Стиль лидерства

Стили лидерства

Кроме понятия лидерства, в социальной психологии используется другое понятие, уточняющее представление о нем. Это — стиль лидерства. Он определяется как совокупность средств и методов психологического воздействия, которыми пользуется лидер для оказания влияния на остальных членов группы.

Понятие стиля лидерства охватывает собой все возможные взаимодействия и взаимоотношения, которые складываются между лидером и другими членами группы. Однако в тех случаях, когда это понятие употребляется в социально-психологической литературе, под стилем лидерства понимаются те отношения, инициатором которых в группе выступает именно лидер.

Традиционно принято различать три основных стиля лидерства: авторитарный, демократичный и либеральный.

Авторитарный стиль характеризуется выраженной властностью лидера, директивностью его действий, единоначалием в принятии решений, систематическим контролем действий ведомых. Авторитарный лидер обычно не позволяет зависимым от него людям вмешиваться в руководство группой, подвергать сомнению или оспаривать принимаемые им решения. Он четко разделяет свои собственные права и обязанности тех, кто от него зависит, ограничивая действия последних лишь исполнительскими функциями. Для него идеальный подчиненный — это дисциплинированный исполнитель.

От авторитарного лидерства демократичный стиль отличается тем, что лидер, использующий подобный стиль, постоянно обращается к мнению зависимых от него людей, советуется с ними, привлекает их к выработке и принятию решений, к сотрудничеству в управлении группой. Он не проводит четкой линии между собственными правами и обязанностями других членов группы. Часть своих полномочий он добровольно передает членам группы. Они, в свою очередь, также добровольно принимают на себя часть его обязанностей и помогают лидеру в исполнении его функций, если в этом возникает необходимость. Демократичный лидер ценит таких людей, кто самостоятелен и инициативен, творчески подходит к делу. Он уделяет большое внимание не только деловым, но и личным взаимоотношениям в группе.

Либеральный стиль лидерства — это форма поведения лидера, при которой он фактически уходит от своих обязанностей по руководству группой и ведет себя так, как будто он не лидер, а рядовой член группы. Ключевые вопросы внутригрупповой жизни в этом случае или не решаются вообще, или решаются большинством членов группы путем голосования. Фактически в данном случае человек, о котором идет речь, является лидером лишь номинально, в действительности же группой персонально никто не руководит.

Кроме описанных выше трех стилей лидерства, которые в свое время были выделены и описаны еще К. Левином, со временем в социально-психологической литературе стали называться и обсуждаться и многие другие стили лидерства, среди которых такие, как комбинированный и гибкий.

Комбинированным называется стиль лидерства, при котором один и тот же лидер использует в практике общения с членами группы элементы всех трех описанных выше стилей лидерства: авторитарного, демократического и либерального, причем они представлены в его действиях примерно в одинаковой пропорции. Такого лидера нельзя однозначно отнести к любому из трех указанных выше типов: авторитарному, демократическому или либеральному.

Гибким называется стиль лидерства, в котором так же, как и в комбинированном стиле лидерства, могут присутствовать элементы всех трех стилей лидерства — авторитарного, демократического и либерального, однако они в данном случае, как и сам стиль лидерства, не являются стабильными, время от времени меняются в зависимости от складывающейся в группе ситуации. Другими словами, такой стиль лидерства является изменчивым и его вариации зависят от обстановки, сложившейся в группе, а также от состояния и настроя самого лидера.

На протяжении многих лет научного изучения лидерства перед учеными и практиками неоднократно возникал вопрос: какой из стилей лидерства является оптимальным (наилучшим)? Поначалу, когда только еще зарождались соответствующие исследования, считалось, что демократичный стиль лидерства является наилучшим. Это, в частности, утверждал и сам К. Левин. С аргументами сторонников данной точки зрения, казалось бы, трудно было спорить: действительно, в демократическом стиле лидерства гораздо больше привлекательных черт, чем в других стилях лидерства. При таком стиле в группе создается самая благоприятная психологическая атмосфера для творческой работы, для удовлетворения важных социальных потребностей людей. Этот стиль лидерства, безусловно, способствует постановке и решению группой наиболее сложных задач. Он и самими людьми психологически воспринимается как наиболее благоприятный.

