Транспортно заготовительные расходы

Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР)

Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) — расходы, связанные с заготовкой и доставкой материальных ценностей (товаров, сырья, материалов, инструментов).

К транспортно-заготовительным расходам, непосредственно связанным с приобретением материально производственных запасов (МПЗ), в частности относятся следующие затраты:

  • стоимость доставки;

  • стоимость страхования;

  • таможенные пошлины;

  • вознаграждение посреднику.

В состав транспортно-заготовительных расходов также входят:

  • расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;

  • расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, включая расходы на оплату труда работников организации, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов, работников специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления (закупки) материалов, работников, непосредственно занятых заготовкой (закупкой) материалов и их доставкой (сопровождением) в организацию, отчисления на социальные нужды указанных работников.

  • наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным посредническим организациям;

  • плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях;

  • плата по процентам за предоставленные кредиты и займы, связанные с приобретением материалов до принятия их к бухгалтерскому учету;

  • расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов;

  • стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча) в пределах норм естественной убыли;

  • другие расходы.

Организации вправе установить свой более подробный перечень таких расходов и утвердить его в своей учетной политике.

Бухгалтерский учет транспортно-заготовительных расходов

Существует несколько вариантов учета транспортно-заготовительных расходов.

Вариант 1. ТЗР включаются непосредственно в стоимость МПЗ.

Если ТЗР относятся к одному наименованию МПЗ — вся их сумма включается в стоимость этих МПЗ.

Например, когда на одном автомобиле были доставлены товары одного наименования, вся стоимость доставки будет включена в стоимость этих товаров.

Если ТЗР относятся к нескольким наименованиям МПЗ — сумма ТЗР распределяется между разными МПЗ пропорционально их стоимости.

Стоимость ТЗР включается в стоимость МПЗ проводкой:

Проводка

Операция

Д 10 (41) — К 60 (76)

ТЗР включены в стоимость МПЗ

Пример

Организация заказала перевозку товаров (300 кг яблок и 500 кг моркови) транспортной компании.

Товары доставлены на одном автомобиле, стоимость перевозки составила 3000 руб. (без НДС).

Стоимость яблок — 30 руб/кг, стоимость моркови — 10 руб/кг.

Стоимость доставки (ТЗР) будет включена в стоимость:

  • яблок — в сумме 1929 руб. (3000 руб. x ((300 кг x 30 руб/кг) / (300 кг x 30 руб/кг + 500 кг x 10 руб/кг));

  • моркови — в сумме 1071 руб. (3000 руб. — 1929 руб.).

Вариант 2. ТЗР учитываются на отдельном счете и списываются на затраты (расходы) пропорционально стоимости МПЗ, отпущенных в производство (проданных) в течение месяца.

Этот вариант применяется, когда ТЗР относятся к широкой номенклатуре МПЗ.

В этом случае стоимость ТЗР в течение месяца накапливается на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» (также можно использовать отдельный субсчет к счету 44 «Расходы на продажу», например 44-ТЗР) и в конце месяца распределяется по методу среднего процента между остатками МПЗ на складе и МПЗ, переданными в производство (проданными).

Для этого:

  1. МПЗ распределяются по группам в зависимости от их вида: сырье, материалы, инструменты, товары.

  2. Сумма ТЗР, приходящаяся на МПЗ, отпущенные в производство (проданные) в течение месяца, рассчитывается по каждой группе МПЗ по формуле:

ТЗР по МПЗ, отпущенным в производство (проданным)= Оборот по кредиту счета 10 (41, 45) с дебетом счета 20 (90) за месяц Х (Дебетовое сальдо счета 15 (44-ТЗР) на начало месяца + Оборот по дебету счета 15 (44-ТЗР) за месяц)/ (Оборот по кредиту счета 10 (41, 45) с дебетом счета 20 (90) за месяц + Дебетовое сальдо счета 10 (41, 45) на конец месяца)

Проводки будут такие:

Проводка

Операция

Д 15 (44-ТЗР) — К 60 (76)

Отражены ТЗР

Д 20 (90) — К 15 (44-ТЗР)

Списаны ТЗР, приходящиеся на МПЗ, отпущенные в производство (проданные)

Пример

По состоянию на начало месяца в учете организации числилось материала на сумму 12 000 руб. Сумма ТЗР, отраженная на счет 15 равна 1800 руб.

За месяц от поставщиков было получен материал на сумму 30 000 руб.

При приобретении материала организация произвела ТЗР в сумме 4000 руб.

За месяц со склада в производство было отпущено материала на сумму 40 000 руб.

Произведем расчет величины ТЗР, подлежащих отнесению на затраты:

N п/п

Стоимость материалов (счет 10)

ТЗР (счет 15)

Остаток на начало месяца

12 000

1 800

Поступило за месяц

30 000

4 000

Итого (п. 1 + п. 2)

42 000

5 800

Списано за отчетный месяц всего

40 000

Остаток на конец месяца

2 000

Процент ТЗР (5 800/42 000 х 100%)

13,81%

Списано ТЗР за отчетный месяц всего

5 524

Остаток ТЗР на конец месяца (п. 3 — п. 8)

Вариант 3. Применяется только для товаров:

  • стоимость доставки включается в расходы текущего месяца независимо от того, проданы товары или нет;

  • остальные ТЗР, относящиеся к товарам, учитываются или по Варианту 1, или по Варианту 2.

При этом выбранный вариант учета ТЗР надо закрепить в учетной политике по бухгалтерскому учету.

Налоговый учет транспортно-заготовительных расходов

Вариант 1. Включать ТЗР непосредственно в стоимость материалов (товаров).

Если ТЗР относятся к одному наименованию материалов (товаров) — вся их сумма включается в стоимость этих материалов (товаров). Например, когда на одном автомобиле были доставлены материалы (товары) одного наименования, вся стоимость доставки будет включена в стоимость этих материалов (товаров).

Если ТЗР относятся к нескольким наименованиям материалов (товаров) — сумма ТЗР распределяется между разными материалами (товарами) пропорционально их стоимости.

Вариант 2. ТЗР учитываются отдельно от покупной стоимости материалов (товаров) и по итогам отчетного периода распределяются между материалами (товарами), отпущенными в производство или эксплуатацию (проданными), и их остатком на складе. В налоговые расходы списывается та часть ТЗР, которая относится к отпущенным в производство (эксплуатацию) материалам или проданным товарам.

