Система образования в финляндии

Школьные ступени

Финские детишки отправляются в школу, как и наши, в 7 лет и продолжают учиться до 16-17.

Первая ступенька – нижняя – 1-6 классы.

Вторая – верхняя – 7-9 классы.

Есть еще и необязательный 10 класс, в котором дети могут улучшить свои знания и повысить показатели по предметам, на которые не хватило времени или сил за 9 лет обучения.

А что потом? А потом юноши и девушки либо отправляются учиться в профессиональные колледжи, где приобретают определенную профессию, либо в лицей, где на протяжении двух лет готовятся к поступлению в высшие учебные заведения.

Нижняя ступень

До того, как поступить в школу, дошколята проходят предварительное начальное образование, типа нашей подготовки к школе.

С 1 по 6 класс все предметы детям преподает один учитель.

В 1 и 2 классах детки изучают финский язык, чтение, математику, природоведение, музыку, изобразительное искусство, религию (или жизнепонимание, если религия совсем не волнует). Также проводятся уроки труда и физкультуры. Причем, уроком физкультуры считается любая спортивная подвижная игра, которая проводится 1 – 3 раза в неделю.

Уроки труда не разделяются на девчоночьи и мальчишечьи. Если пилим лобзиком, то все вместе, соответственно, и супчики варить тоже будем всем классом.

На уроках музыки дети не просто сидят и слушают музыкальные произведения или переписывают под диктовку тексты песен в свои тетрадки, они реально музыкой занимаются. Поют и учатся играть на музыкальных инструментах.

На одном уроке дети могут изучать сразу несколько дисциплин, то есть если идет урок природоведения, то сюда могут быть добавлены, к примеру, и элементы математики. Применяется сквозное изучение предметов, что дает возможность быстрее понять мироустройство, охватить, так сказать, его более широким взглядом.

Первый иностранный язык появляется в школьной программе уже в 3 классе, а потом еще один и еще, об этом подробнее расскажу чуть ниже.

Плюс, в 4 классе добавляются еще некоторые интересные предметы на выбор: это может быть компьютерная грамотность, или уроки печатания на клавиатуре, а также предметы творческой направленности, как, например, резьба по дереву или хоровое пение. Как можно заметить, система в данном случае учитывает желания и способности учеников.

В 5 классе начинается изучение биологии, химии, географии, физики и истории. Напомню, все предметы преподает один и тот же учитель, который, судя по всему, должен быть очень разносторонне образованным человеком.

Верхняя ступень

В 7 классе ребят ожидает знакомство с учителями-предметниками. Изучают родной и иностранные языки, литературу (которая представлена банальным чтением книг), математику, биологию, географию, основы здорового образа жизни, религию. Такие предметы как труд, физкультура и музыка присутствуют в школьном расписании до самого конца.

Интересно, что в 9 классе 2 недели отводятся на знакомство с трудовой жизнью. Задача школьников – найти себе любое рабочее место и пару недель там хорошенечко поработать. Говорят, подросткам это очень нравится.

Углубленное изучение какого-либо предмета в ущерб другому не практикуется. Здесь не считают, что математика, к примеру, может быть важнее музыки или биологии. Все школьные дисциплины считаются одинаково важными.

В 10 класс отправляются только те школьники, которые считают, что им это нужно. По сути, это как у нас остаться на второй год. Только вот в Финляндии ничего позорного в данной ситуации не видят, ведь все обучение направлено на подготовку ко взрослой жизни, а это дело серьезное.

Иностранные языки

Иностранные языки школьники начинают изучать с 3 класса. Можно выбрать язык на свой вкус, самыми популярными, как и у нас, считаются английский, немецкий и французский. Но если школьник в 3 классе выбрал не английский, то в 4 классе он начинает его изучать в обязательном порядке.

Это интересно! Финляндия занимает 7 место в мире среди неанглоязычных стран по знанию английского языка.

Еще одним обязательным иностранным языком считается шведский, его начинают изучать в 6 классе. Хотя, не такой уж он и иностранный. Финляндия вообще считается двуязычной страной, финский и шведский признаны государственными языками, но на шведском говорят лишь 5% населения.

Ну а в 8 классе можно по желанию выбрать еще один иностранный язык и начать его изучать, здесь в лидерах китайский, испанский и русский. Причем, в последнее время популярность русского языка возросла.

Таким образом, на выходе из учебного заведения финский школьник владеет родным языком и четырьмя иностранными. Да, конечно, может он и не сможет на этих языках рассуждать на какие-то глубокие философские темы, но поддержать разговор на бытовом уровне вполне способен.

Интересно, как же учителям удается достичь таких высот в преподавании языков? Ведь наши российские школьники за 11 лет еле-еле с английским справляются, да и то далеко не все. А секрет здесь в подходе к обучению.

Применяется принцип познания родного языка младенцами. Ведь для того, чтобы наши русские детишки в два года могли понимать и изъясняться на русском, мы не учим их с пеленок грамматике и буквам. Малыш просто напросто погружен в конкретную языковую разговорную среду, благодаря чему примерно за два года и осваивает устную русскую речь.

