Технологический регламент

Структура технических регламентов

Технический регламент содержит следующий типовой состав разделов:

  • область применения технического регламента и объекты технического регулирования;
  • основные понятия;
  • общие положения, касающиеся размещения продукции на рынке Российской Федерации;
  • требования к продукции;
  • применение стандартов (презумпция соответствия);
  • подтверждение соответствия;
  • государственный контроль (надзор);
  • заключительные и переходные положения;
  • приложения.

Раздел «Область применения технического регламента и объекты технического регулирования»

В данном разделе устанавливается сфера действия технического регламента применительно к категориям объектов. Такими категориями являются: только продукция; продукция и отдельные процессы, связанные с ней; продукция и процессы, связанные со всеми стадиями ее жизненного цикла. Выбор категории объектов в первую очередь определяется необходимостью защиты жизни и здоровья граждан, а также окружающей среды от возможных случаев причинения вреда. При включении в технический регламент различных категорий объектов предусматривается распределение ответственности между субъектами, осуществляющими деятельность на разных стадиях жизненного цикла продукции.
Область применения технического регламента на продукцию определяется посредством описания определяющих ее признаков и (или) приведением перечня продукции, на которую будут распространяться требования регламента. Учитывая, что общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе Общероссийский классификатор продукции (ОКП), согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. № 677 «…используются в правовых актах … для однозначной идентификации объектов правоотношений», целесообразно, чтобы технические регламенты по возможности содержали перечень объектов регулирования с соответствующими кодами ОКП.
В этом же разделе предусматриваются положения, касающиеся взаимосвязи разрабатываемого технического регламента с другими регламентами, область распространения которых может пересекаться с областью данного регламента.

Раздел «Основные понятия»

Раздел содержит определения тех понятий, которые важны для однозначного понимания положений технического регламента, в дополнение к понятиям, приведенным в стандарте ИСО/МЭК 17000:2004 «Оценка соответствия. Словарь и общие принципы» и в других документах. Например, следует определить такие ключевые понятия, как «размещение продукции на рынке», «обращение», «продавец», «изготовитель». Последнее особенно важно для продукции иностранного производства.
При разработке понятийного аппарата используются термины и определения, установленные в международных и национальных стандартах, чтобы не создавать ситуацию, при которой придется техническую документацию разработчиков и производителей приводить в соответствие с новой терминологией.

Раздел «Общие положения, касающиеся размещения продукции на рынке Российской Федерации»

В разделе указываются условия размещения продукции, входящей в область распространения технического регламента, на российском рынке. В качестве основного условия устанавливается, что продукция должна соответствовать требованиям технического регламента, а также указываются способы доведения информации об этом до приобретателя и других заинтересованных сторон (указание о соответствии техническому регламенту в сопроводительной документации; маркирование знаком обращения на рынке продукции, для которой техническим регламентом предусмотрено проведение обязательного подтверждения соответствия).
В этом же разделе при необходимости регламентируются особенности размещения продукции на рынке, в том числе для разных условий размещения (экспонирование на выставках; запасные части для продукции, находящейся в эксплуатации; продукция, произведенная для собственных нужд изготовителя и т.д.). Отражаются также вопросы наличия информации для пользователя продукции, позволяющей безопасно использовать ее по назначению.
Кроме того, в разделе рассматриваются вопросы, связанные с маркированием продукции знаком обращения на рынке с учетом того, что эта продукция может подпадать под действие других технических регламентов. Маркирование знаком обращения на рынке осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом.

Раздел «Требования к продукции»

Является одним из наиболее важных в техническом регламенте. Учитывая, что требования безопасности, которые не включены в технические регламенты, не являются обязательными для исполнения и применения, необходимо, чтобы в техническом регламенте были полно и корректно определены все необходимые требования
В данный раздел технического регламента включаются также положения, содержащие требования к содержанию информации для пользователя продукции, включая маркирование, этикетирование, эксплуатационную документацию. Например, в эксплуатационной документации, кроме правил эксплуатации (применения) продукции по назначению, целесообразно предусматривать случаи ее возможного предсказуемого неправильного использования.
Раздел также должен быть дополнен положениями, устанавливающими требования безопасности продукции, связанные с разными стадиями ее жизненного цикла, если на этих стадиях проявляются специфические риски причинения вреда.

