусах, предусматривающих не менее 10 мест: 9 для пассажиров и 1 для водителя.

Сегодня в России действует несколько категорий и подкатегорий прав

В связи с тем, что количество мест в автобусах может варьировать от 9 до более 100, законодатели выделили подкатегорию D1, охватывающую весьма распространённый и «всенародный» вид транспорта — микроавтобусы. Категории D1 достаточно, если количество пассажирских сидений не превышает 16. Водители с категорией D могут садиться и за руль транспорта, относящегося к категории D1.

Микроавтобусом до 16 мест можно управлять с подкатегорией D1

Для автобусов допускается наличие прицепа не тяжелее 0,75 тонны.

Требования к кандидатам на получение категории D

Повышенная ответственность, обусловленная правом перевозить людей, объясняет более суровые требования к водителям по сравнению с той же категорией B.

Стандартный набор требований для всех водителей включает:

  • минимальный возраст, по достижении которого может быть приобретено право ездить;
  • удовлетворительное состояние здоровья, подтверждаемое справкой;
  • окончание курсов обучения.

Возрастные ограничения установлены статьёй 26 вышеназванного закона и касаются именно возраста, по достижении которого допустят к экзамену. Само обучение можно пройти и раньше. Сдавать экзамен на категорию D может человек старше 21 года. Однако в этой же статье указано исключение. Если обучение было пройдено в период службы в армии, то экзамен сдавать можно и в 19 лет, однако до 21 года разрешается водить только ведомственные автомобили.

Многих интересует вопрос, нужно ли для получения категории D иметь права с другими категориями (B или C) и стаж управления автомобилем. Действующий закон не содержит подобного требования. Получается, что категория D может оказаться первой в удостоверении водителя.

Cрок действия водительских прав категории D

Срок действия прав с категорией D такой же, как у других категорий, и составляет 10-летний период.

Когда он закончится, не нужно заново проходить обучение и сдачу экзаменов. Необходимо обратиться в ГИБДД или МФЦ с заявлением о замене водительских прав по причине истечения их срока действия.

По окончании срока действия прав нужно составить заявление об их замене на новые

Как происходит обучение на категорию D, выбор автошколы

В соответствии с действующим законодательством получить права категории D возможно только после окончания специального обучения в организации, имеющей лицензию на подготовку по этой категории. Самостоятельное приобретение водительских навыков больше не учитывается.

Ввиду необходимости наличия оборудования и дополнительных дорогостоящих транспортных средств (автобусов) далеко не все автошколы смогут предоставить вам услуги по обучению на категорию D. Как правило, этим занимаются крупные организации со значительным автопарком.

Итак, сперва необходимо выбрать автошколу, предлагающую обучение по нужной категории и подходящую вам по месторасположению (если это имеет значение). Затем следует в интернете поискать информацию о репутации заведения, отзывы курсантов, исходя из этого сделать выводы. Кроме того, будет нелишним побывать в автошколе до подписания договора, своими глазами посмотреть, в каких условиях будет проходить обучение, а также уточнить, имеется ли у этой организации лицензия на предоставление услуг по обучению водителей категории D.

Лицензия подтверждает право автошколы на подготовку водителей категорий A, B, C, D

Особенности обучения на категорию D

Выделение обучения на категорию D в отдельный курс связано с тем, что вождение автобусов имеет свои особенности. Назовём основные факторы:

  • конструкция и габариты транспортного средства;
  • скоростной режим;
  • повышенные требования безопасности, связанные с перевозкой людей, включая правила посадки и высадки пассажиров;
  • приоритет движения маршрутных автобусов в некоторых случаях.

Процесс обучения делится на теоретическую и практическую части.

Занятия в учебных классах включают изучение теории по нескольким тематическим блокам:

  • правила дорожного движения;
  • правила допуска машин к использованию и обязанности по соблюдению требований безопасности;
  • законодательство, касающееся безопасности вождения и ответственности водителя;
  • принципы безопасного вождения;
  • медицинский блок.

Практическая часть предполагает занятия на автодроме и в городских условиях.

Окончание автошколы означает успешную сдачу экзаменов:

  • проверку знаний в рамках программы обучения;
  • проверку умения управлять автобусом.

Видео: комплекс упражнений по вождению автобуса

Стоимость и срок обучения

С 2017 года в связи с изменениями в программах сроки обучения в автошколах существенно возросли. На сегодняшний день желающим освоить категорию D нужно рассчитывать на 7–7,5 месяцев обучения. Данный срок указан с учётом теоретической и практической частей, а также успешной сдачи экзамена в ГИБДД с первой попытки. В каждой автошколе указанный период может отличаться по причинам различной интенсивности занятий и организации экзаменов.