Примерно также поступают и учителя в школах Финляндии, создают языковой контекст и постепенно дают необходимые навыки. Причем, каждый последующий язык учится намного легче предыдущего.

О важном: каникулы, оценки и экзамены

Учебный год начинается в августе. Какого-то одно конкретного дня начала учебы, как у нас 1 сентября, не существует. Начинают все по-разному, с 8 по 16 число последнего месяца лета. Ну а заканчивается учебный год в мае.

Год делится на два полугодия: осеннее и весеннее. В осеннем полугодии предусмотрены 3-4 дня осенних каникул и длинные двухнедельные каникулы на Рождество. А в весеннем –школьников радуют так называемые «лыжные каникулы» в феврале и еще одни пасхальные.

Учатся ребята пять дней в неделю только в первую смену, пятница – короткий день.

Теперь про оценки. Получить пятерку в финской школе – это не есть хорошо. Так как система оценивания 10-балльная. В первом классе оценок не ставят, так же как и во втором и в третьем, четвертом, пятом и шестом. На нижней ступени обучения возможно только устное оценивание учеников учителем с помощью таких понятий как «хорошо», «удовлетворительно», или «посредственно».

Первые «настоящие» оценки появляются только у семиклассников. Но в дневник их не ставят. Почему? А потому, что такой штуки как дневник у финских школьников просто нет. В стране действует государственная электронная система, типа наших электронных дневников, куда учителя заносят данные об успеваемости, о пропусках уроков, о проблемах и достижениях. А родители к этой системе имеют прямой доступ.

А теперь об экзаменах. Какие там ВПР, ЕГЭ или ОГЭ? Ничего подобного нет. Девиз таков: «Мы готовим не к экзаменам, а к жизни». Поэтому выпускники сдают лишь один обязательный тест в самом конце обучения. А контрольные работы и промежуточные тесты может провести учитель на свое усмотрение.

И никто о результатах данного теста сильно не переживает и не печется, как говорится, что получилось, то и хорошо. И это никак не роняет рейтинг школы или конкретного учителя. И учебные заведения ни перед кем за результаты данного теста отчитываться не должны.

Как живется учителям?

В Финляндии быть учителем престижно, что подтверждают учительские зарплаты. Учитель-предметник получает 5000 евро, а помощник учителя (есть такая должность в финских школах) – 2500.

Нет конкретных разработанных на государственном уровне учебных планов, которым должен следовать каждый преподаватель, ну разве что общие рекомендации. Педагоги используют те методы обучения, которые считают самыми эффективными. Никаких проверок, РОНО или методистов.

Ну а чтобы все-таки держать учительский состав в тонусе, в финском трудовом законодательстве есть такой пункт, учитель может заключить договор с учебным заведением только сроком на 1 год. А потом контракт либо будет продлен, либо нет. Поэтому, чтобы быть трудоустроенным гражданином, учителю приходится вести себя адекватно и заниматься постоянным самосовершенствованием.

Доносить новую тему до школьников – не есть задача учителя, ведь все написано в книгах. Задача педагога – научить школьника думать, находить необходимую информацию и правильно ее применять. И в конфликтных ситуациях, возникающих между учениками, учителя не участвуют, считается, что это тоже определенная школа жизни и детям даже здесь учиться не мешают.

Никаких любимчиков или нелюбимчиков у финских учителей нет. А если такая ситуация случается и учитель начинает распределять свое внимание не равномерно на всех учеников, то можно ждать расторжения или непродления контракта.

Как живется школьникам?

Про то, что школяры прекрасно осведомлены о своих правах, я уже упомянула. Теперь еще о некоторых радостях.

Никто никого учиться не заставляет. Здесь принцип такой «Не можешь, научим, не хочешь – твои проблемы».

Как говорится, стране нужны не только великие врачи и юристы, но и без хороших дворников далеко не уедешь, и все это прекрасно понимают.

В случае трудностей с овладеванием школьными предметами юношу или девушку просто сориентируют на какую-нибудь несложную, но нужную профессию, в соответствии с личными склонностями, а не будут заваливать двойками и требовать супер-успеваемости.

А кто решает, к чему у юного человека склонности? Учитель будущего, конечно же. Есть такая должность в финских школах. Он проводит определенные тесты и беседы и помогает ученику определиться с его будущим.

Учатся мальчики и девочки по индивидуальным программам. У каждого ученика может быть свое задание на уроке, задания могут быть разного уровня сложности. Эта индивидуализация касается всего: применяемых учебников, преподнесения материала (кому поглубже, кому поверхностно), количества домашних заданий и т.п.

На уроке ученик может заниматься чем-то своим, например, если весь класс смотрит научный фильм, а ему не интересно, то он может взять и, к примеру, почитать книгу.

И преподают в школах то, что может реально потребоваться в жизни. Школьники прекрасно знают, что такое портфолио, бизнес-план, контракт, сайт-визитка. Умеют обращаться с банковскими картами и высчитывать налоги, предусмотреть будущую прибыль от каких-то конкретных действий и нарисовать розу ветров на определенной местности. К жизни готовят, словом.

