Прямой начальник

Определение понятий начальника и руководителя

Источники дают различающиеся трактовки (формулировки) этих двух понятий. Прослеживаемое единство мнений состоит в следующем.

Начальник — это назначенный на управленческую должность человек, наделенный распорядительной властью и получающий вознаграждение за труд. Права и обязанности определяются законодательно и распорядком предприятия. В его подчинении находятся иные лица (штатные сотрудники).

На него возлагаются следующие обязанности:

Руководящая должность

  • отдавать приказы, распоряжения
  • руководить процессом (например, трудовым)
  • отвечать за вверенных подчиненных

Для начальника значение имеют личностные характеристики, постоянное совершенствование приобретенных навыков.

Руководитель — это, как правило, профессия человека, статус, обеспеченный формальной должностью и неформальными позициями. Статус определяется в зависимости от обязанностей, прав, условий. Руководитель может исполнять, например, обязанности:

  • директора
  • председателя правления
  • президента

Однако обязанности для достижения результата выполняются как за вознаграждение, так и неформально.

Понятие руководителя организации как наемного работника определено Трудовым Кодексом (ст.273). Согласно ему, это физическое лицо, которое осуществляет руководство организацией.

На руководителя возлагаются следующие обязанности:

  • управлять, организовывать работу вверенной группы
  • принимать стратегические решения
  • отвечать юридически за результат
  • создавать условия для развития компании
  • участвовать в ведении документации, распределении бюджетных средств
  • представлять коллектив на более высоком социальном уровне

Работа руководителя регулируется нормами как трудового, так и гражданского права. Контакты с коллегами, обмен опытом, деловые встречи — все это в ведении руководителя. Он должен обладать управленческими способностями, развитым интеллектом, работоспособностью, дисциплинированностью.

Из истории

Выполнение обязанностей руководителя считается древней профессией. Руководителями считались предводители, вожди. Ранее они управляли не только трудовым процессом, но и различными сферами повседневной жизни подчиненных.

В ведении современных руководителей находятся работники конкретных трудовых коллективов (организаций). Профессия востребована на рынке труда. Руководитель подразделения компании выступает одновременно в роли начальника и подчиненного.

Сведения из толкового словаря Д.Н. Ушакова

Начальник в словаре определяется как должностное лицо, заведующее, руководящее чем-либо. А руководитель – как лицо, возглавляющее что-либо, наставник.

Отличия в реализации прав и обязанностей

Несмотря на частое отождествление понятий, есть несколько пунктов различий.

Начальник:

  1. Это должность.
  2. Исполняет обязанности за вознаграждение.
  3. Может быть учредителем, не участвуя в управленческой функции.
  4. Трудоустраивается по утвержденному приказом договору.
  5. Собственные требования оформляет в форме приказов (указаний, распоряжений).

Руководитель:

  1. Это профессия.
  2. Исполняет обязанности за вознаграждение и неформально.
  3. Управленческая функция обязательна.
  4. Может трудиться и на общественных началах (благотворительный проект, детское объединение).
  5. Требования могут выражаться в форме консультаций, предложений, проектов.

Управление организацией предполагает работу с людьми. При всех имеющихся отличиях, начальник и руководитель для успешной работы призваны заслужить уважение в коллективе, совершенствовать профессиональные характеристики.

Эффективный стиль руководства напрямую зависит также от использования в практической деятельности позитивных личностных качеств.

Непосредственно руководитель может быть только один, ну а прямых руководителей может быть сколько угодно. Например генеральный детектор строительной фирмы, он непосредственно руководитель, а его заместители получаются прямые руководители. Разница вся между прямым и непосредственным вашими начальниками (в армии это командиры) заключена в том, что ваш непосредственный руководитель, это ближайший по должности над вами начальник. Он у работника один. А вот прямых может уже быть сколько угодно. Это те люди из начальства, кто стоят по служебной лестнице ступенькой выше над вашим непосредственным (который, кстати, также будет и прямым). Вот например, предположим что есть непосредственный начальник в заводском цехе — мастер смены на вашем участке. А над ним непосредственно стоит уже старший мастер вашего участка. Он уже будет являться для вас прямым начальником, но уже совсем не непосредственным.

