Сроки амортизации автомобиля

Формула амортизации линейным способом

Приведем для линейного метода амортизации формулы, позволяющие определить ежемесячную сумму амортизации (АМ) объектов основных средств (ОС) и нематериальных активов (НМА) в соответствии с порядком, предусмотренным ПБУ 6/01, ПБУ 14/2007 и гл. 25 НК РФ:

Формула расчета амортизации линейным способом
в бухгалтерском учете в налоговом учете
для ОС (п. 19 ПБУ 6/01) для НМА (п. 29 ПБУ 14/2007) для ОС и НМА (п. 2 ст. 259.1 НК РФ)

АМ = С / СПИ / 12

где С — первоначальная или восстановительная стоимость объекта ОС;
СПИ – срок полезного использования объекта ОС в годах

АМ = С / СПИ

где С — первоначальная или текущая рыночная стоимость объекта НМА;
СПИ – срок полезного использования объекта НМА в месяцах

АМ = С * К

где С — первоначальная или восстановительная стоимость объекта ОС или НМА;
К – норма амортизации соответствующего объекта

А как рассчитать норму амортизации линейным способом в налоговом учете? Эта норма, как и в бухучете, зависит от срока полезного использования. Поэтому расчет нормы амортизации линейным способом по правилам гл. 25 НК РФ выглядит так: 1 / СПИ * 100%, где СПИ – срок полезного использования в месяцах.

Несмотря на то, что формулы для расчета амортизации при линейном способе в бухгалтерском и налоговом учете на первый взгляд разные, порядок исчисления амортизационных величин по сути один и тот же.

Поэтому для расчета линейной амортизации формула определения ежемесячной величины (А) для упрощения может быть выражена так:

А = С / СПИ

где С – стоимость амортизируемого объекта, от которой рассчитывается амортизация;

СПИ – срок полезного использования амортизируемого объекта в месяцах.

Начисление амортизации линейным способом: пример

Покажем, как начислить амортизацию линейным способом на примере. Неважно, нужно ли предварительно определить годовую сумму амортизационных отчислений линейным способом (как для объектов ОС) или производится сразу расчет ежемесячной суммы, итоговые значения месячных сумм в бухгалтерском и налоговом учете все равно будут одинаковые.

Для подтверждения приведем расчет амортизации автомобиля линейным способом в бухгалтерском учете и налоговом учете, а также покажем, как считать амортизацию линейным способом в бухучете для НМА (к примеру, исключительного права автора на программу для ЭВМ).

Для расчета амортизационных отчислений линейным методом вводные данные используем одинаковые для объекта ОС (мусоровоз) и НМА (исключительное право на программу): первоначальная стоимость 1 750 000 рублей. СПИ – 10 лет (120 месяцев). Для того, чтобы определить сумму амортизационных отчислений линейным способом, воспользуемся приведенными выше формулами.

А сам расчет амортизационных отчислений линейным способом приведем в таблице:

Порядок расчета амортизации при линейном способе (пример)
в бухгалтерском учете в налоговом учете
для мусоровоза для исключительного права на программу для любого из двух объектов
АМ = 1 750 000 рублей / 10 лет / 12 = 14 583,33 (рублей) АМ = 1 750 000 рублей / 120 месяцев = 14 583,33 (рублей)

Как рассчитать амортизацию автомобиля в бухгалтерском учете

Транспортные средства, приобретенные компаниями не для перепродажи, а в качестве ОС для своей деятельности, подлежат списанию посредством амортизационных отчислений. Помимо собственных автомобилей, амортизируются и лизинговые авто на балансе у лизингополучателя или лизингодателя (учет зависит от условий договора). Отчисления необходимо начинать с 1-го числа месяца, следующего за месяцем начала эксплуатации, независимо от даты постановки на учет в ГИБДД.

В бухгалтерском учете амортизация автомобиля осуществляется любым из 4 возможных способов:

  • линейным;
  • способом уменьшаемого остатка;
  • по сумме количества лет СПИ;
  • пропорционально выпуску продукции.