При этом расчет суммы ТЗР производится отдельно по каждому наименованию материалов (товаров) по формуле:

Сумма ТЗР по материалам (товарам), отпущенным в производство или эксплуатацию (проданным) = Стоимость материалов (товаров), отпущенных в производство или эксплуатацию (проданных) за отчетный (налоговый) период Х (Сумма ТЗР, приходящихся на остаток материалов (товаров) на складе на начало отчетного (налогового) периода + Сумма ТЗР за текущий отчетный (налоговый) период)/ (Стоимость материалов (товаров), отпущенных в производство или эксплуатацию (проданных) за отчетный (налоговый) период + Стоимость остатка материалов (товаров) на складе на конец отчетного (налогового) периода).

Вариант 3. Применяется только для товаров. Все ТЗР, кроме стоимости доставки товаров до склада (транспортных расходов), единовременно учитываются в составе прочих расходов. В частности:

  • стоимость страхования — на дату уплаты страховой премии страховщику;

  • таможенные пошлины — на дату их уплаты;

  • вознаграждение посреднику — на дату подписания отчета посредника (акта).

Сумма транспортных расходов списывается на расходы в части, приходящейся на реализованные в отчетном (налоговом) периоде товары, в сумме, которая определяется по формуле:

Сумма транспортных расходов по проданным товарам = Стоимость товаров, проданных за отчетный (налоговый) период Х (Сумма транспортных расходов, приходящихся на остаток товаров на складе на начало отчетного (налогового) периода + Сумма транспортных расходов за текущий отчетный (налоговый) период)/ (Стоимость товаров, проданных за отчетный (налоговый) период + Стоимость остатка товаров на складе на конец отчетного (налогового) периода).

Если ТЗР относятся одновременно и к материалам, и к товарам, при этом ТЗР по товарам учитываются по Варианту 3, то сумму ТЗР надо распределить между товарами и материалами пропорционально их стоимости. ТЗР, относящиеся к материалам, затем учитываются по Варианту 1 или 2.

Выбранный вариант учета надо закрепить в налоговой учетной политике. Причем по товарам выбранный вариант учета ТЗР надо применять минимум в течение двух лет.

Понятие и виды транспортных расходов

Большинство компаний, занятых производственной или торговой деятельностью, пользуются услугами транспортных компаний или имеют собственный автопарк. При покупке активов организация также несет другие сопутствующие издержки, которые вместе с затратами на доставку образуют транспортно-заготовительные расходы (ТЗР).

Каждая компания обязана внести и утвердить в учетной политике перечень расходов, которые следует впоследствии относить к ТЗР. Для этого нужно использовать НПА из следующего списка:

  1. ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утв. приказом Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н).

В п. 6 этого документа приведены затраты, связанные с заготовкой и доставкой МПЗ до места их использования. Это:

  • затраты, связанные с заготовкой и доставкой;
  • затраты, связанные с содержанием персонала предприятия, занятого заготовкой и хранением;
  • услуги по транспортировке МПЗ до места их использования;
  • проценты, начисляемые в рамках займов от партнеров по бизнесу;
  • проценты, начисленные в рамках кредитов на приобретение МПЗ при условии, что эти проценты сформированы до момента учета МПЗ.
  1. Методические указания по учету материально-производственных запасов (утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н).

В п. 70 методических указаний содержится перечень ТЗР, которые можно причислять к приобретению материалов. В этот список включены следующие виды расходов:

  • по погрузке и транспортировке, если они оплачиваются вне основной стоимости материалов;
  • на оплату труда, социальные взносы и командировки работников, занятых заготовкой и хранением материалов;
  • по содержанию реально использующихся складских помещений;
  • по оплате услуг посреднических компаний и индивидуальных предпринимателей;
  • по оплате услуг хранения до того момента, когда МПЗ прибудут к покупателю;
  • по процентам, начисленным в рамках кредитов на приобретение МПЗ, если эти проценты начислены до момента учета МПЗ;
  • по суммам потерь в пути, если их размер находится в пределах нормативов на естественную убыль;
  • прочие расходы.
  1. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).

В классификаторе есть раздел «Транспортировка и хранение», в нем приводится список транспортных услуг, на который следует ориентироваться. Дело в том, что НК РФ не содержит формулировки, что относится к такому виду расходов. Поэтому при организации бухгалтерского и налогового учета нужно создать и утвердить в учетной политике идентичный перечень транспортных услуг.

Следует учесть, что для бухучета большое значение имеет вид ТЗР. А именно:

  • ТЗР, обусловленные приобретением материалов;
  • ТЗР, обусловленные приобретением товаров:
    • в торговой компании;
    • неторговой компании;
  • ТЗР, обусловленные реализацией готовой продукции либо товаров.

Отметим особенности бухучета для каждого вида.

ТЗР при покупке материалов

ПБУ 5/01 определяет, что ТЗР включаются в фактическую стоимость материалов (пп.6, 11). Пунктом 83 методических указаний допускается использование трех способов записи ТЗР в условиях покупок. Компании предписано выбрать один из указанных ниже способов и внести его в учетную политику предприятия.

  1. Для отражения используется 15-й счет «Заготовление и приобретение материалов».

Кроме упомянутого 15-го счета при данном способе и при применении учетных цен используется и 16-й счет «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Учетные цены могут быть взяты из следующих категорий:

  • договорные цены (при этом в них не должны быть учтены сопутствующие затраты на заготовку и доставку);
  • цены, действовавшие в прошлых периодах;
  • запланированные цены;
  • средние цены, действующие по определенной группе МПЗ.

Для того чтобы показать, какие записи делаются при приходе и списании материалов, составим следующую таблицу:

Суть записи

Дт

Кт

Записываем стоимость полученных материалов на основании поступивших первичных документов от партнера (по ценам приобретения)

60, 71, 76

Записываем ТЗР на основании полученных от поставщика первичных документов (п. 85 методических указаний)

60, 71, 76

Приходуем материалы, используя учетные цены

Списываем сумму, образовавшуюся в виде положительной разницы между фактической ценой и учетной

Если образовалась отрицательная разница, то запись будет обратная

Делаем запись по списанию материалов в производство, используя учетную цену

20, 23

Записываем разницу между фактической и учетной стоимостью переданных покупателю МПЗ, если эта разница положительна. В противном случае аналогичная проводка сторнируется.

