Проверка хозяйственной деятельности

§ 8. Система контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества

В современных крупных корпорациях действует целая система контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества, целью которой является обеспечение прав акционеров (участников) и потенциальных инвесторов общества.

Эта система может включать наряду с традиционными механизмами контроля в форме деятельности ревизионной комиссии и привлечения внешнего аудита также функционирование комитета по аудиту совета директоров и создание контрольно-ревизионной службы в качестве самостоятельного структурного подразделения общества.

Внутренний контроль в хозяйственном обществе

Под внутренним контролем общества в Кодексе корпоративного поведения понимается контроль за осуществлением финансово-хозяйственной деятельности общества (в том числе за исполнением его финансово-хозяйственного плана) структурными подразделениями и органами общества. Процедуры внутреннего контроля включают процедуры осуществления операций в рамках финансово-хозяйственного плана, а также процедуры по выявлению и совершению нестандартных операций. Процедуры внутреннего контроля включают также управление рисками (пп. 1.1.1 п. 1 гл. 8 Кодекса корпоративного поведения).

Ревизионная комиссия

Ведущая роль в осуществлении внутреннего контроля принадлежит ревизионной комиссии (ревизору). В акционерном обществе ревизионная комиссия является обязательным органом контроля. В обществе с ограниченной ответственностью ревизионная комиссия образуется, если это предусмотрено уставом общества.

Избрание ревизионной комиссии

Избрание членов ревизионной комиссии осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством для формирования других органов общества. По общему правилу избрание членов ревизионной комиссии осуществляется на годовом общем собрании акционеров или очередном общем собрании участников. В соответствии с письмом ФКЦБ России от 28 февраля 2000 г. N ИК-07/883 «О сроках полномочий ревизионной комиссии» ревизионная комиссия должна ежегодно переизбираться на годовом общем собрании акционеров, срок ее полномочий истекает в день проведения следующего годового общего собрания акционеров вне зависимости от того, будет ли она избрана на этом собрании. Представляется, что соответствующая норма должна быть включена в Закон об АО для обеспечения ее легитимности .

Вестник ФКЦБ России. 2000. N 3.

Заметим, что ФКЦБ России в соответствии с п. 2 ст. 47 Закона об АО может устанавливать дополнительные требования к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров. Представляется, что регулирование сроков полномочий ревизионной комиссии является прерогативой федерального закона.

Избрание членов ревизионной комиссии и досрочное прекращение их полномочий относится к исключительной компетенции общего собрания, т.е. этот вопрос не может быть передан на решение ни совету директоров общества, ни его исполнительному органу (п. 2 ст. 48 Закона об АО, п. 2 ст. 33 Закона об ООО). Такое решение принимается большинством голосов акционеров — владельцев голосующих акций общества, принимающих участие в собрании (п. 2 ст. 49 Закона об АО), а в обществе с ограниченной ответственностью — большинством голосов от общего числа участников общества, если уставом не предусмотрена необходимость большего числа голосов (п. 8 ст. 37 Закона об ООО). При этом акции, принадлежащие членам совета директоров общества или лицам, занимающим должности в органах управления акционерного общества, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии (п. 6 ст. 85 Закона об АО).

Подобное регулирование порядка избрания членов ревизионной комиссии в акционерном обществе вызывает критику специалистов, особенно применительно к неучастию в голосовании членов совета директоров, являющихся, по сути, представителями акционеров, призванными обеспечивать реализацию их прав. Одной из реальных гарантий прав акционеров является контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества, осуществляемый ревизионной комиссией, а значит, совет директоров должен влиять на формирование ее состава. В этом мнении есть здравый смысл.

Компетенция ревизионной комиссии

Компетенция ревизионной комиссии определяется уставом общества (в отношении АО — по вопросам, не предусмотренным в самом Законе об АО). Порядок деятельности комиссии регулируется в АО — внутренним документом, в ООО — уставом и внутренним документом общества (п. 2 ст. 85 Закона об АО, п. 4 ст. 47 Закона об ООО).

В соответствии с Законом об АО проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности общества осуществляется по итогам деятельности общества за год, а также во всякое время по инициативе самой ревизионной комиссии, решению общего собрания акционеров, совета директоров или по требованию акционера (акционеров) общества, владеющего в совокупности не менее чем 10% голосующих акций общества (п. 3 ст. 85). Согласно Закону об ООО ревизионная комиссия общества в обязательном порядке проводит проверку годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества до их утверждения общим собранием участников общества. Общее собрание участников общества не вправе утверждать годовые отчеты и бухгалтерские балансы общества при отсутствии заключений ревизионной комиссии (п. 3 ст. 47).