Тем не менее утверждать, что данный стиль лидерства является наилучшим и к нему надо стремиться во всех случаях жизни, нет оснований. Нередко предпочтительнее демократического оказывается авторитарный и даже либеральный стиль лидерства, например тогда, когда плохо организованной, неспособной к саморегуляции, слаборазвитой группе необходимо в условиях дефицита времени быстро добиться нужного результата. В этом случае требуется строгая дисциплина, взаимная ответственность, четкая согласованность действий членов группы. Все это лучше всего обеспечивается именно авторитарным стилем лидерства. Поэтому практически самым удачным, скорее всего, является не один какой-либо из перечисленных выше стилей лидерства, а такой, при котором лидер, умея вести себя по-разному: и авторитарно, и демократически, и либерально, и гибко, тонко чувствует атмосферу, сложившуюся в группе, и в зависимости от этого меняет свой стиль лидерства.

Характеристики эффективного лидерства

Самоуправляемое обучение

Целенаправленное развитие отдельного желаемого качества может быть обеспеченно ориентированным самоуправляемым обучением. Модель такого обучения была предложена Ричардом Бояцисом. Согласно этой модели процесс самоуправляемого обучения включает пять этапов:

1. Представление своего идеального Я: кем я хочу быть?

2. Осознание своей реальной сущности: кто я есть, в чем мои достоинства, чем я отличаюсь от своего идеального Я.

3. Моя программа развития.

4. Внедрение в практику новых способов поведения, новых навыков и работа над собой.

5. Установление надежных и доверительных отношений с теми, кто может сделать возможными все эти изменения и чей лидерский потенциал выше, чем у меня.

Пятый этап может совмещаться с любым предыдущим. Рождение лидера, его формирование и развитие может происходить только при взаимодействии с другими лидерами и возможными последователями. Вначале неизвестно кто есть кто, поэтому нельзя игнорировать или недооценивать любые отношения с окружающими в начале карьеры. Процесс самоуправляюмого обучения не может быть реализован в одиночку. Без участия окружающих невозможно развитие лидерских навыков и прежде всего эмоционального интеллекта. (стр.123,рис)

Процесс самоуправляемого обучения взаимосвязан с концепцией самообучающейся организации.

Бизнесу всегда нужны лидеры. Цифровая эпоха и новая экономика принесли менеджменту перемены и тревоги. Это вызвало возрастную потребность в лидерстве, а также новые парадигмы самого лидерства. Оно стало концентрироваться выражением успешного менеджмента. Степень преобразований растет с каждым днем. Поэтому первая характеристика эффективного лидерства очевидна. Это преобразующее или трансформационное групповое лидерство. Кто не настроен на перемены, сложно оставаться эффективным лидером, а перемены в бизнесе стали единственным стабильным его фактором. Перемены неизбежны. Степень преобразований растет с каждым днем. Поэтому первая характеристика эффективного лидерства очевидна.Это преобразующее или трансфармационное групповое лидерство. Кто не настроен на перемены, сложно оставаться эффективным лидером, а перемены в бизнесе стали единственно стабильны его фактором. Перемены неизбежны. Степень преобразований растет с каждым годом. Информационный взрыв имеет значительные силы. Необходима эмоциональная, физическая и умственная выносливость. Это еще одна характеристика бизнес-лидерства. Она вызвана не просто избытком информации, а ее загрязнением. Информационный смог наблюдается прежде всего в высокотехнологических и финансовых фирмах.

Новая экономика изменила взгляд лидеров на традиционные модели бизнеса. Достаточно упомянуть электронную торговлю, виртуальные компании и развитие коммуникационных технологий, а также сильное влияние единой валюты евро и глобализацию менеджмента.

Чтобы выжить в джунглях бизнеса, необходимы новые модели лидерства. Одна из проблем при изучении лидерства состоит в том, что его можно рассматривать и как процесс, и как состояние. (точно также можно рассматривать, например организацию, и менеджмент).

Как состояние, лидерство есть набор характеристик, которые обеспечивают эффективное продвижение группы к желаемому результату. К таким характеристикам относятся образ деятельности или стиль лидерства, личные качества лидеров и пользователей, модели поведения группы.

Как процесс,лидерство- это реализация принципов влияния, доверия, делегирования при работе с группой, чтобы направить ее усилия на достижения общей цели.

Эти двехарактеристики лидерства не позволяют проникнуть в его тайну, если рассматривать их в отдельности. Лидерство также никогда не существуют изолированно от ситуаций, задач, последователей и группы. Именно взаимодействие элементов лидерства делает его природу такой сложной. Но ключевые характеристики лидерства выступают функцией интеллекта и энергии самого лидера. Наименьший положительный вклад в эффективность лидерства вносят лидеры с низким интеллектом и большим количеством энергии. Возможно, они остаются некоторое время лидерами благодаря своей поведенческой компетенции.