20, 23

При формировании приведенной таблицы были использованы, кроме уже описываемых, следующие счета:

  • 10-й — «Материалы»;
  • 20-й — «Основное производство»;
  • 23-й — «Вспомогательные производства»;
  • 60-й — «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
  • 71-й — «Расчеты с подотчетными лицами»;
  • 76-й — «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

В пункте 87 методических указаний приведены формулы, по которым ведется расчет процента списания ценовых отклонений. Порядок расчета следующий:

К = (Откл0 + Откл1) / (М0 + М1) × 100,

где

К — размер отклонения в процентах;

Откл0 — размер отклонения в начале месяца (остаток);

Откл1 — размер отклонения, накопленного в течение месяца;

М0 — объем материалов в начале месяца в учетных ценах;

М1 — объем поступивших материалов в течение месяца в учетных ценах.

Откл2 = К × М2,

где

Откл2 — размер отклонений, которые можно списать на расходы;

М2 — объем материалов в учетных ценах, который списан на расходы.

  1. Для отражения используется специальный субсчет на 10-м счете «Материалы».

Для таких обстоятельств приведем следующую табличную форму по записям:

Суть записи

Дт

Кт

Отражаем стоимость материалов по ценам приобретения на основании первичных документов от партнера

60, 71, 76

Отражаем ТЗР на основании первичных документов от партнера (п. 85 методических указаний)

10, субсчет «ТЗР»

60, 71, 76

Списываем материалы в производство

20, 23

Списываем ТЗР пропорционально стоимости материалов, образовавшееся в конце месяца

20, 23

10, субсчет «ТЗР»

Указанные выше формулы могут применяться и в этом случае. При этом выбранный расчетный метод следует утвердить в учетной политике.

  1. ТЗР напрямую включаются в фактическую стоимость материалов.

Данный способ доступен лишь тем компаниям, у которых перечень используемых материалов невелик и есть группы материалов, которые занимают превалирующий объем в общем их количестве. Иначе говоря, если ТЗР приходятся на такие запасы, то такие расходы войдут в стоимость единицы материала.

Также информацию по учету материалов ищите в статье «Бухгалтерские проводки по учету материалов».

ТЗР при покупке товаров

Когда ведется закупка товаров, соответствующие случаю транспортные расходы могут учитываться тоже разными способами, которые зависят от того, какой деятельностью занимается компания.

Так, торговым компаниям, разрешается выбрать способ учета из следующего перечня:

  1. ТЗР включены в себестоимость товаров (п. 6 ПБУ 5/01): Дт 41, субсчет «ТЗР» Кт 60.

Если для учета товаров используют 15-й счет «Заготовление и приобретение материальных ценностей», то запись будет такова: Дт 15 Кт 60.

  1. ТЗР включены в расходы на реализацию товаров (п. 13 ПБУ 5/01), при этом такие расходы:
  • разбрасываются между теми товарами, которые реализованы, и теми, которые остались на складе (в описании счета 44, план счетов, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н),
  • списываются на себестоимость в полной мере: Дт 44 Кт 60.

По окончании месяца обусловленные продажей расходы можно списать на себестоимость. Запись при этом будет такова: Дт 90, субсчет «Расходы на продажу» Кт 44.

Выбранный способ учета следует обязательно внести в учетную политику предприятия.

В приведенных выше записях в дополнение к уже упоминавшимся приведены следующие счета:

  • 02-й — «Амортизация»,
  • 41-й — «Товары»,
  • 44-й — «Расходы на продажу»,
  • 70-й — «Расчеты с персоналом по оплате труда»,
  • 69-й — «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»,
  • 90-й — «Продажи».

Если используется частичное списание, то в учетную политику надо будет внести метод, который будет применять компания при разделении ТЗР между реализованными товарами и теми, которые остались храниться на складе. Нормативные акты не содержат рекомендаций, какой метод выбирать в разных обстоятельствах. То есть компании вольны его выбирать сами.

Однако можно сориентироваться с помощью формулы, приведенной в ст. 320 НК РФ:

К = (ТР0 + ТР1) / (Т1 + Т2) × 100,

где

К — средний процент ТЗР, которые пришлись на товарные остатки на конец месяца;

ТР0 — затраты на транспорт, которые соответствуют нереализованным товарным остаткам на начало месяца;

ТР1 — затраты на транспорт, понесенные в текущем месяце;

Т1 — стоимость товаров, которые уже куплены и проданы в текущем месяце;

Т2 — стоимость товаров, которые куплены, но не проданы на конец месяца.

ТР2 = К × Т2,

где

ТР2 — затраты на транспорт, которые пришлись на нереализованные товарные остатки на конец месяца;

Т2 — стоимость товаров, которые уже приобретены, но не проданы на конец месяца.

Неторговые организации вправе учесть транспортные расходы в качестве расходов на реализацию. Такое определение содержится в п. 227 методических указаний по учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н. Неторговыми организациями следует считать те компании, которые кроме торговых операций осуществляют другие виды экономической деятельности.

Компании, входящие в данную категорию, вправе выбирать, следует ли разбрасывать затраты между себестоимостью уже реализованных товаров и товарных остатков. Однако на этот счет есть и некоторые рекомендации, содержащиеся в п. 228 методических указаний. Распределять расходы предлагается, если:

  • ТЗР превышают 10% от размера выручки от реализации,
  • ТЗР в течение года неравномерны.

Кроме того, ТЗР учитываются и в фактической стоимости приобретенных основных средств, о чем читайте в статье «Правила ведения учета вложений во внеоборотные активы».

Итоги

Организация для учета транспортных расходов должна использовать тот способ, который оптимально соответствует ее виду деятельности. Он закрепляется в учетной политике, и продуманный выбор поможет до минимума сократить время, затрачиваемое на расчеты разниц между бухгалтерским и налоговым учетом.

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Олеси (г. Энгельс)

ООО «А» занимается продажей промышленного оборудования. Транспортные расходы относит к прямым расходам. Транспортные расходы подтверждаются следующими первичными документами: 1.акт оказания услуг от транспортной организации общей суммой за месяц, выставленный на последнее число месяца, 2.акт оказания услуг от организации сдающей в аренду транспортное средство с экипажем общей суммой, выставленный последним числом месяца, 3. акты оказания услуг от транспортной компании на каждую поставку ООО «А» *помимо товарных накладных на отгрузку товара.

В некоторых случаях выставляет акт выполненных работ с указанием транспортных расходов на доставку и договор об оказании транспортных услуг, по просьбе заказчика. Периодически указывает транспортные расходы отдельной строкой в товарной накладной. Но чаще всего учитывает стоимость доставки в стоимости продукции. В декларации по налогу на прибыль выручка от продажи оборудования указывается в строке «выручка от реализации покупных товаров», а выручка от оказания транспортных услуг отражается по строке «выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства».

