Страховые взносы на ОПС

Что такое обязательное пенсионное страхование

Юридическое понятие обязательного пенсионного страхования зафиксировано в ст. 3 Закона № 167-ФЗ и включает в себя механизм компенсации гражданам заработка, которые они получали до назначения пенсионных выплат. Система ОПС характеризуется следующими нюансами:

  • каждый гражданин подлежит учету в системе пенсионного страхования, для этого открывается индивидуальный лицевой счет;
  • пополнение лицевого счета осуществляется за счет страховых взносов, которые обязаны перечислять работодатели и самозанятые лица с каждой выплаты денежного вознаграждения;
  • администрирование взносов на ОПС и контроль за своевременностью их уплаты с 2017 года возложен на налоговые органы, хотя ведение лицевых счетов по-прежнему отнесено к компетенции учреждений ПФР.

В настоящее время регистрация граждан в системе ОПС осуществляется с момента рождения. При открытии лицевого счета гражданину присваивается индивидуальный номер, в подтверждении чего выдается свидетельство СНИЛС. Страховое свидетельство СНИЛС является обязательным документов при каждом факте трудоустройства, а персональный номер гражданина в системе ОПС сохраняется за ним на всю жизнь.

О том, что такое индивидуальный лицевой счет в Пенсионном фонде Российской Федерации, а также о новой формуле расчета пенсии рассказывает видео ниже:

Взносы на него

Обязательным условием формирования лицевых пенсионных счетов граждан является регулярное отчисление взносов, которые рассчитываются от суммы денежного вознаграждения. Помимо взносов обязательного характера граждане и работодатели имеют возможность использовать добровольные способы пополнения лицевых счетов. Ключевыми характеристиками взносов на ОПС являются:

  • размер обязательных взносов утверждается на федеральном уровне, работодатели и граждане не вправе в произвольном порядке снижать или увеличивать этот критерий;
  • на несвоевременную уплату взносов наступает ответственность в виде штрафов и пени, которые подлежат зачислению в бюджет ПФР;
  • застрахованные лица вправе самостоятельно контролировать полноту и правильность перечисления взносов путем доступа к лицевому счету (это можно сделать через личный кабинет ПФР).

При увеличении размера денежного вознаграждения автоматически увеличивается сумма страховых взносов, перечисляемых на лицевые счета. Это позволяет формировать пенсионные накопления граждан с учетом инфляционных процессов.

Нормативное закрепление

Обязанность по расчету и уплате взносов на ОПС регламентирована следующими нормативными актами:

  • Закон № 167-ФЗ (в частности, тарифы взносов зафиксированы в ст. 22 указанного документа);
  • Закон № 165-ФЗ;
  • Закон № 400-ФЗ;
  • Закон № 27-ФЗ.

Порядок заполнения расчетов и деклараций по страховым взносам также регламентируется подзаконными актами федерального уровня.

Кто обязан платить

По правилам Закона № 167-ФЗ обязанность по начислению и уплате взносов на ОПС распространяется на следующие категории плательщиков:

  • работодатели (юрлица и частные предприниматели), у которых на постоянной или временной основе трудоустроены граждане по трудовым контрактам или договорам подряда;
  • самозанятые лица (нотариусы, адвокаты и т.д.) и частные предприниматели, осуществляющие деятельность без привлечения трудового персонала (перечисление взносов в данном случае осуществляется непосредственно за указанных субъектов);
  • лица, работающие на постоянной или временной основе за границей и состоящие на учете в ПФР.

Указанные субъекты могут осуществлять и перечисления добровольного характера, такие взносы также будут учтены на лицевом счете и повлияют на размер будущих пенсионных выплат.

О том, кто и как платит взносы на ОПС, расскажет видео ниже:

Уплата

Базовый тариф страховых взносов на ОПС составляет 22% от суммы денежного вознаграждения застрахованного лица, а для отдельных категорий законодательством предусмотрены пониженные тарифы. Например, частный предприниматель при работе на патенте уплачивает взносы по ставке 20%. Точные и актуальные размеры взносов можно узнать в ст. 22 Закона № 167-ФЗ.