Раздел «Применение стандартов»

В разделе описываются условия применения национальных стандартов для случая задания общих требований к продукции в рамках реализации принципа презумпции соответствия. Этот принцип заключается в том, что при установлении требований технического регламента не в количественной, а в качественной форме, их соблюдение может обеспечиваться выполнением конкретных требований национальных стандартов, гармонизированных с этим техническим регламентом или сводов правил.
Одновременно с проектом технического регламента разрабатывается перечень гармонизированных стандартов или сводов правил, предлагаемых для применения в целях соблюдения соответствующих требований технических регламентов.
Так же в разделе устанавливаются конкретные положения для случая, когда гармонизированные стандарты отсутствуют или изготовитель не желает их применять. Например, может быть установлено, что требования, заявленные изготовителем в стандартах организации (технических условиях, или других документах, определяющих требования к продукции), обеспечивают соответствие продукции существенным требованиям технического регламента в случае положительных результатов анализа, который проводит специально уполномоченный для этих целей орган по сертификации.

Раздел «Подтверждение соответствия»

В данном разделе устанавливаются формы и схемы обязательного подтверждения соответствия, а также правила и процедуры подтверждения соответствия. В обоснованных случаях этот раздел может не включаться в состав технического регламента. Основанием для такого решения может служить низкая степень потенциальной опасности продукции и ограниченный период ее применения, допускающие отсутствие «дорыночной» проверки без серьезных последствий, при условии регулярного проведения государственного контроля (надзора) на рынке.

Раздел «Государственный контроль (надзор)»

Содержит положения, связанные с процедурами государственного контроля (надзора) за соответствием требованиям технического регламента и устанавливаются:

  • способы осуществления деятельности по государственному контролю (надзору) за соответствием продукции требованиям технического регламента;
  • действия по приведению несоответствующей продукции в соответствие с предписанными требованиями технического регламента;
  • санкции, применяемые в случае несоответствия продукции требованиям технического регламента, включая отзыв продукции с рынка.

В разделе так же определяются компетентные органы власти, ответственные за проведение государственного контроля (надзора) на рынке за продукцией, на которую распространяются требования технического регламента, за предельные сроки проведения проверок, за способы или действия, предпринимаемые органами государственного контроля (надзора) с целью защиты рынка. Описываются условия информирования органов надзора о нарушениях требований регламента и о случаях причинения вреда из-за этих нарушений.

Раздел «Заключительные и переходные положения»

Раздел содержит описание процедуры вступления в силу технического регламента, включая переходный период.
Срок вступления в силу технического регламента должен определяется с учетом готовности соответствующего сектора рынка к новым условиям регулирования, определяемым данным регламентом. Здесь же предусматриваются положения по приведению в соответствие техническому регламенту действующего законодательства.
В разделе устанавливаются сроки и особенности переходного периода. Например, определяются сроки действия ранее выданных сертификатов соответствия, условия реализации продукции (задела), маркированной знаком соответствия в рамках систем сертификации, действовавших до вступления в силу данного технического регламента, и т.д.

Приложения

В случае, когда информация технического характера не может быть изложена в рамках принятых форм изложения законодательных актов, Технический регламент может иметь Приложения. В приложениях могут помещаться перечни, таблицы, графики, формы документов и т.д. Для удобства восприятия основных правовых норм технического регламента в приложениях даются также техническое содержание требований к продукции и описание схем обязательного подтверждения соответствия с учетом того, что юридическая сила приложений и законодательного (нормативного правового) акта, к которому они относятся, одинакова.