Новые исследования бизнес-лидерства рассматривают его в определенном контексте вместо моделирования. Это означает, что характеристики лидерства сами по себе менее важны, чем то, к чему они приводят. Новый подход делает акцепт на рациональные технологии лидерства его синергетику и динамику. В этом контексте актуальны концептуальное мышление и масштабное видение.

В заключении этого вопроса приведем некоторые характеристики эффективного лидерства, которые разработал заведующий кафедрой управления персоналом французского университета Фонтенбло Манфред де Врис:

1.Динамизмкак стремление к достижениям

2.Коммуникабельность как навыки общения.

3. Восприимчивость как готовность и открытость к новым технологиям, идеям, методам работы

4. Готовность к соглашениям как гибкость и позитивный подход к проблемам.

5. Надежность в смысле добросовестной работы

6. Аналитический интеллект, однако, слишком высокий IQ нежелателен: происходит излишняя рационализация собственной точки зрения, что мешает эффективными действиям группам.

7. Эмоциональный потенциал, особенно значимо развитое чувство сопереживания.

Как чрезмерно упростить идеи о лидерстве то для эффективной деятельности экономиста-менеджера и любого начинающего лидера с позиций использования его эмоционального интеллекта актуальны следующие характеристики:

1. Надежда. Без надежды стремления к лидерству будут спонтанны или даже обречены.

2. Гуманность. Она проявляется прежде всего в отношениях с теми людьми, из которых молодой специалист не может извлечь выгоду. Здесь надо учитывать соответствующие обратные связи, а также их динамику.

3. Скромность. Ни одна победа лидера не принадлежит исключительно ему.

4. Юмор. Это ценный вклад в эффективность любого вида деятельности.

Главное в том, чтобы реализовать те идеи, которые мы сами поддерживаем, особенно те, которые не являются новыми и уже проверены практикой бизнеса. Опыт утверждает, что существует огромная разница между тем, что мы делаем на словах и знаем, что надо делать, и тем, что мы действительно делаем.

Нельзя стать лидером, не научившись быть последователем. Бельгийская пословица гласит: » Опыт-это гребень, который жизнь дает как после того, как мы потеряем все волосы». А Марк Твен учит: » Я никогда не позволяю образованию мешать моему развитию». Всему учит только время и никто не рождается лидером.

6. Лидерство и стили управления.