Оплата взносов осуществляется не позднее 15 числа месяца, следующего за расчетным. При нарушении сроков оплаты начисляется и взыскивается сумма пени. В настоящее время размер неустойки определяется как 1/300 от учетной ставки Центробанка за каждый день просрочки. Для уплаты ежемесячных взносов и пени используются следующие КБК (данные по состоянию на 2017 год):

  • на ОПС в отношении трудового персонала – 182 1 02 02010 06 1010 160;
  • пени на ОПС по наемным сотрудникам — 182 1 02 02010 06 2100 160
  • на ОПС для самозанятых лиц – 182 1 02 02140 1110 160;
  • пени на ОПС для самозанятых лиц — 182 1 02 02140 2110 160.

Нужно учитывать, что перечисление взносов и пени за периоды до 31.12.2016 года осуществляются по иным КБК. Соответствующую информацию можно уточнить на официальном сайте ПФР.

Система обязательного пенсионного страхования — тема данного видео:

Аббревиатура ОПС расшифровывается, как обязательное пенсионное страхование и относится к системе пенсионного обеспечения. Обязательное пенсионное страхование является государственной пенсионной программой, которая начала функционировать на территории РФ с 2002 года, после прошедшей пенсионной реформы в системе ОПС. Расшифровка в Пенсионном фонде (внебюджетный фонд), дается, как система функционирования участников (страховщиков, страхователя и застрахованных лиц) в рамках государственной программы формирования накопительной пенсии у всех граждан трудоспособного возраста, в счет которых производятся страховые взносы.

С 2002 года в пенсионной системе России произошли кардинальные изменения. На смену распределительной системе пришла распределительно-накопительная. Таким образом, с 2002 года у всех граждан 1967 года и моложе начал формироваться накопительный пенсионный капитал, который составляет 6% от ежемесячного официального заработка, может управляться собственником и наследоваться его правопреемниками. Получить право выплаты накопительной пенсии можно только при наступлении пенсионных оснований.

Система ОПС

Система обязательного пенсионного страхования включает следующих участников:

  • Страхователь – это ПФР. Что такое ОПС в Пенсионном фонде? ПФР в системе обязательного пенсионного страхования является центральным администратором. В него направляются все взносы работодателей, а он уже распределяет эти средства в счет страховой и накопительной пенсии. ПФР не занимается управлением пенсионных накоплений граждан. Внебюджетный фонд распределяет накопления по страховщикам, ведет персонифицированный учет средств (для УК и ГУК), занимается выплатами накопительной пенсии (для УК и ГУК).
  • Страховщики – НПФ, УК, ГУК. Страховщиками в системе ОПС выступают негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании и государственная управляющая компания (Внешэкономбанк). Эти структуры занимаются инвестированием пенсионных накоплений, по личному выбору граждан.
  • Застрахованное лицо – гражданин. Собственник пенсионных накоплений является застрахованным лицом, если он выбрал страховщика для своих накоплений или «молчуном», если он не писал заявления о переводе средств в НПФ или УК.

Договор ОПС

Договор ОПС расшифровывается, как договор обязательного пенсионного страхования. Он представляет собой юридический документ между страховщиком и застрахованным лицом, в результате подписания которого одна сторона передает свою накопительную пенсию в управление другой стороне. Данный договор – это свидетельство того, что гражданин, участник системы ОПС, становится клиентом негосударственного пенсионного фонда (НПФ).

Кто имеет право заключить договор ОПС?

Все граждане, которые официально трудоустроены на территории РФ, в счет которых производятся страховые взносы, подходят по установленному законом возрасту (моложе 1966 года рождения), имеют право подписать договор ОПС с любым НПФ, который включен в реестр АСВ.

После заключения договора ОПС (иногда его еще называют свидетельство ОПС), ПФР передает все накопленные средства в управление выбранного человеком НПФ. Негосударственный пенсионный фонд при этом берет на себя право инвестировать пенсионные накопления своего клиента и в последующем приносить ему доход от инвестиционной деятельности. Заниматься инвестированием в системе ОПС могут только те НПФ, которые прошли проверку ЦБ и вошли в систему гарантирования прав застрахованных лиц. По новым законодательным условиям все пенсионные фонды являются акционерными обществами и могут инвестировать пенсионные средства только в те финансовые инструменты, которые строго регламентированы законом.

