Принцип законности

Принцип законности налогообложения

Принцип законности налогообложения является общеправовым принципом и отображает конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина. Так, в соответствии с п. 3 ст. 35 Конституции РФ «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения». Но, рассматривая смысл налогообложения, можно заметить, что налогообложение — это своего рода ограничение собственности, только данное ограничение является законным. Законность налогообложения закрепляется также в п. 1 ст. 3 НК РФ, в соответствии с которой «…каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога».

Под законностью также понимается точное выполнение всеми субъектами права нормативных предписаний.

Рассматривая законность как юридическую категорию, следует иметь в виду, что под такой категорией понимаются правовой принцип, признак права, метод государственного управления, особый режим общественной жизни, результат правового регулирования и т.д.

Рассматривая законность как правовой институт, необходимо отметить два его основных элемента:

  • — сфера правотворчества — соблюдение законодателем некоторых базовых идей, положений, принципов, требований подготовки, принятия, введения в действие нормативных правовых актов;
  • — сфера реализации права — неукоснительное выполнение правовых норм всеми участниками правоотношений, включая и государство.

В принципе законности налогообложения присутствуют оба вышеназванных элемента — и сфера правотворчества, и сфера реализации права. Элемент правотворчества связан с установлением, введением и взиманием налогов и сборов. Элемент реализации права выражает неукоснительное соблюдение налогоплательщиками и государственными органами, осуществляющими контроль и надзор в области налогообложения, своих обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. НК РФ развивает закрепленную в ст. 57 Конституции РФ конституционно-правовую обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Так, в соответствии с п. 1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Понятие и принципы законности. Понятие правопорядка.

Законность — это неуклонное соблюдение норм права всеми субъектами (участниками) общественных отношений (граждана­ми, организациями, государственными органами, должностны­ми лицами). Для более полного понимания законности необхо­димо выявление характеризующих ее принципов (руководящих начал), к которым можно отнести следующие.

Верховенство закона. Это главный принцип законности. Он означает, что закон обладает высшей юридической силой по отношению к любым другим актам. В данном случае «закон» употребляется в родовом значении и подразумевает, что к зако­нам относится и Конституция как основной закон (даже если это не указано в ней), имеющая высшую юридическую силу пе­ред другими законами. Поэтому только закон может устанавли­вать юридическую силу других актов, а также самих законовдруг перед другом. Принцип верховенства законов не исключает существование законов различной юридической силы, которая определяется самими законами.

Верховенство закона означает и необходимость его принятия законодательным (представительным) органом государства или референдумом (всенародным голосованием). Оно выражается в том, что ключевые общественные отношения должны регулиро­ваться только законами, принимаемыми в сложной процедуре, обеспечивающей его тщательную подготовку. Тем самым обес­печивается реальность и незыблемость прав и свобод граждан, их надежная юридическая защищенность.

Принцип верховенства закона также предполагает, что он со­блюдается и законодателем при принятии законов. Поскольку законы касаются жизни и деятельности множества субъектов права, а некоторые из них — каждого человека, законы (Консти­туция) должны приниматься в строгом соответствии с законно же установленными правилами. В сфере законотворчества не может быть «мелких» нарушений. Любое нарушение, допущен­ное при принятии законов (нарушение порядка рассмотрения за­конопроекта в различных чтениях, порядка согласования феде­ральных законов с органами законодательной власти субъектов РФ и др.), означает отступление от принципа законности, сни­жает авторитет и исполнение такого закона и повышает вероят­ность признания его неконституционным, подлежащим отмене.

Верховенство закона означает такое его положение, когда вы­раженные в нем устои общества оставались бы стабильными, а все субъекты общественной жизни без всякого исключения под­чинялись бы его нормам. «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы», — указывается в ст. 15 Конституции Рос­сии. Данная норма означает обязанность соблюдать и подзакон­ные акты, соответствующие законам.

Всеобщность. В соответствии с данным принципом любой закон должен единообразно реализовываться на всей террито­рии государства при осуществлении любой деятельности и в от­ношении любого лица: бедного или богатого, работающего на начальственной должности, подчиненного или безработного, атеиста или верующего и т. д. Это не исключает особенностей действия законов, которые установлены в них самих.

Общественная польза. Данный принцип означает, что долж­ны приниматься тольк о те зак оны, которые продиктованы потреб­ностями развития общества, а не корыстными и иными субъектив­ными представлениями отдельных государственных деятелей.

