Рекуррентный

Автоплатеж изнутри: часть 1. Как работают рекурренты


Привет, Хабрахабр!
Относительно недавно мы запустили услугу рекуррентных платежей и хотим поделиться с вами их внутренним устройством. По сути, рекурренты — это серия повторяющихся платежей. Принцип их работы прост: при проведении первого (родительского) платежа, в базе данных регистрируется шаблон рекуррента, которому присваивается уникальный идентификатор. Все повторные списания происходят с использованием этого шаблона — мерчант дает команду своему сервис-провайдеру, с указанием идентификатора рекуррента и суммы платежа, а сервис-провайдер инициирует списание средств с карты пользователя.
Самому пользователю достаточно один раз принять оферту, где указано, за что и с какой периодичностью будут списываться средства.
В целом, весь процесс можно разделить на два этапа — регистрация шаблона рекуррентного платежа и повторное списание регулярного платежа. Покажем на примере использования Payler Gate API:

1. Регистрация шаблона

В запросе инициализации платежа StartSession требуется задать значение необязательного параметра recurrent равным true:

В ответ на успешное выполнение транзакции придет идентификатор созданного шаблона рекуррентных платежей recurrent_template_id. Также его можно получить, выполнив запрос GetStatus, указав параметры key (идентификатор мерчанта) и order_id. Пример ответа за успешный запрос:

2. Повторное списание

После успешной регистрации шаблона можно выполнять повторные списания без участия владельца карты. Для этого нужно выполнить запрос RepeatPay, указав следующие параметры:
key — идентификатор мерчанта
order_id — идентификатор заказа в системе мерчанта
amount — сумма платежа в копейках (может отличаться от суммы первого платежа)
recurrent_template_id — идентификатор шаблона рекуррентного платежа
Пример ответа на успешный запрос:

Шаблонов можно регистрировать несколько, а информацию по каждому из них можно получить через запрос GetTemplate (обязательно с указанием идентификатора шаблона, в противном случае в ответ придет информация обо всех шаблонах, существующих у мерчанта). При успешном выполнении запроса, мерчант получит ответ, содержащий следующие параметры:
recurrent_template_id — неизменная строка
created — дата и время регистрации шаблона
card_holder — имя держателя карты, к которой привязан шабло
card_number — маскированный номер карты
expiry — срок действия карты (по умолчанию создается на весь срок действия карты)
active — активность шаблона (со значениями true или false)
И пример ответа на успешный запрос:

Кстати, активировать или деактивировать шаблон поможет запрос ActivateTemplate, в котором нужно указать всего три параметра — key, recurrent_template_id и active, со значением true если шаблон требуется активировать, или false — если деактивировать.
Как вы видите, все устроено предельно просто. Чуть позже мы продолжим раскрывать тему автоплатежей и напишем еще один пост.
Хотим отметить, что услуга рекуррентов бесплатна для наших мерчантов. На данном этапе услугу нам предоставляют Банк Русский Стандарт и Альфа Банк, но совсем скоро к им присоединятся Промсвязьбанк и Сургутнефтьгазбанк.

В каких сферах инфобизнеса применяются

Больше всего с применением этой формы платежей связаны следующие сферы:

  • платная подписка на email-рассылки или на новостной контент;
  • оплата доступа в интернет;
  • платный доступ к сведениям, размещенным в закрытых разделах сайта;
  • дистанционные виды обучения;
  • организация тренингов и интенсивов;
  • продление доменных или хостинговых услуг.

При намерении создать собственное информационное дело, используя возможности одной из выше перечисленных областей, стоит заранее присмотреться к рекуррентным онлайн-платежам.

К самому простому способу, позволяющему настроить такой вид платежей, относят выбор подходящего сервиса автоматизации бизнеса в интернете. В качестве примера такого решения вполне могут стать платформы «АвтоВебОфис», PayPal, Cloudpayments, Paymaster, прочее.

В таком случае основную часть технической работы, связанную с интеграцией рекуррентных платежей, можно благополучно переложить на плечи квалифицированных специалистов.

Что делать, если списания с карты производятся неправомерно, или как отключить рекуррентные платежи?

Поскольку рекуррентные платежи не требуют подтверждения от владельца карты (это называется безакцептные платежи), не исключена ситуация, когда после разового платежа со счета могут снимать деньги.

Причем эти списания никакого отношения не имеют отношения к рекуррентным.

Теоретически, первое, что нужно сделать, – это обратиться в банк. Но, как показывает практика, кроме советов на будущее, там Вам ничем помочь не смогут. Когда банку-эмитенту приходит «команда» на списание от платежной системы, деньги отправляются незамедлительно и без возражений. Всегда. Даже если холд был давно снят, не хватает денег либо счет клиента рискует быть загнанным в технический овердрафт.

На сегодняшний день ни один банк не сможет качественно отмониторить, какие, собственно, платежи «висят» на Вашей карте. Более того, контролировать такие платежи для него будет крайне сложно, поскольку вся информация о них чаще всего хранится в самой платежной системе.