Обязательное пенсионное страхование

Обязательное пенсионное страхование: понятие, субъекты, правовое регулирование

Отношения по обязательному пенсионному страхованию регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

Понятие обязательного пенсионного страхования

Обязательное пенсионное страхование — система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

Обязательное страховое обеспечение — исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.

Субъекты обязательного пенсионного страхования

Субъектами обязательного пенсионного страхования являются:

  1. страхователи;

  2. страховщик;

  3. застрахованные лица.

Страховщик

Обязательное пенсионное страхование в РФ осуществляется страховщиком, которым является:

  • Пенсионный фонд РФ;

  • негосударственные пенсионные фонды.

Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Территориальные органы Пенсионного фонда РФ создаются по решению правления Пенсионного фонда РФ и являются юридическими лицами. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами.

Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом РФ могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Порядок формирования в негосударственных пенсионных фондах средств пенсионных накоплений и инвестирования ими указанных средств, порядок передачи пенсионных накоплений из Пенсионного фонда РФ и уплаты страховых взносов в негосударственные пенсионные фонды, а также пределы осуществления негосударственными пенсионными фондами полномочий страховщика устанавливаются федеральным законом.

Страхователи

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:

1. лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:

  • организации;

  • индивидуальные предприниматели;

  • физические лица;

2. индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию. К страхователям приравниваются физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Застрахованные лица

Застрахованные лица — лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. Застрахованными лицами являются граждане РФ, постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»), временно пребывающие на территории РФ, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев:

  • работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения;

  • самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);

  • являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

  • работающие за пределами территории РФ в случае уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено международным договором РФ;

  • являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

  • священнослужители;

  • иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Правовое регулирование обязательного пенсионного страхования

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из:

  • Конституции Российской Федерации;

  • ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

  • ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;

  • ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»;

  • ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

  • ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

  • иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

В случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим законодательством, применяются правила международного договора Российской Федерации.

1.2 Пенсионное обеспечение в России в 20-90-х годах XX века

Государственное пенсионной страхование в России зародилось значительно позднее, чем в большинстве развитых стран, — в начале XX века и не получило широкого распространения.До 1917 года страхование по старости не входило в сферу интересов органов государственного управления. Только отдельные виды профессиональной деятельности (в основном связанные с государственной службой) обеспечивались специальными видами социальных пособий после прекращения гражданином работы в связи с наступлением определенного возраста.После Октябрьской революции, в 20-х годах, был поставлен на обсуждение вопрос о необходимости рассмотрения старости как отдельного вида нетрудоспособности, который нуждается в пенсионном обеспечении.В то время социальное обеспечение престарелых строилось только на основе учета возраста, а не на основе утраты трудоспособности и наступления инвалидности. Однако уже в 1924 году пенсионным обеспечением были охвачены преподаватели высших учебных заведений по достижении ими 65 лет, в 1928 — рабочие текстильной промышленности, в 1929 — рабочие ведущих отраслей тяжелой промышленности и транспорта. В 1929 году были установлены различия в размерах пенсии по инвалидности и пенсии по старости и порядок выплаты пенсии продолжающим работать.

В 1932 году пенсионное обеспечение охватило рабочих всех отраслей народного хозяйства. Были законодательно введены пенсионные возраста: 55 лет — для женщин и 60 лет — для мужчин.

Конституцией СССР 1936 года было закреплено всеобщее пенсионное обеспечение для рабочих и служащих по старости, то есть по достижении ими определенного возраста.

Развитие системы пенсионного страхования в 60-90-е годы.

Следующий этап развития системы государственного пенсионного обеспечения начался в 1956 году — с принятия Закона «О государственных пенсиях», регулирующего размер пенсии по старости, который отменил выплату пенсии по старости работающим пенсионерам и одновременно увеличил размеры назначаемой пенсии.

Таким образом, к середине 60-х годов в нашей стране сложилась государственная система всеобщего пенсионного обеспечения по старости.

