Социально демографическая группа

Социал-демократия

Социализм

Идеи

Эгалитаризм

Обобществление

Общественная собственность

Плановая экономика

Смешанная экономика

Влияния

Анархизм

Демократия

Рабочее движение

Варианты

Утопический

Марксизм

Социальный анархизм

Коммунизм

Демократический

Либертарный

Революционный

Научный

Социал-демократия

Синдикализм

Народничество

Социализм XXI века

Муниципальный

Государственный

Либеральный

Аграрный

Экологический

Религиозный

Реформизм

Социалистический феминизм

Ведический

Христианский

Исламский

Буддийский

Африканский

Арабский

Меланезийский

Демократия

Ценности

Законность · Равенство

Свобода · Права человека

Право на самоопределение

Консенсус · Плюрализм

Теория

Теория демократии

История

История демократии

Россия · США · Швеция

Разновидности

Афинская

Буржуазная

Делегативная

Делиберативная

Жидкая

Имитационная

Консоциональная

Либеральная

Мажоритарная

Парламентская

Плебисцитарная

Представительная

Протективная

Прямая

Развивающая

Социалистическая

Социальная

Суверенная

Нелиберальная

Христианская

Электронная

Портал:Политика

Запрос «Социал-демократы» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Не следует путать с Демократическим социализмом.

Социал-демократия — социальная политика и идейно-политическое течение, возникшее в рамках социализма и впоследствии перешедшее на позиции постепенного совершенствования капитализма с целью утверждения социальной справедливости, солидарности и большей свободы.

Символ социал-демократии

Значение термина

До Первой мировой войны «социал-демократами» называли всех последователей левой идеологии вне анархизма — как марксистов, так и последователей Ф. Лассаля и других разновидностей реформистского социализма. Таким образом, эта категория объединяла и радикальных революционеров — В. И. Ленина и Р. Люксембург, и умеренных эволюционистов типа Э. Бернштейна, и ортодоксальный «центр» типа К. Каутского.

Вот как выглядела социал-демократия в трудах В. И. Ленина в 1897 году:

Практическая деятельность социал-демократов ставит себе, как известно, задачей руководить классовой борьбой пролетариата и организовать эту борьбу в её обоих проявлениях: социалистическом (борьба против класса капиталистов, стремящаяся к разрушению классового строя и организации социалистического общества) и демократическом (борьба против абсолютизма, стремящаяся к завоеванию в России политической свободы и демократизации политического и общественного строя России)», отмечая: «с самого своего появления в качестве особого социально-революционного направления русские социал-демократы… всегда подчеркивали двоякое проявление и содержание классовой борьбы пролетариата, всегда настаивали на неразрывной связи своих социалистических и демократических задач, — связи, наглядно выраженной в названии принятом ими.

— «Задачи русских социал-демократов»

Идеология современной социал-демократии находится несколько левее социал-либерализма и несколько правее демократического социализма. В отличие от демосоциалистов, социал-демократы не настаивают на необходимости в принудительной национализации средств производства. В отличие от социал-либералов — считают, что в основе общественного устройства всё-таки должна превалировать социалистическая, а не капиталистическая ориентация.

Истоки социал-демократии и развитие идеологии

Истоки современной социальной демократии коренятся в эпохе ранней промышленной революции, когда оформилась концепция утопического социализма. Социальная демократия складывалась под воздействием идеологии Французской революции 1789 и идей социалистов К. А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна.

В дальнейшем существенное влияние на социал-демократию (кроме англоязычных стран) оказал марксизм, от которого она восприняла идеи пролетарской революции и диктатуры пролетариата, всеобщего равенства и т. д. В англосаксонских странах на идеологию лейбористских партий оказало влияние фабианство.

В конце XIX — начале XX веков под влиянием успехов рабочего движения в индустриально развитых странах Запада социал-демократия постепенно отошла от марксизма и сосредоточилась на эволюционном совершенствовании сложившегося порядка. Сохранение в программах социал-демократических партий революционных лозунгов и требования установления социализма сочеталось с прагматической политической практикой. После Октябрьской революции в России социал-демократия, провозгласившая своей целью построение «демократического социализма», и большевики стали противниками.

Ценности и цели современной социал-демократии

В целом, социал-демократы поддерживают принципы справедливости, свободы, равенства и братства.