Поэтому остановить такую неправомерность и застраховать себя от последующих несанкционированных списаний в силах только сам юзер.

Сделать это можно:

  • в месте инициации платежей (ТСП) – дальнейшие действия будут зависеть от интерфейса;
  • с самой картой – перевыпустить ввиду компрометации, заблокировать либо поставить лимит (запрет) на определенные операции. Проблема заключается в том, что если карта останется с прежними реквизитами, с нее могут вновь произвести списания.

Обзор сервисов рекуррентных платежей в России

Сравнительно недавно появилось такое явление как рекуррентные платежи в инфобизнесе.

Рекуррентные платежи — это автоматические платежи, которые осуществляются периодически и на регулярной основе после успешного осуществления первого платежа.

Для проведения такого рода платежей, скрипт магазина передает id первого платежа, используя API.

В инфобизнесе в качестве инструмента повышения лояльности используется е-мэйл рассылка автора. Он присылает ценные материалы, обучающие видео, делится полезным контентом, ведя регулярную рассылку. Классическое понимание рассылки как инструмента повышения лояльности и доверия клиентов к автору приводит к тому, что авторы раздают бесплатно свой материал. Но почему бы не рассматривать саму рассылку как отдельный продукт, который приносит деньги?

Для этого люди, которые получают такую рассылку, должны иметь возможность оплачивать доступ к ней или закрытому клубу, где собран контент более высокого уровня. По сути, человек получает ваши знания с небольшой рассрочкой, читает вашу продвинутую рассылку и обучается через видео за небольшую регулярную оплату.

Механизм регулярных платежей, по сути, создает список платных подписчиков, потому что, для того, чтобы оказаться в закрытом клубе, пользователь должен заплатить. Такое продлеваемое получение вашей авторской рассылки или участие в закрытом VIP клубе создает в вашем информационном бизнесе постоянный денежный поток.

Потенциальный клиент платит первый взнос и сразу получает контентные материалы. Чтобы продлевать членство, ему не придется помнить о датах продления платной подписки, потому что система сама списывает оплату в определенный срок.

Это имеет свою ценность и позволяет создать новый уровень бизнеса, когда вы смотрите на свою авторскую рассылку как на продукт, за получение которого люди платят деньги.

Но не все так радужно, как на первый взгляд может показаться. Не стоит забывать, что российский рынок еще сырой для введения механизма автоматических подписок и рекуррентных платежей по той простой причине, что люди не готовы к этому.

В большинстве случаев, даже если человек в курсе, что он подписан на рекуррентные платежи, то когда в очередной раз (зачастую это 2-ой месяц подписки) у него спишут деньги, он начинает звонить, писать и хамить, почему сервис списывает деньги. Это стресс для пользователей и предпринимателей.

Единственный выход избежать подобных ситуаций – за пару дней до списания отправлять е-мейл уведомление о том, что через два дня будет автоматически продлена подписка и списание средств с карты. И в случае, если вы не хотите идти с нами дальше, то отпишитесь от сервиса, как это сделать смотрите в инструкции.

Вы делаете это не для того, чтобы человек успел сбежать, а для того, чтобы избежать стресса от появления подобных конфликтов, чтобы повысить лояльность и уровень обслуживания. Уже слышу свист летящих в нас тапок. Конечно, чтобы получать больше денег, не стоит самим предлагать людям убегать от вас, но поверьте, вы заработаете меньше седых волос, если просто предупредите людей о продлении подписки, чем потом будете разгребать почту, полную негативных возгласов.

Еще одной проблемой рекуррентных платежей является то, что очень часто у платных подписчиков просто нет средств на карте. Да, даже 500 рублей. Система обращается несколько раз к карте с попыткой списать средства, после чего автоматически блокирует пользователя и отписывает его. Поэтому, если вы заранее предупреждаете подписчика о списании средств, то подписчик, который желает подлить подписку, будет иметь в виду, что на его карте обязательно должны быть средства к определенному числу.

Поэтому внедряйте в свой бизнес возможность рекуррентных платежей только тогда, когда у вас есть постоянная аудитория, нуждающаяся в подписке к вашему клубу или рассылке, либо, если у вас очень крутой продукт (сервис) и изначально он продается по системе подписки с автоплатежами.

Когда вы подключаете платежную систему к вашему сайту, то следует действовать тонко, потому что покупатель хочет произвести платеж быстро и не иметь при этом трудностей. Поэтому платежный агрегатор – прямой путь к успеху проведения платежа. Позаботьтесь о том, чтобы дизайн страницы вашего магазина соответствовал дизайну платежной системы, чтобы покупателю было комфортно и создавалось ощущение, что он проводит транзакцию в одной системе.

Обзор сервисов рекуррентных платежей

1. PayU — международная процессинговая компания, которая входит в медиагруппу Naspers, история которой насчитывает более 100 лет и считается третьей в мире по количеству клиентов в сфере E-commerce.