Теги:

Технологический регламент

Смотреть что такое «Технологический регламент» в других словарях:

  • Технологический регламент — – документ, определяющий оптимальный технологический режим, порядок проведения операций технологического процесса, обеспечивающий выпуск продукции требуемого качества, безопасные условия эксплуатации производства, а также выполнение… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • технологический регламент — — Тематики энергетика в целом EN process proceduretechnical specifications … Справочник технического переводчика

  • Технологический регламент (ТР) — документ, определяющий режим и порядок операций технологического процесса. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Технологический регламент ИР — 36. Технологический регламент ИР* документ, содержащий правила, основные приемы безопасной эксплуатации, общий порядок выполнения операций, связанных с безопасностью, а также пределы и условия безопасной эксплуатации ИР. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Технологический регламент РУ — 59 . Технологический регламент РУ документ, содержащий правила, основные приемы безопасной эксплуатации, общий порядок выполнения операций, связанных с безопасностью, а также пределы и условия безопасной эксплуатации РУ. Источник: НП 033 01:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Технологический регламент энергоблока — перечень условий и пределов ведения эксплуатации блока, обеспечивающих безопасность. Термины атомной энергетики. Концерн Росэнергоатом, 2010 … Термины атомной энергетики

  • Технологический регламент на услугу — документ, содержащий требования к технологическому процессу исполнения услуги… Источник: Услуги населению. Термины и определения. ГОСТ Р 50646 94 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 21.02.1994 N 34) … Официальная терминология

  • Технологический регламент производства лекарственного средства — нормативный документ, устанавливающий научно обоснованный метод производства фармацевтической продукции и обеспечивающий получение лекарственного средства с показателями качества, отвечающими требованиям нормативной документации (фармакопейная… … Официальная терминология

  • Технологический регламент процесса обращения с отходами строительства и сноса — (ТР) документ, регламентирующий процесс обращения с образуемыми отходами строительства и сноса по каждому конкретному объекту их образования. ТР на правах отдельного раздела включается в состав проектной документации строительства и реконструкции … Официальная терминология

  • технологический регламент производства лекарственного средства для животных — Технический документ, устанавливающий научнообоснованный способ производства лекарственного средства для животных, показатели качества которого соответствуют требованиям, установленным нормативным документом. Тематики… … Справочник технического переводчика

Составляем регламент (на примере бизнес-процессов делопроизводства)

На определенной стадии своего развития организации приходится регламентировать основные бизнес-процессы, т.е. описывать ход их выполнения в локальных нормативных актах. В таком документе, как регламент, поэтапно освещается ход процесса, над которым работают сразу в нескольких подразделениях. Вряд ли секретарю поручат разработку регламента сложного производственного процесса, а вот делопроизводственного – вполне вероятно.

В этой статье рассматривается регламент как вид документа, его структура и основные реквизиты, а также приводится пример регламента одного из важнейших процессов в ДОУ – контроля исполнения задач по документам.

РЕГЛАМЕНТ КАК ДОКУМЕНТ

Наш словарик Регламент в коммерческой организации – это организационно-распорядительный документ, в котором пошагово описывается определенный бизнес-процесс с момента его начала до завершения.

Регламенты строго индивидуальны и могут действовать только в той организации, которая утвердила их для себя. Так, при составлении инструкции по делопроизводству обычно используют ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» и Методические рекомендации по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003. На основе этих документов создаются внутренние инструкции и в небольшом магазине, и в ОАО федерального уровня. А вот, например, порядок прохождения внутренних документов, установленный в одной организации, может совершенно не подходить для другой.

Ознакомившись с регламентом, новый сотрудник подразделения должен понять, в чем состоят его задачи, и оперативно включиться в процесс.

Обычно регламенты бизнес-процессов разрабатывают приглашенные в организацию представители консалтинговой компании. Но им не обойтись без помощи работников, которые ежедневно выполняют эти процессы.

Когда в бизнес-процесс вовлечены несколько структурных подразделений (такой процесс называется сквозным), один регламент способен заменить длительную внутреннюю переписку. Ведь работник одного отдела не может подчиняться начальнику другого, так почему же он должен принимать эстафету и выполнять какие-то действия без распоряжения своего непосредственного руководителя? В обычных условиях руководителям отделов приходится вступать в переписку. Если же имеется регламент, то работники разных подразделений включаются в выполнение процесса, не дожидаясь указания «сверху».