Линейный метод равномерный и простой. Он оправдан, если невозможно оценить экономическую выгоду от использования автомобиля по мере его износа на протяжении всего срока службы. При выборе этого метода и для налоговой политики организация сможет избежать разницы в учетах.

Способ уменьшаемого остатка — более быстрое списание затрат. Этот метод актуален для авто, растрачивающих свой ресурс в первые годы эксплуатации. У организаций есть право ускорить списание стоимости актива с помощью повышающего коэффициента (не больше 3).

Метод по сумме лет СПИ предполагает ежегодный перерасчет коэффициента соотношения количества лет, оставшихся до окончания применения актива, к сумме чисел этих лет.

Метод амортизации пропорционально выпуску продукции — прием с привязкой к натуральным предполагаемым показателям выпуска продукции. В случае с авто предполагаемым показателем может быть возможный пробег автомобиля за время службы.

Расчет амортизации для целей налогообложения

НК РФ позволяет производить амортизационные отчисления только двумя способами:

  • Линейным. По сути, аналогичен одноименному в бухгалтерском учете. Амортизация начисляется по каждому авто в отдельности.
  • Нелинейным способом расчета амортизации автомобиля. Это ускоренный метод, списание осуществляется суммарно по группе объектов, относящихся к одной группе или подгруппе. На начало налогового периода (1 января) рассчитывается суммарный баланс группы. После определяют сумму амортизации для списания в течение года. И затем суммарный баланс на начало каждого месяца корректируют на уже начисленную амортизацию. Произведение баланса на норму амортизации и будет суммой амортизации. При этом амортизационную норму компания не рассчитывает, а определяет по таблице п. 5 ст. 259.2 НК РФ.

В налоговой политике компании способ списания ОС определяется сразу для всех ее объектов. Поэтому и автомобили придется учитывать методом амортизации, принятым в целом по компании.

В некоторых случаях, прописанных в ст. 259.3 НК РФ, компании имеют право применять повышающий или понижающий коэффициент.

Автомобиль высшего класса: Вопрос выбора амортизационной группы

Согласно этому нормативному акту, многочисленные виды основных средств разбиты на десять амортизационных групп с установлением для каждой минимального и максимального сроков полезного использования. При этом конкретные виды амортизируемого имущества поименованы в Классификации с использованием определений и соответствующих кодов, предусмотренных Общероссийским классификатором основных фондов (ОК 013-94).

Казалось бы, что подобная жесткая регламентация порядка начисления амортизации для целей налогового учета не должна была вызывать вопросов, однако практическое применение Классификации обнаружило пробел в нормативно-правовом регулировании, обусловивший различные подходы налогоплательщика и налогового органа к решению вопроса о сроках полезного использования легковых автомобилей.

Так, Классификацией установлено, что транспортные средства, соответствующие коду 15 3410010 «Автомобили легковые»

Четвертая группа (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно)

(в редакции Постановления Правительства РФ от 07.07.2016 N 640). Применяется с 01.01.2017 г. Жирным шрифтом выделены позиции, найденные непосредственно в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв.

Постановление Правительства РФ N 1 от 01.01.2002 г.). Обычным шрифтом отражены виды основных средств, попадающие в амортизационную группу из ОКОФ, как входящие в одну из указанных в Классификации групп основных средств. * Примечание из Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв.

Постановление Правительства РФ N 1 от 01.01.2002 г.).

См. также амортизационные группы: пора учиться!

  1. 29 сентября 2019 / Интернет
  2. 28 сентября 2019 / Интернет
  3. 28 сентября 2019 / Интернет
  4. 29 сентября 2019 / Интернет
  1. 29 сентября 2019 / Интернет
  2. 29 сентября 2019 / Интернет

Амортизационная группа зависит от класса автомобиля

Для целей налогообложения прибыли амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам исходя из срока полезного использования (п. 1 ст. 258 ). Организация определяет его самостоятельно на дату ввода объекта в эксплуатацию с учетом классификации основных средств, утвержденной .

Согласно этой классификации к третьей амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше трех до пяти лет включительно) относятся все легковые автомобили (код ОКОФ 15 3410010), кроме легковых автомобилей малого класса (код ОКОФ 15 3410114 — четвертая амортизационная группа), а также легковых автомобилей большого и высшего классов (коды ОКОФ 15 3410130—15 3410141 — пятая амортизационная группа). Таким образом, отнести легковой автомобиль к пятой амортизационной группе можно, если он считается автомобилем большого или высшего класса.