Правомерно рассчитать процент выручки от реализации покупных товаров в общей сумме выручки, и именно этот процент транспортных расходов отнести к прямым относящимся к торговой деятельности и распределять их на остаток не реализованных товаров? А исходя из процента выручки от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства (транспортных услуг) в общей сумме выручки, процент транспортных расходов отнести к прямым расходам относящимся к оказанным услугам и полностью списывать их на себестоимость услуг, т.к. услуги оказаны полностью?

Хочу отметить, что выявить какая сумма транспортных расходов относится к конкретной поставке невозможно, т.к. акты от поставщиков услуг выставлены на общую сумму за прошедший месяц.

Приобретая материально-производственные запасы, необходимые для осуществления своей деятельности, организации несут различные сопутствующие расходы, а именно на транспортировку и страховку груза, оплату услуг морского порта, комиссионные брокеру, таможенные платежи. Такие расходы носят название — транспортно-заготовительные расходы. В данном разделе рассмотрим: понятие транспортно-заготовительных расходов, состав ТЗР, а также порядок их отражения в бухгалтерском и налоговом учете организации.

В соответствии с п. 70 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н (далее — Методические указания N 119н), транспортно-заготовительные расходы (далее — ТЗР) — это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию.

В состав ТЗР входят: — расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору; — расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, включая расходы на оплату труда работников организации, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов, работников специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления (закупки) материалов, работников, непосредственно занятых заготовкой (закупкой) материалов и их доставкой (сопровождением) в организацию, отчисления на социальные нужды указанных работников; — расходы по содержанию специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах заготовок (кроме расходов на оплату труда с отчислениями на социальные нужды); — наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным посредническим организациям; — плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях; — плата по процентам за предоставленные кредиты и займы, связанные с приобретением материалов до принятия их к бухгалтерскому учету; — расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов; — стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча) в пределах норм естественной убыли; — другие расходы.

Организации вправе установить свой более подробный перечень таких расходов, используя Примерную номенклатуру ТЗР, приведенную в Приложении 2 Методических указаний N 119н, и утвердить его в своей учетной политике. В бухгалтерском учете организации затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов (далее — МПЗ) до места их использования согласно п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденному Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н (далее — ПБУ 5/01), учитываются в стоимости приобретаемого сырья. Затраты по заготовке и доставке МПЗ, в частности, включают в себя: — расходы по страхованию; — затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения организации; — затраты за услуги транспорта по доставке МПЗ до места их использования, если они не включены в цену МПЗ, установленную договором; — начисленные проценты по кредитам, предоставленным поставщиками (коммерческий кредит); — начисленные до принятия к бухгалтерскому учету МПЗ проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этих запасов.

Наряду с производственной деятельностью организации могут осуществлять торговую деятельность, например розничная продажа алкогольных напитков, сигарет, соков, минеральной воды и так далее. Согласно п. 13 ПБУ 5/01 такие организации могут затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, включать в состав расходов на продажу. В соответствии с п. 83 Методических указаний N 119н ТЗР принимаются к учету путем: — отнесения ТЗР на отдельный счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» согласно расчетным документам поставщика; — отнесения ТЗР на отдельный субсчет к счету 10 «Материалы»; — непосредственного (прямого) включения ТЗР в фактическую себестоимость материала. Это целесообразно в организациях с небольшой номенклатурой материалов, а также в случаях существенной значимости отдельных видов и групп материалов.

Если же организация приобретает материалы для перепродажи и включает расходы по доставке таких материалов на склад в издержки обращения, то она должна учитывать ТЗР по дебету счета 44 «Расходы на продажу», а в дальнейшем списать данные расходы в дебет счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж». Выбранный метод учета расходов по заготовке и доставке МПЗ в обязательном порядке должен быть отражен в учетной политике организации, используемой для целей бухгалтерского учета. Пример. Организация ООО «Омега» для последующей перепродажи приобрела партию материалов на общую сумму 11 800 руб. (в том числе НДС 18% — 1800 руб.). Расходы по доставке товаров до склада составили 2360 руб. (в том числе НДС 18% — 360 руб.).

Предположим, что учетной политикой ООО «Омега» предусмотрено, что расходы по доставке включаются в стоимость материалов, а формирование себестоимости производится с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». Тогда в бухгалтерском учете ООО «Омега» будут сделаны следующие записи: Дебет счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 10 000 руб. — отражена покупная стоимость материалов; Дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 1800 руб. — учтен НДС по приобретенным материалам; Дебет счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — 2000 руб. — учтены в стоимости материалов расходы по их доставке; Дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — 360 руб. — учтен НДС по доставке материалов; Дебет счета 10 «Материалы» Кредит счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» — 12 000 руб. (10 000 руб. + 2000 руб.) — отражена фактическая себестоимость товаров, поступивших на склад; Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС», Кредит счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» — 2160 руб. (1800 руб. + 360 руб.) — принят к вычету НДС; Дебет счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит счета 51 «Расчетные счета» — 14 160 руб. (11 800 руб. + 2360 руб.) — погашена задолженность по оплате материалов и услуг по их доставке. Допустим, что учетной политикой ООО «Омега» предусмотрено, что расходы по доставке и заготовке материалов учитываются в составе расходов на продажу. В бухгалтерском учете это будет отражено следующим образом: Дебет счета 10 «Материалы» Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 10 000 руб. — отражена покупная стоимость материалов; Дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 1800 руб. — учтен НДС по приобретенным материалам; Дебет счета 44 «Расходы на продажу» Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — 2000 руб. — отражены расходы по доставке материалов; Дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — 360 руб. — учтен НДС по доставке материалов; Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС», Кредит счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» — 2160 руб. (1800 руб. + 360 руб.) — принят к вычету НДС; Дебет счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит счета 51 «Расчетные счета» — 14 160 руб. (11 800 руб. + 2360 руб.) — погашена задолженность по оплате материалов и услуг по их доставке. В соответствии с п. п. 87, 88 Методических указаний N 119н ТЗР, относящиеся к материалам, отпущенным в производство, на нужды управления и на иные цели, подлежат ежемесячному распределению пропорционально учетной стоимости материалов, исходя из отношения суммы остатка величины ТЗР на начало месяца (отчетного периода) и текущей суммы ТЗР за месяц (отчетный период) к сумме остатка материалов на начало месяца (отчетного периода) и поступивших материалов в течение месяца (отчетного периода) по учетной стоимости. Полученное в результате значение, умноженное на 100, дает процент, который следует использовать при списании ТЗР на увеличение учетной стоимости израсходованных материалов.

