Правила перевозок груза

Условия транспортировки животных на убой

Транспортировка животных имеет важное значение для сохранения качества мяса, особенно в связи с различной восприимчивостью животных к стрессу и в связи с ее влиянием на послеубойные изменения и конечное качество мяса.

На снижение качества мяса при транспортировке животных влияют колебания температуры и влажности окружающей среды, продолжительность, расстояние, скорость и условия транспортировки, виды транспортных средств, методы подгона животных к месту погрузки, размещение животных в транспортных средствах и др.

Перед транспортировкой животных подвергают ветеринарному осмотру и санитарной обработке. К транспортировке допускают только здоровых животных. На каждую партию транспортируемого скота выдают ветеринарное свидетельство, в котором указывают количество и вид животных, хозяйство и благополучие его в отношении заразных заболеваний.

Главное условие транспортировки скота — это соблюдение ветеринарно-санитарных и зоогигиенических правил, обеспечивающих отсутствие потерь и травм животных. Практика и научные исследования показали, что транспортировка вызывает ухудшение физиологического состояния животных и качества мяса, получаемого после убоя.

При транспортировке животные возбуждаются при выгоне к месту погрузки, погрузке на транспортные средства, длительной транспортировке в неблагоприятных условиях. Стрессовые факторы у животных могут возникать под воздействием тепла, холода, ветра, солнечной радиации, голодания, адаптации к условиям транспортировки и непривычным кормам. Вибрация транспортных средств и скученность усиливают стресс животных. Характерным показателем влияния стрессовых факторов, возникающих при транспортировке, являются потери живой массы животных, зависящие от условий и длительности транспортировки. Неблагоприятные условия транспортировки животных могут вызвать их гибель, особенно в летнее время года. За последние годы в ряде стран увеличилась смертность свиней во время транспортировки, в частности в Бельгии она составляет 2,3%, ФРГ — 1,5, Голландии — 0,5, ГДР — 0,11, Болгарии — 0,5%. Увеличение смертности свиней во время транспортировки объясняют большой восприимчивостью к транспортным нагрузкам свиней, выращенных в промышленных комплексах. Это обусловлено также развитием мясности свиней, вследствие чего ослабляется сердечная деятельность организма.

Для создания нормальных условий транспортировки животных в жаркое время года автоскотовозы снабжены душевыми установками и принудительной вентиляцией. В некоторых странах время предубойной выдержки животных зависит от расстояния и продолжительности их транспортировки. В ряде стран предубойный отдых животных не производится.

Причиной стресса является повышенная температура и недостаток кислорода внутри транспортных средств. Эффективным способом понижения температуры внутри кузова является принудительная вентиляция. В этом случае даже при высокой температуре окружающей среды не наблюдается стресса животных и ухудшения качества мяса. Ведутся работы, в частности в Болгарии, по выведению пород животных, устойчивых к стрессу. Установлена взаимосвязь между физиологическим состоянием животных, влиянием условий перевозки, средствами подачи на убой и качеством мяса. После длительной транспортировки отдых может быть важным фактором для восстановления адаптируемости животного. Существует мнение, что стрессовые явления при транспортировке животных в большей степени влияют на качество мяса, чем при предубойной выдержке.

При применении для транспортировки несовершенных транспортных средств имеют место значительные повреждения кожного покрова, что обусловливает снижение качества шкур и туш. Установлено, что травматические повреждения у крупного рогатого скота, доставленного обычными бортовыми автомашинами, составляют 36—82%, а при доставке животных на автоскотовозах — 23,5%.

В зависимости от упитанности, типа и времени кормления, ухода и условий транспортировки потери живой массы могут составить для крупного рогатого скота 3,9—19,7%, свиней — 0,69—10,6%. Потери живой массы при транспортировке связаны в основном с уменьшением содержания гликогена. При наличии травм животных имеют место потери от удаления поврежденных тканей. В мышечной ткани, расположенной на расстоянии 3—5 см от места травмы, содержится почти в 2 раза меньше гликогена, чем в неповрежденных участках туши.

С целью ликвидации травм, падежа и снижения качества мяса необходимо при транспортировке создать оптимальные условия в скотовозах. Например, температура в кузове не должна выходить за пределы —5÷20° С в любое время года. Особое внимание следует уделять транспортировке молодняка ввиду возможности падежа. Проведенные в ГДР исследования показали, что при соблюдении условий транспортировки и расстоянии не более 70 км нет необходимости проводить предубойный отдых свиней. Это позволяет снизить необходимые площади баз предубойного содержания скота.

При транспортировке животных важное значение имеет температура воздуха. Высокая температура окружающей среды является одной из главных причин снижения качества мяса, а иногда гибели животных, чувствительных к стрессу, в частности свиней. Степень смертности животных при транспортировке возрастает в летнее время; установлена связь между смертностью и температурой окружающего воздуха в дневное время. Поэтому в летнее время года автотранспортировку животных, особенно свиней, рекомендуется проводить в ночное время или утром.

В том, что свиньи трудно переносят нагрузки при транспортировке, определенную роль играет форма тела. По сравнению с другими видами животных у свиней в меньшей степени благоприятно соотношение между массой сердца и туши. Существенной нагрузкой для животных является их перекармливание перед транспортировкой. Поэтому свиней не следует кормить в течение 12 ч до транспортировки.