Следует отметить, что предмет проверки финансово-хозяйственной деятельности общества значительно шире сложившегося неправильного понимания ревизии только как проверки соответствия требованиям законодательства бухгалтерского учета и отчетности. К сфере контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества можно в том числе отнести:

— использование средств прибыли общества;

— соблюдение требований кредитной политики, принятой в обществе;

— исполнение смет общехозяйственных расходов;

— соблюдение кассовой дисциплины;

— формирование закупочных цен на сырье, материалы и сбытовых цен на продукцию (работы, услуги);

— соблюдение норм расхода сырья;

— использование основных производственных средств и соблюдение графиков проведения планово-предупредительных ремонтов;

— организацию договорно-правовой и претензионно-исковой работы.

Комитет по аудиту совета директоров

Для осуществления внутренней проверки финансово-хозяйственной деятельности общества в составе совета директоров может создаваться комитет по аудиту. Как и другие комитеты совета директоров, комитет по аудиту не является самостоятельным органом общества. Он осуществляет вспомогательные функции по подготовке информации, материалов, проектов, заключений и выносит их на рассмотрение совета директоров.

Рекомендации по созданию комитета по аудиту, его компетенции, составу и порядку осуществления деятельности содержит Кодекс корпоративного поведения.

Контрольно-ревизионная служба

В числе рекомендаций, содержащихся в Кодексе корпоративного поведения, в области обеспечения эффективного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества, имеется также создание в качестве самостоятельного структурного подразделения контрольно-ревизионной службы и возложение на нее задач по проведению ежедневной внутренней проверки (предварительной или последующей) совершения хозяйственных операций (пп. 1.1.1 п. 1 гл. VIII Кодекса корпоративного поведения).

Последующему контролю подлежат те финансово-хозяйственные операции общества, которые осуществляются в рамках финансово-хозяйственного плана. Операции, совершаемые обществом за пределами финансово-хозяйственного плана, Кодекс корпоративного поведения именует нестандартными и рекомендует осуществлять по отношению к ним предварительный контроль. По результатам проверки каждой нестандартной операции контрольно-ревизионная служба должна подготовить для совета директоров заключение относительно целесообразности совершения такой операции.

Внешний контроль

Внешний контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества осуществляется аудиторской организацией (аудитором).

Понятие аудита

Закон об аудиторской деятельности определяет аудиторскую деятельность или аудит как предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения (ст. 1 Закона об аудиторской деятельности).

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изм. на 3 ноября 2006 г.) // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3422; 2006. N 45. Ст. 4635.

Аудиторская деятельность может проводиться аудиторскими организациями или аудиторами, имеющими статус индивидуальных предпринимателей. В соответствии с требованиями Закона обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями (п. 2 ст. 7 Закона об аудиторской деятельности). Независимость аудитора обеспечивается отсутствием какой-либо связи с проверяемым хозяйственным обществом и членами его органов управления: имущественной, организационной, должностной и пр.

Обязательный аудит

Обязательной аудиторской проверке применительно к хозяйственным обществам в соответствии с российским законодательством подлежат:

— открытые акционерные общества;

— любые хозяйственные общества, которые имеют объем выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) в год свыше 500 тыс. установленного в России МРОТ или если сумма активов баланса общества превышает на конец отчетного года в 200 тыс. раз установленный МРОТ;

— кредитные, страховые организации, общества взаимного кредитования, инвестиционные фонды и другие инвестиционные институты.

Таким образом, привлечение независимого аудитора в закрытых акционерных общества и обществах с ограниченной ответственностью (за исключением действующих в обозначенных выше сферах) осуществляется по усмотрению самого общества.

Помимо обязательного аудита, открытое акционерное общество может также провести аудиторскую проверку по собственной инициативе. Такая проверка может быть проведена по решению общего собрания акционеров, совета директоров, ревизионной комиссии, а также по требованию акционера (акционеров), владеющего в совокупности не менее чем 10% голосующих акций общества.

Порядок утверждения и оплаты услуг аудитора

Аудитор акционерного общества утверждается общим собранием акционеров, а размер оплаты его услуг определяется советом директоров общества (ст. 86 Закона об АО). В обществе с ограниченной ответственностью аудиторская проверка может быть проведена выбранным им профессиональным аудитором, который должен соответствовать требованиям независимости от общества и членов его органов управления. В случае проведения такой проверки оплата услуг аудитора осуществляется за счет участника общества, по требованию которого она проводится. Расходы участника общества на оплату услуг аудитора могут быть ему возмещены по решению общего собрания участников общества за счет средств общества (ст. 48 Закона об ООО).