Для облегчения выполнения работ по распределению ТЗР в стоимости материалов допускается применять следующие упрощенные варианты: — при небольшом удельном весе ТЗР (не более 10% к учетной стоимости материалов) их сумма может полностью списываться на счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и увеличение стоимости проданных материалов; — удельный вес ТЗР (в процентах к учетной стоимости материала) может округляться до целых единиц; — в течение текущего месяца ТЗР могут распределяться исходя из удельного веса (в процентах к учетной стоимости соответствующих материалов), сложившегося на начало данного месяца.

Если это привело к существенному недосписанию или излишнему списанию ТЗР (более пяти пунктов), в следующем месяце сумма списываемых (распределяемых) ТЗР корректируется на указанную сумму прошлого месяца; — ТЗР могут распределяться пропорционально их удельному весу (нормативу), закрепленному в плановых (нормативных) калькуляциях, к учетной стоимости используемых материалов. При этом если фактические размеры ТЗР отличаются от нормативных, в следующем месяце (отчетном периоде) сумма распределяемой суммы ТЗР корректируется, то есть увеличивается на недосписанную сумму или уменьшается на сумму, излишне списанную в прошлом месяце (отчетном периоде).

Остатки ТЗР на начало каждого месяца (отчетного периода) рассчитываются исходя из удельного веса (норматива) ТЗР, предусмотренных в плановых (нормативных) калькуляциях, к фактическому наличию материалов в учетных ценах; — ТЗР могут ежемесячно (в отчетном периоде) полностью списываться на увеличение стоимости израсходованных (отпущенных) материалов, если их удельный вес (в процентах к договорной (учетной) стоимости материалов) не превышает 5%. Выбор метода распределения расходов на продажу устанавливается организацией самостоятельно и закрепляется в ее учетной политике.

Порядок отражения ТЗР в налоговом учете организации зависит непосредственно от условий договора с поставщиком. Суммы расходов на доставку покупных товаров (материалов), предназначенных для дальнейшей реализации, до склада в случае если эти расходы не включены в цену приобретения таких материалов, относятся к прямым расходам согласно ст. 320 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ). Все остальные расходы, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

Сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке: 1) определяется сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце; 2) определяется стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца; 3) рассчитывается средний процент как отношение суммы прямых расходов к стоимости товаров; 4) определяется сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца. Пример. Организация ООО «Мир» учитывает расходы по доставке материалов в составе расходов на продажу. Допустим, что остаток по счету 44 «Расходы на продажу» на начало текущего месяца составил 20 000 руб., расходы на доставку товаров от поставщика за текущий месяц равны 40 000 руб. Остаток материалов на начало текущего месяца составил 100 000 руб.

За текущий месяц поступило материалов для перепродажи на сумму 500 000 руб., реализовано товаров на сумму 400 000 руб. Следовательно, остаток нереализованных материалов на конец текущего месяца будет равен: 200 000 руб. (100 000 руб. + 500 000 руб. — 400 000 руб.). Сумма транспортных расходов, которая должна быть списана за текущий месяц, рассчитывается следующим образом: 1) сумма остатка транспортных расходов на начало месяца и транспортных расходов, осуществленных в отчетном месяце, составит: 60 000 руб. (20 000 руб. + 40 000 руб.); 2) сумма товаров, реализованных в текущем месяце, и остатка нереализованных товаров на конец месяца будет равна: 600 000 руб. (400 000 руб. + 200 000 руб.); 3) средний процент транспортных расходов по отношению к общей стоимости товаров составит: 10% ((60 000 руб. / 600 000 руб.) x 100%); 4) сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, на конец текущего месяца будет равна: 20 000 руб. (200 000 руб. x 10%); 5) сумма транспортных расходов, которая будет уменьшать облагаемую базу по налогу на прибыль в текущем месяце, составит: 40 000 руб. (20 000 руб. + 40 000 руб. — 20 000 руб.).

В бухгалтерском учете ООО «Мир» списание транспортных расходов за текущий месяц отразится следующей проводкой: Дебет счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж», Кредит счета 44 «Расходы на продажу» — 40 000 руб. — списаны транспортные расходы на себестоимость продаж. Таковы основные особенности отражения транспортно-заготовительных расходов в бухгалтерском и налоговом учете организации.

Получить персональную консультацию Антона Денисова в режиме онлайн очень просто — нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.