  • •1.Менеджмент как наука. Принципы менеджмента.
  • •2. Функции и методы менеджмента.
  • •3. Характеристика основных школ менеджмента.
  • •4. Процессный, системный и ситуационный подходы в управлении.
  • •5. Сущность и содержание управленческого цикла.
  • •6. Лидерство и стили управления.
  • •7. Планирование и контроль в системе менеджмента.
  • •10. Сравнительный анализ различных теорий мотивации.
  • •2 Теория существования, связи и роста Альдерфера
  • •3 Теория потребностей МакКлелланда
  • •3 Двухфакторная теория Герцберга
  • •1 Теория ожиданий Врума
  • •2 Теория справедливости Адамса
  • •3 Теория Портера-Лоулера
  • •8. Теория корпоративного управления
  • •12. Организация как объект управления. Классификация организации. Интеграция организации.
  • •13. Социальная ответственностьи этика менеджмента.
  • •79. Управление изменениями в организации. Причины сопротивления изменениям и рекомендации по управлению процессами перемен.
  • •14. Основные изменения характеристики современного бизнеса. Базовые модели управления и их основные характеристики. Классификация моделей управления.
  • •15. Принципы формирования организационных структур и организационные отношения в системе менеджмента. Типы организационных связей и иерархические структуры управления.
  • •16. Цели организации. Правила построения дерева целей. Кправление по целям (результатам), преимущества и недостатки.
  • •17.Основные принципы организации управленческого контроля, требования к эффективной системе контроля. Подходы к оценке эффективности контрольной деятельсности, Стратегии и формы контроля.
  • •18. Этапы становления и основные направления развития управленческой мысли.
  • •19.Возникновение и развитие управленческой мысли в России.
  • •20. Фондовая биржа. Виды операций на рынке ценных бумаг.
  • •21.Инфляция и ее виды. Индексы цен. Антиинфляционные меры в экономической политике государства.
  • •22.Система отношений собственности в современной экономике.
  • •24.Свойства товара. Концепции стоимости: трудовая теория стоимости и маржинализм.
  • •25. Закономерности возникновения денег. Функции денег. Эволюция денежных систем.
  • •26. Цикличность экономического развития. Виды циклов.
  • •27.Недостатки рыночных систем. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики.
  • •30.Кредит и его виды. Элементы кредитной сделки. Классиф-ция кредитных операций. Лизинг. Факторинг.
  • •31.Виды ценных бумаг. Цели их эмиссии и механизм размещения. Гос. Регулирование рцб.
  • •32.Основные этапы развития эк. Знаний. Меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия.
  • •33.Марксистская школа в политэкономии. Концептуальные положения и современные взгляды.
  • •9. Модели корпоративного управления.
  • •Англо-американская модель
  • •Область распространения модели: сша, Канада, Великобритания, Австралия, Новой Зеландия.
  • •5. Требования к раскрытию информации.
  • •Немецкая (Германская) модель
  • •Область распространения модели: Нидерланды, Скандинавия, во Франции и Бельгии также начали применять элементы немецкой модели.
  • •4. Состав Совета директоров.
  • •5. Требования к раскрытию информации.
  • •Японская модель
  • •Область распространения модели.
  • •5. Требования к раскрытию информации.
  • •11. Системный подход в менеджменте. Организация как система. Организация как система процессов. Системный подход.
  • •Организация как система управления.
  • •Организация как система процессов
  • •23. Рынок: сущность, функции и виды.
  • •28. Налоговая система Российской Федерации
  • •34. Экономический рост и его типы. Показатели экономического роста.
  • •29. Банковская система России. Банки, их виды. Функции и операции банков.
  • •35.Ввп, способы их измерения. Соотношение показателей в системе национальных счетов.
  • •36.Совокупный спрос и совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах.
  • •37.Равновесие на денежном рынке. Спрос на деньги, факторы его определяющие. Предложение денег.
  • •1) Доход (y); 2) % ставка (r).
  • •38. Безработица и ее виды. Естественный уровень безработицы. Кривая Филипса. Регулирования рынка труда.
  • •39.Бюджетный дефицит, способы его финансирования. Управление государственным долгом.
  • •40.Дискреционная и недискреционная бюджетно-налоговая политика. Мультипликатор бюджетно-налоговой политики.
  • •41. Внешний и внутренний баланс малой открытой экономики (моэ).
  • •42. Платежный баланс, его статьи, счета.
  • •43.Уравнение вр. График вр, его сдвиги. Наклон линии вр.
  • •44. Конкуренция и ее виды в рыночной модели хозяйствования.
  • •91. Организация разработки и выполнения управленческого решения. Контроль реализации управленческого решения.
  • •45.Заработная плата. Маркситский подход и современная неоклассическая трактовка. Формы и системы заработной платы.
  • •46.Проблема внешних эффектов. Теорема Коуза-Стиглица.
  • •47.Основные теории спроса и предложения. Динамические и статистические модели рыночного равновесия. Устойчивость равновесия.
  • •48.Эластичность спроса по цене и кривая рыночного спроса. Точечная и дуговая эластичность. Факторы, влияющие на значение ценовой эластичности спроса.
  • •50. Бюджетные ограничения. Влияние изменений дохода и цен на бюджетные возможности покупателей. Рациональный потребительский выбор.
  • •51.Влияние изменений цен и дохода на выбор потребителя. Построение кривой спроса на основе кривых «цена – потребление». Кривые Энгеля.
  • •52.Производственная функция. Ее свойства. Изокванта. Предельная норма технологического замещения. Изокоста. Оптимизация производственного выбора.
  • •53.Экономические и бухгалтерские издержки. Безвозвратные издержки. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.
  • •54.Рынок совершенной конкуренции. Спрос на продукцию конкурентной фирмы. Валовой, средний, предельный доход. Анализ максимизации прибыли конкурентной фирмы.
  • •55.Монополия и рыночная власть, ее измерение Показатели рыночной власти. Максимизация прибыли фирмой-монополистом в краткосрочном периоде. Ценовая дискриминация на рынках.
  • •56. Рынок монополистической конкуренции. Краткосрочное и долговременное равновесие фирмы при монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность.
  • •57.Рынок олигополии, его основные характеристики. Лидерство в ценах. Картельные соглашения. Ценовые войны. Модель дуополии Курно.
  • •58. Рынок труда. Рыночный спрос на труд. Кривая предложения труда. Рыночное равновесие на рынке труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.
  • •59.Рынок капиталов. Дисконтирование. Приведенная к настоящему периоду ценность благ. Чистая приведенная стоимость.
  • •60.Общее рыночное равновесие. Модель движения к общему равновесию для взаимосвязанных рынков. Экономическая эффективность и общественное благосостояние.
  • •61.Управление ассортиментом товаров на предприятии.