Утомление животных во время транспортировки по железной дороге в 30% случаев привело к обсеменению мышц и внутренних органов кишечной микрофлорой, обнаруживалась также кокковая микрофлора. При эндогенном обсеменении первым органом, в который проникают микробы, является печень.

Транспортировка свиней машинами на расстояние до 100 км не влияет существенно на потери живой массы и выход мяса. Однако она может отрицательно влиять на pH мяса. Длительные перевозки животных снижают резервы гликогена в тканях и приводят к повышению pH мяса. Как показали работы ВНИИМПа, увеличение расстояния транспортировки с 40 до 100 км вызывает у свиней стрессорное состояние, которое проявляется уже после 60 км, что отмечено по увеличению массы надпочечников на 2,82% и снижению содержания в них аскорбиновой кислоты на 12,4%. При доставке скота автотранспортом на небольшие расстояния его можно направить на убой без предварительного отдыха.

При больших нагрузках при транспортировке происходит снижение водосвязывающей способности мяса, которое исчезает после 5 дней выдержки мяса. При чрезмерно больших нагрузках низкая водосвязывающая способность сохраняется при последующем хранении.

Для предупреждения травматизма при перевозках скота скорость движения автомобиля не должна превышать 60 км/ч по дорогам с асфальтобетонным покрытием; 45 км/ч — с булыжным и щебенчатым покрытием и 25 км/ч по грунтовым дорогам.

Основным условием современной транспортировки является конструирование транспортных средств, отвечающих всем требованиям. В настоящее время в связи с широким развитием специализированного автомобилестроения и строительством шоссейных дорог, возрастанием доли автотранспортировок и оснащением мясной промышленности специализированным автотранспортом создаются условия для сохранения качества скота. Практика доставки животных на мясокомбинаты показала, что транспортировка скота автомашинами, особенно при малом и среднем радиусе доставки, имеет ряд преимуществ перед железнодорожным транспортом: увеличение скорости доставки, возможность подъезда машин непосредственно в хозяйство, что ликвидирует лишние перегоны животных к месту погрузки. При загрузке и транспортировке животных специализированным автотранспортом они в меньшей степени подвергаются влиянию стрессов.

Для транспортировки свиней применяются специальные скотовозы, оснащенные гидравлическими подъемниками, автоматическими весами, вентиляцией, рифленым металлическим полом, передвижными перегородками для отделения животных, что предотвращает их сдавливание и окучивание. При конструировании скотовозов важнейшим условием является вентиляция.

При транспортировке животных автомобильным транспортом и по железной дороге важное значение имеют правильная погрузка и размещение животных в кузовах автомобилей и в вагонах и содержание их в пути следования. Транспортировку скота производят в обычных товарных или специализированных вагонах, которые оборудованы кормушками, корытами для воды, полками для запаса кормов. Погрузка животных на автотранспорт должна производиться на специальных эстакадах и мостиках; угол подъема в машину не должен превышать 30—35°.

Отрицательное воздействие стрессов на свиней устраняется при транспортировке их в контейнерах; предложено выращивание свиней в контейнерах по 10—12 голов с доставкой животных в контейнере к месту оглушения; при этих условиях животные до момента оглушения находятся в привычных для себя условиях, что исключает стрессовые явления, покусы. После доставки на мясокомбинат контейнеры вместе с животными сгружают на базе предубойного содержания или животных непосредственно из контейнеров без предубойной выдержки перегоняют в бокс для оглушения. Оглушение может производиться также в контейнере. Доставка свиней в контейнерах позволяет сократить число погрузочно-разгрузочных операций и уменьшить транспортные расходы. Транспортировка свиней в контейнерах с использованием механизированных средств погрузки и разгрузки облегчается, в частности, при промышленном откорме животных.

Для снижения стрессов и повреждений туш животных и потерь массы предложен также ряд других мероприятий. В настоящее время осуществляется строительство современных мясокомбинатов в непосредственной близости от сырьевой базы и строительство благоустроенных дорог, что обеспечивает сокращение радиуса и улучшает условия доставки. Рекомендуется во избежание нанесения травм крупный рогатый скот обезроживать в хозяйствах, в каждый вагон или автомашину грузить животных одного вида, пола, возраста и в тех же группах, в которых их выращивали. Недогрузка кузова тоже приводит к стрессу, так как животным трудно сохранять равновесие. Для снижения укусов и повреждений кожного покрова свиней при их транспортировке и подаче на убой на них надевают специальный недоуздок с резиновыми удилами. Для погрузки свиней рекомендуется применять лифты, так как погрузка с применением обычных средств возбуждает животных.

В ряде стран проводились эксперименты по применению при транспортировке транквилизаторов — препаратов успокаивающего действия, предотвращающих транспортные и предубойные стрессы. Однако установлено, что клинические симптомы, являющиеся основой при обнаружении заболеваний животных, изменяются при введении транквилизаторов, что вызывает затруднения в идентификации заболеваний. Кроме того, затруднено определение остаточных количеств препаратов, нет сведений о их безвредности для человека, инъецирование препаратов является трудоемким. Но при длительных транспортировках, возможно, целесообразно применение этих препаратов.

При транспортировке установлена связь между интенсивностью вентиляции и процентом падежа. Частота дыхания и температура тела являются показателем состояния животных. Улучшение качества мяса достигается при привязывании крупного рогатого скота. Расход гликогена в мышцах при этом сокращается на 8—41%.