Недопустимость противопоставления законности и целе­сообразности. Наличие данного принципа обусловлено объективным отставанием изменения отдельных положений закона илипринятия новых законов от изменения и появления новых обще­ственных отношений либо, напротив, «забеганием» закона вперед сложившихся общественных отношений (например, возложение обязанности платить за коммунальные услуги в размере, превы­шающем размер пенсии). Его соблюдение становится особенно актуальным в обществах переходного периода, когда появляетсясоблазн отступить от требований закона «в духе времени», «в ин­тересах дела», «для сохранения курса реформ» и по другим по­добным соображениям «нецелесообразности» соблюдения закона. Однако любая целесообразность допустима только в случае, если не противоречит закону. Кроме того, почти всегда кажущееся про­тиворечие законности и целесообразности может быть преодоле­но применением аналогии закона или аналогии права. Но для это­го требуется высокая юридическая квалификация.

Нужно помнить, что законность — принцип всего права, зна­чение и смысл которого выходят далеко за пределы представле­ний отдельного человека, нередко юридически малограмотного. Решение вопроса о целесообразности изменения или, наоборот, неизменности правового регулирования — исключительная ком­петенция органа, который принял соответствующий акт. Поэто­му любые оправдания нарушающей закон целесообразности, особенно в масштабах всего государства, создают угрозу право­порядку, являются свидетельством низкой правовой культуры и склонности к произволу, недооценки последствий нарушения закона, стремления к безответственности за свои решения.

Неотвратимость ответственности за нарушение закона. Данный принцип одновременно является и принципом юриди­ческой ответственности, что лишь подчеркивает его правовое значение. Неотвратимость ответственности за нарушение закона позволяет воплощать законность в общественной практике и поддерживать ее, без чего она останется отвлеченной теоретико-юридической конструкцией.

ПРАВОПОРЯДОК

С законностью тесно связано другое правовое явление — правопорядок (правовой порядок). Практически правопоря­док — это реализованная законность, состояние упорядоченных на основе норм права общественных отношений. Он представляет собой цель правового регулирования, для которого прини­маются законы и иные нормативные правовые акты, осуществ­ляется совершенствование законодательства.

Правопорядок всегда вторичен по отношению к законности. Поэтому укрепление законности, реализация ее принципов в полном объеме неизбежно укрепляет и правопорядок. В свою очередь, чем слабее реализуются принципы законности, тем сла­бее правопорядок и сильнее произвол, тем ниже защищенность прав и свобод граждан, уровень их личной безопасности.

Правопорядок нельзя понимать в отрыве от объективных ус­ловий существования государства и общественной практики. Его социально-правовая ценность определяется влиянием на по­ложение подавляющего большинства населения. Конкретное же содержание правопорядка зависит от многих факторов: истори­ческих условий, экономической ситуации в стране, правовой культуры населения, политического режима и др.

Однако на существующие в обществе отношения воздейству­ют не только правовые, но и другие социальные нормы. Кроме того, не все принятые нормы права сразу начинают реализовы-ваться в конкретных правоотношениях. Некоторые из них без­действуют, но не потому, что их отказываются исполнять, а потому, что их невозможно исполнить из-за отсутствия обще­ственных отношений, которые они должны регулировать, либо из-за чрезмерно сложных условий их реализации. Например, ст. 93 Конституции направлена на регулирование отношений, возникающих при отрешении от должности Президента. Но по­рядок этого отрешения практически нереализуем, так как в нем участвует четыре органа государственной власти, состоящие в том числе из должностных лиц, которые назначены или предло­жены на должность самим Президентом, а на всю процедуру от­решения отведено всего три месяца. Подобные нормы хотя ни­чего и не регулируют, тем не менее оказывают заметное влияние на общественные отношения в ходе функционирования системы государственной власти.

Следовательно, в обществе имеются отношения, подвергаю­щиеся регулированию иными, помимо правовых, социальными нормами, а также нормы права, не регулирующие общественные отношения. Они выходят за рамки правопорядка, понимаемого как система отношений, основанных на реализации принципов законности. Относительная самостоятельность данных отноше­ний и норм объективна, однако они не могут противопоставляться друг другу. И те и другие существуют в одном и том же обществе, неизбежно пересекаются и не являются статичными. С течением времени меняются нормы права, в соответствии с ними меняется и правопорядок. Не остаются неизменными и некоторые социальные нормы. Отдельные общественные отно­шения перестают регулироваться нормами права, другие, напро­тив, включаются в предмет правового регулирования.