Нет никакого разделения учеников на хороших и плохих, такая градация строго-настрого запрещена. Все равны и все особенные, хоть ребенок гений, хоть ребенок хорошо отстающий.

Дети-инвалиды имеют все возможности для того, чтобы обучаться вместе со своими здоровыми ровесниками. И вид инвалидного кресла никого не шокирует и не смущает. А для тех, кто слабо видит или слабо слышит создаются специальные классы в обычных школах.

Несмотря на всю эту ненапряжность и легкость и даже какую-то вседозволенность, контроль за обучением все-таки имеется. Быть в школе и посещать уроки — обязательное условие. Правда, если школьник уроки пропускает и учиться не хочет совсем, то родителей в школу никто вызывать не будет. Ребенок просто останется на второй год и все дела.

Еще одна радость школьников из Финляндии, которой были бы рады и наши российские школяры – полное отсутствие школьной формы, правда, сменка все равно нужна. Уроки частенько проводятся не за партами, а на природе. Многие учебные классы оборудованы удобными диванчиками или коврами, на которых можно сидеть во время уроков.

Домашку учителя задают редко и понемногу, считается, что родители не должны заниматься с детьми уроками, лучше пусть вместе сходят на прогулку или посетят музей.

К доске никого не вызывают, пересказывать материал не заставляют. Учитель задает общий тон уроку, а потом просто ходит, смотрит, как ученики справляются, в случае чего направляет в нужную сторону.

Расслабленная система обучения

Финская система школьного обучения многое взяла из восточной культуры. В восточных единоборствах есть такое понятие как «расслабленная концентрация внимания». Считается, что для того чтобы быть эффективным, человек не должен быть напряжен. Вот и создается для школьников комфортная среда, построенная на принципах гуманизма и равенства.

Основная цель системы образования в Финляндии – довести абсолютно всех до среднего уровня. Поэтому большое значение уделяется дополнительным занятиям с отстающими учениками. Родителям таких детишек не приходится обращаться к репетиторам, чтобы догнать класс по какому-либо предмету. Такие репетиторские услуги оказывают абсолютно бесплатно сами школьные учителя. Ну прямо целая бочка меда, не правда ли?

А там где стоит бочка меда найдется и ложка дегтя. И заключается она в том, что с учениками преуспевающими дополнительных занятий никто проводить не будет. Если есть желание дать своему отпрыску знания, превосходящие школьную программу, по максимуму развить его потенциал, то добро пожаловать в объятия репетиторов на дополнительные занятия, за которые родителям уже придется заплатить.

Но и эту ложку дегтя в Финляндии пытаются ликвидировать. Реформа образования продолжается.

Как попасть в финскую школу?

Очень просто, для этого всего-навсего нужно жить в этой стране. Школьное образование считается обязательным для всех, в том числе и для детей иностранцев. Если малыш совершенно не знает финского языка, то для начала его устраивают на специальные языковые курсы, а потом уже принимают в школу.

Русско-финские школы в государстве также имеются, и их достаточно много, ведь примерно 20% населения страны говорит на русском языке.

На этом наша небольшая экскурсия по финским школам окончена. Надеюсь, вам было интересно.

«Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое».

Наталья Киреева живет в Хельсинки. Недавно она рассказала о системе и принципах местного образования и поделилась своим мнением, почему финское образование считается одним из лучших в мире. AdMe.ru удивлен его особенностями.

Согласно международным исследованиям, которые раз в 3 года проводит авторитетная Организация экономического сотрудничества и развития, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний. Они также самые читающие дети планеты, заняли 2-е место по естественным наукам и 5-е — по математике. Но даже не это так восхищает педагогическое сообщество. Невероятно, что при таких высоких результатах школьники проводят наименьшее количество времени за учебой.

Среднее общеобразовательное обязательное обучение в Финляндии включает школу двух ступеней:

— нижняя (alakoulu), с 1 по 6 класс;

— верхняя (yläkoulu), с 7 по 9 класс.

В дополнительном 10 классе учащиеся могут улучшить свои оценки. Затем дети отправляются в профессиональный колледж либо продолжают учебу в лицее (lukio), 11–12 классы в нашем привычном понимании.

7 принципов «средней» ступени финского образования:

1. Равенство

-Школ.

Нет ни элитных, ни «слабеньких». В самой крупной школе страны учится 960 учеников. В самой маленькой — 11. Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Почти все школы — государственные, есть десяток частно-государственных. Разница, кроме того, что родители вносят частичную оплату, — в повышенных требованиях к ученикам. Как правило, это своеобразные «педагогические» лаборатории, следующие выбранной педагогике: Монтессори, Френе, Мортана и Вальдорфская школы. К частным относятся и учреждения с преподаванием на английском, немецком, французском.

Следуя принципу равенства, в Финляндии существует параллельная система образования «от детских садов до университетов» на шведском языке. Не забыты и интересы саамского народа, на севере страны можно обучаться на родном языке.