Одновременно увеличилась и стоимость освоения рассматриваемой категории. В зависимости от региона и расположения автошколы озвучивают разные цифры: от 35 тыс. рублей до 80 тыс.

Для уточнения цены при выборе автошколы советуем выяснить, включает ли названная сумма стоимость топлива для практических уроков и какие дополнительные расходы возможны при освоении программы.

Порядок получения прав категории D

Формально процесс получения прав по всем категориям одинаковый.

После прохождения обучения необходимо с пакетом документов обратиться для сдачи экзамена в ГИБДД. Если это следует сразу после окончания автошколы, процесс проходит централизованно, обучающие организации оказывают содействие в формальных процедурах.

Документы для получения категории D

В ГИБДД вам нужно подать заявление с приложением к нему:

  • документа, подтверждающего ваши личные данные (паспорта);
  • справки о надлежащем состоянии здоровья;
  • аттестата из автошколы;
  • документа об уплате госпошлины (если она оплачивается заранее).

Экзамен в ГИБДД

Само обучение в автошколе ещё не даёт курсантам права на вождение. Свои навыки и знания необходимо подтвердить в ГИБДД посредством экзамена, который так же, как и внутренний, включает в себя теоретическую и практическую части. Практика включает упражнения на автодроме и езду в городе.

Для курсантов с 2017 года появилась замечательная возможность зачёта в качестве первых двух экзаменов проверки знаний, проводимых автошколой при соблюдении некоторых условий:

  • во время внутреннего экзамена присутствует экзаменатор ГИБДД;
  • знания проверяются по специальной автоматизированной программе;
  • практические упражнения курсанты сдают на автодроме и автобусе, которые отвечают установленным законодательством требованиям.

Экзамен по навыкам управления должен проводится на автодроме, отвечающем требованиям законодательства

Во время экзамена по теории будущим водителям необходимо ответить на 20 вопросов по 4 блокам. На ответы отводится 20 минут. Допускается не более двух ошибок. При этом в некоторых спорных ситуациях предлагаются дополнительные вопросы. Например, если экзаменуемый не ответил правильно на 1 вопрос, ему предлагается ответить ещё на 5 вопросов. Для положительного результата нужно дать верные ответы на все из них.

Проверка знаний происходит в специально оборудованном классе с использованием утвержденной автоматизированной программы

Непосредственно ГИБДД проводит только проверку умения управлять автобусом в городе.

Как проводится экзамен по вождению

На автодроме от курсанта ожидают выполнения следующих упражнений:

  • движения и остановки на эстакаде;
  • заезда в «гараж» и выезда из него;
  • диагональной парковки;
  • остановки для высадки или посадки людей;
  • движения на ограниченном участке («змейки», разворота, поворота).

На один элемент у будущего водителя есть не более двух минут. Последовательность определяется инспектором ГИБДД на месте. Чаще всего экзаменуемый должен выполнить последовательно все 5 элементов. Реже требуется возврат от места выполнения упражнения к исходной точке.

Упражнение «заезд в бокс» может выполняться просто на размеченной территории

Принципы оценки выполнения упражнений претерпели некоторые изменения в 2016 году. Система подсчёта штрафных баллов на автодроме осталась в прошлом. Сегодня действует правило количества допустимых ошибок, которые делятся на грубые, мелкие и не слишком серьёзные.

Например, грубой ошибкой считаются:

  • отказ от заданного направления;
  • переезд линии разметки или условной, обозначенной фишками линии;
  • переезд стоп-линии;
  • не пересечение определённой полосы, если её переезд предусмотрен упражнением;
  • движение назад, если это не допускается в элементе;
  • превышение времени на выполнение задания;
  • движение назад при выполнении упражнения «эстакада» более чем на 30 см;
  • отказ от выполнения задания.

Одного из перечисленных действий достаточно для отрицательного результата испытания.

Допускается 2 и менее мелких ошибок. Считается, что курсант совершил мелкое нарушение, если:

  • произвёл наезд на линию разметки;
  • заглушил двигатель.

Если будущий водитель успешно прошёл испытание, сотрудник ГИБДД принимает решение о его допуске к последней стадии испытания — вождению по городу.

Вождение происходит по утверждённым ГИБДД маршрутам. Водитель, управляя автобусом, должен выполнять указания инспектора. На одного экзаменуемого отводится не более 30 минут, однако на практике экзаменатору требуется намного меньше времени, чтобы определиться с оценкой.

В отличие от автодрома, в городе по-прежнему действует оценка по штрафным баллам. Получить заветное «сдал» можно, набрав не более 5 баллов. За грубую ошибку начисляется сразу 5 баллов. Средняя добавит 3 балла, следовательно, 1 ошибка позволительна. Мелкие ошибки имеют «вес» в 1 балл, а значит, кандидат имеет право совершить их не более четырёх.