  • Защиту прав человека.
  • Борьбу с дискриминацией по цвету кожи, национальной, религиозной принадлежности, по полу, сексуальной ориентации, возрасту, внешнему виду, а также другим врожденным или приобретенным признакам.
  • Принцип равных прав и возможностей (а не только равных возможностей, как в консерватизме).
  • Создание «государства всеобщего благосостояния».
  • Политический и идеологический плюрализм.
  • Социально ориентированную многоукладную экономику в противовес абсолютизированному свободному рынку.
  • Ограниченное государственное регулирование экономики.
  • Создание эффективных регулятивных механизмов в предпринимательстве в интересах рабочих и мелкого предпринимательства.
  • Принцип справедливой торговли.
  • Равноправие и защиту всех форм собственности.
  • Создание и поддержка действенной системы общественного контроля.
  • Создание мощного общественного сектора в экономике, конкурирующего на равных с частным.
  • Национализацию под общественным контролем стратегически важных предприятий, особенно в военной, аэрокосмической, металлургической, нефтеобрабатывающей промышленности и энергетике.
  • Социальное партнерство между наемными работниками и работодателями.
  • Сотрудничество с профсоюзами.
  • Сокращение разрыва между богатыми и бедными.
  • Поддержку неимущих слоев населения.
  • Систему защиты экономических прав рабочих, предусматривающую:
    • Ограничение рабочей недели, зависящее от уровня развития общества.
    • Улучшение условий труда рабочих.
    • Повышение минимальной зарплаты.
    • Защиту от неоправданного увольнения.
    • Борьбу с безработицей.
  • Эффективную систему социального обеспечения, предусматривающую:
    • Всеобщее бесплатное образование, равный доступ к которому имеет все население страны.
    • Государственную систему всеобщего бесплатного здравоохранения для всех граждан страны.
    • Государственную помощь в форме пенсий и пособий по инвалидности и безработице.
    • Государственную помощь для ухода за детьми.
  • Средний или высокий уровень налогообложения, прогрессивная шкала налогообложения, необходимая для финансирования государственных затрат.
  • Введение новых законов по охране природы и окружающей среды (хотя и не настолько радикальных, как проекты «Зелёных»).
  • Снятие ограничений с иммиграции и мирное сосуществование культур и цивилизаций.
  • Секуляризированную и открытую прогрессивную социальную политику.
  • Внешнюю политику, соответствующую принципам мультилатерализма и участия в международных организациях типа ООН.
  • Демилитаризацию, сокращение военных арсеналов и неучастие в агрессивных военных блоках.
  • Защиту интересов трудящихся, рабочих, крестьян, интеллигенции и средних слоёв населения.

Социал-демократы у власти

Если в начале XX века вхождение представителя французских социалистов Александра Мильерана в буржуазное правительство было рассмотрено как предательство («казус Мильерана»), то после Первой мировой войны социал-демократические правительства стали регулярно появляться у власти в рамках двухпартийной системы демократических стран.

Хотя в годы «Великой депрессии» в ряде стран социал-демократические партии вынуждены были уйти в оппозицию (в Великобритании), а в Германии и Австрии в подполье, социал-демократия сохранилась, а в Швеции даже смогла укрепить свои позиции с помощью государственного регулирования экономики. Шведское правительство Ханссона смогло стабилизировать ситуацию за два года, и после этого относительное большинство шведских избирателей голосует за Социал-демократическую партию Швеции практически на всех выборах. Лишь после выборов в Риксдаг 1976 года шведские социал-демократы потеряли власть впервые с 1936 года. Умеренная политика шведских социал-демократов (так называемый «шведский социализм») предусматривает рост социальных расходов без огосударствления экономики — все широко известные компании Швеции (ABB, Volvo, Saab, Electrolux, IKEA, Nordea и др.) никогда не были национализированы. Политолог Сеймур Липсет отмечал:

Парадоксально, что так называемые буржуазные партии — либералы, центристы и консерваторы — за первые три года правления (1976—1979) национализировали больше промышленных предприятий, чем социал-демократы за предыдущие 44 года. Но вернувшись к власти в 1982 г., социал-демократы занялись приватизацией.

После Второй мировой войны ускорился процесс расставания социал-демократических партий с элементами марксистской идеологии, важным этапом этого процесса стало принятие Годесбергской программы социал-демократами ФРГ. Крупнейшими идеологами послевоенной прагматичной социал-демократии стали Вилли Брандт, Бруно Крайский, Улоф Пальме. Международной организацией, объединяющей социал-демократических партии, является Социалистический интернационал, созданный в 1951 году во Франкфурте-на-Майне как правопреемник II Интернационала и Социалистического рабочего интернационала.

Социал-демократические партии активно участвовали и продолжают участвовать в правительствах Швеции, Финляндии, ФРГ и объединённой Германии, Франции, Великобритании, Испании, Португалии, Австрии, Бельгии, Нидерландов, Норвегии и некоторых других странах, например, посткоммунистических Венгрии, Польши, Болгарии. Эти партии опираются на профсоюзы, прежде всего объединённые в Международной конфедерации профсоюзов (ранее Международной конфедерации свободных профсоюзов), в экономике выступают за создание «государства всеобщего благосостояния» на основе смешанной экономики, регулируемой по рецептам кейнсианской теории. Повышение пенсий и социальных выплат — именно их заслуга. Обратной стороной этой политики являются высокие налоги, но чередование левых и правых правительств в демократических странах позволяет находить желательный для избирателей баланс между социальными расходами и налогами.

Тенденции к социал-демократии намечались в политике ряда стран социалистического лагеря (Югославии, Венгрии и Чехословакии).