До недавнего времени финнам было запрещено выбирать школу, следовало отдавать детей в «ближайшую». Запрет сняли, но большинство родителей так и отдают детей «поближе», ведь все школы одинаково хороши.

-Всех предметов.

Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.

-Родителей.

Кто по профессии (социальному статусу) родители ребенка, учитель узнает в последнюю очередь, в случае необходимости. Вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены.

-Учеников.

Финны не сортируют учеников на классы по способностям или карьерным предпочтениям.

Также нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными» и учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети на инвалидных креслах. При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха. Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися — самая маленькая в мире.

«Меня возмущала финская система образования, когда в школе училась моя дочь, которую по здешним меркам можно отнести к одаренным. Но когда в школу пошел сын, у которого обилие проблем, мне сразу все очень понравилось», — делилась впечатлениями русская мама.

-Учителей.

Нет «любимых» или «ненавистных грымз». Учителя тоже не прикипают душой к «своему классу», не выделяют «любимчиков» и наоборот. Любые отклонения от гармонии ведут к расторжению контракта с таким учителем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны в трудовом коллективе: и «физики», и «лирики», и учителя труда.

-Равенство прав взрослого (учителя, родителя) и ребенка.

Финны называют этот принцип «уважительное отношение к ученику». Детям с 1 класса объясняют их права, в том числе и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику. Это стимулирует финских родителей к пониманию, что их ребенок — самостоятельная личность, обижать которую запрещено как словом, так и ремнем. Унижать учеников у педагогов не получается в силу особенностей профессии учителя, принятых в финском трудовом законодательстве. Главная особенность состоит в том, что все учителя заключают контракт только на 1 учебный год, с возможным (или нет) продлением, а также получают высокую зарплату (от 2 500 евро — помощник, до 5 000 — учитель-предметник).

2. Бесплатность

Кроме самого обучения бесплатны:

-обеды;

-экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность;

-транспорт, который забирает и возвращает ребенка, если ближайшая школа находится дальше двух километров;

-учебники, все канцелярские принадлежности, калькуляторы и даже ноутбуки-планшетники.

-Любые сборы родительских средств на любые цели запрещены.

3. Индивидуальность

Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: кому «корешки» — более подробное изложение, а от кого требуются «вершки» — кратко о главном.

На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваться они будут согласно персональному уровню. Если отлично выполнил «свое» упражнение начальной сложности, получи «отлично». Завтра дадут уровень выше — не справишься — ничего страшного, снова получишь простое задание.

В финских школах наряду с обычным обучением есть две уникальные разновидности образовательного процесса:

Поддерживающее обучение «слабых» учеников — то, чем в России занимаются частные репетиторы. В Финляндии репетиторство популярности не имеет, школьные учителя добровольно справляются с дополнительной помощью во время урока или после него.

Коррекционное обучение — связано с устойчивыми общими проблемами в усвоении материала, например, из-за непонимания неродного финского языка, на котором ведется обучение, или в связи со сложностями с запоминанием, с математическими навыками, а также с асоциальным поведением некоторых детей. Коррекционное обучение проводят в малых группах или индивидуально.

4. Практичность

Финны говорят: «Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты — на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.

В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Устройство доменной печи, например, не пригодится, его и не изучают. Зато здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок или изобразить «розу ветров» на данной местности.

5. Доверие

Во-первых, к школьным работникам и учителям: нет проверок, роно, методистов, обучающих как обучать и проч. Программа образования в стране единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим.

Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее.

6. Добровольность

Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут бомбить «двойками». Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы.

В этом финны тоже видят задачу средней школы — выявить, стоит ли данному подростку продолжать обучение в лицее или достаточно минимального уровня знаний, кому полезнее пойти в профессиональное училище. Надо отметить, что и тот и другой путь в стране одинаково ценится.

Выявлением склонностей каждого ребенка к определенному виду деятельности путем тестов и бесед занят штатный школьный специалист — «учитель будущего».

В общем, процесс обучения в финской школе мягкий, деликатный, но это не значит, что можно «забить» на школу. Контроль школьного режима обязателен. Все пропущенные уроки будут «отсижены» в прямом смысле. Например, для ученика 6 класса учитель может найти «окошко» в расписании и посадить его на урок во 2 классе: сиди, скучай и думай о жизни. Будешь мешать младшим — час не засчитают. Не выполняешь заданное учителем, не работаешь на уроке — никто не будет вызывать родителей, грозить, оскорблять, обращаясь к умственной неполноценности или лени. Если родители также не озабочены учебой своего ребенка, он спокойно не перейдет в следующий класс.

Оставаться на второй год в Финляндии непозорно, особенно после 9 класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно, поэтому в финских школах есть дополнительный (необязательный) 10 класс.

7. Самостоятельность

Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному — самостоятельной будущей успешной жизни. Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает — все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, интернетом, калькулятором — привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем.

Также школьные педагоги не вмешиваются в конфликты учащихся, предоставляя им возможность подготовиться к жизненным ситуациям всесторонне и развить умение постоять за себя.