В настоящее время стала настоятельной необходимость развития и укрепления прямых связей предприятий промышленности с колхозами и совхозами, приемка животных непосредственно в хозяйствах. Это позволит значительно ускорить продвижение продукции от места производства к местам переработки и лучше сохранить качество продукции, более равномерно снабжать предприятия сырьем.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Особенности перевозки скоропортящихся грузов

Скоропортящиеся гру­зы — это режимные грузы, которые для сохранения качества при транспортировании нуждаются в соблюдении температурного ре­жима, определенной влажности и выполнении санитарно-гигие­нических требований; в основном это пищевые продукты.

Скоропортящиеся грузы классифицируют по происхождению и режиму перевозки.

По происхождению скоропортящиеся грузы делят на продукты растительного (фрукты, овощи и др.) и животного (мясо, рыба, молоко и др.) происхождения, продукты их переработки (жиры, молочные продукты, колбасные изделия и др.), а также живые растения (цветы, саженцы и др.).

По режиму перевозки скоропортящиеся грузы делят на четыре подкласса:

1) замороженные — грузы, перевозимые при температуре -6 °С иниже;

2) охлажденные — грузы, перевозимые при температуре от -5 до -1°С;

3) охлаждаемые — грузы, перевозимые при температуре от 0 до 15 °С;

4) вентилируемые — грузы, перевозимые без создания опреде­ленного температурно-влажностного режима, но при обеспечении интенсивной вентиляции в грузовых помещениях.

Грузы первых трех подклассов обычно объединяют в класс «Рефрижераторные грузы», а грузы четвертого подкласса — в класс «Нерефрижераторные грузы».

По условиям перевозки скоропортящиеся грузы могут быть раз­делены на:

— требующие применения специализированных транспортных средств (с кузо­вами фургон, цистерна) и специализированных контейнеров;

— допускающие применение транспортных средств и контейнеров общего назначения.

В зависимости от необходимости вентилирования грузовых по­мещений при перевозке скоропортящиеся грузы подразделяются на два подкласса:

— грузы, требующие воздухообмена для обеспечения сохранно­сти;

— грузы, не требующие воздухообмена, т. е. для которых наличие вентиляции не является решающим фактором сохранности.

Подкласс «Скоропортящиеся грузы, не требующие воздухооб­мена» по температурному режиму подразделяется на две катего­рии:

— замороженные грузы — грузы, перевозка которых осуществля­ется при низких температурах (- 6 °С и ниже), вызывающих замерзание тканевого сока;

— охлажденные грузы — грузы, перевозка которых осуществля­ется при пониженных температурах (от -5 до+1 С), вызывающих за­медление ферментативных и иных процессов.

Подкласс «Скоропортящиеся грузы, требующие воздухообме­на» (в подавляющем большинстве плодоовощные грузы) по режи­му перевозки также подразделяются на две категории:

— охлажденные грузы — грузы, перевозимые при пониженных температурах (от -3 до + 15 °С), вызывающих торможение процессов жизнедеятельности микроорганизмов и замедление их развития;

— неохлажденные грузы — грузы, перевозимые без охлаждения, но при усиленной вентиляции, способствующей нормальному протеканию процессов жизнедеятельности микроорганизмов.

Скоропортящиеся грузы перевозят различными видами транс­порта, и каждый из них имеет свои особенности.

При хранении и перевозках скоропортящихся грузов должен быть обеспечен один и тот же заданный технологический режим. Требования к соблюдению температурного режима при перевозке основных видов скоропортящихся грузов различными видами транспорта приведены в табл. 4.5.

Воздействие на продукты неблагоприятных факторов в период нарушения или ослабления установленного режима приводит к потере качества скоропортящихся продуктов, снижению стойкос­ти к дальнейшему хранению.

Таблица 4.5

Продукты Температура перевозки транспортом, °С
морским железнодо- рожным автомобильным
Мясо замороженное -20…-18 -12…-8 -10
Мясо охлажденное -1…+1 -3…0 -1…0
Рыба замороженная -20…-12 -12…-8 -10
Яблоки, груши, виноград -0,5…0 2…5 3…5
Вишня, слива, абрикосы 0… 1 2…5 0…3
Помидоры бурые 7…8 6…9 8…13
Мандарины 2…3 2…5 2…8
Апельсины 4…5 2…5 4… 10
Ананасы 8…9 6…9 8…11
Бананы 11…15 11…13 11… 13

При решении задач по организации перевозочного процесса скоропортящихся грузов автомобильным транспортом следует руководствоваться Правилами перевозок скоропортящихся грузов автомобильным транспортом в междугородном сообщении (разд.13 Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утв. Минавтотрансом РСФСР 25.10.74), а также Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (ЕЭККомитет по внутреннему транспорту, ООН, Нью-Йорк, 1991 г.).

Правила регламентируют требования по обеспечению при погрузке грузоотправителем необходимой температуры продуктов и транспортными организациями заданного температурного режима в транспортных средствах.

К специализированным транспортным средствам с кузовом фургон для перевозок скоропортящихся грузов относятся изотермическое транспортное средств, автотранспортное средство — лед­ник, автотранспортное средство — рефрижератор и отапливаемое автотранспортное средстве.

Изотермическое транспортное средство — это транспортное средство на автомобиль­ном шасси (автомобиль, прицеп или полуприцеп), кузов которого состоит из термоизолирующих стенок, включая двери, пол и кры­шу, позволяющих ограничить теплообмен между внутренней и на­ружной поверхностью кузова таким образом, чтобы по общему ко­эффициенту теплопередачи транспортное средство могло быть отнесено к одной из нижеследующих двух категорий: с коэффициентом теплопередачи, не превышающим 0,7 Вт/(м2 *°С) (обычное изотер­мическое транспортное средство) и не превышающим 0,4 Вт/(м2 *°С) (изотермическое транспортное средство с усиленной изоляцией).