Какие процессы подлежат регламентации?

Иметь отдельные регламенты на все рабочие процессы, несомненно, очень удобно. Однако у этой медали есть и оборотная сторона, а именно:

  • регламентирование требует серьезных денежных вложений: хорошие консультанты стоят дорого, как и рабочее время собственных сотрудников;
  • любой процесс постоянно развивается: появляются новые технические условия работы, к его выполнению приходят новые, по-другому обученные люди, и схема процесса, составленная сегодня, может до неузнаваемости измениться через год. За этим тоже нужно следить, что означает новые затраты;
  • подход к выполнению процесса, когда «шаг в сторону равносилен побегу», не способствует проявлению работниками инициативы, а ведь никто, в конечном счете, не сумеет оптимизировать процесс лучше тех, кто непосредственно работает над ним;
  • внедрение регламента практически гарантированно влечет за собой сопротивление работников, причем как непосредственных участников процесса, так и многочисленных «сочувствующих». Преодоление сопротивления – целый этап внедрения регламента, требующий и временных, и материальных ресурсов.

Таким образом, регламентированию подлежат в первую очередь типовые процессы. Они будут выполняться в организации всегда, независимо от внешней ситуации. Перечень процессов, подлежащих регламентированию в конкретной организации, составляется строго индивидуально, исходя из множества факторов.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РЕГЛАМЕНТА

Как правило, регламент состоит из следующих основных разделов:

  1. Общие положения.
  2. Термины, определения, сокращения.
  3. Описание процесса.
  4. Ответственность.
  5. Контроль.

Подробнее содержание разделов регламента представлено в таблице.

Раздел

Общие положения

  • Назначение регламента (Настоящий регламент определяет порядок…);
  • область применения: объекты или работники организации, которых касается регламент;
  • нормативные документы, на основании которых разработан регламент (если они есть);
  • порядок утверждения, внесения изменений и отмены регламента

Термины, определения, сокращения

Определение терминов и разъяснение сокращений, используемых в тексте регламента.

Термины приводятся в алфавитном порядке. Каждый из них пишется с новой строки в единственном числе, а его определение указывается через тире без слова «это». В качестве источника определений желательно использовать законодательные акты, государственные стандарты и другие нормативные документы

Описание процесса

Пошаговое описание процесса. Для удобства этот раздел делится на подпункты, каждый из которых соответствует очередному этапу процесса. В разделе указываются работники, задействованные в выполнении, описываются действие и результат

Ответственность

Ответственность участников процесса за неисполнение регламента (дисциплинарная, административная, уголовная). Последняя касается обычно сложных производственных процессов, связанных с риском для здоровья и жизни работников

Контроль

Указание Ф.И.О. должностного лица, ответственного за контроль исполнения регламента, а также, при необходимости, средства контроля

ОСНОВНЫЕ РЕКВИЗИТЫ РЕГЛАМЕНТА

К числу основных реквизитов документа относят:

  • наименование организации;
  • дату и номер документа, место его составления;
  • гриф утверждения;
  • наименование документа;
  • текст документа;
  • приложение (если есть);
  • визы согласования.

Кстати

Требования к оформлению перечисленных реквизитов установлены ГОСТ Р 6.30-2003. Методические рекомендации по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003 разъясняют и конкретизируют порядок внедрения и применения данного стандарта.

МОДЕЛЬ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА

В качестве приложения к регламенту может выступать модель бизнес-процесса. Ее принято изображать графически (см. схему), но допустимо также составить таблицу и даже описать процесс вербально. Графические модели бизнес-процессов создаются с помощью специального программного обеспечения.

То, что на первый взгляд кажется хитросплетением линий и геометрических фигур, на самом деле представляет собой строгий порядок действий при выполнении того или иного процесса, в нашем случае – процесса делопроизводства. Схема бизнес-процесса гораздо удобнее для восприятия, чем текст того же регламента. На ней четко видно, кто и с чего начинает каждый этап, чем его заканчивает и кому передает эстафету в работе над процессом.

На графической модели бизнес-процесса «Согласование проекта документа» представлены такие ключевые параметры бизнес-процесса, как входы и выходы, клиенты и участники. Каждый новый работник, глядя на модель, оперативно включится в выполнение своего процесса на определенном этапе и будет знать, как вести себя в любой рабочей ситуации, связанной с ним.

ПОРЯДОК РАБОТЫ НАД РЕГЛАМЕНТОМ

Работа над регламентом ничем не отличается от работы над любым другим организационно-распорядительным документом: сначала составляют проект документа, который согласовывают с заинтересованными должностными лицами, затем его утверждает руководитель организации или уполномоченное им лицом. Наконец, участники процесса знакомятся с регламентом под роспись и получают на руки его копии.

Утверждение регламента может производиться несколькими способами:

  1. напрямую (руководитель собственноручно расписывается на документе);
  2. косвенно (путем издания приказа) (см. Пример 1). В данном случае в гриф утверждения будут внесены регистрационные данные приказа.

Пример 1

Приказ об утверждении и введении в действие
регламентов бизнес-процессов

Общество с ограниченной ответственностью «Перспектива»
(ООО «Перспектива»)

ПРИКАЗ

23.07.2014 № 456-Пр

г. Москва

Об утверждении и введении в действие регламентов бизнес-процессов

В целях совершенствования процедур делопроизводства ООО «Перспектива»

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить и ввести в действие с 01.08.2014 регламенты следующих бизнес-процессов:

1.1. Регистрация и учет документов.

1.2. Контроль исполнения документов.

1.3. Хранение и поиск документов.

2. Назначить ответственным за выполнение требований, указанных в п. 1 данного приказа, административного директора Легостаева А.В.

3. Начальнику канцелярии Паршиной В.К. обеспечить ознакомление работников ООО «Перспектива» с настоящим приказом под роспись и передать копии утвержденных регламентов в структурные подразделения ООО «Перспектива» до 30.07.2014.

4. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.

Генеральный директор Максимов Д.А. Максимов

С приказом ознакомлены:

Легостаев А.В. Легостаев 24.07.2014

Паршина В.К. Паршина 24.07.2014

П.А. Карпенко

Регламент бизнес-процесса «Контроль исполнения документов» приведен в Примере 2.

Пример 2

Регламент бизнес-процесса «Контроль исполнения документов»

Общество с ограниченной ответственностью «Перспектива»
(ООО «Перспектива»)

УТВЕРЖДЕНО

Приказом генерального директора

ООО «Перспектива»

от 23.07.2014 № 456-Пр

РЕГЛАМЕНТ №7
бизнес-процесса «Контроль исполнения документов»

1. Общие положения

1.1. Регламент бизнес-процесса «Контроль исполнения документов» (далее – Регламент) определяет порядок контроля исполнения заданий по документам в ООО «Перспектива» (далее – Организация).

1.2. Требования и правила Регламента распространяются на все структурные подразделения Организации.

1.3. Утверждение Регламента, внесение в него изменений и отмена производятся приказом генерального директора Организации.

1.4. Работники Организации обязаны знать и выполнять требования Регламента. Все вновь принятые на работу сотрудники Организации должны быть ознакомлены руководителями структурных подразделений с установленным порядком контроля исполнения документов в Организации.

2. Термины, определения, сокращения

2.1. В Регламенте используются следующие термины и определения:

Автор задачи – работник, направивший исполнителю электронное сообщение, содержащее задание.

Документ – зафиксированная на носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Задание – поручение руководителя.

Задача – см. задание.

Исполнитель – работник Организации, которому поручено исполнение задачи.

Контроль – совокупность действий, обеспечивающих своевременное исполнение документа.

Ответственный исполнитель – работник из числа исполнителей, обладающий правом координации работы других исполнителей. В резолюции указывается первым.

Резолюция – реквизит, содержащий указания должностного лица по исполнению документа. Включает в себя фамилии, инициалы исполнителей, содержание поручения (при необходимости), срок исполнения, подпись и дату.

Руководитель – должностное лицо, выносящее резолюцию.

Срок исполнения – календарная дата исполнения задачи. Срок исполнения документа начинается со дня его регистрации в канцелярии Организации и исчисляется в календарных днях. Документы подлежат исполнению в следующие типовые сроки:

– с конкретной даты исполнения – в указанный срок, если документ поступил в Организацию не позже чем за три дня до истечения указанного срока;

– без указания конкретной даты исполнения и специальных пометок – в течение 30 дней;

– без указания конкретной даты, с пометкой «Срочно» или «Немедленно» – в течение трех дней;

– без указания конкретной даты, с пометкой «Оперативно» – в течение 10 дней.

3. Описание процесса

3.1. Постановка документа на контроль.

3.1.1. Контролю подлежат все зарегистрированные документы, требующие исполнения.

3.1.2. Основанием для постановки документа на контроль является резолюция генерального директора Организации или его заместителя.

В резолюции указываются:

– исполнитель документа;

– срок исполнения задачи;

– при необходимости – содержание задачи.

3.1.3. Получив документ с резолюцией, секретарь генерального директора или секретарь заместителя генерального директора (далее – Секретари) готовят скан-копию документа с резолюцией. Отсканированный документ помещается в папку «На контроле».

3.1.4. Файл копии документа вкладывается в электронное сообщение, направляемое исполнителю.

3.1.5. В параметрах электронного сообщения устанавливается срок исполнения задачи и включается опция уведомления автора задачи о ее получении.

3.1.6. После получения электронного сообщения с задачей исполнитель направляет автору задачи уведомление о ее получении.

3.1.7. В случае если исполнитель получает задание, содержание которого находится за пределами его компетенции, он обязан уведомить об этом автора задачи в течение одного рабочего дня с момента получения задания. Автор задачи, получив подобное уведомление, представляет руководителю документ для повторной резолюции.

3.2. Выполнение задания.

3.2.1. Исполнитель выполняет поставленную перед ним задачу в установленный в резолюции срок.

3.2.2. Если последний день исполнения задачи приходится на нерабочий день, документ подлежит исполнению на следующий рабочий день.

3.2.3. Если выполнить задание в установленный в резолюции срок не представляется возможным, исполнитель обязан доложить об этом руководителю до истечения срока выполнения и объяснить причину задержки. Если причина является уважительной, руководитель может продлить срок выполнения задачи.

3.2.4. В случае если срок выполнения задачи был продлен руководителем, автор задачи изменяет срок ее выполнения в электронной карточке документа.

3.3. Отчет о выполнении задания.

3.3.1. Выполнив задание, исполнитель формирует отчет о выполнении, который направляется автору задачи в виде электронного сообщения. Отчет о выполнении задания должен быть информативным и содержать конкретное описание действий и принятых мер. В случае если для выполнения задачи потребовалось составить документ, его регистрационные данные указываются в отчете о выполнении задачи.

3.3.2. Получив отчет о выполнении задачи, автор задачи ставит статус «Выполнено» в электронной карточке документа. Документ изымается из папки «На контроле» и помещается в дело.

3.3.3. В случае если автор задачи не получил отчет о выполнении задачи в срок, указанный в резолюции, он направляет исполнителю электронное сообщение-запрос с требованием указать причину невыполнения задачи. О невыполнении задания автор задачи докладывает руководителю с приложением объяснений исполнителя. Если причина является уважительной, руководитель может продлить срок выполнения задачи.

3.3.4. В случае если срок выполнения задачи был продлен руководителем, автор задачи изменяет срок выполнения в электронной карточке документа.

3.4. Формирование отчета о выполнении задач.

3.4.1. Секретари ежемесячно формируют отчет о выполнении задач по документам, который представляют руководителю.

В отчете указывается:

– общее количество поставленных задач за отчетный период;

– количество выполненных задач;

– количество задач с продленным сроком исполнения;

– количество задач, не выполненных в срок.

При наличии задач, не выполненных в срок, указываются также фамилии исполнителей данных задач.

4. Ответственность

Работники Организации, независимо от занимаемых должностей, несут дисциплинарную ответственность за ненадлежащее исполнение или неисполнение требований настоящего Регламента.