Таким образом, в обществе всегда имеются нормы и отноше­ния, не составляющие правопорядок. Они в сочетании с право­порядком образуют и формируют такое социальное явление, как общественный порядок, т. е. всю систему существующих в об­ществе социальных норм и отношений между самыми различ­ными субъектами, основанную на согласовании их интересов и обусловливающую прогрессивное развитие личности и обще­ства. Общественный порядок и правопорядок соотносятся друг с другом как целое с частью.

Правомерное поведение— это поступки человека, которые не противоречат правовым нормам. Правомерное поведение со­ответствует законности и не нарушает правопорядок. Любое го­сударство должно быть заинтересовано в правомерном поведе­нии своих граждан и всячески поддерживать его.

Именно в правомерном поведение проявляется активность большей части членов общества. Однако проявления правомер­ного поведения могут быть различны. В юридической литературе обычно выделяют четыре вида правомерного поведения: ак­тивное, обычное, пассивное и пограничное. Данные виды пра­вомерного поведения расположены в порядке убывания актив­ности в его осуществлении.

Активное правомерное поведение характеризуется осоз­нанной и целенаправленной деятельностью для достижения какого-либо полезного результата. Человек, пользуясь своими правами и свободами и исполняя обязанности, стремится достигнуть максимально возможного, нередко действуя не толь­ко в личных, но и в общих (коллективных, семейных и т. п.) ин­тересах. Такие люди независимо от своего материального по­ложения уверены в себе, обладают гражданской смелостью, нередко выдвигаются кандидатами в депутаты, представителямикакого-либо коллектива, требуют исполнения правовых актов от окружающих, часто обращаются с заявлениями и предложения­ми в различные органы и организации, открыто критикуют без­законие. Но критерий выделения такого поведения состоит не в том, что человек проявляет активность всегда и везде, а в полез­ных результатах такой активности. Социально активному пове­дению способствует признание государством широкого объема конституционных прав и свобод, прежде всего таких, как свобо­да предпринимательства, право быть избранным в органы влас­ти, свобода творчества, слова, преподавания и труда, реализуе­мых по усмотрению каждого, что не исключает единство взглядов, мнений и действий подавляющего большинства граж­дан по основным вопросам общественной и государственной жизни.

Обычное правомерное поведение свойственно людям, для которых оно является способом удовлетворения прежде всего индивидуальных интересов. Такие люди, как правило, законо­послушны, добросовестно работают и подрабатывают, имеют какое-либо увлечение, следят за политическими событиями, де­лают карьеру, но далеко не всегда открыто заявляют о своем не­согласии с беззаконием (на демонстрациях, в печати, перед на­чальством и др.), поскольку не видят здесь личной выгоды и считают это напрасной тратой времени и сил.

Обычное правомерное поведение свойственно гражданам, согласным с существующим политическим режимом. Поэтому государство заинтересовано в том, чтобы людей с таким поведе­нием было больше. Иногда такое поведение называют «привыч­ным», поскольку человек, обычно с молодости, усваивает его стереотипы и долгие годы следует им в силу привычки, «кон­формистским» (приспособившимся, заимствованным), посколь­ку люди с таким поведением соблюдают закон, «как другие». К радикальным изменениям государственного и общественного строя такие люди, как правило, не готовы, поскольку не привык­ли мыслить и действовать самостоятельно и нестандартно.

Пассивное правомерное поведение проявляется в том, что человек сознательно уклоняется от использования некоторых прав и свобод, даже если они принесут ему материальную выго­ду. Зачастую оно направлено на удовлетворение сугубо личных, приземленных запросов. Мотивы такого поведения различны: лень, вредные привычки, низкий культурный уровень, песси­мизм, неуверенность в своих силах и собственном будущем, бо­язнь трудностей и т. п. Пассивное правомерное поведение не­редко свойственно людям, столкнувшимся с беззаконием и психологически сломленным им.

Люди с пассивным правомерным поведением без крайней нужды не будут получать специальное образование или работать (т. е. реализовывать права на образование и на труд ), вступать в брак, заниматься творческой деятельностью и т. д. Они, как пра­вило, испытывают в жизни существенные материальные затруд -нения, завидуют тем, кто побогаче, критически оценивают дея­тельность государства, но редко знакомы с содержанием Конституции и законов, не бывают активны в общественной жизни, довольствуются имевшимися или доставшимися без их активного участия благами. Таких людей обычно называют «обывателями».

