Социальная поддержка населения

  • Администрация
    • Глава города
    • Структура администрации
    • Телефоны для справок
    • Прямая трансляция
    • Административная реформа
    • Информация о работе с обращениями граждан
    • Информация о работе с обращениями юридических лиц
    • Прием граждан и юридических лиц
    • Противодействие коррупции
    • Наградная деятельность
    • Перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров
    • Коллегиальные органы
    • Тексты официальных выступлений
    • Сведения о СМИ, учрежденных администрацией города
    • Взаимодействие с общественностью
    • Пресс-служба администрации
    • Вакансии
    • Полезная информация
    • Районы города Калининграда
    • Муниципальный резерв управленческих кадров и кадровый резерв
    • Сведения о доходах муниципальных служащих
    • Сведения о доходах руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий городского округа «Город Калининград»
  • Документы
    • Устав города
    • Регламент администрации
    • Информация о нормотворческой деятельности
    • Проекты документов
    • Карта сайта по 8-ФЗ
    • Положения о комитетах, управлениях, отделах администрации (сведения о полномочиях, задачах и функциях структурных подразделений, нормативные правовые акты их определяющие)
    • Муниципальный контроль
    • Оценка регулирующего воздействия проектов НПА. Экспертиза НПА.
    • Формы отчетности некоммерческих организаций
    • Формы обращений, заявлений и иных документов
    • О деятельности муниципальных предприятий
  • Хозяйство
    • Новости
    • ЖКХ
    • Транспорт и дороги
    • Благоустройство
    • Земляные работы
    • Экология
    • Телефоны аварийно-диспетчерских служб
    • Правовые акты в сфере городского хозяйства
  • Экономика
    • Новости
    • Бюджет города
    • Документы стратегического планирования
    • Результаты социально-экономического развития
    • Инвестору
    • Муниципально-частное партнерство
    • Поддержка малого и среднего предпринимательства
    • Сфера торговли и услуг
    • Внешнеэкономическая деятельность
    • Международная деятельность, мероприятия, визиты
    • Сведения о предоставляемых льготах и рассрочках
    • Контроль
    • Межведомственная комиссия по мобилизации доходов в бюджет городского округа «Город Калининград»
  • Соц. сфера
    • Новости
    • Образование
    • Спорт и молодежная политика
    • Культура
    • Социальная поддержка
    • Профилактика правонарушений
    • Опека
    • «Доступная среда»
    • Освобождение от платы за наем. On-line калькулятор
    • Здравоохранение
  • Строительство
    • Градостроительная документация
    • Общественные обсуждения, публичные слушания
    • Разрешительные документы
    • Архитектура
    • Строительство и реконструкция объектов
    • Газификация
    • Нормативные, правовые и иные акты
    • Информация для застройщиков
    • Мероприятия КТРиС
    • Адресная информация
    • Технический совет
    • Топонимическая комиссия
    • Информация для участников долевого строительства
  • Имущество
    • Документы
    • Документы Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов
    • Информация по налогам
    • Информация для граждан, имеющих трех и более детей
    • Изъятие земельных участков для муниципальных нужд
    • Комплексные кадастровые работы
    • Предоставление комнат в коммунальных квартирах по договору социального найма
    • Торги, котировки
    • Программа (график) расселения аварийных домов
    • Реестр муниципального имущества
    • Муниципальный земельный контроль
    • Информация по должникам по арендной плате за землю
    • Платежные реквизиты КМИиЗР
    • План осмотров, обследований
    • Перечень самовольно возведенных некапитальных строений, сооружений, подлежащих демонтажу (сносу)
    • Перечень объектов, имеющих признаки самовольно возведенных некапитальных строений, сооружений
    • Земельные участки для ведения садоводства
    • Подготовка к резервированию для муниципальных нужд земельных участков в целях дальнейшего предоставления гражданам, имеющим трех и более детей
    • Информация для субъектов предпринимательской деятельности о проведении месячника по санитарной уборке и благоустройству городских территорий
    • График приёма граждан специалистами отдела социального найма и расселения управления учета и найма жилья
    • Информация для граждан-членов садоводческих товариществ на территории города Калининграда

> Социальная поддержка населения

Социальная поддержка: понятие, функции и принципы социальной поддержки населения

Социальная поддержка населения — система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельности существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупность мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и другие; комплекс государственных мер социально-экономического и правового характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований (переход к рыночным отношениям) и связанного с этим снижения их уровня жизни.