Большая энциклопедия нефти и газа

Именно они способны решать судьбу всей организации. Однако это относится далеко не ко всем сферам деятельности. К примеру, можно рассмотреть, что представляет собой прямой и непосредственный начальник в армии.

Разница между этими двумя понятиями в данном случае будет определяться уставом. Что же должны делать руководители среднего звена? Главная функция начальников этого уровня заключается в том, чтобы получать указания от вышестоящих руководителей и доносить их до подчиненных.

Начальники данного уровня могут разрабатывать пути решения различных задач и реализовывать разнообразные проекты, а также вносить предложения по оптимизации деятельности всей компании. К управляющим такого уровня можно отнести руководителя определенного проекта или начальника отдела.

Начальники низшего звена выполняют работу наравне с другими исполнителями.

Ударим рускем йозыгом по беспределу правописания!Страшно — это когда понимаешь, что в каждом человеке есть свой сейф, и ты можешь его открыть… #10 30 июля 2015, 14:37 Предполагаемый заместитель* работает пока гл.бухом на 0,25 ставки,основное место работы,контракт. Если предположить внутреннее* совмещение:новое назначение -замдиректора на 0,25 ставки + 0,25 ставки гл.буха.Приоритетная* занятость в должности замдиректора. К сожалению Цитата: лучше бы через дефис зам.дир по экономике-гл.бух нам не подходит … пока) 1) Как теперь быть — приказ о назначении замдиректора (0,25 ставки)+ приказ о внутреннем совмещении гл.бухгалтером (0,25 ставки)? 2) Заключать новый контракт? Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что: Идет отправка уведомления… » Первая ← Пред.1 2 След.

Переименование должностей

Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что: Идет отправка уведомления… Big_Repa» Беларусь, Солигорск #4 29 июня 2015, 12:54 Сергей писал(а): …Как правило, работник непосредственно подчинен одновременно нескольким начальникам: директору, заму, начальнику цеха, начальнику смены, бригадиру… Сергей, вы путаете. Непосредственное подчинение — это когда между руководителем и подчиненным отсутствуют промежуточные звенья.

ВниманиеОтсюда и вытекает, что непосредственно работник подчиняется только одному человеку. Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что: Идет отправка уведомления… Сергей Что последний не может дать указания рабочему иначе как через главного инженера, который, в свою очередь, должен озадачить начальника цеха, а тот — начальника смены, и только его приказ обязан выполнять слесарь.

Пример практической пользы от функционального руководителя Уже много лет примерно 3-4 раза в год я помогаю своим клиентам проводить подготовку к участию в выставке. Помогаю маркетологу компании освоить роль функционального руководителя для продавцов. Проблемы у всех схожие, менеджеры не хотят тратить время на работу на стенде выставки.
Для них лучше в это время проводить отгрузки своим постоянным клиентам. В Москве много выставок проходит в ноябре и в феврале. Выставка – это возможность расширить клиентскую базу компании. Если ваши менеджеры «не дерутся» за право поработать на стенде выставке, обращайтесь, помогу решить вам эту проблему! Ноябрьская выставка уже скоро.

Может ли быть двойное подчинение по должностной инструкции

Обычно это договоренность о звонке клиенту в конкретную дату и время, не позднее 1-2 недель после выставки. При таком подходе, продажи новым клиентам не заставят себя ждать! Проверено. Работает. Итоги по двум статьям о функциональном подчинении

  1. Обращаем внимание на существование двух видов руководства: административного и функционального.
  2. Обычно административный и функциональный руководитель для конкретного сотрудника – это один руководитель, руководитель его подразделения.
  3. Определяем, за что отвечает каждый из двух видов руководителей: административный – за использование времени сотрудника, функциональный – за квалификацию сотрудника в зоне его компетенций.
  4. Закрепляем статус функционального руководителя за отдельными руководителями и специалистами.
  5. Для закрепления статуса функционального руководителя используем документ «Должностной функционал».

Если одна из задач требует моментального исполнения, значит, нужно отдать приоритет именно ей. Если же сроки примерно одинаковы, то лучше выполнять вначале задание вышестоящего руководства». О том, что прежде всего любому работнику нужно ориентироваться на срочность и на важность, говорит также и генеральный директор кадрового агентства «Прайм-Персонал» Дмитрий Солодкий: «Ситуации, когда у подчиненного сразу несколько начальников, встречаются у нас нередко.
При этом человек путается и в результате не может нормально работать: ведь всем угодить все равно не получится. Поэтому руководители должны сами договариваться между собой. При этом важно, чтобы и дело не страдало. Работнику следует обратиться к самому уважаемому или самому главному начальнику, чтобы он расставил все точки над i.