  • •62.Понятие товара в маркетинге. Стратегия предприятия на разных этапах жизненного цикла товара.
  • •63.Анализ потребительского рынка. Сегментация и отбор целевых сегментов рынка.
  • •64.Управление каналами распределения товаров.
  • •65.Организация маркетинговых исследований на предприятии.
  • •66.Сравнительная характеристика средств стимулирования спроса.
  • •67.Понятие и сущность организации. Жц организации.
  • •68.Внутренняя и внешняя среда организации.
  • •69.Организационная культура: сущность и типология.
  • •70.Законы функционирования и развития организации.
  • •71.Международное движение капитала и рабочей силы. Предпосылки, формы и последствия вывоза капитала. Миграция трудовых ресурсов: интересы стран иммиграции и эмиграции.
  • •73.Основные фонды предприятия: методы оценки и структура. Показатели состояния и воспроизводства основных фондов. Показатели использования основных фондов.
  • •74.Статистика производительности труда.
  • •75.Статистика промышленной продукции: содержание, задачи, основные показатели, анализ динамики.
  • •76.Себестоимость продукции. Классификация и учет затрат по их видам. Методы Absorption Costing и Direct Costing.
  • •77.Состав и порядок составления финансовой отчетности.
  • •78.Управление конфликтами. Поведение в конфликтных ситуациях. Методы разрешения конфликтов.
  • •80.Коммуникативное поведение в организации. Основные элементы процесса коммуникаций.
  • •81.Понятие команды. Методы формирования команд. Этапы развития команды: от традиционного контроля к самоуправлению.
  • •82.Формальные и неформальные группы в организации.
  • •83.Стратегический менеджмент: сущность, этапы и уровни стратегического и оперативного управления.
  • •84.Стратегический анализ: step и swot – анализ.
  • •92. Аналитические методы при разработке и принятии управленческих решений. Краткая характеристика основных аналитических методов.
  • •85.Портфельный анализ деятельности организации. Матрицы портфельного анализа.
  • •86.Процесс разработки и реализации стратегии предприятия.
  • •87.Социологические методы исследования систем управления.
  • •88.Состав и выбор методов исследования систем управления.
  • •89.Методы экспертных оценок в исследовании системы управления.
  • •90.Характеристика и классификация управленческих решений. Алгоритм процесса принятия управленческого решения.
  • •97.Направление развития теории принятия решений: теория принятия оптимальных решений (тпор) и психологическая теория решений (птр).
  • •94.Целевая ориентация управленческих решений. Целевые и процессорные технологии.
  • •95.Природа и сущность решений. Области решений. Принципы и признаки управленческих решений.
  • •99. Виды моделей, применяемых для работки управленческих решений
  • •96.Управленческий анализ в системе менеджмента. Виды, содержание, предмет анализа. Особенности и принципы управленческого анализа.
  • •106. Санация в антикризисном управлении. Принципы проведения санации. Основные процедуры санации
  • •Процедуры санации
  • •107. Диагностика кризисов в организации
  • •101.Виды угроз безопасности ис и ит. Методы и средства защиты информации.
  • •100.Инструментальные средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности.
  • •102.Государственное регулирование кризисных ситуаций.
  • •103.Понятие кризиса. Причины его возникновения. Типология кризисов.
  • •104.Кризисы в управлении организацией.
  • •105.Банкротство п/п: сущность и процедуры.
  • •108.Логистическая система управления запасами.
  • •109.Сущность и задачи транспортной логистики.
  • •120.Этапы создания системы качества на предприятии
  • •110.Управление деловой оценкой персонала. Аттестация как форма деловой оценки.
  • •111.Сущность, цели и задачи кадрового планирования. Расчет численности персонала.
  • •113.Жизненный цикл инноваций. Стадии инновац. Проекта их содержание и результаты.
  • •114.Формы и цели определенияния прав на интеллектуальную собственность в рамках инновационного проекта.
  • •115.Источники и этапы финансирования инновационных проектов, их хр-ка.
  • •116.Разработка бизнес-плана проекта.
  • •117.Роль сертификации и, лицензирования и системного менеджмента качества в деле повышения качества продукции и процессов.
  • •118.Роль стандартизации, унификации и нормирования в современном менеджменте качества.
  • •119.Процессный и системный подходы к управлению качеством.
  • •121.Центры финансовой ответсвенности: понятие, признаки, типы.
  • •122.Бюджетирование: сущность, назначение, типы и содержание основных бюджетов.
  • •123.Система контроллинга. Критерии оценки деятельности центров финансовой ответсвенности.
  • •124.Сущность и основные направления государственного регулирования экономики.
  • •125. Ценовая политика фирмы на разных типах рынка
  • •127.Западноевропейская и американская концепции эффекта финансового рычага.
  • •128.Эффект операционного рычага. Степень воздействия эффекта операционного рычага.
  • •129.Сущность капитала предприятия, анализ его стоимости и структуры, принципы формирования.
  • •130.Временная стоимость денег. Принцип начисления сложных и простых ссудных процентов и учетных ставок.
  • •131.Сравнительная характеристика источников финансирования деятельсноти организации.
  • •132.Критерии оценки инвестиционных проектов.
  • •133.Анализ и управление дебиторской задолженностью.
  • •134.Анализ и управление производственными запасами.
  • •135.Анализ безубыточности. Критический объем производства.
  • •136.Состав и структура себестоимости, методы управления издержками.
  • •149.Анализ затрат хазяйственной деятельности. Задачи анализа информационное обеспечение и классификация затрат.
  • •140.Анализ финансового состояния и финансовой устойчивости.
  • •126.Методы ценообразования
  • •2. На конъюнктуру рынка — рыночные методы
  • •137. Анализ формирования, распределения и использования прибыли на предприятии. Дивидендная политика.
  • •138. Понятие и классификация денежных потоков предприятия. Управление денежными потоками: цели, задачи, этапы управления, методы оптимизации.
  • •139. Анализ деловой активности организации
  • •141. Факторный анализ прибыли
  • •142.Анализ маржинального дохода и запасов финансовой прочности.
  • •143.Управление ликвидностью коммерческого банка.
  • •98.Приведение ситуаций к типовым при принятии управленческих решений. Виды упрощений. Архетипы и когнитивное моделирование.
  • •145. Основные методы управления предпринимательскими рисками.
  • •146. Методы анализа инвестиционных проектов
  • •150. Международные стандарты финансовой отчетности (мсфо): сущность, основополагающие принципы и допущения, требования к представлению финансовой информации.
  • •147.Налоговые проверки, их виды и процедуры.
  • •148.Экономические, юридические и организационные принципы налогообложения.