Автотранспортное средство-ледник — это изотермическое транспортное средство на автомобильном шасси, которое при по­мощи источника холода иного, чем механическая или абсорбци­онная установка, позволяет понижать температуру внутри порож­него кузова и поддерживать ее затем на заданном уровне при сред­ней наружной температуре 30 °С. В качестве источника холода для данной группы транспортных средств применяют естественный лед с добавлением или без добавления соли; сухой лед с приспособ­лением, позволяющим регулировать его сублимацию или без та­кового; сжиженных газов с устройством для регулирования испарения или без такового; эвтектические плиты и т.д.

Автотранспортное средство-рефрижератор — это изотерми­ческое транспортное средство на автомобильном шасси, имеющее индивидуальную холодильную установку (механический компрес­сорный агрегат, абсорбционная установка и т.п.), которая позво­ляет понижать температуру внутри порожнего кузова и затем поддерживать ее с заданным постоянным уровнем при средней наружной температуре 30°С.

Мощность холодильной установки и, следовательно, класс автотранспортных средств определяются на специальных испытательных станциях и оформляются протоколом испытания.

Отапливаемое автотранспортное средство — это изотермическое транспортное средство на автомобильном шасси, имеющее отопительную установку, позволяющую повысить температуру внутри порожнего кузова и затем поддерживать ее без дополнительного поступления теплоты в течение регламентированного временина заданном уровне.

Для перевозки жидких и сыпучих пищевых продуктов в незатаренном виде (молоко, вино, квас, пиво, мука и др.) применяют автотранспортные средства с кузовомцистерна, оснащенные необходимым технологи­ческим оборудованием для перегрузочных операций. Для скоро­портящихся жидких грузов, доставляемых на значительные рас­стояния (например, свыше 200 км), применяют кузова-цистерныс термоизолирующими стенками.

При необходимости доставки скоропортящихся продуктов не­большими партиями с разными температурными режимами на значительные расстояния (как правило, на международных или междугородных маршрутах) эффективно используют автопоезда большой грузоподъемности с секционными кузовами, оснащенные мультитемпературными холодильными установками с микро­процессорами для автоматического регулирования заданного тем­пературного режима внутри секции. Перегородки таких секций могут быть стационарными или передвижными.

Автотранспортные средства, предназначенные для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов, должны соот­ветствовать виду доставляемых продуктов, обеспечивать сохран­ность их количества и качества. Внутренние стенки кузовов, вклю­чая пол, потолок и двери, должны быть выполнены из материа­лов, не поддающихся коррозии, быть невосприимчивыми к внешним воздействиям, которые могут привести к порче продуктов или сделать их вредными для здоровья человека, должны легко подвергаться очистке, мойке и дезинфекции, не допускать проникновения пыли и грязи внутрь кузова через систему вентиляциии дверные устройства.

Подаваемые под погрузку скоропортящихся продуктов автотранспортные средства и контейнеры должны отвечать санитарно-гигиеническим требованиям,установленным Госсанэпиднадзором России в Санитарных правилах и нормах для предприятий продовольственной торговли в разделе «Санитарные требования к транспортировке пищевых продуктов». В соответствии с указанными правилами и нормами для транспортирования пищевых продуктов должны выделяться специальные автотранспортные средства.

Автотранспортные средства, используемые для перевозки пищевых продуктов, должны быть чистыми, с гигиеническим покрытием кузова, поддающимся санитарной обработке. Дезинфекция кузова проводится по мере необходимости, как прави­ло, один раз в 10 дней.

На каждое автотранспортное средство, предназначенное для перевозки пищевых продуктов, местными органами Госсанэпиднадзора России перевозчику выдается санитарный паспорт на срок от 3 до 6 месяцев.

Помимо соблюдения температурных, влажностных и вентиляционных режимов хране­ния и транспортирования для обеспечения со­хранности режимных, особенно скоропортящихся, грузов имеют значение защит­ные свойства тары и упаковки. В соответствии с требованиями, установленными стандартами или техническими условиями, боль­шинство скоропортящихся пищевых продуктов должны представ­ляться к перевозке только в таре. Применяемая для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов тара должна соответствовать условиям обеспечения сохранности качества этих продуктов, доставляемых автотранспортными средствами при установленном температурном режиме.

Основными видами тары, применяемой для скоропортящихся грузов (продуктов), являются ящики деревянные, картонные и из пластмассы; коробки из картона; бочки и фляги металлические, пластмассовые и деревянные; барабаны деревянные и фанерные; мешки из ткани, крафт-бумаги, полиэтилена и т.п.

Применяемая для скоропортящихся грузов многооборотная транспортная тара должна соответствовать требованиям санитар­но-гигиенической обработки, осуществляемой после каждого ее употребления.

Подготавливать к перевозке скоропортящиеся грузы обязан грузоотправитель. Вместе с накладной он должен предоставить сертификат или удостоверение о качестве груза с указанием возможного срока транспортирования, температуры охлажденного или замороженного груза и процента влажности (для рыбы сушеной, вяленой и копченой).