Основным положением по учету материалов в организациях процент списания транспортно-заготовительных расходов предусмотрено определять как отношение суммы остатка этих расходов на начало месяца и текущих расходов за месяц к сумме остатка материалов на начало месяца и поступивших материалов, умноженное на 100%. Таким образом, производится распределение транспортно-заготовительных расходов между объектами учета пропорционально стоимости израсходованных материалов (см. расчет).  
Распределение транспортно-заготовительных расходов. Израсходованные материалы списывают по направлениям затрат в учетных ценах (в нашем примере учетными ценами являются договорные цены).,  
V 100 / Расчет распределения транспортно-заготовительных расходов  
Для правильной организации учета, точности калькулирования себестоимости продукции нужно разработать твердые учетные цены, в качестве которых лучше всего принять оптовые цены, и порядок распределения транспортно-заготовительных расходов. Как показывает опыт работы обувных предприятий России и Украины, с целью глубокого анализа причин изменения себестоимости транспортно-заготовительные расходы следует выделить в самостоятельную статью калькуляции. Это даст возможность обоснованно пересчитывать базисную калькуляцию в отчетах о себестоимости.  
Распределение транспортно-заготовительных расходов (ТЗР)  
Зона 3. Распределение транспортно заготовительных расходов (ТЗР) .  
Распределение транспортно-заготовительных расходов  
Второй метод предполагает установление нормативной цены на уровне закупочной. В этом случае транспортно-заготовительные расходы будут составлять отклонение фактических затрат от норматива. Распределение отклонений и их отнесение на себестоимость продукции производится аналогично первому случаю.  
В случаях установления в ходе проверки годового бухгалтерского отчета занижения доходов или финансовых результатов при отнесении на издержки производства не связанных с ним затрат исправление в бухгалтерский учет и отчетность за прошлый год не вносится, а отражается в текущем году как прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном периоде, в корреспонденции со счетами, по которым допущены искажения. Исправления неправильного исчисления затрат на производство, допущенного в результате того, что распределение отклонений фактической себестоимости сырья и материалов от их учетной (плановой) себестоимости (транспортно-заготовительных расходов) было  
Операция 41. На основании данных по движению товарно-материальных ценностей по счету 10-10 «Транспортно-заготовительные расходы» произведите распределение транспорт-но-заготовительных расходов, отразите в ведомости ф. № 7-ПР и в журнале хозяйственных операций.  
Списание отклонений по транспортно-заготовительным расходам на счет 10 с распределением по видам сырья и материалов  
Аналитический учет по счетам 10, 15, 16 ведется, как правило, с открытием субсчетов в разрезе видов заготовляемых сырья, материалов, комплектующих. При этом по счету 10 открывается специальный распределительный (транзитный) субсчет для транспортно-заготовительных расходов. По этому субсчету в течение бюджетного периода производится отражение нормативной величины ТЗР (по дебету) с одновременным распределением (по кредиту) в дебет других субсчетов счета 10 (то есть по видам продукции). По окончании бюджетного периода в дебет (кредит) данного субсчета списывается со счета 79 величина отклонений по ТЗР с одновременным же распределением по другим субсчетам счета 10. Таким образом, субсчет ТЗР балансового остатка не имеет, а служит сугубо для аккумуляции агрегированных данных (дебетовый оборот по субсчету) по совокупной величине транспортно-заготовительных расходов, исчисленной по установленным нормам прямых расходов и по фактической величине ТЗР.  
По основным материалам — распределение на производственные затраты части отклонений по стоимости закупки, транспортно-заготовительным расходам, складским расходам  
Они объясняются 1) разной долей кооперированных поставок в общих материальных затратах заводов 2) действием утвержденных для разных поставщиков временных цен различного уровня на совершенно одинаковые полуфабрикаты или комплектующие изделия 3) действием согласованных (но не утвержденных) между поставщиком и покупателем договорных цен на некоторые полуфабрикаты 4) различным уровнем нормативов расхода и использования материалов, вытекающим из различий в уровне техники, технологии и организации производства 5) различием в транспортно-заготовительных расходах 6) различием в использовании возвратных отходов 7) недостатками в организации бухгалтерского учета в части обоснованного распределения затрат по изделиям.  
Условный расчет распределения отклонений и транспортно -заготовительных расходов приведен в приложении 3 к настоящим Методическим указаниям.  
Отдельно учитывается движение (образование и распределение) и остатки транспортно — заготовительных расходов.  
Кроме сводной ведомости движения материалов организация может составлять ведомость распределения (ведомость расхода) материалов, в которой указываются корреспондирующие синтетические счета и субсчета учета расхода материалов в зависимости от направления их использования. Ведомость распределения материалов составляется в стоимостном выражении. Как правило, формирование указанной ведомости осуществляется производственной группой (отделом) бухгалтерской службы. В ведомости распределения (расхода) материалов отражаются транспортно — заготовительные расходы или отклонения между покупной стоимостью материалов и их учетной ценой (при использовании счета Заготовление и приобретение материалов ).  
В случае если величина транспортно — заготовительных расходов, связанных с приобретением (заготовлением) товаров и доставкой их в организацию, составляет значительный удельный вес в общем объеме выручки от продаж товаров (более десяти процентов), а также при их неравномерном уровне в течение года (продукция растениеводства, рыбный промысел и т.п.), то допускается пропорциональное распределение указанных расходов между фактической себестоимостью проданных в данном месяце товаров и их остатком на конец месяца. При этом доля, относящаяся на остаток не проданных к концу месяца товаров,  
На складах органов материально-технического обеспечения (далее для краткости — органов снабжения) железных дорог и их отделений в состав отклонений от учетных цен включают только разницу между принятой учетной ценой и ценой, по которой материал получен от поставщика. Эту разницу для упрощения учета отражают в целом по балансовому счету (№ 05 Материалы , № 08 Запасные части и др.) или субсчету без распределения между отдельными партиями поступившего на склад материала, хотя отклонение для различных партий может быть неодинаковым. Остальные расходы по приобретению, доставке, хранению, отпуску материалов, содержанию складов и органов снабжения учитывают на счете № 16 Транспортно-заготовительные расходы .  
Для учета затрат подсобно-вспомогательной деятельности используют балансовые счета № 16 Транспортно-заготовительные расходы , № 23 Вспомогательные производства , № 29 Обслуживающие производства и хозяйства , а также субсчета к счету № 20 Основное производство 3 Погрузочно-разгрузочные работы и 4 Транспортно-экспедиционные операции . Кроме того, в связи с необходимостью распределения в отдельных случаях части расходов между видами производств или выпускаемой продукции и оказываемых услуг используют счета № 25 Общепроизводственные расходы и № 26 Общехозяйственные расходы .  
Следовательно, чтобы отразить фактический расход материалов по себестоимости, необходимо к стоимости списанных материалов по договорным ценам прибавить сумму транспортно-заготовительных расходов. Указанные расходы рассчитывают в два приема. Сначала определяют фактическую сумму транспортно-заготовительных расходов, подлежащую распределению, затем составляют ведомость их распределения. Фактическую сумму транспортно-заготовительных расходов определяют по группам израсходованных материалов и по средним процентам, исчисленным в ведомости № 10. По Станкозаводу они составляют по счетам и субсчетам Основные материалы (счет 10-1) — 4%, Вспомогательные материалы (счет 10-2) — 8%, Топливо (счет 10-3) — 15,6%. Чтобы упростить расчеты и сократить  
Если предприятием используются в учете счета 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16 «Отклонения в стоимости материалов», то распределение отклонений фактической себестоимости от плановой или транспортно-заготовительные расходы и наценки снабженческих организаций осуществляется пропорционально плановой стоимости сырья и материалов как израсходованных на производство продукции, так и списанных на реализацию и отпущенных жилищно-коммунальному и другим непромышленным хозяйствам в течение отчетного периода, а также находящихся в остатке на конец отчетного периода.  
Исправление отчетных данных как текущего, так и прошлого года (после их утверждения) производится в бухгалтерской отчетности, составленной за отчетный период, в котором были обнаружены искажения, причем исправления вносятся в данные за отчетный период (квартал, с начала года). Если не установлен период совершения искажения, исправление отчетных данных производится в аналогичном порядке. Указанный порядок исправления отчетных данных применяется при выявлении искажений отчетных данных в ходе проверок и инвентаризаций, проводимых самой организацией и контролирующими органами. В случаях установления в ходе проверки годового бухгалтерского отчета занижения доходов или финансовых результатов в результате отнесения на издержки производства не связанных с ним затрат, исправление в бухгалтерский учет и отчетность за прошлый год не вносится, а отражается в текущем году как прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном периоде, в корреспонденции со счетами, по которым допущены искажения. Исправления неправильного исчисления затрат на производство, допущенного в результате того, что распределение отклонений фактической себестоимости сырья и материалов от их учетной (плановой) себестоимости (транспортно-заготовительных расходов) было искажено, а также допущено излишнее отражение затрат, относящихся к прошлому отчетному году, производятся записями по дебету счетов учета ценностей в корреспонденции со счетом 80 «Прибыли и убытки».  