Инспектор во время экзамена по вождению заполняет экзаменационный лист

Не зря вождение по городу является итоговым испытанием, ведь именно на этой стадии кандидат может максимально проявить свою готовность или неготовность к реальной езде на автобусе в городе. Инспектор при этом оценивает совокупность критериев:

  • знание правил движения;
  • навыки управления;
  • логическое мышление и способность оценить обстоятельства, принять правильное адекватное решение;
  • эмоциональное состояние будущего водителя в условиях реального движения.

Величина государственной пошлины за получение водительских прав

Выдача удостоверения водителя с категорией D представляет собой административную процедуру, осуществляемую при условии оплаты госпошлины.

В соответствии с Налоговым кодексом за обычные пластиковые права нужно заплатить 2 тыс. рублей, а за документ нового поколения — 3 тыс. рублей.

При оплате пошлины через портал «Госуслуги» безналичным способом действует скидка 30%. Распространяется она только на физических лиц, зарегистрированных в системе. В этом варианте потребуется заплатить всего 1400 рублей.

Ответственность за управление транспортным средством без категории: размеры штрафов

Законодательство чётко устанавливает, что садиться за руль можно только при наличии прав определённой категории в соответствии с видом транспорта. Игнорирование этого требования представляет собой административное правонарушение. Управлять автобусом или маршруткой будет правомерно только владельцу прав с категорией D или D1 соответственно.

Вождение автобуса при отсутствии категории D подпадает под действие статьи 12.7 Кодекса об административных правонарушениях. Встреча с инспектором ГИБДД в таком случае грозит наложением штрафа от 5 до 15 тысяч рублей. Неприятные последствия на этом не заканчиваются. При установлении факта правонарушения сам автобус или микроавтобус подлежит транспортировке на специально предназначенную для таких целей стоянку. Перемещение и нахождение транспорта на стоянке должно быть оплачено.

В настоящее время действует изменённый порядок получения прав с категорией D по сравнению с предыдущими годами. С одной стороны, произошедшие изменения отвечают интересам будущих водителей: теперь для получения прав этой категории не требуется наличие уже действующего удостоверения с другой категорией. Сдача экзаменов по теоретической части и навыкам вождения на площадке допускается в рамках внутренней проверки знаний в автошколе. С другой стороны, увеличены количество часов и стоимость обучения, ужесточены требования к экзаменам в части совокупности упражнений, системы оценки и средств контроля за ходом экзамена. Авторы этих изменений, очевидно, преследовали благие цели по улучшению ситуации на дорогах и снижению аварийности. Однако только практика покажет, приведёт ли это к реальному повышению безопасности дорожного движения в нашей стране.

Управление трактором, как представителем группы самоходных машин, требует особых навыков и получения соответствующего удостоверения. При этом следует понимать, что тракторные права имеют несколько категорий. В зависимости от таковых варьируется как возраст допуска к управлению, так и конкретный вид транспортного средства, к вождению которого гражданин получает доступ.

Категории тракторных прав

Категории прав предназначены для разграничения возможностей машиниста в сфере управления спецтехникой.

Перечень видов тракторных прав, прежде всего, включает категорию «A». Сюда входят автомототранспортные средства перемещения, не предназначенные для разъездов по дорогам общего пользования или же обладающие максимальной скоростью движения не более 50км/ч.

Категория «A» подразделяется на следующие подтипы:

  1. A1 (I) – мототранспортные внедорожники. Например, болотоходы, снегоболотоходы и другие.
  2. A2 (II) – внедорожный транспорт с допустимой грузовой массой меньше 3,5 тонн и суммой сидячих мест не больше 8, не считая кресла водителя. Под эту категорию попадают вездеходы.
  3. A3 (III) – внедорожники, максимум разрешенной массы грузов которых больше 3,5 тонн. Например, карьерные самосвалы и прочие вездеходы специального предназначения.
  4. A4 (IV) – внедорожники, отведенные под перевозку граждан и обладающие более чем 8 местами для пассажиров, не включая сидение водителя. Сюда относятся вахтовые либо перронные автобусы.

Остальные категории прав этой группы:

  • «B» — специализированные колесные агрегаты и гусеничные спецмашины, где мощность двигателя не превосходит 25,7 кВт;
  • «C» — спецмашины колесного типа, мощь двигателя которых варьируется от 27,5 до 110,3 кВт;
  • «D» — колесный самоходный спецтранспорт с мощью выше 110,3 кВт;
  • «E» — гусеничная спецтехника, где двигатель обладает мощностью выше 25,7 кВт;
  • «F» — спецмашины для сельскохозяйственной деятельности.

Важно уточнить, что обладание машинистом удостоверением одного типа не дает человеку возможность управлять самоходной машиной другой категории этой группы и наоборот.