Скоропортящиеся грузы к перевозке не принимаются, если срок транспортирования, указанный в сертификате, меньше срока доставки, установленного правилами перевозки грузов, а также, если имеются признаки порчи груза. Сроки доставки груза исчисляются с момента окончания погрузки груза и оформле­ния документов до момента прибытия автотранспортного средства к грузополучателю и предъявления ему перевозочных документов на доставленный груз. cp>

Перевозчик имеет право выборочно проверить качество предъяв­ляемых к перевозке скоропортящихся пищевых продуктов, состояние тары и ее соответствие установленным стандартам или техническим условиям. Вскрытие груза и его последующее упаковывание после проверки производится грузоотправителем. Качество продуктов в герметичной упаковке при этом не проверяется.

Грузоотправитель обязан осуществлять погрузку скоропортящихся грузов в автотранспортные средства своими силами, используя при этом возможности механизации погрузочных работ за счет реализации современных технологий транспортного процесса, в том числе внедрения контейнерных перевозок, системы доставки грузов транспортными пакетами и др. Ответственность за правильность укладки и размещения скоропортящихся грузов в кузове автотранспортных средств или в контейнере возлагается на грузоотправителя.

К основным требованиям по укладке и размещению скоропортящихся грузов в фургонах специализированных автотранспортных средств и в контейнерах относятся, прежде всего, сохранение их качества во время перевозки за счет возможности поддержания установленной для данной категории груза температуры внутри кузова или контейнера. При этом предусматривается максимальное использование грузоподъемности автотранспортных средств или контейнера за счет наибольшего использования их внутреннего объема.

Возможность совместной перевозки различных скоропортящихся грузов

Вфургон автотранспортных средств или контейнер грузоотправителем одновре­менно могут загружаться для доставки разные виды скоропортящихся грузов, входящих в одну группу, для которых установлен одинаковый температурный режим. В этом случае время доставки принимается для наименее стойкого груза (с наименьшей предельной продолжительностью транспортирования).

Перечень группи входящих в них скоропортящихся продуктов, допускаемыхк совместной перевозке вкузове автотранспортных средств или контейнере, приведён в Правилах перевозок скоропортящихся грузов автомобильным транспортом.

Не допускаются к совместной перевозке в одном кузове или контейнере с другими продуктами следующие виды грузов:

— замороженная и охлажденная рыба;

— сельдь, солёная рыба, икра;

— рыбокопчёности;

— сухая и копчено-вяленая рыба и сухие рыбные концентраты;

— охлажденное мясо;

— копченые колбасы и мясокопчености;

— сыры всех видов;

— плоды, обладающие сильным ароматом, — апельсины, лимо­ны, мандарины, дыни (за исключением лимонов и грейпфрутов,
допускаемых к совместной перевозке);

— овощи с резким запахом (лук, чеснок);

— хлебопекарные дрожжи;

— маргарин.

Не допускается перевозка замороженных грузов совместно с охлажденными или остывшими, а также остывшего мяса с охлаж­денным.

Совмещение в одном грузовом помещении упакованных в плот­ную тару и неупакованных грузов приводит к снижению в нем равновесной относительной влажности воздуха и увеличению усушки неупакованного груза.

Допускаются к совместной перевозке мясо, масло и жиры; ох­лажденное мясо, мясопродукты, консервы; яйца и молочные грузы.

Естественная убыль при перевозке скоропортящихся грузов

Естественная убыль зависит от многих факторов, например, от системы охлаждения подвижного состава, схемы циркуляции воздуха, вида упаковки и т.д. Убыль при пе­ревозках в существенной степени зависит от продолжительности перевозок. Качество доставки груза во многом зависит от состояния дорог, типа транспортного средства и обеспечения режима хранения.

Потери при перевозках предварительно неохлажденной продук­ции в 2,5 раза выше, чем при перевозках предварительно охлаж­денных овощей и фруктов, и продолжительность грузовых опера­ций увеличивается в 2 — 3 раза.

Нормы убыли при перевозках на 1 тыс. км в автотранспортных средствах составляют для косточковых 3,4%, яблок, груш — 2,9%, а в рефрижераторах — соответственно 2,1 и 1,9%.

В настоящее время фрукты и овощи в автотранспортных средствах перевозят в регули­руемой газовой среде, которая позволяет лучше сохранять каче­ство и свежесть продуктов и увеличивать сроки хранения. Важно подобрать «удачные» смеси, например для клубники смесь должна состоять из 4… 5 % кислорода и 95… 96 % азота, для огурцов соот­ветственно 3…5 и 95…97 %.

В атмосфере, содержащей 99,8% азота, при температуре 0°С осуществляют перевозки охлажденного мяса, при этом окраска поверхности туши не меняется, аэробные психрофильные бакте­рии не развиваются, потери массы значительно уменьшаются. В азотной атмосфере охлажденное мясо без изменения качества можно хранить до 20 суток.

При невозможности дальнейшего транспортирования скоропор­тящихся грузов из-за поломки рефрижераторной установки, а также из-за серьезной технической неисправности автотранспортных средств или при наличии внешних признаков порчи перевозимого груза перевозчик обязан принять срочные меры по устранению соответствующих неисправностей и сохранению качества доставляемых скоропортящих­ся продуктов.

При невозможности срочного устранения неисправностей и неизбежности значительных потерь качества перевозимых скоропортящихся грузов перевозчик должен принять меры для передачи груза в местную торговую сеть для реализации. Основанием снятия груза с перевозки является акт, составленный комиссией, состоящей из представителей перевозчика, торгующей организации (предприятия торговли) и инспекции по качеству, а при отсутствии — незаинтересованной организации.