В России право граждан на социальную поддержку гарантировано Конституцией РФ и регламентировано законодательством РФ. Система социальной поддержки населения включает в себя: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную защиту. Осуществляется за счет федерального, местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.

Назначение системы социальной поддержки населения состоит в том, чтобы с помощью нормативно-правовых, экономических, социально-психологических, организационно-технических средств и рычагов осуществлять поддержку и помощь нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам. Основные принципы социальной поддержки: гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности.

Необходимость совершенствования системы социальной поддержки населения вызвана переходом к рыночным отношениям в обществе. Основными предпосылками ее развития являются изменение форм собственности; изменение системы распределения материальных благ и услуг и формирование новых отношений между членами общества; потребность в решении целого ряда социальных проблем (безработицы, гарантии социальной защиты в старости, необходимого уровня расходов на образование, медицинское обслуживание, возможности получения прибыли в виде дивиденда на акции и др.), социальное расслоение общества, а также обеспечение законодательной основы социальной поддержки прав и свобод человека.

Система социальной поддержки населения выполняет функцию поддержания реального сохранения денежной единицы в условиях инфляции, оперативного механизма защиты отдельных слоев населения (нетрудоспособных, малообеспеченных, безработных, семей с детьми, самодеятельного населения) от нововведений, приводящих к снижению их жизненного уровня (индексация денежных доходов, установление льготных цен на товары и услуги для пенсионеров, льготное налогообложение и т.д.). Основные цели социальной поддержки населения — избавление от абсолютной нищеты (когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.

Составным элементом социальным поддержки населения в кризисных условиях перехода к рыночным отношениям является социальная помощь, обеспечение в денежной или в натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемых с учетом социальных гарантий, законодательно установленных государством; совокупность социальных услуг, медико-социальная, социально-экономическая, социально-бытовая, социально-психологическая, социально-педагогическая и иная поддержка человека со стороны государственных и негосударственных структур в период его кризисного состояния, в сложных жизненных ситуациях. Она выполняет функцию вспомоществования по бедности отдельным группам населения в экстремальных условиях; носит характер периодических и единовременных денежных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях нейтрализации критических жизненных ситуаций, неблагоприятных экономических условий.

Социальная помощь (поддержка) осуществляется за счет местных органов власти, предприятий (организаций), внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания адресной, дифференцированной помощи нуждающимся.

Важнейшей составной частью социальной поддержки населения является институт органов социальной работы. Цель их деятельности — проведение политики государства, направленной на установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями организационной системы, призванной формировать социальные отношения в обществе, обеспечивать граждан потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивать экономическую самостоятельность в управлении.

Эффективность работы органов социальной поддержки населения выражается в разрешении проблем экономического, социально-политического и духовного развития, обеспечении стабилизации общества. Объектами управления в системе социальной поддержки населения являются учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы этой системы, а также отношения между людьми.

Субъекты управления — органы, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению (министерство, комитеты, департаменты, управления, отделы социальной защиты населения, Основная функция органов, учреждений социальной защиты населения — совершенствование деятельности ее различных структурных элементов, регулируемой определенными нормами и контролируемой социальными институтами для обеспечения достижения поставленных целей.

Основные уровни органов социальной работы: республика (Федерация), регион, трудовой коллектив, негосударственные (благотворительные) общественные организации. Важную роль в системе социальной поддержки населения играют профессиональные союзы, администрация и различные формы самоуправления в трудовых коллективах.

Основные функции органов социальной поддержки населения на федеральном уровне: организация пенсионного обслуживания и обеспечение пособиями; социальное обслуживание; медико-социальная экспертиза, реабилитация инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи; социальная помощь семье и детям; подготовка законодательства по социальной защите населения; а также разработка положений по основам социальной политики, анализ и прогноз уровня жизни различных категорий населения, подготовка рекомендаций для разработки региональных социальных программ, разработка социальных нормативов и т.д.

Функции органов социальной защиты населения на региональном (местном) уровне регламентируются вышестоящими органами при определенной самостоятельности включают: обеспечение и решение производственно-экономических задач, плановую и финансово-экономическую деятельность, создание различных фондов социальной помощи, решение экономических проблем и др.

Определенные функции выполняют различные благотворительные организации и фонды социальной помощи населению: социально-медицинская помощь одиноким, престарелым, немощным; социальная реабилитация инвалидов; правовая помощь социально нуждающимся категориям населения и т.д.

Основные требования, предъявляемые к реализации социальной поддержки уязвимых социальных слоев населения: первостепенная и превалирующая роль государства в осуществлении этой защиты; перенос центра тяжести в работе с материальной защиты на социальную заботу о людях; повышение роли социальных и эмоциональных общностей, религиозных общин, коллективов в организациях социальной защиты; усиление вклада предпринимателей в социальную защиту нуждающихся граждан, ликвидацию бедности, создание рабочих мест и т.д.; обеспечение различных форм социальной защиты и разработки адресованных мер помощи, рассчитанных на определенный контингент нуждающихся; максимальный учет принципа социальной справедливости.

Социальная поддержка населения включает социальное обеспечение, социальное страхование и социальную защиту. Необходимость совершенствования системы социальной поддержки населения вызвана переходом к рыночным отношениям в обществе.

Основными предпосылками ее развития является изменение форм собственности; изменение системы распределения материальных благ и услуг и формирования новых отношений между членами общества; потребность в решении целого ряда социальных проблем (безработицы, гарантии социальной защиты в старости, медицинского обслуживания и т.д.), социальное расслоение общества, а также обеспечение законодательной основы защиты прав и свобод человека.

Основные требования к реализации социальной поддержки наиболее уязвимых слоев населения состоят в следующем:

— первостепенная и превалирующая роль государства в осуществлении этой защиты;

перенос центра тяжести в работе с материальной поддержкой на социальную заботу о людях; необходимость организации социальной защиты, прежде всего через помощь семье;

— повышение роли социальных и национальных общностей, религиозных общин, коллективов в организации социальной поддержки;

— усиление вклада предпринимателей в социальную поддержку нуждающихся граждан, ликвидацию бедности, создание рабочих мест и т.д.;

— обеспечение различных форм социальной поддержки и разработки точно адресованных мер помощи, рассчитанных на определенный контингент нуждающихся;

— максимальный учет принципа социальной справедливости и др.

Каждый гражданин имеет право на социальную защиту, поддержку.

Конституция возлагает обязанность на государство создавать все необходимые условия для осуществления этого права.

Она не только провозглашает право граждан на социальную поддержку, но и четко определяет пути его реализации. Прежде всего, это обязательное пенсионное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной поддержки населения, а также принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав.

В первоочередном порядке в социальной поддержке в российской Федерации нуждаются:

— граждане пожилого возраста, особенно одинокие и одиноко проживающие, в том числе и одинокие супружеские пары;

— инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих;

— инвалиды, в т.ч. инвалиды с детства и дети-инвалиды;

— инвалиды из числа воинов-интернационалистов;

— граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах;

— безработные;

— вынужденные беженцы и переселенцы;

— дети — круглые сироты;

— дети с девиантным поведением;

— семьи, в которых проживают дети-инвалиды, дети — круглые сироты;

— малообеспеченные семьи;

— многодетные семьи;

— одинокие матери;

— лица с ограниченными возможностями.

Органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения образуют единую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых людей, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие системы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.

>Социальная защита

Социа́льная защи́та — система мер, направленных на соблюдение прав человека, на удовлетворение его социальных потребностей.