В случаях установления в ходе проверки годового бухгалтерского отчета занижения доходов или финансовых результатов в результате отнесения на издержки производства не связанных с ним затрат исправление в бухгалтерский учет и отчетность за прошлый год не вносится, а отражается в текущем году как прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном периоде в корреспонденции со счетами, по которым допущены искажения. Исправления неправильного исчисления затрат на производство, допущенного в результате того, что распределение отклонений фактической себестоимости сырья и материалов от их учетной (плановой) себестоимости (транспортно — заготовительных расходов) было искажено, а также допущено излишнее отражение затрат, относящихся к прошлому отчетному году, производятся записями по дебету счетов учета ценностей в корреспонденции со счетом «Прибыли и убытки».  
Расчет транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) в части, относящейся к израсходованным материальным ценностям, и формирование МБЗ 0140 Расчет плановой стоимости взаимных услуг вспомогательных производств и формирование МБЗ 0141 Распределение расходов на содержание и эксплуатацию оборудования цехов вспомогательного производства и формирование МБЗ 0142 Распределение цеховых расходов цехов вспомогательного производства и формирование МБЗ 0143 Распределение услуг вспомогательных производств и формирование МБЗ  
При распределении величина транспортно-заготовительных расходов анализируется в бухгалтерии по каждому счету.  
Количественные показатели отклонений фактической выдачи материалов от лимитной (гр. 8) определяются автоматически в результате выполнения алгебраических операций (гр. 5 — гр. 6- —j-rp. 7). Общая сумма, подлежащая распределению (гр. 12), определяется также автоматически умножением суммы за материалы с учетом возвращенных (гр. 10) на коэффициент транспортно-заготовительных расходов, исчисляемый заранее, и печатается в табуляграмме как постоянная величина (гр. 11).  
Методы Р. з. устанавливаются основными положениями и отраслевыми инструкциями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции. Транспортно-заготовительные расходы распределяют, как правило, пропорционально покупной стоимости либо весу приобретенных средств произ-ва. В пром-сти для распределения производственных затрат применяются следующие приемы. Основные и вспомогательные материалы, вещественно входящие в готовую продукцию, а также технологич. топливо (если расход их не может быть прямо отнесен на соответствующие объекты калькуляции) распределяются пропорционально нормативному расходу на фактич. объем произ-ва, количеству выработанных полуфабрикатов или готовых изделий, отработанным машино-часам и др. Одним из рекомендуемых приемов распределения расходов на содержание и эксплуатацию оборудования является распределение их пропорционально сметной сумме расходов на фактически отработанное число машино-часов. Накладные расходы цехов и общезаводские расходы распределяют пропорционально времени работы основных производственных рабочих, количеству или себестоимости израсходованного сырья, основным затратам по обработке, всем основным затратам на произ-во и др. общезаводские расходы, кроме того, распределяют пропорционально цеховой себестоимости обработки. В отраслях, выпускающих однородную продукцию, допускается распределение расходов на обслуживание произ-ва и управление пропорционально основной заработной плате производственных рабочих (без прогрессивно-премиальных доплат). Одним из наиболее точных приемов распределения этих расходов является комбинированный метод, при к-ром распределяется не вся сумма их пропорционально одному к.-л. основанию, а для каждой статьи или группы однородных статей устанавливается свой, наиболее подходящий для нее  
По море оплаты счетов поставщиков на основании выписок банка делается запись дебет счета Расчетов с поставщиками и подрядчиками — кредит счета Расчетного счета, Расчетов в порядке зачета взаимных требований или другого счета в зависимости от формы расчетов. На дебет счетов материалов относятся также все транспортно-заготовительные расходы, при этом кредитуется счет Непромышленных произ-в и х-в —- на себестоимость услуг собственного транспорта, счет Прочих счетов в банках — при оплате транспортных издержек чеками из лимитированных чековых книжек и т. п. Строит.-монтажные орг-ции предварительно учитывают эти расходы на счете Заготовительно-складских расходов. Отпуск материалов в произ-во отражается проводкой дебет счета Основного произ-ва, Вспомогательных пронз-в, Цеховых расходов и других счетов производств, затрат —кредит счета Сырья и материалов либо другого счета производств, запасов. Фак-тич. себестоимость этих материалов определяется путем оценки их по твердым учетным ценам и последующего распределения отклонений фактич. себестоимости поступивших материалов (включая остаток их на начало месяца) от их оценки по ценам номенклатуры ценника.  
В журнале-ордере № 10, в строке 8, отражены также суммы транспортно-заготовительных расходов, распределенные на материалы 5500 руб. и на топливо 40 руб. по данным ведомости № 10, раздела 3 Расход и остаток материальных ценностей (см. стр. 291, строка 10, графы 4+5+6 и графу 7).  
После обработки в ВЦ пачек приходных ордеров в бухгалтерию поступают группировочные листки к ним по каждой пачке (см. табл. 6.4.). Верхняя часть группировочного листка имеет данные приходного ордера, дополненные группи-ровочными и суммовыми показателями, нижняя — две зоны зону для отражения бухгалтерской записи по дебету счета № 19 Заготовление и приобретение материальных ценностей и по кредиту счета № 60, субсчет 1 Поставщики материальных ценностей по отфактурованным поставкам и зону для распределения транспортно-заготовительных расходов, включенных в счет поставщика.  
Как уже указывалось, в группировочных листках к приходным ордерам по отфактурованным поставкам приводятся данные о распределении транспортно-заготовительных расходов (ТЗР). Суммы ТЗР, относящиеся к определенному счету% субсчёту и группе материалов, записываются в гр. 13 табл. 6.4 по соответствующей строке. Эти данные переносятся на технический носитель по структуре, приведенной в табл. 6.6.  
Распределение транспортно-заготовительных расходов на заказ № 45 — 3300 руб., на аи-аи № 47 — 7СО руб.-, всего — 5500 щ/б. (порядок расппеделения этих расходов изложен на стр. 349).  
Основание для записей ведомость № 10 (машинограмма-ведомость поступления предметов проката от поставщиков) машинограмма-ведомость распределения транспортно-заготовительных расходов авизо арендатора на сдачу предметов проката арендодателю (с приложенными приемными актами) РТ-14.  
На основании расчета (машинограммы) распределения транспортно-заготовительных расходов или отклонений фактической себестоимости материалов от учетной эти затраты в части, относящейся к израсходованным материалам, списываются на счета 20, 23, 28 с кредита счетов 10, 12 либо 16 в зависимости от их принадлежности.  
Предметом бухгалтерского учета является стоимостный кругооборот (движение) хозяйственных средств в процессе расширенного воспроизводства и их состояние на определенную дату. Методология (концепция) бухгалтерского учета представляет собой систему способов и приемов, их научного обобщения в целях выработки инструментальных средств познания объектов хозяйственной деятельности в их динамике и статике. В практике бухгалтерского учета (как в России, так и за рубежом) применяются и постоянно дополняются различные частные методы фиксирования.и группировки, обобщения, оценки (расчетов) отдельных учетных объектов и показателей. Типичными примерами частных методов являются метод двойной нормы, линейный, остаточной стоимости, уменьшающихся чисел (для начисления амортизации имущества) долевой (для расчета доли инвестора компании) распределения транспортно-заготовительных расходов (для исчисления фактической себестоимости приобретенных в собственность материально-производственных запасов) учета выручки (для учета доходов, поступающих от продажи продукции, товаров, работ, услуг) распределения общепроизводственных и общехозяйст-  
Распределение отклонений фактической себестоимости от плановой, а также транспортно-заготовительных расходов и наценок снабженческих организаций производят пропорциональ-  
К сожалению, основными положениями по учету материалов в организациях предусматривается, что аналитический учет транспортно-заготовительных расходов при определении себестоимости материалов производится обезличенно, а на некоторых малых предприятиях — один раз в квартал условными суммами (вместо предусмотренного ежемесячного списания). Тем самым ослабляется контроль за величиной транспортно-загото-вительных расходов, затрудняется их анализ, а распределение между объектами производственной деятельности по условному признаку искажает уровень себестоимости отдельных видов продукции, работ и услуг.  
Общий размер отчислений определяют по данным ведомости (машинограмме) распределения заработной платы по синтетическим счетам, субсчетам, статьям расхода, заказам. Сумму отчислений записывают с кредита счета № 69 Расчеты по страхованию (субсчет 1 Расчеты по социальному страхованию ) в дебет счетов издержек производства № 16 Транспортно-заготовительные расходы , № 20 Основное производство , № 23 Вспомогательные производства , № 25 Общепроизводственные расходы , № 26 Общехозяйственные расходы , № 29 Обслуживающие производства и хозяйства и т. д.  
В тех случаях, когда транспортно-заготовительные расходы относятся к нескольким поступившим материалам, они предварительно распределяются по этим материалам пропорционально их весу. Распределение этих расходов производится надокументе, по которому они произведены, например на счете транспортной организации, на авансовом отчете.  