Разгрузку доставленных скоропортящихся грузов осуществляет грузополучатель. После их выгрузки автотранспортные средства или контейнеры должны быть очищены грузополучателем от остатков груза, промыты и продезинфицированы в установленные по соглашению сторон сроки.

Перевозка скоропортящихся грузов

Скоропортящиеся грузы могут быть разделены на следующие группы: — Продукты растительного происхождения: фрукты, ягоды, овощи и т.п.; — Продукты животного происхождения: мясо животных и птиц, рыба охлажденная и копченая, яйца, икра и т.п.; — Продукты переработки: масло, жиры, замороженные фрукты и овощи, колбасные изделия, сыры и прочее; — Живые растения, цветы, саженцы, клубни, семена; — Живой рыбопосадочный материал: мальки, сеголетки и т.д.; — Кровь консервированная, вакцины, биологические препараты и т.п.

2.16.3. К перевозке воздушным транспортом допускаются только доброкачественные скоропортящиеся грузы, которые при транспортировке в сроки, предусмотренные расписанием движения ВС или обусловленные договором, не потеряют своих качеств. 2.16.4. Скоропортящиеся грузы принимаются к перевозке по предъявлении отправителем качественных удостоверений или сертификатов установленной формы. 2.16.5. Скоропортящиеся грузы животного происхождения принимаются к перевозке при наличии ветеринарных свидетельств (удостоверений) или сертификатов. 2.16.6. Из местностей, объявленных под карантином, грузы могут быть приняты к перевозке по предъявлении отправителем карантинных документов.

2.16.7. Качественные удостоверения (сертификаты) должны быть выписаны в день сдачи груза к перевозке и предъявлены отправителем отдельно на каждую грузовую отправку. В качественных удостоверениях и сертификатах обязательно указываются сроки перевозки грузов. Перевозчик обязан отказать в приеме к перевозке скоропортящихся грузов, если он не может обеспечить доставку их в сроки, указанные отправителем. 2.16.8. Если по каким-либо причинам, не зависящим от перевозчика, скоропортящиеся грузы не могут быть отправлены своевременно, перевозчик обязан немедленно известить об этом отправителя и возвратить ему груз и плату за перевозку. 2.16.9. Перевозка скоропортящихся грузов, как правило, должна осуществляться на основании договоров, заключенных между предприятием ГА и отправителями. В этих договорах обуславливаются обязательства сторон и предусматриваются четкий порядок и время завоза грузов в аэропорты отправления, необходимость сопровождения или перевозки грузов под ответственность предприятия ГА, порядок проверки качества предъявляемых к перевозке грузов и тары и другие вопросы, связанные с обеспечением качества и сохранности грузов при перевозке.

2.16.10. При перевозке без договоров скоропортящихся грузов последние могут быть приняты к отправлению с сопровождающим или с обязательным опломбированием каждого отдельного места. 2.16.11. Скоропортящиеся грузы должны быть упакованы в стандартную тару, отвечать требованиям технических условий, что подтверждается качественным удостоверением. 2.16.12. Скоропортящиеся грузы от отдельных граждан могут быть приняты к перевозке с разрешения руководителя предприятия ГА.

2.16.13. Перевозка скоропортящихся грузов производится, как правило, прямыми рейсами. В исключительных случаях с предварительного согласия аэропорта трансфера разрешается принимать к перевозке скоропортящиеся грузы с одной перегрузкой в пути следования.

2.16.14. Перевозчик может реализовать грузы в установленном порядке не ожидая решения отправителя, если задержка с реализацией грузов может привести к их порче или полной невозможности использования их по назначению. О реализации этих грузов перевозчик обязан поставить в известность отправителя и получателя. 2.16.15. Перевозка срезов живых цветов осуществляется только прямыми рейсами. Заявки на отправку среза живых цветов отправитель должен подать не позднее чем за 10 дней до сдачи груза в аэропорт. В зависимости от объема пассажирской и почтовых загрузок аэропорт вправе изменить согласованную норму отправки среза живых цветов. Отправитель вправе за трое суток до вылета ВС скорректировать заявку в сторону уменьшения.

2.16.16. Цветы принимаются в упаковке (картонные, фанерные, фибровые ящики или коробки), исключающей доступ к содержимому и обязательно опломбированной, и отправляются без сопровождающего, под особым контролем бортпроводника или члена экипажа ВС, ответственного за прием-сдачу коммерческой загрузки. После сдачи цветов к отправке отправитель обязан подать телеграмму адресату с сообщением даты отправки, номера рейса, номера накладной и массы отправляемых цветов. По прибытии цветов в аэропорт назначения СОПГП (СОП) обязана в течение 1 ч. известить получателя телеграммой или по телефону. 2.16.17. Перевозка предназначенных для разведения или акклиматизации раков, ценных промысловых рыб, кормовых организмов (оплодотворенной икры), рыбопосадочного материала (мальков) осуществляется рейсовыми и специальными ВС с сопровождающим. Как исключение разрешается перевозить с сопровождающим небольшие партии грузов в гардеробах самолетов и пассажирских салонах, когда, по заявке отправителя, необходимо постоянное наблюдение в пути за живыми организмами.