Аудиторское заключение

По результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности общества аудитор составляет заключение, в котором должны содержаться:

— подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах и иных финансовых документах общества;

— информация о фактах нарушения установленных правовыми актами РФ порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

Годовой отчёт о финансово-хозяйственной деятельности открытого акционерного общества «Торговый ряд»

454071, г. Челябинск, ул. Салютная, 27.
ОГРН 1027401866898, ИНН 7438015885, КПП 743801001. Подготовлен в соответствии с требованиями п. 1. ст. 97 Гражданского кодекса РФ и приказа Минфина РФ от 28.11.1996 г. № 101
(представлен в сокращённом варианте)
(составлен по данным бухгалтерской отчётности за 2008 год)

1. ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1.1. Выручка за 2008 год по основному виду деятельности составила 57 058,5 рубля без НДС.
Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности предприятия составила 149 195 рублей.
1.2. Сумма дебиторской задолженности предприятия по состоянию на 31 декабря 2008 года составила 16 794 тыс. рублей.
1.3. Сумма кредиторской задолженности предприятия по состоянию на 31 декабря 2008 года составила 7214 тыс. рублей.
1.4. Прирост выручки по основному виду деятельности составил 7845,1 рубля, или 15%.
1.5. Дочерних и независимых обществ организация не имеет.
1.6. Лицензии не имеет.
1.7. Основной вид экономической деятельности — «Операции с недвижимым имуществом. Аренда и предоставление услуг».

2. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВА

2.1. Генеральный директор Амирханов Андрей Владимирович. Осуществляет полномочия исполнительного единоличного органа акционерного общества.
Доли в уставном капитале не имеет.
В течение отчётного года сделок по приобретению или отчуждению акций акционерного общества, совершённых лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа, не было.
2.2. На годовом собрании акционеров совет директоров был избран в количестве пяти человек в следующем составе:
Юревич Валерий Михайлович — председатель совета директоров общества, заместитель генерального директора ООО «Управляющая компания «Макфа».

Члены совета директоров:

Белоусов Вадим Владимирович — генеральный директор ООО «Управляющая компания «Макфа»;
Юревич Наталья Евгеньевна — пенсионер;
Мешков Дмитрий Фёдорович — директор по коммерции и развитию ОАО «Макфа»;
Ефимова Галина Евгеньевна — заместитель генерального директора по социальным вопросам.

В отчётном году изменений в составе директоров не происходило.
Члены совета директоров не владеют долями в уставном капитале общества.
Вознаграждение членам совета директоров не выплачивалось.

Сделок по приобретению или отчуждению акций акционерного общества, совершённых членами совета директоров, в течение отчётного года не было.

Вознаграждение членам совета директоров не выплачивалось.

3. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

3.1. Для нормальной работы торгового центра «Башня» необходим пересмотр штатного расписания с введением дополнительно энергетика, разнорабочего, менеджера по работе с арендато-
рами.
3.2. Провести реконструкцию контейнерной площадки для сбора мусора.
3.3. Приобрести служебный автомобиль.
3.4. Ежегодно проводить индексацию заработной платы с учётом инфляции и среднемесячной оплаты по осуществляемому виду экономической деятельности в регионе.

Выводы

Уровень рентабельности в условиях кризиса удаётся держать стабильным, хотя произошло снижение арендной платы якорными операторами. Вместе с тем с вводом дополнительных площадей 2-го и 3-го этажей в ближайшие 6 — 8 месяцев сумма общего дохода, который приносит торговый комплекс, должна увеличиться.

Решение общего собрания акционеров о распределении прибыли общества за отчётный год
На годовом общем собрании акционеров, состоявшемся 20 марта 2009 года, было принято следующее решение: направить чистую прибыль за 2008 год на развитие производства.

Дивиденды по обыкновенным акциям по итогам работы за 2008 год не начислять и не выплачивать.
Информация о результатах аудита

Полное наименование аудиторской фирмы: закрытое акционерное общество «Аудиторская фирма «Аудит-Классик».
Вид и номер лицензии на осуществление аудиторской деятельности: лицензия № Е 000266 на осуществление аудиторской деятельности, выданной на основании приказа Министерства финансов РФ от 20.05.2002 г. № 98 сроком на пять лет. Срок действия лицензии продлён до 20 мая 2012 года.

Дата аудиторского заключения: аудиторское заключение № 38 от 30 марта 2009 года.

Мнение (оценка) аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчётности (сокращённое)
Финансовая (бухгалтерская) отчётность открытого акционерного общества «Торговый ряд» отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение по состоянию на 31 декабря 2008 года и результаты финансово-хозяйственной деятельности за период с 1 января 2008 года по 31 декабря 2008 года.

Бухгалтерский баланс
(публикуется в сокращённом варианте) Форма № 1 по ОКУД


Отчёт о прибылях и убытках
(сокращённый вариант)


Отчёт о прибылях и убытках страховой организации
Форма № — страховщик

Расшифровка отдельных прибылей и убытков

Отчёт об изменениях капитала страховой организации
Форма № 3 — страховщик

Отчёт о движении денежных средств страховой организации
Форма № 4 — страховщик

Приложение к бухгалтерскому балансу страховой организации
Форма № 5 — страховщик

Аудиторское заключение ООО «Фирма «Титан-Консалтинг» по результатам проверки финансовой (бухгалтерской) отчётности общества с ограниченной ответственностью «Страховая компания «Квирин» за 2008 год

Собственникам ООО «Страховая компания «Квирин»
Аудиторская фирма: общество с ограниченной ответственностью «Фирма «Титан-Консалтинг».
Юридический адрес: 620075, г. Екатеринбург, ул. Луначарского, 133 — 72.
Почтовый адрес: 620075, г. Екатеринбург, ул. Коминтерна, 16, оф. 613.
Тел.: 8 (343) 379-42-02, 379-42-03, 379-42-04.