Классификация легковых автомобилей по классам приведена в Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-94, утвержденном постановлением Госстандарта России от 26.12.94 № 359. Исходя из этой классификации отнесение автомобиля к определенному классу зависит от объема двигателя.

Так, к среднему классу причислены автомобили с рабочим объемом двигателя свыше 1,8 до 3,5 л включительно, к большому классу — свыше 3,5 л. Для автомобилей высшего класса рабочий объем двигателя в классификации не указан. Отличительные признаки автомобилей высшего класса названы в письме ГТК России от 26.02.97 № 04-30/3515. Это, например, репутация марки, цена, габариты, мощность двигателя, отличия от базовой модели, бронированный кузов, форма кузова (седан, лимузин), быстроходность, комфортабельность салона. В письме рекомендовано по поводу отнесения марки автомобиля к представительскому классу в каждом конкретном случае обращаться к эксперту.

Итак, если вы хотите отнести автомобиль NISSAN TEANA 2,3 LUXURY к пятой амортизационной группе, вы должны иметь на руках письменное заключение эксперта об отнесении этого автомобиля к высшему (представительскому) классу. Если такое заключение получено не будет, указанный автомобиль следует включить в третью амортизационную группу.

Заметим, что по европейской классификации автомобиль NISSAN TEANA 2,3 LUXURY обычно позиционируется как автомобиль высшего среднего класса (класс Е), называемый у нас бизнес-классом. До высшего (представительского) класса (класс F) он недотягивает. Но с точки зрения минимизации налогообложения это на руку организации.

Ведь автомобиль нужно отнести к третьей амортизационной группе. А срок службы основных средств, включенных в данную группу, — свыше трех до пяти лет включительно. Следовательно, в расходах компания будет признавать сумму амортизации в большем размере, чем если бы автомобиль относился к пятой амортизационной группе.

«Сканируем» новый автомобиль

К какому классу их отнести: к высшему или иному?

В то же время, в последнем письме нет четких критериев отнесения автомобилей к тому или иному классу. В нем указывается только на признаки, которые при этом должны быть учтены. В Классификации ОС никаких четких ориентиров нет. Класс автомобиля важен и при отнесении его к энергоэффективному ОС для возможности использования ускоренной амортизации и льгот по налогу на имущество, .

Есть довольно старое Письмо Таможенного комитета, в котором к высшему классу рекомендовано относить автомобили представительского класса. К этому Письму ГТК отсылают и налоговики.

А что считать представительскими машинами — решается индивидуально, при этом учитываются престижность марки, цена, комфортабельность салона и так далее.

К примеру, у гибридного Lexus CT 200h бензиновый двигатель — 1,8 л, а цена автомобиля может доходить до 1,7 млн руб.

Отнести такую машину к малому классу, конечно, можно, но у проверяющих это наверняка вызовет вопросы. В качестве экспертов они могут привлечь специалистов компании-производителя. И наверняка те

Как определить срок полезного использования автомобиля – таблица СПИ в бухгалтерском и налоговом учете по видам транспорта

можно отнести к 3 амортизационной группе в качестве легковой машины среднего класса с объемом двигателя до 3.5 л (ОКОФ 310.29.10.2).

Для него можно выбрать в качестве срока службы любое количество месяцев из диапазона от 85 до 108.

Для автобусов срок использования отличается в зависимости от длины, области применения (городской, междугородний):

  1. от 7 до 9 лет (85 — 108 месяцев включительно) – прочие автобусные поезда длиной от 16.5 до 24 м ;
  2. от 3 до 5 лет (37 – 62) – городские и прочие автобусы малого типа до 7.5 м.
  3. от 5 до 7 лет (61 – 86) – городские автобусные поезда от 16.5 до 24 м прочие средние и большие автобусы (до 12 м), а также дальнего следования;

То есть, чтобы правильно определить СПИ, нужно знать габариты автобуса (его длину), а также область его применения.