2.16.18. Скоропортящиеся грузы, перевозимые в пассажирском ВС в количестве 2 тонн и выше, принимаются только с сопровождающим. 2.16.19. При перевозке на пассажирских ВС ранних овощей и фруктов в качестве дозагрузки допускается принимать их в сетчатых мешках без опломбирования при следующих условиях: — плодоовощи должны быть твердыми (огурцы, яблоки и др.); — размер ячеек мешка не должен превышать 10х10 мм; — мешки не должны иметь прорывов и должны быть надежно завязаны. Прием грузов бортпроводником производится непосредственно на складе с весов, разгрузка в аэропорту прибытия и сдача грузов на склад должна производится не позднее

Живые животные (лошадь)

Живые животные и птицы принимаются к перевозке на рейсах авиакомпании только при наличии подтвержденного согласия авиакомпании и разрешения страны прибытия или транзита при международных полетах. При бронировании перевозки пассажир обязан сообщить вид, количество и вес перевозимого живого животного или птиц.

Авиакомпания не несет ответственности за недостаток и/или неправильное оформление документов, необходимых для их перевозки, а также за отказ на их ввоз или провоз в/через страну или территорию. Живые животные и птицы принимаются к перевозке при условии полной ответственности за них пассажира либо грузоотправителя.

При перевозке животных и птиц в пассажирском салоне или багажных отсеках, масса животных и птиц не включается в норму бесплатного провоза багажа и оплачивается по тарифу для сверхнормативного багажа с учетом веса контейнера (клетки). Оплата перевозки животных на самолете в качестве груза производится по грузовым тарифам.

В грузовой кабине самолета выделяют определенные места с надежным креплением, где устанавливают бочки для питьевой воды и ящики (сетки) для сена, а также инвентарь.

Каждый самолет, перевозящий животных, оснащают съемным, легким, но достаточно прочным трапом, покрытым сплошным настилом из гофрированной резины или войлока с деревянными планками на расстоянии 320 мм одна от другой, предупреждающими скольжение животных. Ширина трапа — не менее 1500 мм с длиной, обеспечивающей его установку под углом наклона не более 20°. Трап должен выдерживать массу животных до 1000 кг и сопровождающего гида до 100 кг.

Перед погрузкой животных осматривает представитель ветеринарной службы, о чем делается пометка в документах. Крупных животных обязательно привязывают. Необходимость их кормления и поения зависит от времени транспортировки. Животных при перевозке должны сопровождать проводник и ветеринарный врач или ветфельдшер.

Лошадей в самолетах перевозят в контейнерах-станках длиной 2-2,2 м, шириной 80-90 см, высотой 150-160 см, имеющих переднюю и заднюю дверцы. Обычно лошадей заводят в самолет по специальному трапу с боковыми глухими стенками и уже в салоне размещают в отведенный станок. Станки располагают один за другим обычно в 2 ряда и прочно фиксируют. Как правило, двери находятся в конце фюзеляжа, поэтому сначала грузят лошадей, которые должны занять передние станки. Для этого их проводят через открытые другие станки, а затем поочередно грузят остальных животных. В специально оборудованных самолетах для перевозки животных погрузку в станок производят вне его, а затем станок с лошадью по рельсовому устройству вкатывают в салон, где и закрепляют. Это значительно ускоряет погрузку и выгрузку животных и позволяет производить ее непосредственно из автобуса в станок и наоборот. Лошадей в станках привязывают прочно и на такую длину поводьев, чтобы они не вставали на дыбы и не стремились преодолевать стенку станка. Особенно строптивых лошадей дополнительно фиксируют подбрюшными ремнями, которые позволяют приподнять животное над полом, лишив его опоры.

Также для перевозки лошадей используют специально оборудованные самолёты контейнеры. Перед тем как попасть в самолёт лошадь заводят в специальный проветриваемый контейнер. Один контейнер рассчитан на трёх лошадей. По желанию владельца и в зависимости от характера лошади, в одном контейнере могут отправить и только одну лошадь. Внутреннее устройство выглядит на подобии батмана, с внутренними перегородками, отдельными рамами, специальным трапом для погрузки-разгрузки. После того как лошадей завели в контейнеры, контейнеры загружают в специально оборудованный транспортный самолёт. Иногда используются комбинированные самолёты, когда контейнеры располагаются в хвосте самолёта, а пассажиры или персонал в передней части. Внутри самолёта контейнеры располагают так, что лошади смотрят вперёд движения самолёта.

Учитывая различные сложности в организации самого перелёта, транспортировки лошади до аэропорта, подготовки различных ветеринарных документов и т.д. всю заботу по перевозке доверяют специальным компаниям.

Вместе с лошадьми летит специально обученный персонал компании транспортировщика, но по желанию можно отправить и своего коновода. Во время полёта у коноводов есть доступ к лошадям, особенно это важно в момент взлёта и посадки. Температура, давление и вентиляция чётко контролируются во время полёта. Турбулентность особых проблем у перевозимых лошадей не вызывает, т.к. они уже привыкли и к более жёстким «кочкам» на обычной дороге в коневозе или батмане.

Сопровождающий животного (лошади) должен иметь и предоставить при регистрации документы (сертификат) о здоровье животного, выданные компетентными органами в области здравоохранения, а также разрешение на экспорт, импорт и транзит при международной воздушной перевозке.

Действительными признаются документы, выданные только государственными ветеринарными лечебницами, в течении 5 дней с момента выдачи и до начала перевозки, реализации, хранения. Для перевозки животного воздушным транспортом должна быть сделана прививка против бешенства не ранее, чем за год и не позднее, чем за месяц до перевозки.