Социал-демократия в странах третьего мира

Социализм был очень популярен в некоторых странах Латинской Америки, Азии и Африки. Для индийского лидера Джавахарлала Неру, как и для многих других борцов за независимость в этих регионах, социализм был привлекателен как альтернатива капиталистической и коммунистической системам. А жизненный путь латиноамериканского революционера — противника социал-демократии Че Гевары, стал примером для леворадикальной молодежи во всем мире. После Второй мировой войны социалистические партии пришли к власти в разных частях света, и значительная часть частной промышленности была национализирована. В Азии и Африке, где трудящиеся — крестьяне, а не промышленные рабочие, социалистические программы делали акцент на земельной реформе и других аграрных преобразованиях. У этих народов до недавнего времени имелось также правительственное планирование для быстрого экономического развития. Африканский социализм включал и возобновление предколониальных ценностей и учреждений, в то время как модернизация проводилась сквозь централизованный аппарат однопартийного государства, поэтому не может быть назван социал-демократическим.

Критика

Критика социал-демократической идеологии представляет собой традиционную критику обоих базовых положений — социализма и демократии. Причём критика идёт с обеих сторон — как справа, так и слева.

С момента появления первых социалистических партий они стали целью для обвинений в несостоятельности социализма как экономической доктрины. В дальнейшем эта идея была развита в трудах Ротбарда, Мизеса, Хайека и множества других экономистов.

С другой стороны, с момента разделения Российской социал-демократической рабочей партии на большевиков и социал-демократов, первые обвиняли вторых в оппортунизме, за отказ от классовой борьбы, за представление о «надклассовости» государства и демократии, за понимание социализма как морально-этической категории.

При этом советские коммунисты отмечали, что социал-демократические идеи потерпели фиаско перед лицом национал-социализма. В 1933 году подверглись разгрому Коммунистическая и Социал-демократическая партии Германии, спустя год — Социалистическая и Коммунистическая партии Австрии.

Разновидности поколений

Выделяют:

  • социальную;
  • демографическую.

У первой разновидности поколения (социальной) в фокусе зрения находится мониторинг социальных тенденций в обществе под воздействием социально-экономических и культурных сил.

Оценка демографического поколения, как правило, проявляется в отслеживании процессов народонаселения страны, анализе психических и физических особенностей той или иной демографической группы.

Социальные и возрастные факторы, определяющие группу, пересекаются в соотношении возраста и социальной роли в обществе, статусной позиции. К примеру, дети (возраст от 0 до 5 лет).

Эта группа ограничена не только возрастным фактором, но и спецификой социального поведения, которое значительно отличается от формы поведения взрослого человека. Таким образом, к одной из особенностей социально-демографической группы относится неразрывная связь социального и физиологического (возраст) факторов. Ребенок не является носителем суверенитета, поэтому не может полноценно защищать свои права, отстаивать свои интересы. Таким образом, налицо очевидна возрастная незрелость ребенка относительно социальных норм общества.

Молодежь

Молодежь как демографическая группа довольно обширна и распространена как на территории нашей страны, так и в общемировых масштабах. В рамках теоретического исследования социологии молодежи данная группа рассматривается сквозь призму множества аспектов:

  • психофизиологический (время формирования личности в период между половой и полной зрелостью);
  • социально-психологический (соотношение возраста с биологическими и психологическими характеристиками);
  • конфликтологический (молодость — сложный и самый противоречивый период в жизни каждого человека);
  • ролевой (некий переход от роли «ребенка» к роли «взрослого»);
  • субкультурный (молодежь понимается как определенная, специфическая группа, отличающаяся своим взглядом на мир, ценностями, стилем, культурными нормами и т. д.);
  • стратификационный (молодежь — эта часть социальной структуры общества, которая ограничена возрастными показателями);
  • социализационный (молодежь в этом возрасте проходит этап первичной социализации, а именно самоопределяется, персонифицирует себя в обществе);
  • интеракционистский (в период молодости человек спонтанен, непосредственен, креативен, поскольку в нем проявляется одно из трех психических состояний, промежуточное между двумя другими («родитель» и «взрослый»);
  • аксиологический (молодость — этап заложения важных смысложизненных ценностей для человека и смысложизненных ориентаций);
  • субъективный (для данного этапа в жизни человека характерен больший акцент на культивирование личного мироощущения, моделирования социальных и общественных отношений);
  • процессуальный (молодежь находится в процессе постоянного развития, молодость — это не конечная стадия жизненного цикла).

Люди среднего возраста

Это еще одна демографическая группа общества, предшествующая наступлению пожилого возраста. Ученые не проводят четкой градации относительно возрастных рамок данной группы (начало — конец тридцатилетия и до сорока лет, конец — конец сорокалетия и до шестидесяти лет). Именно в этой группе возрастная периодизация для мужчин и женщин различается во временных показателях. Например, для мужчин период среднего возраста начинается с 22 до 35 лет, а заканчивается с 36 до 60 лет; для женщин соответственно с 21 до 35 лет и с 36 до 55 лет.