Пограничное правомерное поведение получило такое на­звание потому, что находится на грани правомерного и неправо­мерного поведения. Люди с таким поведением соблюдают пра­вовые нормы не потому, что согласны с ними, а из-за боязни понести ответственность за их нарушение. Не следует считать, что они меньше других людей с правомерным поведением зна­комы с правовыми актами. Среди них немало тех, которые зна­ют их достаточно хорошо. Но при неприятии правовых норм они не переходят на активное правомерное поведение, которому свойственна аргументированная критика законов и деятель­ность, направленная на их изменение. Вместо этого они выбира­ют исполнение не устраивающих их законов в минимальном масштабе. Людям с таким поведением свойственны попытки злоупотребления своими правами, эгоизм, зависть к любым общим и чужим благам, агрессивность, заносчивость, высокомер­ное отношение к подчиненным, двуличность и трусость. Они больше других склонны к совершению правонарушений и, какправило, рано или поздно, особенно в обществе переходного пе­риода, совершают их.

Вопросы для самопроверки

1. Какова связь между государством и правом?

2. Перечислите и раскройте содержание основных учений о праве.

3. Назовите наиболее характерные признаки права.

4. Что понимается под принципами и функциями права?

5. Назовите основные виды источников права.

6. Каковы особенности нормативных правовых актов?

7. Какие правовые семьи выделяются современными представителями науки теории государства и права?

Принципы законности

Принципы законности — это обусловленные характером формирования и функционирования правовой системы исходные положения, которые лежат в основе реализации правовых предписаний и в основе требований к поведению субъектов правовых отношений.

  1. Верховенство закона (обеспечивает иерархическую стройность системы нормативных актов, когда подзаконный правовой акт не противоречит закону)
  2. Единство законности (предполагает её действие на всей территории государства);
  3. Всеобщность законности (подразумевает её действие на всех лиц);
  4. Целесообразность законности (способствует достижению целей государства и общества, которые выражаются в праве, в законе);
  5. Равенство перед законом (предоставление одинаковых прав и предъявление единых требований ко всем гражданам);
  6. Гарантированность основных прав и свобод граждан (всеобщая защита индивида и необходимость обеспечения приоритета общегуманитарных ценностей);
  7. Неотвратимость наказания за совершённое правонарушение (характеристика юридической природы законности);
  8. Взаимосвязь законности и культурности (характеризует нравственную природу законности; без достижения определённого уровня правовой культуры всеми субъектами права, населением страны в целом, невозможно обеспечить должный уровень законности).

Гарантии законности

Гарантии законности — это объективные условия, субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности.

Общие гарантии законности

Общие гарантии законности — реально складывающиеся в жизни общества возможности, которые в той или иной степени обеспечивают реализацию правовых предписаний. Среди них рассматривают:

  1. Экономические гарантии. Являются основой для всех других гарантий . Кризис в экономике ведёт к ослаблению законности. Экономическая свобода не всегда способствует укреплению законности. Уровень законопослушания снижается в результате невыполнения государством своих социальных обязательств перед гражданами (отсутствует поддержка незащищенных слоев населения, массовые невыплаты зарплат, развал системы бесплатной медицинской помощи, образования и т. д.). Безработица также является «резервом» преступности.
  2. Политические гарантии. Это функционирование политической системы общества. Демократия, разделение властей, политический плюрализм, свобода печати являются политическими предпосылками законности. Но самое главное, чтобы политические права и свободы не были декларативными, а реализовывались.
  3. Духовные гарантии. Это мировоззрение, правосознание, высокий уровень общей и правовой культуры населения, мораль, глубокое уважение к требованиям права, развитие юридической науки.
  4. Общественные гарантии. Это меры, применяемые общественностью в целях борьбы с нарушениями законности, для её поддержания и укрепления (комиссии, комитеты, добровольные народные дружины, средства массовой информации).

Специальные гарантии законности

Специальные гарантии законности — юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности.