Описание перевозочных документов

Грузовая авианакладная (AWB)- представляет собой комплект, состоящий из 12 экземпляров (3 оригинала, с текстом договора на оборотной стороне, и 9 копий):

Оригиналы:

1 экземпляр (зеленый) — предназначается для Перевозчика

2 экземпляр (розовый) — предназначается для грузополучателя и прилетает вместе с грузом

3 экземпляр (голубой) — предназначается для грузоотправителя.

Копии:

4 экземпляр (желтый) — остается у Перевозчика после подтверждения грузополучателя подписью, в качестве расписки о получении груза.

5 экземпляр (белый) — предназначен для аэропорта назначения для прохождения таможенного досмотра

6,7 и 8 экземпляры (белый) — предназначается третьему перевозчику (если имеется), или в случаях, когда груз отправляется частями и один из них остается в аэропорту отправления

9 экземпляр (белый) — предназначается для агента по продаже.

10,11 и 12 экземпляры — дополнительные копии, которые следуют с грузом при отправке груза частями и остаются у перевозчика.

Агент на складе взвешивает товар и указывает вес, количество вес и размеры в AWB. Также авианакладная должна иметь штамп склада аэропорта, штамп службы безопасности аэропорта, штамп агента, о том, что ему известен характер груза, и штамп об оплате аэропортовых сборов.

Существует 2 вида авианакладных — основная авианакладная MAWB (Master Air Waybill) и домашняя HAWB (House Air Waybill). MAWB (основная или внешняя накладная) носит порядковый номер с префиксом авиакомпании и назначается самой авиакомпанией. В данной накладной указываются названия и адреса агентов тех стран, откуда отправляется груз и куда прибывает. HAWB — (домашняя или внутренняя накладная). Носит порядковый номер, который назначает сам агент. В данной накладной указывается вся информация об отправителе и получателе согласно приложенному инвойсу. Чаще всего используется 3 вариант — совмещенная накладная, в таком случае, MAWB и HAWB просто совмещаются.

Грузовой манифест- это список всех грузов перевозимых на борту ВС, заполняется в 5-ти экземплярах, которые предназначаются в аэропорт отправления, аэропорт назначения, перевозчику, таможне пункта отправления и таможне пункта назначения. Форма этого документа и его использование определено приложением №9 ИКАО. Грузовой манифест содержит данные необходимые при загрузке самолета, что обеспечивает наличие полной статистической информации и информации о доходах. Ошибки допущенные при описании грузов могут явиться причиной санкции со стороны таможенных служб, не за декларирование веса груза может вызвать серьезные проблемы связанные с требованиями безопасности и загрузки ВС. Записи в колонке «характер грузов» должны вестись согласно таможенным и операционным требованиям, следует избегать таких записей как: неизвестный груз, общий груз, смешанный груз, образцы и т.д.

Заявка грузоотправителя — на каждую партию отправляемого груза должна быть оформлена отдельная “Заявка грузоотправителя” (ЗГ). При оформлении “Заявки грузоотправителя” Отправитель должен заполнить все относящиеся к нему графы разборчиво, с подробными и правильными сведениями. Все графы “Заявки грузоотправителя” заполняются без сокращений, подробно и без исправлений.

Описание полей, заполняемых Отправителем:

-Графа “Наименование и адрес отправителя” — указывается полный почтовый адрес Отправителя, Ф.И.О. физического лица или наименование предприятия, отправляющего груз, а также номер телефона.

-Графа “Наименование и адрес получателя” — указывается полный почтовый адрес Получателя, Ф.И.О. физического лица или наименование предприятия, в адрес которого отправляется груз, а также номер телефона.

-Графа “Аэропорт отправления” — указывается аэропорт отправления, “Алматы ”. груз перевозка лошадь доставка

-Графа “Аэропорт назначения” — указывается пункт назначения (аэропорт/город), куда отправляется груз.

-Графа “Запрашиваемый маршрут” — указывается пункт “перевалки”, если груз следует не прямым рейсом.

-Графа “Полное наименование груза” — указывается точное и полное название груза в соответствии с существующим справочником наименований груза, в противном случае, агент по продажам не сможет оформить “Грузовую накладную” и грузоотправителю придется заново оформлять “ЗГ”.

-Графа “Количество мест” — указывается количество мест, отправляемого груза.

-Графа “Общий вес” — указывается общий вес, отправляемого груза.

-Графа “Описание груза” — указывается род тары, в которую упакован груз (напр., “ящик”, “коробка”, “тюк”), размеры (напр., 110мм*60мм*50мм) и делаются записи о способах упаковки мест (напр., “окантованы металлической лентой”).

-Графа “Информация по обработке и транспортировке груза” — вносятся специальные указания по обработке и перевозке груза, которые могут потребоваться при его погрузке, выгрузке, перевозке и хранении (напр., “Сертификат на перевозку живых животных”, “Декларация грузоотправителя на опасный груз прилагается”, “Боится холода” “Осторожно стекло” при наличии соответствующей маркировки и манипуляционных знаков и т.д.).

-Графа “Дата” — указывается дата заполнения “Заявки грузоотправителя”.

-Графа “Подпись отправителя” — проставляется подпись и Ф.И.О., лица заполнившего “Заявку грузоотправителя.

Примечание: Обобщения: “Товары народного потребления”, “Продукты питания” НЕДОПУСТИМЫ!