Свидетельство о государственной регистрации ООО «Фирма «Титан-Консалтинг», серия II-ОИ № 0069-2, выдано администрацией Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга на основании постановления № 509 от 13.08.1998 г. взамен свидетельства № 0069-1, серия II-ОИ, выданного 25.07.1991 г.

Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года, серия 66 № 003020520, регистрация произведена инспекцией МНС России по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга (запись внесена 17.09.2002 г.). Основной государственный регистрационный номер — 1026605611108.

Лицензия на осуществление аудиторской деятельности № Е 002668 продлена на основании приказа Министерства финансов РФ № 719 от 10.12.2007 г. сроком действия до 10 декабря 2012 года.

Полис страхования профессиональной ответственности аудиторов №18/08-089725, выдан ЗАО «САК «Информстрах» 15.04.2008 г. сроком действия с 6.05.2008 г. по 5.05.2009 г.

Является членом института профессиональных бухгалтеров России — саморегулируемого объединения аудиторских организаций, аккредитованного при Министерстве финансов РФ.

Расчётный счёт 40702810163030001050, кор. счёт 30101810900000000795 в филиале ССБ ОАО «УБРИР», г. Екатеринбург, БИК 046577795, ИНН 6663015549, КПП 667201001.

Аудируемое лицо: общество с ограниченной ответственностью «Страховая компания «Квирин».
Юридический адрес: 454091, г. Челябинск, ул. Кирова, 147а.

Общество с ограниченной ответственностью «Страховая компания «Квирин» зарегистрировано управлением государственной регистрации администрации города Челябинска на основании постановления № 237-п от 23 февраля 1998 года (взамен постановления № 1203-п от 22 сентября 1997 года), свидетельство о государственной регистрации № 8358, серия ЧЛ.

Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года, серия 74 № 002182779, регистрация произведена инспекцией МНС России по Центральному району г. Челябинска (запись внесена 9.12.2002 г.). Основной государственный регистрационный номер — 1027403874519.

1. ООО «Фирма «Титан-Консалтинг» на основании договора № 02 от 14.10.2008 г. проведена аудиторская проверка прилагаемой финансовой (бухгалтерской) отчётности общества с ограниченной ответственностью «Страховая компания «Квирин» (далее по тексту — общество) за период с 1 января 2008 года по 31 декабря 2008 года включительно.
Финансовая (бухгалтерская) отчётность общества состоит из:

— Ф. № 1-страховщик «Бухгалтерский баланс страховой организации»;
— Ф. № 2-страховщик «Отчёт о прибылях и убытках страховой организации»;
— Ф. № 3-страховщик «Отчёт об изменениях капитала страховой организации»;
— Ф. № 4-страховщик «Отчёт о движении денежных средств страховой организации»;
— Ф. № 5-страховщик «Приложение к бухгалтерскому балансу страховой организации»;
— пояснительной записки.

Кроме того, аудиторской проверке были подвергнуты устав общества, учредительные и регистрационные документы, договоры, главная книга, журналы-ордера, ведомости аналитического учёта, выписки банка, первичные документы бухгалтерского учёта.

Ответственность за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчётности несёт исполнительный орган общества. Обязанность ООО «Фирма «Титан-Консалтинг» заключается в том, чтобы выразить мнение о достоверности во всех существенных аспектах данной отчётности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учёта законодательству Российской Федерации на основе проведённого аудита.

Целью работы не являлось выражение мнения о полном соответствии деятельности общества законодательству Российской Федерации, оценке эффективности ведения дел руководством и соблюдения интересов акционеров.

Наше мнение не может быть рассмотрено как выражение уверенности в непрерывности деятельности общества в будущем.
2. Мы провели аудит в соответствии с:

Федеральным законом «О бухгалтерском учёте» № 129-ФЗ от 21.11.1996 г. (в редакции федеральных законов
№ 123-ФЗ от 23.07.1998 г., № 32-ФЗ от 28.03.2002 г., № 187-ФЗ от 31.12.2002 г., № 191-ФЗ от 31.12.2002 г., № 8-ФЗ от 10.01.2003 г., Таможенного кодекса РФ № 61-ФЗ от 28.05.2003 г., федеральных законов № 86-ФЗ от 30.06.2003 г., № 183-ФЗ от 3.11.2006 г.);

Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008 г.;

Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утверждёнными постановлением правительства РФ от 23.09.2002 г. № 696 (в редакции постановлений правительства РФ от 4.07.2003 г. № 405, от 7.10.2004 г. № 532, от 16.04.2005 г. № 228, от 25.08.2006 г. № 523, от 22.07.2008 г. № 557, от 19.11.2008 г. № 863);

планом счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению, утверждёнными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 года № 94н (в ред. приказов Минфина РФ от 7.05.2003 г. № 38н, от 18.09.2006 г. № 115н), с учётом особенностей применения страховыми организациями плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности, утверждёнными приказом МФ РФ от 4.09.2001 г. № 69н;

приказом Минфина РФ «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ» № 34н от 29.07.1998 г. (в ред. приказов Минфина РФ от 30.12.1999 г. № 107н, от 24.03.2000 г. № 31н, от 18.09.2006 г. № 116н, от 26.03.2007 г. № 26н с изменениями, внесёнными решением Верховного суда РФ от 23.08.2000 г. № ГКПИ 00-645);

приказом Минфина РФ № 43н от 6.07.1999 г. «Об утверждении положения по бухгалтерскому учёту «Бухгалтерская отчётность организации» ПБУ 4/99 (в ред. приказа Минфина РФ от 18.09.2006 г. № 115н);

приказом МФ РФ № 113н от 8.12.2003 г. «О формах бухгалтерской отчётности страховых организаций и отчётности, представляемой в порядке надзора» (в ред. приказов Минфина РФ от 14.01.2005 г. № 2н, от 2.05.2006 г. № 75н, от 13.11.2006 г. № 145н, от 9.04.2007 г. № 32н).

Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить разумную уверенность в том, что финансовая (бухгалтерская) отчётность общества не содержит существенных искажений. Аудит проводился на выборочной основе и включал в себя изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих числовые показатели в финансовой (бухгалтерской) отчётности и раскрытие в ней информации о финансово-хозяйственной деятельности, оценку соблюдения принципов и правил бухгалтерского учёта, применяемых при подготовке финансовой (бухгалтерской) отчётности, рассмотрение основных оценочных показателей, полученных руководством аудируемого лица, а также оценку представления финансовой (бухгалтерской) отчётности.

Мы полагаем, что проведённый аудит представляет достаточные основания для выражения нашего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учёта законодательству Российской Федерации.

3. По нашему мнению, финансовая (бухгалтерская) отчётность общества с ограниченной ответственностью «Страховая компания «Квирин» отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение на 31 декабря 2008 года и результаты его финансово-хозяйственной деятельности за период с 1 января 2008 года по 31 декабря 2008 года включительно в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в части подготовки финансовой (бухгалтерской) отчётности.

27 марта 2009 года.
Исполнительный директор, ведущий аудитор, кандидат экономических наук К.Г. ДУЛЕСОВ.

(Квалификационный аттестат аудитора № К 015431 на право осуществления аудиторской деятельности в области страхового аудита выдан на основании решения ЦАЛАК Росстрахнадзора от 10.03.1995 г. С 8.04.2004 г. срок действия аттестата не ограничен).

Пояснительная записка

Полное наименование: общество с ограниченной ответственностью «Страховая компания «Квирин».

Сокращённое наименование: ООО «СК «Квирин».

Регистрационный номер по единому государственному реестру субъектов страхового дела: 3247.

Номер предприятия по государственному реестру: 7451066247.
Форма собственности: частная

ООО «Страховая компания «Квирин» зарегистрировано на основании постановления главы администрации г. Челябинска за № 9379 от 23 февраля 1998 года взамен постановления № 8410 от 22 сентября 1997 года.

Свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе юридического лица серии 74 № 0071615 выдано ГНИ Центрального района г. Челябинска 12.03.1998 г.

Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года, серия 74 № 002182779, регистрация произведена инспекцией МНС России по Центральному району г. Челябинска, дата внесения записи 9.12.2002 г. за основным государственным регистрационным номером 1027403874519.

Юридический адрес: 454091, г. Челябинск, ул. Кирова,147а.

На 1.01.2009 г. объявленный уставный капитал составляет 32 000 тыс. руб., оплаченный — 32 000 тыс. руб.
ООО «Страховая компания «Квирин» на право проведения страховой деятельности Министерством финансов Российской Федерации выдана лицензия С № 3247 74 от 23.05.2006 г.

Виды страхования:

04 — страхование от несчастных случаев и болезней;
05 — медицинское страхование;
06 — страхование средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта);
10 — страхование грузов;
12 — страхование имущества юридических лиц за исключением транспортных средств и сельскохозяйственного страхования;
13 — страхование имущества граждан за исключением транспортных средств;
14 — страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;
18 — страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты;
20 — страхование гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам;
22 — страхование предпринимательских рисков.