Учебный процесс в «одинаковых» финских школах, тем не менее, организован очень по-разному.

Когда и сколько учимся?

Учебный год в Финляндии начинается в августе, с 8-го по 16-е, единого дня не существует. А заканчивается в конце мая. В осеннем полугодии имеется 3–4 дня осенних каникул и 2 недели рождественских. Весеннее полугодие включает по неделе февральских — «лыжных» каникул (финские семьи, как правило, отправляются вместе кататься на лыжах) — и пасхальных.

Обучение — пятидневка, только в дневную смену. Пятница — «короткий день».

Чему учимся?

1–2 класс:

Изучаются родной (финский) язык и чтение, математика, природоведение, религия (согласно вероисповеданию) или жизнепонимание (для тех, кого религия не волнует), музыка, ИЗО, труд и физкультура. На одном уроке может изучаться сразу несколько дисциплин.

3–6 класс:

Начинается изучение английского языка. В 4 классе — еще один иностранный язык на выбор: французский, шведский, немецкий или русский. Вводятся дополнительные дисциплины — предметы по выбору, в каждой школе они свои: скорость печатания на клавиатуре, компьютерная грамотность, умение работать с деревом, хоровое пение. Почти во всех школах — игра на музыкальных инструментах, за 9 лет обучения дети попробуют все, от дудочки до контрабаса.

В 5 классе добавляется биология, география, физика, химия, история. С 1 по 6 класс обучение ведет один учитель почти по всем предметам. Урок физкультуры — это любая спортивная игра 1–3 раза в неделю, в зависимости от школы. После урока обязателен душ. Литература, в привычном для нас понимании, не изучается, это скорее, чтение. Учителя-предметники появляются только в 7 классе.

7–9 класс:

Финский язык и литература (чтение, культура края), шведский, английский, математика, биология, география, физика, химия, основы здоровья, религия (жизнепонимание), музыка, ИЗО, физкультура, предметы по выбору и труд, который не разделяется отдельно «для мальчиков» и «для девочек». Все вместе учатся варить супы и вырезать лобзиком. В 9 классе — 2 недели знакомства с «трудовой жизнью». Ребята находят себе любое «рабочее место» и с великим удовольствием отправляются «на работу».

Кому нужны оценки?

В стране принята 10-балльная система, но до 7 класса применяется словесная оценка: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично. С 1 по 3 класс отметки в любых вариантах отсутствуют.

Все школы подключены к государственной электронной системе «Wilma», что-то вроде электронного школьного дневника, к которому родители получают личный код доступа. Педагоги выставляют оценки, записывают пропуски, информируют о жизни ребенка в школе; психолог, социальный работник, «учитель будущего», фельдшер тоже оставляют там нужную родителям информацию.

Оценки в финской школе не имеют зловещей окраски и требуются только для самого ученика, применяются для мотивации ребенка в достижении поставленной цели и самопроверки, чтобы мог улучшить знания, если пожелает. Они никак не отражаются на репутации учителя, школы и районные показатели не портят.

Мелочи школьной жизни

-Территория школ не огорожена, охрана при входе отсутствует. Большинство школ имеет систему автоматического замка на входной двери, попасть в здание можно только согласно расписанию.

-Дети не обязательно сидят за партами-столами, могут и на полу (ковре) разместиться. В некоторых школах классы оборудованы диванчиками, креслами. Помещения младшей школы устланы коврами и ковриками.

-Форма отсутствует, так же как и какие-то требования по поводу одежды, можно прийти хоть в пижаме. Сменная обувь требуется, но большинство детей младшего и среднего звена предпочитают бегать в носках.

-В теплую погоду уроки часто проводятся на свежем воздухе у школы, прямо на травке, или на специально оборудованных в виде амфитеатра лавочках. Во время перемен учеников младшей школы обязательно выводят на улицу, пусть даже на 10 минут.

-Домашнее задание задают редко. Дети должны отдыхать. И родители не должны заниматься с детьми уроками, педагоги рекомендуют вместо этого семейный поход в музей, лес или бассейн.

-Обучение «у доски» не применяется, детей не вызывают пересказывать материал. Учитель коротко задает общий тон уроку, затем ходит между учениками, помогая им и контролируя выполнение заданий. Этим же занимается и помощник учителя (есть такая должность в финской школе).

-В тетрадях можно писать карандашом и стирать сколько угодно. Мало того, и учитель может проверить задание карандашом!

Вот так выглядит финское среднее образование в очень кратком изложении. Может быть, кому-то оно покажется неправильным. Финны не претендуют на идеал и не успокаиваются на достигнутом, даже в самом хорошем можно найти минусы. Они постоянно исследуют, насколько их школьная система соответствует происходящим изменениям в обществе. Например, в данный момент готовятся реформы, предполагающие разделить математику на алгебру и геометрию и увеличить часы преподавания по ним, а также выделить литературу и общественную науку как отдельные предметы.