С точки зрения психологии характеризуется личностной целостностью, однако возможно и состояние раздвоенности, детерминированное «кризисом среднего возраста». Этот психологический тупик характеризуется потерей смысла, состоянием фрустрации, неудачами, пониманием того, что жизнь окончена, а также осознанием того, что невозможно повернуть время вспять и заново прожить. Таким образом, данные размышления могут иметь довольно пессимистический характер. Психологи отмечают, что «кризис среднего возраста» преодолим. Для этого необходимо переключиться с личных целей на общественные и постараться обрести новый смысл жизни, состоящий в служении обществу, а не удовлетворении своих эгоистичных желаний и стремлений.

Пожилые

Хотелось бы обратить внимание, что именно эта демографическая группа населения характеризует уровень развития любого общества. Такие показатели, как продолжительность жизни, уровень материального благосостояния, качество оказываемой социальной помощи, несомненно, характеризуют общество в целом, его цивилизованность, нравственность. Пожилыми мужчины становятся в 60 лет, женщины — в 55.

Но в некоторых странах пожилыми становятся не те, кто достиг определенного возраста, как в России, Европе или США, а тот, кто приобретает статус бабушки или дедушки, то есть это зависит от социального статуса. Все важные аспекты старения (психологический, биологический, социальный) изучает особая наука — геронтология.

Пожилые люди, как правило, не работают, поскольку в этом возрасте выходят на пенсию. Однако в условиях суровой российской действительности многие пенсионеры вынуждены продолжать трудовую деятельность по причине нехватки материальных средств.

Пожилые являются крупной демографической группой, образуя важный элемент социальной стратификации общества. Для данной общности характерно особое поведение, социальные ценности и установки. Несомненно, что это оказывает существенное влияние на экономические, социальные, политические, а также культурные процессы в обществе.

Выделение демографических групп в обществе крайне необходимо, поскольку эти характеристики выявляют уровень развития общества, определяя его прогрессивные либо регрессивные стороны. Причем сам демографический признак является нейтральным. Он приобретает силу только во взаимосвязи с социальным.

СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ГРУППЫ

Смотреть что такое «СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ГРУППЫ» в других словарях:

  • Основные социально-демографические группы населения — трудоспособное население, пенсионеры, дети;… Источник: Федеральный закон от 24.10.1997 N 134 ФЗ (ред. от 30.11.2011) О прожиточном минимуме в Российской Федерации … Официальная терминология

  • СОЦИАЛЬНО-КЛАССОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА — вся совокупность социально классовых отношений между индивидами, объединенными в социальные классы, социально классовые группы и в элементарные профессиональные, имущественные и объемно правовые группы и самих этих индивидов. С. К.О. охватывает… … Социология: Энциклопедия

  • Демографические тенденции в России — Численность населения России в 1991 2008 гг На 1 января 2009 года численность населения России, по данным Росстата, составила 141 903 979 человек. Год Население 1600 11 300 000 1700 13 000 000 1800 27 000 000 1890 … Википедия

  • Язык общения: социально-политические факторы выбора языка — Социально полит. факторы выбора языка О. действуют в обществах и сообществах, в пределах к рых более или менее активно функционирует 2 либо более языков. В опр. социально полит. обстановке разные языки (соответственно, и их носители) могут… … Психология общения. Энциклопедический словарь

  • МОДЕЛИ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ — МОДЕЛИ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ, предназначены для описания (как правило, с помощью матем. методов) состояния нас. и его изменений, отд. элементов воспроиз ва нас. или процесса этого воспроиз ва в целом. Термин М. д. начал широко применяться в науч. лит… … Демографический энциклопедический словарь

  • ОБЩНОСТИ И ОБЪЕДИНЕНИЯ — – группы людей, из которых: первые складываются исторически, а вторые создаются людьми для каких либо целей. К общностям относятся этнические, социально классовые, социально демографические группы, а к объединениям – политические партии, научные… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

  • Занятость — (Employment) Занятость населения, виды занятости Постоянная занятость, вторичная и теневая Содержание Содержание 1. Вторичная . 2. Постоянная и нерегулярная занятость. 3. Теневая занятость, частичная и условная. Занятость населения Понятие… … Энциклопедия инвестора

  • ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА — целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Включает систему целей и средств для их достижения. Как правило, это система мер, направляющих течение… … Социология: Энциклопедия

  • Структурные модели спроса и потребления — один из основных видов экономико математических моделей, применяемых при планировании и прогнозировании потребления (см. также Конструктивные модели спроса и потребления). То же:… … Экономико-математический словарь

  • ПОЛИТИКА ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ — – целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Она включает систему целей и средств для их достижения. Объектами демографической политики могут быть … Экология человека