В дальнейшем изменения пенсионного законодательства были направлены на более активное материальное стимулирование занятости пенсионеров.

Поскольку социалистическая пенсионная система была построена на принципах государственного социального страхования, она не содержала комплекса необходимых экономических признаков, характеризующих обязательное пенсионное обеспечение, присущих традиционным формам пенсионного страхования. В то же время данная система содержала одно важное преимущество — она обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень.

Поэтому советская пенсионная система, сложившаяся и существовавшая с середины 60-х годов и до 1990 года, получила определение «государственное пенсионное обеспечение».

Средства на государственное пенсионное обеспечение, как и средства на государственное социальное страхование, аккумулировались в бюджете государственного страхования, который, в свою очередь, являлся составной частью государственного бюджета страны. Таким образом, пенсионная система полностью зависела от сбалансированности государственного бюджета.

Учитывая относительно низкий уровень пенсионного обеспечения и достаточно стабильные темпы экономического развития рассматриваемого периода, необходимо отметить сбалансированность бюджета социального страхования.

Пенсии по государственному социальному страхованию представляли собой гарантированные ежемесячные денежные выплаты, размер которых соизмерялся с прошлым заработком.

В законодательстве восьмидесятых годов выделяются следующие виды пенсии: по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца на общих и льготных условиях, за выслугу лет.

Материальное обеспечение инвалидов войны, инвалидов с детства и от рождения осуществлялось за счет союзного бюджета, бюджета республик и т.д. Для этого, в частности, в бюджетах были предусмотрены средства на выплату пенсий и пособий военнослужащим и их семьям. Пенсии военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы назначались независимо от продолжительности военной службы и предшествовавшей работы военнослужащего.

Пенсионное обеспечение военнослужащих сверхсрочной службы и приравненных к ним лиц, их семей и т.п. проводилось в особом порядке, установленном Советом Министров СССР. Пенсионные выплаты поступали из бюджета Министерства обороны СССР.

Пенсионное обеспечение работников науки регулировалось специальным Положением «О пенсионном обеспечении работников науки», которое в то же время не исключало возможности получения работниками науки или членами их семей пенсии по общему пенсионному законодательству.

В отношении работников колхозов в 1969 году в стране была введена единая система социального страхования колхозников. При этом пенсионное обеспечение данной категории трудящихся осуществлялось непосредственно из централизованного союзного фонда, который формировался за счет отчислений от сумм валового дохода колхозов и ежегодных ассигнований из государственного бюджета.

Отмеченные выше основные элементы пенсионной системы показывают наличие серьезных как методических, так и практических проблем, которые достигли наибольшей остроты в конце 80-х годов.

Главной проблемой любой пенсионной системы является несбалансированность доходной и расходной частей ее бюджета. К середине 80-х годов финансово-ресурсная обеспеченность выплат пенсий снизилась настолько, что в случае очередного незначительного повышения размера пенсии потребовалось привлечение дополнительных средств.

Несмотря на повышение тарифа отчислений на социальное страхование, не удалось ликвидировать дотационность пенсионного бюджета.

Начавшиеся в 90-х годах масштабные глубинные радикальные преобразования в политическом и экономическом устройстве страны, переход к рыночной экономике потребовали обоснования и применения принципиально новых экономических и правовых оснований в сфере пенсионного обеспечения, тем более, что существовавшая в стране пенсионная система к тому времени показала свою неэффективность и выявила большое количество социально-экономических проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с учетом требования включения бюджета Пенсионного фонда в бюджетно-финансовую систему страны.

Предполагалось, что в ходе проведения пенсионной реформы должен быть решен основной вопрос социальной политики государства, а именно: стабилизация и значительный подъем материального положения енсионеров, а также резкое сокращение численности малообеспеченных граждан.

Государственное пенсионное обеспечение: виды, круг лиц и круг лиц, имеющих право на получение двух пенсий одновременно

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению — ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», и которая предоставляется гражданам:

  • в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);

  • в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет;

  • в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста;

  • нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» назначаются следующие виды государственного пенсионного обеспечения:

  1. пенсия за выслугу лет;

  2. пенсия по старости;

  3. пенсия по инвалидности;

  4. пенсия по случаю потери кормильца;

  5. социальная пенсия.