Лидер — ключевая социальная категория. Лидер существует в любом коллективе: дружеском, рабочем, учебном, в каком угодно. Это человек, который определяет и координирует действия группы. Феномен лидерства изучается достаточно давно, и современной науке известно, что это сложное явление. Например, существуют разные виды лидерства — модели поведения разных типов лидеров отличаются, и особенности манеры руководства определяют взаимоотношения в группе и то, как она достигает своих целей. Эта статья призвана рассказать о разных видах лидерства.

Как они проявляются в практическом применении

Все эти особенности легко опознать в практической деятельности. Если упор сделан на какую-то одну манеру управления, ее признаки проявляются во всем: в целеполагании, в системе стимулов, в манере общения.

Авторитарный лидер

Такой управленец единолично определяет цели, которых должен достигнуть коллектив, и методы, которыми он должен руководствоваться. В процессе работы он характеризуется высокой степенью самостоятельности. Часто авторитарный лидер стремится подавить или ограничить коммуникацию внутри коллектива, особенно если она касается обсуждения действий и решений руководства. Общение происходит только при посредничестве управленца, под его жестким контролем.

С одной стороны, это стремление удержать авторитет, с другой — сохранить групповую консолидацию для наиболее эффективного достижения целей. Авторитарный тип осуществляет управление посредством приказов и принуждения.

Демократичный лидер

В практической деятельности такой лидер опирается на свое ближайшее окружение. Этот стиль лидерства характеризуется тем, что ответственность за принятие решений и выбор средств ложится на плечи не только самого управленца, но и практически каждого сотрудника. Разумеется, масштабы ответственности и степень самостоятельности каждой единицы различаются.

Демократичный тип позиционирует себя, как человека, который прислушивается к чужому мнению и учитывает чужие потребности. Он стремится, прежде всего, к психологической лояльности подчиненных, в качестве основного метода воздействия использует убеждение.

Либеральный, он же «отстраненный» лидер

Это лидер, который есть номинально, но практически не проявляет себя в плане целеполагания и управления рабочим процессом, предпочитая наблюдать за происходящим со стороны. «Отстраненный» лидер не участвует в жизни коллектива и не поддерживает коммуникацию с подчиненными, не принимает воздействующих мер. Рабочий процесс в такой группе формируется на базе потребностей и устремлений отдельных участников. Из этого вытекает расслоение на отдельные подгруппы и формирование конфликтных ситуаций между ними.

ВАЖНО. Многие путают либерального и демократического лидера. Несмотря на то, что их резко противопоставляют авторитарному, они имеют значительные отличия, которые важно принимать в расчет.

Непоследовательный, он же алогичный лидер

Наиболее деструктивный тип, который характеризуется тем, что руководитель без видимых причин постоянно меняет вышеперечисленные стили: с авторитарного на демократический, с демократического на либеральный, с либерального снова на авторитарный и так далее. В практической деятельности такой «неуравновешенный» управленец способствует созданию неблагоприятного морального климата в коллективе, тормозит работу и снижает эффективность решения проблем до нуля.

ВАЖНО. Все перечисленные стили лидерства уместны в разных ситуациях. Исследователи отмечают, что авторитарный стиль управления имеет свои большие плюсы на этапе формирования коллектива, в условиях, когда участники еще не видят общих целей и не умеют работать вместе. С другой стороны, своевременный переход от авторитарного стиля руководства к демократическому укрепит группу и позицию самого лидера в ней.

Лидерство, само по себе, опирается на авторитет. При авторитарном стиле лидерства авторитет обеспечивается, в основном, за счет формально-административных факторов — должности управленца, его положения в корпоративной или социальной иерархии. Это называется «формальный» авторитет. С точки зрения исследователей, авторитет на 35 % обеспечивается личной лояльностью участников группы и профессиональными качествами управляющего. Личная лояльность обеспечивается в рамках демократического стиля наиболее эффективно.

«Отстраненная» манера уместна только как временная мера в ситуации стабильности.

В зависимости от способа руководства

Классификация аналогична вышеназванным, но акцентируется на немного других аспектах лидерства. Это стили управления, которые могут быть характерны и для демократичной, и для либеральной, и для авторитарной манер.

  • Эмоциональный лидер — осуществляет управление через формирование личной лояльности. Во главе угла стоят прочные личные связи и симпатии, харизма, умение расположить к себе. Такое лидерство характерно больше для социальных групп, а не производственных коллективов.
  • Деловой лидер — администрирование производства. Определяющие факторы — это опыт, профессиональные и организационные навыки, профессиональный авторитет и образование. Такой тип лидерства нацелен на решение конкретных производственных задач.
  • Ситуативный лидер — такой управленец появляется только в критических ситуациях, ограниченных по времени.

В современном мире наиболее продуктивным способом считается демократический. Важно уметь находить компромиссы и прислушиваться к потребностям группы, это во многих случаях обеспечит продуктивность работы и укрепит авторитет руководителя. Однако выбор манеры управления зависит от очень многих переменных, включая личные качества, как самого управленца, так и каждого отдельного участника группы, ситуации, целей и задач, стоящих перед коллективом.

Самые свежие новости в нашей группе: Школа ораторского искусства Владимира Подопригора

Типология политического лидерства

Многие исследования лидерства опираются на типологию легитимного господства, разработанную М. Вебером.

Выделяют:
1. Традиционное лидерство, основанное на традициях, обычаях и привычке последователей к подчинению.
2. Харизматическое лидерство, основывающееся на вере в необыкновенные, выдающиеся качества вождя.
3. Рационально-легальное (бюрократическое) лидерство, осуществляющееся на основе законов и в рамках законов.

Наибольший интерес у политологов вызывает харизматическое лидерство. Внимание исследователей концентрируется на характерных чертах этого типа и механизмах его осуществления.

А. М. Гантер выделяет ряд базовых качеств, присущих харизматическим лидерам.
1. «Обмен энергией» или умение воздействовать на людей эмоционально, способность заряжать энергией окружающих.
2. «Завораживающая внешность» или образ, вызывающий симпатии у массы:
«хорошие риторические способности и некоторый артистизм», или выдающиеся коммуникативные способности, дар и искусство увлекать своими выступлениями большую аудиторию;

«положительное восприятие восхищения своей персоной», или состояние психологического комфорта при повышенном внимании и восхищении со стороны общества; «достойная и уверенная манера держаться», или имидж сильных людей, способных добиваться любых целей.