1. К социальной сфере жизни общества относится институт
1) производства 2)государства 3)религии 4) семьи
3. Определение: ♦Установленные в обществе правила, образцы поведения, регулирующие жизнь людей» относится к понятию
1) социальный статус
2) социальные нормы
3) социальные ценности
4) социальный престиж
4. Что из перечисленного подпадает под определение социальной группы?
1) семья
2) социальный слой
3) произволеупичшос объединение
4) все перечисленное мыте
5. Определение: «Социальные группы, выделяемые на основании отношения к собственности и получаемой доле общественного богатства» относится к понятию
1)сословия 2)нации 3)страты 4) классы
6. В процессе социализации индивид осваивает социальные
1) профессии 2)статусы 3) позиции 4)роли
7. Верны ли следующие суждения о социальных отношениях?
А. Социальные отношения — это отношения национальных, демографических, классовых, профессионально-образовательных, социальных общностей. Б. Социальные отношения — это политические и экономические отношения между социальными группами. 1)верно только А 2)верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8. Совокупность всех функционирующих в обществе общностей называется социальным (ой)
1) институтом 2)структурой 3)средой 4)группой
9. Временной социальной общностью является
1) класс 2)нация 3) очередь 4)страта
10. Молодежь, женщины, старики — это социальные общности
1)территориальные 2) демографические 3)этнические 4) культурные
11. К малой социальной группе относится (относятся)
1) интеллигенция
2) преподаватели
3) выпускники школ

4) семья

12. К этносоциальным группам принадлежат
1)сословия 2) касты 3)народности 4) классы
13. Рабочие, инженеры, учителя составляют общность
1) политическую
2) демографическую 3)профессиональную 4) этническую
15. Какое социологическое понятие используется дня обозначения общественной группы, занимающем промежуточное, неустойчивое положение в социальной структуре?
1) пролетариат
2) интеллигенция 3)маргиналы
4) люмпены
16. Понятие, используемое в социологии для определения тех, кто оказался на социальном дне
1)страта
2) маргинал
3) люмпен
4) плебей
17. Верны ли следующие суждения о социальных группах?
А. Основанием выделения социальных групп может являться признак этнической принадлежности. Б. Основанием выделения социальных групп может являться демографический признак. 1) верно только А 2)верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
18. Какую категорию населения относят к люмпенам?
1) безработных
2) интеллигенцию
3) молодежь
4) нищих
19. Среди студентов вузов был проведен анонимный опрос об их национальной принадлежности. Полученные результаты объединяют группы опрошенных на основании общности
1) демографической 2)этнической 3) профессиональной 4)экономической
20. Верны ли следующие суждения о видах соииаль-ных групп?
А. Русские, белорусы и украинцы являются этническими группами.
Б. Мужчины, женщины, дети, пожилые люди представляют собой профессиональные группы. 1)верно только А 2)верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

21. Социальный статус — это

1) социальное положение человека в обществе
2) ожидаемое от личности поведение
3) совокупность прав и обязанностей индивида
4) группа людей, связанных единством проживания
22. Достигаемому статусу личности соответствует принадлежность к определенной (ому)
1) профессии 2)возрасту 3) происхождению 4)религии
23. Верны ли следующие суждения о социальном статусе личности?
А. Смена одного социального статуса на другой всегда означает переход человека из одной профессии в другую. Б. Смена одного социального статуса на другой означает, как правило, изменение социальных ролей человека. 1) верно только А 2)верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
24. Верны ли следующие суждения о социальном статусе личности?
А. Права, обязанности, привилегии всех статусов основаны исключительно на общественном мнении.
Б. В современном обществе ведущее значение приобретают достигаемые статусы. 1)верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
25. Великий князь киевский Ярослав Мудрый вел на Руси активное строительство каменных храмов. Этот исторический факт служит примером проявления социальной (ого)
1) происхождения
2) адаптации 3)роли
4) мобильности
26. Представление о том, что ученик должен отвечать на уроке, является примером
1) социальной мобильности
2) социального положения
3) социального статуса
4) социальной роли
27. К достигаемым относится статус
1) француз
2) флегматик
3) президент в США
4) представитель касты брахманов в Индии
28. К предписанным относится статус
1) женщина
2) жена

3) мать

4) волейболистка
29. Социальная роль — это
1) социальное положение человека в обществе
2) изменение положения личности в социальной структуре
3) определенная модель поведения, отвечающая ожиданиям окружающих
4) права и обязанности личности
30. Верны ли следующие суждения о социальной роли? ‘
А. Социальная роль включает в себя набор прав и обязанностей.
Б. Для каждого статуса характерно выполнение одной социальной роли.
1) верно только А 2)верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
31. Социальный престиж — это
1) социальная значимость, привлекательность той или иной профессии
2) социальное положение человека в обществе, которое характеризуется его способностями, образованием
3) социальное перемещение индивида от низкого к более высокому статусу
4) социальное поведение индивида, определяемое его социальной ролью
32. Оценка общественной значимости позиций, занимаемых людьми, называется
1) престижем
2) социальной ролью
3) авторитетом
4) социальным статусом
33. Под социальным неравенством понимается
1) изменение в статусе человека
2) освоение индивидом разных социальных ролей
3) выделение в обществе разных социальных групп
4) различие людей в доступе к социальным благам
34. Социальная стратификация представляет собой
1) социальное различие, неравенство в положении людей
2) результат взаимодействия внутри общественной группы
3) любые изменения в статусе личности
4) освоение индивидом социальных норм
35. Различный доступ людей к социальным благам отражен в понятии
1) социальное происхождение