Однако самое главное финская школа определенно делает. Их дети не вскрикивают по ночам от нервного перенапряжения, не мечтают поскорее вырасти, не испытывают ненависти к школе, не терзают себя и всю семью, готовясь к очередным экзаменам. Спокойные, рассудительные и счастливые, они читают книжки, легко смотрят фильмы без перевода на финский язык, играют в компьютерные игры, гоняют на роликах, великах, байках, сочиняют музыку, театральные пьесы, поют. Они радуются жизни. И между всем этим успевают еще и учиться.

Наталья Киреева, Хельсинки

1. Структура системы высшего образования

Система образования Финляндии состоит из дошкольного образования, основного общего образования, среднего образования, в которое входят среднее (полное) общее и среднее профессиональное образование, а также из высшего образования, т.е. высших учебных заведений. Система высшего образования Финляндии формируется двумя параллельными секторами: университетами и профессиональными институтами. Обучение взрослых осуществляется на всех образовательных уровнях (образовательных цензах).

Сетью вузов охвачена вся Финляндия. В стране существует 20 университетов и 29 профессиональных институтов, подведомственных Министерству образования. (admin — цифры 2002 года)

В числе университетов — десять многопрофильных, три технических, три экономических и четыре художественных. Помимо них, в подчинении Министерства обороны действует Академия национальной обороны, дающая высшее военное образование. Профессиональные институты являются, как правило, региональными и многоотраслевыми высшими учебными заведениями. Помимо профессиональных институтов, подведомственных Министерству образования, в подчинении Министерства внутренних дел действует Полицейский институт, а на Аландских островах, в подчинении местного самоуправления — Профессиональный институт Аландских островов.

В высших учебных заведениях предлагается широкий спектр обучения. Высшие учебные заведения предоставляют места приема на первый курс 65 процентам абитуриентов, хотя по многим специальностям число поступающих во много раз превышает имеющееся количество мест. В одном и том же учебном году учащийся может занять только одно учебное место, дающее право на получение диплома о высшем образовании.

В высшие учебные заведения можно поступить после получения среднего образования. Право поступления в высшие учебные заведения имеют лица, получившие аттестат о среднем (полном) образовании, диплом о среднем профессиональном образовании (при курсе обучения не менее трех лет), диплом о высшем профессиональном образовании и документ об окончании профессионального училища. Студентом может стать также лицо, получившее образование за границей, при условии, что такое образование дает в данной стране право на поступление в высшее учебное заведение. Право поступления в профессиональный институт имеет также лицо, прошедшее курс гимназии. Абитуриенты, получившие документ о начальном профессиональном образовании (при курсе обучения менее трех лет), профессиональную подготовку или аналогичное образование за границей, имеют право поступления в профессиональный институт по своей специальности. По своему усмотрению университеты и профессиональные институты могут также зачислять и других абитуриентов, имеющих необходимые для учебы в вузе объем знаний и подготовку.

Университеты проводят отбор студентов самостоятельно. Порядок набора студентов и его практическое осуществление могут варьироваться в зависимости от университета и факультета. Чаще всего набор студентов происходит на основании результатов предыдущего обучения и различных вступительных экзаменов.

Профессиональные институты сами определяют критерии отбора студентов. Набор студентов в профинституты осуществляется на основании системы единого заявления о приеме. При наборе студентов учитываются результаты предыдущего обучения, опыт работы, профессиональная пригодность и заинтересованность абитуриента в учебе по данному профилю. Для большинства специальностей проводятся также вступительные экзамены. Прием на программы обучения, где обучение ведется на иностранных языках, и на обучение взрослых осуществляется каждым профессиональным вузом отдельно.

Обучение, направленное на получение диплома о высшем образовании, является для студентов бесплатным. Во время учебы студентам выплачиваются государственные пособия.

2. Управление и руководство

Вопросы законодательства сферы образования и определение общих принципов образовательной политики являются прерогативой парламента. Деятельность университетов регулируется Законом об университетах и Постановлением об университетах, деятельность профессиональных институтов определена Законом о профессиональных институтах и Постановлением правительства о профессиональных институтах. Обучение, не подведомственное Министерству образования, регламентируется отдельными нормативно-правовыми актами.

Раз в четыре года правительство принимает План развития обучения и научных исследований, определяющий основные направления образовательной и исследовательской политики на ближайшее время.

Высшим государственным органом Финляндии в сфере образования является Министерство образования. Министерство несет ответственность за исполнение определенной парламентом и правительством политики в сфере обучения в звене центрального управления. Министерство образования отвечает за разработку законодательной базы по вопросам образования и научно-исследовательской деятельности, а также проектов госбюджета и решения правительства. Практически все образование, финансируемое из бюджетных средств, находится под руководством и контролем Министерства образования.

Академия Финляндии, относящаяся к ведению Министерства образования, осуществляет финансирование и аналитическую оценку фундаментальных исследований. Деятельность Академии охватывает все отрасли науки.