Динамика экономических показателей работы страховой организации:

Понятие финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Любое общество для обеспечения нормального (достаточно комфортного) уровня своей жизнедеятельности осуществляет множество видов конкретного труда. С этой целью создаются определенные организации, которые совместно выполняют ту или иную миссию и действуют на основе определенных правил и процедур. Предприятие (организация) – это организационно выделенное и экономически самостоятельное основное (первичное) звено производственной сферы народного хозяйства, изготавливающее продукцию, выполняющее работу или предоставляющее услуги.

В практике хозяйствования каждое предприятие как сложная производственно-экономическая система осуществляет много конкретных видов деятельности. Каждое предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы (стратегию) развития, исходя из спроса на изготовляемую продукцию (работу, выполняемые услуги) и необходимости постоянного увеличения собственной прибыли, а также осуществляет материально-техническое обеспечение производства.

Функционирование предприятия сопровождается непрерывным кругооборотом средств, осуществляемым в виде затрат ресурсов и получения доходов, их распределения и использования.

У каждого предприятия есть определенная цель. Целей может быть и несколько, ставят их обычно собственники, а для достижения используются материальные и кадровые ресурсы, с помощью которых осуществляется финансово-хозяйственная деятельность. То есть по сути своей финансово-хозяйственная деятельность является инструментом для достижения иерархических, экономических и других целей, стоящих перед конкретным предприятием.

Финансово-хозяйственная деятельность – это целенаправленно осуществляемый процесс практической реализации функций предприятия, связанных с формированием и использованием его финансовых ресурсов для обеспечения экономического и социального развития. Она осуществляется на всех стадиях жизненного цикла предприятия: от момента его рождения и до момента его ликвидации как самостоятельного субъекта хозяйствования. Процесс осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятия характеризуется широким спектром его финансовых отношений с различными субъектами финансовой системы страны.

Финансово-хозяйственная деятельность предприятия характеризуется, прежде всего, количеством и ассортиментом выпускаемой продукции, а также объемом ее реализации. Объем выпускаемой продукции напрямую зависит от наличия и качества производственных мощностей, наличия необходимого сырья, материалов или комплектующих, персонала соответствующей квалификации, рынков сбыта продукции.

В свою очередь, объем выпускаемой продукции влияет на все другие стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия – себестоимость выпускаемой продукции, объем получаемой прибыли, рентабельность производства, финансовое состояние предприятия.

Финансово-хозяйственная деятельность предприятий – это целенаправленная деятельность на основе принимаемых решений, каждое из которых оптимизируется на основе интуиции или расчетов. Под риском принятия решения понимается вероятность несоответствия полученных результатов реализованного решения поставленным целям.

Факторов, влияющих на финансово-хозяйственную деятельность предприятия или организации, достаточно много. Не все их можно проанализировать. Важнейшими являются имеющиеся в наличии ресурсы – финансовые, материальные, кадровые.

Цель финансово-хозяйственной деятельности – получение максимально возможных результатов. Задачами, которые решаются при достижении цели являются: обеспечение производственного процесса ресурсами и управление ими; организация производственно-технологического процесса; формирование положительных результатов. Задачами управления финансово-хозяйственной деятельности являются: планирование, контроль, корректировка, анализ, повышение эффективности.

Финансово-хозяйственная деятельность выступает деятельностью, прежде всего, по поводу ее основы – финансов предприятия. Однако эффективность организации финансов выступает как финансовое состояние предприятия. Последнее зависит от эффективной организации всего денежного оборота. Поэтому финансово-хозяйственная деятельность как понятие охватывает широкий спектр деятельности в рамках предприятия, состоящий из контроля за обеспечением денежных расчетов, получением денежных доходов и осуществлением расходов, формированием и распределением денежных накоплений и финансовых ресурсов.

Многообразная финансово-хозяйственная деятельность предприятия осуществляется на основании планово-прогнозных текущих и оперативных финансовых документов. Объектами планирования, регулирования и контроля в них выступают денежные и финансовые отношения, материализованные в соответствующие показатели. Главными объектами финансово-хозяйственной деятельности выступают те многообразные денежно-финансовые отношения предприятий, которые составляют содержание финансов предприятий.

Под эффективностью финансово-хозяйственной деятельности предприятия следует понимать её результат, полученный или потенциально возможный в процессе преобразования определённых ресурсов в конечный продукт (работу, услугу). Уровень эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия характеризуется уровнем его затрат, результатов и финансового состояния. Именно поэтому для того, чтобы определить уровень эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия, необходимо рассчитать комплекс показателей, характеризующих его затратоёмкость, результативность и финансовое состояние.

Для определения сущности финансово-хозяйственной деятельности предприятия необходимо дать определение основных составляющих его элементов. Такими элементами являются: финансы предприятия, структура средств предприятия, структура имущества предприятия, цели финансового анализа, субъекты анализа.

Савицкая Г.В. пишет, что в условиях рынка финансы предприятий приобретают особенно важное значение. Возрастающую роль финансов предприятий следует рассматривать как тенденцию, действующую во всем мире.