Круг лиц, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:

  1. федеральные государственные гражданские служащие;

  2. военнослужащие;

  3. участники Великой Отечественной войны;

  4. граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

  5. граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

  6. граждане из числа космонавтов;

  7. граждане из числа работников летно-испытательного состава;

  8. нетрудоспособные граждане.

Члены семей данных граждан имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в случаях, предусмотренных законом.

Круг лиц, имеющих право на получение двух пенсий одновременно

Право на одновременное получение двух пенсий предоставляется:

1) гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости;

2) участникам Великой Отечественной войны. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости;

3) родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться:

  • пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности);

  • пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия;

  • пенсия по случаю потери кормильца и пенсия за выслугу лет (по инвалидности);

4) вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак. Им могут устанавливаться:

  • пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности);

  • пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия;

  • пенсия по случаю потери кормильца и пенсия за выслугу лет (по инвалидности);

5) нетрудоспособным членам семей граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Им могут устанавливаться:

  • пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности);

  • пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца).

6) гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда». Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости.

7) членам семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов, предусмотренных ст. 7.1 закона. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством РФ (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).

Дополнительное пенсионное обеспечение – что это?

С 2002 года в России осуществляется реформирование пенсионной системы. Основная задача реформы – повышение уровня пенсионного обеспечения российских граждан, развитие страховых и накопительных принципов начисления пенсий. Составляющей частью пенсионной системы России является негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение, как механизм взаимодействия негосударственных пенсионных фондов, работодателей и работников по формированию дополнительных пенсий. Необходимость развития в обществе дополнительного пенсионного обеспечения обусловлено рядом факторов: Во-первых, ситуация такова, что прожиточный минимум за второй квартал 2006 г. на 1 августа 2006 года составляет 3 562 рублей, а средний размер трудовой пенсии – 2 877 рублей. Во-вторых, соотношение среднего размера пенсии и средней заработной платы по стране не превышает 25-30% и имеет тенденцию к снижению. В соответствии с рекомендациями Международной организации труда пенсия должна быть не ниже 40 % от последнего заработка при соответствующем трудовом стаже. В-третьих, неблагоприятная демографическая ситуация и старение населения в стране. Прогноз Федеральной службы статистики на долгосрочную перспективу показывает значительное сокращение числа работающих граждан. К 2020-2025 гг. на одного работающего будет приходиться один пенсионер, что приведет к еще более серьезному дефициту государственной пенсионной системы. В-четвертых, это вывод из накопительной системы обязательного пенсионного страхования наиболее экономически активных граждан (старше 1967 года рождения). В условиях рыночной экономики государство не в состоянии нести на себе бремя всех социальных обязательств перед гражданами и объективно вынуждено стимулировать граждан накапливать себе на старость самостоятельно или за счет работодателя через построение корпоративных или индивидуальных пенсионных программ. При соответствующей государственной политике, максимально стимулирующей формирование юридическими и физическими лицами добровольных пенсионных накоплений, система негосударственного пенсионного обеспечения должна стать одним из ключевых направлений развития пенсионной системы России. В соответствии с законодательством РФ (Федеральный закон от 07.05.1998 №75-ФЗ) негосударственный пенсионный фонд – это особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются: — деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения; — деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании; — деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию. Другими словами негосударственный пенсионный фонд – некоммерческая организация социального обеспечения целью и задачей, которой является сохранение и приумножение средств вкладчиков, предназначенных для выплаты будущей пенсий участникам фонда. Деятельность НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, формирование и инвестирование пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда. Дополнительное пенсионное обеспечение осуществляется за счет добровольных пенсионных взносов юридических и физических лиц в негосударственные пенсионные фонды. Схематично деятельность НПФ по дополнительному пенсионному обеспечению можно представить так: 1. Организация заключения договоров негосударственного пенсионного фонда с предприятиями и организациями (вкладчиками) в пользу работников (участников) – корпоративные пенсионные программы, а также с физическими лицами в свою пользу или в пользу третьих лиц (участников) – индивидуальные пенсионные планы. 