2) социальное неравенство 3)социализация

4) социальная мобильность
36. Перемещение людей из одной социальной группы в другую составляет суть понятия
1) социальная мобильность
2) социальная стратификация
3) социальная адаптация
4) социальная стабильность
37. В Древнем Риме рабы не имели права наследовать имущество, участвовать в общественной жизни, вступать в брак. Это пример проявления социального (-ой)
1) стабильности
2) мобильности
3) неравенства
4) эволюции
38. Восходящую вертикальную социальную мобильность иллюстрирует пример
1) актер перешел из одного областного театра в другой
2) баскетбольный тренер перешел из одной команды высшего дивизиона в другую
3) начальник цеха получил приглашение занять должность главного конструктора завода
4) лейтенант был разжалован в прапорщики
39. Многие римские императоры являлись выходцами из простых солдат. Данный факт — пример проявления
1) социальной стратификации
2) социального статуса
3) горизонтальной социальной мобильности
4) вертикальной социальной мобильности
40. Окончив институт, М. пришел работать в школу учителем. Через 15 лет его назначили на должность директора этого учебного заведения. Данный факт является примером
1) горизонтальной социальной мобильности
2) социальной стратификации 3)социализации
4) вертикальной социальной мобильности
41. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
А. В процессе социальной мобильности происходит перемещение людей в рамках социальных страт. Б. В процессе социальной мобильности происходит изменение статуса только индивидов и никогда социальных групп.
1)верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны
42. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
А. Под социальной мобильностью понимается перемещение человека из одной социальной группы в другую. Б. Под социальной мобильностью понимается в первую очередь увеличение уровня дохода человека. 1)верно только А 2)верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
43. Социальные нормы
1) неизменны на протяжении всей истории человечества
2) одинаковы для всех обществ
3) неукоснительно выполняются всеми членами общества
4) распространяются на всех членов общества
44.Древнейшей социальной нормой, выработанной человечеством, является
1) мораль
2) традиция
3) вежливость 4)табу
45. Для всех социальных норм характерен следующий признак
1) закрепление в нормативных актах
2) выражение общественного мнения
3) обеспечение принудительной силой государства
4) выполнение роли регулятора поведения людей
46. Мера, принимаемая против стороны, которая нарушила правила поведения, называется
1) презумпцией
2) санкцией 3)девиацией 4) фикцией
47. К социальным нормам не относится
1) обязанность заботиться о престарелых родителях
2) обязанность здороваться, когда человек входит в помещение
3) запрещение разбирать электроприбор, если он подключен к электричеству
4) запрещение переходить улицу на красный сигнал светофора
48. Эстетические нормы
1) закреплены в официальных документах
2) обеспечены силой государственного принуждения
3) отражают представления о прекрасном и безобразном
4) представлены религиозными запретами и предписаниями

49. Предписания снимать пальто и шляпу при посещении театра, не шуметь во время спектакля иллюстрируют социальные нормы

1) этикета
2) морали
3) права 4)религии
55. Система способов воздействия общества, социальных групп на личность — это
1) социальный статус 2)социальный контроль
3) социальная норма
4) социальная санкция
57. Верны ли следующие суждения о функциях социального контроля?
А. Социальный контроль служит достижению и поддержанию социальной стабильности в обществе. Б. Социальный контроль способствует формированию самоконтроля.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
58. Верны ли следующие суждения о самоконтроле?
А. Совесть — проявление внутреннего контроля. Б. Чем выше уровень самоконтроля у человека, тем регулятивная функция внешнего контроля проявляется меньше.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
62. Семью как малую группу характеризует
1) общность политических взглядов
2) общность быта
3) получение образования
4) осуществление профессиональной деятельности
63. Семья относится к социологическому понятию
1) институт
2) престиж
3) статус
4) мобильность
65. Верны ли следующие суждения о психологических особенностях молодежи?
А. Для подростка важны в первую очередь внешние события, поступки, друзья.
Б. В юношеском возрасте большее значение приобретает внутренний мир человека, открытие собственного «Я».
1)верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
66. Какой признак отличает молодежь как социальную группу?
1) однородность, отсутствие дифференциации