Работа высших учебных заведений регулируется, помимо законодательства и планов научно-исследовательской деятельности и развития, также планово-хозяйственным принципом руководства. Министерство образования и высшие учебные заведения согласовывают основные с точки зрения национальной политики высшего образования плановые установки, определяющие деятельность вузов. В договорах о результатах,

заключаемых между университетами и Министерством образования, согласуются планы по выпуску специалистов для каждого университета. Планы составляются на основе актуальных потребностей в организации обучения и основных направлений развития, разработанных правительством. На основании этих планов университеты самостоятельно определяют количество мест приема по каждому профилю. Соглашениями о целях профессиональных институтов, помимо плановых показателей, определяются также предлагаемое обучение и проектное финансирование.

Базовое финансирование осуществляется из государственного бюджета. Финансирование основано на плане по выпуску специалистов. Базовое финансирование профессиональных институтов ведется как за счет государственного, так и муниципального бюджетов. Размер финансирования определяется на основании единичных расценок на одного студента. Помимо этого, Министерством образования предоставляется университетам и профессиональным институтам проектное финансирование по основным целевым объектам, а также премиальные по результативности их деятельности. Университеты и профессиональные институты имеют доступ также к значительным источникам внешнего финансирования.

В соответствии с законом, высшие учебные заведения отвечают за качество и постоянное развитие организуемого обучения и иной деятельности, а также участвуют в аттестации своей деятельности. Результаты аттестации являются публичными документами. Ответственность за государственную аттестацию обучения в вузах несет Аттестационный совет по высшему образованию.

3. Обучение в вузах и присваиваемые степени (квалификации)

Крупнейшими профилями специализации в университетах являются инженерные науки, гуманитарные науки и естественные науки.

Обучение в университетах организовано, главным образом, путем изучения основных и дополнительных предметов, а также в виде программ обучения. Университетская программа обучения подразумевает комплекс мультинаучного обучения, имеющего научные или художественные, а нередко также и профессиональные цели. Программа обучения позволяет сориентироваться на задачах, требующих компетентности в определенной сфере, и на развитии данной сферы.

Учеба в университете по большинству профилей специализации подразделяется на базовый цикл, предметный цикл я углубленный цикл. На базовом и предметном циклах идет ознакомление с сущностью данного профиля специализации и самого предмета, с его основными понятиями, теориями и исследовательскими методами.

При углубленном изучении основного предмета происходит более основательное и углубленное изучение предмета. Это способствует развитию способностей студента к самостоятельному поиску и использованию научного и художественного материалов, что, в свою очередь, создает предпосылки для последипломного образования. В ходе углубленного цикла вырабатывается готовность к написанию выпускной работы (магистерской, дипломной или т.п.). Цель выпускной работы — демонстрация навыков

владения исследовательскими методами и использования научных источников, а также научного изложения или художественного выражения. Частью университетского образования является также обучение иностранным языкам и навыкам коммуникации. Учеба может включать также практику (стажировку).

Учеба в профессиональных институтах организуется по следующим направлениям: экология и природопользование, техника, транспорт и связь, общественные науки, коммерция и администрация, естественные науки, туризм, общественное питание и хозяйственная деятельность, социальная работа, здравоохранение, физкультура и спорт, культура, гуманитарные и педагогические науки.

Высшее образование в профинститутах организуется в виде программ обучения. Комплексные программы обучения, планируемые и осуществляемые профессиональными институтами, нацелены на решение профессиональных задач, связанных с конкретным сектором трудовой жизни и его развитием. По представлению профессионального института, Министерство образования утверждает осуществляемую в нем программу обучения. Решение Министерства образования содержит наименование программы обучения, ее объем, долю входящей в нее обязательной практики и наименование присваемой степени (квалификации). Профессиональный институт самостоятельно определяет учебный тан и метод организации обучения.

Обучение, требуемое для получения диплома о высшем образовании в профессиональном институте, состоит из базового цикла, профессиональных курсов, факультативных курсов, профессиональной практики и написания выпускной квалификационной работы. На этапе базового цикла идет ознакомление с учебными методами, а также фундаментальная теоретическая и коммуникационная подготовка. Профессиональные дисциплины знакомят студентов с основными комплексами проблем избранной специальности и путями их решения, включая техническое и художественное обоснования. Во время практики происходит конкретное знакомство студентов с избранной профессией и применение полученных знаний и навыков в трудовой деятельности. Выпускная квалификационная работа исследовательского или аналитического характера пишется, как правило, по практической тематике. Выпускная квалификационная работа может быть и художественного характера.

После окончания университета присваиваются степени бакалавра и магистра, учеными степенями являются степени лиценциата и доктора наук. В Национальной академии обороны присваиваются военные звания, в профессиональных институтах — степени, соответствующие степеням бакалавра, а также последипломные степени (квалификации). Содержание и объем обучения для получения степени (квалификации), а также ее место в системе степеней высшего образования закреплено соответствующими постановлениями. Соответствие степеней, полученных за рубежом, определяется Национальным управлением образования Финляндии или официальным органом, принимающим решения о предоставлении права на работу по специальности.

Объем высшего образования определяется количеством кредитов. Кредиту соответствует средняя трудоемкость студента в размере 40 учебных часов (как правило, кредит равен 1,5 зачетным единицам).