2. Аккумулирование пенсионных взносов вкладчиков – физических или юридических лиц. 3. Формирование пенсионных резервов и осуществление учета пенсионных обязательств в форме ведения пенсионных счетов вкладчиков и участников (солидарные и именные пенсионные счета) 4. Инвестирование пенсионных резервов в целях их сохранения и прироста. Учет инвестиционного дохода и распределение по пенсионным счетам вкладчиков и участников 5. Назначение и выплата негосударственных пенсий участникам, имеющим пенсионные основания. В чем преимущества взаимодействия с НПФ? Для предприятия программа дополнительного пенсионного обеспечения – это расширение социального пакета работников, развитие социальной политики, элементов управления персоналом и мотивации труда. Государство установило особый налоговый режим для предприятий, которые реализуют пенсионные программы для своих работников. Предприятие может относить на себестоимость пенсионные взносы в пользу работников в размере 12% от фонда оплаты труда. Пенсионные взносы предприятия не облагаются налогом на доходы физических лиц. Доход, полученный от размещения НПФ пенсионных резервов, не облагается налогом на прибыль в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ. Наконец, сформированные пенсионные резервы на определенных условиях могут быть реинвестированы в проекты развития предприятия, ипотечные механизмы. Получают развитие муниципальные пенсионные программы для дополнительного пенсионного обеспечения работников бюджетной сферы. Для физических лиц – индивидуальные пенсионные планы, возможность накопления на старость на приемлемых условиях. Инвестиционная деятельность НПФ определяется их статусом некоммерческой организации. В отличие от страховых компаний, банков и паевых инвестиционных фондов, инвестиционные доходы НПФ направляются на пополнение пенсионных счетов клиентов для выплаты негосударственных пенсий участникам, за вычетом средств на обеспечение уставной деятельности фондов (максимум 15% от дохода). Услуги НПФ могут быть привлекательны только в том случае, если инвестиции обеспечивают сохранность и защиту пенсионных накоплений клиентов от инфляции на долгосрочный период. В соответствии с законодательством НПФ несет ответственность по обязательствам перед вкладчиками всем своим имуществом. В целях защиты прав и интересов вкладчиков, участников, застрахованных лиц и государства законодательством установлен многоступенчатый уровень надзора и контроля за деятельностью НПФ: – государственное регулирование деятельности НПФ осуществляют уполномоченный федеральный орган (Федеральная служба по финансовым рынкам, Минздравсоцразвития РФ), а также налоговые органы; – вневедомственный контроль осуществляют специализированный депозитарий, независимый аудитор, независимый актуарий; – внутренний надзор и контроль – Попечительский Совет и Ревизионная комиссия НПФ, а также вкладчики и участники НПФ в форме контроля за состоянием их пенсионных счетов. Основными критериями определения надежности НПФ являются: — период времени работы фонда на рынке; — размер собственного имущества; — состав учредителей и совета фонда; — возможности развития; — исполнение обязательств фонда; — доходность инвестиций фонда. По данным ФСФР России по состоянию на 1 июля 2006 года собственное имущество 258 российских НПФ составляет более 371,4 млрд. рублей, из них пенсионные резервы превышают 297,8 млрд. рублей. Участниками НПФ являются около 6,2 млн. человек, из которых более 758 тысяч уже являются получателями негосударственных пенсий. Средний размер негосударственных пенсий составляет более 1000 рублей. Согласно обзору Центрального банка РФ по итогам 2005 года пенсионные резервы НПФ более чем в полтора раза превышают страховые резервы страховых компаний. Значительные ресурсы НПФ (62%) размещаются в нефинансовых организациях. По мнению Банка России показатели деятельности НПФ имеют существенное влияние на финансовые потоки в экономике страны и должны учитываться при составлении платежного баланса страны и осуществления макроэкономического анализа. Таким образом, система негосударственного пенсионного обеспечения (негосударственные пенсионные фонды, вкладчики и участники НПФ – юридические и физические лица) представляет стабильно развивающуюся систему.