2) общность политических убеждений
3) сходные черты поведения
4) единство уровня доходов
67. Принадлежность к семье А. предоставляет ее членам возможность получить известность в научных кругах. Данный пример отражает функцию семьи
1) эмоционально-психологическую
2) воспитательную
3) защитную
4) социально-статусную
68. Верны ли следующие суждения о молодежи?
А. Для молодежи характерен публичный отказ от существующей идеологии.
Б. Для молодежи характерно наличие собственных убеждений, ценностей. 1)верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
72. Верны ли следующие суждения об этническом самосознании народа?
А. Этническое самосознание народа фиксирует унаследованные культурные традиции, понимание своего места среди других народов.
Б. Этническое самосознание народа еще не сформировалось на такой стадии развития этноса, как племя. 1)верно только А 2)верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
73. Верны ли следующие суждения о нации?
А. Люди, принадлежащие к одной нации, объединены общностью исторических и культурных традиций. Б. Люди, принадлежащие к одной нации, всегда говорят на одном языке.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
74. Определение: «Идеология и политика, состоящие в проповеди национальной исключительности и национального превосходства, направленные на разжигание национальной вражды и натравление одной нации на другую в интересах одной нации » относится к понятию
1) ксенофобия 2)геноцид
3) дискриминация
4) национализм

75. Верны ли следующие суждения о тенденциях в развитии наций на современном этапе?

А. Процесс сближения, объединения наций на основе экономической интеграции.
Б. Процесс дифференциации наций, выражающийся в их стремлении к самоопределению.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
76. Тенденцию к межнациональной интеграции в обществе отражает
1) сепаратизм
2) сближение народов
3) национальная изоляция
4) национальная дифференциация
77. Причиной возникновения конфликтов на этнической почве является (-ются)
1) усиление инфляционных процессов в экономике
2) ущемление праз национальных меньшинств
3) экологические проблемы в регионах
4) имущественная дифференциация населения
78. Геноцид — это
1) политика насильственного обособления населения на основе расовой дискриминации
2) политика, направленная на уничтожение какой-либо национальной, этнической или религиозной группы
3) ограничение или лишение прав отдельных групп людей по национальным, политическим или другим социальным признакам
4) идеология и политика приоритета национального фактора в общественном развитии
79. В демократическом государстве национальная политика реализуется через
1) гарантирование прав малочисленных народов
2) конституционное закрепление национального избирательного ценза
3) предоставление прав гражданам по национальному признаку
4) ограничение использования национального языка
80. Верны ли следующие суждения о социальной напряженности в обществе?
А. Социальная напряженность в обществе характеризуется утратой доверия к власти.
Б. Социальная напряженность в обществе характеризуется стихийными массовыми действиями. 1)верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Часть 2(B)
ЧЕРТЫ …
В2.
1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «социальная норма».
Санкция; социальный контроль; девиантное поведение; социальная общность; самоконтроль.
Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «социальная норма».
Ответ:_.
2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «национальная политика».
Ассимиляция; расизм; дискриминация; стратификация; этническая чистка.
Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «национальная политика».
Ответ:_.
3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «социальный конфликт».
Компромисс; переговоры; арбитраж; реабилитация; свидетели.
Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «социальный конфликт».
Ответ:_.
ВЗ. 1. Установите соответствие между видом статуса и отдельным статусом личности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТДЕЛЬНЫЕ СТАТУСЫ ЛИЧНОСТИ
A) русский Б) люмпен
B) командир полка Г) мужчина
Д) профессор вуза
ВИДЫ СТАТУСОВ
1) достигаемый (приобретаемый)
2) предписанный
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

А

Б

В Г д

2. Установите соответствие между типами социальных норм и иллюстрирующими их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
типы
СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
1) мораль
2) право
ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
A) закреплены в принимаемых государственными органами актах
Б) обеспечиваются общественным мнением
B) основаны на понимании добра и зла
Г) обеспечены государственным принуждением
Д) обязательно имеют формальную определенность
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

А Б В Г Д

3. Установите соответствие между позитивными санкциями и примерами, иллюстрирующими их: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ, ИЛЛЮСТРИРУЮЩИЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПОЗИТИВНЫХ САНКЦИЙ
A) гражданину В. присвоили звание «Заслуженный артист РФ»
Б) заметка в стенгазете конструкторского бюро, написанная инженером А., нашла одобрение у коллег
B) научный сотрудник Б. получил на заводе премию за свое изобретение
Г) исследователю Л. присудили ученую степень доктора исторических наук
Д) выступление учеников 11 класса на школьном вечере вызвало аплодисменты
ПОЗИТИВНЫЕ САНКЦИИ
1) формальные
2) неформальные
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк от ветов (без пробелов и каких-либо символов).