В университете для получения степени бакалавра необходимо набрать не менее 120 кредитов, что обычно можно сделать за три года. Получение степени магистра требует 160-180 кредитов, что теоретически возможно за пять лет. На практике средний срок для получения магистерской степени составляет примерно шесть лет. Степени лиценциата и доктора наук являются научными степенями и учеными степенями в области искусства. Исключением являются медицина, ветеринария и стоматология, где степень лиценциата соответствует магистерской подготовке.

Получение степени бакалавра профессионального института возможно обычно за 3,5-4,5 года обучения по специальности. Объем высшего образования в профессиональном институте обычно составляет 140-180 кредитов. Учеба в профинетитуте готовит к работе по избранной профессии в роли специалиста (эксперта). Правила приема на последипломное обучение предусматривают наличие у поступающих трехлетнего опыта работы по данной специальности после окончания профинститута. Объем программы последипломного образования в профессиональном институте составляет 40-60 кредитов, что требует 1-1,5 года учебы.

В последние годы, в результате Болонского процесса, во многих странах Европы идет пересмотр структуры степеней высших учебных заведений. В Финляндии двухступенчатая структура степеней будет введена 1 августа 2005 года. Для всех специальностей вводится система, по которой все студенты первые три года будут учиться по программе бакалавра, а затем желающие могут продолжить обучение до получения степени магистра. Систему степеней профессиональных институтов планируется сохранить в ее современном виде. В ближайшие годы пересмотру подвергнется лишь система степеней последипломного образования профинститутов. В системе измерения трудоемкости обучения как в университетах, так и профессиональных институтах с 2005/2006 учебного года произойдет переход на зачетные единицы по системе ECTS.

4. Задачи университетов и их административная структура

Университеты способствуют развитию свободного исследования, научного и художественного просвещения и дают основывающееся на исследовательской деятельности высшее образование. При выполнении своих задач университеты должны действовать во взаимодействии с окружающим обществом, а также способствовать повышению общественной значимости исследовательских работ. Помимо обучения, нацеленного на получение степени (квалификации), университеты предлагают обучение для взрослых и открытое университетское обучение. Каждый университет имеет также центр повышения квалификации.

Университеты должны организовывать свою деятельность так, чтобы достижение высокого международного уровня исследовательской, образовательной и преподавательской деятельности велось с соблюдением этических принципов и правил общепринятой научной практики. Постановлениями о степенях (квалификациях) регламентируют ответственность университетов за образование по каждому профилю специализации, структуру, объем, цели и содержание образования, а также присваеваемые степени (квалификации).

Все университеты являются государственными. Самоуправление университетов и свобода науки, искусства и высшего образования гарантируются Конституцией

Финляндии. Университеты самостоятельно решают вопросы внутреннего управления в соответствии с Законом об университетах.

Высшим органом университета по принятию решений является университетский совет, который призван развивать деятельность университета, утверждать хозяйственные и рабочие планы, а также определять приоритетные направления распределения выделенных средств. В университетском совете должны быть представлены профессора, преподавательский и исследовательский составы, другой персонал, а также студенты. Председателем университетского совета является ректор университета.

Для организации обучения университеты разделены на факультеты или другие подразделения и на подчиняющиеся им кафедры.

5. Задачи профессиональных институтов и их административная структура

Задачи профессиональных институтов определены Законом о профессиональных институтах. Профессиональные институты занимаются подготовкой компетентных специалистов с высшим образованием, и основывают свою деятельность на потребностях трудовой жизни и ее развития, а также исследованиях и художественных предпосылках. Профессиональные институты занимаются прикладными исследованиями и разработками, которые служат интересам обучения и способствуют развитию производства и региональному развитию. Профессиональные институты организуют также открытое высшее профессиональное обучение и обучение для взрослых, направленное на получение диплома или на повышение квалификации. Профессиональную подготовку преподавателей организуют в профессиональнопедагогических институтах при пяти профинститутах.

Профессиональные институты, подведомственные Министерству образования, могут быть муниципальными и частными. Правительство выдает учредителю профессионального института, в роли которого могут выступать муниципальные образования, муниципальные ассоциации, общества и фонды, лицензию на образовательную деятельность. Лицензия содержит положения об образовательной функции, профилях специализации, количестве учащихся и местонахождении института.

Профессиональный институт обладает правом самоуправления по внутренним вопросам. Внутреннее самоуправление осуществляется правлением профинститута и ректором. В правлении представлены руководство института, штатные преподаватели, иной штатный персонал, студенты, а также представители предпринимательства и иных деловых кругов. Председателем правления является ректор. Правление и ректор назначаются органом, содержащим профессиональный институт, который принимает также решения по вопросам стратегии развития, планов деятельности и экономических планов, а также бюджета. С целью развития обучения в профессиональном институте может учреждаться совещательная комиссия. Профессиональный институт имеет право самостоятельно определять свою внутреннюю организацию, в связи с чем административное деление на подразделения может варьироваться.

Послать ссылку в: