Страховой тариф

Размеры страховых тарифов

Страховой тариф – это ставка страховой премии с единицы страховой суммы с учетом объекта страхования и характера страхового риска (ст.11 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ»).

Конкретный размер страхового тарифа при добровольном страховании определяется договором по соглашению сторон. Так, согласно п.2 ст.954 ГК РФ страховщик при определении размера страховой премии, подлежащей уплате по договору страхования, вправе применять разработанные им страховые тарифы, определяющие премию, взимаемую с единицы страховой суммы, с учетом объекта страхования и характера страхового риска.

Страховые тарифы по видам обязательного страхования устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования:

  • в Федеральном законе от 19 декабря 2006 г. №235-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2007 год» указано, что в 2007 г. страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены на 2006 г.
  • в соответствии с ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» 8 декабря 2005 г. Правительство РФ утвердило страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуру и порядок применения страховщиками при определении страховой премии. Например, базовый страховой тариф для транспортных средств категории «А» составляет 1215 руб., для категории «В» для юридических лиц базовый страхово тариф составляет 2375 руб., для граждан – 1980 руб., для такой цели, как использование в качестве такси – 2965 руб. и т.д. В случае, если в документе, на основании которого определяются сведения о транспортном средстве, имеются расхождения между категорией и типом транспортного средства, при определении базового страхового тарифа следует руководствоваться данными о категории транспортного средства;
  • размеры страхового тарифа по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта устанавливаются страховщиками по согласованию с Министерством транспорта РФ, Министерством путей сообщения РФ и утверждаются федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью (Указ Президента РФ «О государственном обязательном страховании пассажиров»).

Страница была полезной?

Еще найдено про страховой тариф

  1. Требования налогового органа в деле о банкротстве. В каких случаях они не подлежат удовлетворению
    Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды утратила силу ч 5 ст 16 Закона №212-ФЗ
  2. Манипулировние финансовой отчетностью: схемы и способы выявления
    Завышение страховых платежей за сохранность груза с применением завышенного страхового тарифа Аналитические симптомы Значительное отличие стоимости единицы товара тарифа по услугам по сравнению с
  3. Анализ взаимосвязи чистой прибыли и чистого денежного потока
    Эта инвестиционная прибыль дает возможность своевременно выплачивать страховое возмещение расширять страховую ответственность снижать страховые тарифы и т д 2 2 Москалева Е Г Методические подходы к проведению факторного
  4. Условия обеспечения финансовой устойчивости страховых организаций
    Очевидно и закономерно что рост прибыли способствует повышению финансовой устойчивости обеспечение высокого удельного веса собственных источников средств в общей величине всех источников средств достаточную величину страхового тарифа отсутствие дебиторской и кредиторской задолженности как по налоговым платежам так и по оплате
  5. Негосударственные источники финансирования расширенного воспроизводства в агропромышленном комплексе
    Предлагаемые в настоящее время отдельными страховыми компаниями условия по страхованию посевов как правило неприемлемы для сельскохозяйственных предприятий из-за слишком высоких тарифов Кроме того страхование посевов необходимо производить весной или осенью для озимых когда предприятия остро
  6. Факторы ограничения финансового обеспечения инвестиционной деятельности российских компаний
    При этом применяемые в настоящее время инструменты страховые и пенсионные ресурсы институты развития проблему создания необходимого объема длинных денег в экономике России … Создать условия для правильной работы экономики организации компании в частности заморозить тарифы на базовые ресурсы на внутреннем рынке Приложение 1. Анализ экономических результатов и пропорций в
  7. Управление затратами компании
    Особую актуальность эта задача приобрела с 2011 года когда страховые взносы для аптек увеличились с льготных 14 до 34 процентов Издержки компании резко возросли … Эти цифры послужили основанием для проведения переговоров с банками-партнерами о снижении тарифа по эквайрингу В качестве основного аргумента при встречах с банкирами использовали фактические данные бюджет
  8. Менеджер и его стабилизирующая деятельность при антикризисном управлении
    Либерализация цен на топливно-энергетическое сырье сырьевые ресурсы транспортные тарифы при контроле государства за их уровнем создает немалые сложности Вместо единого общего рынка России … Ведь экспортные операции очень дороги с высокой степенью риска большими транспортными страховыми и прочими расходами Для развития российского бизнеса не имеется пока серьезной правовой основы В
  9. Налоговая нагрузка в России: основные подходы
    Ответ здесь основывается на экономическом содержании косвенных налогов как надбавки к цене или тарифу то есть предприятие по существу выступает сборщиком косвенных налогов а покупатель — плательщиком В … Интерпретация показателя налоговой нагрузки на расчетную прибыль сводится к отражению части прибыли до вычета налогов расходуемой на оплату налогов и страховых взносов во внебюджетные фонды От величины оставшейся части прибыли и нормы ее реинвестирования зависят
  10. Повышение эффективности управления производственными затратами на основе совершенствования процесса
    Например анализируя данные о ценах и предложениях на различные виды материальных ресурсов транспортных расходах тарифах на погрузочно- разгрузочные работы страхование груза в пути и др предприятие-заказчик имеет возможность совершенствовать

Страховой тариф, его структура. Состав брутто-ставки. Назначение нетто-ставки. Нагрузка.

Специфическим товаром страхового рынка является страховая защита – услуга, предоставляемая страховщиком.

Как и всякий товар, страховая услуга имеет потребительную стоимость. Потребительная стоимость страховой услуги состоит в обеспечении страховой защиты, т.е. в случае наступления страхового события страховая защита реализуется в форме выплаты страхового возмещения. Стоимость страховой услуги выражается в страховом взносе, который страхователь уплачивает при заключении договора страхования.

Величина страхового взноса должна быть достаточной для того, чтобы страховщик мог:

— создать страховой фонд;

— покрыть в случае необходимости претензии страхователя в течение страхового периода;

— покрыть свои издержки на ведение дел;

— обеспечить получение прибыли.

Размер страхового взноса, вносимого страхователем страховой компании формируется на основе страхового тарифа.

Страховой тариф – это денежная плата страхователя с единицы страховой суммы или объекты страхования либо %-ая ставка совокупностной структурной суммы. Соответственно основное назначение страхового тарифа — определение и покрытие вероятной суммы ущерба, приходящейся на любого страхователя или на единицу страховой суммы. Страховой тариф как цена страховой услуги имеет определенную структуру, отдельные элементы которой должны обеспечивать финансирование всех функций страховой компании.

Тарифная ставка (страховой тариф), лежащая в основе страхового взноса, по которой заключается договор страхования, называется брутто-ставкой.

Брутто ставка состоит из 2 частей

— Нетто-ставка — Предназначена для создания страхового фонда из которого будут производиться выплаты страхователям. Нетто-ставка составляет до 90% брутто-ставки.

— Нагрузка — Служит для покрытия расходов и формирование плановой прибыли. Нагрузка в зависимости от формы и вида страхования колеблется от 9 до 40%.

Состав нагрузки

1) Расходы на предупредительные мероприятия (Пр)

2) Расходы на процесс введения страхования (Рв)

3) Планируемая прибыль (Ппр)

Чтобы доходы страховщика превышали его расходы, т.е. по каждому виду страхования должно соблюдаться условие эквивилентности :

Страх.тариф + доходы от инвестрир.страх.комп. >= расходы страх.комп. + выплат страх-ка

Страх. Премия ≥ Выплаты – доход + расход

Это соотношение показывает, что укрупненная страховая премия включает в себя 2 составляющие: нетто-ставку и нагрузку

Расходы страховщика включают в себя следующие статьи:

1) Расходы на ведение дел, административно-хозяйственные расходы, оплата аренды, заработная плата, канцелярские расходы, плата за электроэнергию и т.д.

2) Аквизиционные – это расходы связанные с заключением новых договоров страхования. Основную часть этих расходов составляет комиссионное вознаграждение страховым посредникам.

Страховой тариф

Страхово́й тари́ф — плата страховой премии с единицы страховой суммы с учётом объёма страхования и характера страхового риска. Устанавливается как правило в процентах по отношению к страховой сумме. Тарифная система построена так, что есть диапазон ставок страхового тарифа, есть система скидок, система коэффициентов. Тариф рассчитывается с помощью актуарных расчетов .

Страховые тарифы по обязательным видам страхования определяются в соответствующих законодательных актах (например, в Федеральном Законе «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»), а по добровольным видам страхования — устанавливаются страховщиком самостоятельно.

Страховой тариф может устанавливаться:

1. с единицы страховой суммы;

2. в процентах к страховой сумме.

Принципы построения тарифов (тарифной политики) следующие:

1. Обеспечение самоокупаемости и рентабельности страховых операций. Это общий принцип ценообразования на рынке, и страхование, как вид коммерческой деятельности, в данном случае не исключение. Поэтому страховые тарифы должны строиться таким образом, чтобы поступление страховых платежей могло покрыть текущие и будущие расходы страховщика (т.е. обеспечивало бы формирование страховых резервов), а также обеспечивало некоторое повышение доходов над расходами (прибыль страховщика).

2. Эквивалентность страховых отношений сторон. Это означает, что тариф должен максимально соответствовать вероятности ущерба. Тем самым обеспечивается возвратность средств страхового фонда за тарифный период той совокупности страхователей, для которых строились страховые тарифы. Принцип эквивалентности соответствует перераспределительной сущности страхования.

3. Доступность страховых тарифов для широкого круга страхователей. Чрезмерно высокие тарифные ставки становятся тормозом на пути развития страхования. Страховые взносы должны составлять такую часть дохода страхователя, которая не является для него обременительной, иначе страхование может стать невыгодным. Доступность тарифных ставок зависит от числа страхователей и количества застрахованных объектов: чем больше число страхователей и количество застрахованных объектов, тем обычно ниже — до определенных пределов — страховой тариф.

4. Стабильность размеров страховых тарифов на протяжении длительного времени. Если тарифные ставки остаются неизменными в течение многих лет, у страхователей укрепляется уверенность в солидности страховщика. Однако на практике в современных условиях выдержать соблюдение данного принципа чрезвычайно сложно, поэтому этот принцип следует рассматривать как идеал, к которому должна стремиться страховая компания.

5. Расширение объёма страховой ответственности, если это позволяют действующие тарифные ставки. Соблюдение данного принципа является приоритетным в деятельности страховщика, поскольку чем шире объём страховой ответственности, тем больше страхование соответствует потребностям страхователя. Расширение объёма (увеличение количества страхуемых рисков) возможно лишь при условии снижения убыточности и при неизменных тарифах.

При расчёте ставки страхового тарифа (или так называемой брутто-ставки) по отдельным видам страхования производится расчёт двух ее составляющих: нетто-ставки и нагрузки к нетто-ставке

Поскольку страховой тариф является усреднённой величиной, на практике могут быть значительные отклонения от средних значений; для компенсации таких отклонений в структуре тарифа предусматривается гарантийная надбавка (стабилизационная надбавка). Имеются особенности в построении страховых тарифов по страхованию жизни и по рисковым видам страхования. По страхованию жизни нетто-ставка определяется на основе таблицы смертности; по рисковым видам — на основе теории вероятности. Таблица смертности показывает, как поколение родившихся людей с увеличением возраста сокращается. С помощью таблицы смертности устанавливается вероятное число выплат по случаям смерти застрахованного или дожитию до окончания срока страхования. В медицинском страховании страховой тариф устанавливается на основе данных по уровню заболеваемости населения и средней стоимости лечения конкретных заболеваний.

> Литература

Казанцев С. К. Основы страхования Екатеринбург: изд. ИПК УГТУ, 1998

> Примечания

  1. Зубец А.Н. Тарифы страховые // Страховой маркетинг. — М.: Анкил, 1998. — С. 194. — 256 с. — ISBN 5-86476-108-7

> См. также

Бонус-малус