Любая организация, занимающаяся покупкой готовой продукции для перепродажи или материалов для изготовления товаров, сталкивается с понятием «транспортно-заготовительные расходы» и необходимостью их учета. Ответственные лица должны быть знакомы не только со спецификой таких затрат, но и всеми возможными вариантами их расчета и последующего распределения.

Перечень ТЗР

Полного перечня ТЗР не существует. Во многом это связано с тем, что характеристика транспортно-заготовительных расходов на разных предприятиях своя, обусловленная спецификой работы организации. В общем же виде в число ТЗР включаются расходы, связанные с:

  • погрузкой и разгрузкой материалов;
  • транспортировкой, не включенной в стоимость товаров;
  • содержанием складских помещений, предназначенных для хранения материалов до момента их использования в производстве;
  • содержанием складских и заготовительных пунктов в местах самих заготовок (за минусом заработной платы и соц. пакета);
  • оплатой работы организаций, оказывающих посреднические, снабженческие или внешнеэкономические услуги (речь идет о наценках и надбавках);
  • пересечением таможенных границ;
  • издержками за хранение материалов в портах, пристанях или ж/д-станциях;
  • командировками, направленными на покупку или заготовку материалов;
  • появлением недостачи или порчи материалов в ходе их транспортировки или хранения (но не больше, чем предусмотренный размер естественной убыли).

Общая сумма ТЗР может включать и другие суммы. Главное, чтобы разновидности затрат подпадали под определение транспортно-заготовительных расходов.

Формулы для налогового учета ТЗР

Говоря о ТЗР, необходимо помнить, что их налоговый учет имеет некоторые нюансы. Причем формула транспортно-заготовительных расчетов будет зависеть от того, является ли организация торговой или осуществляет производство товаров. Но в обоих случаях бухгалтер должен максимально точно определить размер ТЗР для конкретного периода.

Торговые предприятия руководствуются статьей 320 НК РФ. Схема расчета при этом такова:

  1. Рассчитывает процент ТЗР. Формула его определения выглядит следующим образом:

К = (ТР0 + ТР1) / (Т1 + Т2) * 100%, где:

  • К – средний процент ТЗР на оставшиеся товары по окончанию месяца;
  • ТР0 – это те ТЗР, которые приходятся на остаток нереализованных изделий на начало периода;
  • ТР1 – ТЗР, понесенные в рассматриваемом месяце;
  • Т1 – цена приобретения продукции, реализованной в этом периоде;
  • Т2 – стоимость приобретения изделий, которые остались нереализованными.
  1. Вычисляют сумму ТЗР по нереализованным товаров (ТРост), путем умножения полученного коэффициента на остаток товаров на конец месяца.
  2. Далее определяется сумма расходов, пригодная для списания. При этом используется следующая формула ТЗР: ТР0 + ТР1 — ТРост.

Если же речь идет о производстве, то там уже учитываются не товары, а материалы, используемые предприятием.