Основной целью оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия, по мнению Стражева В.П., является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами, о которых пойдет речь в следующем параграфе выпускной квалификационной работы.

Вопрос 4. Формы финансового контроля. Ревизия

Финансовый контроль осуществляется в различных формах, под которыми понимаются способы выражения его содержания, внутренняя организация, которые модифицируются с изменением содержания.

Таким образом, форма финансового контроля представляет собой способ конкретного выражения и организации контрольных действий, направленных на выполнение функций финансового контроля. Принято различать следующие формы финансового контроля:

— ревизия,

— наблюдение,

— обследование,

— проверка,

— анализ.

РЕВИЗИЯ (от позднелат. revisio — пересмотр) — 1) проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений или должностных лиц за определенный период; основной метод финансового контроля. Р. проводят разные контролирующие органы, в особенности финансовые, а также органы государственного управления, проверяющие подведомственные организации. Р. могут быть проведены и по их плану, и по указанию других компетентных органов, в т.ч. правоохранительных. По объекту проверки различают Р. документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные (частичные). По организационному признаку они могут быть плановыми и внеплановыми (назначенными в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих неотлагательной проверки), комплексными (проводимыми совместно несколькими контролирующими органами). При проведении документальной Р. проверяются документы, в особенности первичные (счета, платежные ведомости, ордера, чеки), а не только отчеты, сметы и т.п. Фактическая Р. означает проверку и документов, и наличия денег, материальных ценностей. Под полной Р. понимают проверку всей деятельности предприятия, организации, учреждения за определенный период. При выборочной Р. контроль направлен на какие-либо отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности (напр., проверка командировочных расходов). Результаты Р. оформляются актом, который подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем проверяемой организации и ее главным бухгалтером; Анализ предполагает изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния организации, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования. Результат — выявление причин тех или иных результатов деятельности и на этой основе обоснование путей и факторов решения выявленных проблем. Основной формой финансового контроля является ревизия, которая проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте.

Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

Специфика ревизии по сравнению с иными формами финансового контроля проявляется:

1) в содержании;

2) порядке ее назначения уполномоченными государственными органами (например, на основании мотивированного постановления правоохранительного органа, вынесенного в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, по требованию прокурора);

3) в том, что ее могут проводить только наделенные данными полномочиями органы и субъекты (например, ревизоры);

4) в том, что ревизия проводится только комиссионно;

5) по ее окончании составляется акт, имеющий юридическое значение.

Ревизии могут проводить, в частности, Счетная палата РФ; Федеральная служба по финансово-бюджетному надзору; Федеральное казначейство; контрольно-ревизионные подразделения отраслевых министерств и ведомств.

По времени осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые.

В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах или ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раз в год, а в непроизводственной сфере — не реже одного раза в два года. По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.

По объему ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях, в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов; и тематические, которые сводятся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности.

По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии — документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лицами, производившими ревизию, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица. В акте ревизии указываются ее цели, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, называются причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в данных нарушениях лица и предлагаются меры по ликвидации названных нарушений и меры ответственности виновных лиц. Если у руководителя и главного бухгалтера имеются замечания и возражения, то они приобщаются к акту ревизии. На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений. В случае необходимости в ходе ревизии составляется промежуточный акт, а материалы ревизии направляются следственным органам для возбуждения уголовного дела. Руководитель проверяемой организации должен принять меры к устранению выявленных нарушений до окончания проведения ревизии.

Наблюдение направлено на ознакомление с состоянием финансовой

деятельности проверяемого субъекта. Возможно проведение обследования отдельных сторон финансовой деятельности с использованием таких приемов, как анкетирование и опрос.

Проверка проводится на месте, в ходе ее используются балансовые, отчетные и расходные документы в целях выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий.

Анализ также направлен на выявление нарушений финансовой дисциплины с помощью различных аналитических приемов.

Пример, таможенное наблюдение представляет собой гласное и целенаправленное визуальное наблюдение должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций.

Таможенное наблюдение может быть:

— систематическим (например, на территории склада временного хранения) или разовым (при погрузке товаров, оформляемых вне мест нахождения таможенных органов);

— непосредственным или опосредованным (в случае применения специальных технических средств таможенного контроля).

Возможно проведение обследования отдельных сторон финансовой деятельности с использованием таких приемов, как анкетирование и опрос.

Проверка проводится на месте, в ходе ее используются балансовые, отчетные и расходные документы в целях выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий.

Анализ также направлен на выявление нарушений финансовой дисциплины с помощью различных аналитических приемов.

Метод экономического анализа представляет собой способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их плавном развитии.

Характерными особенностями метода экономического анализа являются:

— определение системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность организаций;

— установление соподчиненности показателей с выделением совокупных результативных факторов и факторов (основных и второстепенных), на них влияющих;

— выявление формы взаимосвязи между факторами;

— выбор приемов и способов для изучения взаимосвязи;

— количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель.