А Б В Г д

В4. | 1. Найдите в приведенном ниже списке понятия, относящиеся к признакам стратификационного деления общества, и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) уровень доходов
2) место в системе общественного производства
3) отношение к средствам производства
4) основные черты образа жизни
5) роль в общественной организации труда
6) социальный престиж
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
Ответ:-— .
2. Найдите в приведенном ниже списке причины групповой социальной мобильности и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) социальное происхождение
2) социальная революция
3) смена политического режима
4) уровень образования
5) гражданская война
6) социальный статус семьи
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания. Ответ:-.
3. Найдите в приведенном ниже списке формы межнациональной дифференциации и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) протекционизм в экономике
2) транснациональные корпорации
3) национализм в различных формах в политике и культуре
4) экономические союзы
5) самоизоляция
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания. Ответ:_.
В5. 1. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) В исследовании приняли участие 1720 молодых людей старше 18 лет. (2) Им задавались различные вопросы о заключении брака, разводе и воспитании детей. (3) Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (4) На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.
Определите, какие положения текста носят:
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
2. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) Социальная роль представляет собой поведение человека, обеспечивающее выполнение его статусных прав и обязанностей. (2) Социальная роль — это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец поведения. (3) Эту роль человек реализует в рамках того или иного статуса. (4) По нашему мнению, именно социальная роль позволяет человеку легко и безболезненно интегрироваться в любую социальную систему.
Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
3. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) По оценке, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 апреля 2005 г. составила 143,3 млн человек и с начала года уменьшилась на 224,2 тыс. человек. (2) В I квартале 2005 г. в России отмечалось снижение числа родившихся и увеличение количества умерших. (3) По мнению социологов, в ближайшие годы тенденция к сокращению численности населения останется неизменной. (4) Тем не менее ряд специалистов считает, что в результате осуществления продуманной демографической политики неблагоприят-
ная ситуация может быть исправлена в течение грех-че-тырех лет.
Определите, какие положения текста носят:
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
В6. 1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Семья — это основанная на_(1)
и/или кровном родстве малая _(2),
члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью,
взаимными — (3) по отношению
друг к другу. Также семьей называется социальный — (4), т. е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть их повседневной жизни: сексуальные отношения, деторождение и первичная
-(5), значительная часть бытового ухода,

образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста. Регулируются эти отношения на основе определенных норм и_(6)».

5-8827
129
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
A) ценность Б)брак
B) социализация Г) коллектив
Д) обязанность Е)институт Ж) родитель 3)группа И) любовь
В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
Получившуюся последовательность букв перенесите бланк ответов.

1 2 3 4 б 6

2. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Понятия
(1) и «этнос» сходны, поэто-
му их определения аналогичны. В последнее время все чаще используется в этнографии, социологии и политологии термин „этнос» (что точнее). Существуют три типа этноса. Для _(2) главное основание объединения людей в одну — (3) — кровно
(4). С воз—(5),
родственные связи и общее —
никновением государств появляются-
состоящие из людей, связанных друг с другом не кровным родством, а хозяйственно-культурными отношениями территориально-соседского типа. В период буржуазных общественно-экономических отношений формируются _(6) — этносоциальный организм, объединенный связями культурного, языкового, исторического, территориально-политического характера и имеющих, по словам английского историка Д. Хоскинга, „единое чувство судьбы»».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
A) происхождение Б)племя
B) общность Г)нация
Д)народ
Е) народность
Ж) национальность
3) раса
И)диаспора
В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций.
Во-первых, они способствуют социальной_:_(1),
т. е. сохранению сплоченности в обществе. Во-вторых, служат своеобразными_(2) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли
индивидов и социальных_(3). В-третьих,
способствуют_(4) за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают_(5) общества. По способу регулирования социального поведения различают нормы-дозволения, нормы-_(6) и запрет».
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А)стабильность Б) санкция В)эталон Г) идеал Д) контроль Е) интеграция Ж) предписание 3) управление И)группа
В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2 3 4 б 6

Часть 3 (С)
Для ответов на задания этой части (CI — С8) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем развернутый ответ на него.
Прочитайте текст и выполните задания CI— С4.
«Используя опыт создания и функционирования социального государства в развитых странах Запада, отечественный опыт, учитывая исторические традиции и менталитет русского и других коренных народов России, а также геополитическое положение и природно-климатические условия нашей страны, принцип социального государства в его российской модели должен рассматриваться как методологический, как главный и определяющий принцип строения и всей системы деятельности государства. По сравнению с западными демократиями термин «социальный» предлагается использовать в данном случае не в узком, а в широком смысле слова. При такой трактовке понятие социального государства будет обозначать не только его обязательства по решению сугубо социальных проблем, но и предопределять социальную направленность, цели и задачи его деятельности во всех других сферах жизни общества, характер его отношений с гражданами.
Государство обязано и за счет собственных ресурсов и путем создания необходимых условий для частного отечественного и зарубежного капитала обеспечить дальнейшее развитие наукоемких и высокотехнологических производств, модернизацию промышленного и агропромышленного производства, фактическую замену крайне запущенной технологически и морально устаревшей коммунальной, строительной и дорожно-транспортной инфраструктуры.
Регулирование социально-экономических различий между социальными группами общества не только послужит утверждению соцпл.’м.пой п политической стл бильности, но и повысит илнтежеемосоЬпый сирое mice ления, создаст дополнительные предноси ики для ;»копо