Рассматривая свойства и механизм формирования харизматического лидерства, И. Шиффер отмечает особенности данного феномена:
1) харизматиками чаще всего становятся люди «со стороны»; трудно обрести харизму в среде, где рос и длительное время пребывал индивид, где его хорошо знают и помнят его достоинства и недостатки;
2) харизма должна быть связана с каким-либо физическим свойством (стигмой) (эпилепсия, низкий рост и т. п.), которое заметно отличает претендента на харизму от других;
3) и сам лидер, и его последователи должны свято верить в «избранность» первого лица и его миссии;
4) лидер-харизматик должен демонстрировать «экстремальный максимализм» — готовность «идти до конца», любые колебания, компромиссы и уступки недопустимы (либо должны восприниматься как хитрый и далеко идущий «ход» великого человека);
5) деяния вождя должны восприниматься «паствой» как истинно великие и чудесные;
6) инновационный стиль лидерства харизматика.

Механизм деятельности харизматического лидерства описывается во многих научных работах.

В них подчеркивается способность воздействовать на коллективное бессознательное с помощью массовых символических акций, ритуальных действий, кампаний, характер которых соответствует социокультурной среде. Харизматическое лидерство воспроизводится в условиях мифологизации массового сознания. Деятельность вождя должна быть проста и понятна массам. Как правило, лидер-харизма-тик демонстрирует свою эффективность через борьбу с «врагами». Он вынужден постоянно подтверждать свою харизму «великими», «эпохальными» свершениями, «судьбоносными» решениями.

М. Херманн подразделяет лидеров по имиджу на «знаменосцев», «служителей», «торговцев» и «пожарных». Лидеры-«знаменосцы» стремятся к воплощению «великой мечты», изменению политической системы. Имидж «служителя» формируется у политика, который стремится выступить в роли выразителя интересов своих приверженцев. «Торговец» отличается способностью убеждать людей, «продавать» им свои идеи. И наконец, лидер-«пожарник» откликается на порожденные ситуацией экстремальные события и проблемы, насущные требования момента. Для проявления качеств этого типа лидера необходимы экстремальные ситуации. В реальной политической практике большинство лидеров используют все четыре образа лидерства в различных комбинациях и сочетаниях.

На основе эмоционального отношения к лидеру его последователей С. Джибб выделяет три типа лидеров: 1) лидер-«патриарх», члены общества испытывают к нему одновременно чувство любви и страха; 2) лидер-«тиран», здесь доминирует чувство страха; 3) «идеальный» лидер характеризуется чувством симпатии к нему со стороны большинства социальных групп.

Многообразие выполняемых политическим лидером задач, условий их осуществления, а также иных внешних и внутренних факторов деятельности находит свое отражение в его типологии. Можно сказать, что типология политического лидерства является одним из самых развитых теоретических компонентов. Так, политических лидеров различают по уровню их контроля за властью (правящие и оппозиционные), масштабу деятельности (общенациональные и региональные), стилю поведения (авторитарные и демократические), характеру руководства (формальные и неформальные), отношению к социальным изменениям и реформам (консерваторы, реформисты, догматики, фундаменталисты), ролевым отношениям к целям политического движения (идеологи, идеалисты, прагматики), отношениям к противникам (соглашатели, фанатики) и т.д.

Классическую типологию политического лидерства дал М. Вебер, который, в частности, выделил следующие типы:
— традиционный, он означает, что люди занимают лидерское место в связи с действием определенных традиций и обычаев, господствующих в конкретном (в основном доиндустриальном) обществе;
— рационально-легальный, при котором лидер получает свой статус в связи с действием определенных политических (бюрократических) процедур и механизмов (выборов);
— харизматический, предполагающий наличие у соответствующих лиц большого авторитета среди населения, которое некритически воспринимает этих лиц.

Американский ученый К. Ходжкинстон также выделяет ряд типов политических лидеров, а именно: лидеров-карьеристов, ориентирующихся на достижение личных эгоистических интересов во власти; лидеров-политиков, действующих в сфере власти в интересах представляемых ими граждан; лидеров-техников, умело использующих аппаратные структуры и механизмы в процессе организации власти; и лидеров-поэтов, действующих в политике во имя высоких целей, реализации идеологических целей и ценностей.

Весьма популярна в науке и классификация, предложенная современной американской исследовательницей М. Херманн. В частности, она указывает следующие типы: лидер-знаменосец, обладающий высоким общественным престижем; лидер-торговец, воплощающий стиль поведения, позволяющий ему вести торг по обмену услуг на поддержку; лидер-служитель, успешно действующий в рутинных условиях во имя интересов населения; лидер-пожарник, демонстрирующий умение действовать в условиях кризисов, и, наконец, лидер-марионетка, зависимый от воли и интересов своего ближайшего окружения.

Богатая политическая практика способствует постоянному возникновению в разных странах новых типов политического лидерства. Особенно заметны новые очертания типов лидерства в переходных обществах, где еще только выкристаллизовываются новые связи и отношения в сфере власти.