Проведение платежей через систему PayU защищено и безопасно для клиентов, потому что сервис контролирует получение продукта покупателем и компенсирует стоимость покупки в случае, если покупатель не получил товар, или товар оказался не соответствующим описанию. Менеджеры компании помогают с правильным оформлением претензии в банк по возврату денежных средств.

PayU ЖКХ— это специальная программа для управляющих компаний. Программа позволяет настраивать рекуррентные платежи для приема оплаты за коммунальные услуги в режиме онлайн.

К сожалению, такие проблемы как неготовность людей к автоматическому списанию средств с карты, а также недостаток на карте денежных средств приводят к тому, что этой программой не пользуются, либо пользуются лишь единицы.

Компания работает с 17 странами мира, и Россия в их числе. Подключаться к систему PayU могут юридические лица и ИП, в том числе и нерезиденты. Чтобы подключаться к системе, необходимо проверить сайт вашего магазина на соответствие требованиям системы, затем подать заявку, которая будет рассмотрена за 1 рабочий день, и заключить договор на обслуживание.

2. KnowHow. Вот, что о себе говорит сам сервис:

«KnowHow.ru — Мощная система для организации онлайн-бизнеса, мембершип-зоны, групп по подписке, закрытых клубов, членских клубов под ключ, которая настраивается за минуты».

Вы самостоятельно и без помощи программистов настраиваете свою площадку для работы с клиентами. Сервис поможет вам продавать подписки, продукты или членство в закрытом клубе, а также настраивать персональные кабинеты, защищенные паролем. Сервис предлагает апселы и даунселы, которые оформляются в 1 клик, а также позволяет управлять базами клиентов и автоматизировать клиентский сервис.

Рекуррентные платежи также легко настраиваются в сервисе. Вы можете организовать закрытый клуб, в который пользователи будут попадать под своим логином и паролем, и получать тот контент, подписку на который они оформили в клубе.
Этот сервис отлично подойдет преподавателям и инфобизнесменам.


Тарифы:

3. Яндекс.Касса также предлагает автоматические (рекуррентные) платежи своим клиентам. Чтобы подключить платежи по подписке, необходимо разработать на своей стороне соглашение с клиентом с оговоренным сроком и суммой платежа. Для согласования подключения необходимо проинформировать пользователей, каким образом они могут отменить подписку в любой момент. Затем обратитесь к менеджеру Кассы, чтобы подключил услугу рекуррентных платежей к вашему магазину. Повтор автоматических платежей происходит с использованием метода repeatCardPayment.

4. Justclick. В настройке магазина сервиса Justclick есть возможность включать рекуррентные платежи, которые интегрируется через Robokassa. Это новшество появилось в системе в 2015 году.

Для подключения этого сервиса необходимо в настройках указать номер сертификата, полученного в Robokassa. Подключение происходит через обращение в службу поддержки Justclick.

Через Робокассу Вы получаете сертификат, затем вводите в соответствующую строку в сервисе Justclick ID код и пароль от сертификата. Помимо этого вам потребуется загрузить сертификат в соответствующее поле.

Тарифы:


5. Autoweboffice. Функция рекуррентных платежей в системе Autoweboffice реализована через процессинговую компанию PayU.

Поэтому уместно использовать сервис для рекуррентных платежей в связке с другим функционалом, которым вы уже пользуетесь в Autoweboffice, например, партнерской программой.

Все задачи по списанию средств выполняет сервис Autoweboffice.

6. PayPal

Тарифы:


7. ROBOKASSA также предоставляет сервис рекуррентных (регулярных) платежей, для которых не требуется дополнительное подтверждение, а требуется только первоначальное подтверждение по 3d Secure. То есть списание происходит за первый платеж, а затем – регулярное списание средств в заданный период времени.

Помимо сервисов, которые мы рассмотрели, существуют еще ряд сервисов, которые можно использовать для проведения рекуррентных платежей:

Попробуйте свои силы в 10-дневной бизнес-игре «Твой Старт», в которой Вы начнете зарабатывать на своем деле, используя свои таланты и сильные стороны!

При выборе сервиса стоит смотреть такие параметры, как: кому подключают регулярные платежи, а также при каких условиях.

Рекуррентные платежи подключают не всем: либо тем, кто использует определенный тариф, либо тем, кто набирает определенный рейтинг. Также обратите внимание на то, кому подключают рекуррентные платежи – ИП или только юридическим лицам (ООО), резидентам или нерезидентам.

Таким образом, сервисов приема рекуррентных платежей достаточно много на российском рынке. Вы можете выбрать один из тех сервисов, которым вы уже пользуетесь, например, для ведения рассылки или создания платных продуктов, мемберзон, либо подключить более надежный на ваш взгляд сервис.

Вы уже видели наш обзор скриптов партнерских программ на российском рынке? Если нет, то читайте прямо сейчас, потому что наверняка вы уже задумывались для создания своей собственной партнерской программы, которая позволяет получать доход практически на автомате!