Порядок поступления на государственную гражданскую службу и ее прохождения содержит ряд запретов и ограничений. Одно из таких ограничений касается совместного прохождения государственной гражданской службы близкими родственниками и свойственниками.

Пункт 5 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает запрет на прием гражданина на гражданскую службу, и нахождения гражданского служащего на гражданской службе в случае близкого родства или свойства с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Этим же пунктом, а так же частью 2 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определен перечень лиц, являющихся близкими родственниками или свойственниками — родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей.

Данное ограничение установлено в целях недопущения возможного отрицательного влияния близких родственных связей на служебные отношения государственных гражданских служащих и качество их служебной деятельности, а также ограничение возможного злоупотребления служащими своим служебным положением.

Таким образом, в целях противодействия коррупции рассматривается не любая подчиненность или подконтрольность для близких родственников и свойственников, которая определяется по должностным инструкциям и другим документам, регламентирующим права, обязанности и взаимоотношения работников, а только непосредственная.

При решении вопросов, связанных с урегулированием конфликта интересов и соблюдением требований к служебному поведению государственных гражданских служащих, вызывает затруднение толкование понятий «непосредственная подчиненность» или «подконтрольность», так как законодательством о государственной гражданской службе данные понятия не определены.

Анализ судебной практики показывает, что суды разных инстанций термин «непосредственная подчиненность» толкуется как подчинение одного госудакрственного гражданского служащего другому в соответствии с должностным регламентом (инструкцией), положением о структурном подразделении государственного органа, а «подконтрольность» — как право одного государственного служащего на основании юридических документов, определяющих его статус, контролировать другого государственного служащего/, который ему непосредственно подчинен (Апелляционное определение Костромского областного суда от 11 сентября 2013 года по делу № 33-1467, Решение Заельцовского районного суда города Новосибирска от 26 сентября 2003 года по делу № 2-2393/2013, Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 22 декабря 2014 года по делу № 33-12090, решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 09 января 2016 года по делу № 2-635).

Таким образом, непосредственное подчинение и подконтрольность одного государственного гражданского или муниципального служащего другому предполагает прямое подчинение и прямой контроль.

Непосредственная подчиненность означает, что один государственный служащий подчинен другому в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией), положением о структурном подразделении государственного органа.

Непосредственную подчиненность на государственной гражданской службе следует отграничить от подчиненности, не носящей непосредственного характера. Таковая имеет место в случаях, когда один служащий подчиняется другому не непосредственно, а через другое должностное лицо (должностных лиц). В таком случае можно говорить о прямой, но не непосредственной подчиненности. Прямая, но не непосредственная подчиненность государственных гражданских служащих друг другу, в соответствии с действующим законодательством не является нарушением и может иметь место в государственном органе.

Обстоятельства, связанные с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью гражданских служащих должны быть закреплены в документах, регламентирующих работу структурных подразделений и соответствующего государственного гражданского служащего.

Таким образом, федеральные законы запрещают совместное осуществление служебных отношений лицами, которые состоят в отношениях родства или свойства, если занимаемые ими должности предусмотрены в одном структурном подразделении, соподчинены и подконтрольны.

В случае, если должности государственной гражданской службы, замещаемые лицами, которые состоят в близком родстве или свойстве, предусмотрены в одном структурном подразделении, но не соподчинены и не подконтрольны, основания для отказа в замещении таких должностей отсутствуют.

В Обзоре практики по рассмотрению в 2012 – 2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июля 2014 года прямо указывается на то, что близкое родство или свойство не является основанием для прекращения служебных отношений на государственной гражданской службе.

При оценке запрета на совместную работу близких родственников и свойственников, следует учитывать то обстоятельство, что закон не запрещает непосредственную подчиненность и подконтрольность между бывшими супругами, которые расторгли брак только лишь формально, а фактически все существовавшие ранее супружеские отношения продолжают. Таким образом, законодателя интересует всего лишь формальность, а содержание отношений остается за рамками его внимания. Для принятия решения в каждом конкретном случае необходимо исследовать всю совокупность документов, определяющих должностные обязанности и взаимные права государственных гражданских и муниципальных служащих.

Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» ограничения, запреты и обязанности, установленные статьями 17, 18 и 20 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» распространены на военнослужащих, сотрудников прокуратуры, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, таможенных органов, судебных приставов, других государственных служащих .

Кроме того, на основании п. 25 Указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» Минтрудом России даны разъяснения, согласно которым непосредственная подконтрольность предполагает наличие у непосредственного начальника или иного вышестоящего начальника (при отсутствии прямого подчинения) специального полномочия по осуществлению контроля в силу своих должностных обязанностей. Таким образом, непосредственная подконтрольность возникает в правоотношениях государственных гражданских служащих, когда это прямо предусмотрено в должностных обязанностях одного из них или осуществление контрольных полномочий закреплено локальным правовым актом.

При выявлении случаев конфликта интересов или возможности его возникновения при совместном прохождении государственной гражданской службы работниками органа исполнительной власти, состоящими между собой в близком родстве или свойстве, должны быть приняты должные меры реагирования вплоть до расторжения служебных контрактов с государственными гражданскими служащими, допустившими нарушения пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от
27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2016 г. N 594 (пункт 4 постановления) внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. N 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции».

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации с учетом внесенных изменений, предусмотрена обязанность подведомственных Министерству организаций по принятию локального нормативного акта организации, определяющего порядок сообщения работниками подведомственной организации о возникновении личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов .

При подготовке локального нормативного акта организации предписано руководствоваться Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. N 650 «О порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» и Положением, утвержденным данным Указом, а также приказом Министерства от 4 июня 2015 г. N 344н «Об утверждении Порядка уведомления работодателя (его представителя) работниками организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов».

Кроме того, постановление N 568 дополнено ограничением на осуществление трудовой деятельности работниками подведомственных Министерству организаций, должности которых предусмотрены перечнем, утвержденным приказом Министерства от 27 мая 2013 г. N 223н, в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с иными работниками данной организации, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Данное ограничение означает, что в организации не могут работать родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей руководителя организации независимо от непосредственной подчиненности, поскольку все работники организации подконтрольны руководителю организации.

Также же, в организации не могут работать родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей заместителя руководителя (главного бухгалтера, руководителя филиала и др.) организации, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Обращено внимание на то, что в случае непринятия руководителем подведомственной Министерству организации мер по соблюдению вышеуказанного ограничения, в том числе и в отношении иных работников организации, трудовой договор с руководителем подведомственной Министерству организации, будет расторгнут, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Литература

1. Трудовой кодекс РФ. Доступ: http://logos-pravo.ru/trudovoy-kodeks-rf-tk-rf

2. Федеральный закон от 27.07.04. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».

3. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 N 25-ФЗ.

4. Семейный кодекс РФ. Доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/

5. В ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ.

6. В ред. Федеральных законов от 21.10.2011 N 288-ФЗ, от 21.11.2011 N 329-ФЗ.

7. Часть 1.1 введена Федеральным законом от 21.10.2011 N 288-ФЗ; в ред. Федерального закона от 04.03.2014 N 23-ФЗ.

8. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А.Ефрона. Доступ: http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/81134/Подчиненность

9. Большой экономический словарь. – М.: Институт новой экономики. А.Н. Азрилиян. 1997. Доступ: http://big_economic_dictionary.academic.ru/10757/ПОДЧИНЕННОСТЬ.

10. Разъяснения комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления по вопросу соблюдения ограничений подчиненности и подконтрольности по службе. Доступ: http://www.komitet4.km.duma.gov.ru/site.xp/052057056124057054054.html

11. Обзор практики по рассмотрению в 2012 – 2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июля 2014 г. Доступ: http://sudact.ru/law/obzor-praktiki-po-rassmotreniiu-v-2012-/

12. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции».

13. Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 июля 2016 г. N 10-9/10/В-4600 «О мерах по обеспечению запрета на осуществление трудовой деятельности работниками организации, должности которых предусмотрены перечнем, утвержденным приказом Минтруда России от 27 мая 2013 г. N 223н, в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с иными работниками организации, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому». Доступ: ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71343634/#ixzz4YfCV0pFf