Юридические гарантии (закреплённые в действующем законодательстве способы и средства, а также организационно-правовая деятельность по их применению, непосредственно направленные на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление прав и свобод и на их защиту). Это может быть дальнейшее развитие, совершенствование и повышение эффективности законодательства как нормативной основы законности, улучшение правотворческой деятельности государства. Законодательство также должно отвечать требованиям времени. Внутриведомственный и межведомственный контроль за законностью. Внутриведомственный заключается в контроле вышестоящего органа за соблюдением законности в деятельности подчинённых ему нижестоящих органов, то есть осуществляется по вертикали (контроль прокуратуры за полицией). Судебный контроль за деятельностью всех органов государственной власти и должностными лицами. Жалобы и заявления граждан, их своевременное и правильное рассмотрение. Адвокатура также играет немаловажную роль в укреплении законности.

Формы законности

  • Воплощение в законодательстве лучших правовых идей, приоритета прав и свобод человека, справедливость Конституции и законов, их соответствие реальным общественным отношениям.
  • Верховенство основного закона — иерархия нормативно-правовых актов (подчинение всех подзаконных актов законам, а законов конституции).
  • Неукоснительное соблюдение законов, других нормативно-правовых актов и судебных решений всеми членами общества, государственными органами и должностными лицами, обязанными воплощать право в жизнь (принцип верховенства закона в правовом государстве).
  • Эффективная государственная и общественная защита действия конституции и законов.

Для применения принципа законности на практике должна быть обеспечена возможность эффективного судебного обжалования гражданами действий государства и его структур.

Профессор МГЮА Л. А. Морозова подчёркивает многогранность законности. С одной стороны, это принцип, обязывающий всех субъектов права соблюдать действующее законодательство. С другой стороны, это требование, чтобы методы государственного руководства были правовыми, использовали правовые средства и имели правовую форму. При этом содержательная трактовка законности рассматривает как неправовые такие нормативные акты, выражающие волю власти, которые по своему содержанию противоречат фундаментальным понятиям о справедливости, свободе и равноправии.

> См. также

  • Верховенство права
  • Легитимность
  • Правовое государство
  • Правопорядок

ПРИНЦИП ЗАКОННОСТИ

Смотреть что такое «ПРИНЦИП ЗАКОННОСТИ» в других словарях:

  • Принцип законности — принцип четкой определенности норм права, принцип права. Если государство налагает те или иные ограничения на поведение людей, то оно как минимум должно четко и недвусмысленно очертить границы этих требований. В частности, правовые нормы не… … Википедия

  • ПРИНЦИП ЗАКОННОСТИ — один из основополагающих принципов уголовного законодательства в РФ (ст. 3 УК РФ). В соответствии с этим принципом: 1) преступность деяния, а тж. его наказуемость и иные уголовно правовые последствия определяются только УК РФ; 2) применение… … Юридическая энциклопедия

  • Принцип законности — уголовно правовой принцип, в соответствии с которым преступность и наказуемость деяния, иные уголовно правовые последствия определяются только уголовным законом. Не допускается применение уголовного закона по аналогии … Большой юридический словарь

  • Принцип законности: — преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно правовые последствия определяются только настоящим Кодексом. Применение уголовного закона по аналогии не допускается. УК РФ, ст. 3, пп. 1, 2 … Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник

  • ЗАКОННОСТИ ПРИНЦИП — ПРИНЦИП ЗАКОННОСТИ … Юридическая энциклопедия

  • ЗАКОННОСТИ ПРИНЦИП — (см. ПРИНЦИП ЗАКОННОСТИ) … Энциклопедический словарь экономики и права

  • Принцип правовой определённости — Принцип правовой определённости понятие международного права, которое также является неотъемлемой частью национальных правовых систем. Этот принцип устанавливает, что закон должен защищать тех, кто не нарушает законы. Принцип правовой… … Википедия

  • ПРИНЦИП ПОЛНОТЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ — принцип, характеризующий бюджетную систему, и который обеспечивается двумя моментами: полнотой своего структурного состава и полнотой источников дохода, включаемых в бюджета, и расходов, относимых на соответствующий бюджет. Полнота структуры… … Большой бухгалтерский словарь

  • ПРИНЦИП ЗАМЕЩЕНИЯ — правило логич. вывода, основанное на отношении тождества (равенства). В формулировке Джевонса, положившего его в основу своей теории логики, П. з. имеет след. смысл: если А = В и В * С., то А * С., т.е. из равенства Α и Β и того, что В находится… … Философская энциклопедия

  • Соответстивие целесообразности законности — принцип законности, означающий недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Соотношение законности и целесообразности имеет два аспекта: а) законность и целесообразность при оценке действующих норм права; б) законность и… … Элементарные начала общей теории права