Организационно-правовые основы финансового контроля

Контроль Определение
Государственный финансовый контроль Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате РФ» Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Задачами Счетной палаты являются организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению
Банковский надзор (контроль) Центральный банк РФ осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства. Органами валютного контроля в РФ являются Центральный банк РФ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг (ст. 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»)
Государственный и муниципальный финансовый контроль, осуществляемый законодательными (представительными) органами Предварительный контроль в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете; текущий контроль в ходе рассмотрения вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, парламентских слушаний, депутатских запросов; последующий контроль в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов. Создание собственных контрольных органов (Счетная палата РФ, контрольные палаты и иные органы законодательных (представительных) органов), ст. 265—270 Бюджетного кодекса РФ
Последующий финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, путем проведения ревизий и проверок Определение правомерности, в том числе целевого характера, эффективности и экономности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности (приказ Министерства финансов от 2 мая 2007 г. «Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизий и проверок Федеральной службой финансово-бюджетного надзора»)
Надзор в сфере страховой деятельности Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330 «О Федеральной службе страхового надзора»
Налоговый контроль Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом (ст. 82 Налогового кодекса РФ)
Негосударственный финансовый контроль Внутрихозяйственный контроль, предусматривающий контроль со стороны бухгалтерской службы, наличие в акционерных обществах ревизионных комиссий (аудиторов- ревизоров). Аудиторская деятельность, аудит — предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (ст. 1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

Задания к лекции.

Эссе на тему: История развития государственного финансового контроля.

1. Понятие государственного и муниципального финансового контроля.

2. Рассмотрите в виде таблицы полномочия органов власти сфере финансового контроля. (Полномочия федеральных финансово-кредитных органов в области финансового контроля: Минфина РФ; Федерального казначейства РФ; Контрольно-ревизионного управления Президента РФ; Федеральной налоговой службы РФ. Контрольные и надзорные функции Банка России).

Наименование органа задачи функции полномочия

3. Виды, формы и методы финансового контроля. Отличие финансового контроля от других видов контроля.

4. Понятие аудиторского контроля, его место в системе финансового контроля.

5. В компетенцию каких органов входят следующие полномочия по осуществлению финансового контроля:

полномочия Название органа
проводить документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов;
проводить оценку обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
осуществлять предварительный и текущий контроль;
осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
приостанавливать операции по счетам лиц в банках и налагать арест на имущество лиц;
осуществлять меры по предотвращению, выявлению, пресечению коррупции в налоговых органах;
организовывать проведение внутрихозяйственного контроля?

6. Счетная палата РФ по собственной инициативе приняла решение о проведении финансовой проверки Центра российско-французского партнерства. В результате проверки Счетная палата РФ обнаружила, что Центр незаконно получил из бюджета более 6 млн. долл. В связи с этим Счетная палата РФ дала предписание приостановить все виды финансовых платежных и расчетных операций по счетам Центра.

Правомерно ли решение Счетной палаты?

7. Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов по ….ской области осуществило ревизию финансово-хозяйственной деятельности АО «Тандем». АО не получало средств из федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.

В каком случае Контрольно-ревизионное управление имело право осуществлять ревизию финансово-хозяйственной деятельности этого предприятия?

8. Определите соответствие между приведенными определениями и тер­минами.

Определения:

1) осуществляется в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

2) осуществляется в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;

3) осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Термины:

— предварительный контроль;

— текущий контроль;

— последующий контроль.

9. Определите соответствие между приведенными определениями и тер­минами.

Определения:

1) Система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных с бюджетными средствами операций, финансово-хозяйственной деятельности подотчетного объекта, законности и правильности действий должностных лиц в финансовой сфере;

2) Единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности, проверяемой организации;

3) Рассмотрение отдельных сторон финансовой деятельности с учетом более широкого круга показателей и применением таких приемов, как опрос и анкетирование;

4) Рассмотрение отдельных сторон, свойств, составных частей предмета, обобщение итогов финансово-контрольных мероприятий, проводимых органами финансового контроля (например, Счетной палатой РФ), когда исследуются причины и последствия выявленных отклонений; например, в процессе формирования и расходования средств федерального бюджета.

Термины:

— анализ;

-ревизия;

-обследование;

-проверка.

10. Соотнесите от общего к частному перечисленные ниже понятия:

1) финансовый контроль,

2) государственный финансовый контроль;

3) финансовый контроль законодательных (представительных) органов государственной власти;

4) контроль за исполнением местного бюджета;

5) муниципальный финансовый контроль.

11. Сравните ревизию как основной метод государственного финансового контроля и аудиторскую проверку как метод негосударственного финансового контроля, заполнив таблицу.

Характеристика Ревизия Аудит
Цель
Субъект контроля
Объект контроля
Характер контроля
Практические задачи
Оплата труда проверяющего
Результат